Трудовое воспитание и профессиональная ориентация в биологическом и экологическом образовании школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Отношение человека к труду, активность его трудовой деятельности, творческий подход к ней зависит от верного выбора профессии, и в частности – специальности. В связи с этим правильная подготовка учащихся к будущей трудовой деятельности имеет первостепенное значение в воспитании школьников. Одной из основ трудового воспитания является профориентация учащихся. Она рассматривается как условие всестороннего и гармоничного развития личности; осуществляется в единстве обучения биологии и экологии с основными направлениями духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся. Профессиональная ориентация предполагает целенаправленную деятельность по формированию у школьников внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии и состоит из нескольких компонентов: профессиональное просвещение; профессиональное воспитание; профессиональная консультация; профессиональная адаптация. Профессиональное просвещение вооружает школьников знаниями о профессиях в области биологии и экологии, условиях их выбора, воспитывает у них положительное отношение к труду, формирует профессиональные предпочтения. Под профессиональным воспитанием понимают воспитание у учащихся профессионально важных качеств личности: коммуникабельности, профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной этики. Учитель знакомит учащихся с профессиями, связанными с биологией и экологией; изучает и развивает интересы, склонности и способности каждого ученика; включает профориентационную тематику в оформление учебного кабинета; обеспечивает регулярную демонстрацию видеофильмов, отражающих применение достижений биологической науки в производстве. Профессиональная консультация призвана оказать необходимую помощь учащимся в профессиональном самоопределении. Она предполагает информирование школьников о биологических и экологических профессиях. Профессиональная адаптация связана с овладением учащимися необходимыми для будущей профессии знаниями и практическими умениями. Существует прямая зависимость между уровнем предметных знаний и умений и скоростью приспособления человека к профессиональному обучению и трудовой деятельности. Таким образом, трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения биологии и экологии представляют собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных и дополняющих друг друга компонентов, объединённых общностью цели и единством управления.

Полный текст

Современные экономические реалии, нестабильность рынка труда, появление новых профессий и специальностей породили новые требования к трудовому воспитанию и профессиональной подготовке личности. Для каждого человека важно правильно подобрать соответствующую ему профессию. Становление личности происходит с малых лет, следовательно, трудовое воспитание и профессиональная подготовка подрастающего поколения должны осуществляться со школьной скамьи.

Вопросам трудового воспитания посвящены работы известных отечественных и зарубежных педагогов: В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, Р. Оуэна, И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, С.Т. Шацкого и др.

По определению К.Д. Ушинского, трудовое воспитание – это целенаправленный процесс, в ходе которого у школьников формируется готовность трудиться, стремление и умение реально участвовать в построении общества, вырабатывается положительное отношение к труду [1].

В.А. Сухомлинский под трудовым воспитанием понимал гармонию понятий «надо», «трудно» и «прекрасно». Он полагал, что воспитания нет и быть не может без труда и вне труда [2].

А.С. Макаренко писал, что труд сам по себе не является воспитательным средством. Воспитательным средством труд может быть только в том случае, если он организован с определённой целью, определённым образом и является частью воспитательного процесса [3].

В методике обучения естествознанию одним из первых поднял вопрос об уважительном отношении к труду в первой половине XIX в. автор учебника по ботанике для кадетских заведений В.И. Даль [4].

Известные методисты-биологи И.Д. Зверев и А.Н. Мягкова утверждали, что «необходимо так воспитывать учащихся, чтобы труд стал для них первейшей потребностью, жизненной необходимостью» [5, с. 102].

Теоретические основы и практические подходы к трудовому воспитания и профессиональной ориентации учащихся в процессе обучения биологии и экологии раскрыты в работах учёных-методистов Н.Д. Андреевой, В.С. Анисимовой, Н.Г. Бобровой, Е.Т. Бровкиной, И.Д. Зверева, Н.В. Малиновской, А.Н. Мягковой и др. [6–14].

В публикациях последних лет по проблеме трудового воспитания и профориентации учащихся затрагиваются вопросы изменения уроков биологии и экологии с целью усиления степени профессионального самоопределения школьников [15]; психологического сопровождения профессиональной ориентации учащихся в старшей школе [16]; формирования у школьников первоначальных профессиональных намерений и интересов через элективные курсы [17] и летнюю научно-исследовательскую школу [18]; профориентации старшеклассников в условиях быстро меняющегося рынка труда [19] и др.

Из изложенного выше видно, что со временем происходит смещение акцента с трудового воспитания учащихся как такового в сторону профессиональной ориентации школьников. Этот акцент в настоящее время усиливается за счёт перехода старшей школы на новый стандарт, который ориентирован на подготовку выпускника к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества [20].

Целью настоящей статьи стала разработка методических аспектов трудового воспитания и профессиональной ориентации в биологическом и экологическом образовании школьников с учётом требований ФГОС СОО.

Работа выполнена на основе изучения литературы и других источников с использованием метода теоретического анализа и синтеза [21].

К настоящему времени существует много профессий и специальностей требующих биологические знания и умения, основы которых ученикам могут быть заложены на уроках биологии и экологии, экскурсиях, во внеклассной, внеурочной и внешкольной работе, а также в процессе общественно-полезного труда.

Отношение человека к труду, активность его трудовой деятельности, творческий подход к ней зависит от верного выбора профессии вообще и специальности в частности. В связи с этим правильная подготовка учащихся к будущей трудовой деятельности имеет первостепенное значение в воспитании школьников [9]. В процессе профподготовки учащихся главная задача учителя – вызвать интерес учеников к тем или иным профессиям, связанным с биологией и экологией.

Одной из основ трудового воспитания является профориентация учащихся. Она является задачей первостепенной важности и составляет принципиальное отличие углублённого уровня изучения биологии в старших классах от базового [22]. Профессиональная ориентация рассматривается как условие всестороннего и гармоничного развития личности; осуществляется в единстве обучения биологии и экологии с основными направлениями духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся.

Профессиональная ориентация предполагает целенаправленную деятельность по формированию у школьников внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. В системе профориентационной работы выделяют несколько компонентов:

– профессиональное просвещение;

– профессиональное воспитание;

– профессиональную консультацию;

– профессиональную адаптацию [7].

Профессиональное просвещение вооружает школьников знаниями о профессиях в области биологии и экологии, условиях их выбора, воспитывает у них положительное отношение к труду, формирует профессиональные интересы и предпочтения. Оно включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию. Их цель – сообщение школьникам сведений о биологических и экологических профессиях, информирование их о способах и условиях овладения ими, знакомство с редкими для региона и потому востребованными профессиями.

Профессиональное просвещение способствует развитию интересов и склонностей учащихся в области биологии и экологии, которые не могут не оказывать влияние на выбор будущей профессии, способствует их интеллектуальному развитию.

Профессиональное воспитание школьников – один из главных компонентов системы профориентации. Под профессиональным воспитанием понимают воспитание у учащихся профессионально важных качеств личности: коммуникабельности, профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной этики и пр. Профессиональное воспитание в школе организуется на всех уровнях управления – администрацией школы, школьным советом, классным руководителем, учителями-предметниками, в том числе биологии и экологии.

Учитель знакомит учащихся с профессиями, связанными с биологией и экологией; изучает и развивает интересы, склонности и способности каждого ученика; включает профориентационную тематику в оформление учебного кабинета; обеспечивает регулярную демонстрацию видеофильмов, отражающих применение достижений биологических наук и экологии в производстве.

С целью профессиональной ориентации учащихся учитель может воспользоваться всем арсеналом методов обучения биологии и экологии. Их выбор зависит от цели, образовательных задач, содержания учебного материала, особенностей учащихся, а также уровня профориентационной готовности школьников [16].

Метод рассказ используют при изложении общей характеристики профессии в области биологии или экологии, её значении, требований профессии к личности, условий труда, необходимых знаний, требуемых умений и навыков, а также мест получения.

Метод объяснение применяют для сообщения сути той или иной профессии, биологической или экологической направленности, её особенностей; разъяснения новых понятий, трудовых приёмов и операций.

Применение рассказа и объяснения должно быть чётким, последовательным, лаконичным и эмоциональным, а содержание – достоверным, соответствовать действительности, отражать современное состояния развития биологических наук и экологии, производства, содержание труда представителей этих профессий.

Наиболее распространённым словесным методом профориентационной работы с учащимися считается беседа. Она строится на заранее подготовленных учителем и учащимися вопросах о профессиях, связанных с биологией и экологией. Беседа должна быть связана с изучаемым материалом. Она может сопровождаться высказываниями и отрывками из биографий известных людей, которые прошли большой и яркий жизненный путь в одной из биологических или экологических профессий.

Наряду со словесными методами необходимо использовать наглядные методы. Для этих целей хорошо подходит демонстрация:

– натуральных объектов, выполненных в том или ином биотехнологическом процессе;

– изобразительных пособий;

– видеофильмов и их фрагментов с последующим обсуждением;

– приёмов деятельности во время выполнения лабораторных и практических работ.

По мнению Н.Г. Бобровой, использование практических методов (наблюдение, эксперимент, распознавание и определение объектов) в профориентационной работе учащихся способствует не только лучшему усвоению биологического и экологического материала, но и выработке определенных профессиональных умений [9].

К основным формам профориентационной работы в процессе обучения биологии можно отнести:

– урок, в том числе профинформационные уроки;

– экскурсии на биологические и экологические предприятия, а также в профессиональные учебные заведения медико-биологического и сельскохозяйственного направлений подготовки;

– посещение производственных выставок (например, сельскохозяйственных) и дней открытых дверей в учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования;

– встречи с представителями профессий в области биологии и экологии;

– участие в биологических и экологических олимпиадах и конкурсах;

– посещение факультативов, элективных курсов и курсов по выбору медико-биологической, экологической, природоохранной и сельскохозяйственной направленности;

– внеклассные биологические и экологические мероприятия, вечера;

– общественно-полезный труд и внешкольная работа по биологии и экологии.

Ниже остановимся на некоторых из них. Наибольшее значение в профориентации играют вводные уроки по изучению соответствующих тем, разделов и школьных курсов биологии и экологии в целом. На этих уроках можно ознакомить учащихся не только с тем, что предстоит изучать им в дальнейшем, но и со значением различных профессий и специальностей для развития биологии и экологии как наук, развитием тех или иных отраслей производства, связанных с изучаемыми предметами.

Большую роль в работе по профориентации играют профинформационные уроки в 9–11 классах. На них нередко приглашают специалистов-биологов, экологов, врачей, представителей сельскохозяйственных профессий, которые рассказывают о своих профессиях от первого лица и отвечают на вопросы учеников [8].

Одной из важных форм по ознакомлению учащихся с профессиями, связанными с биологией и экологией, является экскурсия. В школьном курсе биологии предусмотрены экскурсии на производство при изучении тем «Основы генетики и селекции», «Искусственный отбор». При изучении растений и грибов экскурсии можно провести в оранжерею, теплицу, завод по выращиванию шампиньонов. На них ученики узнают о способах выращивания растений и грибов, об агротехнике их возделывания, знакомятся со спецификой работы растениеводов и технологов по выращиванию грибов. При изучении животных экскурсии можно организовать на животноводческие фермы, где школьники узнают о работе животноводов и различных их специальностях [11].

В школьном курсе экологии возможно проведение экскурсий на очистные сооружения, мусороперерабатывающий завод, экологическую лабораторию и т.п.

В рамках внеурочной деятельности учащимся старших классов можно предложить посетить элективный курс «В мире биологических и экологических профессий» [17].

В выборе будущей профессии учащимся могут помочь внеклассные мероприятия, посвященные биологическим и экологическим профессиям, занятия в работе биоэкологического кружка, индивидуальная исследовательская деятельность учащихся по биологии и экологии.

Поскольку профориентация немыслима без трудовой деятельности самих школьников, то не меньшее значение имеет общественно-полезный труд, в процессе которого учащиеся знакомятся с основными видами трудовой деятельности биологической, экологической и природоохранной направленности. Он может осуществляться в кабинете биологии, в уголке живой природы, на учебно-опытном участке, в рамках летней производственной практики.

Трудовое воспитание и профориентация учащихся возможны также и во внешкольной работе в составе школьных лесных бригад или бригад по озеленению территории [23], уборке мусора; «зелёных» и «голубых» патрулей, дружины по охране природы.

Профессиональная консультация помогает учащимся в профессиональном самоопределении. Она предполагает информирование школьников о биологических и экологических профессиях. Профконсультация включает проведение мероприятий, которые направлены на изучение профессионально значимых качеств личности и позволят ученикам сделать осознанный выбор своей будущей профессии.

Профессиональная консультация может быть проведена в форме индивидуальных или групповых бесед и занятий.

Профессиональная адаптация связана с овладением учащимися необходимыми для будущей профессии знаниями и практическими умениями. Существует прямая зависимость между уровнем биоэкологических знаний и умений и скоростью адаптации человека к профессиональному обучению и трудовой деятельности [7].

Таким образом, трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения биологии и экологии представляет собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных и дополняющих друг друга компонентов, объединённых общностью цели и единством управления.

×

Об авторах

Александр Алексеевич Семенов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: semenov@pgsga.ru

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения

Россия, Самара

Список литературы

  1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М.: Учпедгиз, 1953–1954.
  2. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М.: Педагогика, 1979–1981.
  3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 303 с.
  4. Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 368 с.
  5. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 191 с.
  6. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация учащихся // Биология в школе. 2003. № 1. С. 37–43.
  7. Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 208 с.
  8. Анисимова В.С., Бровкина Е.Т., Мягкова А.Н. Политехническое образование и профориентация в преподавании биологии: метод. пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  9. Боброва Н.Г. Формирование профессиональных предпочтений школьников в процессе обучения биологии // Современное естественнонаучное образование: достижения и инновации: IV всерос. (с междунар. уч.) науч.-метод. конф. Красноярск, 14–15 ноября 2013 г. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. С. 29–33.
  10. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учеб. для студ. биол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1976. 384 с.
  11. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
  12. Ионина Н.Г., Войткевич Н.Н. О профессиональном самоопределении старшеклассников // Биология в школе. 2010. № 3. С. 47–52.
  13. Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация при обучении биологии в старших (9, 10, 11) классах: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 1999. 18 с.
  14. Якунчев М.А., Маркинов И.Ф., Ручин А.Б. Методика преподавания биологии: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. М.А. Якунчева. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 336 с.
  15. Ионина Н.Г. Профессиональное самоопределение школьников через трансформацию урока // Биология в школе. 2018. № 4. С. 67–72.
  16. Мельникова Н.А. Психологическое сопровождение профессиональной ориентации учащихся в старшей школе. Профессии без границ: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., г. Новочебоксарск, 27–28 февраля 2014 г. Новочебоксарск: Изд-во «Полиграфика», 2014. С. 195–204.
  17. Миназева Л.Б. Элективный курс «В мире биологических профессий» как средство формирования у школьников первоначальных профессиональных намерений и интересов // Студенческий вестник: научный журнал. 2019. № 20 (70). Ч. 1. С. 46–49.
  18. Минькова Н.О., Королькова Е.О. Летняя научно-исследовательская школа как форма профориентационной работы с учащимися // Биология в школе. 2014. № 5. С. 64–68.
  19. Николенко Т.Г. Профориентация старшеклассников в условиях быстро меняющегося рынка труда // Биология в школе. 2018. № 6. С. 28–32.
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. https://fgos.ru.
  21. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.
  22. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки Российской Федерации. http://fgosreestr.ru.
  23. Зеленый патруль: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 128 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Семенов А.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.