Теоретические вопросы изучения образа «сражающегося Китая» в США

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования теоретических подходов и оценок китайского кризиса 1931–1949 гг. в периодической печати США. Вся сложность восприятия японо-китайской войны была отражена в прессе, пытающейся сформировать понимание нового процесса, в который была вовлечена Америка. Изучение ежедневных газет и аналитических журналов США показывает, что в период 1931–1949 гг. формируется два подхода к «китайскому инциденту»: изоляционистский и интернационалистский. В ходе трудного поиска оптимального пути и взгляда на китайский кризис в американской прессе были сформулированы несколько полярных точек зрения. Анализируя американскую прессу под этим углом, важно определить и конкретное содержание каждой из «кризисных тем», и общий настрой редакторов и журналистов применительно к перспективам конфликта в 1931–1949 гг. В 1931 г. в периодической печати США ещё не сложилась идея «спасения Китая», которая будет популярна в ходе второй японо-китайской войны. Единственной значимой моделью решения «китайской проблемы» журналистам и редакторам виделась негласная и косвенная поддержка японских претензий. Образ Китая всегда был важным фактором информационной политики США. Таким образом, изучение отношения американской прессы и позиций наиболее видных журналистов представляет интерес для анализа того, как США после китайского кризиса постепенно осознали место страны в новой системе международных отношений. Кроме того, пресса показывает, как США планировали строить взаимодействия с враждующими государствами на Тихом океане.

Полный текст

В условиях современной информационной войны между Китаем и США очень важно установить, в какой степени исторический опыт ведения подобных кампаний американскими СМИ влияет на данное противостояние. Для этого необходимо изучить начальный этап процесса формирования отношения в США к «Новому Китаю» (период 1930-х – 1940-х гг.) [1, с. 155; 2, с. 71].

Изучение процесса эволюции образа Китая в ключевой, переломный период истории важно для понимания того, как происходила трансформация гоминьдановского Китая в совершенно новый – коммунистический, а также – какая была реакция на данный процесс в мире [3, p. 11]. Для более детального понимания современного восприятия Китая в США необходимо установить отношение к докоммунистическому Китаю, а также к самому факту создания нового государства [4, p. 52]. Это позволит найти ответы на вопросы:

  1. Как различные военно-политические силы Китая периода 1930-х – 1940-х гг. воспринимались прессой США.
  2. Какие перспективы развития Китая видели американские редакторы и журналисты в кризисный период 1931–1949 гг.
  3. Какие из черт образа Китая, сложившегося в США с 1931 по 1949 гг., продолжают оставаться востребованными в современной прессе США.
  4. Насколько влиятельными и востребованными были образы Китая и Мао Цзэдуна, созданные Эдгаром Сноу и Анной Стронг.
  5. В какой степени «багаж прошлого» (в плане черт и характеристик образа Китая в США) влияет на современные представления американского общества о Китае [5, p. 8–24].

Поиск решения обозначенных проблем позволит более чётко обрисовать конкретные черты образа Китая в США в первой половине ХХ века, а также выявить факторы воздействия на этот образ в условиях быстро менявшейся международной обстановке перед Второй мировой войной, во время неё и сразу после её окончания.

Поиск ответов на обозначенные вопросы теоретико-методологического характера позволит по-новому представить процесс эволюции знаний о Китае, образа Китая, восприятия Китая в США: не только с опорой на традиционно используемые историками материалы новостных журналов и крупных газет, но и с привлечением большого числа периодических изданий малых городов. Это даст возможность реконструировать более широкую и детальную картину смены акцентов в восприятии Китая 1931–1949 гг., что поможет лучше понять современные информационные подходы к оценке Китая в США и роль истории и исторической памяти в современных американо-китайских отношениях [6, p. 10].

Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлено исследование, состоит в комплексном, многофакторном изучении роли образа Китая в прессе США как методе информационного обеспечения тихоокеанской политики США. Масштаб задачи определяется, с одной стороны, хронологическими рамками (они охватывают 18 лет истории США и Китая: гражданская война, Вторая мировая война, революция в Китае), с другой стороны – территориальными рамками исследования, которые включают в себя азиатско-тихоокеанский регион. Комплексность задачи определяется тем, что в исследовательский фокус попадают наиболее важные события в Азии в первой половине ХХ в., которые определили ключевые черты образа Китая в США [7].

Из перспективных задач выделенного нами проблемного поля следует отметить изучение образа Китая в период военно-политического кризиса 1931–1949 гг., связанного не только со японо-китайской, Второй мировой войной, но и с внутренним противостояние КПК и Гоминьдана. Для понимания общественного шока от «потери Китая» в 1949 г. важно изучить, как образ Поднебесной эволюционировал в США на протяжении предвоенных и военных лет. Кроме того, безусловную научную значимость имеют следующие вопросы истории понимания Китая в США в 1930-е – 1940-е годы:

  1. Особенности образа гражданской войны в Китае как значимой части американской информационной жизни, формирующей представления американцев о Китае и корректирующей самовосприятие американцев через сравнение и сопоставление политических процессов в Китае и США.
  2. Важнейшие элементы образа Китая периода 1931–1949 гг., которые базируются на образах Китая XIX в. и к настоящему времени прочно вошли в американскую социальную мифологию и историческую память.
  3. Функции партийной периодической печати США в формировании образа «сражающегося Китая». Здесь важно установить, насколько традиционно изоляционистские газеты придерживались линии невмешательства в китайские дела, а интернационалистские издания – в какой степени выступали за «спасение Китая».
  4. Роль образов Мао Цзэдуна и Чан Кайши в общей системе представлений американцев о Китае. Важно установить, какие стереотипы восприятия китайских лидеров сохранялись на протяжении 1931–1949 гг., а какие – эволюционировали.
  5. Воздействие изменений в образе Китая как на информационный дискурс США, так и на процесс принятия внешнеполитических решений.

Таким образом, важность изучения образа Китая в США продиктована не только научно-исследовательским интересом, но и практико-политическим: на примере создания и эволюции «китайского образа» можно увидеть модели взаимодействия общественного мнения и внешней политики США [8, p. 103].

В процессе формирования образа Китая в США в кризисные 1931–1949 гг. большую роль играли наиболее крупные и влиятельные газеты, служившие центрами притяжения мнений экспертов-международников, политических комментаторов, общественных деятелей и редакторов. Первоначальная реакция на маньчжурский инцидент предсказуемо поляризировала прессу США на изоляционистское крыло (с главным центром – «Chicago Tribune») и интернационалистское крыло (ведущее издание – «New York Times»). Но кроме первых репортажей и откликов на события, данные газеты уже в сентябре 1931 г. публиковали версии о виновных в конфликте, методы и модели решения японо-китайского противостояния, прогнозы и советы для действия американской дипломатии. В следующий месяц развития боевых действий в Маньчжурии эта черта американской прессы проявилась ещё сильнее. Поэтому 1931–1949 гг. стали не просто новым этапом в освещении газетами США дальневосточного кризиса, но и этапом корректировки образа Китая, временем обсуждения новых подходов к возможному решению «китайской проблемы».

Внутреннее положение Китая в кризисные годы (1931–1939 гг.) осложнялось как длительной гражданской войной КПК и Гоминьдана, так и деятельностью слабеющих «милитаристских группировок», а в комплексе все обозначенные процессы разворачивались на фоне японо-китайской войны [9]. Многие из указанных военно-политических факторов находили своё отражение в американской прессе, становились предметом анализа американского экспертного сообщества [10; 11]. Но вместе с тем многочисленные детали внутреннего положения Китая не воспринимались и не учитывались в США при выработке стратегии взаимоотношений с Поднебесной [12, с. 109–111].

В плане методологии изучение образа Китая необходимо провести не только на базе методов и приёмов исторической имагологии, но и с привлечением социологического и текстологического анализа материалов периодической печати США. Это позволит выявить новые факты и тенденции в прессе США по формированию образа Китая [13; 14, с. 61]. Например, в 1931 г. даже интернационалистские газеты США использовали образы и эмоциональные аналогии, которые были направлены на доказательство американским читателям невозможности и бесперспективности американского вмешательства в китайские дела.

В методологическом плане исследование образа Китая в США должно быть построено как на традиционных методах исторического исследования, так и на методах имагологии, с помощью которых представляется возможным изучить образ Китая 1931–1949 гг., сложившийся в американском обществе [15; 16].

Изучение американских оценок «китайского кризиса» базируется на понимании значимости социокультурного контекста, в котором образ Китая был одним из моментов противостояния изоляционистов и интернационалистов в Конгрессе, Белом Доме и Государственном департаменте. Не менее любопытным является момент влияния событий гражданской войны в Китае и оценок данных событий на деятельность «китайского лобби» в США. Этот сюжет представляется возможным исследовать с помощью традиционной методологии, а именно принципов объективности и историзма, на которых основан комплексный анализ специфики механизма формирования в американской прессе оценок и представлений о Китае в период военно-политического кризиса 1931–1949 гг.

С опорой на историко-логический и сравнительно-исторический методы в проекте будет изучена сложная и противоречивая картина эволюции образа Китая и его роли в американском обществе, в прессе США в её диалектическом единстве и противоположности; сущность и характерные особенности отдельных мнений не только определены, но и рассмотрены в динамике, в эволюции, что дало возможность выявить определённые закономерности восприятия и оценок событий китайской истории, обусловленные объективными и субъективными причинами. Кроме того, использование сравнительно-исторического метода способствовало выявлению уровней и тенденций развития предмета и фиксации качественных изменений (в плане взаимовлияния образов), происходивших в процессе формирования образа Китая в США.

В ходе анализа специфики оценок войны, принципов функционирования и эволюции образа Китая 1931–1949 гг. в США использование системного подхода привело к необходимости применить различные общенаучные методы – структурно-функциональный, логический, индуктивный, дедуктивный и др.

Данные методы (применительно к анализу прессы США) позволяют доказать, что в период 1931–1941 гг. газеты примерно в равной степени приводили точки зрения как японской, так и китайской стороны на конфликт. При этом на Китай сильно воздействовал «багаж прошлого» в плане образа. Затяжной политический кризис и внутренняя нестабильность Поднебесной формировали в США представления о «хаосе», «варварстве» и «дикости», которые разрушают Китай, делая любое его правительство неспособным выполнять международные обязательства. Подобные образы и характеристики прочно основывались на представлении о Китае ещё второй половины XIX в.

Всё это подтверждает необходимость изучения образа Китая в широком социокультурном и конкретно-историческом контексте. Необходимо, не ограничиваясь лишь описанием черт данного образа, реконструировать военный, социальный, политический, культурный контекст, породивший его.

Процесс поиска ответов на данные вопросы поможет более рельефно не только понять этапы эволюции образа Китая в прессе США 1930-х – 1940-х гг., но и определить роль, которую Китай занимал в американском экспертном сообществе; выявить, каким Китай видели военные США, и, самое важное, детализировать место и функции образа Китая во внешнеполитической мысли и стратегическом мышлении США [17].

×

Об авторах

Сергей Олегович Буранок

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: witch-king-1@mail.ru

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории, права и методики обучения

Россия, Самара

Дарья Юрьевна Селифонтова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: selifontova.d@sgspu.ru

студент исторического факультета

Россия, Самара

Список литературы

  1. Галенович Ю.М. Китай в годы войны // Свободная мысль. 2014. № 4 (1646). С. 155–170.
  2. Галенович Ю.М. Нация Китая в борьбе против японской агрессии в 1930-х – 1940-х гг. // Общество и государство в Китае. 2018. Т. 48, № 1. С. 71–81.
  3. Bibber J. The Chinese Communists as viewed by the American periodical press 1920–1937. Stanford, 1969. 328 p.
  4. Dayan D. Media Events: The Live Broadcasting of History. Cambridge, 1992. 408 p.
  5. Hongshan L., Zhaohui H. Image, Perception, and the Making of U.S.-China Relations. New York, 1998. 512 р.
  6. Jespersen C. American Images of China: 1931–1949. Stanford, 1996. 336 p.
  7. Neils P. China Images in the Life and Times of Henry Luce. Savage, 1990. 380 p.
  8. Perlmutter D. Picturing China in the American Press: The Visual Portrayal of Sino-American Relations in Time Magazine. New York, 2007. 452 p.
  9. Dallek R. Roosevelt and American Foreign Policy 1932–1945. New York, 1979. 510 p.
  10. Doenecke J.D. Debating Franklyn D. Roosevelt's Foreign Policies, 1933–1945. New York, 2005. 454 p.
  11. Westad O.A. Cold War and Revolution: Soviet-American Rivalry and the Origins of the Chinese Civil War. New York, 1993. 260 p.
  12. Аринчева Д.А., Панцов А.В. «Новая демократия» Мао Цзэдуна и новый авторитаризм Чан Кайши // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 1. С. 109–118.
  13. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны (1945–1995). М.: Сюита, 1997. 349 с.
  14. Воробьёва Т.А. Восприятие Чан Кайши и Китая Ф.Д. Рузвельтом в 1933–1945 гг. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 4–1. С. 61–67.
  15. Печатнов В.О., Маныкин А.С. История внешней политики США. М.: Международные отношения, 2012. 669 с.
  16. Сафронов В.П. Война на Тихом океане: СССР, США и Япония в условиях мирового конфликта, 1931–1945 гг. М.: МППА БИМПА, 2007. 447 с.
  17. Юнгблюд В.Т. Внешнеполитическая мысль США 1939–1945 годов. Киров: Вят. гос. пед. ун-т, 1998. 359 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Буранок С.О., Селифонтова Д.Ю., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах