Ретроспективный анализ структурных компонентов и механизмов управления спортивной подготовкой в плавании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье на основе ретроспективного анализа научно-методической литературы рассматриваются сущностные характеристики управления различными сторонами и компонентами спортивной тренировки в плавании. Дается описание ряда взаимосвязанных элементов, обеспечивающих механизм управления спортивной тренировкой спортсмена-пловца, исследуются ключевые компоненты, раскрывающие содержательную сторону процесса многолетней спортивной подготовки пловцов: планирование тренировочного процесса; текущий контроль за процессом тренировки и состоянием тренированности спортсмена; анализ и обобщение данных по итогам текущего контроля и своевременное внесение должных корректировок в планирование. В работе раскрывается важность корректировки на протяжении тренировочных занятий параметров тренировочной нагрузки с учетом индивидуальных возможностей спортсмена-пловца, с определением, таким образом, выбора наиболее эффективных средств и методов. В результате изучения данных специализированной литературы делается вывод, что проектирование управления спортивной подготовкой начинается со всестороннего анализа современного состояния избранного вида спорта и оценки существующих тенденций его развития в контексте специфических условий спортивной деятельности. В заключение отмечается, что представленная схема функционирования структурных компонентов управления спортивной подготовкой в плавании подразумевает цикличность процесса управления и механизмов прогнозирования путем соотнесения и своевременной корректировки конкретных целей и систем, коррекции динамично изменяющегося потенциала спортсменов и уровня их подготовленности.

Полный текст

Введение. Управление различными сторонами и компонентами спортивной тренировкой в плавании – многогранный и сложный процесс. Ключевым параметром этого процесса выступает спортивный результат, а непосредственным объектом процесса является повседневная работа тандема – тренер и спортсмен [1–5].

Общее понимание сущности управления содержит понятие акцентированного воздействия субъекта на объект с целевой установкой на повышение эффективности деятельности объекта [6–8]. Указанная система функционирует динамично и синхронизированно, с опорой на механизмы обратных связей. Ключевые представления о принципах управления спортивной тренировкой подразумевают раскрытие дефиниций «объект» и «субъект» в категориях и терминах теории спорта [9–12].

Материал и методика. В ряде литературных источников представлено мнение, что сущность управления спортивной тренировкой заключается в приспособлении системы подготовки спортсмена-пловца к комплексу его индивидуальных возможностей и особенностей, что находит свое отражение в постановке реальной цели спортивной подготовки, реальных текущих и перспективных задач [13; 14]; в определении средств, методов и рациональных путей решения данных задач; организации учебно-тренировочного процесса с позиций оптимальности для конкретного спортсмена [15].

В содержательном плане в управление тренировкой входят:

  • – планирование тренировочного процесса;
  • – текущий контроль за процессом тренировки и состоянием тренированности спортсмена;
  • – анализ и обобщение данных по итогам текущего контроля и своевременное внесение должных корректировок в планирование.

Схема управления в данном случае имеет следующий вид (см. рис. 1).

 

Рисунок 1 – Управление спортивной тренировкой (по С.М. Вайцеховскому)

 

Ю.В. Верхошанский [16] определяет понятие «процесс управления» как процесс контроля за ходом тренировки и коррекции ее, в случае необходимости, в соответствии с критериями эффективности. Данное управление базируется на механизмах сравнения реальной динамики значимых характеристик тренировочного процесса с заданным заранее эталоном. Эталоном могут выступать спортивный результат и показатели, которые отражают изменения технической подготовленности спортсмена-пловца под влиянием соревновательных и тренировочных нагрузок [2; 17; 18].

Механизм управления спортивной тренировкой спортсмена-пловца представляет собой взаимодействие ряда взаимосвязанных элементов:

  • – определение функциональных возможностей и индивидуальных особенностей спортсмена;
  • – выработка целевой установки и прогнозирование времени, отводимого на ее достижение;
  • – определение перечня конкретных учебно-тренировочных задач, ориентированных на повышение функциональных возможностей спортсмена;
  • – составление индивидуального и общего планов тренировочного процесса (в рамках годичного тренировочного цикла и в контексте многолетней спортивной подготовки);
  • – выбор методов, средств и параметров нагрузок, определение тренировочных циклов;
  • – практическое регулирование и поступательное выполнение тренировочных возможностей и соревновательных программ спортсмена и повышение уровня его спортивной тренированности.

Результаты и обсуждение. На протяжении тренировочных занятий регулярно приходится корректировать нагрузки с учетом индивидуальных возможностей спортсмена-пловца, определяя, таким образом, выбор наиболее эффективных средств и методов. Специалисты [19–28] отмечают, что следует регулярно анализировать индивидуальный потенциал спортсменов и условия их жизни: чем качественнее и объективнее они учитываются, тем грамотнее и конкретнее можно сформулировать задачи, правильней подобрать методы, средства и параметры нагрузок, что приближает спортивную подготовку к оптимальным параметрам с позиции спроектированного плана. В целостном видении, управление процессом спортивной подготовки зависит от планирования, медицинского и педагогического контроля, самоконтроля спортсмена и объема и качества научной информации.

В.В. Кузнецов [29] исследует управление индивидуально-ориентированной подготовкой спортсмена с помощью модельных поэтапных характеристик на основе учета личностных особенностей спортсмена в условиях усиленного контроля за его тренировочным процессом и соревновательной деятельностью. Отправной точкой в данной работе автор считает процедуру составления индивидуальных планов с опорой на персональные тренировочные задания.

Одной из значимых научных разработок в области теории управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов являются работы Ю.В. Менхина [15], в которых отмечается, что достижение запланированного результата возможно при условии управления спортивной подготовкой на базе функционального взаимодействия трех систем: цели деятельности, системы подготовки и системы деятельности.

Согласно концепции Ю.В. Менхина [15], проектирование управления спортивной подготовкой начинается со всестороннего анализа современного состояния избранного вида спорта и оценки существующих тенденций его развития в контексте специфических условий спортивной деятельности. Базируясь на результатах анализа состояния, современных тенденций и перспектив развития избранного вида спорта, разрабатывается перспективная модель спортивной подготовки, составленная в соответствии с аналитическими выкладками на конкретный срок. Перспективная модель представляет собой основание для разработки модели спортсмена, способного показать запланированный результат. Модель спортсмена лежит в основе построения конкретной персонифицированной системы спортивной подготовки. Данная система подразумевает наличие двух разделов – планирования и практической реализации, каждый из которых воплощается на трех уровнях: на уровне конечной модели спортсмена и двух промежуточных (в конкретные отдельные моменты спортивной подготовки). Вся совокупность задействованных средств спортивной подготовки и демонстрируемые результаты находятся под регулярным контролем, вследствие чего в любой момент можно осуществить корректировку реализуемого процесса.

Заключение. Представленная схема подразумевает цикличность процесса управления и механизмов прогнозирования путем соотнесения и своевременной корректировки конкретных целей и систем, коррекции динамично изменяющегося потенциала спортсменов и уровня их подготовленности. В соответствии с данной схемой на каждом этапе многолетнего тренировочного процесса имеется возможность проводить необходимые изменения в представлениях о перспективах спортивной специализации с позиций избранного вида спорта, о будущих спортсменах и потенциале реализуемой системы спортивной подготовки.

×

Об авторах

Михаил Александрович Вершинин

Волгоградская государственная академия физической культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: mikhail0871@rambler.ru

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания

Россия, 400005, Волгоград, пр. В.И. Ленина, д. 78

Елизавета Юрьевна Иванова

Волгоградская государственная академия физической культуры

Email: mikhail0871@rambler.ru

Аспирант кафедры теории и методики физического воспитания

Россия, 400005, Волгоград, пр. В.И. Ленина, д. 78

Список литературы

  1. Волков Н.И., Гордон С.М., Маслов В.И. Факторы, определяющие уровень достижений в плавании на различные дистанции // Материалы науч.-метод. конференции по плаванию. М.: ГЦОЛИФК, 1966. С. 5.
  2. Ваньков А.А. Оптимизация подготовки спортивного резерва на основании анализа многолетней тренировки пловцов высокого класса: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1978. 22 с.
  3. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: Физкультура и спорт, 1986. 191 с.
  4. Булгакова Н.Ж., Чеботарева И.В. Анализ тренировочных программ и специальной подготовленности юных пловцов 11–16 лет за период 1970–1990 гг. // Плавание. 1999. № 2. С. 18–26.
  5. Воронцов А.Р. Научно-методические основы построения многолетней подготовки юных пловцов на основе учета возрастной динамики физического развития. М.: ГЦОЛИФК, 1987. 64 с.
  6. Макаренко Л.П., Ширковец Е.А. Построение спортивной тренировки высококвалифицированных пловцов: методическая разработка для слушателей ВШТ. М., 1992. 52 с.
  7. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература, 1997. 583 с.
  8. Платонов В.Н., Сахновский К.П. Общая характеристика этапов отбора и ориентации пловцов // Плавание. Киев, 2000. С. 146–149.
  9. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. 271 с.
  10. Матвеев Л.П. Заметки по поводу некоторых новаций во взглядах на теорию спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1995. № 12. С. 49–52.
  11. Матвеев Л.П. От теории спортивной тренировки – к общей теории спорта // Теория и практика физической культуры. 1998. № 5. С. 5–8.
  12. Ширковец Е.А. О некоторых проблемах управления тренировкой пловца // Все о плавании: Ежегодник-88. М., 1988. С. 44–46.
  13. Popov O.I. Ergometrycne metody kontroli treningy w plywaniu // Wybrane zagadnienia kontroli procesu treningu w sporcie wyczynowym. Warszawa, 2000. P. 97–123.
  14. Volkov N.L., Gabrys Т., Popov O.I. Ergometrie of world records in sprint running // Perspectives and Profiles: 6-th Annual Congress of the European College of Sport Science. Cologne, 2001.
  15. Менхин Ю.В. К проблеме управления подготовкой спортсменов высокого класса // Теория и практика физической культуры. 1995. № 3. С. 22–24.
  16. Верхошанский Ю.В. Об оптимальном управлении процессом становления спортивного мастерства // Теория и практика физической культуры. 1969. № 10. С. 2–6.
  17. Войтенко Ю.Л. Динамика тренировочных нагрузок и работоспособности юных пловцов: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1985. 22 с.
  18. Гордон С.М. Основы управления и оптимизация спортивной тренировки. М.: РГАФК, 2000. 33 с.
  19. Волков В.М. Возраст и интеграция функций при мышечной деятельности // Адаптация к мышечной деятельности и гипокинезия: материалы симпозиума (12–17 октября 1970 г.). Новосибирск, 1970. С. 43–45.
  20. Волков В.М., Голубев Е.А. Динамика развития двигательных и вегетативных функций у подростков разного паспортного и биологического возраста в связи с ростом тренированности // Актуальные проблемы возрастной физиологии: сборник статей. Свердловск, 1973. С. 89.
  21. Скоровски В. Прогноз развития спортивных результатов // Планирование и построение спортивной тренировки: сборник статей. М., 1972. С. 33–51.
  22. Булгакова Н.Ж., Ванькова Ж.С. Отбор способных новичков с ориентацией на антропометрические и возрастно-функциональные характеристики пловцов высокого класса // Проблемы отбора юных спортсменов: сборник научных трудов. М., 1976. С. 56–64.
  23. Гордон С.М., Морозов С.Н. Использование анализа результатов в управлении тренировкой пловца // Плавание: сборник статей. М., 1978. Вып. 2. С. 38–40.
  24. Суслов Ф.П., Холодов Ж.К. Теория и методика спорта. М., 1997. 416 с.
  25. Кашкин А.А. Прогнозирование скорости плавания в различных зонах с преимущественным энергетическим обеспечением у юных пловцов разного возраста и пола. М.: РГАФК, 1998. 17 с.
  26. Миронов Б.А. Экономическая биология человека // Вопросы экономики. 2004. № 10. С. 141–150.
  27. Sanders R.H. Extending the Schleihauf model for estimating forces produced by a swimmers hand // Proceedings of the XII FINA World Congress on Sports Medicine. Goteborg, 1997. P. 421–428.
  28. Rushall B.S. Alexandre Popov's full stroke at 35 m of his 50 m silver medal race at the 1998-th world championships [Электронный ресурс] // How champions do it. – http://sdsu.edu/dept/coachsci/swimming.
  29. Кузнецов В.В., Новиков А.А., Семенов Г.П. Вопросы методологии прогнозирования спортивных достижений // Материалы Всесоюзного симпозиума. М., 1976. С. 62.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Управление спортивной тренировкой (по С.М. Вайцеховскому)

Скачать (11KB)

© Вершинин М.А., Иванова Е.Ю., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах