Анализ погребальной керамики Плотниковского могильника (по итогам раскопок 2007-2015 гг.)
- Авторы: Брюхова Н.Г.1, Батуева Н.С.2, Лычагина Е.Л.2
-
Учреждения:
- Пермский научный центр УрО РАН
- Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 5, № 3 (2016)
- Страницы: 87-91
- Раздел: 07.00.00 – исторические науки и археология
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21950
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20163205
- ID: 21950
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируется керамический комплекс Плотниковского могильника, который относится к родановской культуре. Материальная культура родановского времени недостаточно хорошо изучена. Несмотря на то, что большинство погребений Плотниковского некрополя были разграблены, вещевой материал, обнаруженный в ходе раскопок, оказался довольно разнообразным. Он представлен украшениями и принадлежностями костюма, оружием, орудиями труда и предметами быта. Некоторые вещи имеют аналогии в материалах Русского Севера, Волжской Булгарии и Перми Вычегодской. В ходе исследования был проведен типологический и технологический анализ фрагментов 52 сосудов. В результате было выяснено, что для памятника характерно распространение чашевидных сосудов с уплощенным дном и петлеобразной ручкой, слабая орнаментация посуды при преобладании использования гребенчатого штампа для нанесения узоров, использование глин во влажном состоянии с добавлением толченой раковины в формовочной массе. Сравнение с керамическими комплексами хронологически одновременных памятников вымской и чепецкой культуры выявило как сходства, так и отличия. Отмеченные отличия говорят о наличии собственной традиции производства погребальной керамики в XII–XV вв. у населения, оставившего Плотниковский могильник. Изучение материалов памятника представляет значительный интерес в плане решения вопросов этногенеза коми-пермяков и уточнения хронологии позднего этапа родановской культуры.
Полный текст
Плотниковский могильник относится к родановской археологической культуре. Это один из немногих некрополей данной культуры исследованный раскопками. По сравнению с памятниками более раннего времени, в материалах Плотниковского могильника появляются новые категории изделий (ажурные подвески-лапки, подвески-нашивки, лунницы, медальоны с орнитоморфным орнаментом и т.д.) выполненные из качественно нового для территории Пермского Предуралья металла и металлических сплавов: олова или сплава на основе олова [1]. На сегодняшний день памятник датируется XIII–XV вв. [2].
Плотниковский могильник расположен на левом берегу р. Серва, левого притока р. Иньва, в 7 км к северо-востоку от г. Кудымкар, и в 300 м к северо-востоку от д. Плотниково (рис. 1). Могильник находится на склоне крутого частично залесенного, частично распаханного холма [3, с. 278].
Могильник известен с XIX в., впервые он упомянут И.Я. Кривощековым [4, с. 13]. В 1989, 2007, 2009 гг. могильник исследовался Н.Б. Крыласовой [5]. В 2010–2015 гг. работы были продолжены под руководством Н.Г. Брюховой. В данный момент на Плотниковском могильнике изучено 937 м² площади памятника, на которых изучено 112 погребений [6, с. 2]. Большинство исследованных могил оказались разграбленными. Но, несмотря на это, в погребениях удается зафиксировать костные останки погребенных, непотревоженные части погребальной конструкции и вещевой материал.
Целью данной статьи является анализ погребальной посуды, найденной при раскопках могильника в 2007, 2009–2015 гг.
Керамику можно назвать самым массовым археологическим материалом, она помогает в определении или выделении археологических культур, начиная с эпохи неолита. Двумя важными характеристиками керамики являются противоположные свойства. С одной стороны, это хрупкая и скоропортящаяся посуда, требующая постоянной замены, и от этого происходит ее массовость, второе же свойство – это необычайная стойкость материала, он не разлагается и не окисляется, поэтому сохраняется веками.
Коллекция керамики Плотниковского могильника насчитывает фрагменты 52 сосудов, большинство из которых реконструированы. Посуда или её фрагменты найдены в каждом женском и почти в каждом детском погребении, в том числе в погребениях новорожденных детей. В трех случаях фрагменты посуды встречены в мужских погребениях, но так как мы имеем дело с разрушенными могилами, нельзя исключить возможность случайного попадания фрагментов в ямы. В нескольких могильных ямах удалось зафиксировать положение сосудов, каким оно было при погребении покойного. Во всех случаях посуда располагалась в ногах погребенного (рис. 2).
Типологический анализ
Типологический анализ показал, что самой распространенной формой был чашевидный сосуд, вид которого порой варьировался: сосуд встречается в форме приземистой чашечки, как с прямой, так и с расширенной нижней частью, в форме высокой чашки, также с расширением в нижней части, один сосуд имел подцилиндрическое тулово. Около половины сосудов Плотниковского могильника имеют одну или две петлевидные ручки с площадкой в верхней части или без нее (табл. 1).
Рисунок 1 – Месторасположение Плотниковского могильника
Рисунок 2 – План погребения № 64
По форме дна всю керамику Плотниковского могильника можно разделить на 3 группы:
1) уплощенное – 38 сос. (73%),
2) округлое – 4 сос. (7,75%),
3) плоское – 4 сос. (7,75%).
Еще у 6 (11,5%) сосудов форму дна установить не удалось.
Формы венчиков представлены следующими видами:
1) венчик отогнутый с приостренным торцом – 5 (9,5%),
2) венчик отогнутый с уплощенным торцом – 8 (15,5%),
3) венчик отогнутый с округлым торцом – 23 (44%),
4) округлый венчик – 1 (2%),
5) приостренный венчик – 2 (4%).
У 13 (25%) сосудов верхние части не сохранились.
Таблица 1 – Основные формы сосудов
Форма | Количество сосудов | % |
Чашевидный сосуд | 34 | 65,0 |
Приземистая чашечка | 6 | 11,5 |
Приземистая чашечка с расширением в нижней части | 2 | 4,0 |
Высокая чашечка с расширением в нижней части | 1 | 2,0 |
Сосуд с подцилиндрическим туловом | 1 | 2,0 |
Не реконструированы | 8 | 15,5 |
Толщина стенок колеблется от 0,4–0,5 см до 0,7–0,8 см. По размерам все реконструированные сосуды можно разделить на 2 группы:
1) маленькие чашечки, имеющие высоту 5 см и диаметр по венчику до 8 см (5 экз., 20%);
2) сосуды средних размеров, высотой 9–10 см и диаметром по венчику до 12 см (20 экз., 80%).
Цвет керамики Плотниковского могильника варьировался от красно-коричневого до светло-коричневого и серо-коричневого. Основная масса сосудов имела сероватый цвет, иногда со следами нагара – 54,3% от всей керамики.
Большая часть сосудов – 33 (63%) – не орнаментированы. Орнамент присутствует на 19 сосудах (37% от всей коллекции).
По способу орнаментации выделяются следующие вариации:
1) гребенчатый орнамент – 12 сосудов (63%).
2) накольчатый орнамент – 4 сосуда (21%),
3) ямочный – 2 сосуда (10,5%).
4) с насечками по венчику – 1 сосуд (5,5%).
Чаще всего орнамент наносился на поверхность тулова и шейки, и всего в двух случаях орнамент был нанесен по плечику сосуда. На первом сосуде он был в виде горизонтальной «ёлочки» выполненной гребенчатым штампом, а во втором случае фиксировались бессистемные горизонтальные отпечатки гребенчатого штампа (рис. 3: 1–2). Стоит отметить, что оба сосуда были обнаружены в одном погребении (№ 11). Орнаментация «ёлочкой» была встречена еще в одном случае, на сосуде из погребения № 41, только там он шел по шейке сосуда. Сосуд из этого погребения отличается размерами, он самый крупный из всех. Его диаметр по венчику составляет 12 см, а высота колеблется от 9 до 10 см.
Узор по венчику, в виде насечек на торце, был зафиксирован только на сосуде из детского погребения № 48. Вертикальные, горизонтальные и диагональные ряды гребенчатого штампа встретились по одному разу каждый, нанесенные по тулову и шейке сосудов (рис. 3: 3, 9). Так же гребенчатый штамп был представлен в трех видах зигзагов – двойных, чередующихся с двумя линиями обычного гребенчатого штампа, вертикальных, состоящих из резных линий, и третий вид из обычных линий зигзагов (рис. 3: 5, 7).
Ямочный орнамент был представлен узором из волнистых и прямых линий ямок, и просто ямок, а накольчатый орнамент, из обычных линий наколов и наколов, выполненных в виде «отступающей палочки» (рис. 3: 6, 10).
Таким образом, типологический анализ показал, что для керамического комплекса Плотниковского могильника характерно преобладание чашевидных сосудов с уплощенным дном, выделенной шейкой и отогнутым венчиком с округлым торцом. Одной из особенностей посуды данного памятника является наличие сосудов с петлевидной ручкой. Цвет керамики колеблется от красно-серого до коричневого и черного, окраска неравномерная. Большинство сосудов не орнаментировано или украшено несложными орнаментальными композициями в верхней части. Узоры представлены в виде вертикальных, горизонтальных, диагональных рядов, «ёлочки» и зигзагов, поставленных гребенчатым штампом, а также ямочными вдавлениями и наколами.
Рисунок 3 – Виды орнаментов на сосудах Плотниковского могильника
Технологический анализ
Технологический анализ исходного сырья и формовочной массы керамического комплекса Плотниковского могильника был проведен в рамках историко-культурного направления, разработанного А.А. Бобринским и основанного на методике бинокулярной микроскопии, трасологии и физическом моделировании [7].
Анализ проводился при помощи микроскопа МБС-9 на базе ЛАЭИ ПГГПУ. В число рассматриваемых и изучаемых параметров входили:
1) установление исходного пластичного сырья (ИПС), а также состояния, в котором использовалось ИПС (сухое / влажное);
2) определение уровня запесоченности ИПС (т.е. установление уровня пластичности ИПС);
3) установление основных примесей в формовочную массу (ФМ);
4) выявление способов обработки внутренней и внешней поверхности сосудов;
Проведенный анализ показал, что исходным сырьём во всех случаях являлись глины, взятые во влажном состоянии. Запесоченность исходного сырья была зафиксирована лишь у 2 сосудов (4%), что может рассматриваться как частный случай, исключение из общего правила.
Примесью в керамике Плотниковского могильника является органическая составляющая. В частности, в качестве составов ФМ использовалось сочетание «глина + толченая раковина». Концентрация раковины в формовочной массе в целом одинакова (1:3; 1:4), за исключением 6 сосудов с достаточно большой концентрацией (1:1), и 2 сосудов с меньшей концентрацией (1:7), чем в основной массе посуды [8].
Обработка поверхности также не отличалась разнообразием – лишь в двух случаях использовался твёрдый предмет для заглаживания, в остальных – использовалось заглаживание пальцами. Обжиг полученного изделия осуществлялся на костре, о чем свидетельствует неравномерная окрашенность некоторых сосудов. На части сосудов обнаруживаются следы нагара на внутренней и внешней поверхности. Поскольку погребальная керамика в основном носила обрядовый характер, можно говорить скорее о нагаре, приобретенном во время обжига, нежели о том, что посуда имела утилитарное назначение.
Проведенный технологический анализ показал наличие устойчивой единообразной традиции в изготовлении погребальной керамики Плотниковского могильника. К ее основным чертам можно отнести использование не запесоченных глин во влажном состоянии, добавление толченной раковины в качестве основной примеси в ФМ, ленточный способ лепки и костровой обжиг.
На основе проведенного анализа можно отметить, что в целом черты керамического комплекса Плотниковского могильника типичны для родановской культуры. Сосуды с ручками и уплощенным дном получили широкое распространение с XII в., плоскодонные сосуды появились не ранее XIV века. [9, с. 24]. М.В. Талицкий связывал появление новых форм с подражанием привозной посуде, наряду с сохранением старых традиций [10]. Описанный нами керамический комплекс может быть датирован в пределах XII–XIV вв., что не противоречит датировке могильника по другим источникам [11].
Технология изготовления ясно указывает нам на сложившуюся традицию, существовавшую, по всей видимости, не долго. Представленная на Плотникововском могильнике коллекция керамики выполнена по единой схеме изготовления, имеет единый внешний вид и состав, также типичный для родановской культуры.
При сравнении керамического комплекса Плотниковского могильника с материалами других памятников родановской культуры, можно отметить, что наибольшую схожесть он имеет с керамикой могильников Аверинский I в верховьях Камы, Антыбарский и Телячий Брод на р. Чусовой. Для посуды перечисленных памятников характерны чашевидные сосуды с ручками, уплощенным или плоским дном, орнаментация верхней части сосуда насечками, гребенкой, ямками [12, с. 44–61].
При сравнении керамического комплекса Плотниковского могильника с материалами хронологически одновременных могильников вымской культуры (Ыджыдъельским и Жигановским) были выявлены как сходства, так и определенные отличия [13, с. 602–605; 14, с. 78–79; 15, с. 14].
К сходствам можно отнести то, что сосуды всех памятников изготовлены лепным способом. Основными примесями в формовочной массе была раковина, хотя на Жигановском и Ыджыдъельском могильниках распространены и другие виды примесей, такие как песок, кварц и дресва [15, с. 14].
На всех перечисленных могильниках преобладает чашевидная форма сосудов, но на Плотниковском могильнике не встречены горшковидные формы, которые присутствуют на двух других памятниках [14, с. 78–79; 15, с. 14]. В тоже время, для могильников вымской культуры не характерны сосуды с ручками. Толщина днищ и стенок сосудов на всех памятниках примерно одинакова.
Также схожа орнаментация керамики Плотниковского могильника с сосудами Ыджыдъельского и Жигановского могильника, на которых встречаются орнаменты в виде «ёлочки», зигзагов, рядов гребенчатого штампа, насечек по торцу венчика. Схожи и зоны расположения орнаментов. Но, в отличие от могильников вымской культуры, на рассматриваемом нами памятнике посуда имеет меньшую площадь орнаментации [13, с. 602–605; 14, с. 78–79; 15, с. 14].
Помимо могильников вымской культуры, нами было проведено сравнение керамики изучаемого могильника с посудой памятников с территории Удмуртии, относящихся к чепецкой культуре, которая датируется тем же временем. В частности, с керамикой городища Иднакар, т.к. именно в этой коллекции имеются сосуды с петлевидной ручкой. Правда, в отличие от Плотниковского могильника, на городище Иднакар такие сосуды не являются ведущей группой в коллекции. Схожи обе коллекции наличием в формовочной массе примеси раковины, в форме сосудов – чашевидная с ручкой, что придает кружкообразный вид керамике [16].
Наибольшую схожесть посуда Плотниковского могильника имеет с керамикой Маловенижского могильника. Коллекции памятников схожи по форме сосудов, преобладанию примеси раковины, приостренной, закругленной и слегка отогнутой форме венчиков, уплощенной, округлой или плоской форме днищ. К отличиям можно отнести то, что на Маловенижском могильнике присутствуют сосуды только без ручек и практически вся керамика не имеет орнаментации [17].
Таким образом, несмотря на отмеченные сходства с керамикой вымской и чепецкой культур, мы можем говорить о наличии у населения Среднего Предуралья собственной традиции производства погребальной керамики в XII–XV вв. К ее характерным чертам можно отнести изготовление чашевидных сосудов с уплощенным дном и петлеобразной ручкой, слабую орнаментацию посуды при преобладании использования гребенчатого штампа для нанесения узоров, использование глин во влажном состоянии с добавлением толченой раковины в ФМ.
На наш взгляд, керамический комплекс Плотниковского могильника может рассматриваться как эталонный для погребальной посуды родановской культуры. Для подтверждения этой точки зрения необходимо проведение технико-технологического анализа керамики других могильников родановской культуры, расположенных на территории Среднего Предуралья (Телячий Брод, Анюшкар).
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ 14-06-96002 р_урал_а Средневековое Пермское Предуралье: меняющееся население в изменяющейся среде и в соответствии с Заданием Минобрнауки № 33.1091.2014/К.
Об авторах
Наталья Геннадьевна Брюхова
Пермский научный центр УрО РАН
Email: nat-bryukhova@yandex.ru
научный сотрудник отдела истории, археологии и этнографии
Россия, ПермьНадежда Сергеевна Батуева
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: nadiabat@yandex.ru
магистрант кафедры древней и средневековой истории России
Россия, ПермьЕвгения Леонидовна Лычагина
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lychaginae@mail.ru
кандидат исторических наук, доцент кафедры древней и средневековой истории России
Россия, ПермьСписок литературы
- Брюхова Н.Г., Подосёнова Ю.А., Крыласова Н.Б. Ювелирные изделия Плотниковского могильника родановской археологической культуры (по материалам раскопок 2011-2013 гг.) // Вестник Пермского университета. Серия «История». 2015. Вып. 1. С. 114-131.
- Брюхова Н.Г. История существования Плотниковского могильника (Среднее Предуралье, Пермский край) // Вестник Челябинского Государственного университета. История. 2015. Вып. 63. № 6. С. 35-38.
- Памятники истории и культуры Пермской области. Археология. Т. 1. Пермь: Арабеск, 1996. 300 с.
- Кривощеков И.Я. Справка о прошлом Иньвенского края // Материалы для истории села Кудымкора Соликамского уезда Пермской губернии. Пермь: Тип. наследников П.Ф. Каменского, 1894. С. 10-14.
- Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в августе 2009 г. // Архив МАЭ ПГГПУ.
- Брюхова Н.Г. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в июле-августе 2015 г. // Архив МАЭ ПГГПУ.
- Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. Источники и методы изучения. М: Наука. 1978. 272 с.
- Петрова Н.Ю. Оценка концентрации дробленой раковины моллюсков в формовочной массе глиняных сосудов // Традиции и инновации в изучении древнейшей керамики. Материалы международной научной конференции. СПб: ГЭ, 2016. С. 65-67.
- Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в августе 2009 г. // Архив МАЭ ПГГПУ.
- Талицкий М.В. Верхнее Прикамье в X-XIV вв. // Материалы и исследования по археологии. 1951. № 22. М.: Наука. С. 33-96.
- Брюхова Н.Г. Существование археологического памятника в контексте истории (на примере Плотниковского могильника) // Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани. Том V Казань: Отечество, 2015. С. 118-120.
- Голдина Р.Д., Кананин В.А. Средневековые памятники верховьев Камы. Свердловск: УрГУ, 1989. 216 с.
- Савельева Э.А., Истомина Т.В., Королев К.С. Пермь Вычегодская // Археология Республики Коми. М.: ДиК, 1997. С. 561-650.
- Савельева Э.С. Жигановский могильник. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2010. 456 с.
- Савельева Э.С. Ыджыдьёльский могильник. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2014. 120 с.
- Иванова Т.В. Редкие виды лепной посуды городища Иднакар // Материалы исследований городища Иднакар. Ижевск: УдИЯЛИ, 1995. С. 72-83.
- Иванова М.Г. Маловенежский могильник // Средневековые памятники бассейна р. Чепцы. Ижевск: УдИЯЛИ, 1982. С. 52-76.
