Features of the moral development of the personality of a teenager – a student of the cadet corps

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper raises a question of the moral development of the personality of cadet corps students. The specificity of the educational process in the cadet corps is indicated, which affects the development of cadets’ personality in general and their moral development in particular. The age limits of adolescence are presented and its main features are revealed: the desire for adulthood, puberty, communication with peers as a leading activity, inconsistency of behavior. The analysis of the features of the moral development of the personality of cadet corps students is based on the provisions of developmental psychology, which determine the specifics of adolescence as a stage in the development of the personality, on the provisions of pedagogy, which interpret moral education as a process of assimilation of moral values. The personality traits inherent in adolescents are analyzed in the context of the educational space of the cadet corps. It is substantiated that the moral development of adolescent cadets is carried out in the conditions of determining professional preferences by cadets through the assimilation of the moral foundations of the profession (military, employee of the Ministry of Internal Affairs – depending on the departmental affiliation of the cadet corps); gender homogeneity of the composition of students; development of the cadet fraternity, leading to the establishment of strong and long-term friendly relations; enrichment of the value sphere of consciousness of adolescents at the expense of moral and professional values.

Full Text

Важное место среди задач, стоящих перед системой российского образования, занимает развитие и становление нравственной личности воспитанника. Решение этой задачи непосредственно связано, во-первых, со спецификой образовательных учреждений, во-вторых, с возрастными особенностями обучающихся.

В рамках статьи мы обратимся к специфике нравственного становления подростков, получающих образование в кадетских корпусах.

На сегодняшний день на территории России действуют кадетские корпуса разной ведомственной принадлежности (Министерства обороны России, Министерства внутренних дел России и других ведомств).

Учебно-воспитательный процесс здесь имеет свою специфику. Достаточно полный спектр отличительных особенностей рассматриваемого типа образовательных учреждений представлен В.В. Юдиным. Это круглосуточное пребывание в стенах кадетского корпуса в условиях совместного проживании с другими воспитанниками; ношение форменной одежды; реализация дополнительных образовательных программ, чье содержание отвечает специфике того ведомства, которому принадлежит учреждение; специализированная материальная база; особый педагогический состав и, конечно же, «формирование особой воспитательной среды, создающей специфический уклад жизни, включающий в себя ежедневный утренний и вечерний осмотры, проведение утренней физической зарядки, широкое использование традиций и ритуалов в общении, принятых в военной среде; вечерняя прогулка, проверка, усиленные занятия спортом, строевые тренировки» [1, с. 247].

В большинство кадетских образовательных учреждений воспитанники поступают в возрасте 10–11 лет (5 класс) и обучаются до 17–18 лет (11 класс). Большая часть временного отрезка 10–18 лет – это подростковый возраст.

В работах по возрастной психологии возрастные границы подросткового возраста варьируются в пределах 10 (11)–14 (15) лет (И.В. Шаповаленко [2, с. 125]), 11 (12)–14 (15) лет (В.В. Мухина [3, с. 410]), 10–15 лет (Д.И. Фельдштейн [4, с. 255]).

Ученые подчеркивают одновременно значимость данного возраста для становления личности и его противоречивость. Так, В.В. Мухина отмечает соотношение краткости подросткового возраста с точки зрения времени и огромный его вклад в развитие ребенка: «В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности» [3, с. 410]. Д.И. Фельдштейн акцентирует внимание на том, что именно в подростковом возрасте «закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок» [4, с. 259].

В подростковом возрасте происходит осознание себя в обществе, усвоение норм поведения и взаимодействия с людьми. Подростки проявляют интерес к социальным проблемам, ценностям, в этом возрасте формируется их жизненная позиция, закладывается стремление к реализации своих способностей. Подросток становится в состоянии различать, что же ему в действительности интересно, что он планирует делать в своем будущем. Как полагает Б.С. Волков, именно в этом возрасте закладывается отношение к профессиональной деятельности в будущем: детские мечты о будущем конкретизируются в размышления о будущей профессии. Привлекательными для подростков являются важные и современные профессии, несущие ярко выраженную пользу для общества, предоставляющие возможности интересного и творческого труда, имеющие налет романтики [5, с. 139–140].

Поступая в кадетский корпус, подросток уже не только размышляет о выборе профессии, но в определенной степени совершает этот выбор, так как профессиональная специфика пронизывает учебно-воспитательный процесс в кадетском корпусе уже с первых дней пребывания ребенка. Отметим, что профессии военного, сотрудника МВД, других силовых ведомств, на которые ориентируются кадеты, отвечают обозначенным выше признакам привлекательных для подростков профессий (явная польза для общества, романтика).

У подростка – воспитанника кадетского корпуса формируется не только отношение к будущей профессии как сфере деятельности, но и представление о нравственных основаниях профессии: «обозначается главное направление всей жизни – служение Родине как на военном, так и на гражданском поприще» [6, с. 65].

На эмоциональное состояние и поведение подростка оказывают влияние физиологические факторы, в частности половое созревание. Кадетские корпуса интернатного типа в абсолютном большинстве – это образовательные учреждения для мальчиков. В условиях кадетского корпуса гендерная однородность состава воспитанников может иметь неявный негативный потенциал для становления личности подростка. Как обосновывают Л.М. Додова и Л.Ю. Константиниди, «с учетом психофизиологической специфики протекания подростково-юношеского возрастного кризиса можно предполагать, что этот аспект (гендерная однородность. – И.Л.) создает риск роста эмоциональной напряженности, эмоциональных срывов, если сочетается с повышенной утомляемостью, эпизодами неуспеха в учебной деятельности или другими факторами риска развития подростковых стрессов и субдепрессий» [7, с. 56]. Преодоление данной проблемы требует особого акцента в деятельности педагогов, воспитателей на формировании у кадет уважительного отношения к девочкам, женщинам.

Подростку присуще ощущение взрослости, он не хочет быть ребенком, и он в принципе уже не ребенок, но и не взрослый. Данное противоречие может обостряться у воспитанников кадетского корпуса. С одной стороны, подросток стремится выйти из-под контроля взрослых. И действительно, родители далеко и на кадета не влияют. Но, с другой стороны, сам уклад жизни в кадетском корпусе построен на беспрекословном подчинении старшим. Однако – это подчинение не ребенка взрослому, а младшего по званию старшему по званию. Если подростки осознают и принимают это, то обозначенное противоречие снимается.

В силу того, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, для подростка особенно важно взаимодействие со сверстниками. Важное место в мотивационной сфере занимает потребность в близком друге, с которым можно на взаимной основе делиться секретами и переживаниями. В условиях кадетского корпуса зачастую зарождается та дружба, которая сопровождает воспитанников на протяжении всей жизни, принимая значение подлинной нравственной ценности. Кадетское братство – вот что присуще многим воспитанникам кадетских корпусов.

Подростковому возрасту присуща определенная рефлексия себя как личности, своих достижений и неудач. Для подростка важно, что думают о нем окружающие, но он в силу различных причин не всегда может создавать хорошее впечатление о себе, что может служить началом демонстративного поведения, подчеркивающего, что для подростка не имеет значение мнение о нем других людей. В то же время мнение других важно. И здесь возникает личностное противоречие, которое без должной корректировки со стороны взрослых может подтолкнуть подростка к девиантному поведению и образу жизни в целом. В условиях кадетского корпуса обозначенное противоречие во многом нивелируется за счет целенаправленного создания позитивного общественного мнения в коллективе. Это не означает замалчивания недостатков подростков. Речь идет об ориентации на положительное в личности кадета и акцент именно на этом. Зачастую это определенный аванс, которые в большинстве случаев приносит нравственные результаты.

В подростковом возрасте складываются отношения ребенка с окружающим миром. В отношения реализуются ценности. Поэтому столь значимо для педагогов и воспитателей кадетского корпуса создавать условия для формирования ценностной сферы сознания кадет. И.С. Петронюк отмечает: «Среди условий организации ценностной направленности педагогического процесса в кадетском корпусе следует отметить длительное нахождение в группе сверстников и специфический состав референтной группы кадетов, куда с различным удельным весом входят как представители группы военнослужащих, так и не имеющие с ней точек соприкосновения. Эти условия оказывают значительное влияние на гармоничность значимой для подростка системы межличностных отношений в социальном пространстве» [8, с. 47].

При всем стремлении подростка к независимости для него важно, чтобы его отношения как со сверстниками, так и со взрослыми были здоровыми. Здоровые отношения – это нравственные отношения. Научить кадета выстраивать здоровые отношения с окружающими его людьми – задача педагогов кадетского корпуса. К сожалению, конфликты не редкость в кадетских корпусах. Чаще всего они возникают в процессе установления лидерства среди подростков (кто же из кадет самый сильный, спортивный, ловкий, находчивый), что может принимать гипертрофированные формы в условиях гендерной однородности кадетского корпуса.

Среди задач нравственного воспитания кадет подросткового возраста важное место занимает задача приобщения подростков к нравственным ценностям, принимающим форму мотивов поведения воспитанников. Список данных ценностей широк (добро, справедливость, милосердие, жизнь, красота, истина и многое другое).

В процессе нравственного воспитания ведущую роль играет семья. Но в условиях кадетского корпуса, когда воспитанники проживают изолированно от семьи, сверстники начинают играть приоритетную роль, и для того, чтобы эта роль не стала отрицательной, нужны целенаправленные усилия педагогического коллектива кадетского корпуса. При этом неразумно недооценивать уровень влияния сверстников на подростков, ведь именно они осуществляют потенциально-авторитетную силу в социально-нравственном становлении подростков и адаптации их к окружающему миру [9, c. 27].

Трудности нравственного становления подростков в целом и в условиях кадетского корпуса объясняются влиянием нескольких факторов. Первый фактор – это влияние социума на формирование и становление системы ценностных ориентаций подростков. Социум, включающий как ближнее окружение подростка, так и дальнее – средства массовой информации, социальные сети и т.п., предлагает его восприятию как ценности (долг, достоинство, ответственность, честь и др.), так и антиценности (успех любой ценой, приоритет материального над духовным и др.). В условиях кадетского корпуса данный фактор в определенной степени нивелируется в силу закрытости кадетского корпуса. Преподаватели, воспитатели имеют возможность уделять воспитанникам значительно больше внимания, чем в образовательном процессе школы. Это позволяет им своевременно пресекать негативные внешние влияния на подростков, акцентируя внимание кадет на подлинных, нравственных ценностях. Однако полностью изолировать кадета от мира за стенами кадетского корпуса не получится. И в принципе этого делать не надо, так как по окончании обучения кадет в любом случае будет в нем жить. Важно подготовить его к этой жизни таким образом, чтобы в многочисленных ситуациях выбора на жизненном пути, он осуществлял нравственный выбор – выбор в пользу добра, нравственности в целом. Второй фактор – это психологические особенности конкретного подростка, то есть его характер, темперамент, особенности памяти, внимания и т.п. Например, темпераменту холерика присуща импульсивность, чрезмерная активность, которую необходимо направлять в положительное русло. Третий фактор – особенности подросткового возраста, о которых речь шла выше.

Считаем необходимым отметить связь между ценностными ориентациями, которые определяются конкретными ценностями, и нравственным становлением личности подростка.

Анализ научной литературы показал, что при различных интерпретациях учеными понятия «ценность», можно выявить несколько основных трактовок ценности. Так, Г.В. Оллпорт [10], В.А. Блюмкин [11], М.С. Каган [12] связывают ценность с категорией «значимость», то есть со значением чего-либо для личности. Н.Б. Крылова [13] и В.А. Титов [14] полагают, что ценность воплощает представление об идеале. Для Б.С. Братуся [15], В.Н. Сагатовского [16] ценность есть смысл: осознанный личностный смысл, жизненный смысл. Типология ценностей обширна. Ученые выделяют нравственные, духовно-нравственные, эстетические, гражданские ценности и др.

Если рассматривать духовно-нравственные ценности как «установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие ее на достижение высших идеалов» [17, c. 95], то приобщение подростка к данным ценностям способствует нравственному становлению его личности. Духовно-нравственные ценности приобретают форму ориентиров деятельности и поведения подростков, способствуют обогащению его внутреннего мира за счет нравственных взглядов и убеждений, формируемых на базе осознанных и принятых ценностей.

Как утверждает Т.М. Дульнева, духовно-нравственное становление личности связано с формированием у нее: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, скромности, незлобивости, проявления стойкости и мужества); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [18, с. 76].

О степени нравственного становления личности воспитанников кадетского корпуса подросткового возраста можно судить о наличии в ценностной сфере сознания кадет духовно-нравственных ценностей, которые и определяют нравственный облик, нравственное поведение курсанта, являются аксиологическими основаниями его нравственной позиции. Роль данных ценностей в нравственном становление кадет в том, что эти ценности направляют подростка, служат ориентиром в его повседневной деятельности.

К основным понятиям нравственности относится добро. Именно добро создает возможность для построения гармоничных отношений между людьми, основанных на уважении и взаимопонимании. Добро – это безусловное благо, некий нравственный эталон.

Л.Е. Балашов разделяет добро на внешнее и внутренне. Внутреннее добро являет собой сознательную установку личности «на служение жизни и само это служение жизни, понимаемой не только как личная жизнь, но и жизнь других, жизнь человечества и жизнь вообще. Конкретно добро (внутреннее добро. – И.Л.) выступает в виде бескорыстного благодеяния, за которое человек не ожидает вознаграждения» [19, с. 70]. В то время как внешнее добро выражается в такой форме отношений между людьми, «которая осуществляет нравственную связь, духовное единение между ними» [19, с. 69].

Добро непосредственно связано со многими нравственными ценностями. Ценности «справедливость», «милосердие», «долг», «честь» и другие обретают форму нравственного мотива поведения подростка, да и не только подростка – любого человека, исключительно тогда, когда он правильно понимает добро и его противоположность – зло. Если добро «выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотнесенности с идеалом» [20, с. 75], а зло «обозначает негативные стороны действительности, деятельности людей и отношений между ними» [20, с. 96], то поведение человека, отвечающее моральным и нравственным нормам, соотносится с добром, а противоречащее данным нормам – со злом.

Важной ценностью, наличие которой в ценностной сфере сознания подростка, свидетельствует о его становлении как нравственной личности, является ценность «справедливость». В справедливости, по утверждению М.Н. Руткевич, «фиксируется нравственное представление о том, что соответствует и что не соответствует господствующей в обществе морали, что заслуживает нравственного признания, а что нет» [22, с. 127]. С точки зрения З.А. Бербешкиной, справедливость характеризует «меру воздействия и требования прав и благ личности или социальной общности, меру требовательности к личности, обществу, правомерность оценки экономических, политических, нравственных явлений действительности и поступков людей с позиции определенного класса или общества» [23, с. 23].

Свобода у подростка зачастую ассоциируется с отсутствием внешних запретов и ограничений. Но свобода не означает вседозволенности. В нравственном становлении воспитанников кадетского корпуса подросткового возраста важным представляется осознание подростком соотношения свободы и ответственности, не просто ограничивающей подростка, но позволяющей ему осуществить нравственный выбор. Свобода подростка связана с осуществляемым им нравственным выбором. Зачастую такой выбор затруднителен для подростка. Он может выбрать то, что отвечает его сиюминутному интересу, но является злом для другого человека, а то и для самого подростка. В то время как для нравственной личности выбор добра является естественным и неоспоримым. «Выбор в пользу добра есть черта поведения нравственной и полноценной личности» [17, c. 69].

О степени нравственного становления подростка позволяет судить сделанный им нравственный выбор. Если этот выбор сделан не под влиянием внешних обстоятельств, а по внутреннему убеждению, тогда можно говорить о том, что подростку присущи черты нравственной личности.

В условиях кадетского корпуса, жизнедеятельность в котором строится на жесткой дисциплине, на подчинении старшим, важно приучать кадет к осознанной дисциплине, когда подросток подчиняется не жесткому внешнему воздействию, а исходя из понимания необходимости такого подчинения для успешного обучения, овладения основами будущей профессии и др.

Нравственная культура подростка, являясь неотделимым свойством культуры как социального явления, формируется всем укладом его жизни. Личность подростка формируется, вбирая в себя все достижения нравственной культуры общества. В кадетском корпусе нравственная культура подростка обогащается за счет профессиональных ценностей, присущих военным, сотрудникам МВД и др. (смотря по ведомственной принадлежности кадетского корпуса).

Итак, важную роль в нравственном становлении кадет подросткового возраста играют ценности, образующие ценностную сферу сознания подростка. Ценности составляют его ценностные ориентации и, принимая форму мотивов деятельности, определяют содержание действий и поступков подростка, которое и позволяет судить о том, является ли он личностью нравственной.

×

About the authors

Ivan Aleksandrovich Larin

Samara Cadet Corps of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: larin_ivan1980@mail.ru

head of Rear Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Юдин В.В. Кадетское образование: понятие, содержание, значение // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 11 (130). С. 247–254.
  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
  3. Мухина В.В. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. 608 с.
  4. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. 672 с.
  5. Волков Б.С. Психология подростка: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2017. 240 с.
  6. Мачульская И.А., Мачульский Д.А. Особенности социально-психологической адаптации воспитанников кадетских корпусов (школ-интернатов) // Территория науки. 2017. № 3. С. 65–68.
  7. Додова Л.М., Константиниди Л.Ю. Роль образовательной среды в личностно-психологическом становлении воспитанников кадетских корпусов // Евразийский союз ученых. 2015. № 6–6 (15). С. 54–56.
  8. Петронюк И.С. Особенности межличностных отношений воспитанников кадетских корпусов // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13, № 1. С. 45–49.
  9. Нравственное воспитание личности: учеб.-метод. рекомендации / сост. З.С. Левчук, Г.И. Зайчук. Брест: БрГУ, 2002. 43 с.
  10. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. СПб.; М.: КСП+; Ювента, 1998. 345 с.
  11. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.
  12. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  13. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
  14. Титов В.А. Мораль познающая. М.: Знание, 1988. 64 с.
  15. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
  16. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Ч. 1. Введение: философия и жизнь. СПб.: СПбГУ, 1997. 224 с.
  17. Рангелова Е.М. Нравственная культура ученика / пер. с болг. С. Волчановой. Минск: Белгосуниверситет, 1998. 183 с.
  18. Дульнева Т.М. Аспекты духовно-нравственного развития личности гражданина России // Национальные приоритеты России. 2018. № 1 (28). С. 74–83.
  19. Балашов Л.Е. Этика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и Кᵒ, 2019. 382 с.
  20. Добро // Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. С. 75–77.
  21. Зло // Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. С. 96–98.
  22. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980. 356 с.
  23. Бербешкина З.А. Совесть и справедливость. М.: Знание, 1987. 40 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Larin I.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies