Погребение петровской культуры близ села Талды (Каркаралинский район Карагандинской области)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В рамках данной статьи публикуются результаты исследования случайно обнаруженного древнего захоронения у с. Талды (Центральный Казахстан). Сопроводительный инвентарь представлен металлическими кельтом-теслом, сильно фрагментированным браслетом с закрученным в спираль концом и керамическим сосудом с ребристым плечом и геометрическим орнаментом. Полученный материал позволяет отнести погребение к петровской культуре эпохи бронзы. В вопросе терминологии авторы статьи исходят из слабой аргументации регионального аналога «петровки» – нуртайской культуры, выделенной в конце XX в. Имеющаяся на данный момент база источников характеризуется разнородностью, в связи с чем раннеандроновские древности Центрального Казахстана следует рассматривать в рамках петровской культуры, с возможным в дальнейшем выделением локального варианта или этапа. Довольно интересен обнаруженный кельт-тесло, имеющий аналогии в памятниках Долгая Гора (абашевская культура), Танаберген II (синташтинская культура), Нураталды-1, Кеноткель XVIII (петровская культура) и Шайтанское Озеро II (коптяковская культура). По формально-типологическим признакам известные экземпляры подразделены на два подтипа: ранний – абашевско-синташтинский и поздний – петровско-коптяковский. Находка у Долгой Горы предполагает зарождение данного типа орудий в позднеабашевской культуре Приуралья. Известные этнографические параллели позволяют установить, что изделия предназначались для обстругивания жердей, ошкуривания дерева, удаления сердцевины из заготовок и других работ, связанных с деревообработкой.

Полный текст

В 2017 г. жителем с. Талды, Максатом Оспанкуловым, при добыче песка для строительных нужд обнаружено древнее погребение, о чем было сообщено в Центр по сохранению историко-культурного наследия Карагандинской области. На место находки оперативно выехала исследовательская группа, изучившая найденные материалы.

Памятник находится в Каркаралинском районе Карагандинской области, в 5 км юго-западнее с. Талды (бывший п. Фрунзе), возле грейдера. Погребение выявлено на глубине около 1 м (уровень залегания находок). Судя по отсутствию каменных конструкций, оно представляло собой грунтовую яму, ориентировку и размеры которой установить не представляется возможным. На дне были обнаружены человеческие останки, метаподия барана, металлические фрагментированный браслет с закрученным в спираль концом, кельт-тесло и керамический сосуд.

Сосуд имел горшечную форму, острое ребро по плечику, переходящее в плавно изогнутую шейку со скругленным отогнутым наружу венчиком, под которым нанесена цепочка наклонно заштрихованных ромбов. Ниже, между двумя каннелюрами, имеется узкий валик. В нижней части шейки изображены пирамидки. По ребру отмечены три каннелюры, под которыми нанесен трехрядный горизонтальный зигзаг, а придонная часть орнаментирована четырьмя каннелюрами. Рисунок на внешней поверхности горшка выполнен гладким штампом. С внутренней стороны сосуда, под венчиком, имеется желобок, над которым изображены наклонно заштрихованные равносторонние треугольники, нанесенные зубчатым штампом. Диаметр устья – 32 см, плеча – 33 см, дна – 13 см. Общая высота сосуда составила 23,5 см (рис. 1: 1).

Кельт-тесло – имеет раскованный обух, края которого загнуты в несомкнутую втулку. Изделие плавно расширяется к слегка скругленному, заостренному лезвию. Длина орудия – 9 см. Втулка овальной формы, размерами 3 × 2,5 м. Максимальная ширина лезвия – 4,5 см (рис. 1: 2).

Фрагментированный браслет – желобчатый с закрученным в спираль окончанием в 5 оборотов. Диаметр окончания – 1,4 см, толщина до 0,25 см (рис. 1: 3).

Культурная принадлежность обнаруженного захоронения не вызывает сомнений – петровская культура эпохи бронзы, о чем свидетельствует керамический сосуд, который имеет ряд характерных признаков. Прежде всего, это ребро по плечику горшка, а также орнамент, выполненный по прямой сетке гладким штампом [1]. В конце XX в. А.А. Ткачевым была выделена нуртайская культура как центрально-казахстанский аналог петровки, в которую вошли раннеалакульские памятники региона. Одними из особых признаков самостоятельности стали высокие пропорции сосудов, преобладание каменных ящиков [2]. Однако новые полевые исследования дали показательные материалы, подвергающие сомнению выделение новой таксономической единицы. Так, на могильниках Ащису, Сенкибай-2 и Кызылтау большинство захоронений совершено в крупных грунтовых ямах, часть которых укреплена срубом. Керамическая коллекция Кызылтау характеризуется приземистыми пропорциями, ярко выраженным ребром и резко изогнутым венчиком, однако имеются сосуды с позднепетровскими чертами [3, с. 13–16]. Таким образом, в настоящее время раннеандроновские памятники Центрального Казахстана следует рассматривать в рамках петровской культуры, но с возможным в дальнейшем выделением нуртайского локального варианта или этапа, так как, на наш взгляд, имеются различия среди исследованных памятников, однако пока неясно – территориального или хронологического порядка.

Желобчатые браслеты с закрученными в спираль концами известны в широком временном и территориальном диапазоне и характерны для петровской, алакульской и федоровской культурных традиций. Аналогичные талдинскому экземпляры обнаружены в Центральном Казахстане на могильниках Нуртай [4, с. 189, рис. 69: 25, 26, 30, 31], Бозенген [4, с. 230, рис. 96: 28, 35]. Такие украшения характеризуются, прежде всего, уплощенностью спиральных окончаний, в отличие от конических спиралей у федоровцев [5, с. 69].

Довольно интересен обнаруженный кельт-тесло с разомкнутой втулкой. На этом изделии можно остановиться более подробно, тем более что число известных ему аналогий невелико: Танаберген II [6, с. 29, рис. 9: 2], Кеноткель XVIII [7, с. 54, рис 5: 8], Нураталды-1 [8, фото 3; 9, рис. 2: 6], Долгая Гора [10, рис. 24: 4] и Шайтанское озеро II [11, рис. 1: 4]. Ниже приведено их подробное описание и условия нахождения.

Могильник Танаберген II. Кельт-тесло обнаружено в погребении 22 кургана 7: «По пропорциям и конфигурации лезвийная часть орудия практически ничем не отличается от обычных плоских топоров-тесел. Однако способ крепления находки имеет существенные отличия, так как изделие снабжено разомкнутой втулкой, изготовленной путем расковки обушной части. Это предполагает вариант крепления к коленчатой рукояти, конструктивно сближающей орудие с кельтами» (рис. 2: 2) [6, с. 186].

Святилище Шайтанское Озеро II. Изделие имеет несомкнутую втулку и расширяется к скругленному заостренному рабочему краю. Длина – 8 см, ширина лезвийной части – 6 см. Втулка овальная, размерами 3 × 2 см. Результаты спектрального анализа: медно-оловянный сплав с примесью мышьяка (рис. 2: 3) [11, с. 69, рис. 1: 4; 12, с. 183, рис. 1: 5].

Клад у Долгой Горы. Изделие «… имеет необычное втульчатое крепление, а именно кованую несомкнутую цилиндрическую втулку. Это изделие как бы имитирует кельт, но не с литой, а кованой втулкой». О.В. Кузьмина отмечает, что сейминско-турбинские и абашевские экземпляры имеют близкие размеры, однако в целом они имеют одинаковые пропорции в отношении ширины лезвия к ширине пятки (втулки) – равно 1,1–1,9 [10, с. 89]. Длина орудия около 7,5 см, ширина лезвия – 2,4 см, размеры овальной втулки: 2,1 × 1,6 см (рис. 2: 1). Результаты спектрального анализа: медная основа с примесью мышьяка (3,7%) [13, табл. IX (окончание)].

 

Рисунок 1 – Сопроводительный инвентарь из погребения у с. Талды. 1 – керамический сосуд; 2 – металлический кельт-тесло; 3 – фрагмент металлического браслета со спиральным окончанием

 

Могильник Кеноткель XVIII. Кельт-тесло обнаружено на дне могилы 1 и имеет несомкнутую втулку, в которой сохранились остатки дерева. Длина артефакта – 9,3 см, максимальная ширина лезвия – 5,3 см. Втулка овальная, размерами 3,2 × 2 см (рис. 2: 5) [7, с. 56].

Могильник Нураталды-1. Изделие имеет раскованную несомкнутую втулку. Длина кельта – 10 см, максимальная ширина лезвийной части – 6 см, втулка овальная в сечении, размерами 4 × 2,5 см. Рабочий край заострен. Обуховая часть раскована и загнута. Боковые грани загнуты и в виде закраин спускаются до рабочего края (рис. 2: 4) [9, с. 86]. Результаты рентгенфлуоресцентного анализа: медная основа с примесью олова (7,06%).

 

Рисунок 2 – Кельты-тесла бронзового века и их современный аналог. 1 – Клад у Долгой Горы; 2 – Могильник Танаберген II; 3 – Святилище Шайтанское Озеро II; 4 – Могильник Нураталды-1; 5 – Могильник Кеноткель XVIII; 6 – кельт-тесло бронзового века из Талды и современный аналог орудия (предоставлен для сравнения жителем села Талды)

 

По формально-типологическим признакам кельты-тесла можно подразделить на 2 подтипа, основанием членения которых является уменьшение длины лезвийной части от ранних орудий, к более поздним в хронологическом плане экземплярам.

К 1-му подтипу принадлежат изделия из Долгой Горы и Танабергена II.

Согласно О.В. Кузьминой, клад у Долгой Горы относится к периоду завершения формирования абашевского культурного комплекса турбинского времени, который хронологически предшествует синташтинской культуре, формирующейся в результате трансформации позднего абашева [10, с. 65]. Однако в настоящее время нет серьезных оснований предполагать такой исторический сценарий культурогенеза синташты. Радиоуглеродные исследования показывают, что данные культуры в целом синхронны и датируются в рамках последней четверти III – первой четверти II тыс. до н.э. [14, с. 141]. Дополнительным аргументом является гетерогенность синташтинской популяции находившейся на стадии механического смешения, причем именно женские черепа несут черты уралоидного комплекса [15, с. 23–24].

Генезис кельта-тесла из Танабергена II, по мнению В.В. Ткачева, происходит в результате модификации плоского тесла под воздействием сейминско-турбинского восточного импульса, а находка у Долгой Горы предполагает зарождение этого типа в позднеабашевской культуре Приуралья [6, с. 283].

Необходимо отметить, что большое распространение изделия с несомкнутой втулкой получают в абашевской и синташтинской культурах. Сосуществование на смежных территориях привело к освоению схожих принципов металлообработки, в том числе использование мышьяковой лигатуры [16, с. 255]. Технологический способ отковки рубящих орудий не характерен для сейминско-турбинских памятников, но и для всей свиты позднебронзовых культур лесной зоны Евразии, такой подход имеет корни в абашевской металлургии [17, с. 39].

Второй подтип появляется несколько позднее и получает распространение в памятниках петровской культуры (Кеноткель XVIII, Нураталды-1, Талды), датирующейся первой четвертью II тыс. до н.э. [14, с. 142], и характеризуется выработанной формой. Отливка изделия Нураталды-1 из медно-оловянной бронзы тенденциозна для петровцев, распространение которых на восток и южнее в районы Центрального Казахстана, приводит к переориентированию на местные залежи руды и использованию олова в качестве легирующего компонента, о чем свидетельствует, к примеру, анализ слитков металла [18].

Другая группа близких по форме кельтов-тесел известна на территории Восточного Казахстана [19, табл. X: 3, 4; 20, рис. 4: 17], однако орудия имеют литую сквозную втулку, которая маркирует иную технологию производства, подразумевающую использование сложных литейных форм. Принципы изготовления таких орудий лежат в недрах сейминско-турбинского феномена.

Дрейф традиции изготовления несомкнутых кельтов-тесел на север, в лесные районы, документируется по находке из святилища Шайтанское Озеро II, металлокомплекс которого сопряжен с керамикой коптяковского облика, но с некоторыми петровскими и алакульскими чертами на ряде экземплярах [11, с. 71].

В вопросе функциональной атрибуции интересны этнографические параллели. Так, например, в казахских аулах до сих сохранились аналогичные по форме орудия (рис. 2: 6), которые применяются для обстругивания жердей, ошкуривания дерева, удаления сердцевины из заготовок деревянных изделий и других работ, связанных с деревообработкой.

×

Об авторах

Игорь Алексеевич Кукушкин

Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова

Email: sai@ksu.kz

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Сарыаркинского археологического института

Казахстан, Караганда

Евгений Анатольевич Дмитриев

Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова

Email: yevgenii1992@mail.ru

младший научный сотрудник Сарыаркинского археологического института

Казахстан, Караганда

Алексей Игоревич Кукушкин

Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова

Автор, ответственный за переписку.
Email: sai@ksu.kz

младший научный сотрудник Сарыаркинского археологического института

Казахстан, Караганда

Список литературы

  1. Зданович Г.Б. Основные характеристики петровских комплексов Урало-Казахстанских степей (к вопросу о выделении петровской культуры) // Бронзовый век степной полосы Урало-Иртышского междуречья. Челябинск: Башкирский государственный университет, 1983. С. 48-68.
  2. Ткачев А.А. Особенности нуртайских комплексов Центрального Казахстана // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 1999. № 2. С. 22-29.
  3. Кукушкин И.А. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Исследование социально-стратифицированных погребальных комплексов Сарыарки в эпоху бронзы» (заключительный). Караганда, 2017. 121 с. Инв. № 0217РК00735.
  4. Ткачев А.А. Центральный Казахстан в эпоху бронзы. Ч. 1. Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. 289 с.
  5. Аванесова Н.А. Культура пастушеских племен эпохи бронзы Азиатской части СССР. Ташкент: ФАН, 1991. 202 с.
  6. Ткачёв В.В. Степи Южного Приуралья и Западного Казахстана на рубеже эпох средней и поздней бронзы. Актобе: Актюбинский областной центр истории, этнографии и археологии, 2007. 384 с.
  7. Захаров С.В. Охранные археологические работы на могильнике Кеноткель XVIII в 2008 году // Маргулановские чтения - 2009. Петропавловск: Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева, 2009. С. 52-54.
  8. Кукушкин А.И., Дмитриев Е.А., Шохатаев О.С., Елибаев Т.А., Бейсембаев Е.Е. Проведение научно-археологических исследований комплекса Нураталды (результаты полевых работ) // Сарыарқаның тарихы мен археологиясы. Қарағанды: Tengri Ltd, 2015. С. 37-48.
  9. Кукушкин И.А., Ломан В.Г., Кукушкин А.И., Дмитриев Е.А. Погребение с металлическим сосудом в могильнике Нураталды-1 (эпоха бронзы) // Уральский исторический вестник. 2016. № 4 (53). С. 85-92.
  10. Кузьмина О.В. Металлические изделия и вопросы относительной хронологии абашевской культуры // Древние общества юга Восточной Европы в эпоху палеометалла (ранние комплексные общества и вопросы культурной трансформации). СПб.: Европейский Дом, 2000. С. 65-134.
  11. Корочкова О.Н., Спиридонов И.А. Степные знаки в металле святилища Шайтанское Озеро II // Уральский исторический вестник. 2016. № 4 (53). С. 68-76.
  12. Корочкова О.Н., Спиридонов И.А. Степные знаки в металлическом собрании святилища Шайтанское Озеро II // Археологическое наследие Центрального Казахстана: сохранение и изучение: сб. науч. ст., посв. 70-летию организации Центрально-Казахстанской археологической экспедиции Академии наук Казахстана. Т. 2. Алматы: Научно-исследовательский центр истории и археологии «Бегазы-Тасмола», 2017. С. 182-187.
  13. Черных Е.Н. Древнейшая металлургия Урала и Поволжья. М.: Наука, 1970. 180 с.
  14. Молодин В.И., Епимахов А.В., Марченко Ж.В. Радиоуглеродная хронология культур эпохи бронзы Урала и юга Западной Сибири: принципы и подходы, достижения и проблемы // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, вып. 3: Археология и этнография. С. 136-167.
  15. Китов Е.П. Палеоантропология населения Южного Урала эпохи бронзы: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2011. 26 с.
  16. Григорьев С.А. Металлургическое производство в Северной Евразии в эпоху бронзы. Челябинск: Цицеро, 2013. 660 с.
  17. Черных Е.Н., Кузьминых С.В. Древняя металлургия Северной Евразии (сейминско-турбинский феномен). М.: Наука, 1989. 320 с.
  18. Дегтярева А.Д. Слитки цветного металла петровской культуры (состав и технология получения) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2015. № 2 (29). С. 38-50.
  19. Черников С.С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы // Материалы и исследования по археологии СССР. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. № 88. 272 с.
  20. Агапов С.А., Дегтярева А.Д., Кузьминых С.В. Металлопроизводство восточной зоны общности культур валиковой керамики // Вестник археологии антропологии и этнографии. 2012. № 3 (18). С. 44-59.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Сопроводительный инвентарь из погребения у с. Талды. 1 – керамический сосуд; 2 – металлический кельт-тесло; 3 – фрагмент металлического браслета со спиральным окончанием

Скачать (102KB)
3. Рисунок 2 – Кельты-тесла бронзового века и их современный аналог. 1 – Клад у Долгой Горы; 2 – Могильник Танаберген II; 3 – Святилище Шайтанское Озеро II; 4 – Могильник Нураталды-1; 5 – Могильник Кеноткель XVIII; 6 – кельт-тесло бронзового века из Талды и современный аналог орудия (предоставлен для сравнения жителем села Талды)

Скачать (65KB)

© Кукушкин И.А., Дмитриев Е.А., Кукушкин А.И., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах