Развитие у китайских студентов вербального вероятностного прогнозирования в обучении РКИ
- Авторы: Янченко В.Д.1, Лю Цянь -1
-
Учреждения:
- Московский педагогический государственный университет
- Выпуск: Том 4, № 1 (2015)
- Страницы: 145-147
- Раздел: Статьи
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22217
- ID: 22217
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассказывается о возможности развития у китайских студентов в обучении русскому языку как иностранному вербального вероятностного прогнозирования с помощью разнообразных упражнений: частично поисковых и творческих. Принцип коммуникативности в современном преподавании РКИ имеет приоритетное значение. Коммуникативность представляет собой такой ведущий дидактический принцип, на основе которого возможно наиболее эффективно научить студентов иноязычной коммуникации, то есть полноценному общению на иностранном (в нашем случае - русском) языке. Принцип коммуникативности является значимым при отборе содержания обучения русскому языку как иностранному. Для осуществления речевой деятельности в устной форме требуется высокая степень автоматизированности произносительных, лексических, грамматических навыков. Процесс овладения речевой деятельностью четко проявляется в способности студентов участвовать в реальной коммуникации и пользоваться необходимыми коммуникативными стратегиями. В методике РКИ вероятностное прогнозирование подразделяется на два вида: вербальное (построение вербальных гипотез) и смысловое (предвосхищение материала на уровне содержания). Вероятностное прогнозирование является компонентом деятельности студента при аудировании и чтении. Для формирования и развития вероятностного прогнозирования на занятиях по РКИ выполнять специальные упражнения. Развитость механизмов вербального вероятностного прогнозирования позволяет добиться успешного формирования устной русской речи и письма у китайских студентов, дает возможность строить высказывания не только по аналогии, на репродуктивном уровне, но и оригинально, на продуктивном уровне, с элементами творчества. Об этом свидетельствуют полученные авторами результаты обучения. Результативность во многом зависит от качества предварительной (рассредоточенной или целенаправленной) подготовки.
Ключевые слова
Об авторах
Владислав Дмитриевич Янченко
Московский педагогический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: v.d.yanchenko@gmail.com
доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры теории и практики преподавания русского языка и РКИ Института филологии и иностранных языков МПГУ
119991, Россия, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1- Лю Цянь
Московский педагогический государственный университет
Email: asapasap@126.com
аспирант кафедры теории и практики преподавания русского языка и РКИ Института филологии и иностранных языков МПГУ
119991, Россия, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1Список литературы
- Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1982. С. 3.
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2009. 448 с.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М: МГУ, 1986. 287 с.
- Лысакова И.П. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов /[Г.М. Васильева и др.]. М.: ВЛАДОС, 2004. 270 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991. 223 с.
- Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. М.,2007. С. 8-15.
- Зимняя И.А. Речевая деятельность и речевое поведение в обучении иностранному языку / Сб. научных трудов МГИИЯ, 1984, № 242. С. 3-10.
- Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся: Учеб. пособие. М.: Изд - во РУДН, 2006. С. 63-64.
- Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. С. 50.
- Балыхина Т.М. От методики к этнометодике: Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления. М.: РУДН, 2010. 334 с.
- Городилова Г.Г. Современный русский литературный язык. Учебник для вузов. М., 2010. 560 с.
- Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. 287 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М.: Индрик, 2005. 1308 с.
- Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Филоматис, 2006. 478 с.
- Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М., Высшая школа, 2003. 334 с.
Дополнительные файлы
