«Союз армянской молодежи» в структуре армянской диаспоры Самары
- Авторы: Агаджанян Л.А.1, Ягафова Е.А.2
-
Учреждения:
- Дума городского округа Самара
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 6, № 4 (2017)
- Страницы: 193-198
- Раздел: 07.00.00 – исторические науки и археология
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22344
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201764217
- ID: 22344
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены формы и направления деятельности общественной организации «Союз армянской молодежи» (САМ) в социокультурном пространстве г. Самара, показана ее роль в жизни региональной общины армян. САМ возник в 2015 г. как «молодежное крыло» в составе Самарской городской армянской национально-культурной автономии «Наири» и занимается организацией как молодежных мероприятий, так и крупных общественных акций армянской общины. Основными направлениями деятельности САМ являются организация национальных (армянских) публичных мероприятий, тематических выставок, фестивалей на территории города Самары и Самарской области; организация работы национальных коллективов, воскресных школ по изучению армянского языка, истории и культуры армянского народа; организация участия членов САМ в совместных мероприятиях других общественных национальных образований на территории Самарской области. Деятельность САМ неотъемлемо связана с общественной жизнью армянской общины Самары и области. Благодаря активности молодежи деятельность армянских общественных организаций заметна в публичном пространстве Самарского региона. На протяжении недолгого периода работы САМ накоплен значительный опыт общественной работы, что способствует продуктивной работе организации. Вместе с тем, в его деятельности существует и ряд проблем во взаимодействии с другими армянскими организациями региона. Оставаясь наиболее активной частью армянской общественности Самары, САМ продолжает динамично развиваться, привлекая новых членов в организацию и совершенствуя формы работы в армянской общине. Исследование основано на анализе полевых материалов, архива организации и интернет-ресурсов.
Ключевые слова
Полный текст
Постановка проблемы
Важным фактором общественно-политических и культурных процессов в регионах России являются национально-культурные объединения (НКО) – общественные организации, создаваемые этническими группами и нацеленные на сохранение и развитие их языка, культуры, национальной идентичности. В Самарской области с ее этническим и конфессиональным многообразием зарегистрировано более 70 НКО, в том числе армянские организации: «Союз армян России» по Самарской области (руководитель А.Р. Мартиросян), «Армянское объединение взаимопомощи» (АОВ; с 2007 г., руководитель А.Р. Петросян), Самарская городская армянская национально-культурная автономия «Наири» (с 2012 г., руководитель З.Р. Мирзоян).
В марте 2016 г. в составе «Наири» появилось «молодежное крыло» – «Союз армянской молодежи» (САМ), занимающееся организацией как молодежных мероприятий, так и крупных общественных акций «Наири». На сентябрьском внеочередном собрании САМ было принято решение выйти из состава НКА «Наири» и вести самостоятельную деятельность в качестве молодежной общественной организации, но без юридической регистрации. Оставаясь наиболее активной частью армянской общественности Самары, САМ продолжает динамично развиваться, привлекая новых членов в организацию и совершенствуя формы работы в армянской общине. Именно эта организация стала объектом исследования в данной статье. Предметом исследования является деятельность САМ и молодежной части армянской общины г. Самара.
Изучение опыта работы этой организации ставит ряд проблем, актуальных для исследований диаспорных групп, в частности – молодежного движения в них. Какова специфика работы так называемых молодежных крыльев общественных организаций? Какова их структура и характер взаимосвязи с другими национально-культурными объединениями данной этнической общины? Какую роль играют молодежные организации в общественной жизни диаспоры?
История и методология вопроса, цель и задачи исследования
Исследование опирается на теоретико-методологические разработки известных зарубежных и отечественных ученых (Р. Брубейкер [1], В.А. Дятлов [2–4], Н.П. Космарская [5–7], Т.В. Полоскова [8; 9], В. Попов [10], У. Сафран [11], А.А. Степанян [12], В.А. Тишков [13–15] и др.), которыми в контексте диаспоральных исследований рассматривалась проблема институционализации диаспорной группы в принимающем сообществе / государстве, в том числе – функции общественных национально-культурных организаций в воспроизводстве, координации и консолидации этнической группы [8, с. 21]. Изучению роли молодежи и молодежных организаций, несмотря на актуальность этого вопроса в исследовании диаспоры, пока посвящено ограниченное количество работ [16–19]. Настоящая статья может способствовать расширению информационного поля данной проблемы в диаспоральных исследования и выявлению проблемных вопросов в изучении современного молодежного движения в диаспорных группах.
Цель исследования – выявить роль национально-культурных общественных объединений армянской молодежи Самары в жизни региональной общины. Задача исследования – рассмотреть формы и направления деятельности САМ в социокультурном пространстве г. Самара.
При изучении темы авторами использованы общенаучные (анализ, синтез) и конкретно-научные (историко-сравнительный, биографический) методы, методы этнологического (полевого) исследования: включенное наблюдение, полуформализованное интервью. Полевые исследования проводились с декабря 2015 г. по ноябрь 2017 г.: велось наблюдение за поведением членов общины во время мероприятий, фотофиксация, аудиозаписи интервью. Было проведено 38 полуформализованных интервью с представителями армянской молодежи Самары; возрастной состав участников от 18 до 35 лет. Большинство информантов (около 37%) имеет высшее образование, остальные респонденты являются студентами вузов города Самары. По роду занятий это работники банковской сферы, заводов, муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, органов внутренних дел (ГУФСИН, УФМС и т.д.) [20]. Был изучен архив САМ (протоколы собраний, заседаний Совета, отчетов о проведении мероприятий и т.д.) [21]. Источниками для исследования послужили также интернет-ресурсы, а именно страница «Союза армянской молодежи» Самарской области ВКонтакте (https://vk.com/idsam_samara), а также официальный сайт САМ (http://sam63.info) [22; 23].
Анализ данных
«Молодежное крыло» в составе Самарской городской армянской национально-культурной автономии «Наири»» впервые заявило о себе в декабре 2015 г., когда наиболее активная часть армянской молодежи г. Самары собралась в Доме дружбы народов (ДДН) для обсуждения концепция развития молодежного направления работы в «Наири». Председатель организации З.Р. Мирзоян предложил молодежи провести концерт 7 апреля 2016 г., посвященный Дню красоты и материнства. Концерт прошел в ДК им. Литвинова, удивив присутствующих – в большинстве самарских армян – совершенно новым подходом к составлению сценария праздника и его содержательному наполнению. Со сцены были награждены 26 представительниц женского пола, работающих в учреждениях и организациях Самарской области, в различных сферах деятельности: в области медицины, прикладного искусства, образования, бизнеса и т.д. Впервые была выдвинута номинация «Друг армянского народа на территории Самарской области», которой удостаиваются женщины неармянской национальности. Новации были положительно восприняты зрителями, а инициатива молодежи по организации публичных мероприятий получили одобрение у взрослого поколения [20].
Позитивный опыт общественной деятельности подтолкнул молодежных активистов к тому, чтобы создать свою организацию в составе «Наири». 12 марта 2016 г. в социальной сети ВКонтакте была создана страница «Союза армянской молодежи» (САМ) Самарской области [22], а инициативная группа начала разрабатывать устав организации, который был публично представлен в ДДН в августе 2016 г.
Следует отметить, что молодежное движение в армянской диаспоре России – явление достаточно широко распространенное. Молодежные объединения имеются в Саратове (входят в состав автономии), Москве (в составе «Союза армян России»), Санкт-Петербурге (действуют отдельно от автономии, но не зарегистрированы юридически). Все они активно работают в традиционных для НКО направлениях деятельности по сохранению и развитию языка и культуры среди армянской молодежи своего региона.
Несмотря на наличие устава, САМ официально не зарегистрирована в качестве юридического лица. Однако ее деятельность определяется заложенными в Уставе принципами. Организацию возглавляет председатель Совета учредителей, который избирается простым большинством голосов общего собрания учредителей раз в три года из числа членов Совета учредителей. Он вправе занимать пост не более чем три срока по три года. Председатель представляет организацию во всех инстанциях и на мероприятиях. Все решения председателя организации вступают в силу после получения одобрения простого большинства Совета. Председатель Совета учредителей предлагает кандидатуру своего заместителя из числа членов организации сроком на 1 год. Совет учредителей (до 9 человек) избирается общим собранием членов организации раз в пять лет из состава учредителей. Членами организации являются армяне – граждане Российской Федерации, достигшие возраста 14 лет, готовые признать устав организации и содействовать деятельности организации, однако правом голоса на общих собраниях обладают только члены организации, достигшие 18-летнего возраста. Прием в организацию и выход из нее осуществляется на добровольной основе (по заявлению) или по решению правления. Также «Союз» не запрещает своим участника вступать в другие организации, деятельность которых не противоречит уставу САМ и действующему законодательству Российской Федерации [21].
Рядовые члены организации, наиболее активно участвующие в ее деятельности, – более 50 человек молодых людей. Однако, благодаря социальным сетям в работу САМ так или иначе вовлечены более 800 человек. В группу САМ ВКонтакте вошли представители и других этнических групп, интересующиеся деятельностью «Союза». Информацию о САМ они получают, как правило, в социальных сетях или через знакомых – членов организации [22]. Из интервью с Э.Б. (23 г.): «О деятельности САМ я узнал от своего брата, который является одним из учредителей «Союза», а также играет в футбольной команде САМ. Мне интересна работа армянской молодежи, так как я лично занимаюсь брейк-дансом. «Союз армянской молодежи» предложил открыть мне на их базе детский кружок. Я согласился, но пока что армянские дети активно не записываются на танцы» [20]. Члены организации включаются в ее работу в соответствии со своими интересами и возможностями, участвуя в организации праздников и других мероприятий.
Деятельность «Союза армянской молодежи» представлена по следующим направлениям:
– организация и проведение национальных культурно-массовых, спортивных и зрелищных мероприятий, тематических выставок, фестивалей и экспозиций исторического и культурного наследия Республики Армения на территории города Самары и Самарской области;
– организация работы национальных ансамблей песни, танца, драматических кружков, театральных коллективов, воскресных школ по изучению армянского языка, истории и культуры, обычаев, традиций, прикладного искусства и ремесел армянского народа;
– организация участия членов САМ в совместных мероприятиях других общественных национальных образований на территории Самарской области [21].
Значительное внимание организация уделяет проведению культурно-просветительских акций, которые проходят как в тесном кругу армянской общественности, так и на площадках культурных и образовательных учреждений г. Самара. Они нацелены на пропаганду истории, языка и культуры армян и основаны на принципах уважительного отношения к культурам других народов, проживающих на территории Самарской области. Так, в феврале 2017 г. армянский праздник «Терендез» состоялся в Самарском государственном социально-педагогическом университете, и в нем приняли участие также студенты и преподаватели вуза. Регулярно проводится День родного языка (в 2017 г. – 21 февраля). 20 мая 2017 г. состоялся творческий вечер скульптора Карэна Саркисова и презентация книги Ольги Саркисовой «Джим». Игра «Что? Где? Когда?» проводится с участием команд армянской молодежи.
Кульминацией общественной активности армянской диаспоры Самары является День красоты и материнства, ежегодно проводимый в апреле в ДК им. Литвинова. В мероприятии принимают участие практически все члены САМ в качестве авторов сценария, исполнителей народных песен, танцев, музыки, стихов; часть членов организации задействована волонтерами.
Проведение музыкально-литературных вечером, круглых столов, развлекательных и интеллектуально-познавательных игр с участием армянской молодежи способствует наряду с решением конкретных задач (познавательных и т.д.) консолидации общины, ее молодежной части, формированию и укреплению этнического самосознания. Из интервью с Наринэ А. (25 лет): «Мероприятия, которые проводит «Союз», помогают армянской молодежи взаимодействовать, находить время для встреч и передавать друг другу накопленный опыт и знания о родной культуре» [20].
Особое место в ряду этих мероприятий занимает День памяти (24 апреля), учрежденный в память о трагических событиях 1915 г. Члены САМ принимают участие в мероприятиях Армянской апостольской церкви Самары и организовывают вечер памяти, на котором читают стихи армянских поэтов, погибших 24 апреля 2015 года.
В своей работе САМ охватывает не только г. Самару, но и районы Самарской области, устраивая в Домах культуры этнические концерты. Так, 4 марта 2017 г. в п. Яблоневый Овраг Волжского района состоялся «Вечер армянской культуры». Подобные акции имеют огромное значение для той части армянского населения региона, которая по разным причинам не может посещать армянские концерты в Самаре.
Тесные контакты армянская молодежь г. Самары поддерживает с тольяттинской общиной. В 2017 г. делегация самарчан принимала участие в открытии Армянской апостольской церкви в г. Тольятти и в концерте «Возрождение армянского духа» (6 мая). В течение 2017 года члены САМ выезжали также с целью установления контактов с армянской молодежью в гг. Сызрань, Кинель Самарской области.
За октябрь – декабрь 2017 года САМ провел 10 мероприятий в библиотеках г. Самары и в Доме дружбы народов, посвященных «Дням культуры Республики Армения» в Российской Федерации.
Отдельное направление деятельности – организация консультативной помощи членам общины по вопросам, связанным с получением гражданства, оформлением виз.
Несмотря на то, что большинство направлений деятельности САМ ориентированы на внутриэтническое общение, армянская молодежь Самары стремится к формированию дружеских контактов с другими этническими объединениями. Этому способствует участие в межэтнических спортивных состязаниях, в культурно-массовых мероприятиях, общественно-политических акциях. Так, футбольная команда САМ играет в «Любительской футбольной лиге», в 2017 г. заняла 3-е место. В течение 2017 года САМ принимал участие в спортивном фестивале «Дружба народов – 2017» (19 марта), в общественной акции «За мирное и созидательное развитие общества! Вместе против экстремизма и терроризма!» (8 апреля), в возложении цветов в честь 72-ой годовщины Победы на площади Славы (8 мая) и шествии «Бессмертный полк» (9 мая), в концерте в честь Дня Победы (11 мая), в параде дружбы народов (12 июня) [23].
Как молодежная организация САМ представлена в региональном молодежном общественном движении. Например, в 2017 г. активисты САМ представили 5 проектов в молодежном форуме Приволжского федерального округа «Iволга – 2017».
Будучи молодежным крылом «Наири» (до сентября 2017 г.), САМ принимал активное участие в мероприятиях, проходящих под эгидой этой организации. Партнером САМ в проведении мероприятий и реализации проектов, в том числе с оказанием финансовой поддержки, выступает «Армянское объединение взаимопомощи» (АОВ). Так, АОВ были выделены средства на приобретение спортивной формы для футбольной и волейбольной команд самарских армян. Вместе с тем, финансовая, в частности, спонсорская и грантовая поддержка деятельности САМ недостаточна, как считают члены организации, для реализации запланированных проектов, включая создание команды КВН, поддержку одаренных детей, проведение культурно-просветительских акций и развлекательных мероприятий для молодежи (например, армянской дискотеки). Последние помогли бы привлечь новых членов из числа молодых армян Самары и региона. Члены организации заинтересованы в создании молодежного армянского центра с офисом и штатом сотрудников, который станет организующим началом в жизни армянской молодежи региона.
К проблемным вопросам в текущей деятельности САМ относится отсутствие постоянных контактов с другими аналогичными молодежными структурами в других регионах России, хотя работа в этом направлении ведется. Так, осенью 2016 года члены Совета учредителей САМ установили контакты с одной из молодежных армянских организаций г. Санкт-Петербург, а весной 2017 года произошла встреча с руководителем саратовской армянской молодежной организации З. Амбарцумян. Взаимодействие с молодежными армянскими организациями в России и зарубежья, изучение опыта их самоорганизации, проведения мероприятий, культурно-просветительской деятельности могло бы плодотворно сказаться на работе «Союза армянской молодежи» Самары [20].
Заключение
Таким образом, деятельность «Союза армянской молодежи» неотъемлемо связана с общественной жизнью армянской общины не только города, но и области. Она направлена на консолидацию армянской молодежи, общины в целом, формирование и укрепление этнического самосознания ее членов, формирование позитивного образа этнической общины в поликультурном пространстве г. Самары и области. Представителей организации можно встретить на мероприятиях, проводимых на городских и областных площадках. Именно члены САМ выступают в качестве инициаторов и организаторов наиболее значимых мероприятий и проектов общины, обеспечивая высокий художественный и идейный уровень их проведения. Благодаря активности молодежи деятельность армянских общественных организаций заметна в публичном пространстве Самарского региона. На протяжении недолгого периода работы САМ наладил связи не только в молодежной этнической среде, но и с другими этническими организациями Самарской области, а также муниципальными организациями и учреждениями Самары и области, что способствует продуктивной работе организации по выполнению ее уставных задач. Устойчивое взаимодействие с армянскими национально-культурными объединениями Самарской области и молодежными армянскими организациями других регионов России и зарубежья, изучение опыта последних могло бы плодотворно сказаться на работе «Союза армянской молодежи» Самары.
Об авторах
Лиана Алексеевна Агаджанян
Дума городского округа Самара
Email: lidiana06@mail.ru
кандидат исторических наук, заведующий сектором протокольной части
Россия, СамараЕкатерина Андреевна Ягафова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yagafova@yandex.ru
доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии, истории и теории мировой культуры
Россия, СамараСписок литературы
- Брубейкер Р. «Диаспоры катаклизма» в Центральной и Восточной Европе и их отношения с родинами (на примере Веймарской Германии и постсоветской России) // Диаспоры. 2000. № 3. С. 6-32.
- Дятлов В.А. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры. 1999. № 1. С. 8-23.
- Дятлов В.И. Диаспора: экспансия термина в общественную практику // V Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. М.: ИЭА РАН, 2003. С. 364.
- Дятлов В., Мелконян Э. Что такое диаспора? // Армянская диаспора: очерки социокультурной типологии. Ереван: Институт Кавказа, 2009. С. 24.
- Космарская Н.П. «Русские диаспоры»: политические мифологии и реалии массового сознания // Диаспоры. 2002. № 2. С. 121-122.
- Космарская Н. «Русские диаспоры» - научный дискурс и низовые восприятия // Диаспоры. 2003. № 4. С. 142-204.
- Космарская Н. Русскоязычные ближнего зарубежья: «диаспорный» проект против автохтонного // Диаспоры. 2004. № 1. С. 151-187.
- Полоскова Т.В. Диаспоры в системе международных связей. М.: Научная книга, 1998. 199 с.
- Полоскова Т.В. Современные диаспоры. Внутриполитические и международные аспекты. М., 1999. 252 с.
- Попков В. «Классические диаспоры»: к вопросу о дефиниции термина // Диаспоры. 2002. № 1. С. 6-22.
- Сафран У. Сравнительный анализ диаспор. Размышления о книге Робина Коэна «Мировые диаспоры» // Диаспоры. 2004. № 4. С. 140-164.
- Степанян А.А. Этнообщина как продукт диаспоральных процессов (по материалам исследования армянской общины города Москвы). М., 2008. 96 с.
- Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. 2002. № 2. С. 43-63.
- Тишков В. Увлечение диаспорой (о политических смыслах диаспорального дискурса) // Диаспоры. 2003. № 2. С. 160-183.
- Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: «Наука», 2003. 544 с.
- Варданян М.А. Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры: автореф. дис. … канд. псих. наук. М., 2004. 27 с.
- Писаревская Д.Б. Еврейская молодежь России: жизненный стиль // Диаспоры. 2011. № 2. С. 99-116.
- Тучина О.Р. Самопонимание этнокультурной идентичности в условиях диаспоры (на материале исследования армянской молодежи Кубани) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 9 (29). С. 92.
- Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / ред. В.А. Тишков, Р.Э. Бараш, В.В. Степанов. М.: ИЭА РАН, 2014. 344 с.
- Полевые материалы авторов: 2015-2017 гг. г. Самара (информанты: Мирзоян З.Р., 1970 г.р., урож. г. Ереван; Мартиросян А.Р., 1960 г. р., урож. с. Дзоракап; Петросян А.Р., 1965 г.р., урож. г. Ереван; Арутюнова Д.А., 1983 г.р., урож. г. Баку; Агаджанян К.Р., 1990 г.р., урож. г. Самара; Аветисян Н.У., 1992 г.р., урож. г. Богдановка Республика Грузия; Бекназарян Э.Г., 1995 г.р., урож. г. Кинель).
- Архив Союза армянской молодежи (2015-2017 гг.). Т. 1.
- Союз Армянской Молодежи [Электронный ресурс] // https://vk.com/idsam_samara.
- Союз Армянской Молодежи (Самарская область) [Электронный ресурс] // http://sam63.info.
Дополнительные файлы
