Development of museum activities on the territory of Orenburg Region and Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic during the «Thaw»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This paper discusses the development of cultural life of the Orenburg Region and Bashkiria on the example of museum business during the «Thaw». The author shows that the development of the museum network in the southern Urals in the second half of the 1950s is associated with the general rise of cultural and scientific life of the country after the 20th Congress of the Communist Party of the Soviet Union. During this period, the interest to archaeological activities also increased. The popularization of the museum business in the region took place thanks to the activities of the museum staff that began to resort to various forms of communication with visitors: exhibitions, lectures, etc. The flow of museum visitors increased every year. The analysis of periodic publications and data archives helped to conclude that the museum business on the territory of the southern Urals during the «Thaw» was successful as new museums opened, because it was necessary to introduce culture to the population of the regions. If we consider the specifics of the opened museums, most of them were local lore. Due to the involvement of the region’s population, the museum funds were actively replenished with artifacts. In the early 60s of the XX century new museums were opened as well as Askin Museum of local lore was created on a voluntary basis in the Republic of Bashkortostan (Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic).

Full Text

Интерес к истории отечественной культуры периода оттепели определяется важностью переосмысления культурной политики, а также необходимостью преодоления духовного кризиса в стране. Об учреждениях культуры Южного Урала говорилось в работах по истории Урала, однако деятельность культурно-просветительских учреждений, в частности музеев, не становилась предметом пристального исследования научными специалистами. В период оттепели вопросы культуры рассматривались в основном партийными работниками, а информацию о деятельности музеев чаще можно было встретить в газетных публикациях: «Социалистический труд», «Красная степь», «Ленинская искра», «Краснохолмский колхозник», «Красная степь», «Ленинский путь». Развернутую информацию по развитию музейной деятельности на территории соседних регионов – Оренбуржья и Республики Башкортостан – можно встретить в работах С.Л. Воробьевой [1], Г. Валиуллина [2], И.М. Минеева [3], Н.И. Сайгина [4; 5], а также в исследовании Р.Р. Хисамутдиновой и А.Г. Алятиной [6].

В статье С.Л. Воробьевой «История работы отдела археологии Национального музея Республики Башкортостан: от момента создания до сегодняшних дней» анализируется история создания отдела археологии, который развивался одновременно в четырех направлениях: проведение археологических полевых работ, научная деятельность, комплектование и изучение фондовых коллекций и просветительство; организовывались выставки, мероприятия для школьников и студентов, различные тематические выездные экскурсии, семинары с целью оказания методической помощи, круглые столы и т.д. [1]. Г.Ф. Валиуллин в своей работе «Национальный музей Республики Башкортостан. Путеводитель» рассматривает историю создания и развития музейного комплекса Башкирии [2]. Тема статьи И.М. Минеевой «Археологические исследования в музеях Башкортостана: опыт истории и проблемы современности» связана с рассмотрением проблемы выявления, сохранения и включения археологического наследия в современное социокультурное пространство региона [3]. Н.И. Сайгин в своих публикациях раскрывает основные сведения по истории развития культуры Оренбургской области [4; 5]. В объёмном исследовании Р.Р. Хисамутдиновой и А.Г. Алятиной «Деятельность учреждений культуры Южного Урала после окончания Великой Отечественной войны» на основе многочисленных архивных документов рассматривается реализация политики советского государства в области культуры на Южном Урале в период «позднего сталинизма», в т.ч. в музейном деле [6].

В постановлении ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» записано: «Уделять больше внимания улучшению работы дворцов и домов культуры, клубов, читален, музеев и других культурно-просветительных учреждений» [7]. Развитие музейной сети в СССР во второй половине 1950-х годов связано с общим подъёмом культурной и научной жизни страны после XX съезда КПСС (февраль 1956 года), данный период в истории нашей страны получил название «оттепель». Начинает ослабевать цензура, появляется своего рода свобода действий для работников культуры, оживление касается не только музейного дела, но и театрального искусства. Начался рост общественных музеев, где трудящимся стремились донести плюсы социалистической системы, в работе музеев активное участие принимают краеведы, работники партии, народные активисты. Ещё одним плюсом этого периода надо признать возвращение в музеи вернувшихся из лагерей и ссылок музейных работников, а в музейные экспозиции – сведений о реабилитированных политических деятелях и деятелях культуры. Годовой текстовый отчет Министерства культуры Башкирской АССР за 1953 год обращает наше внимание на то, что, несмотря на укомплектованность кадрами, «значительная часть работников музеев не имеет соответствующей квалификации. Из 5 директоров музея высшее образование имеют только 2, остальные не имеют даже среднего образования» [8, л. 47].

Южноуральский регион активно отозвался на всеобщий всплеск культурного подъема страны. Уже в мае 1953 года Домбаровский РК КПСС призывает «улучшить всю культурно-просветительную работу и направить ее на выполнение решений XIX съезда КПСС», так как это – «важнейшая задача первичных парторганизаций и Советов депутатов трудящихся района» [9, с. 1]. Возрос интерес и к археологической деятельности. Так, по данным газеты «Бугурусланская правда», Областной краеведческий музей в сентябре направил в район разведочную экспедицию для изучения археологических памятников. В долине реки Бузулука обнаружены одиночные курганы и могильники с большим количеством курганных насыпей, а также найдены остатки стены старинного здания из крупного обожжённого кирпича. Есть предположения, сообщается в «Бугурусланской правде», что «остатки здания относятся примерно к XIV–XVI векам» [10, с. 4]. В 1953 году были подготовлены и внесены на утверждение Совета Министров Башкирской СССР списки «исторических археологических памятников республики» [11, л. 48].

Изучая работу музеев в 1953 году, архивные источники обращают наше внимание, что Государственным краеведческим музеем Башкирской АССР «было организованно 9 передвижных выставок по материалам XIX съезда партии, 2 передвижных выставки по материалам Сентябрьского Пленума ЦК КПСС, которыми охвачено 99152 человека [11, л. 49]. Стерлитамакский краеведческий музей в 1953 году «посетило 15275 человек и проведено 72 экскурсии [11, л. 50]. Чкаловский областной краеведческий музей в 1953 году «посетило 71322 человека, из них рабочих, колхозников, служащих 28215 человек, учащихся 38739 и прочих 4378 человек, через музей прошло 410 организованных экскурсий, кроме того, в течение года научные сотрудники провели ещё 134 экскурсии с неорганизованными посетителями и обслужили 1852 человека. Таким образом, музеем обслужено 544 группы, 12409 человек» [12, л. 18].

Через год в районных газетах появляется статья, в которой содержатся требования партии к учреждениям культуры: «Партийные и советские организации должны проявлять к учреждениям культуры высокую требовательность, оказывать им всестороннюю помощь, постоянно направлять и контролировать их деятельность, добиваясь, чтобы сельские очаги культуры с честью выполняли свой почетный долг, полнее удовлетворяли растущие культурные потребности сельских тружеников, были на уровне стоящих перед ними задач» [9]. В 1955 году открывается Бузулукский краеведческий музей, в фонды которого вошли ценнейшие экспонаты, собранные участником гражданской войны тов. Сугутовым: газеты 1917–1924 гг., исторические документы, фотографии знаменитых событий и людей, оружие, коллекция денежных знаков XVII–XX веков и многое другое. Только «за 1957 год проведены сотни бесед, лекций по дореволюционной истории, истории советского периода Оренбургского края. 125 экскурсионных групп города и районов осмотрели музей, ознакомились с экспозициями, оформленными по разделам: археологическому, дореволюционной истории, природы, истории советского периода и др.», – сообщается в газете «За коммунизм» [13, с. 4].

В декабре 1957 г. в Оренбурге началась активная работа деятелей культуры Оренбургской области на съезде работников культуры. «На съезде присутствовали 500 делегатов и гости, а также представители соседних Куйбышевской области и Башкирской АССР» [14, с. 1]. Делегаты приняли обращение к работникам, где призывали «добиться решительного улучшения культурно-просветительной работы среди трудящихся, особенно среди сельского населения» [4].

К 1958 г. на территории Оренбуржья работали 2749 учреждений культуры, 724 киноустановки, 4 музея, 5 театров и филармония, «планировалось в текущем году завершить строительство еще 146 культпросветучреждений» [15, л. 9]. Для сравнения, к началу оттепели на территории Чкаловской области работали 9 кинотеатров [6, с. 281], действовали 6 театров, в которых только за 1953 год было поставлено 88 пьес [6, с. 289–290] и 9 музеев, в которых трудились 62 музейных работника [6, с. 293–294], всего же на территории действовали 822 культурно-просветительских учреждений [6, с. 296].

Решением 3-й сессии Верховного Совета РСФСР (1960 г.) были приняты важнейшие задачи культурно-просветительской работы на селе, среди которых отмечались «идти в ногу с жизнью, знать ее требования и запросы, умело и быстро удовлетворять все потребности трудящихся, поставить работу учреждений культуры села на службу современности. Тогда же журнал «Библиотекарь» напишет: «Задачей первостепенной важности является быстрейшая ликвидация всех недостатков в культурном обслуживании сельского населения» [16, с. 3].

Как отмечается в архивных документах, «к 1961 году растет и ширится по всей стране волна трудовой и политической активности, вызванная решениями Пленума ЦК КПСС, его постановлением о Созыве в октябре этого же года очередного пленума. В этих условиях созданы особенно благоприятные условия для развития культуры» [17, л. 4]. Газета «Ленинская искра» (Орган Переволоцкого райкома КПСС и районного совета депутатов трудящихся) в апрельском номере приводит слова Н.С. Хрущева: «У нас, советских людей – одно желание – жить еще лучше, богаче, культурнее» [18, с. 4]. Популяризация музейного дела на территории Оренбуржья уже стала набирать обороты: в 1954 свои двери распахнул музей в городе Бузулуке [5, с. 340], а с 1960 года открыт районный музей Адамовского района. «Создание хорошего районного народного музея дело чести всей районной партийной организации, всей интеллигенции, всех трудящихся», – сообщает газета «Социалистический труд» [19, с. 3]. Еще через два года в областном центре откроется один из самых популярных в наше время музеев – Музей изобразительных искусств.

На территории Оренбуржья, по данным ГАОО, за 3 года с 1962 по 1965 возросло количество музеев на 10%. [17, л. 2]. Популяризация музейного дела обусловливается увеличением интереса народа к историческому прошлому не только своей страны, но и малой Родины. Если рассматривать специфику открывшихся музеев, то большая часть из них – краеведческие. Благодаря привлечению населения области, фонды музеев активно пополняются артефактами.

В это же время активную деятельность проводит Областной краеведческий музей. «Перед культурно-просветительными учреждениями стоят огромные задачи по идеологическому воспитанию населения» [20].

Для усиления массовой политической работы и привлечения большого числа посетителей, а также с целью популяризации краеведения «научные сотрудники музея в 1962 г. провели работу на крупнейших предприятиях Оренбурга: Шелкокомбинате, Станкозаводе, заводе гидропрессов, депо, паровозоремонтном заводе, заводе нефтемасел, швейных фабриках и других предприятиях, в воинских частях, в вузах, школах города», – сообщает документ ГАОО [17, л. 2]. Отчет Государственного архива Оренбургской области сообщает, что «в музее проведено 16 сборов, на них присутствовало 4300 пионеров» [17, л. 32]. Сотрудники пробуют новые методы и формы работы для привлечения массового населения в здание музея: торжественные собрания, посвящения юных комсомольцев, тематические выставки («Оборона Оренбурга в 1919 г.» [17, л. 4], работа ученического исторического кружка, а также выездные заседания бюро горкома ВЛКСМ. В фондах музея имеется несколько образцов огнестрельного оружия времен Крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева: пушки и мортиры.

В честь 250-летия со дня рождения первого историка и исследователя Оренбургского края П.И. Рычкова Областной краеведческий музей открыл выставку, посвященную этой знаменательной дате, «посетители выставки с интересом рассматривали фотокопию первого листа географического словаря (лексикон)» [21, с. 4] коллектив сотрудников музея преследовал цель «более полного ознакомления различных категорий посетителей с жизнью и деятельностью П.И. Рычкова как энтузиаста – ученого, первого географа, историка и экономиста Оренбургского края XVIII века» [21, с. 4].

Все факты, события находят свое отражение на страницах газет, в радиопередачах, на каналах телевидения, в период сороковой годовщины Великого Октября внимание посетителей Чкаловского областного краеведческого музея было приковано к экспозиции «Оренбургская губерния в период подготовки Октябрьской революции» [22, с. 4]. Большой интерес у посетителей вызывали материалы, рассказывающие об организации отрядов Красной гвардии в Оренбурге: подпольный штаб Красной гвардии, акварель домика Котова, в котором располагался штаб, макет раздачи красногвардейцам оружия, доставленного в тендере паровоза. Затаив дыхание, посетители соприкасались с историей революционной борьбы оренбургских рабочих в период гражданской войны.

Музеи всегда рады открыть двери новым посетителям. Так, по решению Орского горкома КПСС в краеведческом музее «была организована выставка, показывающая результаты работы промышленности за два года» [23, с. 4]. В музеях проводилось огромное количество различных мероприятий. Например, в Башкирской АССР, в рамках проведения Праздников искусств навстречу XXII съезду КПСС в городе Уфе, в День советской литературы и изобразительного искусства (10 октября 1961 г.), была проведена «выставка башкирских художников в выставочном зале в художественном музее» [24, л. 38].

Все это способствовало ежегодному росту количества экскурсий и посетителей Оренбургского областного краеведческого музея. На основании данных ГАОО за 1962 и 1965 гг. можно сделать вывод, что ежегодное число экскурсий увеличилось на 2000 с учетом аналогичного прироста количества посетителей Краеведческого музея областного центра.

Если обратиться к статистике, то, по данным ГАОО, музей «в 1962 г. посетило 121039 чел., из них взрослого населения 50910 чел. и учащихся 70129 чел. Проведено 1875 экскурсий, в которых участвовало 50121 чел., что составляет 41,5% от общего числа посетителей. Кроме того, в клубах и кинотеатрах были организованы передвижные выставки, которые посетило 106401 чел. и проведено 120 экскурсий. Всего музей и его передвижки посетило 227440 чел., проведено 1995 экскурсий» [17, л. 2]. В 1965 г. музей посетило «122763 чел., из них взрослого населения – 44660 чел., детей 78103. За год проведено в музее 1928 экскурсий с количеством экскурсантов 46034 чел.» [17, л. 34]. Ежегодный поток посетителей музея увеличивается: по сравнению с 1962 г. в 1965 году был зарегистрирован прирост участников музея в количестве 110660 человек, причем снизился показатель взрослого населения на 6250 человек. За три года, исходя из данных ГАОО, отмечался рост привлечения детей к музейной работе. Так, с 1962 по 1965 гг. музей посетило на 7974 ребенка больше при условии, что разница экскурсий составила всего в количестве 53. Стоит отметить, что за послевоенное время это максимальный пик посещаемости музеев.

В соседней Башкирии также наблюдается культурный подъем музейного дела. В честь писателя и государственного деятеля Шагита Худайбердина в 1964 году был создан музей. «Юные земляки деревни Худайбердино Мелеузовского района решили создать этот музей у себя в школе, специально для этого проконсультировавшись с краеведческим музеем», – сообщает газета «Знамя труда» [25, с. 4].

1961 год в газете «Гвардеец труда», орган Новотроицкого городского комитета КПСС и городского Совета депутатов трудящихся начальник смены доменного цеха Н. Какуша, высказал мнение, что «настала пора открыть в нашем городе музей» [26, с. 4], в этот же год в Абдулинском районе Оренбургской области читатели газеты «Знамя коммуны» предлагают «создать краеведческий уголок-музей на общественных началах» [27, с. 4].

В начале 60-х годов XX века в Республике Башкортостан (БАССР) открываются новые музеи. В 1961 году создан Аскинский краеведческий музей на общественных началах. Организатором являлся пенсионер Николай Семенович Ярыжнов. В совет музея входили 17 человек, в основном пенсионеры. Следующую запись оставил в книге отзывов кандидат филологических наук из Башкирского государственного университета В. Зарапов: «Создание краеведческого музея на общественных началах – замечательное дело. Оно имеет наибольшее значение, в первую очередь для молодежи» [28, с. 3]. Также в газете «Путь коммунизма» от 4 января 1961 г. написано, что в Аскино, при районном Доме культуры организуется районный краеведческий музей. Решением бюро райкома КПСС и исполкома райсовета создан организационный совет музея. Большую ценность для музея будут представлять документы о первых партийных и комсомольских организациях и членах в борьбе за Советы. Основными отделами работы музея, по данным газеты «Путь коммунизма», стали: «исторический, колхозного и совхозного строительства, природные богатства района, литература и искусство» [29, с. 4]. Большую ценность для музея представляли документы о первых партийных и комсомольских организациях и членах в борьбе за Советскую власть.

Учалинский РК КПСС в октябре этого же года принял решение организовать краеведческий музей района. С 1963 года работает в Туймазинской средней школе № 8 краеведческий музей, «созданный руками самих учащихся и учителей. Музей имеет несколько отделов: «Родной Ильич», «Вечно живые», «Интернациональная дружба», «Наш край», «А.П. Гайдар», «История нашей школы» [25, с. 4]. По решению горкома КПСС в дни празднования 300-летия Бирска организуется выставка, посвященная этому знаменательному событию. Готовятся к выставке учебные заведения и предприятия города. После праздника, сообщает газета «Победа», она должна превратиться «в постоянный краеведческий музей. Выставка будет состоять из четырех основных отделов: «исторический», «природа края», «культура и быт населения» и его «производственная деятельность» [30, с. 4]. Большую помощь в создании музея оказали учебные заведения города Бирска. В период организации музея школьники побывали в Казани, Горьком, Арзамасе, Москве, Риге, Уфе и других городах. Документы, архивные находки, кинохронику, фотографии учителя истории и литературы используют на своих уроках и во внеурочной деятельности.

В этот же год был заложен краеведческий музей в Серафимовской восьмилетней школе № 3. «Очень интересный и содержательный отдел – это «полезные ископаемые Башкирии», – рассказывает газета «Ленинский путь» [25, с. 4].

Таким образом, проанализировав архивные данные и периодические издания периода оттепели, с уверенностью можно сказать, что музейное дело процветает в это время. В послевоенные годы стране необходим был культурный подъем как преодоление тягот и лишений, которые легли на плечи простых людей. Появилась потребность в сохранении исторической памяти. «Культурный бум» спровоцировали и новые формы и методы работы музейных сотрудников: выставки, лектории и многое другое. «Когда человек хорошо отдохнет, когда он бодр и весел, работа спорится у него, – пишет газета «Краснохолмский колхозник». – Вот почему важно, чтобы труженикам был обеспечен полезный и разумный досуг» [31, с. 1]. Несмотря на то, что Оренбуржье, как и Республика Башкортостан, являются периферийными зонами, времена культурной оттепели не прошли стороной. Открываются новые музеи, проводятся культурно-просветительские работы в городах и селах, народ, что немаловажно, является инициатором сохранения реликвий прошлого, и это способствует объединению людей. Культура является не только «отдушиной» тяжелой жизни, но и средством сохранения памяти ушедших лет. Музейное дело привлекает наибольшее количество посетителей, а это, соответственно, содействует развитию новых форм и методов работников музейного дела.

В отличие от Оренбуржья, на территории современного Башкортостана открываются именные музеи, посвященные труду и жизнедеятельности прославленных земляков, например Шагита Худайбердина. Работа музеев периода оттепели отличались увеличением объемов работы, активно начинают использоваться передвижные выставки, увеличивается количество экспонатов, представленных в музеях. Во всех выставках активно участвовали работники музеев, которые выступали перед посетителями с беседами. Музей начинает пользоваться огромной популярностью, здесь можно было восполнить свои пробелы в знании родного края. Долгое время музей представлял собой центр скопления коллекций, редких уникальных вещей, но в период 1953–1964 гг. деятельность музеев сильно меняется, для посетителей представляется большое количество новых форм работы: торжественные собрания, тематические выставки, выездные заседания горкома ВЛКСМ, пионерские сборы и т.д., хотя до этого времени основными формами работы были лекции и экскурсии. С 1960 г. музеи начинают активное сотрудничество со школьниками и студентами.

×

About the authors

Irina Pavlovna Morozova

Lyceum № 2

Author for correspondence.
Email: 20daniil11@mail.ru

teacher of history and social theory

Russian Federation, Orenburg

References

  1. Воробьева С.Л. История работы отдела археологии Национального музея Республики Башкортостан: от момента создания до сегодняшних дней // Вопросы музеологии. 2015. № 2. С. 131–141.
  2. Валиуллин Г.Ф., Макарова В.Н., Рамазанова Л.А. Национальный музей Республики Башкортостан. Путеводитель. Уфа: Информреклама, 2008. 47 с.
  3. Минеева И.М. Археологические исследования в музеях Башкортостана: опыт истории и проблемы современности. Уфа: Гилем, 2004. 203 с.
  4. Сайгин Н.И. Расцвет социалистической культуры в Оренбургской области. Оренбург: Кн. изд-во, 1959. 48 с.
  5. Сайгин Н.И. История культуры Оренбуржья в XVIII–XXI вв. Оренбург: Издат. ОГПУ, 2011. 480 с.
  6. Хисамутдинова Р.Р., Алятина А.Г. Деятельность учреждений культуры на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны. Оренбург: Издат. ОГПУ, 2011. 300 с.
  7. Навстречу съезду работников культуры // Ленинский путь. 1960. № 65. С. 1.
  8. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. Р.-1910. Оп. 2. Д. 71.
  9. Уровень работы культпросветучреждений // Красная Степь. 1953. № 39. С. 3.
  10. Находки археологической экспедиции // Бугурусланская правда. 1953. № 131. С. 4.
  11. НА РБ. Ф. Р.-1910. Оп. 2. Д. 71.
  12. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 2554. Оп. 1. Д. 122.
  13. Данилов В.И. Бузулукский краеведческий музей // За коммунизм. 1958. № 45. С. 4.
  14. Первый областной съезд работников культуры // Знамя коммуны. 1957. № 146. С. 1.
  15. Оренбургский государственный архив социально-политической истории. Ф. Р-371. Оп. 19. Д. 1159.
  16. Ефремов И. Библиотека будущего // Библиотекарь. 1960. № 12. С. 3.
  17. ГАОО. Ф. Р-2584. Оп. 1. Д. 210.
  18. Развивать художественную самодеятельность // Ленинская искра. 1961. № 43. С. 4.
  19. Чернов В. Создадим районный народный музей // Социалистический труд. 1960. № 21. С. 3.
  20. Больше внимания очагам культуры // Красная степь. 1954. № 84. С. 1.
  21. Лужков М. В эти дни в краеведческом музее (250 лет со дня рожд. П.И. Рычкова) // Вперед к коммунизму. 1962. № 101. С. 4.
  22. Володкович Л. В эти дни в областном музее // Знамя социализма. 1957. № 93. С. 4.
  23. Промышленная выставка в Орске // Колхозная жизнь. 1961. № 5. С. 4.
  24. НА РБ. Ф. Р.-1914. Оп. 1. Д. 95.
  25. Культурная хроника. Туймазинская средняя школа // Ленинский путь. 1964. № 52. С. 4.
  26. Какуша Н. Городу нужен музей // Гвардеец труда. 1961. № 37. С. 4.
  27. Суслин А. Откроем краеведческий уголок – музей // Знамя коммуны. 1961. № 56. С. 4.
  28. Аминев А. Музей на общественных началах // Ленинец. 1963. № 110. С. 3.
  29. Организационный совет. Краеведческий музей // Путь коммунизма. 1961. № 2. С. 4.
  30. Выставка-музея о Бирске // Победа. 1963. № 116. С. 4.
  31. Работу учреждений культуры – на должную высоту // Краснохолмский колхозник. 1957. № 61. С. 1.
  32. НА РБ. Ф. Р.-1910. Оп. 2. Д. 119.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Morozova I.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies