Педагогический дискурс в системе цветовосприятия искусства будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Приоритеты современного образования обращены к духовно-нравственным, эстетическо-художественным основам развития художественной культуры и искусства молодого творческого поколения. Изменения парадигмы цветовосприятия искусства модернизма и постмодернизма приобретает тенденцию засилия квазикультурных ценностей. Творчество молодого поколения строится на традициях «образности» русского реалистического искусства. Художественный образ в искусстве всегда несет с собой определенную общественную значимость. Данная принадлежность искусства характерна для всего развития традиций духовности русского образования. Современный универсум художественного образования имеет громадный духовный эвристический потенциал. Русские мыслители, ученые и педагоги А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский указывали на то, что без традиций в искусстве невозможно ориентироваться в современности и строить гармонические основы будущего. В быстром потоке информационных процессов молодое творческое поколение не в состоянии порой осознать высшие духовно-нравственные ценности цветовосприятия искусства. В альтернативных суждениях природы цветовосприятия современного искусства выступает педагогический дискурс. Ученые и педагоги М.Н. Афасижев, В.П. Беспалько, Е.Ю. Дьякова, Л.Т. Левчук, Р.В. Пихманец, А.Т. Щедрин определяют в сфере образования деструктивные моменты нарушения синхронизации художественной культуры. С одной стороны, современная сфера коммуникаций значительно расширила уровень информации в творчестве молодого поколения. С другой стороны – нет адаптации к духовным ценностям мировой художественной культуры. Разрешение данных противоречий синхронизации современной художественной культуры предлагает рассматривать систему цветовосприятия искусства в инновации метода «репродуцирования цветовосприятия искусства», позволяющего активизировать сознательно творческий потенциал будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки.

Полный текст

Педагогика искусства апеллирует к духовному наследию мировой художественной культуры. Современные тенденции искусства модернизма и постмодернизма, новые формы художественного сознания изменяют концептуальные версии и суждения профессионализма молодого творческого поколения. Приоритеты меняются в потоке современной квазикультуры, которая характеризуется потерей «образности», «разобщенности традиций» и «художественной грамоты». В художественно-дизайнерском образовании происходит процесс разобщенности мнений и концепции цветовосприятия искусства. Актуализация духовных основ сознания и творчества молодого поколения проявляется в современном педагогическом дискурсе. Спор и различие мнений дискурса приводит к возрождению истины духовных ценностей мировой художественной культуры и образования.

Педагогические теории цветовосприятия искусства разработаны деятелями искусства и учеными-педагогами В.В. Кандинским, К.С. Малевичем, С.С. Алексеевым, Н.Н. Волковым, Я.П. Виноградовым, Н.М. Гусевым, Н.С. Ивановым, И.В. Мигулиным, А.В. Ефимовым, Л.Н. Мироновой. Психология восприятия цвета в искусстве разработана учеными М.Н. Афасижевым, Н.Ю. Алексеенко, Р.Л. Грегори, И.И. Канаевым, С.В. Кравковым, С.Л. Рубинштейном.

Разработаны авторские учебные пособия «Цветоведение» для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн, профили подготовки «Графический дизайн», «Дизайн костюма», «Дизайн интерьера».

Не выделенной ранее проблемой является педагогический дискурс в системе цветовосприятия искусства у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки.

На современном этапе развития художественного и дизайнерского образования возникает потребность в интеграции художественного сознания и творчества молодого поколения. В споре мнений выступает «дискурс» современного восприятия искусства. Педагогика акцентирует дискурс в русле традиций гармонии познания мироздания.

Целью нашего исследования является раскрытие языка и дискурса цветовосприятия искусства в развитии сознательного и творческого потенциала молодого поколения.

Данная цель предполагает разрешения следующих задач:

  • развитие методики «беседы и опроса» в активизации педагогического дискурса;
  • восприятие современного дискурса в концепции французского теоретика искусства М. Фуко;
  • характеристика инновационного «метода репродуцирования цветовосприятия искусства» в современном педагогическом дискурсе;
  • ситуация дискурса современного западного искусства и путь преодоления его деструкции.

Искусство мы рассматриваем как «систему». В толковом словаре русского языка под редакцией профессора Д.Н. Ушакова термин «искусство» характеризуется как «система приемов и методов в отрасли практической деятельности» [1, с. 1235]. В системе искусства главным конструктом выступает цветовосприятие мироздания. Понятие системы искусства наиболее разработано в исследованиях выдающегося русского педагога-мыслителя Ю.М. Лотмана. Согласно его концепции, «искусство – это самая сложная машина, которую когда-нибудь создавал человек, хотите – называйте его машиной, хотите – организмом, жизнью, но все равно это нечто саморазвивающееся. И мы находимся внутри этого развивающегося, как и в языке. Человек погружен в язык, и язык реализуется через человека. Человек создает язык, и язык как коллективная система постоянно взаимодействует с индивидуальным говорящим» [2, с. 404]. «Язык цветовосприятия искусства и дизайна не столь очевиден, как в литературе, но все же имеет свою специфику. Данную специфику мы определяем через «дискурс».

Как и каждая наука, педагогика цветовосприятия искусства требует постоянного совершенствования. Эмпирические методы «беседы и опроса» позволяют выявить уровень состояния проблемы исследования в педагогической теории и практики профессиональной подготовки будущих дизайнеров.

На наш взгляд, в методике «беседы и опроса» по специфике цветовосприятия мирового искусства следует активизировать «педагогический дискурс». Понятие «дискурс» происходит от лат. «discursus – суждение». Суждение предполагает определенный «язык». Так, во французской интерпретации «discours» и английской «discourse» обозначает язык.

Язык искусства имеет свою специфику. Он постоянно совершенствуется, трансформируется и видоизменяется. Основой существования «языка искусства» является приверженность традиции. В современных гуманитарных науках «дискурс» объясняется как коммуникационное действие. Этимология слова «дискурс» состоит из двух частей: «dis» – буквально «в разных направлениях» и «courir» – бежать. Разногласия в дискурсе приводят к познанию «истинных» суждений. Разногласия восприятия искусства мы замечаем в методе археологии «знания» Мишеля Фуко. Согласно его теории, дискурс находится в разных исторических условиях. Достижение дискурса не является «одной наукой, одной рациональностью, одной ментальностью, одной культурой» [3, с. 250]. Задачей дискурса является: «…остаться в измерении языка» [3, с. 122].

Переход мнений от текста к мышлению, от многоголосия к молчанию, от внутреннего к внешнему, от рассеивания в пространстве к чистой сосредоточенности, от поверхностной множественности к глубинной единичности – все составляет путь «дискурса» искусства. Восприятие дискурса усугубляется, согласно «археологическому методу» французского теоретика искусства, языком линий, красок, пятен, текстурой исполнения произведения художника и дизайнера.

Дискурс представляет собой «практику», которая существенно расширяет возможности языка искусства.

Российский педагог В.К. Пичугина выделяет в исследовании понятия «дискурс» Мишеля Фуко практику, расширяющую возможности познания, со своими законами и правилами формирования. Благодаря усилию Мишеля Фуко в современной Франции существует «школа анализа дискурса».

Аналогично концепции «рассеивания» языка М. Фуко, Т.А. Ван Дейк в исследовании «Язык. Познание. Коммуникация» считает дискурс «расплывчатой категорией» [4].

Понятие педагогического дискурса формируется в системе современного образования. Дискурс становится своеобразным полем «изменения форм коммуникации в учебном процессе».

Определение педагогического дискурса как потока языковой коммуникации мы видим в исследованиях Е.В. Добреньковой [5], Е.Ю. Дьяковой [6], М.Ю. Олешкова [7], А.К. Михальской [8].

Язык и дискурс искусства не столь очевиден, как в литературе, но также имеет свою специфику формирования. Данную специфику мы определяем в инновационном эмпирическом «методе репродуцирования цветовосприятия искусства». Репродуцирование (от лат. reproductio) обозначает «воспроизведение». В нашем исследовании – репродуцирование «картины». Инновационный метод, соединяющий художественное сознание цветовосприятия изобразительного искусства и развитие творческого потенциала в художественном образовании будущих дизайнеров.

Проблема возникновения нового в педагогике, как замечает исследователь В.В. Докучаева, является основой функционирования «философии, теории творчества, психологии, акмеологии, неологии» [9, с. 33]. Инновационный процесс в синтезе данных отраслей педагогического знания соединяет теорию и практику. В нашем исследовании – творчество и художественное сознание.

Развитие творческих способностей молодежи и их активизация происходит в коллективе. На это указывал в своем исследовании «Методика воспитания коллектива» В.А. Сухомлинский [10]. Современные компьютерные технологии усилили аспекты активизации художественного сознания. Происходит процесс преобразований жанров, стилей, идеалов искусства. Исследователь Г.М. Падалка замечает процесс усвоения художественных явлений в педагогике искусства. Характеристика современной эпохи представляет процесс «стремительного развития искусства, расширения его жанрового разнообразия, способов изображения, содержательно-образного истолкования действительности» [11, с. 104].

Культура в засилии современных технологий приобрела новые способы взаимодействий. Известный западный мыслитель Е. Тофлер замечает: «Мир быстро изменяется под влиянием новых ценностей и технологий» [12, с. 16].

Разобраться в этом информационном потоке новых ценностей молодому поколению необычайно трудно. Искусство базируется на традиции. Артефакты искусства в лучших своих традициях и достижениях (аkmе) способны восстановить ценностный аспект развития художественного сознания будущих дизайнеров. В нашем инновационном методе мы представляем «артефакты-акме» мировой художественной культуры. На основе их анализа творческих и сознательных аспектов, взаимодействие «учитель – ученик» способно активизировать сознательно-творческий потенциал молодежи в вузе. Исследователь Н.В. Кузьмина выделяет активацию акмеологии современного образования как «критерий повышения качества подготовки специалистов» [13].

Мы рассматриваем «акме-артефакты» как основу творческого мастерства в подготовке будущих специалистов сферы искусства. На их основе шлифуется техника исполнения творчества детей и молодежи, воспитывается эстетический вкус, этические и нравственные нормы, духовные устремления и ценности, познание цветовосприятия и гармонии природы.

Познание «акме-артефактов» изобразительного искусства в вузе возможно благодаря диалогу «учитель – ученик» Данный педагогический процесс подразумевает взаимодействие художественно-сознательных и творческих мотиваций генезиса художественного образования.

В «слагаемых педагогической технологии», считает российский исследователь В.П. Беспалько, педагогическая система реализуется на практике [14].

Соединение в нашем методе художественного сознания и художественного творчества основано на примере творческой деятельности педагога, его «артефактах» творчества. Российский исследователь В.А. Кан-Калик считает: «… творческая учебная деятельность учеников обусловлена уровнем и характером творческой деятельности учителя» [15, с. 84]. В нашем исследовании приведены авторские артефакты как пример технических и сознательных мотиваций диалога «учитель – ученик». Экспериментальная часть нашего исследования позволит преодолеть как деструктивные, так и активизировать благоприятные характеристики художественного сознания и творчества будущих дизайнеров. На базе эксперимента пройдут выставки, как самого автора диссертационного исследования, так и творчества молодых дизайнеров.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский замечал: «О наглядном обучении и всякой действительно важной педагогической идее было много споров в Германии, которое не осталось без отголосков и у нас» [16, с. 506]. Идея о наглядном обучении молодежи так и не была развита в русском образовании: «Но у этих картин можно воспользоваться иногда очень удачной педагогической группировкой предметов, если бы кто-нибудь захотел составить подобные же картины для наших русских школ» [16, с. 506]. Мечта русского педагога, на наш взгляд, может осуществиться в наше время. В этом предприятии нашей основной задачей является выявление прототипов мирового искусства. Как высшее достижение «акме» той или иной культуры представляет собой, согласно концепции выдающегося русского мыслителя и педагога Л.А. Флоренского, «высший прототип».

Прототип – характерная онтологическая сущность символики цветовосприятия мироздания. Восприятие искусства в современном дискурсе имеет социальные ориентиры. Известный западный психолог Г. Бенет указывает «на возникновение независимой профессии художника» [17, с. 441]. Ориентация деятелей искусства имеет социальные неоднородности «признанного» и «непризнанного» искусства.

Оценка западными мыслителями дискурса художественного сознания апеллирует к феномену «несознательного» в современном искусстве. Проблемы западного художественного творчества мы замечаем на примере эстетики экзистенциализма Ж.П. Сартра и Камю. К проблемам современной культуры экзистенциализм относится однозначно – «бегство от них».

«Поведение бегства» предполагает отключение от реального воздействия мира. Художественное сознание в течениях искусства модернизма и постмодернизма изменяет само себя, а не стремится реально изменить мир. В тканях сознания, согласно теории экзистенциализма, появляются структуры, называемые «воображающими сознаниями».

Данная идея используется экзистенциалистами для противопоставления в понятии дискурса искусства реального и воображаемого мира. Сартр, анализируя модернизм А. Матисса, отрицает эстетический характер воздействия красок на зрителя: «Краски сами по себе, как они даны в природе, могут вызвать лишь простое, чистое удовольствие» [18, с. 93].

Западный теоретик культуры Ж.-Ф. Лиотар характеризует ситуацию дискурса современного западного искусства как «несогласованность, которая усложняет изображение целого» [19, с. 15]. Художественное сознание молодого поколения запада изменило статус творчества. Исследователь А.Т. Щедрин замечает: «Ситуация постмодерна, бесспорно, зафиксировала кризисное состояние современной культуры, неизбежность сознательных трансформаций» [20, с. 61].

Определяя онтологию дискурса современного западного искусства, мы замечаем неуправляемый социокод художественного сознания. Он соответствует, согласно замечанию исследователя В. Бурлачука, «хаосу экзистенциональных суждений» [21, с. 102]. Современное искусство нивелирует конкретную познавательную ценность. Художественный образ не имеет объективных основ, где, согласно замечанию исследователя А.Т. Левчука, происходит «неуважение в искусстве моментом отождествления» [22, с. 163].

Изменения структуры современного искусства несет с собой кризис. Экзистенциальные изменения не приводят ни к новой форме, ни к новому восприятию цветового богатства мироздания.

Художественное сознание молодежи должно быть обращено к духовно-практической деятельности, в которой, согласно исследованию Р.В. Пихманца, «развивается процесс углубления и развертывания» [23, с. 120].

Согласно теории художественного сознания В.А. Сухомлинского, искусство представляет «…время и пространство, в котором живет красота человеческого духа» [24, с. 585]. Познание духовности современного искусства молодежи апеллирует к наследию русской художественной культуры. Основой цветовосприятия мироздания является опыт художественного сознания выдающихся ученых.

Данный опыт в творчестве молодых дизайнеров представляет дискурс и символическую репрезентацию. В развитии творческих способностей важную роль имеет коммуникация цветовосприятия искусства. Посредством коммуникации «…осуществляется связь с внешним миром». Данная связь в нашем методе репродуцирования цветовосприятия искусства будущих дизайнеров предполагает «выставочный цикл». На его основе анализируется творческий и эвристический потенциал искусства молодежи.

В результате нашего исследования педагогического дискурса в системе цветовосприятия искусства будущих дизайнеров мы приходим к следующим выводам:

  • методика «беседы и опроса» по специфике цветовосприятия мирового искусства предполагает активизацию педагогического дискурса;
  • восприятие современного дискурса цветовосприятия искусства усугубляется языком линий, красок, пятен, текстурой исполнения артефактов (концепция М. Фуко);
  • современный педагогический дискурс становится своеобразным полем изменения форм коммуникации;
  • в специфике формирования языка и дискурса искусства мы выделяем инновационный «метод репродуцирования цветовосприятия искусства»;
  • ситуация дискурса современного западного искусства характеризуется как несогласованность, которая усложняет изображение целого;
  • опыт художественного сознания выдающихся ученых в творчестве будущих дизайнеров представляет дискурс и символическую репрезентацию.

Цветовосприятие современного искусства должно быть ориентировано на традицию. Русская педагогика цветовосприятия искусства представляет традицию дискурса в развитии духовности, этики, эстетики, художественного сознания, творческих способностей молодого поколения. Данная специфика является «полем» наших дальнейших исследований.

×

Об авторах

Василий Иванович Бугаев

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

Автор, ответственный за переписку.
Email: vasilbugajov@i.ua

кандидат философских наук, доцент кафедры дизайна и проектных технологий

Луганск

Список литературы

  1. Толковый словарь русского языка / ред. Д.Н. Ушаков. М.: Госуд. ин-т «Совет. энциклопедия», 1935. 1565 с.
  2. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. 704 с.
  3. Фуко М. Археология знания. Киев, 2013. 326 с.
  4. Ван Дейк Т.А. Язык познания. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 307 с.
  5. Добренькова Е.В. Деформация образовательного дискурса // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2006. № 1. С. 106–119.
  6. Дьякова Е.Ю. Дискурсивные стратегии образовательного дискурса // Язык, коммуникация и социальная среда. Воронеж: ВГУ, 2006. С. 139–148.
  7. Олешков М.Ю. Основные параметры модели профессиональной коммуникации (на примере дидактического дискурса) // Социокультурные проблемы в образовании: Межвуз. сб. науч. трудов. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. С. 62–71.
  8. Михальская А.К. Педагогическая риторика: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 379 с.
  9. Докучаева В.В. Теоретико-методологические основы проектирования инновационных педагогических систем: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Луганск, 2007. 44 с.
  10. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5 т. Т. 1. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовный мир школьника. Методика воспитания коллектива. Киев: Рад. шк., 1979. 686 с.
  11. Падалка Г.М. Педагогика искусства (Теория и методика преподавания искусствоведческих дисциплин): монография. Киев: Образование Украины, 2008. 274 с.
  12. Тофлер Э. Третья полка. Киев, 2000. 480 с.
  13. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования: монография. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001. 144 с.
  14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  15. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 234 с.
  16. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. 557 с.
  17. Бенет Г. Психология: dtv-Atlas / науч. ред., пер. с нем. В.О. Васютинский. Киев: Знание-Пресс, 2007. 510 с.
  18. Афасижев М.Н. Эскапистская теория художественного // Западные концепции художественного творчества. М.: Высшая школа, 1990. С. 85–97.
  19. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодернизма. СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
  20. Щедрин А.Т. «Вторичное» мифотворчество современности как отзеркаливание мировоззренческих трансформаций в культуре постмодернизма // Вестник ХНПУ имени Г.С. Сковороды. Серия «Философия». 2006. Вып. 20. С. 53–63.
  21. Бурлачук В.Ф. Отнесение к ценности: смысл и социальное изменение // Социология: теория, методы, маркетинг. 2001. № 3. С. 100–110.
  22. Левчук Л.Т., Фортова А.И., Аболина Т.Г. и др. Идеология, мораль, искусство. Киев: Лебедь, 1991. 192 с.
  23. Пихманец Р.В. Психология художественного творчества (теоретические и методологические аспекты). Киев: Науч. мысль, 1991. 164 с.
  24. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5 т. Т. 3. Сердце отдано детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К.: Советская школа, 1980. 719 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бугаев В.И., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.