Критериально-оценочный аппарат сформированности профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы
- Авторы: Князева А.Г.1
-
Учреждения:
- Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
- Выпуск: Том 7, № 1 (2018)
- Страницы: 259-264
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/25383
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201871307
- ID: 25383
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье поднимается вопрос об оценке сформированной в университете профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы. Под профессионально-правовой компетентностью понимается профессиональное свойство выпускника по направлению «Социальная работа», способного эффективно решать профессиональные задачи в сфере правового регулирования социальной защиты населения. Уделено внимание актуальности этого профессионального качества у специалистов для современной России. Инструментом ее оценивания является критериально-оценочный аппарат, включающий мотивационный критерий (показатели: сформированность учебных, профессиональных мотивов, проявление интереса к праву); содержательно-когнитивный критерий (показатели: знание основ теории государств и права, основных отраслей российского права, объем, системность и осмысленность правовых знаний, знание нормативных актов правовых актов в сфере регулирования социальной защиты населения); креативно-деятельностный критерий (показатели: способность применять навыки и умения в решении профессионально-правовых задач, последовательность выполнения заданий, владение методами поиска, анализа и применения нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения); регулятивно-рефлексивный критерии (показатели: устойчивость в поведении, самооценка познавательной активности и последовательности выполнения заданий). Выполнен краткий обзор научных исследований по разработке критериев и показателей для оценки различных педагогических явлений. Автор останавливается на системном подходе в качестве методологической базы анализа критериально-оценочного аппарата, который предлагает рассматривать как интегративную целостность, включающую цель, объект, субъекты, предмет, содержание и результат. Критериально-оценочный аппарат сформированности профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы может быть использован в системе повышения квалификации специалистов по социальной работе.
Ключевые слова
Полный текст
Устойчивое положение России на новой ступени развития государственности обеспечивает реализация в полной мере конституционной нормы о социальной направленности ее политики. Гражданское общество при осуществлении взаимодействия с государством предъявляет конкретные требования к органам социальной защиты населения, к компетентности специалистов, исполняющих обязанности по предоставлению социальных услуг [1–4]. В свою очередь государство, формулируя социальный заказ высшему образованию, вводит стандартизированные нормативные требования к уровню подготовки выпускников по направлению «Социальная работа». Они отражают специфический характер профессиональной социальной работы современной действительности, связь с профессиональными стандартами, определяющими функционал специалиста по социальной работе, а также содержательное наполнение процесса подготовки бакалавров социальной работы в университете. Считаем, что именно правовая подготовка бакалавров социальной работы является залогом их успешной будущей профессиональной деятельности. В качестве аргумента укажем, во-первых, на тот факт, что социальное обеспечение, социальное обслуживание осуществляются на основании волеизъявления гражданина, что требует от специалиста применения процедурных действий юридического характера. Только знание и грамотное применение нормативных правовых актов позволяет специалистам социальных служб оказывать целенаправленную, своевременную поддержку категориям населения, указанных обширной законодательной базой. Во-вторых, процессы, происходящие в современном обществе, обусловливают, с одной стороны, появление новых категорий нуждающихся и необходимость разработки, внедрения правовых механизмов оказания им помощи специалистами – с другой. Кроме того, некодифицированное законодательство социальной защиты населения в России систематически изменяется [5], что требует от специалистов умения отслеживать новеллы в правовых актах, анализировать и применять их. И, в-третьих, эффективная правовая подготовка бакалавров социальной работы в университете способствует овладению системой правовых знаний и формированию умений по использованию нормативных правовых актов различных уровней, в том числе в нестандартных ситуациях. Сформированные в университете умения применять правовые знания и способность работать в непривычной обстановке являются необходимыми, на наш взгляд, качествами профессионалов, которые не только оказывают юридическую консультацию, но имеют дело с людьми, находящимися в стрессовой ситуации, имеющими проблемы с физическим и психическим здоровьем. Эти факторы детерминируют осуществление правовой подготовки бакалавров в университете на таком уровне, который позволит уже специалистам по социальной работе не только показывать, но и применять правовые знания, творчески преобразовать алгоритмизированные действия, при этом производить рефлексию профессионального становления.
Результат присоединения России к Болонскому процессу в высшем образовании на сегодняшний день отражен в ситуации, в которой образовательные организации высшего образования обладают академическими свободами, нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса четко прописывает результаты образования, однако отсутствуют нормативы самого содержания образования, а также критерии его оценки. Таким образом, именно преподаватель при составлении рабочей программы определяет наполнение дисциплины и аппарат сформированности разработанных им же самим транскриптеров. Отсюда вытекает предъявление высоких этических, профессиональных требований к уровню его подготовки, умению не только использовать зарубежный опыт профессионального образования, но и «переводить» его на рельсы российской системы подготовки специалистов социальной сферы. Так, ОК-4 и ПК-5 ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа [6], определяют в качестве результатов освоения программы бакалавриата способности использовать как правовые знания в различных сферах жизнедеятельности в целом, так и нормативные правовые акты федерального и регионального уровней для правового регулирования социальной защитой граждан в частности. Таким образом, профессиональная правовая подготовка бакалавров социальной работы в университете через призму компетенций позволяет нам говорить об их профессионально-правовой компетентности. Под профессионально-правовой компетентностью бакалавров социальной работы мы понимаем профессиональное качество выпускника по направлению подготовки «Социальная работа», проявляющееся в способности к эффективному решению профессиональных задач в сфере правового регулирования социальной защиты населения [7]. В необходимости формирования профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы убеждают и цифры. Например, по данным Федеральной службы государственной статистики, в России на 2016 год в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста проживало 256 990 человек, на 1 января 2017 года в центрах и отделениях социального обеспечения на дому граждан пожилого возраста и инвалидов состояло 1 138 038 человек [8]. Очевидно, это граждане, нуждающиеся в правовой консультации по вопросам пенсионного обеспечения, имущественным спорам, составления завещания. В то же время профессионально-правовой деятельностью специалиста по социальной работе охвачено значительное количество иных категорий населения. Подчеркиваем, в рамках указанного направления подготовки мы формируем именно профессионально-правовую компетентность и именно у бакалавров социальной работы. Правильно и необходимо наличие юристов в социальной сфере, однако специалисты по социальной работе являются тем первичным звеном, с которым имеют дело получатели социальных услуг, социальной помощи, от которых получают базовую правовую информацию и дальнейшее профессионально-правовое консультирование. Поэтому формирование профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы в университете является неотъемлемой частью формирования их общей профессиональной компетентности. Тем актуальнее является вопрос о критериально-оценочном аппарате сформированности профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы в университете.
В связи с этим анализ научной литературы показал, что системе критериев и оценивания сформированности какого-либо новообразования в педагогике высшей школы уделено внимание. Так, разработан критериально-оценочный аппарат сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов по связям с общественностью [9], готовности студентов-лингвистов к межкультурному взаимодействию [10], правового сознания у студентов высших учебных заведений [11], организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов [12], правовой компетентности курсантов [13], этноэстетической культуры студентов университета [14]. В исследованиях, посвященных профессиональной подготовке будущих специалистов по социальной работе, приведен критериально-оценочный аппарат сформированности субъектной позиции будущего специалиста по социальной работе [15], культуры профессионально-проектной деятельности [16], готовности к сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей [17], готовности по использованию средств физической культуры в работе с пожилыми людьми [18]. Изучение научно-педагогических источников показало, что при разработке критериально-оценочного аппарата искомого явления у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», прослеживаются небезынтересные тенденции. Первая – отбор критериев осуществляется на основе структурных компонентов исследуемого явления. Чаще всего выделяются мотивационный, когнитивный, деятельностный, операциональный, рефлексивный, личностный с различными вариациями. Таким образом, объект «расходится» на составные части и, как показывает анализ, исследователю недостаточно инструментария для его синтезирования, что негативно отражается на общем представлении об этом объекте и в конечном счете на результатах опытно-экспериментальной работы в целом. Вторая – влияние теоретико-методологической позиции исследователя. Природа критериев имеет объективный характер, они не могут быть выдуманы, поскольку отражают сущность исследуемого явления, поэтому при разработке показателей какого-либо критерия показательна приверженность автора к определенной научной школе. Например, в качестве показателей когнитивного критерия в ряде работ определены алгоритмичность, эвристичность, «творческость», сопоставимые уровням усвоения учебного материала, разработанные В.П. Беспалько [19], в других – воспроизведение, узнавание, применение, воспроизведение системы понятий, применение системы понятий, соответствующие дидактике М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера [20], или – прочность, осознанность, действенность, глубина, предложенные Ю.К. Бабанским [21]. Поэтому, определяя критерии и показатели сформированности профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы, мы преследовали цель, во-первых, найти методологическую основу, с помощью которой можно получить целостное представление о сущности, содержании и структуре исследуемой компетентности, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты. Во-вторых, для соблюдения «научной чистоты» проведенной опытно-экспериментальной работы показатели критериев согласовать с требованием конкретизации, полноты, целостности, информативности и однозначности толкования [22].
Критерий в качестве средства измерения, выбора альтернативы рассматривает И.А. Ивлиева [23]; образцом, ориентиром он выступает для О.Н. Башкировой [24]; отличительным признаком, характеризующим предмет, является он с точки зрения Г.В. Алферовой [25], а толковый словарь определяет критерий как «мерило оценки» [26, с. 307]. Критериально-оценочный аппарат сформированности профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы в университете способствует достижению поставленной цели – формирование профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы, помогает в анализе потенциальных отклонений от установленного образца в разработанной нами теоретической модели.
Мотивационный критерий фиксирует мотивацию к овладению основами профессионально-правовой деятельности, готовности ее совершенствовать, наделять смыслами профессию и осмысливать свое нахождение в ней. Оценивается по сумме таких показателей, как сформированность учебных, профессиональных мотивов, самостоятельность и активность на занятиях, а также проявление интереса к праву. Содержательно-когнитивный критерий показывает уровень систематизации профессионально-правовых знаний, умений, приемов взаимодействия как в процессе обучения, так и в решении учебно-профессиональных задач. В процессе измерения этого критерия учитываются следующие показатели: знание основ теории государства и права, отраслей российского права, объем, системность, осмысленность правовых знаний, знание нормативных правовых актов в сфере регулирования социальной защиты населения. Креативно-деятельностный критерий отражает качество реализации форм и методов, ориентированных на формирование профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы. Показателями являются способность применять навыки и умения в решении профессионально-правовых задач, последовательность их выполнения, владение методами поиска, анализа и применения нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения. Регулятивно-рефлексивный критерий характеризует сформированность навыков эмоционально-волевой регуляции, самостоятельное оценивание личностного и профессионального совершенствования. Его показатели: устойчивость в поведении, самооценка познавательной активности и последовательности выполнения заданий.
Определение критериально-оценочного аппарата сформированности профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы как системы позволяет характеризовать его как интегративную целостность, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимодействии, а также не обладают качествами, присущими самой системе. Базовым элементом критериально-оценочного аппарата является цель, которая объединяет и подчиняет остальные компоненты системы. Целью критериально-оценочного аппарата формирования профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы является детальное информирование и его оценивание посредством представления о состоянии изучаемого явления, происходящих в нем количественно-качественных изменений. Объектом критериально-оценочного аппарата является процесс формирования профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы. Субъектами являются будущие специалисты по социальной работе и исследователь. Предметом мы определяем модель и методику формирования профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы в университете. Содержанием работы критериально-оценочного аппарата считаем сбор информации с помощью диагностического инструментария на всех этапах эксперимента, ее систематизацию, интерпретацию, оценку, внесение корректив, выстраивание перспектив дальнейшей исследовательской деятельности. Результатом использования критериально-оценочного аппарата является, во-первых, целостное представление о сущности, содержании и структуре формируемого в университете профессионального качества бакалавров, во-вторых, формулирование выводов и рекомендаций для использования разработанной модели и реализованной методики формирования профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы. Применение системного подхода в отношении критериально-оценочного аппарата позволяет объединить уже проанализированные, имеющие количественное и качественное выражение, мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный компоненты профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы.
Уяснению соответствия показателей критериям помогает информативный, объективный, валидный и надежный диагностический инструментарий. Так, для оценки выраженности мотивационного критерия мы использовали «методику выбора профессии» Р.В. Овчаровой, методику незаконченных предложений. Для определения отношения к праву специалиста по социальной работе стандартной методики нами обнаружено не было, поэтому в соответствии с целями исследования методика Д.С. Безносова «отношение к праву» [27] была модифицирована с помощью вопросов, имеющих отношение к профессионально-правовой деятельности специалистов по социальной работе. Показатели содержательно-когнитивного критерия обобщались тестированием, опросами, контрольными работами и коллоквиумами, анализом продуктов квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности студентов. Оценка креативно-деятельностного критерия осуществлялась методом кейсов, изучением способов решений профессионально-правовых задач, опросами, методом экспертных оценок, тестом «Креативность» Н.Ф. Вишняковой. Опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана, методика «Диагностика рефлексивности» (опросник А.В. Карпова), а также беседы и методика незаконченных предложений оценивали регулятивно-рефлексивный критерий. Сбор информации осуществлялся в привычных для экспериментальных групп условиях с учетом особенностей организации образовательного процесса, максимального обеспечения психологического комфорта для проявления способности к оценочной и самооценочной деятельности. Приведенное описание диагностических средств не исчерпывает их возможного разнообразия, но их достаточно для получения конкретной информации в полном объеме для построения целостной картины о сущности, содержании и динамике формируемой профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы [28].
Критериально-оценочный аппарат сформированности профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы эффективен при рассмотрении его в качестве целостной системы критериев, показателей, диагностического инструментария, что гарантирует интегративность и адекватность информации об исследуемом педагогическом явлении. Целесообразное использование критериально-оценочного аппарата сформированности рассматриваемого профессионального качества выпускника университета по направлению подготовки «Социальная работа» позволит найти новые пути его формирования, а также может быть полезен в системе повышения квалификации специалистов по социальной работе.
Об авторах
Анна Геннадьевна Князева
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
Автор, ответственный за переписку.
Email: kniaz3003@yandex.ru
старший преподаватель кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы
Россия, ОрелСписок литературы
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» от 11.12.2012 № 30 // Российская газета. № 295, 21.12.2012.
- Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2016 № 18-КГ16-7 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - http://consultant.ru.
- Решение Верховного Суда РФ «Об оспаривании отдельных пунктов Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» от 13 марта 2014 г. № АКПИ13-1200 // Архив решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции. - http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/499091132.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» от 27.06.2017 № 22 // КонсультантПлюс. - http://consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_218822.
- Мартынова П.И., Князева А.Г. Правовое обеспечение социальной защиты населения как условие развития российского общества // Наука XXI века: актуальные вопросы, проблемы и перспективы: материалы международной (заочной) научно-практической конференции / под общ. ред. А.И. Вострецова. Душанбе, Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки», 2017. С. 280-286.
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата)» от 12 января 2016 года № 8 // Официальный интернет-портал правовой информации. 12.02.2016, № 0001201602120037.
- Князева А.Г. К вопросу о понятии «профессионально-правовая компетентность бакалавров социальной работы»: педагогический аспект. Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: материалы VII международной научно-практической конференции / отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 199-202.
- Уровень жизни [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - http://gks.ru.
- Гридина В.В. Диагностика и оценивание эффективности технологии формирования профессиональных компетенций у студентов - будущих специалистов по связям с общественностью в процессе обучения дисциплине «Религиоведение» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2 (2). С. 319-322.
- Мажар Е.Н. Критерии оценки готовности студентов-лингвистов к межкультурному взаимодействию в контексте практико-ориентированного подхода // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 2 (42). С. 173-179.
- Цекатунова Л.Б. Критериально-диагностический инструментарий оценки сформированности правового сознания студентов высших учебных екатунова // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (часть 2). С. 1314-1317.
- Зайцева О.Н. Критериально-уровневая характеристика организации самостоятельной работы студентов медицинских вузов // Теория и практика образования в современном мире: материалы III международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме. 2013. С. 151-153.
- Бондарева О.А. Правовая компетентность курсантов ведомственных вузов по основным образовательным программам высшего образования, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2017. № 2 (75). С. 207-212.
- Алдошина М.И. Критериальный аппарат сформированности этноэстетической культуры студентов университета // Актуальные инновационные исследования: наука и практики. 2012. № 3. С. 6-11.
- Черкасова Ю.А. Становление субъектной позиции будущего специалиста по социальной работе в практическом обучении: дис. … канд. пед. наук. М., 2013. 186 с.
- Васильева Т.В. Формирование в вузе культуры профессионально-проектной деятельности бакалавров социальной работы: дис. … канд. пед. наук. М., 2015. 203 с.
- Голенкова О.В. Формирование в вузе профессиональной готовности бакалавра по направлению подготовки «Социальная работа» к сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2015. 179 с.
- Прядко Л.А. Формирование у будущих социальных работников готовности к использованию средств физической культуры в работе с пожилыми людьми: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2013. 190 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 1977. 204 с.
- Скаткин М.Н. Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера. М., 1975. 267 с.
- Бабанский Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения // Народное образование. 1986. № 11. С. 105-111.
- Белякова Е.Г., Строкова Т.А. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие. Электронное издание. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 240 с.
- Ивлиева И.А. Методолого-теоретические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой подготовки: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1998. 471 с.
- Башкирова О.Н. Формирование готовности студентов педвуза к использованию воспитательных возможностей учебного процесса: дис. … канд. пед. наук. Калуга, 2008. 184 с.
- Алферова Г.В. Формирование у студентов педвуза готовности к профессиональному общению с родителями: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 178 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. М.: А ТЕМП, 2004. 944 с.
- Безносов Д.С. Отношение к праву как проявление правового сознания курсантов вузов МВД РФ: дис. … канд. псих. наук. СПб., 2004. 234 с.
- Князева А.Г. Формирование профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы в университете: дис. … канд. пед. наук. Орел, 2017. 176 с.
Дополнительные файлы
