Fundamental training of doctors in additional vocational education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents methodology of doctors’ fundamental training in additional vocational education. The analysis of trends (humanization, standardization, informatization, integration, ecologization and fundamentalization) of doctors’ biological training development in continuous medical education has made it possible to determine how to improve physicians’ biological training in the aspect of solving the research problem – to determine methodology of doctors’ fundamental training in additional vocational education. The tendency of informatization of doctors’ biological training is determined by intensive development of biological sciences, as well as the widespread introduction of theoretical and technological approaches into medical practice. Integration as a trend determines modernization of goals, content, forms, methods of physicians’ biological training in the aspect of enhancing the interrelation and interdependent integrity of physicians’ biological and special training. The necessity of ecological regularities understanding and scientifically grounded attitude to nature requires systemic doctors’ biological training and dictates introducing a wide range of biological and ecological disciplines into doctors’ training and development program. These disciplines can help to understand the place of man in the environment and the biosphere as a whole from the standpoint of biocentric and polycentric approaches. Fundamentalization as a tendency for physicians’ biological training development requires training construction on the basis of a conceptual presentation of the educational content that contributes to the deepening of theoretical, scientific and vocational training of trainees and the expansion of their vocational training profile. Standardization defines requirements for physicians training level in biological disciplines (anatomy, physiology, biochemistry, immunology, genetics, etc.) of all medical specialties as well as requirements for medical personnel ecological literacy increasing. The tendency of humanization manifests itself in openness, in understanding the social role of a person in improving doctors’ professional competencies, contributes to imparting a personal meaning to the acquired knowledge and determines the preservation of the individual identity.

Full Text

Стремительный рост новейших открытий в биологии в последние годы четко обозначил проблему фундаментализации естественнонаучного содержания медицинского образования, что и нашло отражение в работах многих ученых: В.Ф. Антонова [1], Н.М. Левинцева [2], А.В. Балахонова [3], В.Г. Ерохина [4], Т.Н. Литвиновой [5], М.А. Пальцева [6], С.В. Петрова, М.Н. Молитвина, О.В. Фионик [7] и др.

Отличительной чертой современной медицинской науки является ее интеграция с современными достижениями молекулярной и клеточной биологии.

Приоритетность профилактической деятельности врачей в выполнении трудовых функций зависит от степени понимания современными врачами механизмов профилактики болезней с опорой на биологические и экологические знания в их взаимосвязи. Необходимость введения современных биологических знаний в содержание подготовки врачей-специалистов подтверждается нормативными документами. Приказами Министерства здравоохранения и социального развития России от 05.12.2011 г. были утверждены требования к структуре образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) [8], где к обязательным дисциплинам отнесены биологические дисциплины (анатомия, физиология, биохимия и др.).

Позднее приказами Министерства образования и науки «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре» [9] фундаментальные дисциплины были введены в блок обязательных дисциплин.

Усиливающаяся дифференциация биологических наук вступает в противоречие с необходимостью целостного подхода к пониманию патологических процессов, протекающих в организме, механизмов лечения и их влияния на жизнедеятельность. Именно биологические знания служат не только высококвалифицированному выполнению трудовых функций врача, но и пониманию ценности здоровья и жизни человека и развитию гуманистического мировоззрения врача.

Результаты изучения особенностей существующей практики фундаментальной (биологической) подготовки врачей в дополнительном профессиональном образовании позволили обнаружить противоречие – между возрастающей ролью биологии в профессиональной деятельности современных врачей и их неготовностью решать профессиональные задачи с применением биологических знаний.

Цель нашего исследования: определение методологических основ фундаментальной (биологической) подготовки врачей в дополнительном профессиональном образовании, обеспечивающие готовность врачей к выполнению трудовых функций.

Тенденции развития фундаментальной (биологической) подготовки врачей-специалистов

Подготовка врачей разных медицинских специальностей, то есть врачей-специалистов (понятие «врач-специалист» регламентировано нормативно-правовыми документами Минздрава России [10]), осуществляется в высшем образовании (уровень подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре) и в дополнительном профессиональном образовании. В отличие от высшего медицинского образования, закладывающего фундамент профессиональной компетентности врача, в дополнительном профессиональном образовании врач приобретает объективно новые знания, умения, профессиональные компетенции в конкретной медицинской специальности.

На зависимость системы образования от тенденций развития общества обращала внимание академик А.П. Беляева: «Образование не свободно в выборе путей своего совершенствования в связи с тем, что много задано внешними тенденциями развития науки, техники, экономики, геополитическими обстоятельствами, социокультурными традициями» [11].

В соответствии с обусловленной сложностью физиологических процессов жизнедеятельности организма человека, многообразием форм заболеваний, а также все нарастающим потоком научной биомедицинской информации, медицинское образование требует непрерывного, в течение всей врачебной деятельности, самообучения и самосовершенствования [7].

Необходимым условием развития профессионализма врача академик И.В. Давыдовский [12] считал знание причинности заболеваний: «Законы приспособления, приспособительной изменчивости, прогрессивности, целесообразности являются всеобщими для органической жизни. Эти идеи аннулируют грани между физиологическими и патологическими явлениями. Болезни человека, как и все физиологические процессы, не случайны. Как мы видели, они исторически обусловлены. Отсюда проистекает кардинальная задача медицины – познать этиологические и экологические факторы, которые вызвали именно эти, а не другие болезни, а также то, почему однажды возникнув, они стали «законной» принадлежностью людей, как бы необходимым, «естественным» явлением природы» [12, с. 56].

В настоящее время это утверждение не только не потеряло своего значения, но и приобрело большую актуальность в связи с бурным, интенсивным развитием биологических наук, изменением факторов окружающей среды (климатических, биологических, химических, физических и др.) и их влиянием на организм человека.

Достижения биологических наук имеют определяющее значение в развитии новых методов диагностики и терапии сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринологических, инфекционных и других заболеваний [13].

Широкое применение подходов, базирующихся на методах молекулярной и клеточной биологии, биофизики, биохимии, обеспечило появление новых направлений, развивающихся на стыке различных фундаментальных наук (генодиагностика и генотерапия, нейровизуализация, онко- и нейроиммунология, нейротрансплантация, фармакогенетика и др.), что нашло отражение в создании принципиально новой концепции медицинской науки как комплекса биологических направлений, занимающихся проблемой здоровья человека [13].

В настоящее время отмечается повсеместное возрождение интереса к кишечной микробиоте и ее влиянию на здоровье и возникновение болезней человека [14]. Появились новые факты, свидетельствующие о связи кишечной биоты с заболеваниями не только желудочно-кишечного тракта (далее – ЖКТ), но и сердечно-сосудистой системы, ожирением, сахарным диабетом, злокачественными новообразованиями, аллергическими и аутоиммунными болезнями и т.д.

В последние десятилетия в развитых странах наблюдается фактическое стирание временной грани между фундаментальными и прикладными исследованиями. Путь от открытия до практики становится предельно коротким, что стало основой для появления еще одного нового направления в медицине – трансляционной медицины [15].

Таким образом, информатизация как тенденция развития биологической подготовки врачей определена интенсивным развитием биологических наук, а также широким внедрением теоретических и технологических подходов в медицинскую практику, базирующуюся на методах молекулярной и клеточной биологии.

Определенную сложность представляет проблема совмещения изложения рассматриваемых проблем на современном научном уровне с доступностью его восприятия для обучающихся разных возрастных категорий системы непрерывного медицинского образования.

Одной из ведущих методологических основ модернизации биологической подготовки врачей в системе дополнительного профессионального образования является интеграция [16].

Термин «интеграция» (лат. integratio – восстановление, восполнение, от integer – целый) – понятие, обозначающее состояние связности отдельных дифференцированных частей и функций в систему, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Современная биология представляет весьма сложный, разветвленный и многослойный комплекс наук о живой природе, теоретические и прикладные отрасли которого влияют на многие области медицины, такие как, например, тератогенное влияние факторов среды на организм человека [3], экологические проблемы, проблемы медико-профилактической медицины и др. В то же время в современной биологии имеется ряд таких проблем, которые имеют не только частнонаучное, но и общенаучное значение. Интеграция наук и научных знаний осуществляется на базе их дифференциации.

В 1990-е годы расширился педагогический смысл понятия «интеграция». Так, академик М.Н. Берулава под интеграцией в образовании понимает «процесс и результат взаимодействия его структурных элементов, сопровождающийся ростом системности и уплотненности знаний учащихся» [17, с. 6]. Причем, как отмечает автор, понятие «интеграция» является более широким, чем понятие «системность» и «синтез знаний», так как отражает единство содержательной и процессуальной сторон обучения и характеризует систему содержания образования на всех уровнях ее формирования: общего теоретического представления, отдельного учебного предмета, учебного материала, педагогической действительности и личности учащихся [17].

Методист-биолог А.В. Теремов [18] обращает внимание на то, что интеграция обладает сложной уровневой структурой, разными направлениями, видами, формами, типами. Как педагогический феномен она служит основой проектирования содержания учебных предметов, организационных форм, методов и средств обучения, адекватных целостному восприятию учащимися действительности, способствующих гармоничному развитию их личности [18].

В биологической подготовке врачей тенденция интеграции проявляется во взаимопроникновении содержания биологической и специально-профессиональной подготовки врачей; во взаимопроникновении содержания биологической подготовки врачей и современных достижений медико-биологических наук; в объединении и синтезе компонентов биологического содержания внутридисциплинарного и междисциплинарного характера, в их обобщении на уровне фактов, понятий, законов, теорий и идей, в формировании целостной системы обобщенных понятий, способов и видов деятельности, что обеспечивает преемственность на всех этапах непрерывного профессионального медицинского образования [19, с. 27–32].

На значимость интеграционных процессов и одновременно медленное внедрение этих процессов в подготовку медицинских кадров обращает внимание министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова: «В современных условиях развития медицинского образования … имеет место медленное внедрение в учебный процесс интегративного подхода в области медицинской физики, молекулярной биологии, молекулярной генетики» [20].

Таким образом, интеграция как тенденция развития биологической подготовки врачей определяет направления модернизации целей, содержания, форм, методов биологической подготовки врачей различных специальностей в аспекте усиления взаимосвязи и взаимообусловленной целостности биологической и специальной подготовки врачей.

Тенденция интеграции затрагивает и экологическую подготовку врача в рамках системы биологической подготовки, предопределяя взаимопроникновение, взаимосвязь и единство идей, целей, содержания и технологий биологической подготовки врачей, усиливая ее методологическую, профессиональную и системообразующую функции. Одним из факторов интеграции экологической подготовки врача является усиление внимания к новым комплексным проблемам экологии человека, выявлению значимости, раскрытию всеобщих, существенных, закономерных связей и отношений в природе, интеграции этих проблем на мировоззренческом и методологическом уровнях [21].

Необходимость понимания экологических закономерностей, научно обоснованного отношения к природе требует системной биологической подготовки врача и диктует включение в программу подготовки и повышения квалификации врачей широкого круга биологических и экологических дисциплин, формирующих понимание места человека в окружающей среде и биосфере в целом с позиций биоцентрического и полицентрического подходов.

Академик М.А. Пальцев уточняет: «Доминирующее место в базовой подготовке врача по праву занимают медико-биологические науки. Связано это, прежде всего, с тем, что в биологии рассматриваются многочисленные и многосторонние проявления свойств природы, которую следует рассматривать как среду жизни человека, а самого человека как часть этой природы, зависящую от проявления множества факторов и также многофакторно влияющую на состояние природы» [6].

Несмотря на достаточно сложную экологическую ситуацию, по-прежнему биологические дисциплины традиционно преподаются лишь в преломлении собственно организма человека без учета множественных его взаимосвязей с окружающей средой. Профессор А.В. Балахонов [3] в своем исследовании обращает внимание на то, что ярко выраженный антропоцентрический подход в преподавании биологических дисциплин существенно ограничивал и, к сожалению, по-прежнему ограничивает понимание врачами особенностей живой и неживой природы в целом, а в конечном итоге – и места человека в биосфере.

Таким образом, тенденция экологизации биологической подготовки врачей проявляется в проникновении экологического знания в содержание биологических дисциплин, включенных в программу подготовки врачей.

Анализ возрастающих требований к биологической подготовке медицинских специалистов позволяет сделать вывод о том, что естественнонаучные знания являются обязательным условием качества медицинского образования и когнитивной основой фундаментализации биологической подготовки врачей [3, с. 136–141].

На рефлексивную функцию фундаментальных знаний указывает Л.В. Медведева: «Фундаментальные естественнонаучные знания важны для воспитания профессиональной и методологической рефлексии, понимания природы научного знания, методологизации знаний и способов мышления, мировоззрения как основы поведения и действий человека в любых жизненных ситуациях, адекватных механизмов самоидентификации личности, формирования методологической культуры» [22].

Однако, как отмечают В.Ф. Антонов и Н.М. Ливенцев [2], в подготовке врача временной разрыв между приобретением биологических знаний и использованием их в специальных клинических курсах зачастую достигает трех-четырех лет. Далее авторы уточняют: «…исследование показало, что без соответствующего подкрепления половина полученной фундаментальной подготовки теряется студентами на втором году обучения».

О важности биологических знаний в развитии у врачей диалектического мышления в свое время говорил известный ученый И.В. Давыдовский: «Необходимо изучить биологическую сущность патологических явлений, законы их становления, т.е. подлинные причинно-следственные отношения вещей, касается ли это проблемы инфекции или проблемы рака, воспаления, и, разумеется, при непременном учете всех внешних факторов (биологических, физических и т.д.). Решающую роль при этом будут играть логика, мышление, теоретический анализ» [12].

Однако, по мнению Г.А. Бордовского [23], Н.В. Садовникова [24], соответствующие естественнонаучным областям учебные дисциплины сами по себе еще не являются фундаментальными. Таковыми они становятся лишь тогда, когда начинают обобщенно и адекватно воспроизводить фундаментальные идеи и представления, логику и структуру соответствующих дисциплин с позиций современной науки.

В нашем исследовании под фундаментализацией мы понимаем отражение в содержании биологической подготовки врачей биологических знаний, умений, навыков, способствующих углублению теоретической, научной и профессиональной подготовки обучающихся и расширение профиля их профессиональной подготовки.

Таким образом, фундаментализация как тенденция развития биологической подготовки врачей требует построения обучения на основе концептуального изложения учебного содержания, способствующего углублению теоретической, научной и профессиональной подготовки обучающихся, и расширения профиля их профессиональной подготовки.

Поддержание качества в различных сферах профессиональной деятельности врача, повышение степени соответствия результатов медицинской помощи, процессов и услуг их функциональному назначению определяют необходимость введения в подготовку врачей профессиональных и образовательных стандартов, представляющих собой систему требований к профессиональной деятельности врача.

В 2003 г. во Всемирных стандартах WFME по повышению качества медицинского образования [25] среди основных задач была указана необходимость включения в учебный план биомедицинских дисциплин в объеме, необходимом для объяснения данных клинических исследований. К фундаментальным биомедицинским наукам, в зависимости от особенностей специальности, стандарт относит: анатомию, биохимию, физиологию, биофизику, молекулярную биологию, клеточную биологию, генетику, микробиологию, иммунологию, патологию и др.

Приказами Минздрава России утверждаются стандарты оказания медицинской помощи, определяющие требования к врачу в вопросах современной диагностики, лечения пациентов той или иной нозологической формы с указанием конкретных рекомендаций по использованию технических и медикаментозных средств, требующих глубокой медико-биологической подготовки врача.

С начала 2016 г. вступили в силу утвержденные Министерством труда Российской Федерации профессиональные стандарты медицинских специалистов по областям деятельности, где в требованиях к обобщенным трудовым функциям указываются знания медико-биологических дисциплин.

Стандартизация профессиональной деятельности захватывает не только деятельность врачей различных медицинских специальностей, но и деятельность медицинских организаций. На современный период к деятельности каждой медицинской организации предъявляется система требований, регламентированных государственными стандартами экологического менеджмента и экологической безопасности пищевой продукции, что вызывает необходимость в дополнительной экологической подготовке медицинских работников.

Таким образом, стандартизация как тенденция развития биологической подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании определяет единые требования к уровню подготовки врачей по биологическим дисциплинам (анатомия, физиология, биохимия, иммунология, генетика и др.) всех медицинских специальностей, а также стандартизируются требования в повышении экологической грамотности медицинских кадров.

Наряду с сугубо практическими вопросами постепенно начинают привлекать общественное внимание гуманистические аспекты проблем взаимодействия общества и природы, их философские аспекты, связанные с мировоззрением, аксиологическими вопросами. Согласно М.С. Кагану, «…трехчленная структурная декомпозиция бытия: «природа – общество – человек» при необходимости приводит нас к выявлению культуры как преображения человеком природы по законам общества» [26, с. 46–47]. В решении перечисленных вопросов весьма значительная роль принадлежит биологии [27, с. 124].

В настоящее время особую важность приобретает формирование ценностных отношений к природе на основе биоцентрического мировоззрения. Влияние ценностей на развитие личности исследовано в трудах ученых: В.В. Гречаного [28, с. 5–14], М.С. Кагана [26, с. 46–47], которые делят ценности на предметные (материальные) и субъектные (духовные).

Как отмечает Э.Н. Мирзоян, «одной из важнейших особенностей биологии является ее «нацеленность» на человека» [29]. Биология создает объективные основания общего восприятия и понимания мира, места и роли человека в нем. Сущность развитие мировоззрения во многом определяется сформированными убеждениями личности [30]. Убеждения врача тесно связаны с его информационной культурой [31].

Не случайно в качестве Федеральных требований [9] к подготовке врача определены универсальные компетенции, направленные на формирование у врачей толерантного отношения к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям общества, что требует формирования у врача убеждений и ценностей, основанных на понимании уникальности человека как биологического вида.

Таким образом, тенденция гуманизации биологической подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании проявляется в открытости, в осознании социальной роли человека в совершенствовании профессиональных компетенций врача, способствует приданию личностного смысла приобретаемым знаниям и определяет сохранение самобытности личности, обучающийся осознает самого себя как индивидуальность.

Выводы

Анализ тенденций (гуманизации, стандартизации, информатизации, интеграции, экологизации и фундаментализации) развития биологической подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании позволил определить направления в совершенствовании биологической подготовки врачей, пути усиления взаимосвязей биологической и специальной подготовки врачей в аспекте решения проблемы исследования – определения методологических и теоретических основ биологической подготовки врачей в дополнительном профессиональном образовании, обеспечивающие готовность врачей к решению профессиональных задач, определяемых трудовыми функциями.

×

About the authors

Svetlana Yurievna Astanina

Russian Medical Academy of Continuing Professional Education

Author for correspondence.
Email: astanina@gmail.com

candidate of pedagogical sciences, professor of Medical Pedagogy, Philosophy and Foreign Languages Department, head of Scientific, Methodological and Educational Activities Department

Russian Federation, Moscow

References

  1. Антонов В.Ф., Черныш А.М. Проблемы и пути реализации фундаментальной подготовки врача // Вопросы преподавания медицинской и биологической физики, математики и информатики в медицинских вузах. М., 1996. С. 9-11.
  2. Антонов В.Ф., Ливенцев Н.М. О фундаментальной подготовке врача // Вестник Высшей школы. 1988. № 7. С. 26-29.
  3. Балахонов A.B. Фундаментализация высшего медицинского образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 11. Вып. 1. С. 136-141.
  4. Ерохин В.Г. Значение теоретических дисциплин в подготовке врача // Вестник АМН СССР. 1989. № 4. С. 21-26.
  5. Литвинова Т.Н. Теория и практика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2002. 496 с.
  6. Пальцев М.А., Денисов И.Н., Мелешко В.П. Врач XXI века: высшее медицинское образование вчера, сегодня, завтра // Вестник новых мед. технол. 1998. Т. 5, № 3-4. С. 111-114.
  7. Петров C.B., Балахонов А.В., Молитвин М.Н., Фионик О.В. Современные проблемы высшего медицинского образования // Вестник Санкт-Петербургского университета «Вопросы высшего медицинского образования». 2007. Сер. 11. Вып. 4. С. 118-126.
  8. Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура). Утвержден приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.12.2011 г. № 1475н // Российская газета. № 296. 30.12.2011.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2010 г. № 1118 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 7. 14.02.2011.
  10. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 г. № 541н // Российская газета. № 217. 27.09.2010.
  11. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования: монография. СПб.: Радом, 1997. 227 с.
  12. Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (этиологии). М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1962. 176 с.
  13. Астанина С.Ю. Педагогические закономерности биологической (фундаментальной) подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 4. С. 14-20.
  14. Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 2580-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2013. № 2, ст. 111.
  15. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 2511-p.
  16. Астанина С.Ю., Довгалев А.С., Авдюхина Т.И. Биологическая составляющая профессиональных стандартов и квалификационных характеристик специалистов медико-профилактического направления (на примере специальности «Паразитология» // Медицинская паразитология и паразитарные болезни. 2014. № 4. С. 32-37.
  17. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993. 172 с.
  18. Теремов А.В. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 346 с.
  19. Саксонова Л.П. Интегрированное знание будущих специалистов // Интеграция образования. 2004. № 4. С. 27-32.
  20. Скворцова В.И. Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении // Hi-Med. Высокие технологии в медицине. 2012. № 11. С. 3-7.
  21. Астанина С.Ю. Методическая система обучения общей биологии в условиях интенсификации образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2003. 184 с.
  22. Медведева Л.В. Теоретико-технологическая система профессионально направленного обучения естественнонаучным дисциплинам в техническом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 2001. 34 с.
  23. Бордовский Г.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. 85 с.
  24. Садовников Н.В. Связь фундаментализации с целями образования // Интеграция образования. 2004. № 3. С. 81-84.
  25. Всемирные стандарты WFME по повышению качества медицинского образования // Сибирское медицинское обозрение. 2011. № 3 (69). С. 112-115.
  26. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с.
  27. Мамзин А.С. Биология в системе культуры. СПб.: Лань, 1998. 156 с.
  28. Гречаный В.В., Сержантов В.Ф. Человек как предмет философского естественнонаучного познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1980. 216 с.
  29. Мирзоян Э.Н. О некоторых тенденциях развития биологии в XX веке // Историко-биологические исследования. Вып. 7. М.: Наука, 1978. С. 3-24.
  30. Гринберг М.П., Архипов А.Н., Кузнецова Т.А. Коммуникативная компетентность врача. Симуляционное обучение. Методика «стандартизированный пациент». М.: Литтера, 2015. 176 с.
  31. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994. С. 114-129.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Astanina S.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies