Фундаментальная подготовка врачей в дополнительном профессиональном образовании
- Авторы: Астанина С.Ю.1
-
Учреждения:
- Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования
- Выпуск: Том 7, № 2 (2018)
- Страницы: 219-224
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21776
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201872301
- ID: 21776
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлено методологическое обоснование фундаментальной подготовки врачей в дополнительном профессиональном образовании. Анализ тенденций (гуманизации, стандартизации, информатизации, интеграции, экологизации и фундаментализации) развития биологической подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании позволил определить направления в совершенствовании биологической подготовки врачей в аспекте решения проблемы исследования – определения методологических основ биологической подготовки врачей в дополнительном профессиональном образовании, обеспечивающие готовность врачей к решению профессиональных задач, определяемых трудовыми функциями. Тенденция информатизации биологической подготовки врачей определена интенсивным развитием биологических наук, а также широким внедрением теоретических и технологических подходов в медицинскую практику. Интеграция как тенденция определяет направления модернизации целей, содержания, форм, методов биологической подготовки врачей различных специальностей в аспекте усиления взаимосвязи и взаимообусловленной целостности биологической и специальной подготовки врачей. Необходимость понимания экологических закономерностей, научно обоснованного отношения к природе требует системной биологической подготовки врача и диктует включение в программу подготовки и повышения квалификации врачей широкого круга биологических и экологических дисциплин, формирующих понимание места человека в окружающей среде и биосфере в целом с позиций биоцентрического и полицентрического подходов. Фундаментализация как тенденция развития биологической подготовки врачей требует построения обучения на основе научных законов, закономерностях, концепциях, способствующих углублению теоретической, научной и профессиональной подготовки обучающихся, и расширения профиля их профессиональной подготовки. Стандартизация как тенденция определяет единые требования к уровню подготовки врачей по биологическим дисциплинам (анатомия, физиология, биохимия, иммунология, генетика и др.) всех медицинских специальностей, а также стандартизируются требования в повышении экологической грамотности медицинских кадров. Тенденция гуманизации проявляется в открытости, в осознании социальной роли человека в совершенствовании профессиональных компетенций врача, способствует приданию личностного смысла приобретаемым знаниям и определяет сохранение самобытности личности, обучающийся осознает самого себя как индивидуальность.
Ключевые слова
Полный текст
Стремительный рост новейших открытий в биологии в последние годы четко обозначил проблему фундаментализации естественнонаучного содержания медицинского образования, что и нашло отражение в работах многих ученых: В.Ф. Антонова [1], Н.М. Левинцева [2], А.В. Балахонова [3], В.Г. Ерохина [4], Т.Н. Литвиновой [5], М.А. Пальцева [6], С.В. Петрова, М.Н. Молитвина, О.В. Фионик [7] и др.
Отличительной чертой современной медицинской науки является ее интеграция с современными достижениями молекулярной и клеточной биологии.
Приоритетность профилактической деятельности врачей в выполнении трудовых функций зависит от степени понимания современными врачами механизмов профилактики болезней с опорой на биологические и экологические знания в их взаимосвязи. Необходимость введения современных биологических знаний в содержание подготовки врачей-специалистов подтверждается нормативными документами. Приказами Министерства здравоохранения и социального развития России от 05.12.2011 г. были утверждены требования к структуре образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) [8], где к обязательным дисциплинам отнесены биологические дисциплины (анатомия, физиология, биохимия и др.).
Позднее приказами Министерства образования и науки «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре» [9] фундаментальные дисциплины были введены в блок обязательных дисциплин.
Усиливающаяся дифференциация биологических наук вступает в противоречие с необходимостью целостного подхода к пониманию патологических процессов, протекающих в организме, механизмов лечения и их влияния на жизнедеятельность. Именно биологические знания служат не только высококвалифицированному выполнению трудовых функций врача, но и пониманию ценности здоровья и жизни человека и развитию гуманистического мировоззрения врача.
Результаты изучения особенностей существующей практики фундаментальной (биологической) подготовки врачей в дополнительном профессиональном образовании позволили обнаружить противоречие – между возрастающей ролью биологии в профессиональной деятельности современных врачей и их неготовностью решать профессиональные задачи с применением биологических знаний.
Цель нашего исследования: определение методологических основ фундаментальной (биологической) подготовки врачей в дополнительном профессиональном образовании, обеспечивающие готовность врачей к выполнению трудовых функций.
Тенденции развития фундаментальной (биологической) подготовки врачей-специалистов
Подготовка врачей разных медицинских специальностей, то есть врачей-специалистов (понятие «врач-специалист» регламентировано нормативно-правовыми документами Минздрава России [10]), осуществляется в высшем образовании (уровень подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре) и в дополнительном профессиональном образовании. В отличие от высшего медицинского образования, закладывающего фундамент профессиональной компетентности врача, в дополнительном профессиональном образовании врач приобретает объективно новые знания, умения, профессиональные компетенции в конкретной медицинской специальности.
На зависимость системы образования от тенденций развития общества обращала внимание академик А.П. Беляева: «Образование не свободно в выборе путей своего совершенствования в связи с тем, что много задано внешними тенденциями развития науки, техники, экономики, геополитическими обстоятельствами, социокультурными традициями» [11].
В соответствии с обусловленной сложностью физиологических процессов жизнедеятельности организма человека, многообразием форм заболеваний, а также все нарастающим потоком научной биомедицинской информации, медицинское образование требует непрерывного, в течение всей врачебной деятельности, самообучения и самосовершенствования [7].
Необходимым условием развития профессионализма врача академик И.В. Давыдовский [12] считал знание причинности заболеваний: «Законы приспособления, приспособительной изменчивости, прогрессивности, целесообразности являются всеобщими для органической жизни. Эти идеи аннулируют грани между физиологическими и патологическими явлениями. Болезни человека, как и все физиологические процессы, не случайны. Как мы видели, они исторически обусловлены. Отсюда проистекает кардинальная задача медицины – познать этиологические и экологические факторы, которые вызвали именно эти, а не другие болезни, а также то, почему однажды возникнув, они стали «законной» принадлежностью людей, как бы необходимым, «естественным» явлением природы» [12, с. 56].
В настоящее время это утверждение не только не потеряло своего значения, но и приобрело большую актуальность в связи с бурным, интенсивным развитием биологических наук, изменением факторов окружающей среды (климатических, биологических, химических, физических и др.) и их влиянием на организм человека.
Достижения биологических наук имеют определяющее значение в развитии новых методов диагностики и терапии сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринологических, инфекционных и других заболеваний [13].
Широкое применение подходов, базирующихся на методах молекулярной и клеточной биологии, биофизики, биохимии, обеспечило появление новых направлений, развивающихся на стыке различных фундаментальных наук (генодиагностика и генотерапия, нейровизуализация, онко- и нейроиммунология, нейротрансплантация, фармакогенетика и др.), что нашло отражение в создании принципиально новой концепции медицинской науки как комплекса биологических направлений, занимающихся проблемой здоровья человека [13].
В настоящее время отмечается повсеместное возрождение интереса к кишечной микробиоте и ее влиянию на здоровье и возникновение болезней человека [14]. Появились новые факты, свидетельствующие о связи кишечной биоты с заболеваниями не только желудочно-кишечного тракта (далее – ЖКТ), но и сердечно-сосудистой системы, ожирением, сахарным диабетом, злокачественными новообразованиями, аллергическими и аутоиммунными болезнями и т.д.
В последние десятилетия в развитых странах наблюдается фактическое стирание временной грани между фундаментальными и прикладными исследованиями. Путь от открытия до практики становится предельно коротким, что стало основой для появления еще одного нового направления в медицине – трансляционной медицины [15].
Таким образом, информатизация как тенденция развития биологической подготовки врачей определена интенсивным развитием биологических наук, а также широким внедрением теоретических и технологических подходов в медицинскую практику, базирующуюся на методах молекулярной и клеточной биологии.
Определенную сложность представляет проблема совмещения изложения рассматриваемых проблем на современном научном уровне с доступностью его восприятия для обучающихся разных возрастных категорий системы непрерывного медицинского образования.
Одной из ведущих методологических основ модернизации биологической подготовки врачей в системе дополнительного профессионального образования является интеграция [16].
Термин «интеграция» (лат. integratio – восстановление, восполнение, от integer – целый) – понятие, обозначающее состояние связности отдельных дифференцированных частей и функций в систему, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Современная биология представляет весьма сложный, разветвленный и многослойный комплекс наук о живой природе, теоретические и прикладные отрасли которого влияют на многие области медицины, такие как, например, тератогенное влияние факторов среды на организм человека [3], экологические проблемы, проблемы медико-профилактической медицины и др. В то же время в современной биологии имеется ряд таких проблем, которые имеют не только частнонаучное, но и общенаучное значение. Интеграция наук и научных знаний осуществляется на базе их дифференциации.
В 1990-е годы расширился педагогический смысл понятия «интеграция». Так, академик М.Н. Берулава под интеграцией в образовании понимает «процесс и результат взаимодействия его структурных элементов, сопровождающийся ростом системности и уплотненности знаний учащихся» [17, с. 6]. Причем, как отмечает автор, понятие «интеграция» является более широким, чем понятие «системность» и «синтез знаний», так как отражает единство содержательной и процессуальной сторон обучения и характеризует систему содержания образования на всех уровнях ее формирования: общего теоретического представления, отдельного учебного предмета, учебного материала, педагогической действительности и личности учащихся [17].
Методист-биолог А.В. Теремов [18] обращает внимание на то, что интеграция обладает сложной уровневой структурой, разными направлениями, видами, формами, типами. Как педагогический феномен она служит основой проектирования содержания учебных предметов, организационных форм, методов и средств обучения, адекватных целостному восприятию учащимися действительности, способствующих гармоничному развитию их личности [18].
В биологической подготовке врачей тенденция интеграции проявляется во взаимопроникновении содержания биологической и специально-профессиональной подготовки врачей; во взаимопроникновении содержания биологической подготовки врачей и современных достижений медико-биологических наук; в объединении и синтезе компонентов биологического содержания внутридисциплинарного и междисциплинарного характера, в их обобщении на уровне фактов, понятий, законов, теорий и идей, в формировании целостной системы обобщенных понятий, способов и видов деятельности, что обеспечивает преемственность на всех этапах непрерывного профессионального медицинского образования [19, с. 27–32].
На значимость интеграционных процессов и одновременно медленное внедрение этих процессов в подготовку медицинских кадров обращает внимание министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова: «В современных условиях развития медицинского образования … имеет место медленное внедрение в учебный процесс интегративного подхода в области медицинской физики, молекулярной биологии, молекулярной генетики» [20].
Таким образом, интеграция как тенденция развития биологической подготовки врачей определяет направления модернизации целей, содержания, форм, методов биологической подготовки врачей различных специальностей в аспекте усиления взаимосвязи и взаимообусловленной целостности биологической и специальной подготовки врачей.
Тенденция интеграции затрагивает и экологическую подготовку врача в рамках системы биологической подготовки, предопределяя взаимопроникновение, взаимосвязь и единство идей, целей, содержания и технологий биологической подготовки врачей, усиливая ее методологическую, профессиональную и системообразующую функции. Одним из факторов интеграции экологической подготовки врача является усиление внимания к новым комплексным проблемам экологии человека, выявлению значимости, раскрытию всеобщих, существенных, закономерных связей и отношений в природе, интеграции этих проблем на мировоззренческом и методологическом уровнях [21].
Необходимость понимания экологических закономерностей, научно обоснованного отношения к природе требует системной биологической подготовки врача и диктует включение в программу подготовки и повышения квалификации врачей широкого круга биологических и экологических дисциплин, формирующих понимание места человека в окружающей среде и биосфере в целом с позиций биоцентрического и полицентрического подходов.
Академик М.А. Пальцев уточняет: «Доминирующее место в базовой подготовке врача по праву занимают медико-биологические науки. Связано это, прежде всего, с тем, что в биологии рассматриваются многочисленные и многосторонние проявления свойств природы, которую следует рассматривать как среду жизни человека, а самого человека как часть этой природы, зависящую от проявления множества факторов и также многофакторно влияющую на состояние природы» [6].
Несмотря на достаточно сложную экологическую ситуацию, по-прежнему биологические дисциплины традиционно преподаются лишь в преломлении собственно организма человека без учета множественных его взаимосвязей с окружающей средой. Профессор А.В. Балахонов [3] в своем исследовании обращает внимание на то, что ярко выраженный антропоцентрический подход в преподавании биологических дисциплин существенно ограничивал и, к сожалению, по-прежнему ограничивает понимание врачами особенностей живой и неживой природы в целом, а в конечном итоге – и места человека в биосфере.
Таким образом, тенденция экологизации биологической подготовки врачей проявляется в проникновении экологического знания в содержание биологических дисциплин, включенных в программу подготовки врачей.
Анализ возрастающих требований к биологической подготовке медицинских специалистов позволяет сделать вывод о том, что естественнонаучные знания являются обязательным условием качества медицинского образования и когнитивной основой фундаментализации биологической подготовки врачей [3, с. 136–141].
На рефлексивную функцию фундаментальных знаний указывает Л.В. Медведева: «Фундаментальные естественнонаучные знания важны для воспитания профессиональной и методологической рефлексии, понимания природы научного знания, методологизации знаний и способов мышления, мировоззрения как основы поведения и действий человека в любых жизненных ситуациях, адекватных механизмов самоидентификации личности, формирования методологической культуры» [22].
Однако, как отмечают В.Ф. Антонов и Н.М. Ливенцев [2], в подготовке врача временной разрыв между приобретением биологических знаний и использованием их в специальных клинических курсах зачастую достигает трех-четырех лет. Далее авторы уточняют: «…исследование показало, что без соответствующего подкрепления половина полученной фундаментальной подготовки теряется студентами на втором году обучения».
О важности биологических знаний в развитии у врачей диалектического мышления в свое время говорил известный ученый И.В. Давыдовский: «Необходимо изучить биологическую сущность патологических явлений, законы их становления, т.е. подлинные причинно-следственные отношения вещей, касается ли это проблемы инфекции или проблемы рака, воспаления, и, разумеется, при непременном учете всех внешних факторов (биологических, физических и т.д.). Решающую роль при этом будут играть логика, мышление, теоретический анализ» [12].
Однако, по мнению Г.А. Бордовского [23], Н.В. Садовникова [24], соответствующие естественнонаучным областям учебные дисциплины сами по себе еще не являются фундаментальными. Таковыми они становятся лишь тогда, когда начинают обобщенно и адекватно воспроизводить фундаментальные идеи и представления, логику и структуру соответствующих дисциплин с позиций современной науки.
В нашем исследовании под фундаментализацией мы понимаем отражение в содержании биологической подготовки врачей биологических знаний, умений, навыков, способствующих углублению теоретической, научной и профессиональной подготовки обучающихся и расширение профиля их профессиональной подготовки.
Таким образом, фундаментализация как тенденция развития биологической подготовки врачей требует построения обучения на основе концептуального изложения учебного содержания, способствующего углублению теоретической, научной и профессиональной подготовки обучающихся, и расширения профиля их профессиональной подготовки.
Поддержание качества в различных сферах профессиональной деятельности врача, повышение степени соответствия результатов медицинской помощи, процессов и услуг их функциональному назначению определяют необходимость введения в подготовку врачей профессиональных и образовательных стандартов, представляющих собой систему требований к профессиональной деятельности врача.
В 2003 г. во Всемирных стандартах WFME по повышению качества медицинского образования [25] среди основных задач была указана необходимость включения в учебный план биомедицинских дисциплин в объеме, необходимом для объяснения данных клинических исследований. К фундаментальным биомедицинским наукам, в зависимости от особенностей специальности, стандарт относит: анатомию, биохимию, физиологию, биофизику, молекулярную биологию, клеточную биологию, генетику, микробиологию, иммунологию, патологию и др.
Приказами Минздрава России утверждаются стандарты оказания медицинской помощи, определяющие требования к врачу в вопросах современной диагностики, лечения пациентов той или иной нозологической формы с указанием конкретных рекомендаций по использованию технических и медикаментозных средств, требующих глубокой медико-биологической подготовки врача.
С начала 2016 г. вступили в силу утвержденные Министерством труда Российской Федерации профессиональные стандарты медицинских специалистов по областям деятельности, где в требованиях к обобщенным трудовым функциям указываются знания медико-биологических дисциплин.
Стандартизация профессиональной деятельности захватывает не только деятельность врачей различных медицинских специальностей, но и деятельность медицинских организаций. На современный период к деятельности каждой медицинской организации предъявляется система требований, регламентированных государственными стандартами экологического менеджмента и экологической безопасности пищевой продукции, что вызывает необходимость в дополнительной экологической подготовке медицинских работников.
Таким образом, стандартизация как тенденция развития биологической подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании определяет единые требования к уровню подготовки врачей по биологическим дисциплинам (анатомия, физиология, биохимия, иммунология, генетика и др.) всех медицинских специальностей, а также стандартизируются требования в повышении экологической грамотности медицинских кадров.
Наряду с сугубо практическими вопросами постепенно начинают привлекать общественное внимание гуманистические аспекты проблем взаимодействия общества и природы, их философские аспекты, связанные с мировоззрением, аксиологическими вопросами. Согласно М.С. Кагану, «…трехчленная структурная декомпозиция бытия: «природа – общество – человек» при необходимости приводит нас к выявлению культуры как преображения человеком природы по законам общества» [26, с. 46–47]. В решении перечисленных вопросов весьма значительная роль принадлежит биологии [27, с. 124].
В настоящее время особую важность приобретает формирование ценностных отношений к природе на основе биоцентрического мировоззрения. Влияние ценностей на развитие личности исследовано в трудах ученых: В.В. Гречаного [28, с. 5–14], М.С. Кагана [26, с. 46–47], которые делят ценности на предметные (материальные) и субъектные (духовные).
Как отмечает Э.Н. Мирзоян, «одной из важнейших особенностей биологии является ее «нацеленность» на человека» [29]. Биология создает объективные основания общего восприятия и понимания мира, места и роли человека в нем. Сущность развитие мировоззрения во многом определяется сформированными убеждениями личности [30]. Убеждения врача тесно связаны с его информационной культурой [31].
Не случайно в качестве Федеральных требований [9] к подготовке врача определены универсальные компетенции, направленные на формирование у врачей толерантного отношения к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям общества, что требует формирования у врача убеждений и ценностей, основанных на понимании уникальности человека как биологического вида.
Таким образом, тенденция гуманизации биологической подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании проявляется в открытости, в осознании социальной роли человека в совершенствовании профессиональных компетенций врача, способствует приданию личностного смысла приобретаемым знаниям и определяет сохранение самобытности личности, обучающийся осознает самого себя как индивидуальность.
Выводы
Анализ тенденций (гуманизации, стандартизации, информатизации, интеграции, экологизации и фундаментализации) развития биологической подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании позволил определить направления в совершенствовании биологической подготовки врачей, пути усиления взаимосвязей биологической и специальной подготовки врачей в аспекте решения проблемы исследования – определения методологических и теоретических основ биологической подготовки врачей в дополнительном профессиональном образовании, обеспечивающие готовность врачей к решению профессиональных задач, определяемых трудовыми функциями.
Об авторах
Светлана Юрьевна Астанина
Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: astanina@gmail.com
кандидат педагогических наук, профессор кафедры медицинской педагогики, философии и иностранных языков, начальник управления научно-методической и образовательной деятельности
Россия, МоскваСписок литературы
- Антонов В.Ф., Черныш А.М. Проблемы и пути реализации фундаментальной подготовки врача // Вопросы преподавания медицинской и биологической физики, математики и информатики в медицинских вузах. М., 1996. С. 9-11.
- Антонов В.Ф., Ливенцев Н.М. О фундаментальной подготовке врача // Вестник Высшей школы. 1988. № 7. С. 26-29.
- Балахонов A.B. Фундаментализация высшего медицинского образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 11. Вып. 1. С. 136-141.
- Ерохин В.Г. Значение теоретических дисциплин в подготовке врача // Вестник АМН СССР. 1989. № 4. С. 21-26.
- Литвинова Т.Н. Теория и практика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2002. 496 с.
- Пальцев М.А., Денисов И.Н., Мелешко В.П. Врач XXI века: высшее медицинское образование вчера, сегодня, завтра // Вестник новых мед. технол. 1998. Т. 5, № 3-4. С. 111-114.
- Петров C.B., Балахонов А.В., Молитвин М.Н., Фионик О.В. Современные проблемы высшего медицинского образования // Вестник Санкт-Петербургского университета «Вопросы высшего медицинского образования». 2007. Сер. 11. Вып. 4. С. 118-126.
- Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура). Утвержден приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.12.2011 г. № 1475н // Российская газета. № 296. 30.12.2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2010 г. № 1118 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 7. 14.02.2011.
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 г. № 541н // Российская газета. № 217. 27.09.2010.
- Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования: монография. СПб.: Радом, 1997. 227 с.
- Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (этиологии). М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1962. 176 с.
- Астанина С.Ю. Педагогические закономерности биологической (фундаментальной) подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 4. С. 14-20.
- Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 2580-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2013. № 2, ст. 111.
- Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 2511-p.
- Астанина С.Ю., Довгалев А.С., Авдюхина Т.И. Биологическая составляющая профессиональных стандартов и квалификационных характеристик специалистов медико-профилактического направления (на примере специальности «Паразитология» // Медицинская паразитология и паразитарные болезни. 2014. № 4. С. 32-37.
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993. 172 с.
- Теремов А.В. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 346 с.
- Саксонова Л.П. Интегрированное знание будущих специалистов // Интеграция образования. 2004. № 4. С. 27-32.
- Скворцова В.И. Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении // Hi-Med. Высокие технологии в медицине. 2012. № 11. С. 3-7.
- Астанина С.Ю. Методическая система обучения общей биологии в условиях интенсификации образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2003. 184 с.
- Медведева Л.В. Теоретико-технологическая система профессионально направленного обучения естественнонаучным дисциплинам в техническом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 2001. 34 с.
- Бордовский Г.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. 85 с.
- Садовников Н.В. Связь фундаментализации с целями образования // Интеграция образования. 2004. № 3. С. 81-84.
- Всемирные стандарты WFME по повышению качества медицинского образования // Сибирское медицинское обозрение. 2011. № 3 (69). С. 112-115.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с.
- Мамзин А.С. Биология в системе культуры. СПб.: Лань, 1998. 156 с.
- Гречаный В.В., Сержантов В.Ф. Человек как предмет философского естественнонаучного познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1980. 216 с.
- Мирзоян Э.Н. О некоторых тенденциях развития биологии в XX веке // Историко-биологические исследования. Вып. 7. М.: Наука, 1978. С. 3-24.
- Гринберг М.П., Архипов А.Н., Кузнецова Т.А. Коммуникативная компетентность врача. Симуляционное обучение. Методика «стандартизированный пациент». М.: Литтера, 2015. 176 с.
- Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994. С. 114-129.
Дополнительные файлы
