Алгоритм управления оздоровительно-корригирующей деятельностью педагогов в связи с учебной работой обучающихся с компьютером
- Авторы: Щербакова Н.Б.1
-
Учреждения:
- Нижегородский институт развития образования
- Выпуск: Том 6, № 2 (2017)
- Страницы: 273-278
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21848
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201762317
- ID: 21848
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Автор статьи актуализирует внимание на проблеме безопасного использования компьютера обучающимися. Отмечено, что взаимодействие школьников с компьютером сопряжено, в первую очередь, с воздействием на их здоровье таких негативных факторов, как зрительное, психическое и физическое напряжения, связанные с длительным статическим напряжением мышц пользователя персонального компьютера. В связи с этим особое значение приобретает повышение готовности педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности при организации работы обучающихся с компьютером. Автор выделяет следующие компоненты оздоровительно-корригирующей деятельности педагога: субъект, объект, средства, процесс, результат, среда, условия. Сформулировано базовое определение управления оздоровительно-корригирующей деятельностью педагогов. Представлен алгоритм управления здоровьеобеспечивающей деятельностью педагогов, этапы которой определены в соответствии со следующими функциями управления: проектированием, включающим в себя распределение целей и средств в пространстве (последовательность) и времени (продолжительность); организацией, представляющей собой упорядочение действий в пространстве и времени; регулированием как субординацией, координацией и коррекцией действий; контролем и учетом, суть которых состоит в сличении цели и результата, а также в фиксации и определении меры в пространстве и времени.
Полный текст
В современных исследованиях неоднократно указывалось на необходимость привлечения внимания педагогов к проблеме безопасного использования компьютера обучающимися. Доказано, что работа с компьютером сопровождается воздействием на здоровье пользователя ряда негативных факторов: зрительное напряжение [1–6], психическое напряжение [7–12], физическое напряжение, связанное с длительным статическим напряжением мышц пользователя персонального компьютера [4; 6; 13–16]. Учителя не всегда владеют необходимыми компетенциями в сфере безопасного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении. С целью восполнения этого пробела нами был разработан алгоритм управления оздоровительно-корригирующей деятельностью педагогов в связи с учебной работой обучающихся с компьютером.
Под оздоровительно-корригирующей деятельностью педагогов в связи учебной работой обучающихся с компьютером мы понимаем часть педагогического процесса, ориентированного на диагностику, профилактику и коррекцию нарушений в состоянии здоровья обучающихся, связанных с негативным влиянием учебной работы с компьютером. Если говорить о составе оздоровительно-корригирующей деятельности, то, очевидно, его необходимо определять на основе положений общей теории деятельности. Учитывая это, в составе любой деятельности можно выделить субъект, объект, средства, процесс, результат, среду, условия [17, с. 8].
Субъектом оздоровительно-корригирующей деятельности является тот, кто осуществляет постановку цели, задач, выбирает методы, средства, формы организации для преобразования объекта. В качестве субъекта может выступать индивид (учитель информатики, учитель-предметник, родитель, обучающийся). Субъектом может быть группа людей (семья, педагогический коллектив школы и др.), а также социальные институты, представляющие государство.
Объекты оздоровительно-корригирующей деятельности можно рассматривать на нескольких уровнях. На первом уровне объектом оздоровительно-корригирующей деятельности могут выступать соответствующие знания, потребности, способности и пр. На втором уровне мы можем выделить конкретные характеристики каждого из объектов первого уровня, например, знания о негативном влиянии на здоровье пользователя длительной статической нагрузки и т.п.
Средствами оздоровительно-корригирующей деятельности являются прежде всего ее методы, технологии, формы организации, а также информация по вопросам здоровьеобеспечения обучающихся, оздоровительная гимнастика, гигиенические факторы.
Под процессом реализации оздоровительно-корригирующей деятельности мы подразумеваем взаимодействие субъекта и объекта и распределение средств в пространстве и времени.
Результат представляет собой целесообразные изменения показателей объекта, на которые оказывает влияние субъект с помощью выбранных средств и ориентации в определенных направлениях в процессе оздоровительно-корригирующей деятельности.
Среда представляет собой компонент оздоровительно-корригирующей деятельности и характеризуется участием в ней других систем (гигиенических, социальных, семейных и пр.).
В качестве условий успешной реализации оздоровительно-корригирующей деятельности необходимо выделить меру участия в ней других систем (управленческих, образовательных, социальных, экономических, экологических и др.).
Управление оздоровительно-корригирующей деятельностью педагогов в связи с учебной работой обучающихся с компьютером представляет собой процесс разработки и реализации педагогом системы действий на основе соответствующего алгоритма. Согласно общенаучным представлениям, функциями управления любой деятельностью, в том числе и оздоровительно-корригирующей, являются: проектирование, организация, регулирование, контроль и учет [17, с. 134–137]. В табл. 1 представлен алгоритм управления оздоровительно-корригирующей деятельностью педагогов, в котором ее этапы распределены соответственно функциям управления. Для его создания мы воспользовались технологическим алгоритмом действий, предложенным А.В. Фомичевым [18, с. 112–114].
1 этап. Проектирование – распределение целей и средств в пространстве (последовательность) и времени (продолжительность) [17; 19; 20].
На первом этапе 1.1 педагог осуществляет диагностику обучающихся и их родителей, проводит анализ полученных данных, выделяет и конкретизирует объект проектирования. Под диагностикой понимается комплекс мероприятий, направленных на качественную и количественную оценку состояния здоровья обучающихся при использовании ИКТ. Для проведения диагностики можно воспользоваться анкетами, предложенными Н.К. Смирновым, по ориентировочной оценке состояния здоровья обучающихся в школе для обучающихся и их родителей (тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья; тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения (для родителей); тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза и других нарушений осанки (для родителей)), а также тестами на интернет-зависимость (С.А. Кулаков; Кимберли Янг). Важную информацию могут дать и результаты медицинского осмотра учащихся класса.
В качестве объекта проектирования могут выступать следующие факторы: зрительное напряжение, физическое напряжение, связанное с длительной статической нагрузкой мышц пользователя персонального компьютера, психическое напряжение. В зависимости от преобладания того или иного фактора учитель выбирает соответствующий способ решения выявленных проблем. Так, при получении данных о высоком риске нарушений зрения в классе педагогу целесообразно спроектировать здоровьеобеспечивающую деятельность таким образом, чтобы обеспечить сохранение зрения обучающихся на имеющемся уровне. А при выявлении в классе нескольких детей с игровой или интернет-зависимостью – сделать акцент на системной работе в указанном направлении.
Следующий пункт 1.2 – формулировка цели оздоровительно-корригирующей деятельности педагога на основе выявленных противоречий. Скажем, при выраженном нарушении зрения у многих учащихся в классе следует поставить цель: формирование готовности обучающихся, их родителей и учителей к сохранению и укреплению зрения. Пункт 1.3 представляет собой конкретизацию цели в виде задач, которые можно сформулировать следующим образом: а) формирование знаний о негативном влиянии на зрение длительной работы с персональным компьютером (ПК), а также о способах профилактики и коррекции нарушений зрения у всех участников образовательных отношений; б) формирование умений использовать полученные знания на практике; в) мотивация обучающихся, родителей, педагогов к ведению здорового образа жизни, заботе о своем зрении.
Сроки реализации оздоровительно-корригирующей деятельности (пункт 1.4) выбираются в зависимости от специфики ее осуществления и целевых установок. Поскольку такая деятельность требует тщательной подготовки учителя, видимо, стоит запланировать ее реализацию минимум на 1 год. На протяжении всего периода необходим мониторинг эффективности реализуемой педагогом системы действий.
Пункты 1.5–1.7 предполагают составление плана проекта, представляющего собой комплекс последовательно реализуемых шагов по решению поставленных задач; подбор необходимых средств и определение форм их реализации. В нашем примере это могут быть следующие действия.
1) Выступление педагога на ближайшем педагогическом совете образовательной организации с обсуждением негативных факторов, влияющих на здоровье пользователя ПК, представлением аналитики полученных данных по состоянию здоровья обучающихся его класса и примерного плана решения выявленных проблем. Привлечение к оздоровительной работе учителей-предметников, врача, психолога, учителей информатики и физической культуры; возможная коррекция планируемых действий.
2) Разработка педагогом (совместно с учителем физической культуры и врачом) оздоровительно-корригирующих модулей с учетом возрастных, индивидуальных, психологических особенностей школьников.
3) Подготовка технологии формирования у обучающихся навыков использования предложенных модулей (подбор методов, форм организации деятельности школьников).
4) Подготовка проектного задания для учащихся по выявленной проблеме.
5) Подготовка диагностических (анкеты, опросники) и прочих материалов (контролирующие листы для наблюдения за деятельностью детей с ПК, презентации о негативных факторах и правилах безопасной работы с компьютером, памятки (буклеты) с правилами организации рабочего места и т.п.) для организации просветительской работы с родителями обучающихся.
Пункт 1.8 представляет собой выбор педагогом видов контроля, технологии и сроков его проведения. На наш взгляд, целесообразно использовать все виды контроля: текущий, рубежный, итоговый – для обеспечения наибольшей эффективности реализуемых педагогом действий. По срокам: необходимо провести анкетирование обучающихся и родителей до начала реализации педагогом оздоровительно-корригирующей деятельности (то есть в начале учебного года), во время реализации проекта (на каждом этапе) и по его окончании.
2 этап. Организация представляет собой упорядочение действий в пространстве и времени [17, с. 135].
Следующий шаг 2.1 в управлении педагогом оздоровительно-корригирующей деятельностью заключается в выявлении объекта организации. Логично, что в его качестве в нашем случае также будет выступать выраженное нарушение зрения у обучающихся класса. Пункт 2.2 представляет собой выявление условий организации здоровьеобеспечивающей деятельности: нормативно-правовых, кадровых, материально-технических, научно-методических и пр. На основании предыдущего пункта педагог конкретизирует требования и ограничения по реализации оздоровительно-корригирующей деятельности (пункт 2.3).
Затем осуществляется структуризация содержания организации деятельности – прорабатывается схема взаимодействия всех участников образовательных отношений (пункт 2.4). Руководствуясь нормативно-правовыми документами, учитывая запросы родителей, учитель, по сути, находится в субординационных отношениях (подчинения) с органами управления образованием и дирекцией школы и в координационных отношениях (взаимодействия) с другими педагогами, обучающимися и их родителями. Выбор, конкретизация способов, средств, методов организации педагогом и последующая реализация оздоровительно-корригирующей деятельности осуществляются на следующем этапе (2.5). Здесь целесообразно воспользоваться планом проекта реализации деятельности здоровьеобеспечения, составленным учителем в пунктах 1.5–1.7.
3 этап. Регулирование – субординация, координация, коррекция действий [17, с. 135].
Очевидно, что реализация педагогом системы оздоровительных воздействий может сопровождается некоторыми сбоями, отклонениями, требующими урегулирования. В этом случае учителю необходимо определить причины их появления (пункт 3.1). Сигналом к этому может послужить, например, дальнейшее ухудшение зрения обучающихся. Диагностика (опрос, беседы, индивидуальная работа с учениками, родителями, учителями) будет способствовать выяснению предмета регулирования (пункт 3.2). Это может быть несоблюдение школьниками, родителями, педагогами требований техники безопасной работы с компьютером; неправильно подобранные технологии реализации оздоровительно-корригирующей деятельности, отсутствие мотивации на здоровьеобеспечивающую деятельность у участников образовательных отношений и пр. На следующем этапе 3.3 совершается подбор наиболее оптимальных средств и методов регулирования. Например, при выявлении отсутствия контроля со стороны родителей длительности времяпрепровождения ребенка за компьютером дома уместна индивидуальная беседа, консультация врача, психолога. При выявлении неэффективности применяемых оздоровительно-корригирующих модулей – их коррекция совместно с врачом и учителем физической культуры. Таким образом, целью регулирования становится коррекция отношений участников образовательных отношений, направленная на устранение возникающих проблем.
4 этап. Контроль и учет – сличение цели и результата, фиксация и определение меры в пространстве и времени [17, с. 136–137].
На каждом этапе и по окончании реализации оздоровительно-корригирующей деятельности педагогом проводится измерение показателей (пункт 4.1), позволяющее провести анализ эффективности реализуемых воздействий, а также оценить динамику их изменения. Важным моментом является рефлексивный анализ обучающимися, родителями, учителями собственной деятельности и результатов взаимодействия участников процесса здоровьеобеспечения. В нашем примере сохранение остроты зрения детей в классе на заданном уровне – это уже показатель продуктивной работы педагогов, обучающихся и их родителей. Повышение информационного, операционального, мотивационного уровней готовности участников образовательных отношений к здоровьеобеспечивающей деятельности в области сохранения зрения – также продуктивный показатель.
Вместе с тем, может быть выявлено несоответствие полученного результата поставленной цели и задачам (пункт 4.2). В этом случае педагог изменяет содержание деятельности управления. Например, при отсутствии положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся он осуществляет реструктуризацию – изменяет состав компонентов деятельности управления, последовательность их реализации.
Таблица 1 - Алгоритм управления оздоровительно-корригирующей деятельностью педагогов и его реализация
№ | Этапы оздоровительно-корригирующей деятельности, соответственно функциям управления | Ожидаемый результат |
1 | Проектирование | |
1.1 | Изучение результатов диагностики состояния здоровья обучающихся, анкетирования родителей, педагогов. Выделение объекта проектирования оздоровительно-корригирующей деятельности на основе результатов диагностики | Конкретизация объекта проектирования |
1.2 | Обобщение, сравнение, отбор наиболее значимой информации; формулировка цели проекта, анализ возможностей ее достижения | Постановка цели осуществления оздоровительно-корригирующей деятельности |
1.3 | Определение возможного состава задач проектирования | Конкретизация задач проектирования |
1.4 | Определение сроков реализации оздоровительно-корригирующей деятельности | Сроки реализации оздоровительно-корригирующей деятельности |
1.5 | Составление плана действий, формулировка желаемого результата | План реализации проекта (комплекс последовательно реализуемых шагов по решению поставленных задач) |
1.6 | Определение структуры, обеспечивающей проектирование, поиск целесообразных средств | Средства для реализации проекта |
1.7 | Выбор средств оздоровительно-корригирующей деятельности, форм их реализации, системы их использования | Уточнение и обоснование средств, форм их реализации |
1.8 | Выбор видов контроля (текущий, рубежный, итоговый), разработка технологии контроля, уточнение сроков его проведения | Оценка результатов контроля |
2 | Организация | |
2.1 | Выявление объекта организации оздоровительно-корригирующей деятельности | Объект организации оздоровительно-корригирующей деятельности |
2.2 | Выявление возможностей и условий организации оздоровительно-корригирующей деятельности | Соотнесение возможностей и условий организации оздоровительно-корригирующей деятельности |
2.3 | Определение требований и ограничений по организации оздоровительно-корригирующей деятельности | Конкретизация требований и ограничений по организации оздоровительно-корригирующей деятельности |
2.4 | Определение способов структуризации содержания организации оздоровительно-корригирующей деятельности | Структура содержания организации оздоровительно-корригирующей деятельности |
2.5 | Выбор способов, средств, методов организации | Конкретизация способов, средств, методов организации |
3 | Регулирование | |
3.1 | Диагностика отклонений в результатах реализации оздоровительно-корригирующей деятельности | Выявление причин появления отклонений |
3.2 | Определение предмета регулирования | Предмет регулирования |
3.3 | Выбор средств и методов регулирования | Оптимизация средств и методов регулирования |
3.4 | Выбор направлений субординации, координации, коррекции | Субординация (соответствие требованиям), координация (взаимодействие), коррекция (воздействие) |
4 | Контроль и учет | |
4.1 | Осуществление этапного и итогового контроля, рефлексия, анализ результатов реализации проекта | Оценка динамики изменения показателей |
4.2 | Коррекция содержания управления оздоровительно-корригирующей деятельностью для дальнейшей реализации | Изменение содержания деятельности управления: состава компонентов, последовательности их реализации |
Таким образом, использование предложенного в данной статье алгоритма управления оздоровительно-корригирующей деятельностью педагогов в связи с учебной работой обучающихся с компьютером будет способствовать формированию у участников образовательных отношений готовности к такой деятельности и, в целом, сохранению здоровья подрастающего поколения.
Об авторах
Наталья Борисовна Щербакова
Нижегородский институт развития образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: nbsher@yandex.ru
старший преподаватель центра дистанционного обучения
РоссияСписок литературы
- Кучма В.Р. Гигиеническая безопасность использования компьютеров в обучении детей и подростков / под ред. В.Р. Кучмы (Работаем по новым стандартам). М.: Просвещение, 2013. С. 38-39.
- Махмадов Ш.К. Санитарно-гигиеническая характеристика условий пребывания школьников в компьютерных классах и их влияние на орган зрения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Душанбе, 2012. С. 12-14.
- Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения в современной школе: дис. … д-ра пед. наук. М., 2003. С. 165-166.
- Долодаренко А.Г. Проспективное исследование влияния занятий за компьютером на функциональное состояние и физическое развитие детей среднего школьного возраста: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2006. С. 26-38.
- Лихачевская О.С. Как сохранить зрение при работе на компьютере. М.: Эксмо, 2010. С. 8-10.
- Экономова Т.П. Особенности физического развития и метаболического статуса школьников - пользователей персонального компьютера: дис. … канд. пед. наук. Архангельск. 2003. С. 85-95.
- Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / под ред. Г.В. Солдатовой. М., 2011. С. 30-37.
- Коркина А.Ю. Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ // Педагогическая наука и образование. 2008. № 3. С. 20-28.
- Запорожец А.В. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения школьников в сфере информационно-коммуникационных технологий: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2010. С. 15-28.
- Роберт И.В. Педагогико-эргономическая оценка средств информатизации и коммуникации, используемых в образовании // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5, № 5. С. 64-67.
- Жукова М.В. Профилактика зависимости от компьютерных игр у младших школьников // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 1. С. 69-75.
- Громова Н.Н. Адаптивные возможности и эндокринный статус школьников, систематически занимающихся на компьютере: дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. С. 52-80.
- Шуленина Н.С. Морфофункциональное и психофизиологическое состояние обучающихся при углубленном использовании компьютерных технологий в учебном процессе: дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2002. С. 110-120.
- Глушкова Е.К., Барсукова Н.К., Сазанюк З.И., Сорокина Т.Н., Степанова М.И. Воздействие учебных занятий с применением компьютера на работоспособность и самочувствие обучающихся старших классов // Гигиена и санитария. 1990. № 12. С. 50-53.
- Глушкова Е.К., Барсукова Н.К., Белявская В.И., Воронова Б.З. и др. Гигиенические проблемы применения компьютеров в учебном процессе средней общеобразовательной школы // Гигиена и санитария. 1988. № 6. С. 19-22.
- Дьячкова М.Г., Мордовский Э.А. Воздействие компьютерных технологий на здоровый образ жизни подрастающего поколения // Экология человека. 2012. № 5. С. 14-19.
- Чичикин В.Т. Структура и регуляция профессиональной готовности педагога физической культуры: монография. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011. 256 с.
- Фомичев А.В. Готовность педагога физической культуры к деятельности самообразования: монография. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015. 171 с.
- Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Изд. 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. С. 289-291.
- Бондарев П.Б., Курочкина В.Е. Проектирование в профессиональной деятельности // Школьные технологии. 2004. № 6. С. 113-123.