Динамика зараженности клещей вирусом клещевого энцефалита в некоторых районах Кировской области

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данном исследовании изучалась динамика зараженности вирусом клещевого энцефалита (европейской и сибирской изоформ) популяции клещей, собранных в период с 2007 по 2016 гг. с растительного покрова, домашних животных и одежды человека в городе Кирове, Кирово-Чепецком, Оричевском, Зуевском, Слободском и Тужинском районах Кировской области. Все собранные образцы проанализированы на наличие в них РНК-вируса клещевого энцефалита. Изоформы вируса выявлялись методом обратной транскрипции - полимеразной цепной реакции (ОТ-ПЦР). Анализ выявил динамику доли клещей, зараженных изоформами вируса клещевого энцефалита. В центральных районах области, имеющих общие границы, наблюдается совпадение пиков зараженности европейской изоформой вируса, однако для определения периодичности необходимы более продолжительные исследования. Также отмечено, что для некоторых районов характерно расширение пиков зараженности и увеличение времени между ними. Низкий процент зараженности на территории города Киров связан с обработкой территории акарицидами. С 2011 года в Кировской области наблюдаются случаи заражения клещей сибирской изоформой вируса клещевого энцефалита. Каждый год наблюдается интенсивное проникновение сибирской изоформы на запад по территории области. Периодичность появления этой изоформы составляет примерно 3 года.

Полный текст

Актуальность исследований

Клещевой энцефалит - вирусное природно-очаговое трансмиссивное заболевание, характеризующееся поражениями оболочек серого и белого веществ головного и спинного мозга ЦНС, а также корешков спинномозговых нервов и периферических нервов, что приводит к развитию парезов и параличей. Заболевание может привести к стойким неврологическим, психиатрическим осложнениям и летальному исходу [1]. Возбудителем инфекции является вирус клещевого энцефалита.

Вирус клещевого энцефалита - РНК-содержащий вирус рода Flavivirus семейства Flaviviridae. Относится в экологической группе арбовирусов и переносится в основном клещами рода Ixodes [2]. На данный момент вирус представлен тремя изоформами: дальневосточной, сибирской и европейской [3]. Согласно исследованиям, в основном в Европе вирусом клещевого энцефалита инфицированы клещи вида Ixodes ricinus. Однако на территории Российской Федерации данный вирус выявляется также у клещей вида Ixodes persulcatus [4]. Кроме того, наблюдается рост количества клещей вида Dermacentor reticulatus, в организмах которых также обнаружен вирус клещевого энцефалита [5; 6].

Хотя изоформы вируса клещевого энцефалита географически преобладают в районах, соответствующих названиям изоформ, они постепенно появляются в других регионах. Например, сибирская изоформа встречается на территории Финляндии, Прибалтики и европейской части России, дальневосточная изоформа обнаружена также в европейской части России. Таким образом, с каждым годом границы ареалов клещей, а вместе с ним и ареалов инфекции, размываются и расширяются. Это касается многих регионов страны, в том числе Кировской области [7; 8].

Целью работы является изучение динамики процента зараженности клещей изоформами вируса клещевого энцефалита в различных районах Кировской области в период с 2007 по 2016 гг.

Материалы и методы исследования

Сбор клещей проводили с растительного покрова на движущегося учетчика и флаг или волокушу из вафельной ткани размером 60×100 см [9], а также вручную с одежды людей и домашних животных (собак, кошек).

Идентификацию клещей, выделенных из природных источников, проводили по определительным таблицам Н.А. Филипповой [10].

Выделение РНК

Суммарные нуклеиновые кислоты экстрагировали с помощью гуанидинтиоизоцианатного метода [11] из клещей, фиксированных в 70% этиловом спирте.

Анализ на наличие генома вируса клещевого энцефалита

Исследование нуклеиновых кислот, выделенных из клещей, проводили с использованием обратной транскрипции-полимеразной цепной реакции (ОТ-ПЦР). Для проведения реакции обратной транскрипции был использован праймер: TBEV-R 5’-ctc-atg-ttc-agg-ccc-aac-ca-3’ [12].

Для амплификации использовали следующие пары праймеров:

Для Европейской изоформы:

TBEV-E(F) 5’-aca-ccg-gag-act-atg-ttg-ccg-ca-3’;

TBEV-E(R) 5’-ccg-ttg-gaa-ggt-gtt-ca-ct-3';

Для Сибирской изоформы:

TBEV-S(F) 5' -g(g/t)g-gat-gtg-tca-cga-tca-ct-3';

TBEV-S(R) 5' -gc(c/t)-gt(c/t)-gga-agg-tgt-tcc-aga-3' [12].

Состав реакционной смеси для ПЦР: 0,5 мкл пробы (50 нг), однократный буфер для ПЦР без магния («Sybenzyme»), 3 мМ MgCl2, 200 мкмоль смеси дезоксинуклеозидтрифосфатов («Sybenzyme»), прямой и обратный праймеры по 10 пмоль каждого («Syntol»), 1,25 ед. а. Taq-полимеразы («Sybenzyme»), вода до конечного объема 10 мкл.

Условия ПЦР: 1 цикл денатурации - 94°C, 5 мин.; 40 циклов - 94°C, 30 сек.; 57°C, 30 сек. и 72°C, 30 сек.; 1 цикл достройки - 72°C, 5 мин. Продукты амплификации разделяли в 6% нативном полиакриламидном геле, который окрашивали бромистым этидием [11].

Результаты и обсуждение

В период с 2007 по 2016 гг. было исследовано 1376 клещей из 27 районов Кировской области. Для анализа выбраны только районы, в которых клещей собирали более трех лет. К таким районам относятся Зуевский, Кирово-Чепецкий, Оричевский, Слободской, Тужинский районы и город Киров. Районы расположены таким образом, что г. Киров граничит с Оричевским, Кирово-Чепецким и Слободским районами, Кирово-Чепецкий район имеет общие границы с г. Кировом, Оричевским, Слободским и Зуевским районами, Зуевский район граничит с Кирово-Чепецким и Слободским районами. Тужинский район расположен на юго-западе области обособленно от остальных районов.

На территории города Кирова и в Кирово-Чепецком районе сбор клещей проводился с 2007 по 2016 г. В Оричевском районе сбор проводился с 2007 по 2011 гг. и с 2013 по 2016 гг. При этом в окрестностях города Кирова было собрано 342 клеща, в Кирово-Чепецком районе - 80, в Оричевском - 128 клещей. В период с 2009 по 2015 гг. сбор проводился на территории Тужинского района, с 2011 по 2016 гг. - в Слободском районе. В Зуевском районе клещей собирали с 2009 по 2016 гг., за исключением 2010 и 2014 гг. Количество собранных в этих районах клещей 97, 82 и 58 соответственно. Все образцы клещей были проанализированы на зараженность европейской и сибирской изоформами вируса клещевого энцефалита.

На территории Кирова наблюдаются 3 пика зараженности европейской изоформой вируса (рис. 1). В 2009 году процент зараженности составил 4,8%, в 2011 году - 14,3% и в 2016 году - 4,6%. При этом наблюдается постепенное расширение пиков и увеличение времени между ними. Низкий процент зараженности возможно связан с обработкой территории акарицидами.

 

 

Рисунок 1 – Динамика процента зараженности клещей европейской изоформой вируса клещевого энцефалита в г. Кирове, Кирово-Чепецком, Оричевском, Зуевском, Слободском и Тужинском районах

 

В Оричевском районе наблюдаются 2 пика зараженности: в 2009 году (33,3%) и в 2016 году (25%). Для первого пика характерно расширение: зараженность клещевым энцефалитом фиксировалась с 2007 по 2011 гг. с максимальным значением в 2009 г.

В Кирово-Чепецком районе наблюдаются 2 пика с большим периодом в 2009 году (18,2%) и в 2016 году (20,8%). Совпадение пиков зараженности в Оричевском и Кирово-Чепецком районах связано с наличием общей протяженной границы.

В Зуевском районе наблюдаются 3 пика: в 2009 (10%), в 2012 (29,4%) и в 2016 гг. (100%).

В Слободском районе выделятся 2 пика: в 2011 (17,4%) и в 2016 году (26,7%). Эти пики соотносятся с пиками 2011 и 2016 гг. в г. Кирове и в 2012 и 2016 гг. в Зуевском районе. С этими районами Слободской район имеет общие границы.

В Тужинском районе до 2013 года не было выявлено случаев заражения клещей европейской изоформой клещевого энцефалита. Это связано с тем, что в этом районе в основном были собраны клещи вида Dermacentor reticulatus, которые имеют более низкий процент зараженности, чем Ixodes persulcatus [15]. Однако наблюдается постепенное увеличение процента зараженности. Пики зараженности достаточно узкие и частые (2013 год - 11,1%, 2015 год - 6,25%).

Таким образом, динамика зараженности европейской изоформой вируса клещевого энцефалита имеет вид пиков. Период появления пиков колеблется от 3 до 6 лет.

Сибирская изоформа вируса клещевого энцефалита являлась нехарактерной для Кировской области, поэтому до 2011 года она не обнаруживалась.

В Оричевском, Зуевском и Слободском районах пики зараженности появляются раньше, чем в других районах (рис. 2). Появление сибирской изоформы может объясняться тем, что эти районы расположены восточнее всех изучаемых районов.

 

 

Рисунок 2 – Динамика процента зараженности клещей сибирской изоформой вируса клещевого энцефалита в г. Кирове, Кирово-Чепецком, Оричевском, Зуевском, Слободском и Тужинском районах

 

Позднее сибирская изоформа появляется в г. Кирове, Кирово-Чепецком и самом западном Тужинском районе, что свидетельствует о постепенном проникновении изоформы на всей территории области.

Таким образом, первый пик приходится на 2011-2012 гг. В этот период зараженность клещей сибирской изоформой составила 16,7% в Оричевском районе (2011 г.), 17,6% в Зуевском (2012 г.) и 30,4% и 100% в Слободском районе в 2011 и 2012 гг. соответственно. Второй пик приходится на 2015 г. процент зараженности в этом году составил 8,3% в Кирово-Чепецком районе, 18,2% - в Оричевском, 50% - в Зуевском и 38,5% - в Слободском. В Тужинском районе сибирская изоформа вируса появляется в 2014 и 2015 гг., процент зараженности составил 8,3% и 12,5%. Также с 2015 г. эта изоформа появляется на территории города Кирова. Максимальное значение процента зараженности составило 6,9% (2016 г.).

Период возрастания частоты зараженности составляет примерно 3 года.

Установленные пики зараженности клещей вирусом энцефалита совпадают с данными центра Роспотребнадзора о динамике показателей заболеваемости населения клещевым энцефалитом в изучаемых районах области [16].

Выводы

В результате проведенных исследований установлена динамика процента клещей, зараженных вирусом клещевого энцефалита. Динамика зараженности европейской изоформой вируса характеризуется периодичностью, которая частично совпадает в районах, имеющих общие границы. Эта динамика имеет вид пиков, период которых колеблется от 3 до 6 лет. С 2011 года в Кировской области наблюдаются случаи заражения клещей сибирской изоформой вируса. Период возрастания частоты зараженности составляет примерно 3 года. На распространение этой изоформы на территории региона указывает обнаружение ее в западных районах области в последнее время.

×

Об авторах

Екатерина Андреевна Бессолицына

Вятский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bess2000@mail.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры микробиологии

Россия

Елена Васильевна Ноздрина

Вятский государственный университет

Email: lena_nozdrina@mail.ru

студент института биологии и биотехнологии

Россия

Станислав Александрович Волков

Вятский государственный университет

Email: volkov210691@mail.ru

аспирант кафедры микробиологии

Россия

Список литературы

  1. Lindquist L., Vapalahti O. Tick-borne encephalitis // Lancet. 2008. V. 371, №5. P. 1861-1871.
  2. Казанцев А.П., Матковский В.С. Справочник по инфекционным болезням. М.: Медицина, 1985. 184 с.
  3. Токаревич К.Н. Важнейшие инфекционные болезни, общие для животных и человека. Л.: Медицина, 1979. 221 с.
  4. Randolph S.E. Tick ecology: processes and patterns behind the epidemiological risk posed by ixodid ticks as vectors // Parasitology. 2004. V. 129 Suppl. P. 37-65.
  5. Столбова Ф.С., Бердинских И.С. Осенняя активность клещей рода Dermacentor Koch. на юго-западе Кировской области // Проблемы биомониторинга и биоиндикации: сб. мат-лов VIII всерос. науч.-практ. конф. Киров; 2010. Ч. 2. С. 17-21.
  6. Biernat В., Karbowiak G., Werszko J., Stanzak J. Prevalence of tick-borne encephalitis virus (TBEV) RNA in Dermacentor reticulatus ticks from natural and urban environment, Poland // Exp Appl Acarol. 2014. V. 64. P. 543-551.
  7. Tonteri E., Jääskeläinen A.E., Tikkakoski T., Voutilainen L., Niemimaa J., Henttonen H., Vaheri A., Vapalahti O. Tick-borne encephalitis virus in wild rodents in winter, Finland, 2008-2009 // Emerg Infect Dis. 2011. V. 17. P. 72-75.
  8. Юрченко О.А., Виноград Н.А., Дубина Д.А. Молекулярно-генетическая характеристика вируса клещевого энцефалита в Крыму // Вопросы вирусологии. 2012. Т. 57, № 3. C. 40-44.
  9. Иерусалимский А.П. Клещевой энцефалит. Руководство для врачей. Новосибирск, 2001. 359 с.
  10. Филиппова Н.А. Таежный клещ Ixodes persulcatus Schulze (Acrania, Ixodidae): морфология, систематика, экология, медицинское значение. Л.: Наука, 1985, Т. 1, 352 с.
  11. Sambrook J., Fritch T., Maniatis T. Molecular cloning: a laboratory manual. NY: Cold Spring Harbor Laboratory Press, 1989.
  12. Ruzek D., St`astna H., Kopecky J., Golovljova I., Grubhoffer L. Rapid subtyping of tick-borne encephalitis virus isolates using multiplex RT-PCR // J. Virol. Met. 2007. Vol. 144. P. 133-137.
  13. Пышкин В.Б., Евстафьев И.Л., Евстафьев А.И. К экологии и биоразнообразию рода Dermacentor Koch., иксодиофауны Крыма (Acrania, Ixodidae) // Экосистемы Крыма, их оптимизация и охрана. 2006. С. 30-35.
  14. Sahai H., Anwer Khurshid H. On analysis of epidemiological data involving A 2X2 contingency table: an overview of fisher’s exact test and yates’ correction for continuity // Journal Biopharm. Stat. 1995. V. 1, №1. P. 43-70.
  15. Бессолицына Е.А., Волков С.А., Столбова Ф.С., Дармов И.В. Анализ зараженности клещей вирусом клещевого энцефалита на территории Кировской области // Инфекция и иммунитет. 2014. Т. 4, № 3. С. 275-278.
  16. Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области [Электронный ресурс] // http://43.rospotrebnadzor.ru.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Динамика процента зараженности клещей европейской изоформой вируса клещевого энцефалита в г. Кирове, Кирово-Чепецком, Оричевском, Зуевском, Слободском и Тужинском районах

Скачать (32KB)
3. Рисунок 2 – Динамика процента зараженности клещей сибирской изоформой вируса клещевого энцефалита в г. Кирове, Кирово-Чепецком, Оричевском, Зуевском, Слободском и Тужинском районах

Скачать (34KB)

© Бессолицына Е.А., Ноздрина Е.В., Волков С.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах