V.S. Solovyov’s characters of Christian ideal in the humanization process of Russian artistic education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article explores the development of Russian culture and education symbolism at the end of ХІХ in a question about «Filioque». The prominent Russian thinker V. Solovyov considered that the unity of spirituality of Christian ideal faith was carried out in the unity of catholic and orthodox Christian churches. He doubted the question of division of «Character of Vera» perception. V. Solovyov notified the ideal of «iconographic art», which was fundamental conception of development of Russian artistic culture and education. Semantic Christian character-kernel is an interpretation of our «Hail Mary» for us. The ideal of this character is incarnated in the divine beginning «through the free exploit of man», adding the faith in Godman and God-flesh (Hail Mary) to the faith in God. This ideal was announced by F. Dostoevsky. The trinity of Christian ideal must have become the background for conscious spiritual development of Russia and all humanity. Essence of beauty symbolism is perceived in the actual available phenomena – nature and art. The conception of Sofia – Wisdoms of God character influenced the development of the Russian artistic culture and modern education. The character overflows in concepts: reasonable essence, Divine Bosom, Eternal femininity, Basis, law of life, reason, connection of God and created World. The character of Sofia is oriented to the Russian culture and education development, as a future and final phenomenon of Deity. As a founder of Russian Christian philosophy V. Solovyov defined subsequent motion of symbolism of Christian ideal in the synthesis of Orthodox, revivalist and comparative trends. We notice positive motion in Russian modern artistic education.

Full Text

Гуманизация современного образования апеллирует к духовному наследию континуума мировой культуры. Реализация проблематики современной глобальной культуры требует толерантного отношения к «другим» религиям, культуре, искусству, образованию. Современным вдохновляющим критерием служит визит Патриарха Кирилла в Америку и его встреча с Папой Франциском. Поиск культурного сосуществования всегда был характерен для русского мышления и творчества. Выдающиеся русские философы, художники, музыканты, поэты, педагоги обогатили мировую культуру чистотой общечеловеческих духовных ценностей. Важной научной задачей является реализация этих ценностей.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский считал, что без идеала истинное воспитание невозможно. Есть только один идеал совершенства – христианство. Каким человек должен быть, выражено в божественном учении, и воспитанию остается только укоренить вечные истины христианства [1]. Современное гуманитарное образование ориентировано на ценности и идеалы христианского учения. В русской культуре мы находим множество примеров творчества мыслителей, развивших понятие идеала. Наше исследование выделяет символику идеала христианства выдающегося русского мыслителя конца ХІХ века В.С. Соловьева.

Альтернативную концепцию «искусства коммунистического идеала» мы замечаем в исследовании Э.В. Ильенкова [2; 3]. Христианская символика русской культуры исследована в работах выдающихся ученых А.Ф. Лосева [4; 5], П.А. Флоренского [6; 7], М.К. Мамардашвили [8], В.Н. Лосского [9], Ю.М. Лотмана [10]. Авторские исследования посвящены христианской символике русской культуры [11; 12; 13; 14]. Творчеству и мышлению В.С. Соловьева посвящены исследования Г.И. Чулкова [15] и немецкого ученого Х. Даама [16]. Не разрешенной ранее проблемой является исследование христианского идеала В.С. Соловьева и его влияние на русское художественное образование.

Целью нашего исследования является символика христианского идеала В.С. Соловьева в следующих составляющих аспектах:

  1. Единство идеала «Символ Веры»;
  2. синтез христианского идеала;
  3. ориентация и развитие символа Софии – премудрости Божией;
  4. идеал «теургического искусства».

Центральным для развития символики русской культуры и образования в конце ХІХ века был вопрос о «Filioque», где Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православие символизирует Дух Святой, который исходит только от Отца.

Основой сущности христианского вероучения православия является «Символ Веры». Он составлен первым Вселенским собором (325 г.), расширен и дополнен вторым Вселенским собором (381 г.). Первое слово «Символа Веры» – «верую» – связано с каждым последующим утверждением, возлагает ответственность за веру на каждого православного, который произносит «верую» и далее «исповедую» и «чаю» (ожидаю с надеждой). Духовно-социальное движение в Византии – «исихазм» (от греч. исихия – безмолвность, спокойствие) – представляло практику богопознания, распространялось в славянском мире, противодействуя идеям европейского гуманизма Возрождения и первым признакам секуляризации культуры и образования.

В мышлении В.С. Соловьева мы замечаем развитие двух тенденций символов христианства – православной и западноевропейской (возрожденческой). Данные тенденции имеют основные символы женственности. В православной – символ Богородицы, в возрожденческой – символ Мадонны.

Единство духовности веры русский мыслитель представлял в единении католической и православной христианских церквей. Вопрос разделения восприятия «Символа Веры» он предавал сомнению: «Осуждение же католиков за filioque с точки зрения буквальной неприкосновенности символа решительно несообразно с истинным положением дела» [17, с. 54]. Мечта о единении церквей не сбылась. Идеи символических представлений имели продолжение в культуре русского символизма и воплотились в «теургическом искусстве» [14]. Друг великого русского философа – Е.Н. Трубецкой замечал: «Достоевский сказал, что "красота спасет мир". Развивая ту же мысль, Соловьев оповестил идеал "теургического искусства"» [18, с. 42]. Это искусство воплотилось в истории развития русской культуры. Оно было, есть и требует во времени, воплощенное в иконе: «Теургическое искусство у нас уже было. Наши иконописцы видели эту красоту, которой спасется мир и увенчали ее в красках» [18, с. 42].

В.С. Соловьев выделяет основной православный символ – «Богородицу». Трепет постижения истины женственности разворачивается перед нами – материнство в высшем своем проявлении, женственность, чистая печаль знания и величие всепроникающей любви. Идеал данного символа воплощен в божественном начале «через свободный подвиг человека, присоединяя к вере в Бога веру в Бого-человека и в Бого-материю (Богородицу)» [19, с. 254]. Этот идеал понимал и возвещал Ф.М. Достоевский. Триединство христианского идеала должно было стать основой для сознательного духовного развития России и всего человечества.

Продолжая идею совершенства христианского идеала К.Д. Ушинского современный исследователь В.Б. Новичков выделяет «идеал как смысловое ядро эпохи» [20]. Таким смысловым христианским символом – ядром является для нас трактовка «Богородицы» В.С. Соловьева.

В.С. Соловьев в своей теории «красоты и искусства» видел широкие горизонты будущего и источник новых явлений: «В человеческой жизни художественная красота есть только символ лучшей надежды» [19, с. 31]. Сущность красоты должна быть понята в ее действительных наличных явлениях – природе и искусстве.

Символ света – первое начало красоты в природе. Дальнейшие ее явления обусловлены сочетанием света с материей. Материя становится носительницей красоты через действия одного и того же светового начала, которое ее сперва поверхностно озаряет, а затем внутренне организует. В неоконченной статье «Умное делание» В.С. Соловьев определяет природу света, соединяя ее с огнем: «… огонь всегда проникнут светом, всегда покоится в свете» [17, с. 1399]. До грехопадения человечества так было всегда. Затем огненная основа жизни отделилась от вечного света Божества. Человек подпал под власть внешности звездного (астрального духа) и вещественных стихий. Звездный дух внешнего мира образовал видимую оболочку жизненного духа человека – «архей». Чтобы опять обрести небесную сущность, человечество должно собрать воедино все рассеянные силы духа для проникновения света и войти в сферу Божественной жизни.

Образ Софии в русской культуре символизирует Премудрость Божию. Ей посвящены великолепные соборы и церковные школы Руси. К ней обращены все помыслы и чаяния русского народа в духовных воплощениях Божественной Веры, Надежды и Любви. В русской культуре сознание символа Софии переливается в понятиях: разумная сущность, Божественное Лоно, Вечная Женственность, основа, закон жизни, причина, соединение Бога и тварного Мира, Премудрость Божия. Крупнейший русский философ Н.О. Лосский считал: «По общему мнению, философскую систему Соловьева следует назвать философией вечной женственности» [21, с. 115].

Символика «Вечной Женственности» в поэзии русского мыслителя имеет ассоциативные компаративные расслоения – «милый друг», «Дева Радужных Ворот», «Туранская Ева», «Степная Мадонна», «богиня», «Дева Назарета», «Любовь-Волшебница», «Царица». В ряде стихотворений существуют и неопределенные образы-символы восхищения вечной женственностью. Лишь только в стихотворении «Das ewig-weibliche» (слово увещательное к морским чертям) мы находим четкое символическое определение:

Знайте же: вечная женственность ныне

В теле нетленном на землю идет [17, с. 155].

Современный исследователь православия Ю.Ю. Булычев замечает, что «характер вопросов, предложенный основоположником русского религиозно-философского учения о Софии – премудрости Божией В.С. Соловьевым, привел к некоторым уклонам от православной богословской традиции в рамках софиологии» [22, с. 229]. Камнем преткновения символики стихотворений В.С. Соловьева явилось внесение женского начала в самое Божество. Поэт-философ опровергает данное обвинение, считая перенесение плотских отношений в область сверхчеловеческую величайшей мерзостью. Поклонение женской природе, восприимчивой ко лжи и злу не менее, чем к истине и добру, есть величайшее безумие. С этой глупостью и мерзостью «не имеет истинное почитание вечной женственности» [17, с. 677].

Выдающийся русский философ А.Ф. Лосев считал: «София, согласно В. Соловьеву, вообще говоря, именно и есть материализация идеального» [23, с. 205].

Образ Софии в поэзии В.С. Соловьева многомерен и эмоционально расслоен. Образ Софии в философии гениального мыслителя четко ориентирован на развитие русской и всей мировой культуры. «Тесно связывая Святую Софию с Богоматерью и Иисусом Христом, религиозное искусство наших предков, тем не менее, отчетливо отличало ее от Того и Другой, изображая ее в образе отдельного Божественного существа. Она была для них небесной сущностью, скрытою под видимостью низшего мира, лучезарным духом возрожденного человечества, Ангелом-Хранителем Земли, грядущим и окончательным явлением Божества» [17, с. 470].

Современное художественное образование обращено к синтезированию знаний религиозного мышления. В этом отношении духовное наследие В.С. Соловьева является определенным. Мы соглашаемся на синтезацию трех тенденций символики русского мыслителя – западноевропейскую (возрожденческую), православную и компаративную.

Исследование символов христианства В.С. Соловьева в процессе гуманизации современного образования позволяет нам сделать следующие выводы:

  1. Единство идеала «Символа Веры» представлялось русскому мыслителю в единении католических и православных церквей.
  2. Синтез христианского идеала В.С. Соловьева представляет развитие трех символов – православного (Богородица), возрожденческого (Мадонна), компаративного (Вечная Женственность).
  3. Символ Софии – премудрости Божией ориентирован на развитие русской культуры и образования как грядущее и окончательное явление Божества.
  4. Идеал «теургического искусства» В.С. Соловьева является основополагающей концепцией развития русской художественной культуры и образования.

Как основоположник русской христианской философии, В.С. Соловьев оказал влияние на развитие символики блистательных представителей русской культуры и образования – П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, А.Ф. Лосева, А.А. Блока, Д.Л. Андреева, К.Д. Ушинского. Данное влияние является перспективой наших последующих исследований.

×

About the authors

Vasily Ivanovich Bugaev

Lugansk Taras Shevchenko National University

Author for correspondence.
Email: vasilbugajov@i.ua

candidate of philosophical sciences, associate professor of the Chair of Design and Project Technologies

Russian Federation, Lugansk

References

  1. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М.: УРАО, 2002. 592 с.
  2. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.: Искусство, 1984. 349 с.
  3. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. 319 с.
  4. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 655 с.
  5. Лосев А.Ф. Личность и абсолют. М.: Мысль, 1999. 719 с.
  6. Флоренский П.А. Иконостас. М.: АСТ, 2003. 208 с.
  7. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 640 с.
  8. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа полит. исследований, 2000. 416 с.
  9. Лосский В.Н. Боговидение. М.: АСТ, 2003. 759 с.
  10. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПБ: Искусство, 1998. 704 с.
  11. Бугаев В.И. Историко-философский анализ символических формаций в глобальном цивилизационном процессе : автореф. дис. … канд. филос. наук. Луганск, 2012. 218 с.
  12. Бугаев В.И. Цветоведение: учеб. пособие для студ. направления подготовки «Дизайн». Луганск: Альма-матер, 2016. 256 с.
  13. Бугаев В.И. Свобода символа // Наука. Религия. Общество. 2006. № 1. С. 87–94.
  14. Бугаев В.И. Сознание символов теургического искусства // Науч. времяопис. Сер. : Религиознание. Культурология. Философия. К.: НПХ имени М.П. Драгоманова, 2005. № 7 (20). С. 43–50.
  15. Чулков Г.И. Автоматические записи В. Соовьева // Вопросы философии. 1992. № 8. С. 121–133.
  16. Даам Х. Свет естественного разума в мышлении В. Соловьева // Вопросы философии. 1992. № 8. С. 134–144.
  17. Соловьев В.С. Россия и Вселенская церковь. Мн.: Харвест, 1999. 1600 с.
  18. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. М.: тип. Сытина, 1916. 42 с.
  19. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701 с.
  20. Новичков В.Б. Образовательный идеал в контексте социокультурного развития дореволюционной России // Педагогика. 2012. № 4. С. 54–61.
  21. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. 559 с.
  22. Булычев Ю.Ю. Православие: Словарь неофита. СПб : Амфора, 2004. 300 с.
  23. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М.: Мысль, 1994. 230 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Bugaev V.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies