Формирование экзистенциальных аспектов профессиональной компетентности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Авторы: Тарасова С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
- Выпуск: Том 6, № 2 (2017)
- Страницы: 248-252
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21842
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201762312
- ID: 21842
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обсуждается проблема профессиональной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Отмечается необходимость формирования у них готовности к трудностям на жизненном и профессиональном пути. Экзистенциальный аспект определяется как составная часть целостной профессиональной компетентности. В его содержание входит экзистенциальная установка по отношению к своей будущей профессиональной деятельности и жизни в целом. Экзистенциальная установка определяется как готовность будущего специалиста к саморазвитию и самосовершенствованию себя в качестве субъекта своей жизни и профессионального развития. В работе подчеркивается, что экзистенциальная установка выступает как духовный ресурс и способствует сохранению профессиональной вовлеченности будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы в трудной жизненной ситуации. Отмечается, что экзистенциальная установка формируется в процессе развития рефлексии. В статье предлагаются формы учебной работы: экзистенциальный диалог, эссе, решение ситуационных задач. Дается краткая характеристика данных форм работы и приводятся конкретные примеры заданий. Называются показатели эффективности проводимой работы: появление у обучаемых интереса к духовной стороне жизни, к проблемам смысла жизни и профессиональной деятельности, ответственности за свой выбор.
Ключевые слова
Полный текст
Профессиональной деятельности принадлежит существенное место в жизни человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности. По признанию специалистов, деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы – одна из наиболее деформирующих личность видов профессиональной деятельности. Многие сотрудники в своей работе со временем начинают руководствоваться антигуманными принципами, не умеют справляться с кризисными и конфликтными ситуациями, пребывают в состоянии хронического стресса, подвержены эмоциональному выгоранию.
Важным фактором в возникновении этих негативных явлений является то, что сотрудники часто бывают не готовы к трудностям, которые встретятся им на профессиональном пути. Профессиональный путь человека, как и жизненный в целом, представляет собой череду периодов подъема и спада, наполненных душевными переживаниями по поводу самореализации и самоутверждения, успехов или неудач, волнений, связанных с признанием или непризнанием. Для каждого человека в определенные периоды актуальны проблемы одиночества и непонимания, потери смысла профессиональной деятельности, невостребованности, а также дисгармоничного сочетания личной жизни и работы.
Чтобы выстоять перед натиском неблагоприятных обстоятельств и не «сломаться», будущему сотруднику уголовно-исполнительной системы необходимо быть готовым к трудностям на своем профессиональном пути. Для этого он должен не только обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками в области конкретной профессии, но и получить психологическую подготовку в ее ценностно-смысловом экзистенциальном аспекте. Целью нашей статьи является рассмотрение вопросов о содержании экзистенциального аспекта профессиональной подготовки будущих сотрудников УИС и методах его формирования в образовательном процессе вуза.
В Концепции модернизации российского образования определена основная цель профессионального образования – подготовка компетентного квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности [1]. Это гарантирует способность выпускника вуза к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту. Приоритетным направлением достижения этой цели в современных социально-экономических условиях является компетентностный подход, психолого-педагогической основой которого являются работы таких ученых, как В.Д. Шадриков [2], А.А. Вербицкий [3], И.А. Зимняя [4], В.С. Леднев [5], А.К. Маркова [6], Л.М. Митина [7], Э.Ф. Зеер [8], В.И. Байденко [9] и др.
С позиций компетентностного подхода уровень образованности в современных условиях определяется не столько объемом знаний, их энциклопедичностью, сколько способностью решать профессиональные проблемы и задачи различной сложности на основе имеющихся знаний. Сторонники компетентностного подхода провозгласили основой содержания образования не просто набор знаний, а более сложную культурно-дидактическую структуру – целостную компетентность. Под профессиональной компетентностью понимается интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать профессиональные проблемы и задачи с использованием знаний, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Следует обратить внимание на то, что образование при компетентностном подходе «работает» не только со знаниями и мышлением обучающихся, но и с их ценностями и смыслами. Это важно, поскольку ценности и ценностные ориентации, являясь основным структурным компонентом направленности личности, создают основу для принятия решений в ситуации выбора в различных профессиональных ситуациях.
Составной частью целостной компетентности будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы является так называемый экзистенциальный аспект, под которым мы понимаем сформированную экзистенциальную установку по отношению к своей будущей профессиональной деятельности и жизни в целом. Впервые термин «экзистенциальная установка» ввел в научный оборот А. Лэнгле [10].
В нашей работе экзистенциальная установка определяется как готовность будущего специалиста к саморазвитию и самосовершенствованию себя в качестве субъекта своей жизни и профессионального развития. По мнению отечественных ученых, представителей субъектного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн [11], А.В. Брушлинский [12], К.А. Абульханова-Славская [13], В.В. Знаков [14], Л.И. Анциферова [15] и др.), субъект, в отличие от объекта социальной жизни, обладает свободой выбора, берет на себя ответственность за свое существование, судьбу, становление. Субъект – это человек, для которого важно найти свое, достойное место в жизни, иметь собственную позицию по отношению к быстро меняющимся условиям.
Экзистенциальная установка означает постоянную работу субъекта над осознанием собственной иерархии системы смысложизненных ориентаций, осмыслением и созданием концепции собственной жизни. Эта установка связана с развитием духовной составляющей человека, которая позволяет человеку понимать сущность жизненной ситуации и, опираясь на высшие ценности, конструктивно преодолевать жизненные трудности, действовать на основе осознанного и ответственно принятого решения. Экзистенциальная установка включает и формирование просоциальной направленности, альтруизм, определяет стремление субъекта быть полезным людям.
Экзистенциальная установка связана с профессиональной вовлеченностью – важнейшим фактором эффективности профессиональной деятельности. Эмоциональная и личностная вовлеченность определяется как особое состояние, характеризуется воодушевленностью и сопричастностью, внутренней мотивированностью. По мнению W. Schaufeli, это позитивное, приносящее удовлетворение состояние, которое характеризуется энергичностью, энтузиазмом и поглощенностью [16]. Экзистенциальная установка способствует сохранению профессиональной вовлеченности в трудной жизненной ситуации, поскольку субъект, обладающий зистенциальной установкой, «философски» относится к жизни, имеет духовную опору, дающую ему внутреннюю силу, спокойствие и уверенность в себе, возможность более осмысленно воспринимать ситуацию и выбирать конструктивные способы решения проблемы.
Экзистенциальная установка является результатом рефлексии – способности к самоанализу, к осмыслению своих действий и поступков, размышлению над экзистенциальными проблемами своей жизни и будущей профессиональной деятельности. Рефлексия направлена на понимание и познание своего духовного мира (высших целей, ценностей, смысла жизни, проблем своего существования, осознание свободы выбора, а также ответственности за принятые решения). От степени развития рефлексивных процессов зависит простота или сложность внутреннего мира субъекта, выбор и способ реализации жизненной стратегии. Благодаря рефлексии для субъекта возможен мысленный выход не только за пределы конкретной коммуникативной ситуации, но и за пределы собственной жизни, включение ее в какую-то иную систему координат, наделенную более значимым с точки зрения духовных ценностей смыслом.
Формирование экзистенциальной установки должно стать специальной задачей при подготовке будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы, поскольку именно это качество, выступая в качестве духовного ресурса, позволит эффективно решать жизненные проблемы и противостоять трудностям.
При формировании экзистенциальной установки необходимо использование методов, которые обращены к внутреннему миру личности, глубинным истокам ее сознания, способствуют раскрытию истинных, сущностных, смысложизненных переживаний, отношений, позиций субъекта. К таким методам прежде всего относятся диалогичные методы обучения, имеющие экзистенциальный характер, т.е. являющиеся диалогами о высших целях, ценностях, смыслах жизни, судьбоносных проблемах существования человека [17]. Возникновение экзистенциальных диалогов между педагогом и обучающимися требует особых условий, в которых обсуждение проблем должно происходить не на поверхностном уровне, а существенно, открывая при этом путь для глубинной смысловой рефлексии. Экзистенциальный диалог – это диалог, осуществляющийся на уровне глубинных смыслов и предполагающий обмен духовной энергией. В ходе экзистенциальных диалогов особое внимание уделяется проблеме выбора субъекта в ситуации самоопределения. Выбор всегда связан с осознанием и реализацией собственного потенциала и определяется внутренней позицией личности, ее ценностными ориентациями [18].
Экзистенциальный диалог может быть элементом различных форм учебной работы, а может выступать как отдельная форма. Предлагаем следующие темы экзистенциальных диалогов:
Как выстоять перед лицом неблагоприятных обстоятельств и не «сломаться»?
В чем заключается ответственность сотрудника УИС?
Какое значение имеет такое свойство характера, как справедливость, для сотрудника УИС?
Как совместить личную жизнь и работу?
Обладает ли человек свободой выбора?
Что такое снобизм и нигилизм в профессии?
Как проявляются борьба мотивов и свобода выбора личности?
Что такое подвиг?
Зависит ли счастье человека от его будущего?
Что такое одиночество и как с ним бороться?
Можно предложить курсантам для обсуждения высказывания:
Природу человека лучше всего обнаружить в уединении, ибо он сбрасывает с себя показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила, а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки (Ф. Бэкон).
Счастье вообще – вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-нибудь в ином месте (М. Шамфор).
Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех (Н.Ф. Федоров).
Также рекомендуем для выполнения такие задания:
Раскройте содержание понятий и укажите ценности, с ним связанные: гедонизм, перфекционизм, эгоизм, альтруизм, конформизм.
Раскройте содержание понятия «манипуляция». Подумайте, какие негативные последствия для личности имеет манипулятивный стиль поведения?
При формировании экзистенциальных аспектов профессиональной компетентности можно использовать и монологические формы учебной работы, например эссе. Эссе особенно эффективно в ракурсе экзистенциальной проблематики, так как позволяет обучаемому выразить то, что он не решился бы вслух сказать другому человеку. Эссе – небольшое письменное сочинение на определенную тему, в котором обучаемый рассуждает, выражает свою точку, анализирует какую-либо проблему. Оно посвящено анализу конкретной темы или вопроса и предполагает авторский взгляд на проблему, при этом не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Это небольшое произведение может иметь философский характер, и в нем могут обсуждаться экзистенциальные проблемы. Темы эссе должны быть интересны обучаемым. Можно предложить следующие темы:
– Как я понимаю гуманизм?
– В чем смысл моей жизни?
– В чем моя индивидуальность?
– Что такое любовь как ценность?
– Как я понимаю понятие «справедливость»?
– Что такое лень и как с ней бороться?
– Почему я выбрал эту профессию?
– Как я отношусь к осужденным?
– К чему я стремлюсь в профессии?
Для формирования экзистенциальной установки у обучаемых можно использовать разнообразные хорошо известные формы работы: решение ситуационных задач, дискуссии, просмотр кинофильмов или документальных фильмов с последующим их обсуждением и др. Ситуационные задачи направлены на анализ и интерпретацию ситуации, оценивание действий ее участников, прогнозирование ее развития, выбор адекватных способов решения. Решение ситуационных задач может осуществляться в процессе группового анализа, основные элементы которого мы приводим [19].
1 Знакомство с проблемой.
Преподаватель делает краткое вступление, называя тему предстоящей работы и ее цель, и предлагает конкретную ситуацию, которая послужит предметом группового анализа.
- Сбор банка решений.
На этом этапе собираются разные варианты решения проблемы. Затем решения классифицируются, выявляются наиболее типичные из них.
- Обсуждение и сравнительный анализ предложенных вариантов решения ситуации.
Преподаватель должен внести критерии оценки действий участников обсуждаемой ситуации.
- Обобщение результатов анализа ситуации, выводы.
На этом этапе выбирается наиболее эффективное решение задачи. Формулируется более общая экзистенциальная проблема, ярким конкретным проявлением которой становится описанная ситуация. Осознание и принятие общей проблемы учащимися, рассмотрение ее в различных плоскостях психологического анализа позволяет сделать шаг к большей профессиональной компетентности в экзистенциальном аспекте.
Примеры ситуационных задач.
Задача 1 [20]. В колонию общего режима на работу в должности начальника отряда поступил выпускник юридического вуза Н. Сидоров. Молодой человек отличался невыразительной, скромной внешностью – невысок ростом, худощавого телосложения. Когда в первый раз Сидоров вышел перед строем осужденных, кто-то выкрикнул: «Обрезок!». Раздался дружный смех. Начальник отряда не нашелся, что ответить, смутился и покраснел. Грубая кличка сразу закрепилась за новым начальником отряда. Сидоров сильно переживал по поводу произошедшего инцидента. У него появились признаки депрессии. Вскоре начальник отряда Сидоров подал рапорт об увольнении.
- Проанализируйте ситуацию с психологической точки зрения.
- Как следовало бы поступить новому начальнику отряда в данном случае?
- Каковы действия начальника колонии?
Задача 2. Никифоров Сергей перевелся из колонии А в колонию Б в связи с переездом из другого города и устроился на должность сотрудника оперативного отдела. С первых дней Сергей энергично взялся за дело. Всем было видно, что это неравнодушный и заинтересованный в работе человек. Руководители часто хвалили Сергея на общих собраниях, и в коллективе начали поговаривать о его скором повышении в должности. Однако нашлись завистники, которым было не выгодно продвижение Никифорова вверх по служебной лестнице. Коллеги стали распространять нелепые слухи о внеслужебных связях Сергея с осужденными, жаловаться на его неуживчивость и конфликтность. Сначала Сергей ни о чем не догадывался, но вскоре заметил, как изменилось отношение к нему со стороны коллектива и руководства. Потом началась откровенная травля. Сергей из уважаемых сотрудников перешел в категорию тех, кого вечно за что-то ругают. Сергей сильно переживал по поводу сложившейся ситуации. Он не мог понять, почему люди верят клевете и закрывают глаза на его добросовестное отношение к работе и профессионализм. Сергею все чаще приходили в голову мысли об увольнении, но сделать это он не мог, так как надежную работу в маленьком городке найти сложно.
Вопрос: Проанализируйте ситуацию. Как бы вы поступили на месте Сергея Никифорова?
Об эффективности работы по формированию экзистенциальной установки можно судить, если у курсантов усилилось желание учиться в выбранном направлении, по выбранной специальности, будущая профессиональная деятельность наполнилось большим смыслом и появилось понимание того, что в ней есть возможность самореализоваться, если возникло желание разобраться в личностно значимых проблемах, понять их причины, если усилился интерес к духовной стороне жизни, если возникло осознание ответственности за свой выбор.
Таким образом, формирование экзистенциальных аспектов профессиональной деятельности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы видится нам как формирование экзистенциальной установки, под которой понимается готовность будущего сотрудника к саморазвитию и самосовершенствованию себя как субъекта своей жизни и профессионального развития. Это возможно в процессе развития рефлексии – способности осмысливать свои действия и поступки, размышлять над экзистенциальными проблемами своей жизни и будущей профессиональной деятельности, формировать собственную мировоззренческую и профессиональную позицию. В данном случае эффективны диалогические формы обучения, позволяющие осуществить позитивное взаимодействие на уровне смыслов, обмен духовной энергией, и монологические, способствующие глубинной смысловой рефлексии.
Об авторах
Светлана Александровна Тарасова
Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
Автор, ответственный за переписку.
Email: svetliks68@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики
РоссияСписок литературы
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.14 № 2765-р.
- Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. М., 2010. [Электронный ресурс] // https://portal.iv-edu.ru.
- Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. М.: Логос, 2011. 288 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
- Леднёв В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е перераб. изд. М.: Высшая школа, 1991. 223 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
- Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.
- Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с точки зрения экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3-16.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
- Брушлинский А.А. Психология субъекта. М.: Институт психологии РАН, СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М., Воронеж, 1999. 224 с.
- Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия. Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 2. С. 95-106.
- Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001.
- Полунина О.В. Взаимосвязь увлеченности работой и профессионального выгорания (на примере представителей сферы обслуживания): дис. … канд. псих. наук. М., 2009. 213 с.
- Шоган Е.В. Экзистенциальные диалоги как фактор ценностно-смыслового развития личности старшеклассника в образовательном пространстве школы: дис. … канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 230 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. 608 с.
- Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: учебное пособие. Самара: Издательство Самарского университета, 1994. 406 с.
- Тарасова С.А. Психология сотрудников УИС: личность, общение, деятельность: учебное пособие. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2007. 114 с.
Дополнительные файлы
