Problems of foreign students’ integration into the educational environment of a pedagogical university

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

A survey was conducted among foreign students studying at Natural Sciences Education Faculty of the I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University located in Cheboksary, the Republic of Chuvashia, Russia. The methodology was used to diagnose the learning motivation of students and a survey was conducted in order to identify socio-pedagogical conditions of students’ adaptation to the university. Leading motives have been established that determine the desire of foreign students to obtain higher education in Russian cities. The dynamics of student motivation changes has been revealed. It is also found that the assessment of the university and faculty management work by foreign students testifies to the favorable social and pedagogical environment that is developed at the faculty and university. Foreign students’ poor knowledge of special terminology used for the study of natural sciences is noted. The author identified that it is necessary for foreign students to acquire professional activities of pedagogical education bachelors. Studying at a pedagogical university is demanded by foreign citizens from Central Asia states. Working with foreign students enriches the teaching experience of faculty members. Strengthening multicultural relations, creating conditions conducive to the full self-realization of foreign student’s personality facilitates the process of their adaptation and integration into the educational environment. Training a prospective bachelor of pedagogical education as a specialist takes place in the context of motivations change throughout the learning process. At the same time, an important point is the confidence in the future profession. In such conditions, educational and cognitive motives become more important and stimulate students to acquire knowledge in the field of their chosen profession.

Full Text

Введение

Увеличение числа студентов, приехавших для получения высшего образования в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья, актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к учебной деятельности в вузах России. По приезде в Россию большинство из них сталкиваются с совершенно незнакомой, а порой и чуждой правовой, социальной, дидактической и этнокультурной средой [1, с. 2].

Несомненно, к перечисленным трудностям, с которыми могут столкнуться студенты-иностранцы, добавляются и проблемы адаптации к новым климатическим и бытовым условиям. Разлука с друзьями и родственниками также может способствовать возникновению дезадаптации, что в итоге может привести к снижению качества обучения [2, с. 6–7].

Успешная интеграция студентов-иностранцев в образовательный процесс и образовательную среду российской системы высшего образования требует учитывать вопросы не только адаптации к образовательной среде, но и мотивационную составляющую их образовательной деятельности.

Высокий интеллектуальный уровень человека вовсе не гарантирует ему высоких достижений в жизни. Только наличие сильной мотивации к этим достижениям позволит осуществиться всем амбициям и достичь высоких результатов. Многие исследователи отмечают, что при доминировании мотивации достижения успеха человек может добиться максимального результата, а в случае преобладания мотивов избегания неудачи – минимального [3, с. 262–264; 4, с. 7].

В настоящее время увеличивается доля иностранных граждан обучающихся не только в вузах крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург или Казань, но и в высших учебных заведениях, расположенных в небольших городах России. Поэтому руководству и педагогическому составу вузов, расположенных в регионах, требуется преобразование образовательной деятельности с учетом интернационализации образования.

Исследованиями доказано, что адаптация студентов, приехавших из других стран, к условиям образовательной среды не ограничивается их приспособлением только лишь к учебному процессу. Успешное обучения зависит и от того, как пройдет адаптация к новым условиям жизни, социальному окружению, нормам общественного поведения и т.д. При этом многие исследователи отмечают, что наиболее значимыми аспектами жизни и социальной деятельности иностранных студентов являются социально-бытовая, социально-коммуникативная и социально-культурная составляющие, что и позволяет выделить данные элементы как основные в приспособлении обучающихся к образовательной среде вуза [5, с. 5; 6, с. 115].

Современная система образования в России подвергается серьезному реформированию с целью улучшения качества образовательных услуг. Необходимо отметить, что существенное увеличение количества студентов из числа иностранных граждан исследователи связывают с активным вхождением российского образования в Болонский процесс и переход к контрактной форме обучения подготовки специалистов [7, с. 4–6; 8, с. 626–630; 9, с. 34–35]. Тот факт, что Россия присоединилась к Болонскому процессу, увеличило спрос у граждан иностранных государств на российское высшее образование и, как следствие, привело к увеличению числа иностранных студентов в российских вузах [10, с. 10; 11; 12, с. 23].

Статистические данные гласят, что в России в настоящее время количество вузов, в которых обучаются студенты-иностранцы, приближается к восьмистам [13]. Необходимо подчеркнуть, что выведение образования на международный уровень стало элементом стратегии развития многих учебных заведений по всему миру [14, с. 373–376; 15, с. 1–2]. При этом многие исследователи отмечают как положительные, так и отрицательные стороны данного процесса [16; 17, с. 24–25; 18, с. 329–331]. Не стал исключением и Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева.

На сегодняшний день в вузе обучается более 390 иностранных студентов. Необходимо отметить, что подавляющее большинство обучающихся прибыли из стран Средней Азии.

Для успешной интеграции в образовательную среду педагогического вуза студентов-иностранцев необходимо учитывать их мотивации к получению образования в вузах России, при этом необходимо разработать новые подходы к образовательной деятельности с учетом интернационализации высшего образования [19, с. 122–124; 20].

На основании изложенного выше целью исследования стало, во-первых, определение мотивов приобретения знаний иностранных студентов в педагогическом вузе; во-вторых, оценка качества и динамики их социально-педагогической адаптации.

Материалы и методы

Для определения мотивов к получению образования, а также с целью изучения особенности качества и динамики социально-педагогической адаптации к образовательной среде вуза студентов-иностранцев нами было проведено анонимное анкетирование иностранных студентов 1–3 курсов, направления подготовки «Педагогическое образование», факультета естественнонаучного образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Все опрошенные студенты прибыли на учебу из государства Средней Азии – Туркменистана. Из опрошенных 31 студент – юноши, 25 – девушки, возраст – от 18 до 33 лет. У абсолютного большинства студентов-иностранцев уровень владения русским языком достаточный для работы с представленными вопросами.

Иностранным студентам было предложено оценить значимость для каждого опрашиваемого приведенные мотивы учебной деятельности по 5-балльной системе, согласно методике для диагностики учебной мотивации студентов [21, с. 147].

Для изучения особенности качества и динамики социально-педагогической адаптации к образовательной среде вуза иностранных студентов нами была разработана анкета, в основу которой легли вопросы, затрагивающие межличностные отношения в системе «студент – студент», «студент – преподаватель», «студент – учебная группа», «студент – руководство вуза», а также вопросы, затрагивающие культурные и бытовые условия.

Результаты

Методика, применяемая нами с целью диагностики учебной мотивации иностранных студентов, позволяет объединить утверждения, характеризующие мотивы учения, в 7 групп: мотивы коммуникативные, профессиональные, мотивы творческой самореализации и избегания неудачи, а также учебно-познавательные, социальные и мотивы престижа.

Обработка результатов анкетирования показала, что ведущие мотивы по значимости, выражаемой в баллах (минимум – 1 балл, максимум – 5 баллов), меняются от младших к старшим курсам (табл. 1).

 

Таблица 1 – Средние значения в баллах и место изучаемых мотивов студентов-иностранцев по результатам анкетирования

Шкала мотивов

Средние значения в баллах и место мотивов

1 курс (n = 13)

2 курс (n = 22)

3 курс (n = 21)

Баллы

Место

Баллы

Место

Баллы

Место

Коммуникативные

3,35

2

3,05

6

3,43

5

Профессиональные

2,99

5

4,14

4

3,77

1

Творческой самореализации

1,92

7

4,54

1

3,50

2

Избегания неудачи

3,94

1

2,83

7

2,35

7

Учебно-познавательные

2,49

6

4,27

2

3,36

6

Престижа

3,06

4

4,12

5

3,48

4

Социальные

3,18

3

4,25

3

3,49

3

 

Установлено, что мотивы, относящиеся к группе «Коммуникативные», наиболее значимы для студентов первого курса и становятся менее значимыми для учащихся старших курсов.

Мотивы, относящиеся к группе «Профессиональные», с пятой и четвертой позиции у первокурсников и второкурсников, соответственно, выходят на старших курсах на первый план.

Группа мотивов «Творческая самореализация» связана с желанием проявить себя, и данные мотивы более важны преимущественно для студентов второго и третьего курсов.

Мотивы, относящиеся к группе «Избегание неудачи», характерны для первокурсников, а к старшим курсам они отступают на задний план.

Отмечено, что мотивы из группы «Учебно-познавательные» имеют неустойчивую динамику: если на первом курсе они занимают лишь шестую позицию, то ко второму курсу желание узнать новое усиливается, а затем мы снова наблюдаем некоторое снижение важности учебно-познавательных мотивов.

Группа мотивов «Престиж» имеет достаточно устойчивую динамику, занимая средние позиции на протяжении всего изучаемого времени обучения.

Отмечена важность для студентов-иностранцев первого курса мотивов, относящихся к группе «Социальные мотивы». Необходимо отметить, что и впоследствии они остаются стабильными по степени важности.

Анализ анкет, разработанных нами для иностранных студентов с целью оценки качества и динамики социально-педагогической адаптации их к образовательной среде вуза, показал, что абсолютное большинство опрошенных (98,0% первокурсников, 91,7% второкурсников и 84,6% третьекурсников) отмечает высокую степень доступности для общения как декана, так и работников деканата в целом.

При оценке студентами-иностранцами работы руководства вуза большинство опрошенных (76,9–90%) отметили тот факт, что руководство всегда помогает, проявляет внимание и заботу при обращении.

85,0% студентов первого курса, 80,6% студентов второго курса и 98,0% – третьего отметили, что преподаватели всегда готовы прийти им на помощь при возникновении у них трудностей с восприятием учебного материала, при этом относятся к ним доброжелательно.

Однако нами было выявлено несколько проблем, возникающих у иностранных студентов в процессе адаптации к учебному процессу.

Более половины студентов-иностранцев всех опрашиваемых курсов (53,8–58,8%) отметили, что испытывают затруднения при понимании и конспектировании лекционного материала; 60,7% первокурсников, 52,9% второкурсников испытывают трудности при выступлении с докладами, а 38,5% третьекурсников испытывают затруднения при самостоятельном выполнении домашних заданий. При этом в среднем 85,9% респондентов отмечают сложности именно при усвоении материала дисциплин естественнонаучного блока.

На традиционный в аналогичных исследованиях вопрос: «Что бы вы сделали, чтобы иностранным студентом было легче учиться?» подавляющее большинство студентов (90,0–76,9%) ответили, что хотели бы получать индивидуальные занятия по русскому языку. А более половины (52,9%) студентов третьего курса хотели бы заниматься индивидуально по некоторым дисциплинам учебного плана.

Большинству из опрошенных студентов-иностранцев (60,18%) было достаточно сложно привыкнуть к продолжительному морозному периоду.

Выявлено, что наибольшие трудности в питании возникают по приезде в Россию в первое время, а по истечении времени особенных затруднений в питании у опрошенных не возникало – проблемы отметили не более 5,9%, опрошенных студентов-иностранцев.

Многие студенты-иностранцы отмечают, что тяжело переживают разлуку с родными и близкими, таковых оказалось более 70% на первом курсе, 53% – на втором и 35,3% на третьем.

Отмечено, что в среднем у 45,6–58,8% студентов иностранцев возникают долги по учебе, при этом абсолютное большинство опрошенных отмечают, что трудности связаны в основном из-за пропусков занятий, потому что трудно вставать рано утром.

На вопрос: «Когда вы приехали в Россию, чему было труднее всего привыкнуть?» более 35% ответили: «К условиям проживания в общежитии». Среди главных причин, отмечаемых студентами-иностранцами, стали: строгий пропускной режим; шум (при этом отмечают, что шумят их же соотечественники); проживание по несколько человек в одной комнате; низкая температура в комнатах в зимний период. При этом отрадно отметить, что ни один из опрошенных не пожаловался на плохие санитарно-гигиенические условия.

В университете обучаются студенты многих национальностей, и это положительно оценило абсолютное большинство опрошенных (82,9%).

Выявлено, что около 70% студентов-иностранцев первого и второго курсов испытывает материальные трудности, при этом на старших курсах таковых оказалось лишь 35,29%. При ответе на вопрос: «На какие расходы в первую очередь не хватает денежных средств?» первокурсники (35,4%) ответили, что на покупку продуктов питания, среди второкурсников 15,8% отметили расходы на отдых и развлечения, а третьекурсники в качестве основных указали расходы на связь (телефон, интернет) и покупку одежды и обуви.

Некоторые из студентов-иностранцев не уезжают во время каникул на родину и используют право на трудовую деятельность во время каникул, чтобы обеспечить себя деньгами. Таковых на первом курсе не оказалось, на втором – 15,38%, на третьем – 29,41% опрошенных.

При ответе на вопрос: «К кому вы в первую очередь обращаетесь за помощью в вопросах учёбы?» 53,8% студентов первого и второго курса ответили, что к землякам, а большинство студентов старших курсов (58,82%) при возникновении вопросов по учебе обратятся в первую очередь к куратору группы и лишь потом к одногруппникам (47,06%).

Если на младших курсах, особенно на первом, значительная часть студентов (55,3–45,2%) отмечает, что учебный процесс перегружен занятиями, то к третьему курсу 88,24% опрошенных отмечает, что на наиболее значимые, по их мнению, предметы необходимо выделять больше часов.

В целях облегчения адаптации студентов-иностранцев к образовательной среде вуза их активно вовлекают в культурно-массовые и спортивные мероприятия, проводимые в вузе. Абсолютное большинство опрошенных (86,4%) отметили, что с удовольствием участвуют в них.

В среднем 82,6% всех опрошенных студентов-иностранцев отметили высокий уровень образовательного процесса. При этом особенно высоко оценили теоретическую подготовку. В среднем 75,8% студентов-иностранцев отметили, что существующая организация учебного процесса способствует получению знаний и помогает оценить свои индивидуальные способности.

Менее 30% опрошенных студентов считает, что практические и прикладные знания и компетенции, получаемые на факультете, достаточные, а более 17%, все же – что недостаточные.

Правильность выбора будущей профессии подтвердили более 30% первокурсников, 30,8% второкурсников и 41,2% – третьекурсников.

О том, что в процессе обучения стали лучше представлять свою будущую профессиональную деятельность, высказались 30,8% студентов первого и второго курса, к третьему курсу число таковых составило уже 56,2%.

Обсуждение

Несмотря на то, что абсолютное большинство студентов-иностранцев вполне сносно общается на русском языке в быту, многие студенты всех курсов испытывают затруднения при понимании и конспектировании лекционного материала, при выступлении с докладами, при выполнении домашних заданий.

Главную роль в проблемах затруднения при понимании и конспектировании лекционного материала, по нашему мнению, играет недостаточное владение русским языком, но не разговорным, а специальной терминологией, используемой в естественнонаучных дисциплинах. Аналогичная проблема отмечается и в технических вузах [22, с. 305–306].

Следовательно, обучая будущих студентов русскому языку на подготовительных курсах, необходимо учитывать не только то, что русский язык для них является иностранным, но и профильность подготовки будущего студент, а также прогнозировать и предупреждать трудности употребления специальной терминологии [23, с. 71–72].

Переживания студентов-иностранцев по поводу разлуки с родными и близкими связаны с тем, что среди опрошенных много студентов достаточно взрослых, отслуживших в армии, оставивших на период обучения на родине не только родителей, но и жен и детей, это отличает их от местных студентов, поступающих в вузы сразу после окончания школы.

Большой процент студентов, отметивших трудности с необходимостью рано вставать утром, по нашему мнению, обусловлен временем проведения анкетирования – декабрь месяц. Как отмечают синоптики, в Чебоксарах за весь декабрь 2017 года (период опроса) был только один солнечный день, а продолжительность светового периода не превышает семи часов в день.

Тот факт, что коммуникативные мотивы наиболее значимы для студентов первого курса по сравнению со старшими сверстниками, связан с преобладанием на старших курсах мотивов профессиональных, учебно-познавательных и творческой реализации.

Усиление, с повышением курса обучения, профессиональных мотивов, вероятно, связано с несформированным когнитивным интересом первокурсников и неуверенностью в выборе профессии на младших курсах. На третьем курсе в учебном плане появляются дисциплины профессиональной подготовки, и у студентов возникает желание больше узнать о будущей профессии, стать хорошими специалистами. При этом приходит осознание того, что знания необходимы им для обеспечения успешности будущей карьеры.

Несомненно, первокурсники озабочены, в первую очередь, исполнением долга перед родителями, которые оплачивают их обучение и школой, что не позволяет им расслабиться и отвлекаться на творческую деятельностью, а также задумываться о таких серьезных темах, как проблемы развития общества. Поэтому мотивы творческой самореализации характерны, главным образом, для студентов старших курсов. По всей вероятности, данными обстоятельствами можно объяснить и тот факт, что для первокурсников мотив избегания неудачи выходит на первый план, а к старшим курсам он отступает на последнее место. На старших курсах, когда период адаптации к новым условиям закончился, студенты-иностранцы начинают проявлять индивидуальные творческие качества и происходит улучшение межличностных отношений в учебной группе.

Мы отмечали, что учебно-познавательные мотивы имеют неустойчивую динамику: на первом курсе они занимают шестую строчку, ко второму курсу – перемещаются на вторую, а к третьему вновь опускаются на шестую позицию. По нашему мнению, это связано с упомянутой выше причиной – несформированность когнитивного интереса у первокурсников, ко второму курсу желание узнать новое усиливается, а к старшим курсам, вероятно, у студентов пропадает ощущение новизны: многие преподаватели ведут учебные занятия с первого курса по пятый, при этом учебные нагрузки увеличиваются, а предметы становятся более сложными.

Важность социальных мотивов для студентов-иностранцев первого курса связана с тем, что они в большей мере чувствуют ответственность перед родителями, школой, а по мере взросления они осознают тот факт, что от их учебы зависит будущее служебное положение и уровень материального благополучия.

Заключение

Обучение иностранных граждан в педагогическом вузе по естественнонаучным профилям является достаточно востребованным для студентов из государств Средней Азии. Учебная работа со студентами-иностранцами не только обогащает педагогический опыт профессорско-преподавательского состава, но и приводит к усилению поликультурных связей и созданию условий, способствующих полноценной реализации личности студента-иностранца и его успешной интеграции в образовательном пространстве вуза. В вузе обучаются студенты многих национальностей, и это положительно оценили студенты-иностранцы.

Несомненно, национальное многообразие в вузе, с одной стороны, делает богаче культурную среду учебного заведения, а с другой – скрывает в себе риск возникновения межнациональных микроконфликтов. Поэтому важным условием обеспечения национальной безопасности является формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов факультета естественнонаучного образования ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, что, на наш взгляд, должно осуществляться не только при проведении спортивных или социально значимых мероприятий, но и в процессе обучения.

На основе проведенного анкетирования можно сформулировать следующие выводы и рекомендации:

– оценка иностранными студентами работы руководства вуза и факультета свидетельствует о благоприятной социально-педагогической обстановке образовательной среды, сложившейся на факультете и в вузе в целом;

– установлено недостаточное владение студентами иностранцами специальной терминологией, используемой при изучении естественнонаучных дисциплин. В связи с данным фактом, при обучении иностранных граждан русскому языку на подготовительных курсах необходимо учитывать профили подготовки будущих студентов;

– выявлено желание студентов-иностранцев индивидуально заниматься по русскому языку и по дисциплинам учебного плана;

– студентами-иностранцами отмечена теоретическая направленность образования на факультете. В данной ситуации необходимо уделить пристальное внимание при подборе профессорско-преподавательских кадров, обладающих практическими навыками, для работы с иностранными студентами, прошедшими обучение по решению проблем организации учебной деятельности студентов-иностранцев;

– установлено, что многонациональность образовательной среды вуза, большое количество культурно-массовых и спортивных мероприятий привлекают и положительно оцениваются студентами-иностранцами. При этом создается положительный эмоциональный фон, способствующий формированию общих ценностей;

– для усиления уверенности в правильности выбора будущей профессии у студентов-иностранцев процесс знакомства с профессиональной деятельностью бакалавров педагогического образования необходимо начать на первом курсе, активно вовлекая в процесс не только кураторов, но и студентов старших курсов.

Исследование, в целом, показало, что становление студента-иностранца – будущего бакалавра педагогического образования – происходит в условиях изменения мотиваций на протяжении обучения. При этом важным фактором является уверенность в правильном выборе профессии.

В заключение хочется отметить, что город Чебоксары, являющийся столицей Чувашской Республики, расположенный в европейской части России, имеет вполне реальную перспективу стать городом, привлекательным для иностранных студентов. Этому благоприятствует не только выгодное экономико-географическое расположение, но и сформировавшиеся образовательные условия. В вузах города проходят обучение иностранные студенты, приехавшие более чем из 30 стран мира. Однако для успешной интеграции иностранных граждан в образовательную среду и получения ими желаемого объема знаний необходимо наличие у них сильной мотивации и благополучного прохождения процесса адаптации к новым условиям.

×

About the authors

Inessa Yuryevna Arestova

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: nessizz@rambler.ru

candidate of biological sciences, associate professor of Bioecology and Chemistry Department

Cheboksary

References

  1. Павлюкова Ю.В., Дрягалова Е.А. Особенности социально-педагогической адаптации иностранных студентов в вузе (на примере арабских студентов в центре предвузовской подготовки) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 499.
  2. Баджаева Л.В., Омурзаков М.В. Проблема адаптации студентов-иностранцев в российских вузах (на примере Калмыцкого государственного университета) // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 10-й междунар. науч.-практ. конф. (г. Махачкала, 20 марта 2016 г.). Махачкала: Апробация, 2016. С. 5–7.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 512 с.
  4. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1991. 51 с.
  5. Мазитова Л.Т. Социальная адаптация иностранных студентов: на примере вузов Башкортостана: автореф. дис. … канд. соц. наук. Уфа, 2002. 20 с.
  6. Моднов С.И., Ухова Л.В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. Т. I (Гуманитарные науки). С. 111–115.
  7. Bashir S. Trends in international trade in higher education: Implications and options for developing countries, Washington, DC: World Bank. World Bank Education Working Paper Series № 6. 2007. 98 p.
  8. Adnett N. The growth of international students and economic development: Friends or foes? // Journal of Education Policy. 2010. Vol. 25. P. 625–637.
  9. Ulrich Teichler International Student Mobility and the Bologna Process // Research in Comparative and International Education. 2012. Vol. 7. № 1. P. 34–49.
  10. Николаева И.В. Влияние Болонского процесса на российскую систему образования // Сфера услуг: инновации и качество. 2016. № 22. С. 10.
  11. Пецольдт К., Сутырин С.Ф., Елкина А.С. Конкурентоспособность вуза в условиях интернационализации высшего образования // Проблемы современной экономики. 2007. № 1. С. 277–282.
  12. Пименова Н.Ю. О стратегии продвижения российского рынка образования на международный рынок // Стратегическое управление университетом: практика и анализ. 2006. № 1. С. 15–26.
  13. Российское высшее образование в цифрах [Электронный ресурс] // Study in Russia. Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. – https://studyinrussia.ru/why-russia/russian-education-in-figures.
  14. Richard B. Freeman What Does Global Expansion of Higher Education Mean for the United States? // American universities in a global market / Ed. by C. Clotfelter. Chicago: University of Chicago Press. P. 373–411. doi: 10.7208/chicago/9780226110455.003.0012.
  15. Maria P. Cantu Three Effective Strategies of Internationalization in American Universities // Journal of International Education and Leadership. 2013. Vol. 3, is. 3. 12 p.
  16. Чупина В.А., Плешакова А.Ю. Интернационализация процесса высшего профессионального образования: проблемы и векторы развития // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 (51). С. 108–116.
  17. Altbach P. Globalization and the university: Myths and realities in an unequal world. Tertiary Education and Management, 2004. Vol. 10, is. 1. P. 3–25.
  18. Ayoubi R.M., Massoud H.K. The strategy of internationalization in universities: A quantitative evaluation of the intent and implementation in UK universities // International Journal of Educational Management, 2007. Vol. 21, is. 4. P. 329–349. doi: 10.1108/09513540710749546.
  19. Иванов Д.Е., Егорова Л.Д. Социально-культурная адаптация студентов иностранцев как проблема современных вузов России // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2014. № 3 (83). С. 122–127.
  20. Погукаева А.В., Коберник Л.Н., Омельянчук Е.Л. Адаптация иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 294.
  21. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. 280 с.
  22. Зиятдинов А.М., Матухин Е.Л., Нкетия Ньяме Д., Садыков Т.Г., Аль-Хиляль Р., Дари Кори В., Зиятдинова Р.М. Актуальные проблемы обучения студентов-иностранцев в российских высших технических учебных заведениях // Актуальные проблемы социально-экономической и экологической безопасности Поволжского региона: сборник материалов VIII междунар. науч.-практ. конф. Казань: Мир без границ, 2016. С. 303–306.
  23. Гончарова И.П. Проблема языковой подготовки студентов-иностранцев – будущих врачей // Профессиональное лингвообразование: мат-лы 6-й междунар. науч.-практ. конф. Нижний Новгород: Нижегородский институт управления, 2012. С. 64–72.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Arestova I.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies