Специфика деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений в условиях модернизации образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается изменение содержания профессиональной деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений в условиях модернизации высшего образования и структурной ломки исторически сложившихся традиций организации деятельности по управлению различными процессами в вузе в ходе их объединения (на примере слияния двух университетов г. Самары - вуза, осуществляющего подготовку в области классического естественнонаучного и гуманитарного образования, и вуза, осуществляющего подготовку специалистов для узкой высокотехнологичной, имеющей стратегически важное значение для обороноспособности государства отрасли). Описываются содержание и сущность социально-технологической деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений и трудности, возникающие при перестройке с одного вида деятельности (коммуникация) на другой (работы с программными продуктами и сервисами). Рассматривается роль грамотного взаимодействия специалистов учебно-вспомогательного состава всех структурных подразделений для эффективной организации по управлению деятельностью всего вуза. Представлены результаты анализа деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательного учреждения, имеющих разную профессиональную подготовку. Полученные материалы могут служить основой для организации курсов внутривузовского повышения квалификации учебно-вспомогательного состава и дальнейшего мониторинга эффективности их деятельности для управления образовательным учреждением в целом.

Полный текст

Фактором, влияющим на конкурентоспособность образовательного учреждения, является его интеграция в социально-экономические реалии, что требует совершенствования системы управления вузом, качество которого определяется перспективными задачами развития общества. Высшее образование развивается во взаимодействии со сферой труда, со всеми отраслями экономики и социальной сферы и производства, что диктует новый формат организации работы учебно-вспомогательных служб образовательного учреждения. Так, необходимы квалифицированные, инициативные специалисты, решающие профессиональные задачи в условиях информатизации общества, изменяющей содержание трудовой деятельности современных работников. Постоянное расширение сферы деятельности специалистов, отвечающих за организацию методического, учебного, воспитательного, научно-исследовательского процессов в образовательном учреждении, ускоряющийся процесс морального старения всех компонентов профессионального опыта требуют от современного специалиста готовности к непрерывному самообразованию. Мобильный, гибкий тип личности умеет быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности.

Новые социально-экономические условия функционирования образовательных учреждений определяются постоянными технологическими изменениями, ужесточением нормативных сроков реализации учебных процессов, революционными открытиями в области информационных и коммуникационных технологий и вызванным ими быстрым темпом социальных перемен. Наиболее значимые изменения в деятельности учреждений высшего образования [1] связаны с техническим прогрессом, обилием сервисов и программных продуктов, с которыми должен уметь работать специалист образовательного учреждения.

При бесспорном желании данных специалистов выполнять свою профессиональную деятельность быстро и квалифицированно, качество и соответствие подготовки их профессиональной сфере находятся в некотором противоречии [2], выражающемся в недостатке кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные технологические, коммуникационные, управленческие задачи, предполагающие взаимодействие между структурными подразделениями образовательного учреждения. Социально-технологическая мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава может стать тем условием, которое позволит адаптироваться к постоянному изменению содержания профессиональной деятельности, чему будет способствовать постоянное повышение профессиональной квалификации в ходе освоения. Повышение квалификации данных специалистов обеспечивает условия для формирования их профессиональной мобильности.

Анализ научной литературы и результатов исследований проблемы выявил, что проблема формирования мобильности специалистов нашла отражение в трудах ученых (А.И. Архангельский [3], Л.П. Меркулова [4], И.В. Никулина [5] и др.), где рассматриваются разные аспекты и закономерности данного процесса. Однако нами не обнаружено работ, посвященных факторам формирования социально-технологической мобильности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений.

Цель нашего исследования заключалась в изучении изменений в содержании деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава структурных подразделений образовательных учреждений (на примере Самарского государственного национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева) в процессе слияния двух вузов, исторически имеющих различные цели подготовки студентов, различные традиции организации образовательного процесса (классический университет ставит цель служение науке, а аэрокосмический университета ориентирован на высокотехнологичное производство, характеризующееся режимностью, секретностью, особой стратегической значимостью для государства).

Изучение содержания профессиональной деятельности специалистов по учебно-методической работе, документоведов, учебных мастеров различных структурных подразделений университета в ходе объединения вузов выявило увеличение объемов документооборота, программных продуктов и сервисов, которые используются для сбора, обработки и представления информации [6]; увеличение сроков согласования документов, диапазона пространственных и временных перемещений для согласования, способов коммуникации внутри организации и вне ее, общей информационной перегрузки специалистов. Изменение содержания работы вызывает неудовлетворенность своей деятельностью и деятельностью коллег, которая становится основным конфликтогеном [7] как в самом структурном подразделении, так и между несколькими структурными подразделениями, вызывая срыв сроков выполнения управленческих, организационных, учебных заданий. Таким образом, специфика профессиональной деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательного учреждения заключается в установлении грамотного социального взаимодействия различными способами коммуникации [8], чему будет способствовать социально-технологическая мобильность специалиста (подструктура социально-профессиональной мобильности).

Анализ исследований проблемы профессиональной подготовки мобильных специалистов (О.Н. Беришвили [9], Б.М. Игошев [10], Л.П. Меркулова, И.В. Никулина, О.Г. Чеховских и др.) в образовательном учреждении выявил, что образование, являясь сферой непрерывного профессионального саморазвития специалиста, не находит адекватного и оперативного отклика в процессе подготовки специалистов для образовательных учреждений. Кадровый учебно-вспомогательный состав представляют студенты и выпускники, обучающиеся в этом учреждении, которые не имеют опыта организационно-управленческой работы в образовании [11]. Постоянное изменение содержания труда в условиях цейтнота, жесткая нехватка времени приводят к низкой мотивации своей деятельности. Однако условием эффективности образовательного учреждения является четко организованная и согласованная деятельность всех структурных подразделений на всех этапах реализации учебных, научно-исследовательских, воспитательных и иных процессов. Таким образом, социально-технологическая мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава может быть условием успешности и конкурентоспособности образовательного учреждения в целом. Рассмотрим суть социально-технологической мобильности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений.

Отечественные исследования конца прошлого века под «социальным» чаще всего понимают социальную структуру общества, характеризующуюся общественной связью личностей и общностей, классов и наций, сословий и народностей, что приобретает смысл, синонимичный человеческому фактору, отличному от внечеловеческого фактора (техника, технология и т.д.) [12]. Характер деятельности, обусловленный связью ее видов и предметов и демонстрирующий образец, позволяет рассматривать ее как социальную или общественно-историческую, реализующую определенное отношение к другим людям, в независимости от реального их присутствия в момент совершения деятельности. Средствами такой деятельности выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризированные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Вместе с тем, социальная деятельность имеет закономерную связь с деятельностью технологической. Современное развитие общества интегрирует социальный (человеческий) и технологический (технический) миры, свидетельствуя об увеличивающейся зоне их взаимопроникновения (человеческая деятельность приобретает более технологичные свойства, а техника и технология все более подстраиваются под человека). Информационные потоки социально-технологической деятельности создают ее неопределенность [13] в ходе коммуникации в разных формах сотрудничества субъектов (непосредственного или опосредованного), что доказывает значимость процессов управления [14], обеспечивающих согласование и упорядочение целей различных социальных и профессиональных групп для непрерывного исторического развития общества.

В любой профессиональной деятельности можно выделить коммуникационные, информационные, управленческие процессы [15], являющиеся системой множества взаимодействий личности с предметной действительностью для производства субъектом материальных и духовных ценностей. Любой вид профессиональной деятельности включает психические процессы (способности и свойства личности), а успех в профессиональной деятельности [16] зависит от того, насколько закономерно осуществляется, тщательно вырабатывается информация и как функционирует обратная связь. Таким образом, изменяя реальный мир предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам, становится мобильным – способным быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся профессиональным условиям.

Мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений предполагает наличие необходимых компетенций освоения изменяющегося контекста профессиональной деятельности. Формы проявления мобильности специалистов учебно-вспомогательного состава разнообразны: смена должностей, отличающихся содержанием работ; изменение специализации, области их профессиональной деятельности; совмещение специалистами должностей и профессий. Следовательно, профессиональная мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава интегрирует в себе характеристики, как деятельности, так и личности.

В качестве исходных позиций, обеспечивающих профессиональную мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава образовательного учреждения, выделяем ряд личностных характеристик: способность взаимодействовать в различных профессиональных ситуациях [18], проектах разной содержательной направленности; интерес к разным сферам социальной и профессиональной деятельности; способность к самообразованию и саморазвитию; креативность, настроенность на творческое отношение к любому делу, творческое преобразование любой ситуации; высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, функционально различным видам деятельности; способность быстро получать качественный результат своей деятельности.

Таким образом, профессиональную мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава образовательного учреждения представляем как свойство личности и как процесс деятельности. Структура социально-профессиональной мобильности как интегративной характеристики описывается его трудовыми функциями в рамках профессионального стандарта. Однако, трудовые функции не отражают особенности профессиональной деятельности в разных образовательных учреждениях и их структурных подразделениях. Для достижения результата профессиональной деятельности специалисты учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений должны обладать социально-технологической мобильностью, которая является формой социально-профессиональной мобильности.

Социальная мобильность проявляется в процессе профессионального общения со студентами, коллегами, партнерами по выполнению задания в инновационных условиях и обеспечивает комфортное состояние личности в профессиональном социуме, способной быстро адаптироваться к изменениям в нем. Технологическая мобильность представляется знаниями о структуре образовательного учреждения, его кадровом составе; о правилах эксплуатации оргтехники и ведения делопроизводства, о технологиях и информационных ресурсах для создания, обработки, передачи и хранения документов, а также о критериях анализа и оценки деятельности [19] как самого специалиста, так и всего образовательного учреждения в целом. Анализ деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава структурных подразделений объединенного университета показал, что разница в традициях двух старейших университетов г. Самары и целях подготовки специалистов проявляется в стиле коммуникации, способах взаимодействия и режиме выполнения поручений: специалисты, работающие в парадигме классического образования, адекватно воспринимают суть и контекст профессиональной ситуации; проявляют гибкость в ходе коммуникации с коллегами, осознавая значимость выполняемых действий, как связана их деятельность с деятельностью других структурных подразделений; осуществляют коммуникацию с учетом норм профессиональной этики. Специалисты учебно-вспомогательного состава, работающие в условиях режимного объекта, научные разработки которого являются государственной тайной, в своей деятельности основываются на формализованных нормах в ходе взаимодействия с коллегами, со студентами. Внедренная и успешно функционирующая система менеджмента качества способствует четкому распределению обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификации процессов. Однако на практике это приводит к увеличению сроков согласования документов. Формализация деятельности структурных подразделений образовательного учреждения является источником недопонимания, вызывающего конфликты и нарушение норм профессионального общения.

Неудовлетворенность своей работой и работой своих коллег ведет к потере смысла выполнения этой деятельности. Вместе с тем, независимо от того, в какой традиции работали специалисты по учебно-вспомогательному составу образовательного учреждения до объединения вузов, все они испытывают трудности при освоении новых программных продуктов по сбору, обработке и хранению информации, которые необходимы для эффективной деятельности национального исследовательского университета. Постоянное повышение квалификации таких специалистов является условием формирования их социально-технологической мобильности. На социальную составляющую мобильности могут быть ориентированы курсы «Педагогическая конфликтология», «Нормативно-правовое обеспечение и профессиональная этика», «Система менеджмента качества». Технологическая мобильность может быть сформирована в ходе освоения курсов «Электронные средства обучения», «Система 1 С: предприятие». В бывшем Самарском государственном университете повышение квалификации специалистов [20] учебно-вспомогательного состава реализовывалось. Считаем, что внедрение такой практики в деятельность национального исследовательского университета приведет к снижению конфликтных ситуаций, уменьшению сроков документооборота и к более эффективному управлению образовательным учреждением.

×

Об авторах

Альбина Михайловна Санько

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: sank-albina@rambler.ru

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования

Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, д. 34

Список литературы

  1. Смирнова М.Е. Специфика нормирования труда учебно-вспомогательного персонала в условиях совершенствования системы образования // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 1. № 1. С. 589-593.
  2. Николаева А.А., Караханян К.Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление // Инновации и инвестиции. 2015. № 11. С. 15-18.
  3. Архангельский А.И. Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах: дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 146 с.
  4. Меркулова Л.П. Профессиональная мобильность специалистов технического профиля: монография. М.: МГУП, 2005. 267 с.
  5. Никулина И.В. Профессионально-педагогическая мобильность преподавателя высшей школы: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. 145 с.
  6. Стрекалова Н.Б. Сетевые коммуникации в современном образовании // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Международной науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (6). С. 116-117.
  7. Никулина И.В. Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 9 (120). С. 222-226.
  8. Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В. Кадровая политика организации. Самара: Самарский университет, 2015. 70 с.
  9. Удалова И.В., Гражданников Е.Д. Измерение социальной мобильности (на примере коренных народов Сибири). Новосибирск: Наука, 1988. 112 с.
  10. Игошев Б.М. Сущностно-логический анализ мобильности как международного понятия // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 105-111.
  11. Николаева А.А.Факторный анализ признаков социальной активности современного студенчества как показатель конфликтологической компетентности // Актуальные вопросы кадрового и образовательного менеджмента: сборник науч. статей. 2015. С. 30-38.
  12. Булычев И.И. О базисных логико-философских константах теории коммуникации // Философия и общество. 2011. № 4. С. 97-116.
  13. Позднякова О.К. Педагогическая интерпретация принципов морального выбора // Научный потенциал. 2012. № 3. С. 70-74.
  14. Егорова У.Г. Психологическая работа с родителями студентов в контексте воспитательного процесса в вузе // Материалы международной научно-практической конференции «Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сборник научных трудов /отв. ред. Т.И. Руднева. Самара: Самарский университет, 2014. С. 69-72.
  15. Санько А.М. Формирование социально-технологической мобильности конструкторов-модельеров швейных изделий в процессе профессиональной подготовки в колледже: дис. … канд. пед. наук / Самарский государственный университет. Самара, 2009. 175 с.
  16. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 256 с.
  17. Горюнова Л.В. Мобильность как принцип модернизации высшего педагогического образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 6. С. 31-36.
  18. Межличностная коммуникация : теория и жизнь / О.И. Матьяш и др.; науч. ред. О.И. Матьяш. СПб.: Речь, 2011. 552 с.
  19. Руднева Т.И., Астахова С.В., Лапшова Е.С. Профессиональная подготовка специалистов гуманитарного профиля: монография. Самара: Самарский университет, 2007. 249 с.
  20. Николаева С.В. Методологические подходы к организации дополнительного профессионального образования // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 1-2(82). С. 187-191.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Санько А.М., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.