Comparative analysis of cadets’ satisfaction with vocational training in departmental institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Satisfaction of students of higher educational institutions with their professional activities in today’s reality is one of the key indicators which diagnoses the quality of specialists’ training and efficiency of professional competence development. Satisfaction assumes personal student’s inclusion in educational process which is inseparably linked with the personality relation to the quality of these or those objects, to living conditions and activity as well as to himself or herself. The assessment is the most important element of the emotional sphere of the person, emotions stimulate motivation to activity. We understand the integrated characteristic including motivational and emotional spheres of the personality as satisfaction. This estimated relations between trainers according to the activity which they carry out, its results and implementation conditions. Vocational training of cadets is carried out in specific conditions of their stay in barracks on the territory of departmental higher education institution. In the integrated characteristic of satisfaction of trainees vocational training included three criteria: satisfaction with the educational process; satisfaction with extracurricular activities; relationship satisfaction. The first criterion contains satisfaction: 1) organization of educational process; 2) level of teachers’ professionalism; 3) quality of teaching. We put satisfaction indicators into the second criterion: 1) organization of work of circles, sections and clubs; 2) organization of sports and mass actions; 3) organization of events which help to develop professional competence of a future officer of Penitentiary system. The third criterion assumes satisfaction with relations with teachers, with collective and the direct management. Questioning of the 2nd and the 5th year cadets of Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia showed that by the 5th course the positive tendency in a satisfaction assessment is found with vocational training. The criterion «satisfaction with extracurricular activities» needs a separate additional analysis, as by the 5th course the amount of students satisfied with circles, sections and clubs is less than a third of a total number of the course students. By the third criterion some complexity in relationship with the direct management (with commanders of front divisions) is found out and it also should become a subject of special additional consideration.

Full Text

Проблема удовлетворённости учебно-профессиональной деятельностью обучаемых высших учебных заведений в сегодняшней реальности является одной из важных и актуальных. Объясняется это тем, что реформирование системы образования, которое неразрывно связано с необходимостью повышения его качества, возможно только посредством решения одной из основных задач системы профессионального образования – профессионально-личностного развития студентов наряду с формированием их профессиональной компетентности. Это требование может быть успешно и эффективно реализовано только в случае полного личностного включения обучаемого в образовательный процесс, в котором актуализируются личностные смыслы, активизируются мотивы самореализации, доминируют положительные эмоции и чувства – словом, то, что, по нашему мнению, вбирает в себя понятие «удовлетворенность». «Удовлетворенность работой представляет собой набор положительных и отрицательных ощущений человека, показывающих, как он оценивает свою работу» [1, с. 67].

Проблема удовлетворённости учебной деятельностью сейчас активно разрабатывается, о чём свидетельствует большое количество публикаций. В частности, удовлетворённость многими исследователями расценивается как показатель качества процесса обучения [2; 3; 4], как инструмент совершенствования профессиональной подготовки [5], как возможный прогноз удовлетворённости будущей трудовой деятельностью [6] и т.п.

В Большом психологическом словаре удовлетворенность (англ. Satisfaction) определяется как «субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, самих людей, в том числе и самого себя» [7, с. 555]. Любая же оценка неразрывно связана с эмоциональной сферой человека. Поэтому положительная эмоциональная окраска – один из компонентов понятия «удовлетворённость» – сигнализирует о том, что деятельность нравится, интересна, соответствует потребностям и способностям человека, а потому осуществляется на хорошем или даже высоком, творческом уровне. А это ведёт к тому, о чём сказал Е.П. Ильин: «…удовлетворенность выступает одним из факторов, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности, … усиливает мотив и … может объяснять, почему человек занимается данной деятельностью столь длительное время» [8, с. 63].

Следовательно, в структуре удовлетворённости можно выделить два структурных компонента: мотивационный и эмоциональный. Об этом говорит Л.В. Мищенко [9], которая в своей статье, обращаясь к проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности, выделяет эти структурные компоненты, относя мотивационный компонент к поведенческой сфере, а эмоциональный – к субъективной.

Солидаризируясь с мнением Л.В. Мищенко, мы считаем, что удовлетворённость является интегральной характеристикой; под удовлетворённостью профессиональной подготовкой мы понимаем оценочное отношение обучаемых к выполняемой им деятельности, её результатам и условиям осуществления.

В противовес этому установлено, что неудовлетворённость приводит к отчуждению обучаемого от самого процесса профессиональной подготовки, непринятию норм, установок, носителями которых являются все участники этого. Как результат – снижается мотивация вплоть до нуля, возникают негативные чувства и эмоции по отношению к преподавателям, однокурсникам; человек не хочет выполнять свои обязанности, начинает недобросовестно к ним относиться; рождается чувство бессилия, одиночества, тревожности, бессмысленности, злорадство по отношению к неудачам сокурсников и зависть в ответ на успехи [10]. Поэтому мы выделили комплекс составляющих понятия «удовлетворённость профессиональной подготовкой», который включает в себя следующие критерии:

– удовлетворённость учебным процессом;

– удовлетворённость внеучебной деятельностью;

– удовлетворённость взаимоотношениями.

Удовлетворённость учебным процессом достигается в том случае, если учебный процесс осуществляется на высокопрофессиональном современном уровне, с применением активных и интерактивных форм и методов обучения, тем самым обеспечивая реализацию образовательных потребностей каждого обучаемого с учётом его индивидуальных предпочтений и качественное развитие необходимых профессиональных компетенций. Поэтому в «удовлетворённость учебным процессом» мы включили:

1) удовлетворённость организацией учебного процесса;

2) удовлетворенность уровнем профессионализма преподавателей;

3) удовлетворённость качеством своей подготовки.

В ведомственном вузе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) занятия курсантов проходят строго по расписанию с 9 часов утра до 13:50 (три пары), а иногда и четвёртой парой, после обеда, в 15:20 час.

Профессиональная подготовка обучаемых проходит и во внеучебное время, включая в себя организацию спортивных, культурно-массовых мероприятий, работу кружков, секций, клубов и т.д. Внеучебная деятельность в данном случае расценивается нами как воспитательная, помогающая сформировать необходимые для будущей профессиональной деятельности качества личности, свойства характера, способствующие продуктивности этой деятельности и успешности карьеры. Безусловно, воспитывающий эффект имеет и учебный процесс, однако внеучебная деятельность в ведомственном вузе имеет свою специфику, усиливающую роль воспитательной функции. Связано это с тем, что курсанты находятся на казарменном положении, т.е. живут на территории института и без разрешения командиров, без уважительных причин, не могут выйти за пределы территории вуза. В связи с этим организация внеучебной деятельности (а это время после 15 часов до 19:00 – время возвращения в казарму) является отдельной сферой внимания всего профессорско-преподавательского состава института и строевых командиров. Это время насыщено самостоятельной подготовкой курсантов к учебным занятиям и внеучебными мероприятиями, которые для будущих офицеров носят познавательный, воспитывающий и развлекательный характер. Поэтому в «удовлетворённость организацией воспитательного процесса» мы ввели следующие показатели:

1) удовлетворённость организацией работы кружков, секций, клубов;

2) удовлетворённость организацией спортивно-массовых мероприятий;

3) удовлетворённость организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности будущего офицера уголовно-исполнительной системы.

Удовлетворённость взаимоотношениями с преподавателями, однокурсниками, командирами строевых подразделений (чисто эмоциональный компонент), их положительный фон повышает самооценку личности, позволяет обучаемому чувствовать себя причастным к коллективу однокурсников, быть принятым в нём, высказывать своё мнение, развивать в себе уверенность, строить отношения на основе доброжелательности, толерантности. Неудовлетворённость же взаимоотношениями может негативно отразиться на отношении ко всем аспектам службы курсанта.

С целью определения степени удовлетворённости курсантов профессиональной подготовкой нами было проведено анкетирование курсантов 2 и 5 курсов Самарского юридического института ФСИН России, в котором приняло участие 206 человек: 114 курсантов 2 курса и 92 курсанта 5 курса. Была составлена анкета из 9 вопросов, при ответе на которые можно было выделить различную степень удовлетворенности опрашиваемых исследуемым процессом. Результаты в процентном соотношении представлены нами в табл. 1 и табл. 2.

 

Таблица 1 – Удовлетворённость курсантов 2 курса профессиональной подготовкой, %

Степень удовлетворённости

Да, полностью

Скорее, да

Затрудняюсь ответить

Скорее, нет

Нет, полностью

Удовлетворённость учебным процессом

1

организацией учебного процесса

44,74

44,74

5,26

5,26

0

2

уровнем профессионализма преподавателей

50,00

36,84

10,53

2,63

0

3

качеством своей подготовки

15,79

47,37

34,21

2,63

0

Удовлетворённость внеучебной деятельностью

4

организацией работы кружков, секций, клубов

26,32

26,32

18,42

21,12

7,89

5

организацией спортивно-массовых мероприятий

31,58

28,95

15,79

18,42

5,26

6

организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности

13,16

47,37

21,12

13,16

5,26

Удовлетворённость взаимоотношениями

7

с преподавателями

31,58

52,63

10,53

0

5,26

8

с коллективом

44,74

42,11

7,89

0

5,26

9

с непосредственным руководством (командирами строевых подразделений)

21,12

47,37

26,32

0

5,26

 

Таблица 2 – Удовлетворённость курсантов 5 курса профессиональной подготовкой, %

Степень удовлетворённости

Да, полностью

Скорее, да

Затрудняюсь ответить

Скорее, нет

Нет, полностью

Удовлетворённость учебным процессом

1

организацией учебного процесса

21,74

50

6,52

6,52

15,22

2

уровнем профессионализма преподавателей

39,14

52,17

6,52

2,17

0

3

качеством своей подготовки

17,39

60,87

15,22

6,52

0

Удовлетворённость внеучебной деятельностью

4

организацией работы кружков, секций, клубов

13,05

17,39

23,91

28,26

17,39

5

организацией спортивно-массовых мероприятий

28,25

26,09

21,74

15,22

8,7

6

организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности

19,57

34,77

26,09

13,05

6,52

Удовлетворённость взаимоотношениями

7

с преподавателями

39,14

47,82

8,7

2,17

2,17

8

с коллективом

58,69

32,61

4,35

0

4,35

9

с непосредственным руководством (командирами строевых подразделений)

36,96

43,47

4,35

8,7

6,52

 

Анализируя полученные результаты в сфере удовлетворённости курсантов учебным процессом в целом, отметим, что данные по первому показателю – удовлетворённость организацией учебного процесса – показывают снижение удовлетворённости организацией учебного процесса к 5 курсу (полностью удовлетворены 44,74% курсантов 2 курса и 21,74% курсантов 5 курса; на 2 курсе полностью неудовлетворённых нет, на 5–15,22%).

По такому показателю, как уровень профессионализма преподавателей, цифры показывают достаточно ровную картину: на 2 курсе ответили «да, полностью» – 50% и «скорее, да» – 36,84% обучаемых; всего 86,84%; на 5 курсе ответили «да, полностью» – 39,14% и «скорее, да» – 52,17%; всего 91,31% опрошенных. Таким образом, положительных ответов в целом на 5 курсе несколько больше, чем на 2 курсе. Что касается отрицательных ответов, то здесь цифры вполне сопоставимы: на 2 курсе недовольных 2,63%, на 5 – 2,17%.

Относительно третьего показателя – удовлетворённость качеством своей подготовки – нужно отметить его повышение к 5 курсу: если на 2 курсе 63,16% курсантов ответили положительно («да, полностью» – 15,79% и «скорее, да» – 47,37%), то на 5 курсе уже 78,26% обучаемых ответили положительно («да, полностью» – 17,39% и «скорее, да» – 60,87%). Однако и недовольных качеством своей подготовки на 5 курсе больше: 6,62% против 2,63 на 2 курсе.

По критерию «Удовлетворённость внеучебной деятельностью» картина не такая благополучная, как по критерию «Удовлетворённость учебным процессом». По показателю «удовлетворённость организацией работы кружков, секций, клубов» на 2 курсе удовлетворены чуть больше половины курсантов – 52,64%, а считают организацию неудовлетворительной 39,01% опрошенных. К 5 курсу остаются довольны организацией работы кружков и секций 30,44% курсанта (13,03% и 17,39%), а скорее недовольны и полностью недовольны – 45,65% (28,26% и 17,39% соответственно).

По такому показателю, как удовлетворённость организацией спортивно-массовых мероприятий уровень исследуемого качества приблизительно одинаков: немного более половины курсантов 2 курса (60,53%) и несколько меньше, но тоже половина курсантов 5 курса (54,39%) удовлетворены. Почти одинаковое количество обучаемых выразили своё недовольство организацией спортивно-массовых мероприятий: 23,68% и 23,92% соответственно. Однако для курсантов, у которых спортивная (физическая) подготовка является одним из основных видов, эти показатели, на наш взгляд, являются тревожными и требуют серьёзного анализа ситуации и её изменения в лучшую сторону.

По следующему показателю критерия «удовлетворённость внеучебной деятельностью, а именно организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности» картина приблизительно одинаковая: довольных 60,53% на 2 курсе и приблизительно столько же (54,34%) на 5 курсе. Число недовольных также различается мало: 18,42% и 19 57% соответственно.

Критерий удовлетворённости курсантов взаимоотношениями в целом показывает высокий положительный уровень. По показателю «удовлетворённость отношениями с преподавателями» – довольны 84,21% (2 курс) и 86,96% (5 курс); по показателю «удовлетворённость взаимоотношениями с коллективом» – довольны 86,85% (2 курс) и 91,30% (5 курс); по показателю «удовлетворённость взаимоотношениями с непосредственным руководством (командирами строевых подразделений)» – довольны 68,49% (2 курс) и 80,43% (5 курс). Число недовольных более всего также в этом последнем показателе у обучаемых 5 курса – 15,22%.

Для большей наглядности мы сложили ответы «да, полностью» и «скорее, да», а также ответы «скорее, нет» и «нет, полностью» по каждому показателю и представили их на диаграммах на рис. 1.

 

Рисунок 1 – Сравнительные результаты удовлетворённости и неудовлетворенности курсантов 2 и 5 курсов профессиональной подготовкой, %

 

Таким образом, из рис. 1 мы видим, что в целом курсанты и 2 и 5 курсов удовлетворены организацией образовательного процесса (89,48% и 71,74% соответственно), уровнем профессионализма преподавателей (86,84% и 91,31% соответственно), качеством своей подготовки (63,34% и 78,26% соответственно). Некоторое снижение уровня удовлетворённости организацией образовательного процесса к 5 курсу нам представляется вполне естественным, поскольку романтика военной службы на 2 курсе ещё сохраняется и еще силён эффект новизны. Несколько настораживает тот факт, что на 2 курсе удовлетворённость качеством своей подготовки меньше, чем на 5 курсе, больше и недовольных на 2 курсе. Поскольку уровень профессионализма преподавателей у курсантов не вызывает сомнений, то, очевидно, следует более пристальное внимание обратить на их самостоятельную подготовку, которая не всегда осуществляется в должных условиях.

Отдельного дополнительного анализа требует критерий «удовлетворённость внеучебной деятельностью», поскольку цифры показывают достаточно большое количество недовольных этим аспектом курсантской жизни: к 5 курсу удовлетворённых работой кружков, секций, клубов меньше трети от общей численности курса.

В целом, удовлетворённость взаимоотношениями как на 2, так и на 5 курсах достаточно велика и составляет более 80%, что говорит о хороших отношениях с преподавателями и между самими курсантами во взводах. Однако обнаруживается определённая сложность во взаимоотношениях с непосредственным руководством, т.е. с командирами строевых подразделений. А ведь именно командиры строевых подразделений являются наиболее близкими к курсантам офицерами, которые управляют, воспитывают, воздействуют и влияют на обучаемых [11]. Думается, что и этот аспект курсантских будней должен стать предметом специального дополнительного рассмотрения.

×

About the authors

Olga Vladimirovna Oshchepkova

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Author for correspondence.
Email: oshepkova1959@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of the Chair of Penitentiary Psychology and Pedagogy

Russian Federation, Samara

Igor Vadimovich Popov

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Email: bargonavt@rambler.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of Management and Information Technology Service of the Penitentiary System

Russian Federation, Samara

References

  1. Баранаускене И., Валайкене А. Влияние стресса на удовлетворенность работой сотрудников исправительных учреждений // Национальный психологический журнал. 2011. № 1. С. 66–69.
  2. Салагина И.Г. Удовлетворённость студентов образовательной средой как критерий качества управления вузом // Научные труды SWorld. 2010. Т. 23. № 1. С. 93–95.
  3. Русанова А.А. Удовлетворённость как показатель качества образования в современном вузе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т. 7. № 3. С. 21.
  4. Лебедева Е.А. Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворённость потребителя»: автореф. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2004.
  5. Кормина Е.Я. Социологический анализ удовлетворённости качеством профессиональной подготовки выпускников педагогического вуза как показатель их профессионального самочувствия // Вестник государственного педагогического университета. 2014. № 2 (29). С. 119–128.
  6. Лесовская М.И., Лесовская Л.В. Удовлетворённость процессом обучения в вузе как прогноз удовлетворённости будущей работой // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 3. С. 53–56.
  7. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
  8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
  9. Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3. С. 122–128.
  10. Чижкова М.Б. Удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. – http://science-education.ru/127-21304.
  11. Красовская А.Е. Психологическая совместимость младших командиров курсантских подразделений как взаимная удовлетворенность межличностными отношениями: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - Comparative results of satisfaction and dissatisfaction of 2nd and 5th year cadets with professional training,%

Download (44KB)

Copyright (c) 2016 Oshchepkova O.V., Popov I.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies