Сравнительный анализ удовлетворённости курсантов профессиональной подготовкой в ведомственном вузе ФСИН России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Удовлетворённость обучаемых высших учебных заведений своей учебно-профессиональной деятельностью в сегодняшней реальности является одним из ключевых показателей, диагностирующим качество подготовки специалистов, эффективности формирования профессиональной компетентности. Удовлетворенность предполагает личностное включение обучаемого в образовательный процесс, которое неразрывно связано с оценочным отношением личности к качеству тех или иных объектов, к условиям жизни и деятельности, в том числе и к самому себе. Оценка же является важнейшим элементом эмоциональной сферы человека, эмоции стимулируют мотивацию к деятельности. Под удовлетворенностью мы понимаем интегральную характеристику, включающую мотивационную и эмоциональную сферы личности; это оценочное отношение обучаемых к выполняемой им деятельности, её результатам и условиям осуществления. Профессиональная подготовка курсантов осуществляется в специфических условиях их нахождения на казарменном положении на территории ведомственного вуза. В интегральную характеристику удовлетворенности обучаемых профессиональной подготовкой были включены три критерия: удовлетворённость учебным процессом; удовлетворённость внеучебной деятельностью; удовлетворённость взаимоотношениями. В свою очередь, первый критерий содержит удовлетворённость: 1) организацией учебного процесса; 2) уровнем профессионализма преподавателей; 3) качеством своей подготовки. Во второй критерий мы ввели показатели удовлетворённости: 1) организацией работы кружков, секций, клубов; 2) организацией спортивно-массовых мероприятий; 3) организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности будущего офицера уголовно-исполнительной системы. Третий критерий предполагает удовлетворенность отношениями с преподавателями, с коллективом, с непосредственным руководством. Анкетирование курсантов 2 и 5 курсов Самарского юридического института ФСИН России показало, что в целом к 5 курсу обнаруживается положительная тенденция в оценке удовлетворенности профессиональной подготовкой. Отдельного дополнительного анализа требует критерий «удовлетворённость внеучебной деятельностью», поскольку к 5 курсу удовлетворённых работой кружков, секций, клубов меньше трети от общей численности курса. По третьему критерию обнаружена некоторая сложность во взаимоотношениях с непосредственным руководством (с командирами строевых подразделений), что также должно стать предметом специального дополнительного рассмотрения.

Полный текст

Проблема удовлетворённости учебно-профессиональной деятельностью обучаемых высших учебных заведений в сегодняшней реальности является одной из важных и актуальных. Объясняется это тем, что реформирование системы образования, которое неразрывно связано с необходимостью повышения его качества, возможно только посредством решения одной из основных задач системы профессионального образования – профессионально-личностного развития студентов наряду с формированием их профессиональной компетентности. Это требование может быть успешно и эффективно реализовано только в случае полного личностного включения обучаемого в образовательный процесс, в котором актуализируются личностные смыслы, активизируются мотивы самореализации, доминируют положительные эмоции и чувства – словом, то, что, по нашему мнению, вбирает в себя понятие «удовлетворенность». «Удовлетворенность работой представляет собой набор положительных и отрицательных ощущений человека, показывающих, как он оценивает свою работу» [1, с. 67].

Проблема удовлетворённости учебной деятельностью сейчас активно разрабатывается, о чём свидетельствует большое количество публикаций. В частности, удовлетворённость многими исследователями расценивается как показатель качества процесса обучения [2; 3; 4], как инструмент совершенствования профессиональной подготовки [5], как возможный прогноз удовлетворённости будущей трудовой деятельностью [6] и т.п.

В Большом психологическом словаре удовлетворенность (англ. Satisfaction) определяется как «субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, самих людей, в том числе и самого себя» [7, с. 555]. Любая же оценка неразрывно связана с эмоциональной сферой человека. Поэтому положительная эмоциональная окраска – один из компонентов понятия «удовлетворённость» – сигнализирует о том, что деятельность нравится, интересна, соответствует потребностям и способностям человека, а потому осуществляется на хорошем или даже высоком, творческом уровне. А это ведёт к тому, о чём сказал Е.П. Ильин: «…удовлетворенность выступает одним из факторов, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности, … усиливает мотив и … может объяснять, почему человек занимается данной деятельностью столь длительное время» [8, с. 63].

Следовательно, в структуре удовлетворённости можно выделить два структурных компонента: мотивационный и эмоциональный. Об этом говорит Л.В. Мищенко [9], которая в своей статье, обращаясь к проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности, выделяет эти структурные компоненты, относя мотивационный компонент к поведенческой сфере, а эмоциональный – к субъективной.

Солидаризируясь с мнением Л.В. Мищенко, мы считаем, что удовлетворённость является интегральной характеристикой; под удовлетворённостью профессиональной подготовкой мы понимаем оценочное отношение обучаемых к выполняемой им деятельности, её результатам и условиям осуществления.

В противовес этому установлено, что неудовлетворённость приводит к отчуждению обучаемого от самого процесса профессиональной подготовки, непринятию норм, установок, носителями которых являются все участники этого. Как результат – снижается мотивация вплоть до нуля, возникают негативные чувства и эмоции по отношению к преподавателям, однокурсникам; человек не хочет выполнять свои обязанности, начинает недобросовестно к ним относиться; рождается чувство бессилия, одиночества, тревожности, бессмысленности, злорадство по отношению к неудачам сокурсников и зависть в ответ на успехи [10]. Поэтому мы выделили комплекс составляющих понятия «удовлетворённость профессиональной подготовкой», который включает в себя следующие критерии:

– удовлетворённость учебным процессом;

– удовлетворённость внеучебной деятельностью;

– удовлетворённость взаимоотношениями.

Удовлетворённость учебным процессом достигается в том случае, если учебный процесс осуществляется на высокопрофессиональном современном уровне, с применением активных и интерактивных форм и методов обучения, тем самым обеспечивая реализацию образовательных потребностей каждого обучаемого с учётом его индивидуальных предпочтений и качественное развитие необходимых профессиональных компетенций. Поэтому в «удовлетворённость учебным процессом» мы включили:

1) удовлетворённость организацией учебного процесса;

2) удовлетворенность уровнем профессионализма преподавателей;

3) удовлетворённость качеством своей подготовки.

В ведомственном вузе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) занятия курсантов проходят строго по расписанию с 9 часов утра до 13:50 (три пары), а иногда и четвёртой парой, после обеда, в 15:20 час.

Профессиональная подготовка обучаемых проходит и во внеучебное время, включая в себя организацию спортивных, культурно-массовых мероприятий, работу кружков, секций, клубов и т.д. Внеучебная деятельность в данном случае расценивается нами как воспитательная, помогающая сформировать необходимые для будущей профессиональной деятельности качества личности, свойства характера, способствующие продуктивности этой деятельности и успешности карьеры. Безусловно, воспитывающий эффект имеет и учебный процесс, однако внеучебная деятельность в ведомственном вузе имеет свою специфику, усиливающую роль воспитательной функции. Связано это с тем, что курсанты находятся на казарменном положении, т.е. живут на территории института и без разрешения командиров, без уважительных причин, не могут выйти за пределы территории вуза. В связи с этим организация внеучебной деятельности (а это время после 15 часов до 19:00 – время возвращения в казарму) является отдельной сферой внимания всего профессорско-преподавательского состава института и строевых командиров. Это время насыщено самостоятельной подготовкой курсантов к учебным занятиям и внеучебными мероприятиями, которые для будущих офицеров носят познавательный, воспитывающий и развлекательный характер. Поэтому в «удовлетворённость организацией воспитательного процесса» мы ввели следующие показатели:

1) удовлетворённость организацией работы кружков, секций, клубов;

2) удовлетворённость организацией спортивно-массовых мероприятий;

3) удовлетворённость организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности будущего офицера уголовно-исполнительной системы.

Удовлетворённость взаимоотношениями с преподавателями, однокурсниками, командирами строевых подразделений (чисто эмоциональный компонент), их положительный фон повышает самооценку личности, позволяет обучаемому чувствовать себя причастным к коллективу однокурсников, быть принятым в нём, высказывать своё мнение, развивать в себе уверенность, строить отношения на основе доброжелательности, толерантности. Неудовлетворённость же взаимоотношениями может негативно отразиться на отношении ко всем аспектам службы курсанта.

С целью определения степени удовлетворённости курсантов профессиональной подготовкой нами было проведено анкетирование курсантов 2 и 5 курсов Самарского юридического института ФСИН России, в котором приняло участие 206 человек: 114 курсантов 2 курса и 92 курсанта 5 курса. Была составлена анкета из 9 вопросов, при ответе на которые можно было выделить различную степень удовлетворенности опрашиваемых исследуемым процессом. Результаты в процентном соотношении представлены нами в табл. 1 и табл. 2.

 

Таблица 1 – Удовлетворённость курсантов 2 курса профессиональной подготовкой, %

Степень удовлетворённости

Да, полностью

Скорее, да

Затрудняюсь ответить

Скорее, нет

Нет, полностью

Удовлетворённость учебным процессом

1

организацией учебного процесса

44,74

44,74

5,26

5,26

0

2

уровнем профессионализма преподавателей

50,00

36,84

10,53

2,63

0

3

качеством своей подготовки

15,79

47,37

34,21

2,63

0

Удовлетворённость внеучебной деятельностью

4

организацией работы кружков, секций, клубов

26,32

26,32

18,42

21,12

7,89

5

организацией спортивно-массовых мероприятий

31,58

28,95

15,79

18,42

5,26

6

организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности

13,16

47,37

21,12

13,16

5,26

Удовлетворённость взаимоотношениями

7

с преподавателями

31,58

52,63

10,53

0

5,26

8

с коллективом

44,74

42,11

7,89

0

5,26

9

с непосредственным руководством (командирами строевых подразделений)

21,12

47,37

26,32

0

5,26

 

Таблица 2 – Удовлетворённость курсантов 5 курса профессиональной подготовкой, %

Степень удовлетворённости

Да, полностью

Скорее, да

Затрудняюсь ответить

Скорее, нет

Нет, полностью

Удовлетворённость учебным процессом

1

организацией учебного процесса

21,74

50

6,52

6,52

15,22

2

уровнем профессионализма преподавателей

39,14

52,17

6,52

2,17

0

3

качеством своей подготовки

17,39

60,87

15,22

6,52

0

Удовлетворённость внеучебной деятельностью

4

организацией работы кружков, секций, клубов

13,05

17,39

23,91

28,26

17,39

5

организацией спортивно-массовых мероприятий

28,25

26,09

21,74

15,22

8,7

6

организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности

19,57

34,77

26,09

13,05

6,52

Удовлетворённость взаимоотношениями

7

с преподавателями

39,14

47,82

8,7

2,17

2,17

8

с коллективом

58,69

32,61

4,35

0

4,35

9

с непосредственным руководством (командирами строевых подразделений)

36,96

43,47

4,35

8,7

6,52

 

Анализируя полученные результаты в сфере удовлетворённости курсантов учебным процессом в целом, отметим, что данные по первому показателю – удовлетворённость организацией учебного процесса – показывают снижение удовлетворённости организацией учебного процесса к 5 курсу (полностью удовлетворены 44,74% курсантов 2 курса и 21,74% курсантов 5 курса; на 2 курсе полностью неудовлетворённых нет, на 5–15,22%).

По такому показателю, как уровень профессионализма преподавателей, цифры показывают достаточно ровную картину: на 2 курсе ответили «да, полностью» – 50% и «скорее, да» – 36,84% обучаемых; всего 86,84%; на 5 курсе ответили «да, полностью» – 39,14% и «скорее, да» – 52,17%; всего 91,31% опрошенных. Таким образом, положительных ответов в целом на 5 курсе несколько больше, чем на 2 курсе. Что касается отрицательных ответов, то здесь цифры вполне сопоставимы: на 2 курсе недовольных 2,63%, на 5 – 2,17%.

Относительно третьего показателя – удовлетворённость качеством своей подготовки – нужно отметить его повышение к 5 курсу: если на 2 курсе 63,16% курсантов ответили положительно («да, полностью» – 15,79% и «скорее, да» – 47,37%), то на 5 курсе уже 78,26% обучаемых ответили положительно («да, полностью» – 17,39% и «скорее, да» – 60,87%). Однако и недовольных качеством своей подготовки на 5 курсе больше: 6,62% против 2,63 на 2 курсе.

По критерию «Удовлетворённость внеучебной деятельностью» картина не такая благополучная, как по критерию «Удовлетворённость учебным процессом». По показателю «удовлетворённость организацией работы кружков, секций, клубов» на 2 курсе удовлетворены чуть больше половины курсантов – 52,64%, а считают организацию неудовлетворительной 39,01% опрошенных. К 5 курсу остаются довольны организацией работы кружков и секций 30,44% курсанта (13,03% и 17,39%), а скорее недовольны и полностью недовольны – 45,65% (28,26% и 17,39% соответственно).

По такому показателю, как удовлетворённость организацией спортивно-массовых мероприятий уровень исследуемого качества приблизительно одинаков: немного более половины курсантов 2 курса (60,53%) и несколько меньше, но тоже половина курсантов 5 курса (54,39%) удовлетворены. Почти одинаковое количество обучаемых выразили своё недовольство организацией спортивно-массовых мероприятий: 23,68% и 23,92% соответственно. Однако для курсантов, у которых спортивная (физическая) подготовка является одним из основных видов, эти показатели, на наш взгляд, являются тревожными и требуют серьёзного анализа ситуации и её изменения в лучшую сторону.

По следующему показателю критерия «удовлетворённость внеучебной деятельностью, а именно организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности» картина приблизительно одинаковая: довольных 60,53% на 2 курсе и приблизительно столько же (54,34%) на 5 курсе. Число недовольных также различается мало: 18,42% и 19 57% соответственно.

Критерий удовлетворённости курсантов взаимоотношениями в целом показывает высокий положительный уровень. По показателю «удовлетворённость отношениями с преподавателями» – довольны 84,21% (2 курс) и 86,96% (5 курс); по показателю «удовлетворённость взаимоотношениями с коллективом» – довольны 86,85% (2 курс) и 91,30% (5 курс); по показателю «удовлетворённость взаимоотношениями с непосредственным руководством (командирами строевых подразделений)» – довольны 68,49% (2 курс) и 80,43% (5 курс). Число недовольных более всего также в этом последнем показателе у обучаемых 5 курса – 15,22%.

Для большей наглядности мы сложили ответы «да, полностью» и «скорее, да», а также ответы «скорее, нет» и «нет, полностью» по каждому показателю и представили их на диаграммах на рис. 1.

 

Рисунок 1 – Сравнительные результаты удовлетворённости и неудовлетворенности курсантов 2 и 5 курсов профессиональной подготовкой, %

 

Таким образом, из рис. 1 мы видим, что в целом курсанты и 2 и 5 курсов удовлетворены организацией образовательного процесса (89,48% и 71,74% соответственно), уровнем профессионализма преподавателей (86,84% и 91,31% соответственно), качеством своей подготовки (63,34% и 78,26% соответственно). Некоторое снижение уровня удовлетворённости организацией образовательного процесса к 5 курсу нам представляется вполне естественным, поскольку романтика военной службы на 2 курсе ещё сохраняется и еще силён эффект новизны. Несколько настораживает тот факт, что на 2 курсе удовлетворённость качеством своей подготовки меньше, чем на 5 курсе, больше и недовольных на 2 курсе. Поскольку уровень профессионализма преподавателей у курсантов не вызывает сомнений, то, очевидно, следует более пристальное внимание обратить на их самостоятельную подготовку, которая не всегда осуществляется в должных условиях.

Отдельного дополнительного анализа требует критерий «удовлетворённость внеучебной деятельностью», поскольку цифры показывают достаточно большое количество недовольных этим аспектом курсантской жизни: к 5 курсу удовлетворённых работой кружков, секций, клубов меньше трети от общей численности курса.

В целом, удовлетворённость взаимоотношениями как на 2, так и на 5 курсах достаточно велика и составляет более 80%, что говорит о хороших отношениях с преподавателями и между самими курсантами во взводах. Однако обнаруживается определённая сложность во взаимоотношениях с непосредственным руководством, т.е. с командирами строевых подразделений. А ведь именно командиры строевых подразделений являются наиболее близкими к курсантам офицерами, которые управляют, воспитывают, воздействуют и влияют на обучаемых [11]. Думается, что и этот аспект курсантских будней должен стать предметом специального дополнительного рассмотрения.

×

Об авторах

Ольга Владимировна Ощепкова

Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний

Автор, ответственный за переписку.
Email: oshepkova1959@mail.ru

 доктор педагогических наук, профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики

Россия, Самара

Игорь Вадимович Попов

Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний

Email: bargonavt@rambler.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС

Россия, Самара

Список литературы

  1. Баранаускене И., Валайкене А. Влияние стресса на удовлетворенность работой сотрудников исправительных учреждений // Национальный психологический журнал. 2011. № 1. С. 66–69.
  2. Салагина И.Г. Удовлетворённость студентов образовательной средой как критерий качества управления вузом // Научные труды SWorld. 2010. Т. 23. № 1. С. 93–95.
  3. Русанова А.А. Удовлетворённость как показатель качества образования в современном вузе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т. 7. № 3. С. 21.
  4. Лебедева Е.А. Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворённость потребителя»: автореф. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2004.
  5. Кормина Е.Я. Социологический анализ удовлетворённости качеством профессиональной подготовки выпускников педагогического вуза как показатель их профессионального самочувствия // Вестник государственного педагогического университета. 2014. № 2 (29). С. 119–128.
  6. Лесовская М.И., Лесовская Л.В. Удовлетворённость процессом обучения в вузе как прогноз удовлетворённости будущей работой // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 3. С. 53–56.
  7. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
  8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
  9. Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3. С. 122–128.
  10. Чижкова М.Б. Удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. – http://science-education.ru/127-21304.
  11. Красовская А.Е. Психологическая совместимость младших командиров курсантских подразделений как взаимная удовлетворенность межличностными отношениями: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Сравнительные результаты удовлетворённости и неудовлетворенности курсантов 2 и 5 курсов профессиональной подготовкой, %

Скачать (44KB)

© Ощепкова О.В., Попов И.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.