Training of students – prospective teachers for summer teaching practice in children’s health camps

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper deals with the role of summer teaching practice in student’s personal and professional qualities development, in activating his/her work on himself/herself, in acquiring the student’s first professional experience, in professional and pedagogical development of the personality of the prospective teacher, and substantiates the need for purposeful, systematic and consistent training of students for the implementation of professional activities of the counselor during summer teaching practice. The authors have revealed possibilities of psychological and pedagogical academic courses and specialized academic courses implemented in different universities («Organization of educational work in a summer health camp», «Organization of summer holidays for children and adolescents», «Teaching for summer practice», «Fundamentals of counselor activities») as well as forms of practical training of students for professional activities of a leader (instructive camps, instructive and methodological camps, instructional fees, field workshops) in effective preparing students for summer teaching practice. The experience of Samara State University of Social Sciences and Education in teaching students – prospective teachers for summer pedagogical practice in the process of mastering the content of the academic course «Fundamentals of Leadership Activities» is presented. As a result students can carry out independent educational work with children and adolescents during summer holidays, they can implement forms, methods and techniques of educating schoolchildren in a summer health camp; they have a responsible and creative attitude to educational work with children and adolescents.

Full Text

Потенциал летних каникул в развитии и становлении личности обучающегося школьного возраста значителен. Возможно использование данного периода для расширения социальных связей ребенка, для развития его творческих сил, для реализации планов в личностно значимой для школьника сфере деятельности, для оздоровления и т.д. Условия для осуществления всего перечисленного предоставляет детский оздоровительный лагерь, как форма «организации свободного времени детей разного пола, уровня развития» [1, с. 30], как пространство «для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества и нравственного и эстетического воспитания ребенка» [1, с. 30]. Вот почему в летний период в условиях детского оздоровительного лагеря важной представляется организация воспитательной работы с детьми.

Организацией воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере в первую очередь активно занимаются опытные воспитатели, психологи и педагоги, но кроме них к воспитательной работе с детьми подключаются и студенты, которые направляются вузами в лагерь на педагогическую практику для работы в качестве вожатых.

В настоящее время для работы вожатым от студента требуется достаточно высокий уровень теоретической и методической готовности к работе с детьми, владение развитыми навыками организаторской и управленческой деятельности, наличие ярко выраженной способности организовывать общение, умения выстраивать отношения в детском коллективе, способствующие нравственному развитию каждого ребенка. Студент-практикант, работающий в качестве вожатого, организатора детского коллектива, его деятельности, творчества, должен знать, как организовать жизнь в отряде, в лагере, чтобы она могла помочь каждому ребенку в его развитии с учетом особенностей летнего каникулярного времени, специфических природных условий лагеря, интенсивности его жизни, смешанного возрастного состава групп, временного характера объединений и т.д. Тем самым особое значение приобретает подготовка студентов педагогического вуза к вожатской деятельности в период педагогической практики и организация летней педагогической практики.

Педагогическая практика, позволяющая студентам – будущим педагогам использовать теоретические знания в практической деятельности, занимает важное место в образовательном процессе педагогического вуза. Именно в процессе практики происходит закрепление педагогических знаний, формирование и становление профессиональных умений и навыков. Успешному овладению студентами спецификой работы с детьми во внеурочное время, в частности в условиях оздоровительного лагеря, способствует летняя педагогическая практика студентов, которая, по справедливому утверждению О.А. Любченко и М.М. Борисовой, «прививает "вкус" к педагогической деятельности, становится для студентов-практикантов своеобразным трамплином для интеграции в профессиональное сообщество и подтверждением (что бывает чаще всего) правильности сделанного выбора» [2, с. 16].

В научной периодике последних лет достаточно подробно рассматриваются как вопросы подготовки студентов педагогических вузов к летней педагогической практике [1–12 и др.], так и вопросы организации такой практики [13–20 и др.].

Летняя педагогическая практика занимает особое место в профессиональной подготовке студентов, так как именно этот вид практики способствует интенсивному развитию и становлению профессионального опыта будущего учителя. Находясь с детьми 24 часа в сутки, вожатый полностью, в том числе и юридически, отвечает за здоровье и жизнь воспитанников. Он должен постоянно осуществлять самостоятельный и осознанный выбор тех или иных методов, способов, средств организации деятельности отряда в целом и каждого ребенка в особенности. Причем ответственность за совершенный выбор также ложится на вожатого. Практика позволяет проявиться личностным и профессиональным качествам студента, активизирует его работу над собой, создает условия для профессионально-педагогического становления будущего учителя.

Базой проведения летней педагогической практики являются летние оздоровительные загородные и городские лагеря отдыха для детей и подростков.

В содержание деятельности студентов в рамках летней педагогической практики входит:

– ознакомление с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями лагеря, с коллегами и детьми;

– определение цели своей деятельности на период практики, разработка плана работы на весь период практики и на каждый день;

– ознакомление с возрастными и индивидуальными особенностями детей, с состоянием их здоровья, с условиями жизни и воспитания;

– осуществление ежедневной воспитательной работы с детьми (трудовое и экономическое воспитание, нравственное, экологическое, эстетическое воспитание, работа по расширению кругозора детей, физическое воспитание и формирование здорового образа жизни).

Итогом летней практики является выставление отметки за практику на основе работы студента в течение смены и представленной им отчетной документации.

Цели летней педагогической практики в публикациях ученых-практиков формулируются в диапазоне от констатации необходимости формирования у студентов только «умений и навыков воспитательной работы с различными категориями детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря» [20, с. 59], до развернутого отражения в цели компетентностного результата: «Целью летней педагогической практики является формирование педагогической компетентности обучающихся в ходе освоения трудовых действий (функций), определяемых профессиональным стандартом педагога, в процессе проектирования и организации педагогической деятельности с временным детским коллективом» [2, с. 17].

Основным отличием рассматриваемого вида практики от других видов практики в вузе является максимальная погруженность студентов в педагогический процесс. При этом предусматривается официальное трудоустройство студентов, что делает их полноправными членами коллектива педагогов и сотрудников детского оздоровительного лагеря. Тем самым подготовка к летней педагогической практике представляется особенно важной.

Опыт, накопленный вузами, реализующими программы профессионального педагогического образования, в части как организации летней педагогической практики, так и подготовке к ней достаточно обширен. Остановимся на особенностях подготовки студентов – будущих учителей к летней педагогической практике.

Свое начало подготовка студентов к летней педагогической практике берет в овладении будущими учителями содержанием дисциплин психолого-педагогического цикла. В частности, на занятиях по психологии они знакомятся с типами темперамента, с типами и акцентуациями характера, с возрастными особенностями детей. Каждый возраст требует особого отношения со стороны педагога, также и педагогическое взаимодействие, выстраиваемое на основании учета темперамента, характера воспитанника, будет более эффективным и в части организации его деятельности, и для становления личности в целом. Что касается цикла педагогических дисциплин, то, как верно отмечают, М.Е. Акмамбетова и Е.А. Савельева-Рат, он «оснащает будущего педагога знаниями о воспитательных технологиях, о содержании, методах и формах работы в воспитательном коллективе» [13, с. 181].

Знания, умения и навыки, компетенции, которыми будущие учителя овладели при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла, получают свое закрепление и развитие в рамках учебных дисциплин, спецкурсов и др., посвященных непосредственно подготовке студентов к деятельности вожатого в условиях летней педагогической практики. Обращение к опыту вузов показывает, что это такие учебные дисциплины, как «Организация воспитательной работы в условиях летнего оздоровительного лагеря» (Астраханский государственный университет) [13], «Организация летнего отдыха детей и подростков» (Нижневартовский государственный университет) [5], «Подготовка к летней практике» (Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета) [1], «Основы вожатской деятельности» (Московский педагогический государственный университет) [14], спецкурс «Деятельность педагога-воспитателя детского оздоровительного лагеря» (Орловский государственный университет) [3] и др. В теоретической части они предполагают ознакомление студентов с нормативно-правовой базой, регламентирующей педагогический процесс в летнем оздоровительном лагере; изучение ими содержания, форм и методов профессиональной деятельности вожатого; вооружение будущих педагогов способами и средствами проектирования деятельности воспитанников в условиях летнего оздоровительного лагеря. Кроме того, здесь происходит овладение будущими учителями личностным знанием, сопровождающим и обеспечивающим высокой уровень деятельности воспитания (процессуальная сторона освоения культуры как опыта деятельности, необходимого для воспроизводства самой деятельности путем воспитания гуманистически ориентированного ребенка). Практическая часть учебных дисциплин, спецкурсов нацелена на овладение студентами умениями и навыками использования форм и методов работы с воспитанниками, организации различных видов деятельности детей в рамках коллектива; на становление системы компетенций студента (субъективация профессионально-педагогической позиции); на формирование у студентов профессионально-педагогического поведения как высшей культурой формы поведения (направленность на приобщение детей к остенсивным, императивным, аксиологическим формам культуры и формам-принципам культуры).

В отдельных вузах формами практической подготовки студентов к профессиональной деятельности вожатого являются инструктивные лагеря, инструктивно-методические лагеря, инструктивные сборы, выездные семинары-практикумы. Данные формы в обобщенном виде представляют собой «ограниченный во времени отрезок жизни коллектива, событие, в котором студенты и организаторы инструктивных сборов (инструктивно-методические лагеря и др. – О.П., О.С.) живут повышенно интенсивной, напряженной совместной жизнью в условиях, максимально приближенных к реалиям предстоящей педагогической практики в летнем оздоровительном лагере» [10, с. 64]. Здесь происходит интенсивное погружение студентов в ситуацию, максимально приближенную к профессиональной деятельности вожатого, что позволяет им определить содержание своей будущей деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря и апробировать его в контексте этой деятельности, который создается в обстановке инструктивного лагеря, выездного семинар-практикума и других интерактивных форм работы со студентами.

Тем самым эффективным подходом к организации подготовки студентов к летней педагогической практике представляется контекстный подход. Обоснование возможности использования контекстного подхода в этом направлении находим у Н.Я. Сайгушева и его соавторов – Е.Н. Кондрашовой и И.В. Балакина. С точки зрения исследователей, контекстный подход «к профессиональной подготовке студентов вузов к вожатской деятельности имеет своей целью развить у обучаемых возможности осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария будущей профессиональной деятельности, ролевого и имитационного моделирования. Такой тип обучения стимулирует активный отклик на возникающие перед вожатым проблемные ситуации» [7, с. 240].

В качестве принципов реализации данного подхода предлагаются следующие: принцип моделирования в учебно-профессиональной деятельности целостного содержания и условий профессиональной деятельности вожатых; принцип связи теории и практики вожатской деятельности; принцип совместной деятельности вожатых, вожатых и детей; принцип активности личности вожатого; принцип проблемности; принцип единства обучения и воспитания [7, с. 242].

Среди педагогических условий, позволяющих эффективно готовить студентов к профессиональной деятельности вожатого, наиболее перспективными представляются следующие: использование для моделирования профессиональной педагогической деятельности вожатого активных методов обучения; организация как на лекционных, так и на практических занятиях по подготовке к летней педагогической практике методического и психолого-педагогического сопровождения овладения студентами компетенциями, позволяющими успешно осуществлять трудовые функции вожатого; обеспечение рефлексии студентами собственной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, необходимыми вожатому [21, с. 30]; «формирование положительной мотивации студентов на воспитательную работу с детьми и подростками в условиях летнего отдыха» [9, с. 30].

При общих подходах и условиях организации подготовки студентов к летней педагогической практике в вузах, в которых обучаются будущие учителя, каждый вуз имеет свои особенные наработки в осуществлении такой подготовки. Обмен таким опытом между вузами, осуществляемый, в том числе, и через его отражение в публикациях различного уровня, способствует совершенствованию как подготовки студентов к летней педагогической практике, так и профессиональной педагогической подготовки в целом.

Обратимся к опыту Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ). В нашем вузе летняя педагогическая практика осуществляется на всех факультетах. Мы не будем акцентировать внимание на том, что все дисциплины психолого-педагогического цикла вносят свой вклад в подготовку студентов к осуществлению профессиональной деятельности вожатого в рамках практики. Об этом мы упоминали выше. Что касается специализированной подготовки, то она ведется в рамках учебной дисциплины «Основы вожатской деятельности».

В качестве целей данной учебной дисциплины выступают: 1) формирование у студентов мотивационно-ценностного, творческого отношения к будущей педагогической деятельности в летнем оздоровительном лагере; 2) освоение знаний о специфике воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере, практических умений в решении социально-педагогических задач в деятельности вожатого.

Отметим, что цели и задачи, а также общее содержание учебной дисциплины «Основы вожатской деятельности» были разработаны преподавателями кафедр СГСПУ, реализующих данную дисциплину в образовательном процессе вуза. Однако содержание занятий на разных факультетах несколько варьируется, отражая в определенной мере специфику факультета. Это связано с ориентацией студентов на использование в процессе работы с детьми в лагере знаний, полученных студентами при изучении профильных дисциплин (биологии, иностранного языка, литературы и др.). Например, будущие учителя биологии могут планировать мероприятия, на которых дети будут знакомиться с флорой и фауной родного края.

Рассматриваемая учебная дисциплина предполагает лекционные (10 часов) и семинарские (18 часов) занятия и содержит два модуля. В рамках первого модуля «Летний лагерь как тип оздоровительно-воспитательного учреждения» студенты знакомятся с нормативно-правовыми основами деятельности детских летних оздоровительных лагерей, а также с нормативно-правовыми основами и этическими принципами деятельности вожатого, с организацией функционирования детского летнего оздоровительного лагеря, овладевают умениями проектирования смены в лагере и планирования деятельности вожатого. Второй модуль «Содержание и организация образовательно-воспитательной и оздоровительной работы с детьми и подростками в условиях летнего лагеря» вооружает студентов знаниями психолого-педагогические основ работы с детским временным коллективом, знакомит с задачами, содержанием и технологиями профессиональной педагогической деятельности вожатого в организационный, основной и заключительный периоды лагерной смены. В части реализация принципа связи теории и практики вожатской деятельности отметим, что осваиваемое будущими учителями на лекционных занятиях знание об особенностях планирования деятельности вожатого на смену, о формах и методах воспитания, используемых в детском оздоровительном лагере, о специфике работы с родителями детей, отдыхающих в лагере и другое знание, реализуется студентами на семинарских занятиях в процессе участия в ролевых, деловых играх, в ходе решения проблемных ситуаций и т.д.

При организации работы студентов на семинарских занятиях реализуется контекстный подход, согласно которому будущие учителя через использование преподавателями активных методов обучения (ролевая игра, деловая игра, решение ситуационных задач, решение конкретных ситуаций, дискуссия и др.) включаются в контекст профессиональной деятельности вожатого. Данный контекст образуется в том числе и использованием на занятиях реальных ситуаций из жизни детского оздоровительного лагеря. Это как ситуации не в рамках практики, так и ситуации, имеющие место в процессе летней педагогической практике прошедших лет.

В процессе совместной деятельности на семинарских занятиях студенты разрабатывают правила, рекомендации для будущей работы. Например, студенты факультета иностранных языков сформулировали правила организации эффективного взаимодействия с детьми. Согласно этим правилам нужно 1) постоянно внушать воспитаннику веру в себя, в свои силы и возможности; 2) проявлять искренний интерес к личности ребенка; 3) вспоминать себя в возрасте воспитанника; 4) исключить расхождение слова и дела; 5) быть примером для ребенка; 6) относиться к ребенку как к самостоятельной личности; 7) включать каждого воспитанника в жизнедеятельность отряда. То, что эти правила не навязаны студентам, а сформулированы ими самостоятельно, значительно повышает вероятность успешного использования их будущими учителями в работе с детьми.

Предметом анализа и обсуждения студентов на занятиях становится Профессиональный стандарт «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» [22]. Фиксируемые в Стандарте трудовые действия вожатого и необходимые для их выполнения умения становятся критериями, по которым студенты осмысливают свою готовность к реализации профессиональной педагогической деятельности вожатого и выделяют проблемные точки, на которых необходимо обратить внимание.

Многолетний опыт работы со студентами-практикантами позволил выявить затруднения, наиболее часто встречающиеся именно в ходе летней педагогической практики. Это: планирование работы с отрядом, учет возрастных особенностей детей при решении педагогических ситуаций (ребенок скучает по дому, ребенок агрессивен, гиперактивен и т.д.), оптимальный выбор форм и методов работы с детьми, проведение родительских дней, оформление отчетной документации по практике. На предотвращение возникновения у студентов данных трудностей направлено содержательное и методическое наполнение занятий учебной дисциплины «Основы вожатской деятельности», а также содержание самостоятельной работы студентов в рамках рассматриваемой дисциплины. В частности, это составление студентом «Портфеля вожатого».

«Портфель вожатого» – своего рода копилка материалов, информации, которые будут использоваться в работе студента в качестве вожатого в летнем лагере. В «Портфель вожатого» могут входить разноплановые материалы: домашние письменные задания; работы, сделанные в аудитории; тезисы выступления на семинаре, диспуте; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность летнего лагеря, работу вожатого и письменный анализ одного из этих документов; программы деятельности летнего лагеря; методические разработки студентов: сценарии отрядных мероприятий, примерный план работы отряда на смену, эскизный проект оформления уголка отряда и др.; подборка игр, упражнений для знакомства и адаптации детей, коллективных и творческих дел и др.

Таким образом, подготовка студентов к летней педагогической практике в детских оздоровительных лагерях на занятиях учебной дисциплины «Основы вожатской деятельности» способствует формированию у студентов умений и навыков, необходимых для реализации трудовых функций вожатого; овладению студентами системой форм, методов и приемов воспитания детей в летнем оздоровительном лагере; развитию у студентов осознанного ответственного отношения к осуществлению воспитательной работы с детьми и подростками в условиях лагеря.

В целом можно сделать вывод, что только целенаправленная, систематическая и последовательная подготовка студентов к летней педагогической практике, осуществляемая в самых разных формах, сделает ее эффективным инструментом профессионально-педагогического становления личности будущего учителя.

×

About the authors

Oksana Konstantinovna Pozdnyakova

Samara State University of Social Sciences and Education; Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding member of Russian Academy of Education, professor of Pedagogy and Psychology Department, professor of Pedagogy, Intercultural Communication and Russian as a Foreign Language Department

Russian Federation, Samara; Samara

Olga Mikhailovna Semenova

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: o.semenova@sgspu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Слизкова Е.В., Дереча И.И. Подготовка бакалавров к организации летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 4 (192). С. 29–33.
  2. Любченко О.А., Борисова М.М. Подготовка будущих педагогов к летней практике в педагогическом вузе // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 2 (32). С. 15–27.
  3. Воронкова Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов к летней производственной практике в сфере детского отдыха и оздоровления // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1 (64). С. 289–291.
  4. Кравцова Л.М., Михайлова Т.А., Черная Е.В., Коняхина Г.П. Система подготовки студентов к летней педагогической практике в детском оздоровительном лагере // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 2. С. 15–16.
  5. Линкер Г.Р. Роль курса «Организация летнего отдыха детей и подростков» в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования в вузе к летней практике // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. № 16. С. 54–59.
  6. Николаева Л.Н., Сосунова Н.Ю. Проблемы совершенствования системы подготовки студентов к летней педагогической практике // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2018. № 1 (39). С. 41–45.
  7. Сайгушев Н.Я., Кондрашова Е.Н., Балакин И.В. Инновационные технологии подготовки студентов гуманитарного вуза к летней педагогической практике // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–3. С. 240–243.
  8. Сосунова Н.Ю., Николаева Л.Н. Выездной семинар как элемент подготовки студентов к летней педагогической практике // Человек и образование. 2018. № 1 (54). С. 64–70.
  9. Харитонова Е.В. Организация подготовки студентов к летней педагогической практике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 6. С. 29–31.
  10. Чандра М.Ю., Сергеева Е.В. Квазипрофессиональные инструктивные сборы как условие качественной подготовки студентов к летней педагогической практике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 10 (133). С. 63–68.
  11. Черникова Н.В. Технология организации и подготовки студентов педагогических специальностей к летней педагогической практике // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. 2021. № 1 (39). С. 99–107.
  12. Шептенко П.А. Подготовка будущих педагогов к работе в летних оздоровительных лагерях в период педагогической практики // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2011. № 9. С. 18–21.
  13. Акмамбетова М.Е., Савельева-Рат Е.А. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей в условиях летней педагогической практики // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 1 (45). С. 180–185.
  14. Бирюкова Е.А., Лесконог Н.Ю., Марусяк Д.М. Организация летней педагогической (вожатской) практики обучающихся: опыт МПГУ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 7 (150). С. 29–33.
  15. Долгова Т.Ф. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей в процессе педагогической практики в летних оздоровительных лагерях // Информация и образование: границы коммуникаций. 2009. № 1 (9). С. 82–84.
  16. Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф. Летняя педагогическая практика студентов в организациях отдыха и оздоровления детей (на примере опыта вожатской практики в МПГУ) // Педагогика и психология образования. 2020. № 2. С. 139–149. doi: 10.31862/2500-297x-2020-2-139-149.
  17. Лопатина О.С. Современные аспекты организации летней педагогической практики будущих учителей // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. doi: 10.17513/spno.31860.
  18. Невзорова А.В. Роль летней практики в становлении профессиональных компетенций студентов педагогического бакалавриата // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56–6. С. 179–189.
  19. Савенков А.И., Львова А.С., Любченко О.А. Организация летней педагогической практики студентов бакалавриата // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 2 (32). С. 28–36.
  20. Харитонова Е.В. Летняя педагогическая практика как форма организации учебного процесса // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3–2. С. 58–59.
  21. Кудинова Ю.В. Опыт подготовки вожатых и организации летней практики: история и современность (на примере Воронежского государственного педагогического университета) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (148). С. 27–31.
  22. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2018 № 840н [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/72150204.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Pozdnyakova O.K., Semenova O.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies