Особенности организации проектной деятельности студентов технических вузов в кафедральных научных кружках

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Научный кружок кафедры технического вуза – это своеобразная простейшая, человекосообразная и высокоэффективная форма дополнительного профессионального образования. Высокая актуальность и востребованность социальной прагматизации проектной деятельности студентов технических вузов в кафедральных научных кружках обусловлена тем, что она совокупно создает благоприятные, созидательные условия для самостоятельного овладения студентом умений и навыков выполнения творческих проектов и научно-исследовательских работ, активизирует и стимулирует развитие творческого мышления, развивает при этом его творческие способности. В большом ряду выявленных и научно обоснованных особенностей организации проектной деятельности студентов особое место занимает вопрос выбора темы и содержания творческого проекта. Общий методологический подход к выбору темы и содержания состоит в том, что тема проекта должна находиться в рамках интересов научной школы кафедры, на которой организован и функционирует студенческий научный кружок. Индивидуальный подход к выбору темы и содержания творческого проекта, выполняемого студентом, состоит в сугубо свободной форме, выбранной студентом и одобренной руководителем проекта. Свобода выбора студентом темы и содержания творческого проекта обеспечивает удовлетворение его осознанного желания и потребностей освоить какую-то дополнительную надпредметную компетенцию, которую он считает важной и необходимой для своей будущей профессиональной карьеры. Особенностью организации проектной деятельности студентов в кафедральных научных кружках является необходимость самостоятельного изучения и освоения ими под методическим наблюдением руководителя проекта эвристических и алгоритмических методов и приемов поиска идей прогрессивного и наукоемкого конструкторско-технологического решения проектируемых технических объектов. Студенты обязаны самостоятельно ознакомиться и освоить существующие критерии оценивания и диагностический инструментарий контроля и измерения достоверности результатов выполненных исследований и завершенного творческого проекта с последующим использованием их в своей проектной деятельности.

Полный текст

Введение

На кафедрах российских технических вузов традиционно создаются и продуктивно функционируют студенческие научные кружки под руководством высококвалифицированных преподавателей-ученых и научных сотрудников. В них в свободное от основных учебных занятий время, по сугубо личному желанию, по заранее составленному расписанию занимаются проектной деятельностью студенты, проявившие повышенную заинтересованность и профессиональные наклонности к исследовательской и творческой деятельности. Научный кафедральный кружок – это своеобразная, простейшая педагогообразная (по формулировке А.В. Хуторского) форма дополнительного образования, имеющего свои преимущества и ценности [1; 2]. Занятия проектной деятельностью в кафедральных кружках углубляют и расширяют знания, усвоенные студентом по основной образовательной программе, и позволяют преобразовывать их в процессе практической работы в надпредметные компетенции избранной области науки или техники, способствуют формированию умений самоорганизации самостоятельной проектной деятельности, развитию и формированию творческих способностей. Если в процессе выполнения творческого проекта студенты длительно и непрерывно работают с компьютером и сидят за рабочим столом, они обязаны строго выполнять установленные медицинской наукой санитарно-гигиенические нормы и правила, делать через определенные интервалы времени паузы в работе и проводить во время этих пауз несложные тренинги по снятию напряженности и усталости рук, ног, мышц всего тела. Особенностью проведения проектной деятельности студентов в научных кафедральных кружках является организация руководителями проектов их активного участия в вузовских, областных, региональных, всероссийских и международных студенческих научных конференциях с выступлениями на них с докладами и сообщениями с целью независимой, адекватной апробации научных результатов своих исследований и выполненного творческого проекта. В Самарском государственном университете путей сообщения за последние 10 лет в научных кружках гуманитарных кафедр выполняются исследовательские проекты, с которыми студенты участвуют в ежегодных студенческих конференциях, проводимых в университете «Днях студенческой науки», а преподаватели технических выпускающих кафедр, совместно со студентами, за последние три года оформили 26 патентов, 87 патентов на полезную модель и 16 свидетельств на компьютерные программы баз данных для ЭВМ. К особенностям организации проектной деятельности студентов также относится обязательное освоение студентами умений и навыков разработки и оформления ярких и информативных компьютерных презентаций и итоговых отчетов по выполненным творческим проектам и научным исследованиям, с четкой, лаконичной аргументацией творческих, оригинальных и наукоемких результатов, оформленных с соблюдением правил и государственных стандартов. Показано, что активное, целеустремленное участие студентов в научных исследованиях и проектах оказывает сильное дидактическое воздействие на активизацию и стимуляцию углубленной мотивации к дальнейшей творческой проектной деятельности.

В Самарском государственном университете путей сообщения и Самарском государственном техническом университете накоплен интересный и продуктивный опыт организации проектной деятельности в кафедральных научных кружках. Вместе с тем в последние годы стало проявляться социально-дидактическое противоречие между все возрастающей потребностью социума в дальнейшем развитии наукоемкости результатов проектной деятельности студентов в кафедральных научных кружках, численности состава членов научных кафедральных кружков и недостаточным уровнем теоретико-методологического обеспечения процесса организации проектной деятельности студентов в этой системе дополнительного образования.

Поэтому целью данного исследования стала разработка специализированной инновационной научно-обоснованной методики организации проектной деятельности студентов технических вузов в кафедральных научных кружках.

Методы и материалы исследования

В процессе проведения исследований авторы опирались на базовые теоретико-методологические положения современной отечественной и мировой педагогической науки в области исследования и проектирования образовательных систем и технологий и инновационные методы их моделирования.

Проектная деятельность студентов в кафедральных научных кружках как одна из разновидностей дополнительного профессионального образования гармонично расширяет и углубляет фундаментальные знания, усвоенные студентами при изучении учебных дисциплин основной образовательной программы, и закрепляет их практикой проектной деятельности, имеет свои методологические особенности ее организации [3; 4]. Акцентируем и проанализируем эти методологические особенности в последовательности такой, в которой выполняются творческие проекты в научных кафедральных кружках:

  1. Обязательный выбор темы и содержания творческого проекта, выполняемого в кафедральном научном кружке.

1.1. Тематика и содержание творческих проектов, выполняемых студентами вузов в кафедральных научных кружках, должна находиться в рамках интересов научной школы кафедры [5].

1.2. По типу ведущей модальности учебно-познавательной деятельности студентов тематика и содержание творческих проектов, выполняемых в кафедральных научных кружках, может быть: аналитическая; опытно-экспериментальная; конструкторско-технологическая; творческие научно-исследовательские и мануальные, выполняемые с использованием ручного труда для изготовления материальных макетов, моделей каких-то технических объектов, приборов, приспособлений и др., комплексные, в которых в той или иной мере сочетаются вышеперечисленные методы проектирования.

  1. Индивидуальный подход к выбору темы и содержания творческого проекта, выполненного в кафедральном научном кружке. Выбор темы и содержания делается сугубо индивидуально самим студентом – будущим проектантом при консультации и с одобрения руководителя проекта. Эта свобода выбора выражается как осознанное желание и потребность студента дополнительно освоить еще одну какую-либо надпредметную компетенцию, которую он считает важной и необходимой для его будущей профессиональной карьеры, а также желание развивать и повышать уровень своих творческих способностей. Свобода выбора темы и содержания творческого проекта/исследования является значительным стимулом активизации интереса и мотива студента-проектанта к дальнейшей инновационной учебно-познавательной деятельности.
  2. Предоставление студентам свободы выбора и темы содержания творческого проекта; свободы выбора используемых методов аналитических и экспериментальных исследований; свободы самостоятельного поиска и выбора идей рационального/оптимального решения проектной проблемы и проектных задач; свободы выбора методов выявления конструкторско-технологических решений технического объекта и его отдельных частей и деталей (для студентов технических специальностей, разрабатывающих технические объекты); свободы выбора и применения дизайна и содержания текста компьютерных презентаций по результатам выполненных творческих проектов научных исследований, что существенно активизирует и стимулирует развитие их творческого мышления, креативности [5].
  3. Студенты, занимающиеся в кафедральных кружках проектной деятельностью, должны самостоятельно ознакомиться с эвристическими методами и приемами поиска идей рационального, оптимального решения проектных проблем и задач [6–8] при консультационной поддержке руководителя проекта и использовать их эффективно для решения своих задач на отдельных этапах проектирования. Использование эвристических методов и приемов, в отличие от традиционно применяемого в инженерной и научной практике метода проб и ошибок, позволяет существенно сэкономить время на выполнении творческих проектов и исследований. С этой целью студенты должны изучить и освоить применяемые в творческой и изобретательской деятельности следующие эвристические методы и приемы: метод функционально-ресурсного анализа для выявления узлов и деталей действующего технического объекта-аналога, из-за которого утрачена его конкурентоспособность, метод типовых эвристических приемов поиска новых идей, метод использования списков контрольных вопросов поиска оптимальных проектно-конструкторских решений, метод морфологического синтеза и анализа выбора конструкторско-технологических вариантов отдельных деталей, узлов и агрегатов технических изделий.
  4. Студент должен ознакомиться с существующим критериально-диагностическим аппаратом для оценивания результатов выполненных исследований творческого проекта и использовать его по завершении этих работ при проведении испытаний и сертификации [8].
  5. Студенту, работающему в кафедральном научном кружке, должны предоставить рабочее место, отвечающее требованиям, нормам и правилам санитарно-гигиеническим, рабочий стол, современный компьютер, свободный доступ к сети интернет, а при выполнении натурных макетов и моделей – доступ в кафедральную мастерскую для выполнения работы под наблюдением лаборанта/мастера.
  6. Научные руководители творческих проектов, равно как и сами студенты, по собственной инициативе и своим потребностям должны организовывать апробацию выполненных творческих проектов или каких-то полноценных инновационных результатов и фрагментов исследования путем выступления с докладами и сообщениями на университетских студенческих научно-практических конференциях, на студенческих межвузовских, региональных, всероссийских, международных научных конференциях и симпозиумах.
  7. Научные руководители творческих проектов студентов должны организовывать участие студентов в межвузовских, региональных, всероссийских выставках научно-исследовательских работ студентов с демонстрацией экспонатов научных, инновационных, наукоемких макетов, моделей, стендов информационных, выполненных в научном кафедральном кружке. Подготовить студентов к аргументации и защите презентации новых разработок в процессе демонстрации выставочных экспонатов.
  8. Организация проектной деятельности студентов в кафедральных научных кружках предусматривает перманентную со стороны руководителей научных проектов активизацию мотивации студентов к творческой проектной деятельности, используя при этом два канала психолого-педагогического воздействия на студента [9–12].

По первому каналу реализуется мотивация дальнейшей активизации творческой проектной деятельности студента за счет его так называемого личностного профессионального саморазвития. Руководителям творческих научных проектов необходимо систематически оценивать позитивную динамику развития и формирования студента за счет активной творческой работы над проектом и в корректном стимулирующем доверительном диалоге доводить этот факт до сведения студента-проектанта, что, как свидетельствует педагогическая практика, значительно активизирует их мотивацию к дальнейшему профессионально-личностному саморазвитию и мотивацию дополнительно выполняемой им творческой работы [13–16].

Второй канал – прагматический и наиболее эффективный, реализует так называемый мотив ожидаемого вознаграждения за успешно выполненный инновационный, оригинальный творческий проект. По результатам участия студентов, работающих в кафедральных научных кружках, в межвузовских, всероссийских, международных студенческих конференциях и симпозиумах с докладами и сообщениями по результатам выполненных творческих проектов, по результатам экспонирования разработанных макетов, натурных моделей, информационных стендов и ярких информационных презентаций их авторы всегда имеют ожидания и надежды на получение какого-либо материального вознаграждения или признания научного сообщества. Традиционными формами материального вознаграждения студентов за оригинальные научные проекты являются: получение гранта на проведение научных исследований, получение денежной премии или ценного подарка, получение путевки на всероссийские или международные студенческие форумы. Не менее разнообразны и формы общественного признания и поощрения оригинальных студенческих научных творческих проектов студентов: дипломы, почетные грамоты, благодарственные письма, сертификаты за участие в научных студенческих конференциях и выставках. Нетрудно заметить, что мотивация активизации инновационной деятельности по «ожидаемым вознаграждениям» используется не только для дальнейшей мотивации проектной деятельности студентов в кафедральных научных кружках, но и для активизации мотивации инновационной деятельности преподавателей технических вузов, определяет их личный научный рейтинг в коллективе кафедры и вуза [17].

  1. Организация проектной деятельности студентов предусматривает соблюдение установленных медицинской наукой и практикой санитарно-гигиенических норм и правил умственной деятельности студентов, если их деятельность требует непрерывной основной работы с компьютером. В рабочих ситуациях студенты, соблюдая нормы и правила, обеспечивающие высокую работоспособность, бодрость силы и духа, сохраняя здоровье, должны делать через определенные промежутки времени кратковременные паузы для проведения несложных тренингов для снятия усталости глаз, кистей рук, для снятия напряжения и усталости мышц рук, ног и корпуса тела.
  2. Студенты должны опосредованно освоить разработку и оформление ярких и информативных компьютерных презентаций выполненных ими творческих проектов инновационных результатов научных исследований, полученных в процессе его выполнения. Архитектоника материала презентации и дизайн ее оформления могут быть выполнены по любой авторской версии, а в отдельных случаях по серийной версии [18]. Размещение текста презентации целесообразно выполнять с учетом известных психологических закономерностей восприятия визуальной информации в зависимости от важности ее содержания и ожидаемого когнитивного уровня в соответствии с научно обоснованными рекомендациями к.пс.н., доцента Д.А. Яковец [19].
  3. Некоторые из студентов, занимающиеся в научных кафедральных кружках, усердно и целеустремленно выполняют творческие проекты и научные исследования на достаточно высоком творческом уровне, позволяющем претендовать на признание этих результатов в соответствии с «Патентным законом Российской Федерации» официально и юридически в статусе объектов интеллектуальной собственности [20]. В связи с этим имеет место одна особенность организации проектной деятельностью студентов: обязательное ознакомление студентов руководителем творческих проектов с существующим «Положением по оформлению заявок на получение патентов на изобретения и полезные модели, свидетельств на компьютерные программы и базы данных для ЭВМ» [13] и оказание методической помощи в составлении и оформлении заявочной документации.
  4. Студенты должны научиться и получить навыки написания, редактирования и оформления информативных, лаконичных отчетов по выполненным ими творческим проектам и научным исследованиям с четкой аргументацией полученных результатов, для лучшего образного восприятия иллюстрированных рисунками, диаграммами, таблицами. При этом оформление текстов отчетов должно проводиться с соблюдением установленных правил и ГОСТов. Естественно, что отличные требования предъявляются к освоению навыков написания докладов на студенческие научно-технические и научно-методические конференции, на написание статей в сборники научных трудов и научных журналов.

Заключение

  1. В статье показана высокая актуальность и социальная востребованность проблемы организации продуктивной творческой проектной деятельности студентов технических вузов в кафедральных научных кружках.
  2. Раскрыта сущность и проведен анализ методологических и организационно-методических особенностей организации проектной деятельности студентов технических вузов как простейшей, человекосообразной и высокоэффективной формы дополнительного профессионального образования.
  3. Особенности организации проектной деятельности студентов технических вузов в кафедральных научных кружках совокупно создают благоприятные, созидательные условия для самостоятельного овладения умениями и навыками выполнения творческих проектов и научно-исследовательских работ, активизируют и стимулируют дальнейшее развитие творческого мышления и развитие их творческих способностей.
×

Об авторах

Людмила Павловна Овчинникова

Самарский государственный университет путей сообщения

Автор, ответственный за переписку.
Email: plovchin@yandex.ru

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры философии и истории науки

Россия, Самара

Валентин Николаевич Михелькевич

Самарский государственный технический университет

Email: j918@yandex.ru

доктор технических наук, профессор кафедры педагогики, межкультурных коммуникаций и русского как иностранного

Россия, Самара

Список литературы

  1. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н.В. Бордовской. 3-е изд., стер. М.: Кнорус, 2018. 432 с.
  2. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации. М.: Эйдос; Издательство Института образования человека, 2015. 24 с.
  3. Галицков С.Я., Михелькевич В.Н. Проектирование: технологии обучения: учеб. пособие. Самара: Издательство Самарского государственного технического университета, 2014. 104 с.
  4. Ипатов А.В., Психология и педагогика высшего образования: учебник. М.: КноРус, 2022. 273 с.
  5. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2020. 560 с.
  6. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. М.: Альпина Паблишер, 2022. 506 с.
  7. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ ВШЭ; Инфра-М, 2001. 203 с.
  8. Рожкова М.А. Интеллектуальная собственность: основные аспекты охраны и защиты: учеб. пособие. М.: Проспект, 2014. 248 с.
  9. Овчинникова Л.П., Михелькевич В.Н. Моделирование процесса формирования у технических специалистов/студентов технических вузов мотивации к инновационной инжиниринговой деятельности // Вестник педагогических наук. 2022. № 3. С. 117–123.
  10. Намаконов И.М. Кроссфит мозга. Как подготовить себя к решению нестандартных задач. М.: Альпина Паблишер, 2020. 176 с.
  11. Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н., Забродина Е.В. Обучение инновационной инженерной деятельности в состязательной образовательной среде // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 5. С. 64–98. doi: 10.17853/1994-5639-2021-5-64-98.
  12. Крылова Н.Н. Организация направлений исследований в студенческом научном кружке // Вестник современных исследований. 2018. № 10.5 (25). С. 53–56.
  13. Галицков С.Я., Михелькевич В.Н., Малахова Н.Г. Технология подготовки заявки на получение патентов на изобретение/полезные модели и свидетельств на программы для ЭВМ: учеб. пособие. Самара, 2017. 212 с.
  14. Гречников Ф.В., Клентак Л.С. Инновационный подход к повышению уровня подготовки инженерных кадров // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. Т. 13, № 9. С. 32–38.
  15. Тигров В.П. Условия организации внеаудиторной инновационной проектной деятельности студентов СПО по техническим дисциплинам // Актуальные проблемы технологического образования: мастерство, творчество и инновации: мат-лы VII междунар. науч.-практ. конф., посв. 50-летию технолого-биологического факультета (Мозырь, 3 ноября 2021 г.). Мозырь: МГПУ им. И.П. Шамякина, 2022. С. 207–209.
  16. Чайкина Ж.В., Данилов К.В. Организация исследовательской деятельности обучающихся // Интеграция информационных технологий в систему дополнительного образования в области технического творчества: сб. ст. по мат-лам регион. науч.-практ. конф. Нижний Новгород, 2016. С. 54–57.
  17. Грошева Е.П., Кирдяшкин И.В., Исайкин Д.Ю. Формирование мотивации к учебной деятельности студентов в исследовательской среде // Материалы XX науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. В 3 ч., ч. 1. Технические науки. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2016. С. 247–252.
  18. Ковалев С.В., Копышева Т.Н., Митрофанова Т.В., Смирнова Т.Н. О приобретении опыта научно-исследовательской работы будущими IT-специалистами в условиях студенческого кружка // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 7. С. 117–122.
  19. Яковец Д.А. Визуальное равновесие. Пространственная организация учебной информации на экране дисплея компьютера // Новые информационные технологии в электротехническом образовании: сб. тр. V междунар. науч.-практ. конф. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2000. С. 180–185.
  20. Патентный закон Российской Федерации. М.: Изд-во ВНИИПИ, 1997. 29 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Овчинникова Л.П., Михелькевич В.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах