«Арт-мастерская» как форма организации художественно-творческой деятельности обучающихся
- Авторы: Калинина Л.Ю.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 7, № 1 (2018)
- Страницы: 256-259
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/25382
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201871306
- ID: 25382
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье охарактеризована инновационная форма организации учебной художественно-творческой деятельности школьников - «арт-мастерская». Автор обращается к обоснованию концепции «арт-мастерской» в контексте актуальных идей теории и практики художественного образования. Противоречие между содержанием творчества обучающегося в XXI веке и распространенными в практике традиционными формами приобщения детей к искусству может быть снято за счет структурирования занятий в соответствии с фазами творческого процесса. Материалы статьи представляют собой вклад в решение более масштабной проблемы ранней диагностики одаренности, так как, предположительно, данное качество личности проявляется чаще и заметнее именно в условиях художественно-творческого процесса. Сформулировано определение «арт-мастерской», выделены ее особенности: полихудожественный характер деятельности детей, продуктивной и направленной на постижение смыслов реальности через творческий опыт; привлечение элементов выразительности из «арсенала» современных композиторов, художников, поэтов. Подразумевается, что педагог способен воспринимать окружающее с непосредственностью ученика, направляя, но не ограничивая коллективное творчество. Проведенная работа дает возможность ориентировать учителей музыки, изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, студентов педагогического вуза на приобщение детей к творчеству в соответствии с их интересами, мировоззрением и способностями.
Полный текст
Постиндустриальное общество бросает человеку, живущему в нем, небывалые ранее вызовы. Стремительно меняясь, мир XXI века больше не поддается освоению как линейное, подчиненное конкретным правилам пространство. Быть готовым к новому, быстро ориентироваться в «хаосе» незнакомых обстоятельств – вот что требуется для успешной социализации школьника. Формы учебной деятельности должны быть соответствующими, поэтому:
– отражать веяния времени и ценный педагогический опыт;
– обеспечивать реализацию возможностей художественно-творческой деятельности как средства личностного развития;
– концентрировать профессиональный потенциал педагога в направлении метапредметных результатов обучения, интеграции дисциплин и рассмотрения каждого из видов искусства в контексте культуры как целого, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту [1].
Так как понятие-источник, на которое мы опираемся в нашем исследовании, – «форма», необходимо уточнить его значение. Наиболее широкая трактовка формы акцентирует систему устойчивых связей внутри того или иного содержания, предмета [2]. В.В. Задерацкий замечает: «Смысловое значение […] всегда оформлено […] форма – не способ передачи замысла, а способ его существования» [3, с. 3]. То есть, чтобы ребенок научился свободно выражать свои идеи в материале искусства, форма организации его деятельности должна быть достаточно гибкой, открытой для использования привлекательных, доступных средств выразительности, соответствовать фазам творческого процесса [4].
«Арт-мастерская» является именно такой инновационной формой работы с детьми. Ее параметры обозначены нами в соответствии с актуальными запросами образовательной практики. Мы учитываем, что мировоззрение школьников за последние 15–20 лет существенно изменилось [5, с. 4–5]. Современные дети неразлучны с мобильными телефонами, постоянно «зависают» в социальных сетях, им доступна самая разнообразная информация. При этом виртуальная реальность полна симулякрами, заменяющими истинные ценности (об этом пишет Е.В. Сухович, выражая точку зрения ряда исследователей [6]). В результате сочетание «энциклопедического» знания учеников, порождающего скепсис и отсутствие интереса к первоисточникам, с незрелостью эмоциональной сферы, «детскостью» поступков нередко затрудняют процесс педагогического общения. Применяя форму «арт-мастерской», учитель может преодолевать названные противоречия.
Охарактеризуем ее подробнее. Мастерская в традиционном понимании – это помещение, приспособленное для какого-либо производства, отделение большого предприятия; студия, ателье [7]. Также мастерской называют форму организации учебного процесса, в рамках которой группа обучающихся по плану, разработанному руководителем, выполняет реальные практические задания [8]. В зарубежных источниках термин «art workshop» употребляется, например, по отношению к изобразительному творчеству [9], игровой креативной деятельности ребенка [10], интеграции лингвистического и художественного обучения [11].
С учетом современных образовательных реалий, мы предлагаем такое определение: «арт-мастерская» – это форма организации продуктивной художественно-творческой деятельности обучающихся на основе технологии арт-композиции. Арт-композиционное творчество школьников предполагает, согласно психологическим закономерностям, четыре этапа творческого процесса: логический поиск, интуитивный поиск, вербализацию и формализацию найденного решения [4]. Поэтому форма арт-мастерской четырехчастна. Границы этапов и будут теми точками, на которых «действие» приостанавливается, меняет свой характер, а обучающиеся получают возможность понять, что открытие ими нового смысла в чем-то уже известном состоялось. Например, логический поиск (варьирование предложенного педагогом художественного материала в технике «опытов» современного автора) дает ребенку шанс осознать структурность текста любого произведения [12]. На этапе интуитивной работы возникают самые неожиданные и непредсказуемые ассоциации, иногда удивляющие самих детей. Вербализация приводит к более четкому пониманию ребенком-автором, что и зачем он создает. Итогом творческого процесса является воплощение задуманного в материале.
Арт-мастерская как форма организации учебной художественно-творческой деятельности:
– легко трансформируется с учетом предметной специфики учителями музыки, изобразительного искусства, литературы;
– приближает школьников к реальности в противовес виртуальным компьютерным «мирам»;
– содержит потенциал воспитания эстетического вкуса (как необходимого качества успешного человека XXI века) и интереса к исследованию мира через художественный опыт.
Основной принцип арт-мастерской – направленность на приобретение обучающимися навыков смыслопостижения, по примеру творческих «проб» современных авторов: музыкантов, художников, поэтов, драматургов, архитекторов, дизайнеров. Их современность мы понимаем как способность к инновационному художественному мышлению, не ограниченному «незыблемой» традицией, средствами выразительности только одного вида искусства.
О содержании деятельности, для которой арт-мастерская является, на наш взгляд, наиболее адекватной формой – арт-композиционного творчества, – подробно сказано в опубликованных нами ранее статьях. Генетически арт-композиция связана с литературно-музыкальной композицией [13]. Общее между ними состоит в объединении разных видов искусства с целью предоставления ученикам возможности экспериментировать в области познания мира средствами искусства. Однако литературно-музыкальная композиция подразумевает, в первую очередь, формирование навыков «пристального вглядывания» в душевный мир человека [14, с. 4], «узнавание самих себя в действии … конструирования себя в пространстве пересекающихся искусств» [15, с. 6], создание из элементов литературы и музыки художественного целого, отвечающего эстетическим запросам общества [13, с. 112]. Для арт-композиции более характерна расстановка акцентов на моментах смыслопостижения окружающей действительности, напоминающих инсайт [16, с. 104–113].
Так как участниками арт-мастерской являются дети, то в своем представлении о новой форме работы педагогу надо «перевоплотиться» в ребенка, чтобы почувствовать, как вызвать его восторг, что «заставит задуматься, напрячь духовные силы. […] Учитель […] как бы занимает место учащегося в музыкально-образовательном процессе и пытается чувствами, мыслями учеников воспринять то, что будет происходить…» [17, с. 122].
Важно обратить внимание на целостность формы «арт-мастерской», составляющую ее преимущества перед другими средствами обучения. Педагоги-музыканты рассматривают возможность структурирования формы учебного занятия: на основе общей темы (Д.Б. Кабалевский), выстраивания последовательности отдельных видов деятельности учащихся как цельной и динамичной композиции (Н.А. Терентьева), ориентации деятельности педагога на предуготовленность ребенка к процессу творчества (Л.В. Школяр), акцентуации значения фрагмента занятия в сознании детей (Н.В. Суслова), создании «партитуры» урока по аналогии с музыкальной партитурой (Н.Н. Гришанович) [18, с. 165–171]. Все эти идеи могут быть реализованы в форме «арт-мастерской». Главное – рационально планировать ход творческого процесса, оставляя место размышлениям, анализу, интуитивным находкам, вербализации замысла, его воплощению в материале. Реализовать все возможности данной формы можно во внеурочной деятельности учащихся (к примеру, музыкальная арт-мастерская с элементами театра).
Совместив приведенные в статье характеристики арт-мастерской с теми, которые обоснованы в научных работах современных исследователей, можно увидеть точку их совпадения: выделение в качестве кульминации занятия его этапа, на котором с высокой степенью вероятности детям удастся открывать собственные смыслы в искусстве и в окружающей действительности. Таким образом, размещение предполагаемых «озарений» во времени и пространстве занятия – важный момент планирования «арт-мастерской».
Арт-мастерская может быть самостоятельной единицей учебного процесса. В этом случае дети пробуют себя в художественно-творческой деятельности, а затем, выбирая вид искусства, который вызвал наибольший интерес, посещают внеурочные занятия по музыке, изобразительному искусству, хореографии, театру и т.д. Данная функция арт-мастерской особенно полезна, когда на занятие приходят первоклассники, у которых предпочтения в области внеурочной деятельности еще не определились.
Обучаясь в арт-мастерской, дети-авторы приобретают актуальные знания в области современного искусства, полихудожественные творческие навыки. Выбор материала необходимо тщательно продумать и осуществлять с учетом психофизиологических особенностей младших школьников или подростков (в зависимости от того, на какую возрастную группу рассчитан программный модуль). Если полный цикл обучения состоит из 16 занятий, то:
– на 1-м – 4-м обучающиеся узнают о возможностях работы с материалом. Наилучшим образом здесь применима музыка, классическая и современная, т.к. она всегда разворачивается во времени на основе логических связей, бывает носителем и выразительности, и изобразительности;
– занятия с 5-го по 8-е проводятся как своего рода «размышления», погружения, осознание сути явлений без их логического анализа [19] (например, конструирование арт-вариаций в материале изобразительного искусства);
– занятия с 9-го по 12-е предполагают работу со словесным материалом, лучше всего – поэтическим, так как слово в поэзии выражает информацию сконцентрировано и эмоционально (дети сочиняют хокку [20], синквейны [21] и др.);
– на 13-м – 16-м занятиях обучающимся предоставляется возможность оформления в художественном материале собственных идей (в условиях «полихудожественного хаоса» [22], то есть присутствия элементов разных видов искусства).
Программный модуль «арт-мастерская» целесообразно реализовывать в сотворчестве учителей музыки и изобразительного искусства, которые получают возможность наблюдать, как дети проявляют свою одаренность.
В ряде следующих публикаций мы обратимся к вопросам, связанным с апробацией формы арт-мастерской в практике педагогов Самары.
Об авторах
Лариса Юрьевна Калинина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: klar1992@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования
Россия, СамараСписок литературы
- Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // http:// edu.ru/db/portal/obschee/index.htm.
- Кураев В.И. Содержание и форма [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия. - https://dic.academic.ru/contents.nsf/bse.
- Задерацкий В.В. Музыкальная форма. В 2-х выпусках. Выпуск 1: учебник для специализированных факульт. высш. муз. учеб. заведений. М.: Музыка, 1995. 544 с.
- Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса (вместо введения) // Исследование проблем психологии творчества / отв. ред. Я.А. Пономарев. М.: Наука, 1983. С. 3-26.
- Калинина Л.Ю. Синтез искусств в современном художественно-эстетическом образовании: монография. Самара: Изд-во «АРТЕЛЬ», 2017. 268 с.
- Сухович Е.В. Символ, симулякр и виртуальная реальность как категории философии культуры: дис. … канд. филос. наук. Волгоград, 2013. 153 с.
- Константинов Г.Н. Мастерские [Электронный ресурс] // Высшая школа менеджмента. - http://mba. hse.ru/programs/mba/mba2_3.php.
- Мастерская [Электронный ресурс] // Общий толковый словарь русского языка (Т.Ф. Ефремова, Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов и др.). - http://tolkslovar.ru/ m2399.html.
- Chitrapatang [El. resource] // Chitrapatang art workshop. - https://plus.google.com/116941071829726275656.
- Kristin. My Art Workshop [El. resource] // https://tripadvisor.ru/Attraction_Review-g33524-d1093865- Reviews-My_Art_Workshop-Littleton_Colorado.html.
- Srdjana Cvijetić [El. resource] // Art Workshop Lazareti: - http://zagreb.openinstitutions.net/arl.
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Наука, 1975. 460 с.
- Калинина Л.Ю. Роль литературно-музыкальной композиции в эстетическом воспитании учащихся детских музыкальных школ: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2001. 218 с.
- Карпова Н.Л. Предисловие к книге Саркисян К.Б. «И слово в музыку вернись…» (музыкально-поэтическая антропология): Для преподавателей и студентов по курсу «Мировая художественная культура». Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. С. 3-6.
- Торопова А.В. Предисловие к книге Саркисян К.Б. «И слово в музыку вернись…» (музыкально-поэтическая антропология): Для преподавателей и студентов по курсу «Мировая художественная культура». Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. С. 6-7.
- Василевицкая О.В. Инсайт в структуре сознания // Сознание в актуальных измерениях: академический проект / отв. ред. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. Самара: ПГСГА, 2010. С. 104-113.
- Алиев Ю.Б. Технология подготовки урока музыки // Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
- Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. М.: Музыка, 2006. 336 с.
- Фромм Э. Иметь или быть? // Величие и ограниченность теории Фрейда / Э. Фромм. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. С. 185-437.
- Горегляд В.Н. Хокку [Электронный ресурс] // Литературный энциклопедический словарь. - https:// literary_encyclopedia.academic.ru/7128/Хокку.
- Виды синквейнов с примерами [Электронный ресурс] // Cinquain.ru: Синквейны. - http://cinquain.ru/ vidy-sinkvejnov-s-primerami.
- Хаос [Электронный ресурс] // Философский словарь. - http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/ haos.
Дополнительные файлы
