Материально-техническая база финансовых органов Челябинской области в годы Великой Отечественной войны
- Авторы: Ивлев Н.Н.1
-
Учреждения:
- Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского
- Выпуск: Том 7, № 4 (2018)
- Страницы: 257-262
- Раздел: 07.00.00 – исторические науки и археология
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21885
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201874218
- ID: 21885
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрено материально-техническое положение финансовых органов на территории Челябинской области, сложившееся в 1941–1945 гг. Приведена структура областных финансовых учреждений, в которую входили финансовые отделы (областной финансовый отдел, городские, районные финансовые отделы), сберегательные кассы и банки долгосрочного кредитования. Изучена динамика изменений материально-технического обеспечения областной финансовой системы в годы войны. Анализ архивных источников наглядно свидетельствует о том, что в первые годы войны материально-техническое обеспечение областной системы финансовых органов находилось в критическом состоянии: не хватало служебных помещений, транспорта, счетных и пишущих машинок и другого необходимого для работы оборудования. Но с началом коренного перелома на фронтах ситуация постепенно начала улучшаться. Увеличивается денежное и продовольственное обеспечение, стабилизируется положение с жилыми и служебными помещениями, с транспортом, появляется новое оборудование. Несмотря на трудное положение, материально-техническое обеспечение не оказало значительного влияния на эффективность работы областных финансовых органов. Была сохранена финансовая стабильность как на общесоюзном, так и на региональном уровне. Выполнены и перевыполнены государственные задания по размещению военных займов. Всего в Челябинской области было собрано 1,6 млрд руб., что составляет 2% от общесоюзных средств, полученных от распространения государственного кредита. Также важнейшим показателем эффективности работы было качественное исполнение областных бюджетов.
Ключевые слова
Полный текст
Великая Отечественная война – величайший кризис в истории России ХХ в. Военный и трудовой подвиг солдат и тружеников тыла изучается историкам, описывается писателями и художниками, но еще многие события остаются неизученными. Историография деятельности финансовых органов Советского государства в годы Великой Отечественной войны немногочисленна, и эта тема слабо исследована на всех уровнях, как на союзном и республиканском, так и на региональном. На общесоюзном уровне было опубликовано исследование М.Л. Тамарченко. В работе рассмотрены основные аспекты советской финансовой политики, но не затронуты структура и деятельность финансовых органов [1]. Современная российская историография пополнилась исследованием Е.В. Хохлова о военной экономике СССР накануне и в годы Второй мировой войны, но финансовой системе СССР уделено крайне мало внимания, интересующая нас тема не рассматривается [2]. Некоторые аспекты финансовой политики и практики в годы войны обнаруживаются в уральской историографии. Г.Е. Корнилов проследил изменения в налогообложении сельского населения Урала и сделал вывод о значительном росте налоговых платежей в период войны [3], вопросы финансирования уральских колхозов через счета Сельхозбанка поднял В.П. Мотревич [4], тема налоговых и займовых сборов с населения Урала освещена в отдельном параграфе монографии Н.П. Палецких [5].
Краткий историографический анализ показывает, что тема материально-технического обеспечения финансовых органов не являлась объектом изучения. Наиболее изученной частью функционирования финансовых органов является мобилизация средств населения на покрытие военных расходов. Как правило, тема мобилизации включена в контекст всенародной помощи фронту либо присутствует в исследованиях по социальной политике. Таким образом, системной работы по изучению финансовой политики и практики военных лет не проводилось. Попытка специального комплексного исследования работы финансовой системы и финансовых институтов в годы Великой Отечественной войны была предпринята автором в 2011 г., когда было защищено диссертационное исследование, но большая часть работы еще не была опубликована.
Цель настоящей статьи – раскрыть состояние материально-технической базы финансовых органов Челябинской области в годы Великой Отечественной войны, проанализировать влияние уровня материально-технической обеспеченности на эффективность работы финансовых органов.
Формирование системы финансовых органов Челябинской области происходило в границах общегосударственной концепции с сохранением региональной специфики. Реализуя единые функции и исполняя общие задачи, финансовая система Челябинской области имела свои характерные черты, которые определялись экономикой Южного Урала.
Созданная в тридцатые годы ХХ в. областная финансовая система состояла из нескольких уровней. Первый уровень составляли финансовые отделы: областной финансовый отдел (облфо) в составе облисполкома, городские и районные финансовые отделы (горфо и райфо) в составах исполкомов соответствующих уровней. Второй уровень представлен управлениями трудовых сберегательных касс, входивших в финансовые отделы, но находившихся под особым контролем исполкомов. Третий уровень состоял из банков долгосрочного кредитования. Все вышеуказанные финансовые органы находились в структуре Народного комиссариата финансов.
Финансовые отделы специализировались на мобилизации денежных средств населения и предприятий. Они аккумулировали и распределяли финансовые потоки в области, контролировали расходование средств на производство, строительство, торговлю и социально-культурную сферы. В их функционал входили: составление и исполнение областного бюджета, бюджетное регулирование, взаимодействие с республиканским, городскими и районными бюджетами. Еще одной функцией было регулирование и оптимизация административно-управленческого аппарата области.
Структура облфо представлена системой следующих отделов: бюджетного, штатного, административно-хозяйственного, налогового, финансирования народного хозяйства, кадров. Кроме отделов существовали несколько управлений: управление государственных трудовых сберегательных касс, контрольно-ревизионное управление, управление государственного страхования [6, л. 2]. Областная структура повторялась на местных уровнях в городских и районных финансовых отделах. К началу 1941 г. в областной системе находился 91 финансовый отдел [7, л. 3]. За годы Великой Отечественной войны структура финансовых учреждений Челябинской области претерпела некоторые изменения. Почти все они были связаны с административно-территориальными реформами. Существенная трансформация произошла в 1943 г., когда в самостоятельную была выделена Курганская область. На 1 января 1944 г. в Челябинской области функционировал 61 финансовый отдел [8, л. 2].
В структуру областных финансовых органов также входила система трудовых сберегательных касс. Эти учреждения были основным механизмом мобилизации, хранения и перемещения денежных средств. Местом нахождения областного управления сберегательных касс в годы войны было здание № 59 на улице Спартака в Челябинске (ныне проспект Ленина) [9, л. 17]. Структура сберегательных касс, равно как и финансовых отделов, не претерпела серьезных изменений. Существенным толчком для развития системы трудовых сберегательных касс в области стало прибытие эвакуированного населения и административно-территориальные реформы. Так, на начало 1941 г. в области работали 959 сберегательных касс, из них 220 располагались в городах и 739 – в сельской местности [10, л. 24]. К 1944–1945 гг. количество сберкасс увеличилось. Кассы открывались на крупных заводах и стройках. В 1945 г. в области были созданы 25 новых сберегательных касс, 10 были ликвидированы [11, л. 2].
Система банков долгосрочного кредитования на территории Челябинской области в годы Великой Отечественной войны была представлена областными правлениями и отделениями Промбанка, Торгбанка, Сельхозбанка и Комбанка.
Работа банков на территории области находилась под контролем как областного финансового отдела, так и центрального правления. Самой разветвленной и обширной была сеть Промбанка, что обусловлено промышленным характером экономики Челябинской области. Важнейшее значение работа Промбанка приобрела в первые годы войны. Именно через систему Промбанка проходило финансирование второй волны индустриализации на Урале, связанной с эвакуацией промышленности из западных областей СССР.
Сеть Промбанка на территории Челябинской области состояла из областной конторы и филиалов, которые делились на отделения и пункты уполномоченных. В начале войны штат областной конторы состоял из 66 человек. В её структуре были: управления, сектора, отделы и группы. [12, л. 218]. В октябре 1942 г. Челябинская областная контора Промбанка была реорганизована, из неё выделили областную и городскую конторы [13, л. 598]. Служебные помещения областной контора Промбанка располагались в здании на ул. Спартака, 58 [9, л. 17].
С началом эвакуации предприятий и активным промышленным строительством наблюдается рост количества филиалов системы Промбанка. В момент наивысшего развития процессов восстановления и налаживания производства эвакуированных предприятий областная система Промбанка имела следующий вид: отделения находились в Магнитогорске, Златоусте, Карабаше, Бакале, Копейске, Каменске; управления – в Катав-Ивановске, Чебаркуле, Аше, Кургане, Шадринске; пункты уполномоченных – в Сатке, Миассе, Троицке, Верхнем Уфалее и Полтавке [14, л. 208].
Областные системы Сельхозбанка и Торгбанка обладали куда меньшей сетью и штатом. Штатное расписание Сельхозбанка накануне войны включало в себя контору, четыре отделения и 27 пунктов уполномоченных [15, л. 40].
В областной конторе Торгбанка было три отдела: контрольно-плановый, бухгалтерия и общая часть. В контрольно-плановом отделе работали пять человек, в бухгалтерии – шесть, в общей части – шесть, всего 18 сотрудников [16, л. 14]. Осенью 1941 г. Челябинский обком ВКП(б) отдал распоряжение соединить отделения Госбанка и ряда специальных банков на районном уровне. Основаниями этого решения было сокращение объема работ и необходимость сокращения расходов и удешевления аппарата [17, л. 301].
После краткого описания системы финансовых органов можно приступить к описанию и анализу материально-технической базы финансовых органов Челябинской области.
Состояние материально-технической базы финансовых органов Челябинской области было крайне проблемным как в годы индустриализации, так и в годы войны. Важнейшим направлением было обеспечение финансовых органов служебными, административными и жилыми помещениями. Так, к концу 30-х гг. почти все финансовые отделы имели свои собственные служебные помещения, а некоторые были обеспечены и жилым фондом, но с началом войны ситуация резко изменилась.
Существенные изменения коснулись финансовых учреждений как областного, так и районного уровня. Так, 10 ноября 1941 г. по решению СНК СССР служебные помещения облфо были переданы Наркомату среднего машиностроения, который был эвакуирован в Челябинск, а позже это строение передано тресту «Челябуголь». Сотрудники облфо были переведены в здание облпотребсоюза. Всю войну руководители областной финансовой системы проработали на улице Кирова, д. 112 [9, л. 17], но в марте 1945 г. облфо был вынужден оставить и это здание. Дыры в кровле привели к повреждению перекрытий, что могло привести к обрушению потолка. После осмотра здания специалистами было принято решение о необходимости капитального ремонта [18, л. 41].
По данным административно-хозяйственного отдела облфо, районные и городские финансовые отделы была обеспечены служебными зданиями на 50%. Многие строения были не достроены или не отремонтированы. Еще одной проблемой было местонахождение служебных помещений в существенном удалении от населенных пунктов. Например, здание Кизильского райфо находилось в 30 км от райцентра. Фонд служебного жилья при финансовых отделах в области был довольно скромен. Так, на балансе облфо было девять жилых зданий, а из всех горфо жилые помещения для служебного пользования имел только Челябинский горфо [13, л. 2].
В 1941 г. на балансе областного финотдела находились четыре автомашины, два велосипеда, одна лошадь. Служебной техникой (пишущими и счетными машинками, сейфами) облфо был обеспечен в полном размере. В отличие от областного центра в большинстве районных финотделов ситуация была значительно хуже: не хватало пишущих машинок (на все райфо осталось семь штук), недоставало транспортных средств. С началом войны в структуру Наркомата обороны были переданы две автомашины и более 20 лошадей [13, л. 2].
За 1942–1943 гг. состояние служебного и жилого фонда финансовых отделов области не изменилось. В 1942 г. областной финотдел по-прежнему работал в здании облпотребсоюза. Только 21 районный финотдел обладал собственными служебными помещениями, сотрудники остальных райфо продолжали трудиться в арендованных помещениях или делили кабинеты с райсоветами [19, л. 24]. Процесс сокращение фонда служебных площадей не приостанавливался. Так, в городе Сатке уплотнили отделы райисполкома, горфо был переведен в здание райсовета, где он разместился вместе с райфо [20, л. 85].
В конце 1943 г. из 30 районных финотделов в собственных строениях располагались только три, остальные продолжали трудиться в зданиях райисполкомов и в домах коммунального хозяйства [21, л. 160].
В распоряжении облфо было девять жилых домов, а все райфо и горфо обладали 16 жилыми зданиями, но они нуждались в капитальном ремонте (текли крыши, не было отопления, водопровода, канализации). Но даже на эти помещения в аварийных домах была очередь из финансовых работников.
Еще одной существенной проблемой фонда помещений была подготовка к отопительному сезону. В 1941–42 гг. облфо неоднократно обращался в местные комитеты ВКП(б) с просьбой помочь организовать снабжение топливом, так как ответственные за снабжение ведомства не могли обеспечить дровами и углем здания облфо. В 1943 г. ситуация существенно не поменялась. У облфо были карточки на топливо, но не было транспорта, чтобы его привезти [22, л. 18].
Схожие ситуации наблюдались и в других финансовых органах области. Правление областной конторы Промбанка регулярно пыталось найти способы привезти выписанный им уголь со складов [18, л. 147]. Для решения этих проблем находили самые разные способы: добивались дополнительного финансирования или перераспределения имеющихся бюджетных средств для оплаты доставки топлива. В ряде случаев денег не давали, и сотрудникам, чтобы оплатить доставку угля и не мерзнуть на рабочем месте, приходилось вносить собственные средства. Часто использовали личные связи, искали друзей и знакомым, у которых был личный транспорт для перевозки грузов. Так, в 1943 г. профсоюз финансовых и банковских работников обязал управляющего областной конторой Сельхозбанка Алексеева предоставить свою личную лошадь для доставки топлива в Госбанк, Промбанк и Сельхозбанк [25, л. 40].
Сложной оставалась ситуация и с транспортным обеспечением, инвентарем. В 1942 г. в районных финансовых отделах числились 45 лошадей и семь легковых автомашин [19, л. 24]. Имевшиеся в наличии пишущие и счетные машинки нуждались в ремонте, но в районах не было ни запасных частей, ни специалистов по обслуживанию. Из-за нехватки печатной техники возникали конфликты между организациями. Так, в мае 1942 г. эвакогоспиталь № 3758 отказался вернуть пишущую машинку Аргаяшскому отделению Сельхозбанка, так как другой нет и заменить нечем [20, л. 21]. Еще одной большой проблемой стала нехватка сейфов и несгораемых шкафов, что создавало угрозу документам и деньгам.
Коренной перелом на фронте, гарантии безопасности, преодоление промышленного кризиса, связанного с эвакуацией производства, позволили направить дополнительные средства на улучшение материально-технической базы финансовых органов страны. Эти процессы отразились и на территории Челябинской области. Данные о материально-технической и жилищной базе областных финансовых отделов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Материально-техническая и жилищная база финансовых отделов в 1944–1945 гг. [21, л. 6, 85, 199, 217]
Годы | Помещения | Транспорт | Оборудование, инвентарь | |||||
Служебные | Жилые | Машины | Велосипеды | Лошади | Пишущие машинки | Арифмометры | Сейфы | |
1944 г. | 10 | 24 | 5 | 20 | 59 | 32 | 60 | 21 |
1945 г. | 10 | 47 | 4 | 20 | 69 | 34 | 62 | 38 |
Из представленной таблицы видно, что в 1944–1945 гг. шел процесс увеличения жилищного фонда, обеспечивающий потребности сотрудников финансовых отделов; до удовлетворительного уровня было доведено количество счетных и пишущих машин. Эти достижения были связаны с преодолением военного кризиса и улучшением снабжения невоенных отраслей экономики.
Снабжение и материально-техническое обеспечение управления трудовых сберегательных касс было немногим лучше. Почти все центральные и районные правления касс обладали собственными служебными помещениями, агентские кассы находились в почтовых отделениях и в райисполкомах. По распоряжению Челябинского горисполкома центральное правление областных сберкасс передало часть своих площадей другой организации. Оставшихся площадей для нормальной работы не хватало. По отзывам сотрудников, в этих помещениях клиентов негде было посадить для заполнения заявления о вкладе [24, л. 39].
Сложное бытовое положение работников финансовой сферы обсуждалось на уровне обкома и облисполкома, но найти выход из сложившейся ситуации на тот момент было невозможно. Например, в июне 1942 г. на партийном собрании облфо заведующий А.И. Коршунов докладывал, что партия сейчас не может улучшить бытовое обслуживание и полагаться можно только на собственные силы [22, л. 17].
Важнейшим моментом в обеспечении эффективной работы финансовой системы было организованное снабжение сотрудников финансовых органов продуктовыми и промышленными товарами. Постановление СНК СССР от 7 апреля 1933 г. № 675 приравнивало нормы снабжения квалифицированных финансовых сотрудников к инженерно-техническим работникам. Но с началом Великой Отечественной войны нормы снабжения финансовых специалистов были уменьшены до норм служащих. Возвращение на довоенный уровень снабжения произошло в 1943 г., но нужно подчеркнуть, что повышение норм снабжения коснулось только ведущих финансовых специалистов (главные, старшие бухгалтеры, инспекторы, ревизоры, заведующие) [25, л. 5, 13].
Существенной проблемой оставалась организация питания сотрудников в рабочее время. В здании, где находился областной финансовой отдел, был открыт буфет, но он не мог работать из-за отсутствия стабильного снабжения продуктами. Попытка открыть столовую при облфо была заблокирована санитарными службами. Руководители облфо старались договориться с областным торговым отделом и трестом столовых, которые могли обеспечить отдел горячими обедами или первыми блюдами [26, л. 3].
Вопрос с продовольственным обеспечением не был решен и для руководства финансовыми органами области. Так, в январе 1942 г. партийная ячейка облфо ходатайствовала перед областным и городским советом о прикреплении ведущих сотрудников к специализированным магазинам и столовым [26, л. 4].
Нехватка продовольствия коснулась и банков долгосрочного кредитования. В мае 1942 г. отделения Промбанка в Миассе и Шадринске информировали, что облисполком не включил работников банка в списки на снабжение хлебом. Директор областного правления банка просил облисполком разобраться и выдать хлебные карточки [14, л. 208].
Таким образом, государственная система продовольственного снабжения не могла удовлетворить даже минимальный уровень потребления. Выход был найден в массовом развитии подсобных хозяйств и огородов. Организовать масштабное огородничество в городских условиях при максимальной нагрузке на рабочем месте было сложно. С 1942 г. поиск семян стал обязанностью для всех сотрудников, командированных в сельские районы [22, л. 18]. Проблему с нехваткой семян взяли на себя партийные и профсоюзные организации. Весной 1942 г. профсоюз финансовых и банковских работников обязался обеспечить всех сотрудников семенами и саженцами [24, л. 105].
В 1943 г. правительство СССР выделило для финансовых органов СССР 6,5 млн руб. для организации подсобных хозяйств [25, л. 9]. Челябинскому облфо был передан земельный участок для организации подсобного хозяйства. Партийная ячейка Промбанка решила снабдить всех своих сотрудников землей, семенами и ручным инструментом. Эффект от принятых решений был существенным. Уже осенью 1943 г. сотрудники Промбанка собрали со своего подсобного хозяйства 2 тонны капусты, 400 кг помидоров и 100 кг огурцов. Также сотрудники Промбанка организовывались в бригады по заготовке грибов и ягод [23, л. 145–147]. К 1944 г. ситуация с государственным снабжением начала улучшаться. Более 40 работников областных финансовых органов были включены в списки на дополнительное питание [24, л. 149–150].
Совместными усилиями государства, партии, финансовых работников к середине 1944 г. удалось добиться нормализации ситуации с продовольственным снабжением сотрудников областной финансовой системы.
Подводя итоги состояния материально-технической базы финансовых органов Челябинской области, можно сказать, что оно находилось на невысоком уровне. Уровень материально-технической обеспеченности также варьировался внутри областной финансовой системы: банки долгосрочного кредитования и сберегательные кассы функционировали в более «комфортных» условиях в сравнении с районными и городскими финансовыми отделами. Это различие объяснялось существенно большим вниманием к их работе со стороны партии и местных властей.
Уровень материально-технического обеспечения менялся на протяжении всех пяти военных лет. Если в 1941–1942 гг. положение было просто катастрофическим, то в 1944–1945 гг. происходит стабилизация и прогресс в этой работе. Несмотря на колоссальные сложности в материально-техническом обеспечении, система финансовых органов выдержала испытания военного времени, сохранила и повысила уровень своей работы по контролю над финансовыми потоками и мобилизации средств на нужды фронта.
Оценивать эффективность работы финансовых органов СССР в годы Великой Отечественной войны довольно сложно. Основным показателем качественной работы, конечно, было сохранение финансовой стабильности в тяжелейшие военные годы: контроль над инфляцией, бюджетное планирование, выделение средств как на оборонные мероприятия, так и на социальную политику.
Наиболее показательными результатами эффективной работы могут служить итоги размещения государственных военных займов и исполнение бюджетов Челябинской области в годы войны.
Государственные военные займы – это основная форма неналоговой мобилизации средств населения. Государственные кредиты играли важнейшую роль в военной экономике СССР. Всего за годы войны в Челябинской области было собрано 1,6 млрд руб., что составляет 2% от всех средств, полученных от распространения облигаций государственного займа по всей территории Советского союза. Одной из особенностей военных займов было то, что они пополняли местные бюджеты. В области оставалось 15% от средств, собранных с рабочих и служащих, и 90% от подписки по сельскому населению [27, л. 44].
Исполнение государственного плана по реализации военных займов можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2 – Реализация военных займов на территории Челябинской области [28]
Год | План, млн руб. | Фактическая подписка, млн руб. | Выполнение, % |
1942 | 305 | 366 | 120 |
1943 | 291 | 413 | 142 |
1944 | 310 | 347 | 112 |
1945 | 295 | 316 | 107 |
Данные таблицы наглядно свидетельствуют, что подписка по государственным военным займам превосходила плановые показатели, получаемые из Москвы.
Еще одним важнейшим показателем эффективности работы финансовых органов было составление и исполнение бюджетов. Если в мирное время финансовая система стремится добиться сбалансированного бюджета, т.е. выравнивания доходных и расходных частей, то бюджеты военного времени в тыловых областях отличались превышением доходов над расходами. Все сэкономленные средства передавались в союзный бюджет в рамках программы дополнительного финансирования фронта и развития военно-промышленного комплекса. В период жесточайшего кризиса (1941–1943 гг.) финансовые органы Челябинской области смогли перевыполнить даже завышенные планы по доходам.
Если сравнить, как исполнялись бюджеты в годы войны, можно отметить, что расходные статьи никогда не исполнялись полностью. Концепция максимальной экономии средств лежала в основе как составления бюджетов, так и в ходе их исполнения. Ярко этот принцип реализован в 1942 и 1943 гг., когда смогли перевыполнить план доходов, минимизировать свои расходы, направив все сэкономленные средства в республиканский, а потом в союзный бюджет, для финансирования обороны. Итоговые данные бюджетной политики Челябинской области в годы войны можно увидеть в таблице 3.
Таблица 3 – Бюджет Челябинской области в годы войны (в % к плану) [29, л. 4]
Статьи бюджета | 1941 г. | 1942 г. | 1943 г. | 1944 г. | 1945 г. |
Доходы | 99 | 110 | 102 | 97 | 94 |
Расходы | 88 | 79 | 92 | 92 | 92 |
В тяжелейших условиях Великой Отечественной войны финансовые органы области продолжили активную работу по формированию и исполнению областных бюджетов. Наличие действующего бюджета и последовательное его исполнение доказывают то, что в Советском Союзе не допустили финансового кризиса и финансовой нестабильности в годы войны.
Об авторах
Никита Николаевич Ивлев
Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского
Автор, ответственный за переписку.
Email: ivleven.n.n@mail.ru
кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Россия, ЧелябинскСписок литературы
- Тамарченко М.Л. Советские финансы в период Великой Отечественной войны. М.: Финансы, 1967. 143 с.
- Хохлов Е.В. Военная экономика СССР накануне и в годы Второй мировой войны. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 282 с.
- Корнилов Г.Е. Уральская деревня в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 221 с.
- Мотревич В.П. Колхозы Урала в годы Великой Отечественной войны. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 196 с.
- Палецких Н.П. Социальная политика на Урале в период Великой Отечественной войны. Челябинск: Изд-во ЧГАУ, 1995. 184 с.
- Областной государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. Р-274. Оп. 3. Д. 5151.
- ОГАЧО. Ф. Р-1029. Оп. 15. Д. 2009.
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-411. Оп. 9. Д. 2836. Л. 2.
- ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 3. Д. 1622.
- ОГАЧО. Ф. Р-1147. Оп. 3. Д. 53.
- ГАРФ. Ф. А-472. Оп. 1. Д. 369.
- ОГАЧО. Ф. Р-1507. Оп. 1. Д. 4.
- ОГАЧО. Ф. Р-1507. Оп. 1. Д. 10.
- ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 3. Д. 1435.
- ОГАЧО. Ф. Р-228. Оп. 1. Д. 174.
- ОГАЧО. Ф. Р-53. Оп. 2. Д. 43.
- ОГАЧО. Ф. П-228. Оп. 42. Д. 18.
- ОГАЧО. Ф. П-1446. Оп. 1. Д. 3.
- ГАРФ. Ф. А-411. Оп. 1. Д. 2886.
- ОГАЧО. Ф. Р-428. Оп. 1. Д. 7.
- ГАРФ. Ф. А-411. Оп. 1. Д. 2905.
- ОГАЧО. Ф. П-2006. Оп. 1. Д. 10.
- ОГАЧО. Ф. П-3186. Оп. 1. Д. 2.
- ОГАЧО. Ф. П-1446. Оп. 1. Д. 2.
- Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 773. Оп. 28. Д. 5.
- ОГАЧО. Ф. П-2006. Оп. 1. Д. 9.
- ОГАЧО. Ф. Р-1029. Оп. 15. Д. 695.
- Составлено и рассчитано автором по: ОГАЧО. Ф. Р-1147. Оп. 3. Д. 53. Л. 27; Д. 75. Л. 39; Д. 90-а. Л. 37; Д. 97. Л. 31; Д. 102. Л. 104.
- ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 3. Д. 68.
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)