Изучение возможностей адаптивной программы по физической культуре «От болезни к здоровью» в реализации оздоровительного мотива студентов с ослабленным состоянием здоровья
- Авторы: Черкашина А.Г.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 7, № 2 (2018)
- Страницы: 266-272
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21786
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201872311
- ID: 21786
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Каждый студент с ослабленным состоянием здоровья сталкивается в повседневной жизни с проблемой сохранения и укрепления своего здоровья. Период обучения в вузе связан с увеличением учебной нагрузки, понижением двигательной активности, совмещением учебной деятельности и подработками и т.п. В статье обсуждаются результаты констатирующего и двухгодичного формирующего эксперимента на занятиях адаптивной программой по физической культуре «От болезни к здоровью» по изменению внутренней картины здоровья с целью реализации оздоровительного мотива студентами с ослабленным состоянием здоровья. Внутренняя картина здоровья – это сумма знаний, чувств и особенностей поведения в отношении собственного здоровья. Итоги исследования ВКЗ дают учащимся с ослабленным состоянием здоровья возможность всестороннего видения собственной модели здоровья сквозь призму когнитивного, эмоционального, телесного и поведенческого аспектов, а также представляют собой основу для формирования у студентов мотивов по укреплению своего здоровья. Процесс формирующего эксперимента нацелен на изменение внутренней картины здоровья студентов, через восполнение пробелов в когнитивном, телесном и эмоциональном аспектах, и расширение поведенческих возможностей в здоровьесберегающей деятельности.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Для каждого человека здоровье представляет собой несомненную ценность. Только когда у человека все в порядке со здоровьем, у него есть силы и вдохновение для дел, общения и творчества. Любое недомогание непременно влияет на человека, его самочувствие и работоспособность. Наличие здоровья обусловливает не только осуществление жизненных целей, личностное развитие, но непосредственно и само существование человека, продолжительность и качество его жизни. По мнению Л.В. Куликова, «отношение к здоровью, выраженное в предрасположенности к сохранению или растрачиванию здоровья, может рассматриваться как личностное качество. В отношении к здоровью у многих людей скрыты серьезные противоречия» [1]. Г.Ю. Козина, В.Я. Шклярук, изучая студенческую среду, продолжают: «Студенты, зная о ценности здоровья, тем не менее не осознают необходимости обеспечивать мотивацию здорового поведения, не владеют навыками здорового стиля жизни, нуждаются в приобретении знаний и практического опыта в области укрепления своего здоровья» [2; 3].
Каждый студент с ослабленным состоянием здоровья сталкивается в повседневной жизни с проблемой сохранения и укрепления своего здоровья. Период обучения в вузе связан с увеличением учебной нагрузки, понижением двигательной активности, совмещением учебной деятельности и подработками и т.п. Как указывает Т.Ю. Мысина, «студенческая среда относится к ситуациям повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок. Все это затрудняет деятельность студентов в организации собственной физической активности оздоровительного характера. Для сохранения и укрепление здоровья необходимо изменить отношение студентов к своему здоровью – оно должно стать ценностным» [4].
Методы и организация исследования
В Самарском государственном социально-педагогическом университете (СГСПУ) на кафедре физического воспитания студенты с отклонениями в состоянии здоровья занимаются в специальной медицинской группе по программе адаптивной физической культуры «От болезни к здоровью». Одной из основных задач занятий физической культурой со студентами спецгруппы в данной программе выступает формирование компетенции по развитию субъективной активности в отношении действий по укреплению своего здоровья, т.е. формирование ценности здоровья. Преподаватель физической культуры на занятиях со спецгруппой не ограничивает студентов в движениях, а помогает им найти альтернативу движениям, опираясь на их индивидуальное самочувствие, ориентируясь на процесс удовольствия от движения, а не на результат. Упор на занятиях в специальной группе ставится на том, как переживается здоровье в собственном теле, и что каждый студент с ослабленным здоровьем может сделать для улучшения своего состояния. Не погружаться в болезнь, а смещать акцент к выздоровлению. Конечной целью занятий со студентами с отклонениями в состоянии здоровья по программе «От болезни к здоровью» следует рассматривать включение физической активности в повседневную жизнь студентов с целью укрепления здоровья [5].
Для достижения цели на занятиях преподаватель по физической культуре ориентирует студентов на реализацию оздоровительного мотива.
В силу вышесказанного целью нашего исследования является изучение возможностей адаптивной программы по физической культуре «От болезни к здоровью» в реализации оздоровительного мотива студентов с ослабленным состоянием здоровья. Объект исследования: внутренняя картина здоровья студентов с ослабленным состоянием здоровья. Предмет исследования: изменения внутренней картины здоровья студентов с ослабленным состоянием здоровья. Методы исследования: анализ литературных источников, опрос-анкета по мотивам занятий физической культурой В.И. Ильинича [6], самоописание внутренней картины здоровья (ВКЗ), пилотажное исследование, констатирующий и формирующий эксперимент, контент-анализ и качественный анализ полученных результатов.
Результаты и их обсуждение
Реализация оздоровительного мотива со студентами экспериментальной группы по программе «От болезни к здоровью» происходит в три этапа.
Первый этап – пилотажное исследование и констатирующий эксперимент.
В начале первого года обучения со студентами специального отделения контрольной (n = 53) и экспериментальной группы (n = 64) было проведено пилотажное исследование, в котором применялась опрос-анкета по мотивам занятий физической культурой В.И. Ильинича [6]. Его целью является выяснение места оздоровительного мотива в иерархии мотивов занятий физической культурой. Результаты данного опроса-анкеты отражены на рис. 1.
Рисунок 1 – Мотивация студенток специальной медицинской группы первого курса
Рисунок 1 иллюстрирует иерархию мотивов студенток специальной медицинской группы первого курса контрольной и экспериментальной группы. Можно увидеть, что выбор мотивов занятий физической культуры схож у студенток как контрольной, так и экспериментальной группы. Как в одной, так и в другой группе оздоровительный мотив (78,1% и 87,2%) имеет наибольшую побудительную силу и является действующим. Студентки осознают связь между занятиями физической культурой и здоровьем и влиянием занятий физической культуры на состояние здоровья и выбирают оздоровительный мотив как побуждающий к занятиям. Таким образом, оздоровительный мотив на занятия физической культурой для данной группы студенток является наиболее актуальным.
Установленное положение оздоровительного мотива в контрольной и экспериментальной группе в нашем исследовании является контрольной точкой для наблюдения в результате последующего формирующего эскперимента.
Для реализации оздоровительного мотива на занятиях физической культурой необходимо создать условия для того чтобы «мотив стал осознанным, чтобы знание перешло в действие, а значит, студент будет сам проявлять активность без внешнего контроля в отношении своего здоровья [5]». Для этого на занятиях физической культурой со студентами специального отделения экспериментальной группы проводится констатирующий эксперимент по изучению внутренней картины здоровья (ВКЗ). Поскольку «основной функцией ВКЗ является регуляция деятельности индивида в отношении его поведения, направленного на поддержание здоровья и противостояние болезни [5; 7]».
Впервые понятие «внутренняя картина здоровья» было упомянуто В.М. Смирновым и Т.Н. Резниковой, которые рассматривали ее «как своеобразный эталон здорового человека, или здорового органа, или части тела и т.д. Этот эталон может быть достаточно сложным и включать различные элементы в виде образных представлений и логических обобщений» [8]. В.Е. Каган уточняет и утверждает, что «понятие «здоровье» – это не только антоним понятия «болезнь», но и мера отклонения от физиологической, статистической и индивидуальной нормы. Человек – субъект этой индивидуальной нормы – так или иначе знает, что такое здоровье и соотносит с этим свое актуальное состояние. Человек считает себя больным только лишь, когда его переживания своего состояния не вписываются в его «внутреннюю картину здоровья» и, напротив, представления о здоровье могут быть настолько широкими, что обнимают широкий круг патологических состояний» [9]. В.А. Ананьева рассматривает внутреннюю картину здоровья как «совокупность интеллектуальных представлений здоровья индивидуума, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческих реакций [10]».
ВКЗ включает в себя следующие аспекты: информационный/когнитивный, сенситивный/телесный, эмоциональный и поведенческий/мотивационный.
Информационный/когнитивный аспект – это «рациональная часть ВКЗ, представляет собой совокупность субъективных или мифологических умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения, укрепления и развития здоровья (в целом, все то, что формирует систему верований человека). Фиксирует личностный опыт заболевания и выздоровления, так и определенные теоретические представления. Наличие этого аспекта проявляется в сформированной субъективной модели здоровья [11]».
Эмоциональный аспект характеризуется «эмоциональным реагированием на проявления здоровья, его иногда обозначают как эстетика здоровья [11]».
Сенсорный/телесный аспект «представлен различными сенсорными сигналами организма. Складываясь преимущественно на основе «схемы тела», сенсорный компонент дополняется аудиальными и визуальными сигналами. Человек не только чувствует, ощущает, но «видит» и «слышит» свое здоровье [11]».
Поведенческий/мотивационный аспект характеризуется «совокупностью усилий, стремлений, конкретных действий человека, обусловленных его системой верований и направленных на достижение субъективно-значимых целей. Отражает потребность (далеко не во всем осознанную) быть здоровым, степень ответственности за свое здоровье, готовность к определенным самоограничениям для сохранения и развития здоровья. Это этическая сторона здоровья [11]».
Таким образом, внутренняя картина здоровья – это сумма знаний, чувств и особенностей поведения в отношении собственного здоровья.
Проведение констатирующего эксперимента необходимо для того, «чтобы вывести на уровень осознания представления и отношения к здоровью [5]». Так как здоровье – это некое виртуальное понятие, важно определить для каждого студента с ослабленным состояние здоровья, как он понимает, что такое «здоровье», как здоровье переживается в теле, эмоциях, мыслях и в поведении. Таким образом, задача констатирующего эксперимента сделать цель (укрепление здоровья) видимой. Студенты получают домашнее задание разобрать и письменно изложить собственные компоненты внутренней картины здоровья. Далее в группе обсуждается внутренняя картина здоровья каждого. В итоге констатирующего эксперимента на основе обобщения опыта работы каждого, групповой дискуссии и контент-анализа нами была описана ВКЗ студентов с отклонениями в здоровье (n = 64) [5]. В кратком изложении ВКЗ выглядит следующим образом:
«В информационном/когнитивном аспекте здоровья мы рассматривали представления и знания студентов о своем здоровье и способах его сохранения и поддержания [5]». Можно выделить несколько видов ответов.
Самые распространенные ответы: а) Здоровье – это когда ничего не беспокоит, ничего не болит; б) Здоровье – это гармония телесного, духовного и социального. Студенты озвучивают определение, данное ВОЗ [12].
Менее распространенные ответы: а) Здоровье – это субъективное переживание; б) Здоровье – это позитивный настрой и эмоциональное благополучие; в) Здоровье – это взаимосвязь тела и эмоций.
Таким образом, констатирующий эксперимент по когнитивному аспекту внутренней картины здоровья позволил нам выявить две группы ответов в понимании здоровья. По нашему мнению, группа распространенных ответов отражает усредненное знание общества в целом о здоровье, выраженное в миниатюре студенческой группы, без включения личностной осознанности. Группа менее распространенных ответов выражает личный опыт студентов в переживании здоровья, который отражается в осознанном понимании взаимосвязи между хорошим самочувствием и эмоциями, субъективным и позитивным настроем.
Сенситивный/телесный аспект предполагает «описание ощущений в теле, которые переживаются во время здоровья [5]». Участники группы обращают внимание на признаки проявления здоровья, личные двигательные возможности и комфортные движения. К «телесным признакам здоровья были отнесены: отсутствие боли, расслабленное, легкое, свободное, без мышечных зажимов тело [5]». Студенты озвучили, что им было трудно работать с телесным аспектом внутренней картины здоровья, так как непривычно говорить о телесных ощущениях здоровья, поскольку нет умения и личного опыта наблюдения за ними.
В эмоциональном аспекте мы исследуем чувства, которые переживаются когда есть здоровье. Полюс здоровья можно представить переживаниями радости, удовольствия, счастья, гармонии, любви, оптимизма, желания творить. Студенты подчеркивают, что положительные эмоции – это неотъемлемая часть здоровья, а хорошее отношение к чему-либо – это очень важно. «Озвучивание в группе данных эмоций здоровья позволяет каждому подключить свое отношение и переживание к собственному здоровью, а также разделить эти чувства вместе со всей группой и ощутить поддержку группы [5]». Эмоциональный компонент затрагивает личностную включенность и необходим для того, чтобы более глубоко прикоснуться к осознанию необходимости укреплять свое здоровье и настроиться на позитивную веру в собственные возможности это сделать.
«Поведенческий компонент предполагает действия, необходимость изменения поведения и привычного образа жизни, актуализацию деятельности по возвращению и сохранению здоровья [5]». Студенты озвучили следующие свои действия, направленные на укрепление здоровья: ведение ЗОЖ, правильное питание, рациональный режим сна, в достаточной мере двигательная деятельность. «Но, как оказалось, эти действия являются формальными, так как студенты не смогли ответить на вопросы: «Что значит вести ЗОЖ? Сколько часов необходимо спать каждому? Что значит правильное питание и какое оно у вас? Что значит достаточная физическая активность и какая она у вас?». В большинстве своем студенты не знают, что конкретно нужно делать для того, чтобы укреплять свое здоровье [5]».
Далее, студентам был задан вопрос: «Что вам мешает следить за своим здоровьем?».
Можно выделить несколько причин /оправданий бездействия по осуществлению оздоровительной деятельности студентов с ослабленным состоянием здоровья и сгруппировать их следующим образом, это:
- Неэффективная организация режима труда и отдыха. В данную группу причин входят: а) дефицит времени на регулярный прием пищи, полноценный сон, самостоятельные занятия физической культурой, внимание к себе; б) лень; в) восприятие здоровья как данности.
Анализируя эту группу причин, студенты совместно с преподавателем обогащаются опытом друг друга по поиску необходимого количество времени для сна, питания, регулярных занятий физической культурой, а также выясняют, какие способы помогают преодолеть лень и каждый день уделять внимание своему здоровью.
- Препятствия, вызванные болезненными симптомами и последствиями болезни. К данной группе причин можно отнести: а) медицинские противопоказания; б) сезонные обострения заболевания; в) страх за последствия своих действий; г) противоречия. Примерный ответ: «Когда я занимаюсь физическими упражнениями, у меня не болит голова, не появляются черные точки перед глазами, я чувствую себя самым счастливым человеком на Земле. У меня отличное настроение, я готова действовать. Сразу же проблема не кажется такой огромной. Но постоянно появляются мысли, что это состояние недолговечно, и скоро оно сменится унылым настроением, вызванным болью в голове и в глазах».
Обсуждение данной группы помех помогает участникам разобраться в понимании медицинских противопоказании к физической активности, а именно, что можно делать и в каком количестве, с какой нагрузкой и т.п., а также устранить пробелы знаний, которые приводят к страху за последствия своих действий. Помимо этого, поделиться друг с другом опытом по облегчению сезонных обострений болезни и способами сохранять позитивный настрой вне занятий физической культуры.
Таким образом, анализ поведенческого аспекта внутренней картины здоровья помогает студентам с ослабленным здоровьем осознать собственные действия и бездействия и предложить конкретные, личностно-значимые способы изменения поведения для сохранения и укрепления здоровья.
Описание ВКЗ дает возможность студентам спецгруппы всесторонне рассматривать собственную модель здоровья сквозь призму когнитивного, эмоционального, телесного и поведенческого аспектов, также представляют собой основу для формирования у студентов мотивов по укреплению своего здоровья. Следует отметить, что описанная выше ВКЗ не является статичной и универсальной для всего студенческого контингента. Напротив, внутренняя картина здоровья динамична, и следующий этап формирующего эксперимента необходимо строить в соответствии с особенностями ее содержания.
Второй этап – формирующий эксперимент
Его целью выступает изменение внутренней картины здоровья студентов специальной медицинской группы, через восполнение пробелов в когнитивном, телесном и эмоциональном аспектах, и расширение поведенческих возможностей в здоровьесберегающей деятельности.
Полученные данные ВКЗ в результате констатирующего эксперимента позволили нам поставить следующие задачи формирующего этапа.
В информационном / когнитивном аспекте необходимо расширить знания студентов:
– об индивидуальных противопоказаниях и показаниях к движению с учетом заболевания, обоснованности и необоснованности медицинских запретов к физической активности;
– об индивидуальном способе замены запрещенных / противопоказанных движений альтернативными/комфортными движениями, физическими упражнениями, физической активностью и т.п.;
– об индивидуальном и конкретном влиянии физических упражнений на здоровье как замена медикаментозного лечения;
– о взаимосвязи разных видов физической активности с эмоциональным настроем, с физическим самочувствием;
– о технически правильном выполнении ОРУ, двигательных умений и т.п.;
– о возможностях движения и положения собственного тела в пространстве;
– о жизнедеятельности основных систем организма и причин нарушения в их функционировании;
– о допустимых телесных ощущениях при выполнении физических нагрузок схожих с болезненными симптомами (увеличение ЧСС и учащение дыхания, мышечные боли и судороги, тошнота, головокружение, усталость и т.п.);
– о позитивных психологических установках в отношении собственной физической активности, здоровьесберегающей деятельности.
В телесном /сенситивном аспекте необходимым дополнением будет:
– обучение навыкам осознанного внимания и наблюдения за собственным самочувствием в процессе разных видов и интенсивности физической активности;
– развитие индивидуального репертуара движения с включением: движений всеми частями тела, движениями тела в пространстве, движениями на разных уровнях, динамических качеств движений по Р. Лабану [13, с. 85–102];
– осознание собственных двигательных ограничений и возможностей;
– осознание личных телесных ощущений переживания здоровья / хорошего самочувствия;
– практическое выстраивание связи между комфортными и некомфортными физическими действиями и ощущениями;
– наблюдение за индивидуальными допустимыми телесными ощущениями при выполнении физических нагрузок схожих с болезненными симптомами (увеличение ЧСС и учащение дыхания, мышечные боли и судороги, тошнота, головокружение, усталость и т.п.) и их различение.
В эмоциональном аспекте важно:
– создать безопасную, принимающую, безоценочную обстановку на занятии;
– акцентировать внимание каждого не на конкуренцию друг с другом, а на конкуренцию с самим собой (вчерашним, сегодняшним, завтрашним);
– развивать умение понимать свое эмоциональное состояние, его изменение в зависимости от физического самочувствия или вида физической активности;
– ориентировать на движения, приносящие удовольствие, «мышечную радость», комфорт;
– повышать уверенность в собственных силах через выполнение ранее не освоенных упражнений или движений, которые технически выполнялись неправильно, а также посредством создания индивидуальных ситуаций успеха (двигательных достижений / преодолений);
– поддерживать позитивный настрой (установку) на занятие с использованием образных и выразительных движений.
В поведенческом аспекте научить:
– находить время в течение дня на себя, на осознание своего самочувствия, состояния;
– находить время на достаточное количество сна;
– находить время на регулярные приемы пищи в течение дня;
– находить время на регулярные занятия физическими упражнениями;
– брать ответственность за свои действия и их последствия в сохранении и укреплении здоровья;
– стратегиям поведения в стрессовых ситуациях;
– навыкам расслабления;
– ставить индивидуальные цели на каждое занятие по физической культуре;
– самоподдержки посредством индивидуальных позитивных установок;
– применять индивидуальные физические упражнения по улучшению своего самочувствия;
– вырабатывать стратегии гибкого поведения посредством развития разнообразного репертуара движения как способ избежания стереотипного поведения;
– анализировать и вносить коррективы в результаты собственной деятельности на занятиях физической культуры и в повседневной жизни по укреплению своего здоровья;
– использовать полученные знания и умения по укреплению своего здоровья в повседневной жизни.
Таким образом, поставленные выше задачи по четырем аспектам ВКЗ выступили как руководство к действию и реализовывались на занятиях физической культуры со студентами специального отделения экспериментальной группы в течение двух лет обучения.
Третий этап – констатирующий эксперимент и пилотажное исследование
Целью этого этапа выступает анализ изменений в поведении студентов экспериментальной группы к своему здоровью. Для этого студентам предлагается домашнее задание по написанию итогового эссе по теме: «Интеграция опыта по реализации оздоровительного мотива». В данном эссе студенты описывают свой личный опыт, опираясь на изменения, которые произошли у них во внутренней картине здоровья, анализируют свои успехи и неудачи, свою активность в собственной здоровьесберегающей деятельности. Затем в группе проводится совместное обсуждение личного опыта каждого и группы в целом, и подводятся итоги групповой работы.
С помощью контент-анализа нами было проанализировано содержание итоговых эссе студентов по теме «Интеграция опыта по реализации оздоровительного мотива». Можно выделить несколько конкретных видов изменения поведения студенток специальной группы в отношении своего здоровья.
Соблюдение режима питания и сна. Примерный ответ студентов: «Сейчас пытаюсь соблюдать режим питания и специальную диету и режим сна.
Понимание взаимосвязи между эмоциональным и телесным самочувствием. Примерный ответ студентов: «Мое психологическое здоровье связано с физическим, и если мои эмоции под контролем, то под контролем и собственное самочувствие».
Практическое выстраивание связи между физическими действиями, приводящими к комфортным и некомфортным ощущениям. Примерный ответ студентов: «Облегчаю себе подъем по лестнице с помощью дыхания, это помогает мне контролировать пульс и не перенапрягаться».
Ответственность за свои действия и их последствия в сохранении и укреплении здоровья. Примерный ответ студентов: «Я стала больше следить за своим самочувствием во время болезненных обострений, чем раньше. При появлении симптомов недомогания я увеличиваю продолжительность сна, чаще выхожу на прогулки, больше употребляю витамины, стараюсь делать хотя бы минимальные физические нагрузки, употреблять достаточное количество воды».
«Практическое выстраивание связи между физическими действиями, приводящими к комфортным и некомфортным ощущениям [5]». Примерный ответ студентов: «Я научилась бороться с болью из-за плоскостопия во время бега и ходьбы. Во время бега двигаю стопой с носка на пятку, а хожу на тыльной стороне стопы. Когда нужно долго стоять, например, ждать автобус, то я распределяю свой вес тела на две стопы равномерно, ищу три точки опоры (большой палец, мизинец, пятка), это помогает мне меньше уставать. Все эти движения и поиски опоры постепенно переходят в автоматизированный режим.
Осознание собственных двигательных ограничений и возможностей. Примерный ответ студентов: «Теперь я осознаю, что могу двигаться, несмотря на ограничения врачей, просто дозируя нагрузку и следуя своим ощущениям, прекращая движения при появлении дискомфортных ощущениях».
Регулярные занятия физическими упражнениями. Примерный ответ студентов: «Я выполняю дома, как минимум, три раза в неделю несложную тренировочную программу, в которой, помимо разминки и упражнений для приведения мышц в порядок, присутствуют упражнения, направленные на снижение болей в спине, вызванных сколиозом».
Индивидуальная замена противопоказанных движений альтернативными /комфортными движениями. Технически правильное выполнение ОРУ, двигательных умений и т.п. Примерный ответ студентов: «Я начала искать альтернативу тем движениям, выполняя которые чувствовала себя не очень хорошо. Так я научилась правильно дышать, благодаря этому бег дается мне значительно легче, чем раньше. Обычно я старалась его избегать. А в этом семестре я даже 12-минутный бег выдержала и не сказала бы, что это было чем-то непосильно сложным для меня».
Использование полученных знаний и умений по укреплению своего здоровья в повседневной жизни. Примерный ответ студентов: «Теперь я стараюсь не воспринимать свое здоровье как данность. Даже будучи здоровой, я стараюсь создать все возможные условия, способствующие укреплению и сохранению здоровья, и это меня очень вдохновляет, наполняет надеждой, верой в лучшее».
Анализ и коррекция результатов собственной деятельности на занятиях физической культуры и в повседневной жизни по укреплению своего здоровья. Примерный ответ студентов: «Я смогла оценить эффективность принимаемых мною мер по улучшению моего здоровья, а также разработала стратегию дальнейших действий. Теперь поняла, что состояние моего организма можно изменить не только медикаментами, но и физическими тренировками, а также контролем негативных эмоций. Я поняла, что мое здоровье – это очень важная, первостепенная вещь. Теперь моя задача не борьба с болезнью, а сохранение своего здоровья и его улучшение».
Понимание индивидуального и конкретного влияния физических упражнений на здоровье как замены медикаментозного лечения. Примерный ответ студентов: «На данный момент значительно меньше стали боли в области шеи и спины, я думаю, именно благодаря растягивающим и укрепляющим упражнениям». Личностное осознание важности заботы о своем здоровье. Примерный ответ студентов: «До института я не задумывалась о своем здоровье. Знала, что нужно чаще спортом заниматься, но никогда не проводила такого глубокого самоанализа ВКБ и ВКЗ».
Поддержание позитивного настроя на здоровьесберегающую деятельность. Примерный ответ студентов: «Я считаю, что путь к здоровью начинается с правильного отношения к нему, поэтому для укрепления намерений быть здоровой в первую очередь я буду обращаться к своим записям об эмоциональном компоненте здоровья».
Осознанное внимание к своему самочувствию в течение дня. Примерный ответ студентов: «Я стала уделять немного больше внимания своему здоровью. Стала следить за тем, как я себя веду в течение дня, стала следить за тем, чтобы не тратить излишнюю энергию на лишние движения, стала принимать контрастный душ, следить за тем, что я ем. Я верю в то, что мои знания в этой области помогут сделать мою жизнь лучше».
Выделенные нами виды изменения поведения показывают, что в процессе формирующего эксперимента на занятиях физической культурой были созданы возможности для реализации у студентов с ослабленным состоянием здоровья оздоровительного мотива. Студенты экспериментальной группы предпринимают конкретные, личностно-значимые действия по сохранению и укреплению своего здоровья и занимают активную субъектную позицию в здоровьесберегающей деятельности.
Повторное проведение опрос-анкеты по мотивам занятий физической культурой В.И. Ильинича в конце второго года обучения студентов экспериментальной и контрольной группы подтверждает сделанные нами выводы (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Мотивация студенток специальной медицинской группы второго курса
Согласно рис. 2 произошли изменения в иерархии выбора мотивов занятий физической культуры у студенток контрольной группы. Мотив долженствования (посещение ради зачета) занял первое место у 70% опрошенных. Оздоровительный мотив, который на первом курсе у студенток контрольной группы занимал лидирующее место (78,1%), в конце второго курса снизился до 30%. Противоположная картина у экспериментальной группы. Оздоровительный мотив остался на лидирующем месте на первом курсе и немного повысился до 90% от первоначальных 87,2%.
Выводы
В процессе занятий физической культурой по программе «От болезни к здоровью [5]» студенты экспериментальной группы не потеряли понимания актуальности оздоровительного мотива в отличие от студентов контрольной группы, которые занимались по общей программе по дисциплине «Физическая культура для лиц с ограниченными возможностями здоровья». Таким образом, разработанная нами программа «От болезни к здоровью» предоставляет для студентов с ослабленным состоянием здоровья условия и возможности для реализации оздоровительного мотива на занятиях физической культурой. По нашему мнению, включение в программу дисциплины «Физическое воспитание» (для студентов с ограниченными возможностями здоровья) формирующего эксперимента по изменению внутренней картины здоровья является необходимым звеном в формировании личностно-значимого поведения по укреплению своего здоровья.
Об авторах
Анна Георгиевна Черкашина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: cherka-anna@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры физического воспитания
Россия, СамараСписок литературы
- Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. С. 18-19.
- Козина Г.Ю. Концептуальная модель воздействия социальных факторов на формирование здоровья человека // X Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студ. Пенза, 2008. С. 69-82.
- Шклярук В.Я. Самосохранительное поведение в молодежной среде // Социологические исследования. 2008. № 10. С. 139-142.
- Мысина Т.Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов вуза // Вестник СаГА. Серия: Психология. 2011. № 2. С. 46-57.
- Черкашина А.Г. Описание внутренней картины болезни и здоровья на занятиях физической культурой со студентами спецмедгрупп // Адаптивная физическая культура. 2017. № 1 (69). С. 45-51.
- Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. С. 12-13.
- Цветкова И.В. Проблема психологического изучения внутренней картины здоровья // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5, № 1 (21). С. 11.
- Смирнов В.М., Резникова Т.Н. Основные принципы и методы психологического исследования внутренней картины болезни // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов. Л.: Медицина, 1983. С. 38-62.
- Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья - термин или концепция? // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 86-88.
- Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб.: Изд-во «БПА», 1998. С. 10-11.
- Васильева О.В. Экспериментальное исследование внутренней картины здоровья в юношеском возрасте // Известия Южного федерального университета. Технические науки. Т. 69, вып. 14. 2006. С. 316-324.
- Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. - http://who.int/ qovernance/eb/who_constitution_ru.pdf.
- Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. Издание 2-е, расширенное и дополненное. СПб.: Речь, 2006. 284 с.
