История народных строек 1940 года (на примере Ферганской долины)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На основе научно-исторических и архивных источников автор статьи анализирует историю выработки планов по орошению целинных земель центральной части Ферганской долины в первой половине ХХ века крупными русскими учеными, специалистами и показывает историческую картину строительства ирригационных сооружений в Ферганской долине в 1940 году скоростным народным методом «хашар». Со строительством гидротехнических сооружений, таких как Северный и Южный Ферганские каналы, начался новый этап в развитии орошаемого земледелия Ферганской долины, так как воды этих гидротехнических сооружений дали возможность оросить новые целинные земли центральной части и предгорных районов Ферганской долины. Следует отметить, что эти крупные и по своей конструкции сложные оросительные каналы были построены в основном с помощью примитивных орудий труда, таких как кетмень, лом, лопата, носилки, кирки и мешки, благодаря трудовому подвигу народов Узбекистана. Эти гидротехнические сооружения вот уже почти 80 лет обеспечивают сельскохозяйственные районы живительной влагой. Также в статье автор обобщает суть экономических мероприятий, осуществленных Советским правительством по развитию орошаемого земледелия в долине.

Полный текст

Из исторических источников нам известно, что 1932 году в Советском Союзе была достигнута «хлопковая независимость», так как в хлопкосеющих союзных республиках в 1932 году было выращено 1216617 т хлопка. Доля хлопка, выращенного в Республике Узбекистан, составляла более 758044 т, а в процентном соотношении она равнялась 65% общего урожая [1, с. 166].

Учитывая это обстоятельство, союзное правительство приняло решение к изысканию возможностей Узбекской Республики в дальнейшем развитии хлопководства. По этому решению правительством была поставлена задача выработать генеральный рабочий план по орошению новых земель Ферганской долины, так как в 30-е годы ХХ века Ферганская долина была основным хлопкосеющим регионом Республики Узбекистан.

После принятия этого решения на территории всей долины велись комплексные проектно-изыскательские и научно-практические работы по изучению природных возможностей дальнейшего развития хлопководства. В этих комплексных работах, по рекомендации Советского правительства, основной упор делался на экстенсивное развитие сельского хозяйства в регионе, конечным результатом должно было стать количество орошаемых земель. Поэтому перед специалистами была поставлена задача изыскать и подготовить проекты по строительству новых каналов для орошения целинных земель центральной Ферганы и предгорных районов долины.

Из исторических научных источников нам известно, что вопросами орошения целинных земель центральной Ферганы, еще начиная с марта 1913 года, по рекомендации имперского правительства России активно занималась проектно-изыскательская партия во главе с инженером Н.Н. Епанчиным [2, с. 136]. Учеными и специалистами по предложению ряда коммерческих компании было подготовлено 6 проектов по орошению Ферганской долины [3, с. 67]. Но из-за политических событий 1917 года эти работы были приостановлены.

В 1929 году разработкой проекта ирригации на Сырдарье, частично по Ферганской области, занималось Сырдарьинское бюро «Средазводхоза» [4, с. 38]. Основу подготовленного бюро проекта составили гидротехнические проекты, разработанные проектно-изыскательской партией, которой руководил инженер-ирригатор Н.Н. Епанчин.

В 1930 году выдвигается новый проект орошения Ферганской долины по схеме Г.К. Ризенкампфа. Эта схема, по сравнению с предыдущими, давала новое направление. Однако все выводы автора были ориентировочными, так как специальных изысканий по изучению Ферганской долины автором не проводилось.

После многократного обсуждения разных проектов, выдвинутых учеными специалистами в 1933 году, был составлен и утвержден генеральный рабочий план по орошению земель Ферганской долины. В соответствии с разработанным планом ставились задачи по регулированию вод горных рек Чаткалского, Ферганского, Алайского, Кураминского и Туркестанского хребтов, которое дало бы возможность максимального использования воды этих рек в дальнейшем развитии сельского хозяйства Ферганской долины. Рабочей группой было рекомендовано построить три канала для орошения целинных земель центральной Ферганы: Большой Ферганский канал общей протяженностью 280 км, Северный Ферганский канал общей протяженностью 160 км, Южный Ферганский канал общей протяженностью 120 км. Строительство этих каналов дало бы возможность оросить целинные земли центральной Ферганы. Кроме этого, по плану намечалось построить сеть водосбросов, таких как Сарикжуга, Ёзёвон, Файзобод, Багдад, Сух-Исфара. Главная задача этих водосбросов заключалась в том, чтобы снизить уровень грунтовых вод самой низкой части Ферганской долины. Характерная особенность центральной Ферганской степи заключалась в том, что уровень грунтовых вод находился очень близко к поверхности земли. Строительство этих гидротехнических сооружений дало бы возможность, во-первых, снизить уровень грунтовых вод; во-вторых, освоить 200 тыс. га новых целинных земель центральной Ферганы [5, с. 163].

Годы третьей пятилетки (1938–1942 годы) вошли в аграрную историю Узбекистана периодом «народных строек». В 1939 году посредством народного метода «хашар» был построен Большой Ферганский канал.

После выработки плана по орошению земель Республики Узбекистан, в частности Ферганской долины, ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 22 декабря 1939 года приняли постановление «О мерах по дальнейшему подъему хлопководства в Узбекистане», в котором было предусмотрено, что в течение ближайших шести лет необходимо освоить 430 тыс. га новых орошаемых земель [6, с. 154]. В связи с этим намечалось строительство крупных водохозяйственных объектов в областях республики с активным участием тружеников колхозов. Для этого государство выделило необходимые денежные средства, материалы, оборудование, механизмы и автотранспорт.

Для реализации этого решения правительство Узбекистана 20 января 1940 года приняло специальное постановление «О строительстве Северного Ферганского канала и Южного Ферганского канала» [6, с. 51].

Проектно-изыскательские работы Северного Ферганского канала проводились во главе с инженером Института «Сазводпроиз» В.Н. Симаковым при участии инженеров-гидротехников А. Тюленева, А. Кузнецовой [7, л. 6–7]. Согласно проекту длина Северного Ферганского канала составляла 163 км. Воды канала позволили бы обеспечить 19 тыс. га новых земель в Уйчинском, Янгикурганском, Наманганском, Туракурганском, Касансайском и Папском районах Республики Узбекистан и Аштском районе Республики Таджикистан, что улучшило бы водоснабжение 66732 га староорошаемых земель, кроме этого, резко ускорило бы экономическое развитие таких отраслей сельского хозяйства, как бахчеводство и садоводство, расположенных на правом берегу реки Сырдарья [8, с. 7]. Пропускная способность канала составляет 100 м³ воды в секунду, причем начальные 61 км русло нового канала должно было пройти по руслам уже существующих каналов Янгиарык и Розенбах. Оставшиеся 102 км планировалось построить в предгорьях Наманганского оазиса [9]. Предусматривалось, что канал берет воду из реки Нарын и достигает Камышкурганской степи в Аштском районе Республики Таджикистан. Проект канала был рассчитан так, что он 144 км пройдет по территории Узбекистана, а 18,5 км – по территории Республики Таджикистан. Чтобы построить этот канал, ежедневно на строительстве русла должны были участвовать от 80000 до 100000 колхозников, которым надо было выполнить земляные работы в объёме 6 млн м³ и построить 48 крупных ирригационных сооружений [8, с. 16–17]. Главным инженером строительства был назначен Д.К. Терситский [10, с. 192].

Русло строящегося канала был разделено на 20 строительных участков, где земляные работы начались с 10 февраля 1940 года. Трудящиеся Попского, Уйчинского, Косонсойского, Янгикурганского, Наманганского и Туракурганского районов вышли первыми на строительство [10, с. 165]. В первый день в строительстве работало 38–40 тыс. чел. На следующий день в помощь строителям канала приехали колхозники из районов Учкурган и Избаскан, Баликчи и Пахтаабад, которые взяли на себя обязательство выполнить 1 млн м³ земляных работ [10, с. 165].

В строительстве канала ежедневно принимало участие в среднем 90 тыс. чел. Следуя руководящим принципам «народных строек», все русло канала разделили на 20 участков, которые, в свою очередь, были распределены на колхозы, колхозные участки были разделены на бригады, а бригады – на звенья. Каждое звено состояло из трех человек: один копал землю, а двое других выносили землю на обочину. У каждого звена было по три кетменя, двое носилок, одна кирка. Орудия труда, как видно из этого, не позволяли говорить о высокой производительности труда. Лишь высокая самоотдача людей и их патриотизм были достойны всяческого уважения.

Земляные работы на русле строящегося Северного Ферганского канала продолжались в течение 35 дней. Общий объем выполненных земляных работ составил 5382109 м³. На выполнение поставленных задач было потрачено 2358,4 тыс. трудодней [10, с. 167]. Проектная стоимость строительных работ, выполненных на русле канала, оценивалась в 35025 тыс. рублей. При строительстве канала было использовано 2358 т цемента, 1445 м³ древесины, 498,5 т железа и других строительных материалов. В ходе строительства канала были реконструированы 10 старых гидротехнических сооружений, построено новых 4 акведука, 6 дюкеров, 40 маленьких деревянных водяных лотков, 17 инженерных водораспределителей. Среди них самые большие сооружения – железобетонный дюкер на Резаксае и железобетонный акведук на Жанжалсае. Русло канала пересекло 20 селевых саев, речек и оврагов, через которые были построены железобетонные сооружения. На строительстве Северного Ферганского канала работали 620 инженеров, которые руководили выполнением земельных работ. Вода на русле Северного Ферганского канала была открыта 23 июля 1940 года и впервые воды реки Нарын пришли на орошение предгорных земель земледельческих районов Уйчи, Янгикурган, Наманган, Туракурган, Касансай и Пап Республики Узбекистан, а также Аштского района Республики Таджикистан. Строительство канала дало возможность освоить и оросить 19 тыс. га новых земель, из которых 5590 га новых земель с водами реки Нарын Камышкурганской степи Республики Таджикистан [11, с. 75].

Вторым крупным ирригационным сооружением, построенным в 1940 году в Ферганской долине, является Южный Ферганский канал. Проект канала был составлен научными сотрудниками института «Сазводпроиз» под руководством инженера Б.А. Мехельсона [10, с. 192]. По проекту русло канала должно было пройти по руслу Кувинской ветки, подпитывающейся из Шарихансая и построенной в 1935–1936 годах. Кувинская ветка обеспечивала орошаемые земли низовых частей маловодной Араванской и Исфайрам-Шахимарданской оросительных систем водой Карадарьи [12, с. 48]. В 1940 году Кувинская ветка была продлена до Маргелансайской ветки и было построено новое русло канала из Аравансая до Кувасая. Таким образом, новый построенный канал получил название Южный Ферганский канал. Земляные работы на строительстве нового канала начались 16 февраля 1940 года. Общий объем земляных работ в 2,4 млн м³ выполнен за 57 дней при участии 48 тыс. колхозников из 890 колхозов 12 районов Ферганской области с общей затратой труда 1,5 млн человеко-дней. На русле канала построено 151 гидротехническое сооружение, в том числе 1 акведук, 16 дюкеров, выполнено бетонных и железобетонных работ 7116 м³, каменных – 10782 м³, деревянных – 800 м³ [10, с. 192]. Канал был сооружен за 57 дней [13, с. 61]. Во время строительства канала участников обслуживали 168 работников медицины, 1310 сотрудников торговли, 500 артистов. Главным инженером строительства был А.И. Ронкин. В результате строительства Южного Ферганского канала была повышена водообеспеченность орошаемых земель на площади 66 тыс. га, увеличены площади садов и виноградников на 5880 га, тутовников на 300 га и было освоено 6937 га новых земель [10, с. 192].

В заключение следует отметить, что в 1940 году в результате проявленного трудового подвига народов Узбекистана по всей республике были построены десятки крупных гидротехнических сооружений, в строительстве участвовало более 1,5 млн чел., которые выполнили работу на 280 млн рублей. Только в Ферганской долине было освоено 50 тыс. га новых земель. По всей республике общий объем орошаемых земель в 1940 году достиг 2130 тыс. га [14, л. 14].

×

Об авторах

Кабулжан Махамаджанович Насритдинов

Андижанский филиал Ташкентского государственного аграрного университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: nasritdinov.kabuljon.60@mail.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук

Узбекистан, Андижан

Список литературы

  1. Раззаков А. История хлопководства Узбекистана (на узбекском языке). Ташкент: Узбекистан, 1994. 302 с.
  2. Жалилов С. Из истории орошения земель Ферганской долины (на узбекском языке). Ташкент: Фан, 1977. 166 с.
  3. Зиёев Х. Узбекистан под прессом гнета и колониальности (на узбекском языке). Ташкент: Шарк, 2006. 352 с.
  4. Абдулхамидов А. Из истории орошения Кокандского оазиса. Ташкент: Фан, 1974. 76 с.
  5. Мамедов А.М. Развитие ирригации в Узбекистане. Ташкент: Фан, 1967. 173 с.
  6. Коммунистическая партия Узбекистана в резолюциях. Т. 2. Ташкент: Узбекистан, 1988. 912 с.
  7. Центральный государственный архив Республики Узбекистан (ЦГА РУз). Ф. 2510. Оп. 1. Д. 447.
  8. Хачикянц С.П. Северный Ферганский канал // Социалистическое сельское хозяйство Узбекистана. 1940. № 3. С. 6-19.
  9. Схематическая карта Северного Ферганского канала // Альбом САНИИРИ. 1940. № 2. С. 36.
  10. Ирригация Узбекистана. Т. I. Ташкент, 1975. 354 с.
  11. Насритдинов К.М. История орошения Ферганской долины (на узбекском языке). Ташкент: Янги аср авлоди, 2009. 224 с.
  12. Касымов Ю. История орошения наманганского оазиса (на узбекском языке). Ташкент: Фан, 1988. 122 с.
  13. Халиков И., Эшчанов К., Алимов И. Осуществление ленинских идей орошения в Средней Азии. Ташкент: Укитувчи, 1986. 248 с.
  14. ЦГА РУз. Ф. 2483. Оп. 1. Д. 69.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Насритдинов К.М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах