The study of senior preschoolers’ readiness for social orientation in the organizations of additional education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents a technique of defining the level of development of senior preschoolers’ readiness for social orientation in the organizations of additional education. It contains diagnostic tools that determine the level of development of senior preschoolers’ readiness for social orientation in these organizations. The paper presents the level characteristics of the main structural components of readiness for social orientation in relation to the senior preschool age (personal, cognitive and activity): high, medium, low and unformed. To identify the level of each component development, criteria and evaluation indicators are identified, as well as methods of study, including a method of problem situations, a survey, practice-oriented tasks. With the help of the developed method the author carried out an experiment (ascertaining experiment), its results are presented in the paper. The paper describes in detail one of the components of senior preschoolers’ readiness for social orientation - a personal one, including value orientations; motivational orientation; emotional well-being; integrative qualities of the individual. This component was found to be at a low level that testifies that it is necessary to develop senior preschoolers’ readiness for social orientation in the organizations of additional education.

Full Text

В условиях современного образования особую актуальность приобретает проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, где ключевое положение занимает взаимодействие с социумом и ориентация в нем. Это обусловливается качеством сформированности готовности к социально-бытовой ориентации, которая является одним из механизмов социализации [1]. Анализ психолого-педагогической литературы (Н.В. Рябова [2], Т.А. Парфенова [3] и др.) позволил определить понятие «готовность к социально-бытовой ориентации» как интегративную характеристику, проявляющуюся в активном взаимодействии человека с окружающей средой, в овладении знаниями, умениями и практико-ориентированным опытом, позволяющими успешно включиться в эту среду и овладевать социально-бытовой деятельностью [4].

Н.В. Рябовой, а вслед за ней Т.А. Парфеновой акцент сделан на характеристике структурных компонентов готовности к социально-бытовой ориентации, которая рассматривается как ориентировочная основа деятельности. Так, исследователями выделено три компонента в структуре изучаемой готовности, каждый из которых включает четыре составляющих элемента [1; 2]. В нашем исследовании готовность к социально-бытовой ориентации рассматривается применительно к старшему дошкольнику, и, с учетом работ вышеупомянутых авторов, структура готовности к социально-бытовой ориентации представлена такими компонентами, как личностный, когнитивный и деятельностный [5; 6].

Целью нашего исследования явилось раскрытие методики изучения уровня сформированности готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста в организациях дополнительного образования; а также характеристика результатов уровня ее сформированности.

Для реализации поставленной цели нами был проведен констатирующий эксперимент (2014–2015 г.), целью которого являлась разработка инструментария для проведения диагностики, направленной на выявление и исследование исходного уровня сформированности готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников. Для проведения эксперимента привлечено 80 детей старшего дошкольного возраста, которые были разделены на контрольную (КГ), состоящую из 40 детей (школа раннего развития «Колокольчик») и экспериментальную группы (ЭГ), состоящую из 40 детей (Центр продленного дня при Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева). Раскроем разработанную нами методику изучения уровня сформированности (или исследования готовности) готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста в организациях дополнительного образования.

В качестве диагностического инструментария использовались:

1) личностный компонент – метод проблемных ситуаций [7];

2) когнитивный компонент – опрос [8];

3) деятельностный компонент – практико-ориентированные задания [9].

Методика исследования каждой составляющей личностного, когнитивного, деятельностного компонентов включала по четыре серии заданий, которые выполнялись детьми индивидуально, время не регламентировалось, результаты занесены в протокол [10].

Исследование готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников осуществлялось нами с учетом критериев и показателей, а также уровней ее сформированности. Критерий рассматривается нами как некий признак, с помощью которого проводится необходимая оценка чего-либо. Опишем критерии сформированности представленных компонентов готовности: личностный компонент готовности (ценностные ориентации; мотивационная направленность; эмоциональное благополучие; интегративные качества личности, обеспечивающие становление и развитие готовности к социально-бытовой ориентации); когнитивный компонент готовности (совокупность элементарных представлений о себе, об окружающем мире; элементарных представлений о нормах и правилах поведения в социуме; элементарных представлений о социально-бытовой деятельности; элементарных социокультурных представлений); деятельностный компонент готовности (совокупность общеинтеллектуальных; общетрудовых; социально-бытовых; коммуникативных умений).

Следующим этапом работы стало выделение показателей, наличие которых свидетельствует о полном проявлении того или иного критерия; если выделен один показатель, то принято говорить об отсутствии данного критерия. Показатели сформированности личностного компонента готовности: нравственные качества личности (добро (добрый), милосердие (милосердный), правда (правдивый), ложь (лживый), совесть (совестливый), забота (заботливый)); нормы, правила, принципы поведения, принятые в обществе; адекватное отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе; адекватные потребности и желания ребенка; наличие следующих мотивов: мотивы поведения; мотивы, связанные с интересом детей к различным видам деятельности; мотивы, связанные с интересом детей к познанию окружающего мира; мотивы, связанные с установлением и сохранением положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми; наличие положительного эмоционального фона детей к самим себе и окружающим людям; адекватное понимание эмоциональных состояний людей; наличие эмоционального комфорта ребенка в семье; благоприятные взаимоотношения ребенка со сверстниками; инициативность, самостоятельность, ответственность, решительность, целеустремленность. Показатели сформированности когнитивного компонента готовности: глубина, системность, полнота, осознанность владения старшими дошкольниками элементарными представлениями о себе, ближайшем окружении; о предметах и объектах, свойствах окружающего мира; о назначении предметов, их свойствах и качествах, возможностях применения в социуме. Показатели сформированности деятельностного компонента готовности: умение относить свойства предметов к заданным эталонам; умение осуществлять мыслительные операции, структурировать информацию и устанавливать причинно-следственные связи; начальные математические умения; умения ориентироваться в пространстве; постановка и удержание цели деятельности; анализ образца и условия задачи, планирование предметно-практической деятельности; организация рабочего места и самого процесса труда, рациональный выбор соответствующих материалов, инструментов, бережное обращение с инструментами, соблюдение гигиены и безопасности труда; само- и взаимоконтроль, оценка и совершенствование деятельности; умения по уходу за собой; умения, относящиеся к питанию; умения, относящиеся к элементарным движениям; умения по уходу за помещением; умения вступать в процесс общения и согласовывать свои действия с партнерами по общению; умения демонстрировать свои чувства, интересы, настроение; умения оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Далее рассмотрим уровневую характеристику сформированности компонентов готовности. Так, высокий уровень сформированности личностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации у старших дошкольников свидетельствует о том, что у них сформированы нравственные качества, которые способствуют познанию социально-бытовой действительности; дети проявляют интерес к социально-бытовой ориентации; сформировано положительное эмоциональное отношение к самим себе, окружающим людям и к социально-бытовой деятельности, а также благоприятные взаимоотношения со сверстниками; у них сформированы такие качества, как инициативность, самостоятельность, ответственность, решительность, целеустремленность. Средний уровень сформированности личностного компонента готовности свидетельствует о том, что старшие дошкольники проявляют интерес к изучению окружающей действительности, но не стремятся к этому; у них проявляются благоприятные взаимоотношения со сверстниками; нравственные качества и интегративные качества личности, обеспечивающие становление и развитие готовности к социально-бытовой ориентации, развиты частично. Низкий уровень сформированности личностного компонента готовности свидетельствует о том, что старшие дошкольники проявляют слабый интерес к социально-бытовой ориентации; у них наблюдается отсутствие стремления изучать окружающую их действительность, но выполняют это; частично проявляют нравственные качества и интегративные качества личности, обеспечивающие становление и развитие готовности к социально-бытовой ориентации. Несформированный уровень свидетельствует о том, что старшие дошкольники не демонстрируют стремление к социально-бытовой деятельности; они не проявляют нравственные качества и интегративные качества личности, обеспечивающие становление и развитие готовности к социально-бытовой ориентации.

Высокий уровень сформированности когнитивного компонента готовности свидетельствует о том, что старшие дошкольники понимают сущность указанной готовности и владеют элементарными социально-бытовыми представлениями; имеют прочные элементарные представления о себе, о ближайшем окружении; о предметах, объектах и свойствах окружающего мира; о назначении предметов, их свойствах и качествах, возможностях применения в социуме и дающие возможность для осуществления социально-бытовой деятельности. Средний уровень сформированности когнитивного компонента готовности свидетельствует о том, что старшие дошкольники владеют элементарными социально-бытовыми представлениями, но испытывают затруднения в их передаче; имеют некоторые элементарные представления о себе, о ближайшем окружении; о предметах, объектах и свойствах окружающего мира; о назначении предметов, их свойствах и качествах, возможностях применения в социуме, но информация, представляющая интерес для осуществления практико-ориентированной деятельности является не полной. Низкий уровень сформированности когнитивного компонента готовности свидетельствует о том, что старшие дошкольники владеют некоторыми элементарными социально-бытовыми представлениями, но у них отмечается недостаток способов их применения; элементарные представления о себе, о ближайшем окружении; о предметах, объектах и свойствах окружающего мира; о назначении предметов, их свойствах и качествах, возможностях применения в социуме освоены слабо. Несформированный уровень когнитивного компонента готовности свидетельствует о том, что у старших дошкольников отсутствуют элементарные социально-бытовые представления, которые необходимы для реализации собственной социально-бытовой деятельности.

Высокий уровень сформированности деятельностного компонента готовности свидетельствует о том, что старшие дошкольники ориентированы на работу по социально-бытовой ориентации, понимают ее сущность и владеют элементарными социально-бытовыми представлениями, которые позволяют осуществлять различные виды социально-бытовой деятельности; умело организуют свое рабочее место, рационально выбирают для этого необходимый материал; умело строят алгоритм своей деятельности. Средний уровень сформированности деятельностного компонента готовности свидетельствует о том, что старшие дошкольники положительно относятся к деятельности по социально-бытовой ориентации, умеют выполнять различные ее виды; но отмечаются ошибки, которые проявляются в организации своего рабочего места дома и образовательной организации, в том числе в выборе для этого необходимого материала; испытывают затруднения в процессе построения алгоритма своей деятельности. Низкий уровень сформированности деятельностного компонента готовности свидетельствует о том, что у старших дошкольников сформированность практических умений – слабая; наблюдаются значимые ошибки в организации своего рабочего места, в том числе в выборе для этого необходимого материала; испытывают значительные затруднения в ходе построения алгоритма своей практико-ориентированной деятельности. Несформированный уровень деятельностного компонента готовности свидетельствует о том, что у старших дошкольников отмечается отсутствие переноса имеющихся умений в практико-ориентированную деятельность, которая направлена на социально-бытовую ориентацию; они не умеют организовать свое рабочее место и рационально выбрать для этого необходимый материал; не могут построить алгоритм своей деятельности.

Далее рассмотрим качественную и количественную характеристику результатов констатирующего эксперимента. В данной статье представим результаты исследования личностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста.

Результаты исследования данного компонента готовности: наиболее успешно старшие дошкольники справились с вопросами, которые касались ценностных ориентаций: они осознавали значимость нравственных качеств личности (добрый, милосердный, правдивый, лживый, совестливый, заботливый); норм, правил, принципов поведения, принятых в обществе; проявляли активность, действовали с учетом интересов и потребностей других людей; адекватное отношение к окружающему миру, к другим людям и к себе; значимые результаты показали по мотивационной направленности: так, дети проявляли интерес к различным видам деятельности, в том числе к социально-бытовой, к познанию окружающего мира, понимали и осознавали потребность в ней, ставили цели для достижения конкретного результата; установливали и сохраняли положительные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми; часть детей неплохо справилась с вопросами, касающимися эмоционального благополучия, однако у детей наблюдался положительный эмоциональный фон к самим себе и к другим людям, испытуемые адекватно понимали эмоциональные состояния людей, у старших дошкольников отмечался эмоциональный комфорт в семье; у оставшейся части испытуемых наибольшие трудности вызвали вопросы, связанные с интегративными качествами личности, когда необходимо было самостоятельно выбрать определенную линию поведения в разных ситуациях, дети проявляли как положительные, так и отрицательные качества. Результаты исследования указанного компонента готовности представлены в табл. 1.

 

Таблица 1 – Результаты исследования личностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников, %

Характеристика качества ответа

Задание выполнено качественно и полно

Задание выполнено частично правильно

Задание выполнено неправильно

Отказ от выполнения задания

Серии заданий

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

1

Ценностные ориентации

17%

15%

20%

24%

63%

61%

0%

0%

2

Мотивационная направленность

13%

15%

37%

35%

41%

45%

9%

5%

3

Эмоциональное благополучие

13%

13%

20%

31%

50%

41%

17%

15%

4

Интегративные качества личности

7%

9%

24%

27%

60%

55%

9%

9%

 

Покажем примеры выполнения детьми некоторых проблемных ситуаций. Для изучения сформированности ценностных ориентаций старшим дошкольникам предлагалась следующая проблемная ситуация: «Ребенок из твоей группы выпил сок, а коробку от него выбросил на пол. Как ты поступишь в данной ситуации?». Небольшая часть детей ЭГ (15%) и КГ (10%) вникла в суть обозначенной ситуации и смогла адекватно оценить поступок ребенка («Кирилл поступил очень плохо, так как намусорил»), объяснить свои действия («Так делать нельзя, надо ценить труд других. Ну а если мы будем везде мусорить, то на улице, дома, садике будет очень очень грязно»). Часть детей предлагали пути решения возникшей проблемы. Так, например, они говорили «Я заставлю Кирилла поднять коробку от сока и выкинуть в мусорное ведро. Так будет правильно». Анализ данных ответов свидетельствует, что старшие дошкольники осознавали значимость нравственных качеств личности, это демонстрирует наличие нравственных представлений, выступающими ориентирами в любой деятельности. Таким образом, ответы детей оцениваются нами как правильные.

Часть детей (25% ЭГ и КГ) справилось с поставленным заданием частично. Испытуемые понимали суть возникшей ситуацию, осуждали поступок Кирилла, даже пытались найти этому поведению оправдание («Мусорить – это плохо, так поступают только плохие. Но, может, это произошло случайно»). Это свидетельствует о том, что старшие дошкольники осознавали значимость нравственных качеств личности, они имеют нравственные представления о том, что такое хорошо и плохо, но они затруднялись в изложении информации, которая говорит о том, что нельзя мусорить; дети не могли однозначно оценить некоторые суждения («Кирилл мой друг, я сам могу убрать за ним, это же совсем не трудно»).

Большая часть испытуемых (50% ЭГ и 60% КГ) не справилась с заданием. Дошкольники не могли понять обозначенную проблему и не пытались как-то объяснить свои действия. Анализ ответов испытуемых свидетельствовал о безразличии их к поступку ребенка, к деятельности («Кирилл намусорил, пусть и убирает, я этого не делал». Дети отстранялись от проблемы и не могли объяснить свое поведение в возникшей ситуации, не касавшейся их («Пусть будет стыдно Кириллу»). Отказа от выполнения задания (10% ЭГ и 15% КГ) не отмечалось.

 

Рисунок 1 – Уровень сформированности личностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников

 

Итак, анализ результатов исследования позволил выделить следующие уровни сформированности интересующего нас в данной статье компонента готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников (рис. 1): высокий уровень (дети проявили нравственные качества, интерес к социально-бытовой деятельности; проявляли положительное эмоциональное отношение к самим себе, окружающим людям и к социально-бытовой деятельности; демонстрировали благоприятные взаимоотношения со сверстниками; старшие дошкольники проявляли такие качества, как инициативность, самостоятельность, ответственность, решительность, целеустремленность, т.е. у детей данного уровня сформированы все качества, составляющие основу социально-бытовой ориентации); средний уровень (старшие дошкольники проявляли интерес к изучению окружающей их действительности, но не стремились к этому; у них проявились благоприятные взаимоотношения со сверстниками; старшие дошкольники частично прояили такие качества, как инициативность, самостоятельность, ответственность, решительность, целеустремленность); низкий уровень (они стремились изучать окружающую их действительность, но не выполняли это; частично проявили нравственные качества и интегративные качества личности, это свидетельствует о том, что у старших дошкольников слабо сформированы все группы качеств, которые составляют ее основу); несформированный уровень (старшие дошкольники не стремились к социально-бытовой деятельности; у них отсутствовали нравственные и интегративные качества личности, обеспечивающие становление и развитие готовности к социально-бытовой ориентации; дети отказывались выполнять задания). Следует отметить, что у большинства старших дошкольников преобладающим уровнем готовности к социально-бытовой ориентации является низкий, что свидетельствует об организации целенаправленной работы по данному направлению.

×

About the authors

Elena Vasilievna Barcaeva

Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev

Author for correspondence.
Email: ezhovkina.elena@mail.ru

senior lecturer of Special Pedagogy and Medical Basics of Defectology Department

Russian Federation, Saransk

References

  1. Барцаева Е.В., Кручинкина В.И. Социально-бытовая ориентация как механизм социализации дошкольников [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: междунар. науч.-практ. конф. (2018; Саранск). междунар. науч.-практ. конф. «54-е Евсевьевские чтения», 28-29 марта 2018 г., г. Саранск (Россия): материалы / редкол.: Н.В. Рябова (отв. ред.) [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2018.
  2. Ryabova N.V., Parfyonova T.A. Study of Personal and Social Adjustment Ability of the Disabled Pupils // International Education Studies. 2015. Vol. 8, № 5. doi: 10.5539/ies.v8n5p213.
  3. Парфёнова Т.А. Формирование готовности к социально-бытовой ориентации младших школьников: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.01. Саранск, 2016. 25 с.
  4. Барцаева Е.В. Готовность к социально-бытовой ориентации: сущность понятия // Социальное партнерство в образовании: тенденции, практики: сборник материалов XI межрегион. науч.-практ. конф., посв. памяти Н.В. Горюнова. В 3 ч. Ч 2. Саранск: ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», 2018. С. 42-45.
  5. Барцаева Е.В. Теоретические основы структуры готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 299-302.
  6. Barcaeva E.V., Ryabova N.V., Zolotkova E.V. Scientific and Methodological Basics of Formation of Preschoolers’ Readiness for Social and Personal Orientation // International Journal of Engineering & Technology. 2018. 7 (4.38). P. 54-59. URL: https://sciencepubco.com/ index.php/ijet/article/view/24320.
  7. Барцаева Е.В. Сущность личностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология: сб. науч. тр. Вып. 59. Ч. 3. Ялта: РИО ГПА, 2018. С. 67-69.
  8. Барцаева Е.В. Содержание когнитивного компонента готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников [Электронный ресурс] // Современные научные исследования. Вып. 9: сборник статей участников всерос. конкурса «Лучшая молодежная научная статья - 2018», проведенного АНО ДПО «МЦИТО», г. Киров (август 2017 - май 2018 года). Киров: Изд-во МЦИТО, 2018.
  9. Барцаева Е.В., Демина М.А., Харлампова А.С. К проблеме содержания деятельностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 11. С. 12-14.
  10. Барцаева Е.В. Исследование готовности к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста // Теория и практика образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: монография / Е.В. Золоткова [и др.]; под ред. Е.В. Золотковой. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2018. С. 28-50.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - The level of formation of the personal component of readiness for social and everyday orientation of older preschoolers

Download (9KB)

Copyright (c) 2019 Barcaeva E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies