Проблема формирования активной гражданской позиции личности в педагогической литературе
- Авторы: Пец О.Н.1
-
Учреждения:
- Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
- Выпуск: Том 9, № 2 (2020)
- Страницы: 270-273
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/42254
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202310
- ID: 42254
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Значимость воспитания у учащихся ценностного отношения к человеку, семье, социуму, государству, Родине, готовности к социальной активности, умения самостоятельно действовать актуализирует поиск результативных средств формирования активной гражданской позиции школьника. В данной статье рассматриваются особенности формирования активной гражданской позиции школьников в педагогической литературе и практике. Рассматриваются составные понятия «активная гражданская позиция», такие как «гражданственность», «социальная активность», «гражданская позиция». В статье делается акцент на том, что вопросы воспитания личности, интересующейся судьбой Отечества, освещаются в трудах различных исследователей, мыслителей, педагогов. Прослеживая историю формирования активной гражданской позиции школьников в педагогической науке, отметим, что в 90-е гг. ХХ в. в России обществу пришлось преодолевать целый ряд кризисных ситуаций в общественно-политической и социально-экономической жизни. В итоге сформировался идеал свободной личности, как считалось, «освобожденной» от привычных ценностей, от национальных традиций, каких-либо обязательств перед социумом. В статье рассматриваются три вида гражданской позиции: пассивная, ситуативная и активная. Выделены три основные составляющие гражданской позиции: когнитивная, деятельностная и оценочно-эмоциональная.
Полный текст
Процесс формирования активной гражданской позиции школьников тесно связан с понятием гражданского воспитательного идеала, с воспитанием и развитием высоконравственной, духовной личности. Также активная гражданская позиция предполагает, что гражданин России принимает судьбу Родины как свою собственную, полностью понимает и осознает немалую ответственность за то, что происходит в стране. Приверженность определенным духовным и нравственным традициям, ориентир на достижение идеала – это то, что играет немалую роль в формировании активной гражданской позиции. Вопросы воспитания личности, интересующейся судьбой Отечества, освещаются в трудах различных исследователей, мыслителей, педагогов, а история вопроса насчитывает не одно столетие.
XXI век является веком перехода из техногенной цивилизации к антропогенной. Россия XXI века является более открытой, более демократичной по сравнению с Советским Союзом XX века, основа общества является правовой, а управление страной находится не только на уровне правительства, но и на уровне общественного самоуправления.
На почве таких изменений Е.В. Бондаревской была разработана концепция, называемая «человек культуры». Это человек, воспитанный в ценностях гуманистического, свободного общества, стремящийся к самоопределению, способный адаптироваться к быстрым изменениям в обществе и являющийся гражданином своей страны [1, с. 32].
Е.В. Бондаревская считает, что воспитание должно оптимально сочетать как интересы государства и общества, так и интересы самой личности, а результатом такого воспитания станет нравственная, культурная индивидуалистичная личность – достойный гражданин своего отечества, готовый реализовывать свои индивидуальные сильные стороны во благо страны [1, с. 21].
По Е.В. Бондаревской, воспитание реализуется в становлении личности ребенка, однако это внутренний процесс, и со стороны его нельзя форсировать, т.к. личность формируется под действием культурно-событийной среды (историчностью, целостностью, культурной событийностью) [1, с. 22]. Из этого вытекает идея единства сознания и деятельности, воспитания и развития личности [1, с. 23].
Н.Е. Щуркова продолжила идею Бондаревской, несколько развив ее, утверждая, что воспитание обладает не «формующей» функцией, как подразумевалось раньше, а «проводящей». Т.е. педагог должен формировать социальное пространство вокруг ученика и создавать условия для «восхождения» ребенка к современной культуре, что в последующем поспособствует органичному становлению ученика Человеком [2, с. 29].
По Щурковой, Человек – это гармонично развитая личность, обладающая саморефлексией, творческим началом, способной на ответственное и гуманистическое поведение, на самореализацию [2, с. 32].
Г.Н. Филонов считает, что гражданственность формируется в ходе деятельности человека в результате различных базовых, повседневных действий: осознанное уважение к закону, приверженность к общепринятым в обществе нормам и ценностям во всех повседневных сферах деятельности (семья, быт, отношения, труд и т.д.), патриотичность [3, с. 83].
Б.С. Гершунский рассматривает данное явление немного под другим углом – через идеалы. По идее Б.С. Гершунского, ни одно общество не способно достаточно долго функционировать без идеалов. Однако наиболее долгоживущими являются общества, приверженные прогрессивным идеалам, сонаправленным с естественными человеческими устремлениями, такими как свобода, развитие, самореализация, реализация своих интересов и индивидуальных способностей. Однако для этого требуется формирование политической культуры, без которой будет сложно следовать всем этим устремлениям, что является непростой как для человека, так и для общества задачей. Данная культура требует усвоения знаний того, как общество устроено, как оно развилось до нынешнего состояния, каковы способы управления данным обществом, какие есть механизмы реализации прав и обязанностей членов общества, каковы отношения между человеком, обществом и государством в общем [4, с. 4].
Б.Т. Лихачев полагает, что формирование гражданственности происходит в процессе гражданского воспитания, представляющего собой систему отношений по отношению к социуму, отдельным группам и людям, к их поступкам и результатам этих поступков, к общественным явлениям и процессам, к различным вопросам, от локальных до глобальных. Впоследствии это приводит человека к ощущению себя дееспособной личностью, которая может полноценно участвовать во всех сферах жизни общества (политика, социум и т.д.) [5, с. 293–294].
Понятие «активная гражданская позиция» состоит из трех частей: «гражданственность», «гражданская позиция» и «социальная активность».
Понятие «гражданственность» является сложно толкуемым, т.к. обладает достаточно широкими понятийными границами. Это создает дополнительные сложности как для теоретиков педагогической мысли, так и для практиков. Основной сложностью является необходимость каждый раз формулировать определение, т.к. не существует однозначно принятого в научном сообществе определения, хоть оно и «ощущается» знакомым каждому на повседневном уровне.
Для большего понимания понятия гражданственности на территории России стоит обратить внимание на определение понятия «гражданские доблести», к которым В.И. Даль отнес «мирные и миротворные [доблести]; честь, любовь и правду» [6]. В данном определении просматривается то, что приоритетной основой гражданского общества тех времен являлись моральные характеристики, а не правовые и решение конфликтов происходило с точки зрения духовно-нравственных норм, а не правовых.
В своей диссертации Л.В. Кузнецова [7] суммировала, что под гражданственностью в педагогике понимался в первую очередь общественно-государственный патриотизм, взращенный в ходе гражданского воспитания человека обществом, – чувство родства с большой общностью людей, формирующих государство, чувство принадлежности ему, уважение к своей стране, ее нормам и законам, готовность защищать ее и отстаивать ее независимость, участвовать в управлении государством и решении проблем.
А.И. Стронин рассматривал понятие гражданственности с точки зрения морали и моральной составляющей явления. Для него гражданственность – это совокупность обычаев общества и нравственных качеств гражданина. В подтверждение таких идей он приводил тот факт, что понятие гражданственности трансформировалось в соответствии с царствующими в том обществе идеалами (например, аристократическими или демократическими) [8, с. 172].
П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский считали важнейшим признаком гражданственности личности ее готовность разделять высшие цели государства, безвозмездно служить им, а также оказывать всякое положительное влияние на общество [9, с. 23].
Таким образом, под гражданственностью понимается готовность личности к активному участию в различных областях деятельности общества: политической, экономической, социальной, – к которым можно отнести участие в управлении обществом и государством, участие в культурной жизни общества (создание и передача культурных ценностей, развитие культурного фона общества), поддержание политических норм и законопорядка, готовность защищать страну [7].
Е.А. Казаева определяет «гражданскую позицию» как неотъемлемую часть личности, ее характеристику, включающую в себя нормы и ценности, качества личности, соответствующие знания, результатом которых является особое отношение личности к своему родному государству, обществу, в котором он живет, и готовность предпринимать активные действия в повседневной деятельности, направленные на государство и общество [10].
Тогда как Е.А. Казаева относит гражданскую позицию к области личности, Л.А. Байкова рассматривает ее с точки зрения части общей культуры общества и считает ее самой важной составляющей гражданского общества [11, с. 52].
Для З.Я. Капустиной гражданская позиция является одним из направлений развития гражданственности, а также она ее оценивает как проявление патриотичности человека [12, с. 48].
Т.В. Абрамян указывает в своей работе, что гражданская позиция является образующей характеристикой личности, т.к. она определяет, насколько активно (или пассивно) будет проявлять свои качества, какой тип поведения он выберет, насколько он будет осознавать себя и будет ли принимать последствия своих решений [13].
По Г.Я. Грявцевой, гражданская позиция – неотъемлемая сложносоставная черта личности, включающая в себя взгляды, усвоенные нормы поведения, знания, типы поведения в тех или иных ситуациях, нравственность [14].
Для Г.Н. Филонова гражданская позиция – в первую очередь нравственное, моральное взаимодействие личности с другими людьми, находящимися с ним в одной общности: проявление уважения к другим людям, к их взглядам, личным границам, проявление достойного поведения, признание за другими права быть «другими». Филонов считает, что эти черты личности проявляются во всех областях деятельности человека: в труде, в семье и быту, в общении и т.д. [15, с. 47]. Т.е. Г.Н. Филонов смещает акцент на внутреннюю деятельность человека, являющуюся последствием его гражданской позиции; он считает, что именно внутренняя деятельность является причиной всех последующих поступков и решений человека.
Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности человека посредством социальной активности, действенности личности и проявлений ее гражданских качеств. Активная гражданская позиция предполагает присутствие интереса к общественной работе, инициативу, понимание личной значимости, наличие организаторских и лидерских умений.
Анализ определений гражданской позиции позволяет выделить три ее основные составляющие: когнитивную, деятельностную и оценочно-эмоциональную. Все эти части являются важными, и ни одну нельзя изъять. Подводя итог всего вышесказанного, можно заключить, что гражданская позиция является сложным явлением, представляющим собой систему отношений личности к принципам существования государства и общества, таким как нормы, законы, к себе как к гражданину данного государства и мыслящей личности. Эта система отношений позволяет плодотворно участвовать в жизни общества, а также хранить и преумножать культурные и духовные ценности общества.
По А.В. Петровскому, социальная активность представляет собой жизненную позицию, проявляющуюся в последовательности проявления и реализации своих взглядов, в их отстаивании, в соответствии между мыслями и поступками [16, с. 90].
И.Ф. Харламов считает, что социальная активность – это грамотно полученный еще в детстве опыт взаимодействия с обществом, усвоение норм, способствующих к активному взаимодействию с обществом и системой ценностей. В дальнейшем это взаимодействие приводит к появлению устойчивой картины мира, проявляющейся в последовательных поступках, согласующихся с ценностями личности [17, с. 30].
На то, как человек будет проявлять свою гражданскую позицию, влияет ее деятельностная часть. В исследовании А.А. Соколова выделяет 3 вида гражданской позиции: пассивную, ситуативную и активную [18, с. 111].
Пассивная гражданская позиция необязательно означает бездеятельность. Суть такой позиции – в боязни нового, отказе от собственной инициативы, бездействии, ориентации на стереотипы мышления. Пассивная позиция иногда может даже сопровождаться позитивным отношением к прогрессивным новациям, но тогда, когда они устанавливаются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность. Пассивная гражданская позиция проявляется в дистанцировании от политических и общественных структур, индифферентности по отношению к нормам общества, к своим правам и обязанностям, к происходящим в обществе изменениям. При такой политической позиции привязанности к своей стране не происходит.
Ситуативная гражданская позиция является как бы затормозившей где-то в развитии активной: человек может обладать пониманием происходящего в обществе, или иметь ограниченный интерес к своим правам и обязанностям (и реализовывать их), или не игнорированием норм, или даже привязанностью к стране в определенных ситуациях (например, международных спортивных мероприятиях, где страна показывает отличные результаты), или даже комбинацией нескольких черт, но никогда не полной совокупностью их.
Активная же гражданская позиция проявляется в полноте данных черт, а основными признаками активной позиции является активная и полная реализация человеком его прав и обязанностей. Для этого типа позиции характерна наиболее сильная эмоциональная привязанность человека к своей стране, которая является вектором, задающим направление деятельности этой личности. Не всякая активность человека равнозначна его активной позиции. Социальная активность личности предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, отмечающее стабильную потребность самостоятельно осмысливать происходящие социальные процессы, стремление сделать жизнь лучше.
Суммируя все вышесказанное, можно сформировать общее определение активной гражданской позиции. Активная гражданская позиция – это приобретаемая человеком в ходе взросления и воспитания совокупность черт, проявляющаяся в активных осознаваемых взаимодействиях человека с обществом, направленных на реализацию своих прав и обязанностей, а также общественных ценностей с учетом как своих, так и общественных интересов.
Об авторах
Ольга Николаевна Пец
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: pec1979@mail.ru
аспирант кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования
Россия, КемеровоСписок литературы
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17–24.
- Щуркова Н.Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1980. 99 с.
- Основы методики гражданского воспитания в семье и школе / под ред. Г.Н. Филонова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. 142 с.
- Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития. М.: Пед. об-во России, 2001. 459 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Юрайт, 1999. 523 с.
- Гражданин // Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] // http://slovardalja.net/word.php?wordid=5979.
- Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 50 с.
- Стронин А.И. Этика гражданственности // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2000. № 1. С. 166–178.
- Сайпулаева Т.Ю. О понятии гражданственности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 4. С. 23–25.
- Казаева Е.А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2010. 461 с.
- Бозиев Р.С. Вуз как воспитательное пространство // Педагогика. 2002. № 7. С. 52–77.
- Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. 2003. № 9. С. 45–50.
- Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 185 с.
- Грявцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 214 с.
- Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. № 8. С. 45–51.
- Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 430 с.
- Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Советская педагогика. 1990. № 12. С. 28–35.
- Соколова А.А. Сущность и структурные компоненты гражданской позиции личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 5. С. 109–112.
Дополнительные файлы
