Культура здоровья населения Среднего Поволжья в XIX веке
- Авторы: Корнеева Ю.В.1, Макарова Н.В.1
-
Учреждения:
- Поволжский государственный университет сервиса
- Выпуск: Том 5, № 4 (2016)
- Страницы: 114-117
- Раздел: 07.00.00 – исторические науки и археология
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22165
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20164208
- ID: 22165
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматривается культура здоровья населения Среднего Поволжья в XIX веке и его влияние на экономику исследуемого региона. Проведен сравнительный анализ оказания необходимой медицинской (врачебной) помощи в начале столетия и в конце. Использованы различные источники, в том числе архивные, указывающие на незначительную роль государства в организации здравоохранения в экономике региона в начале XIX века: отсутствие культуры здравоохранения, которая включала бы в себя необходимое количество медицинских учреждений, профессионально обученный медперсонал, правила и рекомендации по здоровому образу жизни. Однако к концу исследуемого столетия ситуация претерпевает положительные изменения: появляются медучреждения, которые в течение XIX века неоднократно увеличивают количество койко-мест для больных и площадь самих помещений; организуются благотворительные общества, оказывающие медпомощь нуждающимся; из бюджетов выделяются денежные средства, необходимые для обеспечения работы персонала и содержания больниц, а также бесплатные для населения инъекции. В конце XIX века культура здоровья населения становится неотъемлемой частью экономики как регионов Среднего Поволжья, так и страны в целом, что в дальнейшем имело исключительно положительный результат и способствовало повышению не только уровня жизни, но и повышению ее качества.
Полный текст
Тема здоровья человека и его сохранения остается актуальной для всего мира и на сегодняшний день. Актуальность темы исследования продиктована также значительным снижением уровня здоровья и отсутствием должной ответственности за него в современной России. Однако позитивные образцы отношения к здоровью всегда существовали в отечественной культуре. Не менее интересна изменяющаяся в положительную сторону роль российского государства в здравоохранении населения, которая на протяжении XIX–XX веков являлась постоянно возрастающей частью экономики страны. События конца ХХ – начала XXI веков лишний раз подтвердили верность тезиса об ущербности рационалистической цивилизации из-за деградации духовных ценностей.
По выбранной теме исследования представлен характерный комплекс литературы. В ее список включены работы по истории культуры, этнографии, культурологии, философии культуры, психологии, отечественной истории, социологии, валеологии. Однако основу составили труды авторов, рассматривающих повседневную культуру народов Среднего Поволжья в XIX века, которая оказывала прямое влияние на развитие экономики региона. Познакомиться с исследованиями традиционной культуры Среднего Поволжья можно через труды этнографов И.П. Сахарова [1], Е.П. Бусыгина, Н.В. Зорина, Е.В. Михайличенко [2], С.Г. Пушкарева и др. [3; 4]. В контексте повседневной культуры существует большой пласт литературы по выбранной теме исследования, которое посвящено генезису здорового образа жизни народов Среднего Поволжья.
Общие сведения о традиционных формах народного быта и повседневной культуры содержатся в классических работах Н.М. Карамзина [5], И.М. Снегирева [6], М. Забылина [7], П.В. Шейна [8], В.О. Ключевского [9], Н.И. Костомарова [10; 11] и др. Кроме многочисленных исторических фактов, в них можно найти информацию о культурном взаимодействии народов региона, нередко авторы дают также культурологическую оценку этим процессам.
Кроме того, обращает на себя внимание исследование Н.П. Анцифирова [12], где уточняется и расширяется понятие «культура города». Среди современных исследователей повседневной культуры в первую очередь выделяются имена А.В. Бабаевой [13], В.Б. Безгина [14], И.Т. Касавина, С.П. Щавелева [15].
Здоровый образ жизни получил некоторое освещение в современных работах медицинской направленности. Можно выделить труды авторов-валеологов: Г.П. Артюнина [16], И.И. Брехмана [17], Э.Н. Вайнера [18], В.В. Колбанова [19], Е.Н. Назарова и др. [20]. В этих работах даются точные определения здоровья и выделяются основные составляющие здорового образа жизни. А сравнительный анализ традиционной повседневности с практическими советами по ведению здорового образа жизни, имеющимися в работах Н.М. Амосова [21], В.И. Климовой [22], позволяет определить значимость традиционных форм для современности.
Этнические различия, семейный быт, генезис обрядовых форм в традиционной культуре Среднего Поволжья получили освещение в работах Н.В. Зорина, Л.И. Зориной [23], С.М. Михайлова и др. [24].
Данная работа охватывает Среднее Поволжье и граничащие с ним территории, что позволяет изучать традиционную культуру проживающих здесь народов.
Основная цель работы – изучить и проанализировать культуру здоровья населения Среднего Поволжья на протяжении XIX века, рассмотреть ее влияние на экономику региона исследуемой территории.
В XIX веке Россия была аграрной страной. Преобладающее население, в том числе и на территории Среднего Поволжья, составляли крестьяне. Жизнь крестьянина рассматриваемого региона определял особый мир многовековых обычаев и представлений [25]. Обычаи и традиции, обряды и праздники как общественные явления касались, по сути, всей жизни человека, всех сторон общественных отношений людей. Их пронизывала идея продолжения жизни, человеческого рода, призыв к укреплению и сбережению здоровья, к благополучию [26; 27].
В исследуемый период народы Среднего Поволжья уже имели развитую традиционную культуру, что позволяло им отбирать целесообразные формы и способы повседневной жизнедеятельности, адекватные их биологическим и социальным потребностям и возможностям. Поэтому в каждом селении имелись свои знахари и колдуны, которые выполняли важную социальную роль в поддержании равновесия между изотерическим и обыденным знанием.
В процессе исследования были обнаружены заговоры: от зубного чирия (флюса), от крови, от сглаза, от укуса змеи, от лишаев, от летучки, от ячменя, от сибирки [28], от лихорадки, которые повсеместно использовались населением вплоть до середины ХХ века [29; 30; 31]. В целом, этот перечень охватывает насущные болезни и проблемы со здоровьем того времени. Для избавления от них жители Средней Волги в исследуемый период пользовались заговорами, наговорами, нашептываниями, то есть психотерапией, приносившей людям зачастую куда большую пользу, чем какие-либо лекарства-снадобья, которые в XIX веке находились лишь на начальном этапе изучения и формирования.
Следует отметить, что при заговорах никакие дополнительные средства не употреблялись. В то же время выполняющий этот ритуал [32] оказывал, скорее всего, психическое «оздоравливающее» действие на человека, страдающего заболеванием, с помощью вербальных средств. Следовательно, заговоры можно рассматривать как современные методики самовнушения, используемые психотерапевтами с лечебными целями. Кроме того, следует отметить, что причитания, как и заговоры, являлись средством эмоциональной разрядки и позволяли поддерживать психологическое здоровье человека. Однако причитания произносились самим человеком, в то время как заговоры произносились кем-то посторонним, наделяемым целебной силой над человеком, например знахаркой или ворожеей. Вплоть до конца XIX века они продолжали занимать значительное место в жизни населения, нередко заменяя врачебную помощь, что нередко оказывало отрицательный эффект при сложных случаях [33].
Таким образом, можно сделать следующие выводы: вплоть до XIX века государство не оказывало должной экономической поддержки в поддержании и сохранении здоровья населения: не была организована культура здравоохранения, включающая в себя необходимое количество медицинских учреждений (больницы, пункты вакцинации), профессионально обученного медперсонала, а не «самоучек», бесплатную медицинскую помощь, правила и рекомендации по образу жизни; каждый человек пытался сохранить свое здоровье по средствам известных ему знаний, опыта, полученного в процессе жизни, и умений знахарей и ворожей, что не всегда имело положительный результат.
Однако уже в начале XIX века для наблюдения за состоянием здоровья населения как по гражданской, так и по воинской частям впервые в одном из регионов Среднего Поволжья была учреждена Саратовская губернская врачебная управа Медицинского департамента Министерства внутренних дел. На нее возлагались следующие задачи: организация здравоохранения в губернии; наблюдение за лечебными заведениями гражданского ведомства, назначение уездных врачей и контроль за их деятельностью, принятие мер для прекращения эпидемий и падежа скота, а также наблюдение за деятельностью вольно практикующих врачей [34].
Тем не менее процессы становления здравоохранения в регионе происходили медленно. Так, например, в 1802 г. в с. Усолье не оказалось ни лекаря, ни «подлекаря» – фельдшера. Выяснилось вскоре, что легче врача найти за границей, чем в регионе, и в 1804 г. приехал венский лекарь Гетте. При нем было организовано обучение 4–6 крепостных мальчиков. Только в 1834 г. было одобрено учреждение окружной лечебницы в Пензенской губернии, которая стала центральной в отношении к прочим уездным городам [35]. А врачебное отделение Саратовского губернского правления было образовано вообще с большим опозданием в 1865 г. В его обязанности входило: наблюдение за состоянием народного здравоохранения, общий врачебный и санитарный надзор, надзор за соблюдением правил лечения, за больничными заведениями гражданского ведомства, аптеками и торговлей лекарственными средствами, освидетельствование больных, сумасшедших, судебно-медицинская экспертиза, контроль за состоянием продовольствия, выдача разрешений на продажу косметических средств, на устройство заведений минеральных вод и приготовления кумыса [36]. Естественно, что большинство их этих обязанностей просто не выполнялись из-за отсутствия достаточных сил и средств.
Нередко обслуживание в медицинских учреждениях того времени было платным. Больные низких чинов должны были платить за содержание 15 копеек. Лечение рабочих определенных чинов было бесплатным [37]. Сельское население, как правило, лечилось и вакцинировалось в последнюю очередь, по остаточному принципу.
Однако были и исключения. Например, почти в каждом селе и деревне графа Орлова проводили вакцинацию от оспы, но так как к оспопрививанию относились с настороженностью, то крестьянам, согласившимся на вакцину, выдавалась денежная компенсация. За счет графа больных не только лечили, но и кормили в лечебных заведениях [38; 39; 40].
Во второй половине XIX века в регионе стали создаваться добровольные общества, которые ставили свой целью лечение и профилактику заболеваний у населения. В Саратове такие общества существовали на членские взносы и добровольные пожертвования. Одной из таких организаций была «Беседа саратовских врачей» (в 1860 г.), переименованная в 1898 г. в «Физико-медицинское общество г. Саратова». Оно являлось старейшим в России медицинским, санитарным обществом [41; 42].
Такая самоорганизация медицинской общественности в Среднем Поволжье была вынужденной мерой, своеобразным гражданским долгом просвещенной интеллигенции, ее «хождением в народ», в условиях несостоятельности российского самодержавия решить этот вопрос на государственном уровне. Так, например, в Самарской губернии в 1862 году было всего 7 больниц в ведении Приказа Общественного Призрения – по одной в каждом городе [38].
Большинство крестьян Среднего Поволжья в исследуемый период не имели возможности обратиться к врачам или фельдшерам. Они могли воспользоваться лишь услугами знахарей и «бродячих врачей» [43], которые, к сожалению, все еще пользовались большим доверием у местного населения, чем врачи.
В 1865 г. врачебное дело переходит к земству, были сделаны серьезные шаги для формирования системы здравоохранения в регионе. Была введена новая система организации здравоохранения, значительно увеличилось число врачей (например, в Ставрополе к 1890 гг. – 55 человек) по отношению к населению, которые содержались за счет земства (жалование врача до 1500 рублей в год, предоставлялась меблированная квартира с отоплением), был урегулирован вопрос финансирования системы здравоохранения (учитывались предложения врачей при утверждении ежегодного бюджета по медицинской части, был установлен больничный сбор в 1890 году для покрытия расходов на медпомощь [44]).
Например, в 1887 году был открыт новый особый участок (Ставропольский уезд) с приемным покоем на первое время на 3 кровати, с 1 врачом, фельдшером и фельдшером-акушеркой для обслуживания населения около 30 тыс.чел., которое проживало в селах на значительном отдалении от города и не могло обращаться в расположенные там 4 больницы. Для населения проводилось бесплатное оспопрививание и вакцинация от дифтерита (дети и взрослые), что значительно сократило детскую смертность – с 2155 младенцев в 1886 году до 1027 младенцев в 1887 году. Этому способствовало информирование сельского населения о необходимости прививки и местонахождении пункта оспопрививания, в том числе через оказанную помощь духовенства в распространении информации (народ все еще не доверял врачам и не видел пользы оспопрививания).
Наблюдается рост жалования медперсонала из бюджетной сметы: в 1862 году средний размер жалования городового врача составляет около 160 рублей, в 1866 – чуть более 257 рублей, а к 1900 году содержание медперсонала в Ставрополе составило более 21 тыс. рублей в год, то есть около 380 рублей. Следует отметить и рост расходов по медицинской части, которые земство выделяет ежегодно, понимая всю их необходимость. Так, в 1886 году финансирование составило 45238 руб. 37 коп., а в 1896 году – 61339 руб. 86 коп. [45; 46].
Таким образом, к концу исследуемого периода ситуация с культурой здоровья населения Среднего Поволжья начала меняться в положительную сторону. Значительно увеличилась роль государства в организации бесплатного и платного медицинского обслуживания сельского и городского населения. Руководство на региональном уровне осознало необходимость выделения ежегодного финансирования для поддержания и развития медицинских учреждений (содержание лечебных учреждений, бесплатная вакцинация, оплата труда медперсонала). Благодаря росту культуры в обществе просвещенной интеллигенции появлялись благотворительные учреждения, призванные оказывать бесплатную медицинскую помощь нуждающимся. В конце XIX века здравоохранение населения становится неотъемлемой частью экономики как регионов Среднего Поволжья, так и страны в целом.
Статья публикуется при поддержке гранта Президента РФ МК-5966.2016.6.
Об авторах
Юлия Васильевна Корнеева
Поволжский государственный университет сервиса
Автор, ответственный за переписку.
Email: jullka55@yandex.ru
Кандидат исторических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела
Россия, 445017, Самарская обл., Тольятти, ул. Гагарина, д. 4Наталья Викторовна Макарова
Поволжский государственный университет сервиса
Email: nikolenkon@bk.ru
Кандидат исторических наук, преподаватель кафедры туризма и гостиничного дела
Россия, 445017, Самарская обл., Тольятти, ул. Гагарина, д. 4Список литературы
- Сахаров И.П. Сказания русского народа. М., 1989. 398 с.
- Общественный и семейный быт русского населения Среднего Поволжья. Историко-этнографическое исследование середины XIX - начала XX века / Е.П. Бусыгин, Н.В. Зорин, Е.В. Михайличенко. Казань, 1973. 166 с.
- Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Нью-Йорк, 1953. 510 с.
- Пушкарев С.Г. Россия в XIX веке (1801-1914 гг.). Нью-Йорк, 1956. 270 с.
- Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2008. 1279 с.
- Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. В. 1, 2, 3, 4. М., 1837. 247 с., 1838. 143 с., 216 с., 1839. 41 с.
- Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды, суеверия. М., 2002. 608 с.
- Шейн П.В. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п. Т. I, В. 1 и В. 2. СПб., 1898. 377 с., 1900. 873 с.
- Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. 5. М., 1989. 476 с.
- Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993. 301 с.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2010. 704 с.
- Анцифиров Н.П. Пути изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода. Л.: Книгоиздательство «Сеятель» Е.В. Высоцкого, 1926. 154 с.
- Бабаева А.В. Формы поведения в русской культуре IX-XIX века. СПб., 2001. 148 с.
- Безгин В.Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX - начала ХХ века). М.-Тамбов, 2004. 304 с.
- Анализ повседневности / И.Т. Касавин, С.П. Щавелев. М., 2004. 432 с.
- Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. М., 2005. 560 с.
- Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990. 208 с.
- Вайнер Э.Н. Валеология. М., 2005. 416 с.
- Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. СПб., 2000. 256 с.
- Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. М., 2007. 256 с.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987. 64 с.
- Климова В.И. Человек и его здоровье. М., 1990. 224 с.
- Зорин Н.В. Русская свадьба в Среднем Поволжье. Казань, 1981. 200 с.
- Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972. С. 21.
- Российская повседневность: вторая половина XIX - начало XXI века. М., 2009. С. 13.
- Мидовский А.С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. М., 1987. С. 105.
- Труды Саратовского областного музея краеведения (СОМК). В. 4. Саратов, 1996. С. 6.
- Научный архив Саратовского областного музея краеведения. Оп. 1. Д. 14. Л. 14, 21, 23, 37.
- Научный архив Саратовского областного музея краеведения. Оп. 1. Д. 33. Л. 6.
- Научный архив Саратовского областного музея краеведения. Оп. 1. Д. 68 Л. 34, 56, 70, 116, 157, 164-167.
- Научный архив Саратовского областного музея краеведения. Оп. 1. Д. 120. Л. 209.
- Рогов А.П. Мир русской души, или История русской народной культуры. М., 2003. С. 258.
- Народная культура Поволжья. Ульяновск, 1999. С. 58.
- Государственный Архив Саратовской области (ГАСО), Ф. 178, Оп. 1. Д. 416. Л. 6.
- Российский государственный исторический архив (РГИА), Ф. 1287. Оп. 12. Д. 1279. 48 Л. Л. 1.
- Государственный Архив Саратовской области (ГАСО), Ф. 79. Оп. 1. Д. 354. Л. 12; Д. 785. Л. 6; Оп. 2. Д. 20. Л. 11; Д. 373. Л. 9.
- Российский государственный исторический архив (РГИА), Ф. 200. Оп. 1. ч. 1 Д. 4, 227 Л. Л. 39.
- Горишная О.Г. Здравоохранение в Ставрополе // Малая музейная энциклопедия. Тольятти, 2006. С. 29-36.
- Материалы о лечебницах для приходящих больных и больничных кассах при предприятиях, 1876-1916 гг.
- Укке Ю.Б. Самара как место лечения. М., 1864. С. 3.
- Казаков Б.И. Страницы летописи Саратова. Саратов, 1987. С. 96.
- Саратовский край. Исторические очерки, воспоминания, материалы. Общества вспомоществования нуждающимся литераторам. В. 1. Саратов, 1893. С. 205.
- лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Самара, 2001. С. 167.
- Административно-территориальное деление Самарской губернии. Справочник (1851-1928). Самара, 2011. С. 156.
- Доклад Ставропольской уездной земской управы XXIV очередному Ставропольскому Уездному Земскому собранию, 1888. С. 38.
- Доклад ревизионной комиссии XXXV очередному Ставропольскому Уездному Земскому собранию, 1898. С. 38, 58.