К вопросу о подготовке будущих педагогов к трансляции обучающимся семейных ценностей в условиях информационного общества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается потенциал и особенности формирования в университете у будущих педагогов профессиональной готовности развивать и транслировать обучающимся семейных ценностей. Актуальность темы обусловливается кризисным состоянием современной семьи и необходимостью трансляции подрастающему молодому поколению ценностей традиционной семьи. Особенностями данного процесса понимаются автором своеобразие современного поколения юношества, специфика деятельности преподавателей педагогических профилей подготовки в университете, а также совокупность целевых, содержательных и процессуальных черт, модифицирующихся в ситуации трансформации аксиосферы современного гражданина. Выделенная автором совокупность личностно-ориентированных, социально-ориентированных, гражданско-ориентированных, художественно-ориентированных, рефлексивно-ориентированных и профессионально-ориентированных групп семейных ценностей целенаправленно формируется в выделенных образовательных условиях семейной коммуникации, досуговой деятельности, общественных объединений, а также организации общего, дополнительного и профессионального образования. Рассмотрены примеры семейного обучения на образовательных платформах с виртуальным наполнением, примеры использования в университетском образовании хакатонов, конкурсов профессионального мастерства, STEAM-проектирования. Обобщенные особенности формирования и трансляции обучающимся семейных ценностей будущими педагогами в университетском образовании (адаптивность под конкретное место, время, объем учебной нагрузки, гибридность, непрерывность, возможность возвращаться к какому-то материалу, персонализированный темп, объем, стиль и сопровождение образования с возможностями самоуправления и его корректировки) вызывают интерес у современных студентов и повышают их профессиональную мотивацию.

Полный текст

Первая четверть XXӀ века подходит к концу и знаменует если не «власть техники над душой человека» (Д. Андреев), то такое значимое ускорение темпов цивилизационного развития, которое обусловлено научно-техническим прогрессом и цифровой трансформацией всех сфер жизнедеятельности человека, т.н. цифровым обществом на основе четырех ведущих технологий: сетей, баз больших данных, алгоритмов и платформ. Взрывообразная динамика электронных средств детерминировала цифровую революцию и трансформацию сферы образования, акселераторами развития которых стали цифровые технологии и телекоммуникационные системы. Мы становимся свидетелями расширения ареала использования искусственного интеллекта, например, ChatGPT (цифровая языковая модель обучения для генерации текста и ответов на вопросы) в 2022 году впервые отмечен соавтором статей в международных высокорейтинговых индексируемых изданиях, например, формирующего списки Scopus издательского дома Elsevier. Иммерсивные технологии, как набор инструментов и методик погружения человека в окружающее пространство с использованием всех органов чувств «(на основе потенциала виртуальной реальности (Virtual Reality, VR), дополненной реальности (Augmented Reality, AR), смешанной реальности (Mixed Reality, MR) и расширенной реальности (Extended Reality, XR)» [1, с. 41], занимают все большее место в образовательной практике и педагогических исследованиях, утрачивая развлекательный характер и развивая образовательный, креативный, футурологический и исследовательский потенциал. Исследователи все большего круга наук (педагогики, психологии, культурологии, кибернетики и т.п.) признают изменение траекторий и способов познания.

«Транснациональные, транскультурные, трансдисциплинарные процессы, происходящие в глобальном информационно-образовательном пространстве, стирают границы между людьми, странами, областями знания, обеспечивая возможность аккумуляции исторического и современного опыта человечества на цифровой основе» [2, с. 68]. Современный уровень цифровизации учебной и профессиональной информации не только категорирует доступность образования и возможность каждого стать конкурентоспособным и получить желаемый им уровень, но и констатирует кризис доверия к его классическим образцам общего (школы) и профессионального (университета) уровней.

Молодежь, особенно представители поколения Z (которых часто называют детьми сети, рожденными в сети) исследователями наделяются разными образными маркерами. Например, В.П. Шалаев использует понятие «бифуркационный человек», который «характеризуется крайней степенью неустойчивости и нестабильности; принципиально не определён в путях своего дальнейшего развития; чрезвычайно чувствителен к внешним, идущим от общества, и внутренним, идущим от чувств и эмоций, малым воздействиям» [3, с. 96]. Вместе с тем обобщенный представитель молодежи характеризуется современными исследователями, акцентируя внимание на таких чертах, как:

  • сочетание разнонаправленных полюсов восприятия (критически и иронично, погруженно-личностно и отстраненно и т.п.);
  • отклонение приоритета / возможности существования единственной версии (абсолюта истины, верной позиции, авторитета личности, проверенного источника информации, достоверности факта);
  • признание истины в прошлом, проверенности временем и достоверности жизнеспособности утраченных ценностей, персонифицированных образцов, исторических раритетов, имен, поступков, их индивидуализированное уважение, принятие, цитирование, эмоциональное приукрашивание (лиризм, романтизм, сентиментализм традиционных человеческих чувств любви, уважения, честности, долга, ответственности), деидеологизация личностных, гендерных, карьерных, профессиональных отношений;
  • оптимистическая перспектива направленности Будущего (личностной, семейной, профессиональной, гражданской, государственной, общечеловеческой).

В силу своей внутренней природы альтернативности нам интересно рассмотреть проявления третьей выделенной нами черты современной молодежи цифрового общества, актуализирующей интерес к утраченным ценностям, то есть ценностям, утратившим в определенную историческую эпоху свое жизнеспособное, интересное для трансляции молодым содержательное ядро [4, с. 80], и актуализированным образовательным контентом, значимым для конкретно-исторической перспективы. Мы рассмотрим данное содержательное наполнение на примере ценности семьи и семейных ценностей.

Своими корнями проблема семьи и семейного воспитания уходит в традиции рассмотрения советской педагогикой (В.И. Гребенников [5], М.В. Богуславский, А.С. Макаренко, Л.В. Мардахаев, В.А. Сухомлинский) и учеными современной школы российского психологического (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, В.А. Петровский) анализа онтогенеза [6] и педагогического семьеведения [7] (М.А. Беляева, Г.Ф. Биктагирова, Р.А. Валеева, В.М. Гребенникова, М.П. Гурьянова, И.Ф. Дементьева, Л.П. Илларионова, А.А. Майер, В.А. Николаев, Р.В. Овчарова). Воспитательный потенциал семьи опосредуется, по утверждению Н.А. Горловой, «деятельностью ребенка во взаимодействии со взрослыми, а направление деятельности педагога определяет характер воспитания и является ведущим в развитии личности ребенка; строится на основе личностного взаимодействия ребенка и педагога; совместная деятельность и общение являются источником развития личности ребенка; при этом развивается не сам по себе ребенок, а целостная система взаимодействия «ребенок – взрослый» [8, с. 57].

Актуальность рассмотрения педагогического потенциала семьи и его популяризации в последнее десятилетие имеет нормативную основу [9–11]. Логичным кажется внимание к этим вопросам Президента РФ В.В. Путина, который провозгласил 2024 год Годом семьи. Этот год «будет посвящен популяризации государственной политики в области защиты семьи и сохранению традиционных ценностей, защите семьи, поскольку во многих западных странах прослеживается тенденция к искажению, подмене понятия семьи в традиционном ее понимании. Эта тема важна как для граждан, так и для и государства. Без семьи, рождения детей и образования любая нация обречена на исчезновение» [12].

Педагогами при характеристике педагогического потенциала семьи и семейного воспитания обычно рассматривались его разные триггеры: роль и влияние [13] воспитателя (Отца, Матери, Деда), регуляторов поведения [14], системы межличностного взаимодействия и взаимовлияния, механизмов взаимодействия с образовательными организации для реализации единых педагогических требований [15], восполнения воспитательных дефицитов (при дезадаптации, девиациях поведения) [16], функционала социальной адаптации [17] и психологического комфорта [18] и т.п.

Выявление совокупности семейных ценностей, к которым необходимо приобщать обучающихся, и определение педагогического инструментария подготовки будущих учителей к трансляции данных ценностей воспитанникам в условиях информационного общества выступает целью нашей статьи.

Социальные ожидания потенциала семейного воспитания реализуются в плоскости трансляции сформированных семейных ценностей растущей личности, как базиса формируемых позднее иных надстраиваемых аксиологических новообразований. Семейные ценности характеризуют особенности смыслового наполнения ценного содержания взаимосвязи духовно-нравственных, эстетических, этнокультурных, трудовых, валеологических вербально-поведенческих характеристик малой социальной группы, основанной на браке и кровном родстве. Семейные ценности проявляются в знаниевых стереотипах, обобщенных образах понимания и толкования, а также в виде традиций, детерминирующих обряды, привычки, навыки бытия, решения конфликтов и т.п., регулирующих личное и общественное поведение и деятельность.

Изменение роли и института семьи в обществе и личностной иерархии ценностей повлекли появление и упроченное существование понятия «кризисное состояние семьи», которое включало ряд проявлений смысла: «невозможность иметь ребенка естественным путем, насилие в семье, сиротство при живых родителях, рост беспризорности, эволюция межличностных отношений в семье (педагогическая слабость семьи, некомпетентность в вопросах воспитания, сужение ее влияния, неавторитетность родителей), быстро меняющиеся факторы рассогласования растущего человека с природой и социумом (алкоголизация, наркотизация, широкое потребление лекарств, нездоровый образ жизни, речевая агрессия, терроризм СМИ, акультуры, рекламы)» [19, с. 11].

Возможность восстановления значимости и влияния воспитательного потенциала семьи соотносится с его четкой структурой, что даст возможность включения выделенных элементов в образовательный процесс (в системе общего (всех уровней), профессионального и дополнительного образования). Рассмотрения семейных ценностей в исторической ретроспективе позволило предложить их авторскую типологию на основе ориентированности семейного воспитания на личность (другого Человека, близкого (родственника, соседа, представителя своей религии) и далекого (представителя другой культуры, религии, расы), на социум (группу, этнос, реальное или сетевое сообщество), на Родину (место рождения, регион, страну, государство: в состоянии войны, мира, в радости, в беде), на Красоту (ценности восприятия, воспроизведения, создания произведений и явлений прекрасного в живописи, театре, кино, музыке и иных видах и жанра искусства, природы и действительности), на внутренний мир (Я-концепцию и ее рефлексию в совокупности самовосприятия, самостроительства, самокритики, самопрезентации и самоанализа актуального и желаемого), на профессию (сферу, уровень и содержание профессиональной подготовки, тип образовательной организации) (см. таблицу 1). Нами предлагаются основными путями трансляции выделенных групп семейных ценностей собственно семейное общение, взаимодействие и совместная внутрисемейная деятельность (С), досуговая семейная деятельность развлекательного, гедонистического, познавательного характера (Д), дополнительное образование как реализация личностного потенциала и мотивированного желания самореализации разного вида потребностей (К), целенаправленная деятельность в общественном объединении (О), разносторонняя образовательная деятельность в образовательных организациях разного уровня по осваиваемым предметным областям, во внеучебной, исследовательской и проектной деятельности самостоятельно или под руководством педагога (У), профессиональная подготовка в школе (профориентация), профессиональной организации и постформальное непрерывное профессиональное совершенствование (П). Автором понимается достаточная условность данного распределения.

 

Таблица 1 – Типология семейных ценностей

Тип ценностей

Содержание ценностей

Путь трансляции

1

Личностно-ориентированный

Добро, забота, честность, справедливость, мудрость, вера, любовь, счастье

С + Д

2

Социально-ориентированный

Долг, жертвенность, честность, истина, поддержка, бережливость, справедливость

С + У + К + О + П

3

Гражданско-ориентированный

Целеустремленность, ответственность, забота о благополучии, беззаветность, готовность служения, уверенность

С + У + К + О + П

4

Художественно-ориентированный

Красота, гармония, поисковая инициатива, креативность, творческий поиск

С + Д + У + К + О + П

5

Рефлексивно-ориентированный

Справедливость, критичность, оптимистичность, честность, эмоциональная открытость

С + Д + У

6

Профессионально-ориентированный

Активность, честность, целеустремленность, трудолюбие, карьерный потенциал, прогностичность, трудолюбие

С + У + К + П

 

При всей условности выделенных путей формирования и трансляции выделенных семейных ценностей и раскрытия их воспитательного потенциала возможность образовательной организации и необходимость профессионального подготовки к семьеведческой деятельности и воспитанию (в личностном и профессиональном наполнении) семейных ценностей у будущих педагогов.

Семьеведческий материал и семейные ценности являются специфическим по нескольким причинам.

Во-первых, может вплетаться в образовательный процесс дозированно с регламентацией по возрастным, этноконфессиональным, психологическим и т.п. особенностям, т.к. на затрагивает интимную сферу личности (которую разные категории людей готовы / не готовы обсуждать публично), что предполагает целевую трансформацию университетского образования будущих педагогов. Важно понимать, что трансляция семейных ценностей не детализируется в нормативном содержании (ФГОС ВО, ООП, Профстандарте) профессионально-педагогического образования, тем более, не подкрепляется потребностями рынка труда и работодателей.

Эти обстоятельства будут требовать от университетских преподавателей готовности работать в условиях неопределенности, что предполагает преодоление трудностей: является эмоционально- и ресурсо-затратным, нежели выполнение профессиональных действий по алгоритму, в привычной ситуации); объективно затрудняется отсутствием объективных критериев оценки полученных результатов; валидации информации; необходимости мониторинга адаптивности студентов к изменяемым условиям.

Во-вторых, не все проблемы воспитания межличностного взаимодействия, формирования и трансляции семейных ценностей пригодны для групповых форм университетского образования, что повлечет содержательную трансформацию профессионально-педагогического образования. Мы выше предприняли попытку иллюстрации современного студента – представителя поколения Z изменяется процесс познания и образования. Даже если имеется понимание объектом познавательного воздействия целесообразности формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, сети, мобильные устройства, открытые образовательные ресурсы кардинально изменяют процесс образования. Ценность образовательной информации нивелируется стремительной скоростью ее устаревания. Открытость информации стимулирует ее применение в образовательных целях без должного критического анализа, что усугубляется методическим эффектом «спойлера», «афористического познания», т.е. опережающего текстовый анализ, подсказывающего и нивелирующего смысл и эмотивность, вброса готового ответа машинного типа. Коммуникация сетевого человека характеризуется размытостью (на занятии преподаватель рассказывает новый материал, а студенты слушают, общаются в социальных сетях и мессенджерах, заполняют запросы в поисковиках, делают заказы на сервисах услуг), что называется и «сетевой соборностью» с ощущением множественности присутствия, и «одиночеством в сети» с безысходностью личностной непреодолимости проблемы. Также появляются принципиально новые языки сетевой коммуникации (tweeting, posting).

И.В. Роберт подчеркивает, что в условиях информатизации образования меняется парадигма, «изменяется структура и содержание образования. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные и методы, широко используемые традиционной методикой обучения» [20, с. 20].

Перспективы трансформации содержательного наполнения университетских курсов, кейсов, практик, ролевых игр семьеведческим материалом, ориентированным на: создание или обновление образовательных пространств и сред (образовательных и психологических семейных сайтов, тренинговых технологий (практикумов), тьюторского сопровождения.

Образовательные платформы имеют большие возможности для преподавателей и студентов, а также могут использоваться в семейном общении и образовательной коммуникации на иностранном языке. Совместное изучение иностранного языка может рассматриваться как способ укрепления взаимодействия в семье, создание благоприятного психологического и комфортного климата и освоения новых видов деятельности. Использование с этой целью средств VR (виртуального пространства) дает возможность увеличить познавательный контент и аудиторию коммуникации. К виртуальным платформам относятся Class VR, Rumii, Engage VR и др. Например, Engage VR, бесплатная образовательная платформа, содержит виртуальное пространство для групповых и индивидуальных занятий, для встреч, обсуждений, способствуя безбарьерной коммуникации, формируя правильность высказывания и иностранном языке, открыто выражая свое мнение без страха ошибок. Виртуальные очки или шлем позволяют анализировать ситуации, смотреть видеоролики, совершать виртуальные экскурсии по достопримечательностям, совершать дружеские визиты в американские семьи на День Благодарения или Пасху, обсуждать совместно просмотренные старые фильмы и концерты. Особенное значение для семейных занятий имеют приложения освоения массивов лексики (VR Learn English, PanoLingo), анализа и решения бытовых, образовательных, профессиональных, игровых кейсов в ситуациях регистрации в отеле, покупки лекарств в аптеке, знакомства в транспорте (VR программа Varvara), общаясь на иностранном языке, варьировать сложность, ситуативность, ролевое разнообразие, эмоциональность реакций членами семьи.

В-третьих, стереотипы и клиповое восприятие молодежи требует трансформации процессуального компонента (методов, средств и форм) образовательного процесса. Появление новых источников и носителей образовательного контента требует модификации педагогического инструментария преподавателя. Электронные образовательные ресурсы (открытый образовательный контент в свободном доступе (ООР, МООК), гаджеты и виджеты, электронные учебные пособия и электронные библиотеки, облачные ресурсы и сервисы (Web 3.0) и виртуальные системы) требуют обновления технологического инструментария и применения иммерсивных технологий, использования искусственного интеллекта и механизмов геймификации, а также систем управления образовательным процессом.

Распространенными и востребованными формами образовательной деятельности становятся междисциплинарные образовательные практики: хакатоны (форумы публичного совместного (преподаватели, студенты, специалисты разных предметных областей, работодатели, представители разных научных школ); профессиональные конкурсы; проектные сессии в технике STEAM-проектирования и т.п. Для развития у будущих педагогов готовности формировать у обучающихся семейные ценности необходимо комплексно наполнить содержание педагогических и специальных дисциплин семьеведческим материалом, а также сформировать компетенции применения разнообразного технологического инструментария, лучше наглядно использованного преподавателями в образовательном процессе профессионально-педагогического образования.

Хакатон «Семья: зона удовольствия или зона ответственности» выступает примером междисциплинарного анализа комплекса проблем молодой семьи. Специалистами разных профилей рассматриваются аспекты заявленной темы хакатона: юристами разработан набор кейсов и дискуссия по вопросам нюансов брачного договора, различий будущего ребенка в семьях с оформленным браком по канонам законодательства и в случае сожительства мужчины и женщины, имущественного наследования; социологами рассмотрены в динамике демографические цепочки, особенности ситуации с рождаемостью в Российской Федерации в разные периоды (в 90-е гг. XX века, в начале XXӀ века и в конце 1 четверти XXӀ века); медиками характеризуются сложности первой беременности и ранних родов, последствия абортов для женского здоровья, генетические заболевания, важность эмоционального единения родителей во время беременности, различные формы совместной ответственности обоих родителей; психологами актуализированы аспекты психологического комфорта в семье, механизмы его поддержания, распределения ролей в семье; педагогами включены игровые моменты составления родословной (до 5 колена), астрологических карт мужа или свекрови, кейсы разрешения на семейном совете проступков детей в разных видах семьи (неполной, с приемным ребенком, без регистрации брака, многопоколенной, с совместным проживанием трех поколений, в ситуации изолированного проживания во время паводка, с отцом, работающим вахтовым методом и т.п.).

Профессиональные конкурсы молодых (будущих) педагогов с заданиями по трансляции семейных ценностей обучающимся. Примером вариантов заданий могут быть кейсы с альтернативным решением и его обязательной аргументацией: «В кванториуме на занятиях робототехники Олегу (12 лет) не хватило набора «Юный робототехник». Педагог рекомендовал Олегу быть экспертом и отслеживать алгоритм выполнения задания. Олег заметил, что Никита (13 лет) положил в карман одну деталь из набора, а свое задание быстро выполнил и собирался уходить домой, так как его уже ожидал приехавший отец. Олег рассказал об увиденном педагогу. Задание: Смоделируйте различные варианты развития ситуации и ее последствий (эмоциональных, поведенческих, психологических, управленческих, юридических, педагогических – для отца, сына, внутрисемейных и т.п.). Интересной модификацией данного конкурсного задания является возможность его организации в конференц-зале с применением платформы Virtual Speech по алгоритму: 1) Подготовить анализ ситуации в тексте выступления на родительском собрании, на методическом совете классных руководителей, на научном форуме; 2) Спроектировать презентацию сопровождения выступления; 3) Выступить в конференц-зале Virtual Speech (в соответствии со сформулированным заданием конкурсанта; 4) Проанализировать свое выступления на основе предоставленных аудиозаписи речи, слушателей в зале, экспертов разного профиля, педагогов школ, акцентировав внимание на аксиологической, лексической, педагогической и технической (жесты, мимика, зрительный контакт) сторонах публичного выступления студента.

STEAM-проектирование эффективно для реализации междисциплинарного принципа профессионально-педагогического образования, хотя, зародившись в Юго-Восточной Азии, совокупность неродственных технологий объединялись в единый пул для комплексного решения психологических, управленческих или креативных задач развития. Нами потенциал STEAM-проектирования включает проблему формирования и трансляции семейных ценностей в профессионально-педагогическом образовании через краеведческий контекст. Например, события коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны на Орловско-Курском направлении в городе Первого салюта Орле в год их 80-летнего юбилея выступают основой проектной сессии – STEAM-альманаха «Судьба семьи в судьбе страны», включающего историческую страницу (военно-историческую реконструкцию), политическую (дебаты «западников» и «славянофилов») «Почему Орёл является городом Воинской славы?» о роли, вкладе, последствиях для военной ситуации и послевоенного развития в регионе, для театра военных действий и мироустройства, онлайн и офлайн педагогическую страницу с видеорядом «Бессмертный полк семьи …», Письмо прадеду, участнику Курской битвы (мастер-класс изготовления и украшения кисета), подарок двоюродному брату, участнику СВО (STEAM-проектирование и изготовление сувенира с родины), а также поэтическую (составление виртуального томика стихов поэтов разных времен о малой родине) и киностраницу (с режиссурой, постановкой и демонстрацией видеофильма (ролика) «Лица Победы» и т.п.).

Обобщенными характеристиками модификации современных инструментов преподавателя в современном профессиональном образовании будущих педагогов в университете для формирования и трансляции ими обучающимся семейных ценностей можно назвать: возможность адаптироваться под конкретное место, время, объем учебной нагрузки (перевернутый класс); гибридность (смешанность всех известных и возможных форматов); непрерывность (востребованность обучающих практик в ситуации практической необходимости в нужном для решения данного затруднения объеме; возможность возвращаться к пропущенному, забытому, вызвавшему затруднение контенту); персонализированный темп, объем, стиль и сопровождение образования с возможностями самоуправления и его корректировки, для формирования личной ответственности за получаемый образовательный результат.

В результате исследования можно сделать вывод о необходимости в университете целенаправленного формирования и трансляции обучающимся будущими педагогами семейных ценностей. В данной статье рассматривается потенциал и особенности формирования в университете у будущих педагогов профессиональной готовности развивать и транслировать обучающимся ценностей традиционной семьи. Особенностями образовательного процесса автором названы: своеобразие современного поколения юношества, специфика деятельности преподавателей педагогических профилей подготовки в университете, а также совокупность его целевых, содержательных и процессуальных черт, модифицирующихся в ситуации трансформации аксиосферы современного гражданина. Выделенная совокупность личностно-ориентированных, социально-ориентированных, гражданско-ориентированных, художественно-ориентированных, рефлексивно-ориентированных и профессионально-ориентированных групп семейных ценностей целенаправленно формируется в выделенных образовательных условиях семейной коммуникации, досуговой деятельности, общественных объединений, а также организаций общего, дополнительного и профессионального образования. Рассмотренные примеры семейного обучения на образовательных платформах с виртуальным наполнением, примеры использования в университетском образовании хакатонов, конкурсов профессионального мастерства, STEAM-проектирования, актуализировали особенности формирования и трансляции обучающимся семейных ценностей будущими педагогами в университетском образовании (адаптивность, гибридность, непрерывность, возможность возвращаться к какому-то материалу, персонализированность) и проиллюстрировали интерес у современных студентов, повышающий их профессиональную мотивацию.

×

Об авторах

Марина Ивановна Алдошина

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Автор, ответственный за переписку.
Email: maraldo57@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, исполняющий обязанности заведующего кафедрой технологии и предпринимательства

Россия, г. Орёл

Список литературы

  1. Давыдова Д., Курганов А.А., Ляпунов В.Е., Гильванов Р.Г. Применение иммерсивных технологий в образовательном процессе вуза // Интеллектуальные технологии на транспорте. 2023. № 2. С. 41–49. doi: 10.24412/2413-2527-2023-234-41-49.
  2. Колесникова И.А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма // Высшее образование в России. 2019. № 8–9. С. 67–82. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-67-82.
  3. Шалаев В.П. Глобализация, постмодерн, бифуркационный человек – маркеры переходной истории // Сервис plus. 2008. № 2. С. 96–105.
  4. Алдошина М.И. Формирование профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 79–87. doi: 10.15293/1813-4718.2001.08.
  5. Гребенников И.В. Школа и семья: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  6. Илларионов С.В., Илларионова Л.П. Социально-педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие. М.: Перспектива, 2014. 98 с.
  7. Майер А.А., Гошин М.Е., Лыкова И.А. Факторный анализ традиций семейного воспитания: социально-педагогический контекст // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 71–80.
  8. Горлова Н.А. Педагогика личности: учеб. пособие. М.: Русайнс, 2020. 204 с.
  9. Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71057260.
  10. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно нравственных ценностей: указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
  11. О плане мероприятий по реализации в 2021–2025 гг. Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 16.09.2021 № 2580-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/402822527.
  12. Президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому 2024 год объявляется Годом семьи [Электронный ресурс] // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/11289.
  13. Биктагирова Г.Ф., Валеева Р.А., Биктагиров Р.Р. Семейные традиции: вопросы теории и социального проектирования: монография. Казань: Отечество, 2012. 229 с.
  14. Потаповская О.М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России // Вестник Православного Свято-Тихоновского университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 110–138.
  15. Лыкова И.А., Майер А.А. Систематизация традиций семейного воспитания: социально-педагогический классификатор // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 5. С. 200–224. doi: 10.15293/2658-6762.2205.11.
  16. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). С. 173–178.
  17. Чэнь Ч., Куликова С.В., Гуманистические традиции семейного воспитания в России и Китае: монография. Волгоград: Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2017. 140 с.
  18. Буртонова И.Б. Воспитательный потенциал семьи в системе социально-педагогической работы дошкольного учреждения // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 5. С. 176–185.
  19. Алдошина М.И. Формирование этноэстетической культуры: методология, модель, методика: монография. М.: Издательство МГОУ, 2008. 263 с.
  20. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Алдошина М.И., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах