Activity specifics of educational institutions peripheral staff in the conditions of education modernization

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The following article deals with the change of professional activity content of educational peripheral staff in conditions of higher education modernization and structural changes of historically developed traditions of activity management organization in the higher educational institution in the course of their merger (on the example of two Samara universities merger - higher educational institution that gives education in the sphere of classical natural sciences and humanities and higher educational institution that educates specialists for narrow high-technology, being strategically important for the national defence capability branch). The author describes the content and essence of educational peripheral staff social and technological activity and difficulties appearing at the rearrangement from one activity (communication) to another (work with software programs and services). The author also shows the role of adequate cooperation of educational peripheral staff of all organization departments for activity management effective organization of the university and presents the results of educational peripheral staff activity analysis. The obtained materials can serve as the basis for the interacademic further training courses organization for educational peripheral staff and further monitoring of their activity effectiveness for the educational institution management.

Full Text

Фактором, влияющим на конкурентоспособность образовательного учреждения, является его интеграция в социально-экономические реалии, что требует совершенствования системы управления вузом, качество которого определяется перспективными задачами развития общества. Высшее образование развивается во взаимодействии со сферой труда, со всеми отраслями экономики и социальной сферы и производства, что диктует новый формат организации работы учебно-вспомогательных служб образовательного учреждения. Так, необходимы квалифицированные, инициативные специалисты, решающие профессиональные задачи в условиях информатизации общества, изменяющей содержание трудовой деятельности современных работников. Постоянное расширение сферы деятельности специалистов, отвечающих за организацию методического, учебного, воспитательного, научно-исследовательского процессов в образовательном учреждении, ускоряющийся процесс морального старения всех компонентов профессионального опыта требуют от современного специалиста готовности к непрерывному самообразованию. Мобильный, гибкий тип личности умеет быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности.

Новые социально-экономические условия функционирования образовательных учреждений определяются постоянными технологическими изменениями, ужесточением нормативных сроков реализации учебных процессов, революционными открытиями в области информационных и коммуникационных технологий и вызванным ими быстрым темпом социальных перемен. Наиболее значимые изменения в деятельности учреждений высшего образования [1] связаны с техническим прогрессом, обилием сервисов и программных продуктов, с которыми должен уметь работать специалист образовательного учреждения.

При бесспорном желании данных специалистов выполнять свою профессиональную деятельность быстро и квалифицированно, качество и соответствие подготовки их профессиональной сфере находятся в некотором противоречии [2], выражающемся в недостатке кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные технологические, коммуникационные, управленческие задачи, предполагающие взаимодействие между структурными подразделениями образовательного учреждения. Социально-технологическая мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава может стать тем условием, которое позволит адаптироваться к постоянному изменению содержания профессиональной деятельности, чему будет способствовать постоянное повышение профессиональной квалификации в ходе освоения. Повышение квалификации данных специалистов обеспечивает условия для формирования их профессиональной мобильности.

Анализ научной литературы и результатов исследований проблемы выявил, что проблема формирования мобильности специалистов нашла отражение в трудах ученых (А.И. Архангельский [3], Л.П. Меркулова [4], И.В. Никулина [5] и др.), где рассматриваются разные аспекты и закономерности данного процесса. Однако нами не обнаружено работ, посвященных факторам формирования социально-технологической мобильности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений.

Цель нашего исследования заключалась в изучении изменений в содержании деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава структурных подразделений образовательных учреждений (на примере Самарского государственного национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева) в процессе слияния двух вузов, исторически имеющих различные цели подготовки студентов, различные традиции организации образовательного процесса (классический университет ставит цель служение науке, а аэрокосмический университета ориентирован на высокотехнологичное производство, характеризующееся режимностью, секретностью, особой стратегической значимостью для государства).

Изучение содержания профессиональной деятельности специалистов по учебно-методической работе, документоведов, учебных мастеров различных структурных подразделений университета в ходе объединения вузов выявило увеличение объемов документооборота, программных продуктов и сервисов, которые используются для сбора, обработки и представления информации [6]; увеличение сроков согласования документов, диапазона пространственных и временных перемещений для согласования, способов коммуникации внутри организации и вне ее, общей информационной перегрузки специалистов. Изменение содержания работы вызывает неудовлетворенность своей деятельностью и деятельностью коллег, которая становится основным конфликтогеном [7] как в самом структурном подразделении, так и между несколькими структурными подразделениями, вызывая срыв сроков выполнения управленческих, организационных, учебных заданий. Таким образом, специфика профессиональной деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательного учреждения заключается в установлении грамотного социального взаимодействия различными способами коммуникации [8], чему будет способствовать социально-технологическая мобильность специалиста (подструктура социально-профессиональной мобильности).

Анализ исследований проблемы профессиональной подготовки мобильных специалистов (О.Н. Беришвили [9], Б.М. Игошев [10], Л.П. Меркулова, И.В. Никулина, О.Г. Чеховских и др.) в образовательном учреждении выявил, что образование, являясь сферой непрерывного профессионального саморазвития специалиста, не находит адекватного и оперативного отклика в процессе подготовки специалистов для образовательных учреждений. Кадровый учебно-вспомогательный состав представляют студенты и выпускники, обучающиеся в этом учреждении, которые не имеют опыта организационно-управленческой работы в образовании [11]. Постоянное изменение содержания труда в условиях цейтнота, жесткая нехватка времени приводят к низкой мотивации своей деятельности. Однако условием эффективности образовательного учреждения является четко организованная и согласованная деятельность всех структурных подразделений на всех этапах реализации учебных, научно-исследовательских, воспитательных и иных процессов. Таким образом, социально-технологическая мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава может быть условием успешности и конкурентоспособности образовательного учреждения в целом. Рассмотрим суть социально-технологической мобильности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений.

Отечественные исследования конца прошлого века под «социальным» чаще всего понимают социальную структуру общества, характеризующуюся общественной связью личностей и общностей, классов и наций, сословий и народностей, что приобретает смысл, синонимичный человеческому фактору, отличному от внечеловеческого фактора (техника, технология и т.д.) [12]. Характер деятельности, обусловленный связью ее видов и предметов и демонстрирующий образец, позволяет рассматривать ее как социальную или общественно-историческую, реализующую определенное отношение к другим людям, в независимости от реального их присутствия в момент совершения деятельности. Средствами такой деятельности выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризированные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Вместе с тем, социальная деятельность имеет закономерную связь с деятельностью технологической. Современное развитие общества интегрирует социальный (человеческий) и технологический (технический) миры, свидетельствуя об увеличивающейся зоне их взаимопроникновения (человеческая деятельность приобретает более технологичные свойства, а техника и технология все более подстраиваются под человека). Информационные потоки социально-технологической деятельности создают ее неопределенность [13] в ходе коммуникации в разных формах сотрудничества субъектов (непосредственного или опосредованного), что доказывает значимость процессов управления [14], обеспечивающих согласование и упорядочение целей различных социальных и профессиональных групп для непрерывного исторического развития общества.

В любой профессиональной деятельности можно выделить коммуникационные, информационные, управленческие процессы [15], являющиеся системой множества взаимодействий личности с предметной действительностью для производства субъектом материальных и духовных ценностей. Любой вид профессиональной деятельности включает психические процессы (способности и свойства личности), а успех в профессиональной деятельности [16] зависит от того, насколько закономерно осуществляется, тщательно вырабатывается информация и как функционирует обратная связь. Таким образом, изменяя реальный мир предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам, становится мобильным – способным быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся профессиональным условиям.

Мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений предполагает наличие необходимых компетенций освоения изменяющегося контекста профессиональной деятельности. Формы проявления мобильности специалистов учебно-вспомогательного состава разнообразны: смена должностей, отличающихся содержанием работ; изменение специализации, области их профессиональной деятельности; совмещение специалистами должностей и профессий. Следовательно, профессиональная мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава интегрирует в себе характеристики, как деятельности, так и личности.

В качестве исходных позиций, обеспечивающих профессиональную мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава образовательного учреждения, выделяем ряд личностных характеристик: способность взаимодействовать в различных профессиональных ситуациях [18], проектах разной содержательной направленности; интерес к разным сферам социальной и профессиональной деятельности; способность к самообразованию и саморазвитию; креативность, настроенность на творческое отношение к любому делу, творческое преобразование любой ситуации; высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, функционально различным видам деятельности; способность быстро получать качественный результат своей деятельности.

Таким образом, профессиональную мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава образовательного учреждения представляем как свойство личности и как процесс деятельности. Структура социально-профессиональной мобильности как интегративной характеристики описывается его трудовыми функциями в рамках профессионального стандарта. Однако, трудовые функции не отражают особенности профессиональной деятельности в разных образовательных учреждениях и их структурных подразделениях. Для достижения результата профессиональной деятельности специалисты учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений должны обладать социально-технологической мобильностью, которая является формой социально-профессиональной мобильности.

Социальная мобильность проявляется в процессе профессионального общения со студентами, коллегами, партнерами по выполнению задания в инновационных условиях и обеспечивает комфортное состояние личности в профессиональном социуме, способной быстро адаптироваться к изменениям в нем. Технологическая мобильность представляется знаниями о структуре образовательного учреждения, его кадровом составе; о правилах эксплуатации оргтехники и ведения делопроизводства, о технологиях и информационных ресурсах для создания, обработки, передачи и хранения документов, а также о критериях анализа и оценки деятельности [19] как самого специалиста, так и всего образовательного учреждения в целом. Анализ деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава структурных подразделений объединенного университета показал, что разница в традициях двух старейших университетов г. Самары и целях подготовки специалистов проявляется в стиле коммуникации, способах взаимодействия и режиме выполнения поручений: специалисты, работающие в парадигме классического образования, адекватно воспринимают суть и контекст профессиональной ситуации; проявляют гибкость в ходе коммуникации с коллегами, осознавая значимость выполняемых действий, как связана их деятельность с деятельностью других структурных подразделений; осуществляют коммуникацию с учетом норм профессиональной этики. Специалисты учебно-вспомогательного состава, работающие в условиях режимного объекта, научные разработки которого являются государственной тайной, в своей деятельности основываются на формализованных нормах в ходе взаимодействия с коллегами, со студентами. Внедренная и успешно функционирующая система менеджмента качества способствует четкому распределению обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификации процессов. Однако на практике это приводит к увеличению сроков согласования документов. Формализация деятельности структурных подразделений образовательного учреждения является источником недопонимания, вызывающего конфликты и нарушение норм профессионального общения.

Неудовлетворенность своей работой и работой своих коллег ведет к потере смысла выполнения этой деятельности. Вместе с тем, независимо от того, в какой традиции работали специалисты по учебно-вспомогательному составу образовательного учреждения до объединения вузов, все они испытывают трудности при освоении новых программных продуктов по сбору, обработке и хранению информации, которые необходимы для эффективной деятельности национального исследовательского университета. Постоянное повышение квалификации таких специалистов является условием формирования их социально-технологической мобильности. На социальную составляющую мобильности могут быть ориентированы курсы «Педагогическая конфликтология», «Нормативно-правовое обеспечение и профессиональная этика», «Система менеджмента качества». Технологическая мобильность может быть сформирована в ходе освоения курсов «Электронные средства обучения», «Система 1 С: предприятие». В бывшем Самарском государственном университете повышение квалификации специалистов [20] учебно-вспомогательного состава реализовывалось. Считаем, что внедрение такой практики в деятельность национального исследовательского университета приведет к снижению конфликтных ситуаций, уменьшению сроков документооборота и к более эффективному управлению образовательным учреждением.

×

About the authors

Albina Mikhaylovna Sanko

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: sank-albina@rambler.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Theory and Methods of Professional Education Department

Russian Federation, 443086, Samara, Moskovskoe chaussee, 34

References

  1. Смирнова М.Е. Специфика нормирования труда учебно-вспомогательного персонала в условиях совершенствования системы образования // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 1. № 1. С. 589-593.
  2. Николаева А.А., Караханян К.Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление // Инновации и инвестиции. 2015. № 11. С. 15-18.
  3. Архангельский А.И. Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах: дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 146 с.
  4. Меркулова Л.П. Профессиональная мобильность специалистов технического профиля: монография. М.: МГУП, 2005. 267 с.
  5. Никулина И.В. Профессионально-педагогическая мобильность преподавателя высшей школы: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. 145 с.
  6. Стрекалова Н.Б. Сетевые коммуникации в современном образовании // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Международной науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (6). С. 116-117.
  7. Никулина И.В. Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 9 (120). С. 222-226.
  8. Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В. Кадровая политика организации. Самара: Самарский университет, 2015. 70 с.
  9. Удалова И.В., Гражданников Е.Д. Измерение социальной мобильности (на примере коренных народов Сибири). Новосибирск: Наука, 1988. 112 с.
  10. Игошев Б.М. Сущностно-логический анализ мобильности как международного понятия // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 105-111.
  11. Николаева А.А.Факторный анализ признаков социальной активности современного студенчества как показатель конфликтологической компетентности // Актуальные вопросы кадрового и образовательного менеджмента: сборник науч. статей. 2015. С. 30-38.
  12. Булычев И.И. О базисных логико-философских константах теории коммуникации // Философия и общество. 2011. № 4. С. 97-116.
  13. Позднякова О.К. Педагогическая интерпретация принципов морального выбора // Научный потенциал. 2012. № 3. С. 70-74.
  14. Егорова У.Г. Психологическая работа с родителями студентов в контексте воспитательного процесса в вузе // Материалы международной научно-практической конференции «Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сборник научных трудов /отв. ред. Т.И. Руднева. Самара: Самарский университет, 2014. С. 69-72.
  15. Санько А.М. Формирование социально-технологической мобильности конструкторов-модельеров швейных изделий в процессе профессиональной подготовки в колледже: дис. … канд. пед. наук / Самарский государственный университет. Самара, 2009. 175 с.
  16. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 256 с.
  17. Горюнова Л.В. Мобильность как принцип модернизации высшего педагогического образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 6. С. 31-36.
  18. Межличностная коммуникация : теория и жизнь / О.И. Матьяш и др.; науч. ред. О.И. Матьяш. СПб.: Речь, 2011. 552 с.
  19. Руднева Т.И., Астахова С.В., Лапшова Е.С. Профессиональная подготовка специалистов гуманитарного профиля: монография. Самара: Самарский университет, 2007. 249 с.
  20. Николаева С.В. Методологические подходы к организации дополнительного профессионального образования // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 1-2(82). С. 187-191.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Sanko A.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies