К вопросу о содержательном наполнении понятия «профессиональная культура военных музыкантов»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Авторы статьи констатируют, что содержательное наполнение понятия «профессиональная культура военных музыкантов» обусловлено специфическими характеристиками его профессиональной деятельности (как в мирное, так и в военное время). В статье профессиональная культура военных музыкантов трактуется как синергетическая совокупность индивидуально-освоенных профессионально-ориентированных знаний, профессионально-прикладных умений, навыков, компетенций, способностей следовать профессионально-деонтологическим принципам для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей. Авторы статьи считают, что процесс формирования в вузе профессиональной культуры военного музыканта можно рассматривать как одно из основополагающих условий становления и развития личности будущего офицера как высококвалифицированного специалиста, способного выполнять свои функциональные обязанности на максимально высоком уровне. Авторы рассматривают комплекс профессионально важных качеств военного музыканта, которые отнесены в содержательную составляющую профессиональной культуры данного специалиста-военнослужащего. Среди профессионально важных качеств военного музыканта особенно выделяются: дисциплинированность (высокий уровень самодисциплины), предельная ответственность, развитая сила воли, моральную стойкость, физическую выносливость, сдержанность, коллективизм (навыки командной работы, что позволяет довести до совершенства ансамблевое исполнение военно-музыкальных, патриотических произведений), быстрота реагирования на изменение ситуации, стрессоустойчивость. Особое внимание уделено межличностным взаимоотношениям курсантов, входящих в состав военно-духового оркестра, развитию у них умений и навыков сотрудничества, командного взаимодействия как важных составляющих профессиональной культуры военных музыкантов.

Полный текст

Введение

В настоящее время в Российской Федерации достаточно остро стоят вопросы, связанные с активизацией патриотического воспитания подрастающего поколения, с духовным национально-самобытным возрождением российского общества. Военные оркестры, военные ансамбли песни и пляски испокон веков являлись «хранителями традиций военно-музыкального патриотического искусства» [1, с. 5]. И в наши дни значение выступлений военных музыкантов на различных торжественных, церемониальных, дипломатических, военно-ритуальных, спортивных, официальных мероприятиях возрастает как никогда ранее.

Репертуар произведений, исполняемых отечественными военными оркестрами, разнообразен, самобытен, отражает многонациональный колорит служащих в вооруженных силах нашей страны. Исторически так уж сложилось, что на территории Российской Федерации праздники (фестивали) военной музыки, выступление военных оркестров в различных мероприятиях стали традиционными. На них военные музыканты исполняют военно-патриотические, народные, лирические, маршевые и другие музыкальные произведения, которые оказывают на слушателей (как военнослужащих, так и гражданских) сильное эмоциональное, духоподъемное, торжественно-возвышенное воздействие. Военные музыканты духовых оркестров не только добавляют красоты и величия к любому торжественному мероприятию, но и выполняют важную функцию в современной армии. Их непосредственное участие в парадах, церемониях и концертах придает военным мероприятиям особую атмосферу и эмоциональное наполнение.

Отдельные аспекты влияния музыкальных произведений в исполнении военного оркестра на духовно-эмоциональное состояние человека рассмотрены в работе А. Бреан и Г.У. Скейе [2], изучению возможностей «педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих» посвящено исследование Ф.О. Самонина [3, с. 3], в работе Н.Л. Курова анализировалась роль «духовой музыки в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи» [4, с. 143].

Для демонстрации массовой аудитории (слушателям, зрителям) высокого уровня своего мастерства в процессе исполнения военно-патриотических произведений военные музыканты должны обладать высоким уровнем профессиональной культуры. Особенно данная культура важна в тех ситуациях, когда «музыканты выступают в воинских частях в периоды военных действий, в передышках между боями» [5, с. 208].

В последние годы в психолого-педагогической науке активно разрабатывались теоретико-методические основы компетентностного подхода к профессиональной подготовке различного рода специалистов, в том числе и военных музыкантов (М.М. Ахметшин [6], А.И. Соловей [7], И.В. Цупиков [8], А.М. Немирский [9], С.Л. Джиоев [10] и др.). Это объясняется тем фактом, что ФГОС ВО специалитета 53.05.07 Дирижирование военным духовым оркестром включает себя требования сформировать у выпускника высшего военно-музыкального учреждения совокупность многих компетенций.

На сегодняшний день, по нашему мнению, недостаточно исследований, в которых были бы отражены вопросы комплексного подхода к процессу формирования профессиональной культуры будущих военных музыкантов в образовательной среде вуза Министерства обороны РФ. Конечно, следует отметить, что в науке имеются разработки проблемы сущности, структуры, формирования профессиональной культуры как «курсантов высших военно-учебных заведений» (С.В. Веретин [11, с. 3] и др.), так и российского офицера (О.А. Черницкий [12], Б.В. Воробьев [13] и др.). Однако в них не рассматривается профессиональная культура военного музыканта. Между тем, на наш взгляд, высокий уровень профессиональной культуры военных музыкантов позволяет им достигать должных результатов и требуемого качества в деле исполнения возложенных на них военно-музыкальных обязанностей, продемонстрировать аудитории филигранную технику владения музыкальными инструментами, навыки слаженной музыкально-командной работы, воодушевить слушателей, выразить через музыку всю сложную палитру эмоций, которые охватывают человека при соприкосновении с шедеврами отечественного военно-музыкального, национально-патриотического искусства.

Следует отметить, что анализ научных исследований последних лет, посвященных высшему военному образованию, показал, что достаточно большее число работ было посвящено формированию педагогической культуры российских офицеров (Д.А. Солоницын [14], А.М. Герасимов [15], А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов [16], Т.А. Волошина [17] и др.). Бесспорно, что педагогическая культура необходима и военному дирижеру как специалисту, осуществляющему профессиональное воспитание оркестрантов. Педагогическая культура может являться составной частью профессиональной культуры военного музыканта в целом.

Основная часть

Военно-музыкальное образование в России имеет богатую историю и остается важной частью военной культуры страны. Военные оркестры продолжают выполнять свои функции как на поле битвы, так и в мирное время, прославляя Россию своим искусством.

В настоящее время в состав военной музыкальной службы может быть включена и профессиональная подготовка будущих военных музыкантов в вузе Министерства обороны РФ.

В процессе обучения в военном вузе будущие военные музыканты осваивают не только теорию музыки, оттачивают навыки исполнительского мастерства, формируют основы профессионального мастерства (В.Б. Ковальский [18] и др.), знакомятся с «особенностями профессиональной субкультуры сообщества военных музыкантов» (Т.Н. Герасимова [19, с. 16] и др.), усваивают требования военно-музыкальной этики и протокола, но и значительно много учебного времени уделяют физической, строевой, военно-полевой подготовке. Военные музыканты должны быть готовы к выполнению своих обязанностей во время военных действий и в экстренных ситуациях, поэтому они должны проходить военно-тактическую подготовку, чтобы обеспечивать свою безопасность и эффективность в условиях боевых действий.

В учебно-воспитательном процессе военного вуза особая роль отводится становлению военно-профессионального мировоззрения будущих военных музыкантов (военных дирижёров), что важно для их развития как офицеров.

В целом профессиональная подготовка военных музыкантов в военном вузе обеспечивает им не только музыкальные навыки, но и военную подготовку, которая позволяет выполнять важную функцию в составе вооруженных сил страны.

Культурологический подход в профессиональном образовании военных музыкантов предполагает углубленное изучение истории ратного дела, военно-музыкальной культуры и искусства, культуры профессионально-военных коммуникаций, военного этикета. Важной частью культурологического подхода к профессиональной подготовке военных музыкантов является изучение (исследование) музыкальных, военных традиций народов Российской Федерации и других стран. Это помогает военным музыкантам расширить свой военно-музыкальный кругозор и адаптироваться к разным культурным контекстам, с которыми они могут встретиться в процессе службы. В рамках этого подхода военные музыканты знакомятся с военно-музыкальным наследием своей страны, овладевают профессионально-исполнительской культурой игры на музыкальных инструментах, изучают музыку разных эпох, жанров и стилей, а также исторические и культурные контексты, в которых они возникли. Использование культурологического подхода в профессиональном образовании военных музыкантов помогает им стать полноценными представителями культуры своей страны в целом и высококвалифицированными исполнителями на своих духовых инструментах.

Содержательное наполнение понятия «профессиональная культура военных музыкантов» обусловлено специфическими характеристиками его профессиональной деятельности (как в мирное, так и в военное время).

Профессиональная культура военных музыкантов представляет собой очень сложный, многокомпонентный и многофакторный профессионально-личностный феномен. Профессиональная культура военных музыкантов проявляется в их «способности выполнять свои обязанности с достижением высокого уровня результативности, способствует достижению требуемого уровня качества в своей сложнейшей работе» [20, с. 83].

Профессиональная культура военных музыкантов может трактоваться как синергетическая совокупность индивидуально-освоенных системных профессионально-ориентированных знаний, профессионально-прикладных умений, навыков, компетенций, «способностей следовать профессионально-деонтологическим принципам для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей» [21, с. 68].

В структуру профессиональной культуры военных музыкантов мы включаем совокупность профессионально важных качеств данных ратных специалистов. Следует отметить, что были проведены достаточно интересные исследования (А.В. Сучков [22], Д.В. Хробостов [23], Е.С. Виноградова [24] и др.), посвященные развитию социально-значимых, духовно-нравственных, личностно-профессиональных качеств военнослужащих, курсантов военных вузов. Кроме совокупности (комплекса) профессионально важных качеств военного музыканта (они будут рассмотрены в данной статье ниже) в состав содержательного наполнения понятия «профессиональная культура военных музыкантов» мы включаем и систему профессиональных компетенций данного специалиста (компетенции в большинстве своем определены в ФГОС ВО специалитета 53.05.07), и взаимосвязь профессионально-аксиологического, профессионально-гностического, музыкально-исполнительского, профессионально-праксиологического, рефлексивного [25], профессионально-коммуникативного [26–28], профессионально-деонтологического [29–31], профессионально-акмеологического компонентов. Все вышеперечисленные компоненты (составляющие) профессиональной культуры военного музыканта находятся в тесной и синергетической взаимосвязи, взаимообусловленности. Заметим, что профессионально-коммуникативный компонент в составе профессиональной культуры военного дирижера очень важен. Ведь данный офицер должен уметь четко, доходчиво (в определенных случаях эмоционально) разъяснять музыкантам духового оркестра свои требования, свое видение интерпретации конкретного музыкального произведения, отлично владеть как вербальными, так и невербальными средствами коммуникации, уметь методически грамотно, понятно объяснять технические приемы исполнения музыкального произведения.

Для успешной работы в качестве военного музыканта духового оркестра необходимо обладать рядом профессионально важных качеств. Среди таких качеств необходимо выделить: дисциплинированность (высокий уровень самодисциплины), предельную ответственность, развитую силу воли, моральную стойкость, физическую выносливость, сдержанность, коллективизм (навыки командной работы, что позволяет довести до совершенства ансамблевое исполнение военно-музыкальных, патриотических произведений), быстрота реагирования на изменение ситуации, стрессоустойчивость.

Ниже приведем краткую характеристику отдельных профессионально важных качеств военных музыкантов, которые включены нами как составная часть в содержательное наполнение их профессиональной культуры.

Одним из важных профессиональных качеств военного музыканта является дисциплинированность. Военные музыканты работают в тесном сотрудничестве со своими коллегами и с командованием. Им необходимо следовать инструкциям и распорядку дня, выполнять свои обязанности вовремя и с соблюдением всех правил, норм, распоряжений командования, установленному регламенту. Профессиональная деятельность военных музыкантов невозможна и без музыкальной дисциплины, которая требует синхронности, точности и слаженности как в индивидуальном исполнении, так и в коллективном. Военные музыканты должны строго соблюдать указания дирижера и выполнять свои роли в оркестре без ошибок. Дисциплинированное, ответственное поведение является неотъемлемой частью работы (ратной службы) военного музыканта, проявлением в реалиях воинской службы профессиональной культуры специалиста.

Музыканты военного духового оркестра должны обладать выносливостью и отличной физической подготовкой, поскольку часто исполняют свои выступления на открытом воздухе и в различных погодных условиях. Для того чтобы выдерживать длительные часы работы и быть в отличной физической форме, им необходимо иметь хорошую физическую подготовку. Военных музыкантов можно назвать репрезентативными представителями армии.

Игра на духовых инструментах требует высокого уровня исполнительских навыков и художественно-технического, ансамблевого мастерства. Точная интонация и четкость в исполнении произведений военно-музыкального искусства являются приоритетами для музыканта военно-духового оркестра. Точность исполнения, филигранная техника владения музыкальным инструментов, навыки слаженной музыкально-командной работы – эти и другие качества позволяют военному музыканту создавать потрясающие звучания, воодушевить слушателей. Военные музыканты должны уметь исполнять различные музыкальные композиции в широком диапазоне музыкальных жанров. Их техническое мастерство должно быть настолько высоким, чтобы они могли исполнять сложные музыкальные произведения с легкостью и безупречностью.

У военных музыкантов должно быть отличное чувство ритма, так как ритм является ключевым элементом музыки, особенно в духовой музыке. Музыканты военного духового оркестра должны быть способными следовать ритму и уметь точно выполнять сложные ритмические фигуры. Они должны быть способными поддерживать стабильный и точный ритм, чтобы музыка звучала согласованно.

Музыкантам военного духового оркестра необходимо обладать умением передавать эмоции через музыку. Они должны быть способными чувствовать музыку и передавать ее истинное значение и смысл. Они должны уметь играть с душой и страстью, чтобы вызывать у слушателей сильные эмоции.

Военные музыканты духового оркестра часто сталкиваются с неожиданными ситуациями и изменениями требований с учетом нового контекста тех обстоятельств, в которых находится военно-духовой оркестр. Поэтому военные музыканты должны быть готовы и способны быстро приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам.

Еще одной составной частью профессиональной культуры военного дирижера (музыкант) является культура военно-профессиональных коммуникаций, которая, в частности, проявляется в процессе командного (ансамблевого) взаимодействия с музыкантами военно-духового оркестра. Для достижения гармоничного и великолепного звучания военного оркестра необходимо наличие у музыкантов отличных навыков коллективной работы, коллективного сотрудничества. Музыканты должны быть способными внимательно слушать друг друга, подстраиваться и сотрудничать во время исполнения музыкальных произведений. Только путем тесного коллективно-оркестрового сотрудничества возможно достижение прекрасных результатов в исполнении военно-музыкальных произведений.

Еще одно профессионально важное качество военного музыканта, которое включено нами в содержательную сущность его профессиональной культуры, – это стремление к систематическому (постоянному) личностному и профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию, ведь музыкально-исполнительское мастерство требует колоссальных усилий для его поддержания на должном уровне, а также для его доведения до высот выдающихся военных музыкантов. Курсант военно-музыкального вуза должен стремиться постоянно и целенаправленно расширять свой музыкальный кругозор, пополнять багаж своих профессионально-музыкальных, технически-исполнительских знаний, умений, навыков. Как часть военного аппарата, музыканты военного духового оркестра должны быть преданными своей профессии и стремиться к совершенству своего профессионального мастерства каждый день.

Наконец, очень важным профессионально важным качеством военного музыканта является высокая моральная стойкость. Военные музыканты должны быть готовы работать в стрессовых ситуациях и под давлением, проявляя при этом высокие моральные качества, силу воли и силу духа.

Понимание ценности своей роли в военном контексте является неотъемлемой частью профессиональной культуры военных музыкантов. Они должны осознавать, что своей музыкой они способны вдохновлять и поддерживать дух солдат и передавать важные послания из тыла, обеспечивать уверенность в поддержке армии всем населением страны.

По нашему мнению, демонстрация (проявление) в процессе выступлений высокого уровня профессиональной культуры военными музыкантами может способствовать росту патриотического настроения среди граждан России, осознанию ими необходимости защиты Родины, повышению престижа воинской службы.

Заключение

Военно-музыкальное образование в России имеет долгую и богатую историю, существующую уже в течение многих веков. Военная музыка является неотъемлемой частью военного дела, поскольку она выполняет важные функции на поле битвы, во время парадов и церемоний, а также поднимает боевой дух и мотивацию солдат.

Музыканты военно-духового оркестра осуществляют свою профессиональную деятельность и в ситуациях боевых действий, чтобы своими усилиями, своей интерпретацией военно-музыкальных, патриотических, лирических, народных (фольклорных) произведений передать духоподъемные эмоции, позитивно-вдохновляющее настроение бойцам, воодушевить на ратные подвиги офицеров и солдат. В связи с этим музыканты военно-духового оркестра должны обладать высоким уровнем профессиональной культуры, совокупностью определенных профессионально важных качеств данных специалистов-военнослужащих, чтобы справиться с этой ответственной ролью.

В современной России активно развиваются процессы укрепления вооруженных сил страны, повышения престижа воинской службы, профессии офицера, обновления кадрового состава армии, модернизации и совершенствования профессиональной подготовки будущих военнослужащих. Все эти процессы в полной мере затрагивают и военно-оркестровую службу, и высшее военно-музыкальное образование.

Процесс формирования в вузе профессиональной культуры военного музыканта можно рассматривать как одно из основополагающих условий становления и развития личности будущего офицера как высококвалифицированного специалиста (профессионала), способного выполнять свои функциональные обязанности на максимально высоком уровне.

Профессиональная культура военных музыкантов может трактоваться как синергетическая совокупность индивидуально-освоенных профессионально-ориентированных знаний, профессионально-прикладных умений, навыков, способностей следовать профессионально-деонтологическим принципам, для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Выпускники высших военно-музыкальных учреждений Министерства обороны РФ могут работать дирижерами военных оркестров, руководителями музыкально-творческих коллективов. Поэтому одной из составляющих профессиональной культуры военных музыкантов становится педагогическая составляющая, так как военный дирижер должен уметь сплачивать коллектив оркестра, создавать благоприятный морально-психологический климат во время репетиций музыкального коллектива, развивать навыки сотрудничества и продуктивного личностно-профессионального взаимодействия военных музыкантов.

Военный духовой оркестр представляет собой коллектив, в котором каждый музыкант играет свою роль. Оркестр должен играть в полной слаженности и гармонии, поэтому каждый музыкант должен быть дисциплинированным и готовым следовать указаниям дирижера. Военные музыканты должны быть способными слушать друг друга и работать в команде, уметь взаимодействовать друг с другом, чтобы достичь оптимального звука и эффекта от исполнения военно-музыкального патриотического произведения.

Репетиции военного оркестра позволяют создавать условия для проявления курсантами своих профессионально-личностных возможностей и способностей. Конкретный курсант приобретает в коллективе оркестра определенную социальную роль (лидер, генератор идей, исполнитель и др.) и соответствующее ей социальное поведение. Объединенные общей важной, социально-значимой целью курсанты выстраивают друг с другом коллегиальные (возможно, что и дружеские отношения), находят общие пути сплочения военно-музыкального коллектива и развивают навыки сотрудничества, которые необходимы в ратной службе.

Профессиональные качества музыкантов военного духового оркестра играют важную роль в создании мощной и впечатляющей музыки. Они должны быть технически и музыкально подкованы, иметь хорошее чувство ритма, уметь передавать эмоции через музыку и работать в слаженной команде. Важными являются также их физическая подготовка и преданность профессии. Все эти качества в совокупности делают музыкантов военного духового оркестра истинными профессионалами своего сложного (ратного) дела.

×

Об авторах

Вероника Михайловна Гребенникова

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vmgrebennikova@mail.ru
Россия, Краснодар

Эдуард Александрович Степенко

Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации; Российский государственный социальный университет

Email: stepenkoeduard8@gmail.com

преподаватель кафедры инструментов военного духового оркестра, аспирант кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков

Россия, Москва; Москва

Наталья Ивановна Никитина

Московский университет имени А.С. Грибоедова

Email: nn0803@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей психологии и педагогики

Россия, Москва

Людмила Петровна Илларионова

Российский государственный социальный университет

Email: ilp-dok@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков

Россия, Москва

Список литературы

  1. Сидорчук В.А. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2008. 235 с.
  2. Бреан А., Скейе Г.У. Музыка и мозг: как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект / пер. с норвежского. М.: Альпина Паблишер, 2022. 295 с.
  3. Самонин Ф.О. Реализация педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2019. 24 с.
  4. Куров Н.Л. Роль духовой музыки в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи // Искусство и образование. 2009. № 5 (61). С. 143–149.
  5. Батищев И.В., Халилов А.М. Особенности служебной деятельности военного оркестра при выполнении специальных задач за пределами Российской Федерации // Научно-методический бюллетень Военного университета МО РФ. 2021. № 2 (16). С. 203–212.
  6. Ахметшин М.М. Педагогическая характеристика процесса формирования у курсантов профессиональной компетентности военных дирижёров // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 41–43.
  7. Соловей А.И. Компетентностный подход в профессиональной подготовке дирижеров оркестровых коллективов // Педагогика искусства. 2020. № 4. С. 73–80. doi: 10.34897/b1838-6676-4084-i.
  8. Цупиков И.В. К вопросу о педагогической сущности процесса профессиональной подготовки военных дирижеров // Армия и общество. 2012. № 4 (32). С. 47–50.
  9. Немирский А.М. Содержание и методика преподавания отечественной военно-музыкальной культуры в системе высшего образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2011. 26 с.
  10. Джиоев С.Л. К вопросу о специфике подготовки военного дирижера [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. doi: 10.17513/spno.30608.
  11. Веретин С.В. Формирование профессиональной культуры курсантов высших военно-учебных заведений: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ульяновск, 2010. 195 с.
  12. Черницкий О.А. Профессиональная культура российского офицера: социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2001. 172 с.
  13. Военная культура: учебник / под общ. ред. Б.В. Воробьева. М.: Военный университет, 2020. 384 с.
  14. Солоницын Д.А. Развитие педагогической культуры офицера в процессе военной службы: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2015. 235 с.
  15. Герасимов А.М. Формирование педагогической культуры у молодых офицеров в части: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1985. 159 с.
  16. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера: научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее. М.: Воениздат, 1985. 159 с.
  17. Волошина Т.А. Профессионально-педагогическая подготовка дирижера оркестрового коллектива // Вестник современных исследований. 2018. № 10.1 (25). С. 21–25.
  18. Ковальский В.Б. Формирование основ профессионального мастерства обучающихся военно-музыкальных учебных заведений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2019. 24 с.
  19. Герасимова Т.Н. Сообщество военных музыкантов и их профессиональная субкультура // Мир образования – образование в мире. 2011. № 4 (44). С. 15–20.
  20. Гребенников О.В., Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Управление педагогическими системами: учеб. пособие. Краснодар, 2014. 246 с.
  21. Автионова Н.В., Никитина Н.И., Гребенникова В.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие. М.: Перспектива, 2021. 194 с.
  22. Сучков А.В. Нравственные качества курсанта ввуза современной российской армии: специфика, состояние, оптимизация развития (социально-философский анализ): дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2008. 190 с.
  23. Хробостов Д.В. Формирование духовно-нравственных качеств военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей средствами искусства. М.: Центральный Дом Российской Армии, 2017. 198 с.
  24. Виноградова Е.С. Комплекс профессионально-личностных качеств музыканта как определяющий фактор образования исполнительской школы // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сб. ст. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. (12–13 мая 2017 г.) и всерос. науч.-практ. конф., проводимой в рамках III всерос. конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого «Фортепианное исполнительство и педагогика» (24 мая 2017 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 77–82.
  25. Логинов И.П. Рефлексивная культура военного руководителя. М.: Воен. ун-т, 2001. 88 с.
  26. Архипова Т.Н. Формирование культуры деловой речи у курсантов военных вузов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2022. 224 с.
  27. Шибаев А.А. Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2007. 159 с.
  28. Масный В.В. Формирование и развитие культуры общения офицеров подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2019. 276 с.
  29. Фадюшина Н.А. О влиянии деонтологической подготовки на выполнение военнослужащими профессионального долга // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. Вып. 6 (19). https://naukovedenie.ru/PDF/173PVN613.pdf.
  30. Итляшев Х.В. Деонтологические основы профессиональной деятельности будущих офицеров // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 12. С. 212–218.
  31. Караваев В.А. Педагогические условия деонтологической подготовки студентов, обучающихся на военной кафедре в техническом вузе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ижевск, 2011. 150 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гребенникова В.М., Степенко Э.А., Никитина Н.И., Илларионова Л.П., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах