Научно-методические основы подготовки учащихся старших классов к написанию итогового сочинения
- Авторы: Артешина Л.В.1
-
Учреждения:
- Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
- Выпуск: Том 4, № 1 (2015)
- Страницы: 16-19
- Раздел: Статьи
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22139
- ID: 22139
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Для того чтобы построить систему обучения сочинениям в старших классах, учитель должен опираться на научно-методические основы в работе над связной речью учащихся: принципы и условия формирования навыков письменной речи, необходимые речевые и коммуникативные умения учащихся. Необходимо знать требования к сочинению и наиболее частотные ошибки в сочинениях учащихся. Знание научно-методологических основ в работе по развитию связной речи учащихся поможет учителям преодолеть трудности в формировании коммуникативной компетенции и способствовать функциональной грамотности выпускника. Программы по русскому языку является работа по развитию речи, в ходе которой формируется коммуникативная компетенция учащихся. Развивать связную речь учащихся - это научить их воспринимать и создавать коммуникативно-ориентированные тексты. Именно на основании основных признаков текста, жанров текстов и их композиционной формы, функционально-стилевых типов формируются коммуникативные универсальные учебные действия учащихся. Важное место в этой работе занимает сочинение, так как в процессе его создания ученик получает возможность раскрыть свой внутренний мир, сформировать собственное мировосприятие и обозначить круг интересующих его проблем, развить свое абстрактное мышление. Профессиональная подготовка к сочинению знакомит с культурно-историческим опытом человечества, раскрывает духовное богатство русской культуры, способствует социализации личности. Работа над текстами, созданными великими классиками, а затем и собственными, формирует филологическую компетентность. Важное место в работе по развитию речи занимает подготовка к написанию сочинений. Это особый вид работы по развитию речи, в основе которого лежит создание учащимся самостоятельного текста на заданную или свободную тему.
Ключевые слова
Об авторах
Людмила Викторовна Артешина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Автор, ответственный за переписку.
Email: arteshina2008@yandex.ru
андидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания, филологического факультета
Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26Список литературы
- Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М: КНОРУС. 2007. 464 с.
- Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка в школе. М.: Академия, 2000. 366 с.
- Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006. 320 с.
- Ипполитова Н.А.Текст в системе изучения русского языка в школе. М. Флинта: Наука,1992.176 с.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., Флинта: Наука, 1997. 186 с.
- Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. М.:Просвещение,1980. С. 24-47.
- Литвинов В.В. Сочинения в старших классах средней школы. М.:Просвещение, 1975. 326 с.
- Львов М.Р. Русский язык в школе. История преподавания. М.: Вербум-М, 2007. 296 с.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. М.: Просвещение,1987.198 с.
- Мурашов А.А. Как сердцу высказать себя? Диалог со школьником и абитуриентом накануне сочинения. М.: Рипол, 1994. 190 с.
- Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. М.: Просвещение, 1995.176 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.112 с.
- Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы). Пособие для учителей / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1978. 268 с.
- Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. 606 с.
- Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М.:Просвещение, 1964. 342 с.
- Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 1996. 352 с.
Дополнительные файлы
