Barrow with «moustache» Zhamahtas

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The monument consists of two parts – burial construction with the diameter of about 14 m and ritual construction located on its east side with the diameter of 10 m from which two stone arches go to the east. The elements of the complex are badly damaged due to using the stones for building. There is a burial pit under the south construction with the dimensions 2,8×1,4×1,4 m, which contains disturbed human skeleton. The skeleton was put with his head to the west. There was found a bronze mirror with side handle near his hip bone. In the east construction a round pit with the diameter of 0,8, the depth of 0,4, was found, at the bottom of which there were poorly preserved fragments from the tubular bones of a animal. Horse teeth were revealed to the north of the pit, and 14 fragments of the stucco vessel lay on its eastern side. Two radiocarbon dates were obtained from bone samples from the western and eastern constructions in the laboratory of the Royal University of Belfast, Great Britain. Common intervals of the calibrated value showed that: human burial in the western structure – VIII–V centuries BC, the bones of animals in the eastern structure – III–VI centuries AD. Thus, human burial relates to Tasmola culture, which does not contradict the mirror of the Early Saka image found in the grave. Bones of animals under the eastern structure, iprobably, were left during the Hun period.

Full Text

Жамантас – горная гряда в Каркаралинском районе Карагандинской области, с абс. отметкой 945 м, протянувшаяся с юго-запада на северо-восток на 10 км, при ширине около 5–6 км [1, с. 188] (рис. 1). На ее склонах имеются значительное количество разновременных памятников, на что, видимо, повлияло также наличие реки Байкожа, протекающей неподалеку.

 

Рисунок 1 – Карта расположения памятника

 

Курган с «усами» Жамантас находится на юго-восточном склоне горы, в 1,5 км юго-западнее села Бесоба указанного административного района. Комплекс состоит из двух насыпей, расположенных по линии запад-восток. Оба сооружения, при возведении которых, по-видимому, в значительной степени применялся колотый камень, сильно пострадали от действий людей, осуществлявших выборку камня для строительных, хозяйственных нужд. Обе насыпи в момент раскопок были слабо различимы издали в высокой траве. Собственно, памятник был обнаружен жителем с. Бесоба С. Оразбековым благодаря длинным грядам-«усам», также, впрочем, разрушенным. По сохранившимся параметрам, диаметр западной насыпи 14 м, высота около 0,2 м, восточной – соответственно 10 и 0,15 м. Первоначально полы насыпей, возможно, соприкасались друг к другу, вследствие выборки камней между ними имеется разрыв шириной около 1 м. В центральной части западной насыпи фиксировались лежащие плашмя две плиты каждая длиной около 1 м.

Вероятно, западная насыпь имела округлую крепиду из более крупных камней, что более четко заметно на южном, юго-восточном секторах. По направлению на восток от восточной насыпи протянуты две гряды. Длина северной гряды – 198 м, южной – 190 м. Гряды значительно разрушены, начальные и концевые сооружения их, обычно имеющие округлый (овальный) вид, стали почти неразличимы. На расстоянии 5 м западнее от западной насыпи зафиксировано небольшое сооружение из 4 камней размерами около 0,45×0,3×0,25 м.

Были расчищены и вскрыты оба основных сооружения комплекса, а также указанная небольшая конструкция, не имевшая пятен, ям и не давшая каких-либо находок.

Под западной насыпью, род верхним слоем камней, на уровне материка выявлено каменное надмогильное сооружение длиной 3,45 м и шириной 2,5 м., ориентрованное по линии ЗЮЗ-ВСВ. Сохранился лишь нижний слой камней, но общая конфигурация сооружения определима. По-видимому, это была выкладка из крупных и средних камней (обломков плит), будто бы подпрямоугольной формы.

Могильная яма, выявленная под указанным каменным сооружением имеет размеры: 2,8×1,4 м (рис. 2: 1). Глубина грунтовой ямы – 1,45 м. Ориентирована длинной осью – с ЗЮЗ на ВСВ. Заполнение ямы перемешанное, что говорит об ограблении захоронения. Камни, лежащие бессистемно, более интенсивно шли до глубины 1–1,1 м, – в особенности, в восточной половине камеры. Наличие или отсутствие первоначального перекрытия могилы более или менее точно определить не удалось. Могильная яма могла быть просто заложена камнями. Если это было так, то камни вперемежку с землей укладывались в яму, в основном, в верхней половине заполнения. Ниже отмеченной точки заполнение камеры состояло преимущественно из довольно мягкого грунта желто-коричневого цвета. На глубине 1,3 м яма уменьшилась (2,4×1,2 м), образуя небольшие приступки высотой около 15 см. На дне ямы находился, почти в анатомическом порядке, скелет человека, уложенного вытянуто, на спину. Нижняя челюсть лежала в районе левого локтевого сустава, подвинут и череп. Возле првого таза находилось бронзовое зеркало с боковой прямой ручкой, которая имеет зооморфное окончание (рис. 2: 2). Диаметр диска 9 см, длина ручки 6 см, ее ширина 2,5 см. Ближе к концу ручки имеются два скозных отверстия, а также на обороте ручка снабжена петелькой. Положение зеркала в яме – ручкой вверх (рис. 3).

Под восточной насыпью в центре выявлена округлая яма диаметром около 0,8 м, которая четко прослеживалась до глубины 0,45 м. На дне ямы обнаружены два плохо сохранившихся фрагмента кости трубчатых костей, – длиной 22 и 18 см. Возможно, кости принадлежали молодой особи лошади. На материке, севернее ямы на расстоянии 0,3 м найдены восемь зубов лошади, также неудовлетворительной сохранности. На расстоянии 2,8 м от этого скопления зубов к востоку расчищены 14 мелких фрагментов лепного сосуда. Фрагменты венчиков и придонных частей отсутствуют. Не исключено, что были положены обломки сосудов, разбитого (в ритуальных целях) где-то в стороне (рис. 2: 3).

 

Рисунок 2 – Курган с «усами» Жамантас. 1 – погребение под западной насыпью (план, разрез), а – положение зеркала; 2 – бронзовое зеркало; 3 – фрагменты керамики из восточной насыпи

 

Рисунок 3 – Фото. Погребение

 

По костным образцам, взятым от скелета человека в погребальной яме под западной насыпью и от обломка трубчатой кости животного под восточной насыпью были получены две радиоуглеродные даты (табл. 1) в лаборатории Королевского Университета Белфаста, Северная Ирландия, Великобритания.

Общие интервалы калиброванных значении указывают на то, что человеческое погребение в западном сооружении датируется в рамках VIII–V вв. до н.э., кости животных в восточном сооружении относятся к периоду III–VI вв. до н.э.

Таким образом, в комплексе кургана с «усами» Жамантас курган с человеческим погребением относится тасмолинской культуре, чему не противоречит наличие в могиле зеркала раннесакского облика. Кости животных под восточным сооружением, похоже, были оставлены в гуннский период.

В свое время М.К. Кадырбаев для Центрального Казахстана выделил два основных типа бронзовых зеркал: с бортиком и петлей посредине, с рукояткой у края диска. Исследователем были отмечены следующие пять форм этих предметов: «1) зеркала с высоким бортиком по краю диска и петлей посредине; 2) зеркала с петлей посредине и ровным диском; 3) зеркала с фигурной рукояткой; 4) зеркала с сильно выступающей рукояткой; 5) зеркала с боковой петлей или прямоугольным выступом» [2, с. 389, вклейка-рис. 66: 51–52, 53–55, 75]. На уровне выводов тех лет формы 3–5, отнесящиеся ко второму типу зеркал, были отнесены к периоду V–III вв. до н.э., тогда как первый тип (формы 1, 2) был рассмотрен как «наиболее архаичный» с верхней хронологической границей не позже VI в. до н.э. [2, с. 389].

Надо отметить, что не только указанный первый тип зеркал, но и экземпляры с боковой ручкой в настоящее время имеются в раннесакских памятниках Казахстана, а также и прилегающих регионов (напр., Тыткескень-VI на Алтае, см.: [3, с. 8–9, рис. 1: 1]. Зеркало с длинной боковой ручкой-ножом из кургана 3 могильника Едирей-3 в Центральном Казахстане [4], имеющее аналогию в раннесакских материалах Уйгарака [5], по наконечникам стрел датировано VII–VI вв. до н.э. Зеркало с фигурной ручкой (материал готовится к публикации) из могильника Кызыл в Центральном Казахстане также может быть датировано этим периодом. В рамках раннесакской эпохи (VIII–VI вв. до н.э.) датируется и рассматриваемое погребение из Жамантаса. Бронзовое зеркало с боковой ручкой с зооморфным окончанием следует датировать периодом VII–VI вв. до н.э. В Скифии экземпляры с боковой прямой ручкой, близкие к раннесакским зеркалам из казахстанско-алтайского региона, единичны [6, табл. 29, А, 12]. Согласно имеющимся данным, такие зеркала раннесакского времени, как и петельчатые зеркала с бортиком и без, восходят к культуре эпохи поздней бронзы востока степной Евразии [6, с. 79; 7].

По казахстанским зеркалам сакской эпохи необходимо отдельное рассмотрение с привлечением имеющихся данных. Истоки раннесарматских зеркал с боковой прямой ручкой специалисты выводят или из Ближнего Востока или из Средней Азии [8, с. 153–154; 9, с. 120]. Для культуры ранних сармат («савромат») Западного Казахстана появление таких зеркал следовало бы связывать прежде всего с сакским миром – с Уйгараком в Приаралье и с тасмолинской культурой, распространенной в Центральном, Северном Казахстане, Южном Зауралье, а также, судя по новейшим данным [10], в тургайских степях.

Радиоуглеродные даты значительно способствуют для решения вопросов курганов с «усами», анализ которых выходят за рамки настоящего сообщения. Одним из довольно острых аспектов является ситуация с восточным курганом-спутником с отходящими грядами-«усами». Некоторое наблюдение таково, что отдельное («автономное») расположение его создает тип 1 (по А.З. Бейсенову) рассматриваемых комплексов. Это и есть собственно курган с «усами». Тогда как в результате комбинирования его с погребальным сооружением, находящего чаще с запада, образуется тип 2, – как в комплексе у горы Жамантас.

Аналогичный с курганом Жамантас случай выявлен в кургане с «усами» 2 могильника Тандайлы-2, исследованного неподалеку. Комплекс относится к типу 2. Здесь также радиоуглеродные анализы показали тасмолинскую дату для погребения в западном сооружении и гуннское время для спутника, пристроенного с восточной стороны [11]. В кургане с усами Кырыкунгир на Чингистау, относящемуся к типу 1, образец из кости лошади из-под насыпи дал радиоуглеродную дату тасмолинского времени [12]. Таким образом, необходимы дальнейшие исследования курганов с «усами» Центрального Казахстана, в том числе одним из важных подходов должно быть получение радиоуглеродных дат.

 

Таблица 1 – AMS ¹⁴C даты проанализированных костных образцов из кургана с «усами» Жамантас. 14ХРОНО центр по изучению климата, окружающей среды и хронологии, Королевский университет Белфаста

Лабораторный номер

Памятник

¹⁴C BP

Калиброванная дата (1 σ)

Калиброванная дата (2 σ)

UBA-28349

Западная насыпь, погребение

2471±32

Cal BC 752–682 (0,393)

669–611 (0,308)

593–538 (0,300)

Cal BC 768–475 (0,965)

464–452 (0,015)

445–431 (0,020)

UBA-24912

Восточная насыпь

1654±30

Cal BC 351–367 (0,188)

379–421 (0,812)

Cal BC 263–276 (0,016)

329–431 (0,919)

491–530 (0,065)

 

×

About the authors

Arman Ziyadenovich Beisenov

A.Kh. Margulan Institute of Archaeology

Author for correspondence.
Email: azbeisenov@mail.ru

candidate of historical sciences, head of Prehistoric Department

Kazakhstan, Almaty

Daniyar Bolatbekovich Duisenbay

A.Kh. Margulan Institute of Archaeology

Email: daniar_db88@mail.ru

researcher of Prehistoric Department

Kazakhstan, Almaty

Svetlana Vladimirovna Svyatko

Queen’s University Belfast

Email: ssvyatko01@qub.ac.uk

PhD, researcher of 14Chrono Center for Climate, the Environment and Chronology

United Kingdom, Belfast

References

  1. Караганда. Карагандинская область. Энциклопедия. Алматы: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1990. 632 с.
  2. Кадырбаев М.К. Памятники тасмолинской культуры // Древняя культура Центрального Казахстана / А.Х. Маргулан, К.А. Акишев, М.К. Кадырбаев, А.М. Оразбаев. Алма-Ата: Наука, 1966. С. 303-433.
  3. Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Металлические зеркала как источник по древней и средневековой истории Алтая (по материалам Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета). Барнаул: Азбука, 2011. 144 с.
  4. Бейсенов А.З., Исмагулова А.О. Археолого-антропологические данные из могильника Едирей-3 // Историко-культурное наследие Сарыарки. Караганда, 2007. С. 163-172.
  5. Вишневская О.А. Культура сакских племен низовьев Сырдарьи в VII-V вв. до н.э. М.: Наука, 1973. 160 с.
  6. Кузнецова Т.М. Зеркала Скифии VI-III вв. до н.э. Т. 1. М.: Индрик, 2002. 352 с.
  7. Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Металлические зеркала из памятников эпохи бронзы Верхнего Приобья // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 2 (22). С. 116-119.
  8. Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М.: Наука, 1964. 381 с.
  9. Фризен О.И. Раннесарматские зеркала в системе хронологии наборов вооружения // Stratum plus. 2014. № 3. С. 113-127.
  10. Бейсенов А.З., Джумабекова Г.С., Базарбаева Г.А. Изучение памятников тасмолинской культуры в Западной Сарыарке // Археология Западной Сибири и Алтая: опыт междисциплинарных исследований. Барнаул: АГУ, 2015. С. 294-297.
  11. Бейсенов А.З., Дуйсенбай Д.Б., Ахияров И.К., Святко С.В. Радиоуглеродные даты кургана с «усами» из могильника Тандайлы-2 в Центральном Казахстане // Евразия в кайнозое. Стратиграфия, палеоэкология, культуры. 2016. Вып. 5. С. 233-239.
  12. Бейсенов А.З., Умиткалиев У.У., Кулькова М.А. Радиоуглеродная дата кургана с «усами» Кырыкунгир (Восточная Сарыарка) // Евразия в кайнозое. Стратиграфия, палеоэкология, культуры. 2016. Вып. 5. С. 249-255.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - Map of the location of the monument

Download (9KB)
3. Figure 2 - Mound with "mustache" Zhamantas. 1 - burial under the western embankment (plan, section), and - the position of the mirror; 2 - bronze mirror; 3 - fragments of pottery from the eastern embankment

Download (56KB)
4. Figure 3 - Photo. Burial

Download (42KB)

Copyright (c) 2017 Beisenov A.Z., Duisenbay D.B., Svyatko S.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies