Изучение дисциплины «Бережливое производство» как условие подготовки специалистов для промышленного сектора экономики
- Авторы: Хаертдинова А.А.1, Маляшова А.Ю.1, Гадельшина С.В.1
-
Учреждения:
- Казанский национальный исследовательский технологический университет
- Выпуск: Том 12, № 3 (2023)
- Страницы: 326-330
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/626701
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023123318
- ID: 626701
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Подготовка кадров с использованием инструментов и алгоритмов концепции бережливого производства является актуальной, поскольку повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий является ключевым вопросом развития промышленного сектора экономики. Главным условием успешной реализации данной методологии является наличие профессиональных компетенций у специалистов, внедряющих бережливое производство на предприятиях. Актуализация учебных планов подготовки магистрантов, а также введение в учебный процесс новой дисциплины позволит сформировать специалиста, готового работать в условиях бережливого производства. На кафедре инноватики в химической технологии ФГБОУ ВО «КНИТУ» в учебные планы подготовки магистрантов, обучающихся по направлению Инноватика, введена дисциплина «Бережливое производство». С целью выявления сформированности знаний, умений и навыков внедрения Lean-методологии, а также владения ее инструментами и алгоритмами внедрения на предприятиях авторами статьи проведено анкетное обследование, которое показало, что необходим системный подход к формированию у студентов компетенций в области бережливого производства для повышения их конкурентоспособности на современном рынке труда. Изучение дисциплины «Бережливое производство» позволит сформировать необходимые компетенции в области внедрения Lean-методологии на предприятиях и повысить производительность труда.
Полный текст
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами
Государственная политика Российской Федерации, призванная увеличить производительность труда путем создания условий и разработки мер поддержки производственных предприятий и бизнеса, направленных на оптимизацию процессов, нашла свое отражение в национальном проекте «Производительность труда» [1]. В связи с этим концепция Бережливого производства в области повышения эффективности промышленных предприятий за счет устранения потерь и выявления ценности производственного потока становится эффективным инструментом в достижении высоких результатов и повышении конкурентоспособности предприятий различных отраслей промышленности и их продукции. Разработано большое количество национальных стандартов в области бережливого производства, Федеральный и региональный центры компетенций оказывают поддержку предприятиям, разрабатывая индивидуальные траектории оптимизационных процессов в производственном потоке, тем самым совершенствуя систему производства предприятия [2].
Внедрение концепции бережливого производства предполагает наличие высококвалифицированных кадров, в связи с этим на первый план выходит необходимость подготовки таких специалистов для предприятий промышленности [3–6]. Введение дисциплины «Бережливое производство» в учебные планы подготовки магистров является серьезным шагом в решении данного вопроса. В ФГБОУ ВО «КНИТУ» на кафедре инноватики в химической технологии дисциплина «Бережливое производство» включена в базовую часть учебного плана магистрантов, обучающихся по направлению 27.03.05 Инноватика [7]. Обучение проводится с применением Lean-методологии, в основе которой лежат инструменты бережливого производства и Lean-лаборатория, имитирующая производственный процесс [8]. Дисциплина включает в себя три модуля: традиционная и бережливая концепции производства, инструменты бережливого производства, вытягивающее производство. Модули дисциплины выстроены таким образом, что последовательное изучение каждого из них дает возможность понять и применить теоретические знания на практике в лаборатории, приобретая необходимый навык. Например, модуль «Традиционная и бережливая концепции производства» погружает студентов в изучение всех видов потерь, возникающих в производственном процессе. В лаборатории в процессе деловой игры они могут наглядно увидеть, на каких участках возникают данные потери. В результате изучения модуля «Инструменты бережливого производства» студенты смогут предложить варианты устранения возникающих потерь и увидеть экономический эффект после внедрения инструментов. Модуль «Вытягивающее производство» знакомит студентов со стратегиями устранения издержек, а также логистикой производственных процессов. Данный модуль позволяет выстроить наиболее продуктивную систему логистики, устранить издержки и повысить производительность труда в потоке создания ценности. Таким образом, в процессе изучения дисциплины происходит полное погружение студентов в процесс, и в результате они могут увидеть проблемы в организации производства и принять решение по оптимизации происходящих процессов.
Формирование цели статьи (постановка задания)
Целью данного исследования является изучение уровня подготовки магистрантов и их информированности о принципах и инструментах бережливого производства. Для реализации поставленной цели использовалась методология и методы анализа социологического обследования. В связи с поставленной целью среди обучающихся было проведено анкетное обследование.
Объект исследования – совершенствование образовательного процесса подготовки магистрантов направления Инноватика ФГБОУ ВО «КНИТУ».
Предмет исследования – внедрение дисциплины «Бережливое производство» в образовательный процесс на кафедре инноватики в химической технологии ФГБОУ ВО «КНИТУ».
Анкетное обследование широко используется в случаях, когда надо быстро и без особых затрат получить общее мнение по исследуемой проблеме, опросив определенное количество респондентов [9–11]. При соблюдении особой тщательности к проведению такого обследования можно получить вполне удовлетворительный результат, отвечающий общей тенденции генеральной совокупности [12–15].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов
Анкета представляет собой перечень вопросов, направленных на исследование общего представления у магистрантов о концепции бережливого производства, владения ее инструментами и алгоритмами внедрения на предприятиях.
Первый блок вопросов относится к личности опрашиваемых. Как правило, такой блок вопросов включается в анкету и образует так называемую «паспортичку» для характеристики о категориях респондентов, так как магистранты – это не просто вчерашние выпускники, а люди, уже закончившие бакалавриат и имеющие за плечами определенный опыт работы. Средний возраст магистрантов, принимавших участие в анкетировании, составляет 28,2 лет, из них 58,8% женщины и 41,2% представители сильного пола. Все опрашиваемые – это молодые люди со средним стажем работы 5 лет и являющиеся бакалаврами технических наук.
Основная категория опрошенных – это сотрудники предприятий, не занимающие высоких позиций, из них: сотрудники (64%), это специалисты и сотрудники среднего звена, руководителей оказалось менее четверти опрошенных – 23,5% и прочие категории 11,8%.
В соответствии с данными о том, с какого времени внедряется новая технология на их предприятии, ответ был: 3–4 года. Учитывая, что средний стаж опрошенных составляет пять лет, можно сказать, что все они находятся у истоков внедрения бережливого производства в практику и принимают или готовы принимать участие в реализации данного проекта.
Одним из первых вопросов был вопрос об осведомленности внедрения принципов бережливого производства и применения соответствующих инструментов на их предприятии. Большинство опрошенных (52,9%) имеют представление о данной концепции, но сами никогда не сталкивались с ней. Более трети опрошенных (35,3%) знакомы и занимаются непосредственно внедрением системы бережливого производства на своем предприятии. Из этого следует, что около половины опрошенных из числа рядовых сотрудников (из 64%) уже имеют представление о системе, работают на таких предприятиях, где вводятся соответствующие принципы и инструменты, и обладают определенным минимум компетенций для активного его продвижения (рис. 1).
Рисунок 1 – Структура осведомленности магистрантов о системе «Бережливое производство»
Небольшое количество опрашиваемых оказались не просвещенными в данном вопросе (11,8%) – это как раз тот пласт респондентов, который особенно нуждается в теоретической подготовке, в том числе в рамках обучения в магистратуре. Группа респондентов (52,9%) оказалась в числе тех, кто что-то слышал о концепции бережливого производства, но имеет слабое представление, так как лично не приходилось с этим сталкиваться в жизни. Из этого следует вывод: введение в учебные планы магистров курса по изучению основ бережливого производства имеет высокую актуальность и своевременность, так как многие предприятия и компании хотят применять данную концепцию, но для этого у многих не хватает знаний и теоретической подготовки, полностью отсутствуют практические навыки, присутствует фактор незнания особенностей применения инструментов бережливого производства в своей компании, на своем предприятии.
Анкета содержит 12 открытых опросов, которые обычно применяются при изучении новых и сложных проблем. Использование открытых вопросов позволяет авторам увидеть собственное мнение респондентов по вопросам, которые вызвали у них особый интерес, их собственные интерпретации, а также их мнение по процессу поиска решения. В итоге это усложнило работу по обработке большого разброса индивидуальных ответов, однако, учитывая новизну этой темы для обучающихся и преподавателей, было интересно услышать личное мнение магистрантов.
На вопрос об инициаторе внедрения проекта на предприятии мнение респондентов было практически единодушным. Инициаторами внедрения инструментов бережливого производства в 75% случаях были названы руководители предприятий. В силу того, что методология бережливого производства направлена на улучшение производственных показателей в целом по предприятию, то нет более заинтересованного человека на производстве, чем руководитель. Бережливое производство – не только внедрение инструментов, но и решение вопросов финансовых потоков, налаживание устойчивых отношений с поставщиками и покупателями, разумно, что управление производственным результатом находится в руках руководителя, и он является инициатором таких улучшений.
Реальными причинами внедрения новых технологий организации производства, по общему мнению респондентов (75%), стало наличие большого количества лишней, рутинной работы, увеличивающий производственный цикл, необходимость оптимизации рабочего процесса, для исключения ненужных потерь, сокращения времени доставки и отгрузки продукции, сырья, комплектующих для увеличения продуктивности работы и уменьшения расходов. Все это, по мнению опрошенных, может способствовать увеличению выручки от реализации и максимизировать полученную прибыль.
При этом большинство опрошенных (87,5%) отметили инициаторскую активность в процессе внедрения инструментов бережливого производства самих руководителей, т.е. деятельность руководителя не сводилось лишь к директивным указаниям об инновационных изменениях в управлении производством, а, как отмечают респонденты, они принимают активное участие в вопросах их внедрения и контроля исполнения всех намеченных мероприятий.
Вместе с тем, по мнению опрошенных в создании производственной системы на предприятии активное участие принимают многие сотрудники, т.е. вовлеченность административного персонала, менеджеров различного звена, рядовых исполнителей достаточно широкая. Так ответило большинство респондентов (87,0%), что позволило сделать вывод об информированности персонала о процедурах внедрения инструментов бережливого производства. Стоит отметить, что коммуникации в данном случае – это очень важный факт, способствующий привлечению большого круга трудящихся к популяризации философии бережливого производства как новой системы менеджмента и управления.
Ответ на вопрос «Что удалось сделать на вашем предприятии в рамках внедрения проекта по Бережливому производству?» вызвал особый интерес с точки зрения оценки эффективности методов бережливого производства, применяемых на предприятиях респондентов. Давая оценку внедренным инструментам, магистры показали уровень своей подготовки и знаний в области бережливого производства, тем самым мотивируя преподавателей на концентрацию тех или иных моментов для закрепления имеющихся уже компетенций и формирования новых, в рамках изучаемой дисциплины «Бережливое производство».
Ответ на вопрос «Какие инструменты бережливого производства Вами уже используются?» наиболее популярными оказался инструмент «визуализация», предполагающий доступность всей необходимой для работы информации, так ответили 34,7% участников анкетирования. Одновременно по 19,8% опрошенных считают, что внедрение принципов «5С» – технологии создания эффективного рабочего места и существование системы «Мотивация» наиболее реализуемые принципы и способны дать быстрый и надёжный результат, в силу этого внедрение данных инструментов наиболее желательно и эффективно. Отсутствие стимулов у работников для участия и внедрения любых инновационных процессов на предприятии может поставить под сомнение любые начинания, поэтому всякого рода поощрения за предложенные рационализаторские идеи персонала должны приветствоваться и поощряться.
Меньшей популярностью среди опрошенных пользуются группы, доля которых составила лишь 9,9% и 7,9%. Это инструменты «создание небольших отделов из высококлассных специалистов по развитию производственной системы» и «SMED» быстрая переналадка, предполагающие сокращение потерь при переналадке оборудования. Инструмент «система обучения», на долю которого выпало также 7,9%, тоже считается менее действенным инструментом.
Система «Канбан» и «Встроенное качество» не получили никакой оценки на производствах, либо наши магистранты оказались не осведомленными о результатах внедрения данных систем на своих предприятиях.
Как распределилась структура популярности инструментов, которые используются на предприятиях опрашиваемых, можно видеть на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура использования инструментов бережливого производства на предприятиях респондентов
Основной причиной возникших сложностей при внедрении в производство принципов бережливого производство 87,5% респондентов отметили неприятие новых идей сотрудниками подразделений, страх перед новыми начинаниями, отсутствие знаний, опыта; 12,5% опрошенных пугают непонятные ожидания и неуверенность в себе.
При этом все опрошенные (100%) единодушны в том, что всеобщее обучение персонала принципам бережливого производства является обязательным условием для успешного понимания основополагающих принципов и инструментов данной концепции. Без осознания философии бережливого производства невозможно достигнуть качественных показателей от внедрения инструментов бережливого производства, либо эффективность показателей будет кратковременной.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления
Исходя из проведенного анализа, можно предположить, что концепция бережливого производства представляет несомненный интерес с позиции устранения производственных потерь и оптимизации производственных процессов. Предприятия заинтересованы в освоении и применении инструментов концепции, однако отсутствие необходимых компетенций у сотрудников, а также наличие определенных барьеров затрудняют процесс его внедрения [16–21].
Проведенное анкетирование и полученные при этом результаты будут способствовать совершенствованию рабочей программы дисциплины, что позволит обучающимся освоить профессиональные компетенции повышения производительности труда. С учетом имеющихся ресурсов у ФГБОУ ВО «КНИТУ» и учебных инструментов, можно говорить о готовности информационно-образовательной среды обучать и выпускать востребованных на рынке труда специалистов.
Введение дисциплины «Бережливое производство» в учебные планы подготовки магистрантов и освоение основных инструментов с применением Lean-методологии позволят на выходе получить специалистов с набором знаний, умений и навыков внедрения бережливого производства на предприятиях. Lean-лаборатория, используемая в учебном процессе на кафедре инноватики в химической технологии ФГБОУ ВО «КНИТУ», и имитация производственного процесса позволяют наглядно увидеть, какие потери возникают на тех или иных участках, как их идентифицировать и устранить. Приобретая подобный опыт работы по данной системе обучения, будущие специалисты смогут применять его в условиях производства на промышленных предприятиях.
Об авторах
Альфира Анасовна Хаертдинова
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Email: alfira_gks@mail.ru
кандидат экономических наук, доцент кафедры инноватики в химической технологии
Россия, КазаньАнна Юрьевна Маляшова
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: annamalyashova@gmail.com
старший преподаватель кафедры инноватики в химической технологии
Россия, КазаньСветлана Владимировна Гадельшина
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Email: svetlanaguzhova@yandex.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры инноватики в химической технологии
Россия, КазаньСписок литературы
- Паспорт национального проекта (программы) «Производительность труда и поддержка занятости (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам; протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/72185994.
- Об утверждении Рекомендаций по применению принципов бережливого производства в различных отраслях промышленности: приказ Минпромторга РФ от 20.06.2017 № 1907 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71703634.
- Сафронова К.О., Привалов И.В. Анализ моделей зрелости бережливого производства // Стандарты и качество. 2021. № 3. С. 92–96.
- Тер-Исраелян А.М. Бережливое производство в России: реалии и перспективы // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2015. Т. 1, № 4. С. 96–100.
- Клочков Ю.П. «Бережливое производство»: понятие, принципы, механизмы // Инженерный вестник Дона. 2012. № 2 (20). С. 429–437.
- Седельникова И.М., Кукукина И.Г., Федоров О.В. Методологический подход к оценке результативности концепции «Бережливое производство» в российских промышленных компаниях // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2022. № 2. С. 64–74.
- Султанова Д.Ш., Хаертдинова А.А., Бурганов Р.Ф. Управление инновациями в области повышения производительности труда: монография. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015. 156 с.
- Султанова Д.Ш., Маляшова А.Ю. Развитие направления 27.03.05 «Инноватика» в Казанском национальном исследовательском технологическом университете // Инновации. 2019. № 12. С. 47–50.
- Хаертдинова А.А., Бурганов Р.Ф. Адаптация инновационной концепции управления производством на ОАО «Нижнекамскшина» // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 2. С. 322–325.
- Дубровская Ю.А. Анкетирование студентов как индикатор качества и инструмент совершенствования системы подготовки инженерных кадров // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 93, № 4. С. 136–142.
- Воротилова Т.В. Анкетирование студентов как неотъемлемый элемент объективной оценки качества образовательного процесса в вузе // Юридическое образование и наука. 2018. № 4. С. 16–19.
- Сухристина А.С., Зиятдинова Ю.Н. Оценка обучения в российском вузе: состояние и проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2017. Вып. 56, ч. 8. С. 235–241.
- Цыцора В.Я., Лукиенко Л.В., Каменский М.Н. Анкетирование студентов как фактор активизации учебной деятельности и преподавателя, и студентов // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. № 4. С. 76–81.
- Щадрина Э.М., Гайворонская Т.В. Анкетирование студентов – метод измерения качества образования // Евразийское научное объединение. 2018. № 4–2 (38). С. 151–152.
- Демина Е.В., Карпушина Н.Д., Гущина Л.И. Процессный подход, сетевое планирование, бережливое производство, управление проектами при реализации образовательного процесса // T-COMM: телекоммуникации и транспорт. 2016. Т. 10, № 1. С. 54–57.
- Вумек Д., Джонс Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М.: Альпина Паблишер, 2020. 472 с.
- Лайкер Д., Хосеус М. Корпоративная культура Toyota. М.: Альпина Паблишер, 2020. 354 с.
- Седельникова И.М., Якушева А.М. Бережливое производство как фактор повышения производительности труда // Современные проблемы внедрения элементов бережливого производства: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Ульяновск: УлГТУ. 2021. С. 140–144.
- Медведева В.Р., Коренков М.М. Формирование эффективной системы управления наукоемким производство через призму концепции «Бережливое производство» (на примере ПАО «КазаньОргсинтез») // Управление устойчивым развитием. 2017. № 3. С. 31–44.
- Сидоров А.С., Вершинина О.В., Родина Е.А. Бережливое производство: российский опыт // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2022. № 3. С. 235–240.
- Гребенщикова А.Д., Конышева Е.В. Бережливое производство как метод повышения эффективности работы предприятия // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2022. № 7 (65). С. 4–10.
Дополнительные файлы
