О готовности студентов технического вуза к формированию эколого-ориентированных ценностей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой готовности студентов технического вуза к формированию основ экологической культуры. Подчеркнуто, что проблемы современного общества обусловлены длительным доминированием антропоцентрического отношения к природе. Увеличение антропогенной нагрузки часто основано на искусственном подогреве потребительского спроса. Показано, что формирование эколого-ориентированных ценностей невозможно только через образовательный процесс. Приведены данные социологического опроса 183 студентов Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) (133 юноши и 50 девушек) в возрасте от 17 до 22 лет, еще не изучавших экологию. Влияние студентов на окружающую среду оценено по методике «экологического следа», предложенной Уильямом Ризом в 1992 году: по уровню потребления и образу жизни лишь 16% девушек и 20% юношей вписываются в одну «условную планету». Отмечено, что ключевым моментом в формировании экологической культуры является выбор источников информации. Выявлены следующие закономерности обращения молодежной аудитории с информацией: студенты предпочитают в качестве источников информации телевидение и интернет-СМИ, но доверяют больше учебникам (84% девушек и 70% юношей); в современных СМИ экологическая информация представлена в минимальных объемах, что показывает потенциал развития данного механизма формирования экологической культуры. Девушек интересуют экологическая безопасность продуктов питания, жилья; решение вопросов экологии на уровне учебного заведения; экологические проблемы и их решения в регионе проживания. Юноши определили приоритетными следующие темы: деятельность общественных экологических организаций и движений; научные достижения в области экологии; глобальные экологические проблемы. Только 50% опрошенных девушек и 37% юношей считают себя экологически образованными.

Полный текст

Актуальность исследования

Готовность к восприятию экологической информации, изучению экологии как учебной дисциплины и выполнению активных природоохранных действий могут во многом определить успех образовательной и просветительной деятельности, направленной на формирование эколого-ориентированных ценностей. Корректировки учебных планов и рабочих программ, основанных на стремительно меняющихся ФГОСах, порой не успевают учитывать особенности взаимосвязей предшествующих и последующих дисциплин, психолого-педагогические аспекты усвоения одних и тех же тем различным контингентом обучающихся (на сегодняшний день изучение экологии в нашем вузе может быть на 1, 2, 3, а иногда и на 4 курсе в зависимости от специальностей и направлений подготовки).

На законодательном уровне определено: «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма» [1]. Однако далеко не в каждом учреждении общего образования эта деятельность реализуется в полном объеме. Поэтому оценка готовности студентов к усвоению экологической информации в техническом вузе весьма актуальна и представляет интерес как для преподавательского корпуса, так и для самих обучающихся.

Анализ публикаций по изучаемой проблеме

Объявление 2017 года Годом экологии в России должно привлечь внимание общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности [2]. Современное общество, несмотря на провозглашаемые с трибун международных экологических форумов ориентиры на экоцентрическое развитие, по-прежнему находится во власти идей потребительского отношения к природе. Сегодня искусственно сформированная необходимость иметь привычные атрибуты благополучной жизни (автомобиль, компьютер, смартфон, планшет и т.п.) провоцирует «раскручивание маховика» чрезмерного производства большого количества низкокачественных товаров. Так называемая «одноразовая электроника», едва прослужив гарантийный срок, часто становится непригодна даже на запчасти для ремонта и оказывается на свалках. При этом на её изготовление затрачиваются значительные количества природных и энергоресурсов.

Академик С.С. Шварц, отмечая существенные изменения в биосфере, писал, что силы человека соизмеримы с силами природы и неразумные его действия пагубно отражаются на природных комплексах: мелеют реки, беднеют леса, вымирают целые виды животных и растений. Мир, «дом» животных и растений изменяется… [3]. Именно по этой причине сегодня не теряют актуальности взгляды Н.Ф. Реймерса, описывающего экологическую культуру как «этап и составную часть развития общемировой культуры, которая характеризуется острым глубоким и всеобщим сознанием себя как части природной среды и как субъекта, ответственного перед собой, перед живущими и последующими поколениями» [4].

Экологические проблемы современного общества во многом обусловлены достаточно продолжительным периодом развития антропоцентрического отношения человека к природе. Опираясь на существенные успехи в познании биологических процессов и технологический прогресс, человечество в XIX-XX веках активно продвигало тезис покорения природы. Трансформация биосферы под воздействием антропогенного фактора оказалась чрезвычайно высока, в то время как в погоне за атрибутами благополучной жизни человечество часто забывает о последствиях своего потребительского отношения к природе [5]. Рыночные преобразования экономических отношений, проводимые в Российской Федерации, диктуют объективную необходимость применения действенных методов защиты окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной деятельности, которая в нынешних условиях имеет тенденцию к обострению при одновременном ослаблении государственного экологического контроля как административного рычага [6]. Процесс урегулирования экологических проблем определяет необходимость повышения уровня экологической культуры населения [7]. Востребованность современным обществом экологической культуры определяется угрозой глобального экологического кризиса [8]. Необходим культурно-нравственный переход от практики «консумизма» к природосберегающему хозяйствованию и настоятельно требуется смена парадигмы покорения, истощения природы, агрессивно-потребительского подхода на гармонизацию отношений с ней [9]. Понимание природы экологических процессов в настоящее время невозможно без системного подхода [10]. В то же время решение проблем охраны окружающей среды во многом зависит от информированности людей и «экологизации» общественного сознания [11]. В формировании экологических представлений студентов значительную роль играют средства массовой информации [12].

Существует большое разнообразие форм и методов экопросвещения. Это - экскурсии, игры, мастер-классы, квесты, кейсы, интерактивные экспозиции, акции, публикации в средствах массовой информации и социальных сетях, социальная экологическая реклама и многое другое [13]. Среди важнейших компонентов экологической культуры выделяют экологические знания, экологические убеждения, экологически оправданное поведение, экологическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическое мышление,умения и навыки экологически обоснованной деятельности. Основными критериями сформированности экологических знаний являются: полнота, действенность, системность [14]. В работе [15] предложена модель формирования экологической культуры студентов, состоящая из содержательно-целевого, операционно-деятельностного и оценочно-результативного блоков. Положительное значение при формировании эколого-ориентированных ценностей имеет участие в реализации молодежных социальных проектов экологической направленности [16; 17]. Активная природоохранная деятельность, реализуемая через волонтерство, способна повышать уровень экологической культуры [18; 19].

Формирование эколого-ориентированных ценностей происходит и при изучении дисциплин экологического профиля. Осуществление практико-ориентированного подхода в образовательном процессе в вузах способствует подготовке высококвалифицированных работников для общества и рынка труда. При этом возникает необходимость внедрения новых форм, методов и технологий обучения [20]. Самостоятельное приобретение знаний и развитие умения ориентироваться в потоке научной информации при решении определенных задач могут быть успешно реализованы через научно-исследовательскую деятельность обучающихся [21]. Представляя на вводном занятии новую учебную дисциплину - экологию, преподаватель должен показать ее многочисленные связи с другими науками, значение в развитии современной цивилизации и обозначить перспективные направления научного поиска. Формирование специалиста с высокой экологической культурой - одна из целей преподавания экологии студентам технического вуза [22; 23].

Цель и объект исследования

Данная работа была проведена с целью выявления уровня экологической образованности студентов СамГУПС и их готовности к уменьшению негативного влияния на состояние окружающей среды.

Задачи исследования:

- выявить информационные предпочтения и уровень сформированности экологической культуры студентов;

- оценить влияние студентов на окружающую среду, используя методику «экологического следа».

Предмет исследования - отношение молодежной аудитории к СМИ, экологической информации и «экологическому следу», объект исследования - студенты СамГУПС в возрасте от 17 до 22 лет. Используя методику «экологического следа», предложенную Уильямом Ризом в 1992 году (с коррективами, внесенными санкт-петербургской организацией ЛаТИМ) и разработанную нами анкету, был проведен опрос 183 студентов (133 юношей и 50 девушек), еще не изучавших экологию в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате анализа основных аспектов жизнедеятельности студентов и их влияния на окружающую среду отмечены следующие моменты:

Использование энергии.

- 52% респондентов, выходя из комнаты, всегда гасят в ней свет;

- 37% выключают свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме.

Питание.

- 73% респондентов предпочитают продукты местного производства, из которых сами готовят обед;

- вегетарианскую пищу употребляют только девушки, таковых всего 2%.

Использование бумаги.

- 32% респондентов берут книги в библиотеке либо одалживают их у знакомых;

- 15% прочитав газету, выбрасывают ее.

Бытовые отходы.

- 27% респондентов стараются покупать в основном не фасованные, а развесные товары, а полученную в магазине упаковку используют в хозяйстве;

- 15% выбрасывают в отдельный контейнер пластиковую упаковку;

- 5% выбрасывая мусор, откладывают макулатуру в отдельный контейнер;

- 5% делают компост из домашних отходов для удобрения своего участка;

- 3% сдают пустые банки из-под напитков и консервов.

Подведя итоги, мы выяснили, что по уровню потребления и образу жизни лишь 16% девушек и 20% юношей вписываются в одну условную планету. Результаты «экологического следа» приведены в табл. 1.

 

Таблица 1 - Потребность в ресурсах (в пересчете на «условные планеты») с учетом уровня потребления

Кол-во «условных планет», необходимое при данном уровне потребления

Девушки

Юноши

1

16%

20%

2

44%

46%

3

38%

26%

4

2%

7%

5

0%

1%

 

Анализ анкет позволил выявить следующие закономерности обращения молодежной аудитории с информацией:

I. Больше всего студенты предпочитают такие источники информации, как телевидение и интернет-СМИ. В ответах на вопрос «Насколько вы доверяете различным источникам информации?» минимальный, но все-таки весьма значимый процент доверия набрали слухи (19% у девушек и 24% у юношей), а максимальный - учебники - 84% у девушек и 70% у юношей. И несмотря на то, что большинство из нас в качестве основного источника информации используют Интернет, он стоит на третьем месте по уровню доверия.

II. Отвечая на открытый вопрос «Экологическая информация - это… » у девушек и юношей были близкие по смыслу ответы. Многие девушки написали, что это «информация об окружающей среде, экологии и живых организмах», а большинство юношей ответили, что это «информация об экологическом состоянии окружающей среды как отдельных территорий, так и мира в целом».

III. Большинство студентов, независимо от пола, склоняются к мнению, что в современных СМИ экологическая информация представлена в минимальных объемах, что показывает потенциал развития данного механизма формирования экологической культуры.

IV. В вопросе «Какое сообщение на экологическую тему произвело на вас самое большое впечатление?» 34% девушек и 22% юношей не смогли привести примеры, на втором месте по встречаемости оказалась Чернобыльская катастрофа, далее ответы девушек и юношей различались (табл. 2, 3).

 

Таблица 2 - Существенные по эмоциональному воздействию сообщения на экологическую тему (по мнению девушек)

34%

– нет таких

10%

– авария на Чернобыльской АЭС

Самые редкие ответы

– испытание ядерной бомбы на Тоцком полигоне;

– техногенная катастрофа в Бхопале;

– уровень загрязнения бытовыми приборами в одном из городов Африки

 

Таблица 3 - Существенные по эмоциональному воздействию сообщения на экологическую тему (по мнению юношей)

22%

– нет таких

12%

– авария на Чернобыльской АЭС

Самые редкие ответы

– захоронение радиоактивных отходов на Среднем Урале;

– продажа чистого воздуха в Японии;

– появление животных-мутантов из-за загрязнения окружающей среды;

– вспышка сибирской язвы на полуострове Ямал;

– кризис редуцентов;

– сокращение биоресурсов

 

V. В задании на расстановку приоритетов «О чем бы вы хотели знать больше?» были предложены 10 высказываний, результаты оказались совершенно разными (приводится суммарный рейтинг по баллам):

Девушки:

1. Экологическая безопасность продуктов питания, жилья - 304.

2. Решение вопросов экологии на уровне учебного заведения - 292.

3. Экологические проблемы и их решение в регионе проживания - 283.

4. Экологические проблемы и их решение в России - 279.

5. Глобальные экологические проблемы - 266.

6. Научные достижения в области экологии - 265.

7. Экологические акции, проекты, мероприятия, в которых можно поучаствовать - 252.

8. Деятельность общественных экологических организаций, движений - 249.

9. Успехи сверстников, связанные с экологией и природоохранной деятельностью - 237.

10. Интересные факты из жизни экологов - 225.

Юноши:

1. Деятельность общественных экологических организаций, движений - 704.

2. Научные достижения в области экологии - 666.

3. Глобальные экологические проблемы - 647.

4. Экологическая безопасность продуктов питания, жилья - 632.

5. Интересные факты из жизни экологов - 630.

6. Экологические проблемы и их решение в России - 625.

7. Экологические проблемы и их решение в регионе проживания - 623.

8. Экологические акции, проекты, мероприятия, в которых можно поучаствовать - 605.

9. Успехи сверстников, связанные с экологией и природоохранной деятельностью - 584.

10. Решение вопросов экологии на уровне учебного заведения - 579.

VI. Большинство девушек понимают под экологической культурой «сохранение окружающей среды», а большинство юношей считают, что это «сосуществование, взаимоотношение общества и природы». При этом только 50% девушек и 37% юношей считают себя экологически образованными.

Несмотря на то, что довольно большой процент опрошенных студентов считают себя экологически образованными людьми, их «экологический след» наглядно иллюстрирует повсеместное доминирование потребительского отношения к природе. Таким образом, мы видим, что студенты проявляют интерес к экологическим знаниям, готовы участвовать в практической природоохранной деятельности, однако их повседневное отношение к природе можно оценить как недостаточно экологичное. Хочется верить, что системная эколого-ориентированная деятельность в нашем вузе позволит внести свой вклад в формирование экологической культуры и готовности применять полученные экологические знания на практике для принятия эколого-сообразных решений.

×

Об авторах

Юрий Александрович Холопов

Самарский государственный университет путей сообщения

Автор, ответственный за переписку.
Email: kholopov@bk.ru

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры строительства

Россия

Анастасия Николаевна Слугина

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: example@snv63.ru

студент факультета строительства железных дорог и информационных технологий

Россия

Светлана Алексеевна Стиханова

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: happy12757@mail.ru

студент факультета строительства железных дорог и информационных технологий

Россия

Список литературы

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] // http://ivo.garant.ru/#/document/12125350/ paragraph/186816:0.
  2. Указ Президента РФ от 5 января 2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru/ 71296604/#ixzz4eSFxPN3b.
  3. Шварц С.С. Проблемы экологии человека // Вопросы философии. 1974. № 9. 102-110.
  4. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. М.: МНЭПУ, 1993. 243 с.
  5. Слугина А.Н., Стиханова С.А., Холопов Ю.А. «Экологическая информация» и «экологический след» в понимании студентов-железнодорожников // Сборник науч. тр. молодых ученых, аспирантов, студентов и преподавателей по результатам проведения Седьмого молодежного экол. Конгресса «Северная Пальмира», 22-24 ноября 2016 г., Санкт-Петербург. CПб.: НИЦЭБ РАН, 2016. С. 278-281.
  6. Розенберг Г.С., Кудинова Г.Э., Васильев А.В. и др. Социальная ответственность в интересах устойчивого развития // Экология и промышленность России. 2012. № 6. С. 32-37.
  7. Макарова Е.А. Экологическая компетентность студентов через сотрудничество // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-2. С. 317-321.
  8. Киприянова М.А. Экологическая культура личности студента // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2015. Т. 1. С. 72-76.
  9. Анфилофьев Б.А., Шиманчик И.П., Холопов Ю.А. О некоторых аспектах организации экологической подготовки специалистов транспортной отрасли // ELPIT 2011. Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов: сб. тр. III междунар. экол. конгресса (V междунар. науч.-техн. конф.) / науч. ред. А.В. Васильев. 2011. С. 20-23.
  10. Попов Ю.М., Сазонова Н.Н. Основные принципы системного анализа экологических процессов // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: мат-лы 5-й междунар. науч.-практ. конф., посв. 110-летию со дня рождения профессора Л.В. Воржевой и 125-летию со дня рождения кандидата педагогических наук, доцента Г.Г. Штехера. 2016. С. 263-267.
  11. Аксенова О., Лунева Л., Халий И. Место под солнцем. Практическое пособие для экологических некоммерческих организаций. М.: ЕЭС (ТАСИС), 1998. 175 с.
  12. Слугина А.Н., Стиханова С.А., Холопов Ю.А. Роль СМИ в формировании экологических представлений студентов железнодорожного вуза // Наука и образование транспорту. 2016. № 2. С. 144-148.
  13. Колесова Е.В. Современные технологии экологического просвещения: некоторые подходы // Хартия Земли - практический инструмент решения фундаментальных проблем устойчивого развития: cб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф., посв. 15-летию реализации принципов Хартии Земли в Республике Татарстан. 2016. С. 454-456.
  14. Ниязова А.А. Формирование экологической культуры студента как составляющая профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-3. С. 630-634.
  15. Ахмедов М.А. Модель формирования экологической культуры студента // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 3 (20). С. 94-99.
  16. Прочуханова Ю.В., Рябова В.В., Санжапова И.Р. и др. Молодежный социальный проект «Экологический экспресс» // Наука и образование транспорту. 2013. Т. 1, № 1. С. 264-266.
  17. Добина К.С., Сальникова А.М., Холопов Ю.А. Молодежный социальный проект «Селективный сбор отходов в СамГУПС» // Наука и образование транспорту. 2016. № 2. С. 119-122.
  18. Айгубов Л.С., Хаджиалиев К.И. Волонтерская деятельность как средство формирования социально-экологической культуры студента // Юг России: экология, развитие. 2016. Т. 11, № 4 (41). С. 175-182.
  19. Насибов Р.Э., Мехоношин С.А., Холопов Ю.А. Экологическое образование в СамГУПС: Знаем, умеем, действуем! // Экологические, экономические, социальные и правовые аспекты устойчивого развития: тез. докладов междунар. студенческой науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 52-54.
  20. Степанова Е.С. Особенности использования практико-ориентированного подхода в вузе // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение: сборник статей V международной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения завкафедрой химии, декана естественно-географического факультета Г.М. Мазанко. 2015. С. 104-108.
  21. Казанцев И.В., Молчатский С.Л. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор личностного самоопределения // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (11). С. 76-81.
  22. Холопов Ю.А. Роль вводного занятия при изучении курса экологии // Повышение качества подготовки специалистов для железнодорожного транспорта: мат-лы межвуз. науч.-метод. конф. 2000. С. 42-44.
  23. Холопов Ю.А. Экологическая составляющая подготовки специалистов как залог прогрессивного и устойчивого развития общества // Окружающая среда для нас и будущих поколений: тр. XII междунар. конф. 2007. С. 162-163.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Холопов Ю.А., Слугина А.Н., Стиханова С.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах