Technical universities students’ readiness for eco-oriented values development

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses issues related to assessment of readiness of students of a technical College to form the foundations of ecological culture. Emphasized that the problems of modern society due to the long dominance of an anthropocentric attitude towards nature. Increasing anthropogenic pressures are often based on artificial heating of consumer demand. It is shown that the formation of eco-friendly values is impossible only through the educational process. The data of sociological survey of 183 students of the Samara state (133 boys and 50 girls) aged 17 to 22 years, who have not studied ecology. The impact of students on the environment assessed according to the method of the «ecological footprint» proposed by William Reese in 1992: in terms of consumption and way of life, only 16% of girls and 20% of boys fit into one planet. It is marked that a key moment in the formation of environmental culture is the choice of information sources. Revealed the following patterns of circulation the youth audience with information that the students prefer as information sources, television and online media, but trust more tutorials - 84% of girls and 70% boys; in the modern media for environmental information is presented in a minimal volume that shows the development potential of this mechanism of formation of ecological culture. Girls interested in the environmental, food safety, housing; tackling environmental issues at the level of educational institutions; environmental problems and their solutions in the region of residence. Men prioritize the following topics: activities of public ecological organizations and movements; scientific achievements in the field of ecology; global environmental issues. Only 50% of girls and 37% of boys consider themselves to be environmentally educated.

Full Text

Актуальность исследования

Готовность к восприятию экологической информации, изучению экологии как учебной дисциплины и выполнению активных природоохранных действий могут во многом определить успех образовательной и просветительной деятельности, направленной на формирование эколого-ориентированных ценностей. Корректировки учебных планов и рабочих программ, основанных на стремительно меняющихся ФГОСах, порой не успевают учитывать особенности взаимосвязей предшествующих и последующих дисциплин, психолого-педагогические аспекты усвоения одних и тех же тем различным контингентом обучающихся (на сегодняшний день изучение экологии в нашем вузе может быть на 1, 2, 3, а иногда и на 4 курсе в зависимости от специальностей и направлений подготовки).

На законодательном уровне определено: «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма» [1]. Однако далеко не в каждом учреждении общего образования эта деятельность реализуется в полном объеме. Поэтому оценка готовности студентов к усвоению экологической информации в техническом вузе весьма актуальна и представляет интерес как для преподавательского корпуса, так и для самих обучающихся.

Анализ публикаций по изучаемой проблеме

Объявление 2017 года Годом экологии в России должно привлечь внимание общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности [2]. Современное общество, несмотря на провозглашаемые с трибун международных экологических форумов ориентиры на экоцентрическое развитие, по-прежнему находится во власти идей потребительского отношения к природе. Сегодня искусственно сформированная необходимость иметь привычные атрибуты благополучной жизни (автомобиль, компьютер, смартфон, планшет и т.п.) провоцирует «раскручивание маховика» чрезмерного производства большого количества низкокачественных товаров. Так называемая «одноразовая электроника», едва прослужив гарантийный срок, часто становится непригодна даже на запчасти для ремонта и оказывается на свалках. При этом на её изготовление затрачиваются значительные количества природных и энергоресурсов.

Академик С.С. Шварц, отмечая существенные изменения в биосфере, писал, что силы человека соизмеримы с силами природы и неразумные его действия пагубно отражаются на природных комплексах: мелеют реки, беднеют леса, вымирают целые виды животных и растений. Мир, «дом» животных и растений изменяется… [3]. Именно по этой причине сегодня не теряют актуальности взгляды Н.Ф. Реймерса, описывающего экологическую культуру как «этап и составную часть развития общемировой культуры, которая характеризуется острым глубоким и всеобщим сознанием себя как части природной среды и как субъекта, ответственного перед собой, перед живущими и последующими поколениями» [4].

Экологические проблемы современного общества во многом обусловлены достаточно продолжительным периодом развития антропоцентрического отношения человека к природе. Опираясь на существенные успехи в познании биологических процессов и технологический прогресс, человечество в XIX-XX веках активно продвигало тезис покорения природы. Трансформация биосферы под воздействием антропогенного фактора оказалась чрезвычайно высока, в то время как в погоне за атрибутами благополучной жизни человечество часто забывает о последствиях своего потребительского отношения к природе [5]. Рыночные преобразования экономических отношений, проводимые в Российской Федерации, диктуют объективную необходимость применения действенных методов защиты окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной деятельности, которая в нынешних условиях имеет тенденцию к обострению при одновременном ослаблении государственного экологического контроля как административного рычага [6]. Процесс урегулирования экологических проблем определяет необходимость повышения уровня экологической культуры населения [7]. Востребованность современным обществом экологической культуры определяется угрозой глобального экологического кризиса [8]. Необходим культурно-нравственный переход от практики «консумизма» к природосберегающему хозяйствованию и настоятельно требуется смена парадигмы покорения, истощения природы, агрессивно-потребительского подхода на гармонизацию отношений с ней [9]. Понимание природы экологических процессов в настоящее время невозможно без системного подхода [10]. В то же время решение проблем охраны окружающей среды во многом зависит от информированности людей и «экологизации» общественного сознания [11]. В формировании экологических представлений студентов значительную роль играют средства массовой информации [12].

Существует большое разнообразие форм и методов экопросвещения. Это - экскурсии, игры, мастер-классы, квесты, кейсы, интерактивные экспозиции, акции, публикации в средствах массовой информации и социальных сетях, социальная экологическая реклама и многое другое [13]. Среди важнейших компонентов экологической культуры выделяют экологические знания, экологические убеждения, экологически оправданное поведение, экологическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическое мышление,умения и навыки экологически обоснованной деятельности. Основными критериями сформированности экологических знаний являются: полнота, действенность, системность [14]. В работе [15] предложена модель формирования экологической культуры студентов, состоящая из содержательно-целевого, операционно-деятельностного и оценочно-результативного блоков. Положительное значение при формировании эколого-ориентированных ценностей имеет участие в реализации молодежных социальных проектов экологической направленности [16; 17]. Активная природоохранная деятельность, реализуемая через волонтерство, способна повышать уровень экологической культуры [18; 19].

Формирование эколого-ориентированных ценностей происходит и при изучении дисциплин экологического профиля. Осуществление практико-ориентированного подхода в образовательном процессе в вузах способствует подготовке высококвалифицированных работников для общества и рынка труда. При этом возникает необходимость внедрения новых форм, методов и технологий обучения [20]. Самостоятельное приобретение знаний и развитие умения ориентироваться в потоке научной информации при решении определенных задач могут быть успешно реализованы через научно-исследовательскую деятельность обучающихся [21]. Представляя на вводном занятии новую учебную дисциплину - экологию, преподаватель должен показать ее многочисленные связи с другими науками, значение в развитии современной цивилизации и обозначить перспективные направления научного поиска. Формирование специалиста с высокой экологической культурой - одна из целей преподавания экологии студентам технического вуза [22; 23].

Цель и объект исследования

Данная работа была проведена с целью выявления уровня экологической образованности студентов СамГУПС и их готовности к уменьшению негативного влияния на состояние окружающей среды.

Задачи исследования:

- выявить информационные предпочтения и уровень сформированности экологической культуры студентов;

- оценить влияние студентов на окружающую среду, используя методику «экологического следа».

Предмет исследования - отношение молодежной аудитории к СМИ, экологической информации и «экологическому следу», объект исследования - студенты СамГУПС в возрасте от 17 до 22 лет. Используя методику «экологического следа», предложенную Уильямом Ризом в 1992 году (с коррективами, внесенными санкт-петербургской организацией ЛаТИМ) и разработанную нами анкету, был проведен опрос 183 студентов (133 юношей и 50 девушек), еще не изучавших экологию в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате анализа основных аспектов жизнедеятельности студентов и их влияния на окружающую среду отмечены следующие моменты:

Использование энергии.

- 52% респондентов, выходя из комнаты, всегда гасят в ней свет;

- 37% выключают свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме.

Питание.

- 73% респондентов предпочитают продукты местного производства, из которых сами готовят обед;

- вегетарианскую пищу употребляют только девушки, таковых всего 2%.

Использование бумаги.

- 32% респондентов берут книги в библиотеке либо одалживают их у знакомых;

- 15% прочитав газету, выбрасывают ее.

Бытовые отходы.

- 27% респондентов стараются покупать в основном не фасованные, а развесные товары, а полученную в магазине упаковку используют в хозяйстве;

- 15% выбрасывают в отдельный контейнер пластиковую упаковку;

- 5% выбрасывая мусор, откладывают макулатуру в отдельный контейнер;

- 5% делают компост из домашних отходов для удобрения своего участка;

- 3% сдают пустые банки из-под напитков и консервов.

Подведя итоги, мы выяснили, что по уровню потребления и образу жизни лишь 16% девушек и 20% юношей вписываются в одну условную планету. Результаты «экологического следа» приведены в табл. 1.

 

Таблица 1 - Потребность в ресурсах (в пересчете на «условные планеты») с учетом уровня потребления

Кол-во «условных планет», необходимое при данном уровне потребления

Девушки

Юноши

1

16%

20%

2

44%

46%

3

38%

26%

4

2%

7%

5

0%

1%

 

Анализ анкет позволил выявить следующие закономерности обращения молодежной аудитории с информацией:

I. Больше всего студенты предпочитают такие источники информации, как телевидение и интернет-СМИ. В ответах на вопрос «Насколько вы доверяете различным источникам информации?» минимальный, но все-таки весьма значимый процент доверия набрали слухи (19% у девушек и 24% у юношей), а максимальный - учебники - 84% у девушек и 70% у юношей. И несмотря на то, что большинство из нас в качестве основного источника информации используют Интернет, он стоит на третьем месте по уровню доверия.

II. Отвечая на открытый вопрос «Экологическая информация - это… » у девушек и юношей были близкие по смыслу ответы. Многие девушки написали, что это «информация об окружающей среде, экологии и живых организмах», а большинство юношей ответили, что это «информация об экологическом состоянии окружающей среды как отдельных территорий, так и мира в целом».

III. Большинство студентов, независимо от пола, склоняются к мнению, что в современных СМИ экологическая информация представлена в минимальных объемах, что показывает потенциал развития данного механизма формирования экологической культуры.

IV. В вопросе «Какое сообщение на экологическую тему произвело на вас самое большое впечатление?» 34% девушек и 22% юношей не смогли привести примеры, на втором месте по встречаемости оказалась Чернобыльская катастрофа, далее ответы девушек и юношей различались (табл. 2, 3).

 

Таблица 2 - Существенные по эмоциональному воздействию сообщения на экологическую тему (по мнению девушек)

34%

– нет таких

10%

– авария на Чернобыльской АЭС

Самые редкие ответы

– испытание ядерной бомбы на Тоцком полигоне;

– техногенная катастрофа в Бхопале;

– уровень загрязнения бытовыми приборами в одном из городов Африки

 

Таблица 3 - Существенные по эмоциональному воздействию сообщения на экологическую тему (по мнению юношей)

22%

– нет таких

12%

– авария на Чернобыльской АЭС

Самые редкие ответы

– захоронение радиоактивных отходов на Среднем Урале;

– продажа чистого воздуха в Японии;

– появление животных-мутантов из-за загрязнения окружающей среды;

– вспышка сибирской язвы на полуострове Ямал;

– кризис редуцентов;

– сокращение биоресурсов

 

V. В задании на расстановку приоритетов «О чем бы вы хотели знать больше?» были предложены 10 высказываний, результаты оказались совершенно разными (приводится суммарный рейтинг по баллам):

Девушки:

1. Экологическая безопасность продуктов питания, жилья - 304.

2. Решение вопросов экологии на уровне учебного заведения - 292.

3. Экологические проблемы и их решение в регионе проживания - 283.

4. Экологические проблемы и их решение в России - 279.

5. Глобальные экологические проблемы - 266.

6. Научные достижения в области экологии - 265.

7. Экологические акции, проекты, мероприятия, в которых можно поучаствовать - 252.

8. Деятельность общественных экологических организаций, движений - 249.

9. Успехи сверстников, связанные с экологией и природоохранной деятельностью - 237.

10. Интересные факты из жизни экологов - 225.

Юноши:

1. Деятельность общественных экологических организаций, движений - 704.

2. Научные достижения в области экологии - 666.

3. Глобальные экологические проблемы - 647.

4. Экологическая безопасность продуктов питания, жилья - 632.

5. Интересные факты из жизни экологов - 630.

6. Экологические проблемы и их решение в России - 625.

7. Экологические проблемы и их решение в регионе проживания - 623.

8. Экологические акции, проекты, мероприятия, в которых можно поучаствовать - 605.

9. Успехи сверстников, связанные с экологией и природоохранной деятельностью - 584.

10. Решение вопросов экологии на уровне учебного заведения - 579.

VI. Большинство девушек понимают под экологической культурой «сохранение окружающей среды», а большинство юношей считают, что это «сосуществование, взаимоотношение общества и природы». При этом только 50% девушек и 37% юношей считают себя экологически образованными.

Несмотря на то, что довольно большой процент опрошенных студентов считают себя экологически образованными людьми, их «экологический след» наглядно иллюстрирует повсеместное доминирование потребительского отношения к природе. Таким образом, мы видим, что студенты проявляют интерес к экологическим знаниям, готовы участвовать в практической природоохранной деятельности, однако их повседневное отношение к природе можно оценить как недостаточно экологичное. Хочется верить, что системная эколого-ориентированная деятельность в нашем вузе позволит внести свой вклад в формирование экологической культуры и готовности применять полученные экологические знания на практике для принятия эколого-сообразных решений.

×

About the authors

Yurii Aleksandrovich Kholopov

Samara State Transport University

Author for correspondence.
Email: kholopov@bk.ru

candidate of agricultural sciences, associate professor of Construction Department

Russian Federation

Anastasiya Nicolaevna Slugina

Samara State Transport University

Email: example@snv63.ru

student of Railway Construction and Information Technologies Faculty

Russian Federation

Svetlana Alexeevna Stikhanova

Samara State Transport University

Email: happy12757@mail.ru

student of Railway Construction and Information Technologies Faculty

Russian Federation

References

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] // http://ivo.garant.ru/#/document/12125350/ paragraph/186816:0.
  2. Указ Президента РФ от 5 января 2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru/ 71296604/#ixzz4eSFxPN3b.
  3. Шварц С.С. Проблемы экологии человека // Вопросы философии. 1974. № 9. 102-110.
  4. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. М.: МНЭПУ, 1993. 243 с.
  5. Слугина А.Н., Стиханова С.А., Холопов Ю.А. «Экологическая информация» и «экологический след» в понимании студентов-железнодорожников // Сборник науч. тр. молодых ученых, аспирантов, студентов и преподавателей по результатам проведения Седьмого молодежного экол. Конгресса «Северная Пальмира», 22-24 ноября 2016 г., Санкт-Петербург. CПб.: НИЦЭБ РАН, 2016. С. 278-281.
  6. Розенберг Г.С., Кудинова Г.Э., Васильев А.В. и др. Социальная ответственность в интересах устойчивого развития // Экология и промышленность России. 2012. № 6. С. 32-37.
  7. Макарова Е.А. Экологическая компетентность студентов через сотрудничество // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-2. С. 317-321.
  8. Киприянова М.А. Экологическая культура личности студента // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2015. Т. 1. С. 72-76.
  9. Анфилофьев Б.А., Шиманчик И.П., Холопов Ю.А. О некоторых аспектах организации экологической подготовки специалистов транспортной отрасли // ELPIT 2011. Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов: сб. тр. III междунар. экол. конгресса (V междунар. науч.-техн. конф.) / науч. ред. А.В. Васильев. 2011. С. 20-23.
  10. Попов Ю.М., Сазонова Н.Н. Основные принципы системного анализа экологических процессов // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: мат-лы 5-й междунар. науч.-практ. конф., посв. 110-летию со дня рождения профессора Л.В. Воржевой и 125-летию со дня рождения кандидата педагогических наук, доцента Г.Г. Штехера. 2016. С. 263-267.
  11. Аксенова О., Лунева Л., Халий И. Место под солнцем. Практическое пособие для экологических некоммерческих организаций. М.: ЕЭС (ТАСИС), 1998. 175 с.
  12. Слугина А.Н., Стиханова С.А., Холопов Ю.А. Роль СМИ в формировании экологических представлений студентов железнодорожного вуза // Наука и образование транспорту. 2016. № 2. С. 144-148.
  13. Колесова Е.В. Современные технологии экологического просвещения: некоторые подходы // Хартия Земли - практический инструмент решения фундаментальных проблем устойчивого развития: cб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф., посв. 15-летию реализации принципов Хартии Земли в Республике Татарстан. 2016. С. 454-456.
  14. Ниязова А.А. Формирование экологической культуры студента как составляющая профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-3. С. 630-634.
  15. Ахмедов М.А. Модель формирования экологической культуры студента // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 3 (20). С. 94-99.
  16. Прочуханова Ю.В., Рябова В.В., Санжапова И.Р. и др. Молодежный социальный проект «Экологический экспресс» // Наука и образование транспорту. 2013. Т. 1, № 1. С. 264-266.
  17. Добина К.С., Сальникова А.М., Холопов Ю.А. Молодежный социальный проект «Селективный сбор отходов в СамГУПС» // Наука и образование транспорту. 2016. № 2. С. 119-122.
  18. Айгубов Л.С., Хаджиалиев К.И. Волонтерская деятельность как средство формирования социально-экологической культуры студента // Юг России: экология, развитие. 2016. Т. 11, № 4 (41). С. 175-182.
  19. Насибов Р.Э., Мехоношин С.А., Холопов Ю.А. Экологическое образование в СамГУПС: Знаем, умеем, действуем! // Экологические, экономические, социальные и правовые аспекты устойчивого развития: тез. докладов междунар. студенческой науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 52-54.
  20. Степанова Е.С. Особенности использования практико-ориентированного подхода в вузе // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение: сборник статей V международной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения завкафедрой химии, декана естественно-географического факультета Г.М. Мазанко. 2015. С. 104-108.
  21. Казанцев И.В., Молчатский С.Л. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор личностного самоопределения // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (11). С. 76-81.
  22. Холопов Ю.А. Роль вводного занятия при изучении курса экологии // Повышение качества подготовки специалистов для железнодорожного транспорта: мат-лы межвуз. науч.-метод. конф. 2000. С. 42-44.
  23. Холопов Ю.А. Экологическая составляющая подготовки специалистов как залог прогрессивного и устойчивого развития общества // Окружающая среда для нас и будущих поколений: тр. XII междунар. конф. 2007. С. 162-163.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Kholopov Y.A., Slugina A.N., Stikhanova S.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies