Формирование адаптационной компетентности у студентов специальностей сервиса и туризма

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается процесс подготовки студентов укрупненной группы специальностей сервиса и туризма в ГБПОУ СО «Поволжский государственный колледж». С внедрением в образовательный процесс стандартов Ворлдскиллс качественно изменился процесс подготовки студентов. На первый план выходят общие компетенции, которые можно объединить общим названием – адаптационная компетентность. Именно способность быстро адаптироваться к изменениям окружающего мира позволяет студентам добиваться наивысших результатов в своей профессии, это же и подтверждают конкурсы профессионального мастерства различных уровней. Статья посвящена анализу условий, позволивших создать в ГБПОУ СО «Поволжский государственный колледж» образовательную траекторию для возможности формирования адаптационной компетентности у студентов. В статье рассмотрены методы и подходы, используемые при подготовке студентов к конкурсам профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс. Рассмотрены основные элементы адаптационной компетентности и способы их формирования. Описаны положительные и отрицательные показатели, полученные при формировании этой компетенции, влияние на социальную адаптацию студентов в обществе. Полученный опыт подготовки может быть использован в образовательном процессе по другим гуманитарным специальностям и легко масштабирован на другие образовательные учреждения.

Полный текст

В последние годы в среднем профессиональном образовании наметились кардинальные изменения в содержании всех специальностей и профессий [1–2], что, соответственно, привело к существенному изменению как в самих образовательных программах, так и в методах их реализаций [1–3]. Это требует особой гибкости от профессиональной образовательной организации [3]. Частным случаем является введение элементов стандартов Ворлдскиллс в образовательные программы и участие студентов колледжа в чемпионатах «Молодые профессионалы» различных уровней. Проблема реализации образовательной программы специальности «Туризм» заключается в том, что студент, успешно освоивший все профессиональные компетенции, не всегда легко адаптируется к реальным условиям на рабочем месте или конкурсе профессионального мастерства. Не хватает сформированности адаптационной компетентности. Это очень сильно проявилось, когда формой аттестации стал демонстрационный экзамен, который проводится по международным стандартам Ворлдскиллс [4]. Эта же проблема стояла перед нами при подготовке студентов к чемпионатам «Молодые профессионалы». Таким образом, именно при подготовке студентов к конкурсам профессионального мастерства и демонстрационному экзамену проходила отработка методов формирования адаптационной компетентности.

Формирование цели статьи (постановка задания)

Целью наших исследований являлось изучение и внедрение в образовательный процесс и процесс подготовки к конкурсам профессионального мастерства лучших практик формирования адаптационной компетентности у студентов специальности «Туризм», а также анализ результативности их участия в конкурсе «Молодые профессионалы».

Изложение технологии формирования адаптационной компетентности

С развитием и продвижением международных стандартов Ворлдскиллс меняется качество подготовки будущих специалистов. Именно эффективная подготовка специалиста к будущей профессиональной деятельности повышает его конкурентоспособность на рынке труда [5]. Однако не все так просто, так как одной из проблем в подготовке специалиста является его низкая адаптивность к условиям труда и быстро меняющемуся окружающему миру, в части технологий и процессов обработки информации [1, с. 35–35, 97–126]. Одним из способов повышения адаптационной компетентности при реализации образовательной программы является участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней. Участие в этих конкурсах позволяет студентам [6]:

1) организовывать собственную деятельность и менять ее в соответствии с изменившимися условиями и обстоятельствами;

2) быстро принимать компромиссные решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

3) эффективно осуществлять поиск и использование информации;

4) легко переключаться между видами деятельности;

5) понимать свою роль и эффективно взаимодействовать при работе в команде.

Таким образом, можно объединить все эти способности и определить понятие адаптационной компетентности как способности быстро менять свои методы работы на основе оценки их эффективности и анализа большого потока информации об окружающей действительности [2]. В связи с этим проблема формирования адаптационной компетентности приобретает особую остроту.

При подготовке к конкурсу обучающиеся получают огромный поток информации, которую в обычные дни усваивают месяцами. Они осваивают много компьютерных программ, которые помогают им в реализации конкурсных заданий. Обучение в чемпионатах «Молодые профессионалы» предполагает использование таких методик, которые позволяют отойти от привычных лекционных и практических занятий, требующих многоразового воспроизведения полученной информации, и активизировать деятельность студентов, погружая их в реальную смоделированную рабочую ситуацию [7].

Таким образом, моделируя практические ситуации, методы обучения выбирают в зависимости от смоделированной ситуации [8]. Обучение становится активным, соответственно включает в себя беседы, обсуждения, дискуссии, командную работу и подразумевает большой объем самостоятельной работы студента [9].

В начале любого исследования необходимо определиться с терминами и понятиями, с помощью которых мы сможем определить технологию формирования адаптационной компетентности студентов укрупнённой группы специальностей сервиса и туризма. Выделение главных компонент сформированности компетентности было проведено на основе научных трудов в педагогике и психологии, федеральных образовательных стандартов, а также технического описания компетенций Ворлдскиллс в таблице 1 [10].

 

Таблица 1 – Компоненты формирования адаптационной компетентности студентов

Компоненты компетентности

Содержание компонент

1

Личностная

Наличие потребности студента в дополнительном образовании (личностный рост, повышение самооценки).

Увлеченность изучаемой специальностью, повышенный и устойчивый интерес к будущей профессии.

Воля к победе, достижение максимального результата.

Наличие таких качеств, как общительность, открытость к взаимодействию, оптимизм.

2

Когнитивная

Специальные знания в данной отрасли (компьютерная грамотность, география туриндустрии, владение иностранным языком).

3

Деятельностная

Готовность студента свободно общаться в любой ситуации в данной отрасли (самоорганизация, профессиональная подготовленность, работа в команде). Отсутствие страха перед свободным диалогом с коллегой, с экспертом, готовность поддержать и занять позицию напарника в диалоге.

 

На основании точек зрения ученых, педагогов и философов мы сделали вывод о том, что адаптационная компетентность есть интегративное состояние личности [3–6], состоящее из личностных, когнитивных и деятельностных качеств. На рисунке 1 представлена структура компонент адаптационной компетентности [10–12].

 

Рисунок 1 – Структура компонент адаптационной компетентности студентов

 

На основании структуры адаптационной компетентности и компетентностного подхода к разработке образовательных программ нами была спроектирована теоретическая модель системы формирования адаптационной компетентности студентов укрупненной группы специальностей туризма и сервиса (рис. 2) [13–16].

 

Рисунок 2 – Модель формирования адаптационной компетентности у студентов укрупненной группы специальностей сервиса и туризма

 

В модели можно выделить шесть блоков, начиная с целевого и до результативного. Следует выделить технологический блок, который является ядром модели [16]. Именно в этом блоке происходит основное формирование адаптационной компетентности. Студенты активно работают как в реальной, так и в учебной фирме. Результаты апробации модели на практике представлены в таблице 2.

Наглядно виден ежегодный рост балльной оценки студентов на отборочных чемпионатах. На основе представленных в таблице данных можно сделать вывод, что уровень сформированности адаптационной компетентности у студентов вырос за последние 3 года. Рост уровня данных показателей, представленных в таблице, позволяет спрогнозировать дальнейший постоянный рост уровня сформированности компетентности.

 

Таблица 2 – Результативность участия студентов в чемпионате «Молодые профессионалы»

№ п/п

Год участия

Наименование мероприятия

Баллы участников

1

2016

Отборочный чемпионат «Молодые профессионалы» Российской Федерации

380

2

2017

Отборочный чемпионат «Молодые профессионалы» Российской Федерации

410

3

2018

Отборочный чемпионат «Молодые профессионалы» Российской Федерации

554

 

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

На основе проведенного исследования можно сказать, что нами предложена эффективная система, которая дала положительный результат [17–19]. Описана педагогическая технология формирования адаптационной компетентности, которую мы наполнили содержанием, выбрали необходимые методы и подходы, а также была проведена диагностика результатов сформированности адаптационной компетентности на основе статистики участия в чемпионатном движении WorldSkills Russia [7].

Разработанная модель формирования адаптационной компетентности, которая состоит из последовательности взаимосвязанных блоков (цель, содержание, технология, оценка, результат), обеспечивает системный подход к теме нашего исследования и позволяет качественно разделить этапы формирования адаптационной компетентности [20–21].

Наше исследование не претендует на бесспорность разработанной модели формирования адаптационной компетентности, но позволяет глубже рассмотреть проблему адаптации выпускников укрупненной группы специальностей туризма и сервиса на новом рабочем месте [21–23]. В будущем работа по данной проблеме будет связана с разработкой технологий формирования адаптационной компетентности и наполнением технологического блока нашей модели.

×

Об авторах

Владимир Анатольевич Гусев

Поволжский государственный колледж

Email: director@pgk63.ru

доктор педагогических наук, директор

Россия, Самара

Владимир Александрович Зацепин

Поволжский государственный колледж

Email: zatcepin@pgk63.ru

кандидат педагогических наук, заместитель директора по производственному обучению и внешним связям

Россия, Самара

Марина Юрьевна Зацепина

Поволжский государственный колледж

Email: marinka.za@mail.ru

заведующий отделением управления бизнесом и сервисом

Россия, Самара

Валентина Николаевна Лисачкина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: galimova.e@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии

Россия, Самара

Список литературы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 / пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. 318 с.
  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 1. Казань: Изд-во КГУ, 1996. 568 с.
  3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 2. Казань: Изд-во КГУ, 1998. 312 с.
  4. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. http://eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
  5. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
  6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ИПО Министерства образования России, 1995. 336 с.
  7. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. 2003. № 10. С. 9-14.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск. № 5976 (303). 31.12.2012.
  9. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2003. № 5 (23). С. 79-90.
  10. Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования - образование в мире. 2005. № 4. С. 41-43.
  11. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.
  12. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста / под ред. Н.Ф. Талызиной. Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1987. 173 с.
  13. Концептуальные основы разработки Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения. М.: Редакционно-издательский отдел Федерального института развития образования, 2008.
  14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  15. Малкова И.Ю. Проектирование в образовании: гипотеза о содержании проектной компетентности // Вестник Томского государственного ун-та. 2005. № 286. С. 164-167.
  16. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», Просвещение, 1996. 190 с.
  17. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Воронеж. ун-т, 1977. 304 с.
  18. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 394 с.
  19. Руднева Т.И. Педагогика профессионализма: учеб. пособие. 2. изд., испр. и доп. Самара: Сам. ун-т, 2002. 218 с.
  20. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. 132 с.
  21. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
  22. Яблонский В.И. Компетентностная модель специалиста // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2012. № 1 (17). С. 215-220.
  23. Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics / ed. by J.B. Pride and J. Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972. P. 269-293.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Структура компонент адаптационной компетентности студентов

Скачать (11KB)
3. Рисунок 2 – Модель формирования адаптационной компетентности у студентов укрупненной группы специальностей сервиса и туризма

Скачать (66KB)

© Гусев В.А., Зацепин В.А., Зацепина М.Ю., Лисачкина В.Н., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.