Оценка фенотипического полиморфизма рисунка переднеспинки колорадского жука Leptinotarsa decemlineata Say в популяциях Курской области

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Популяции колорадского жука характеризуются высокой степенью полиморфизма, что обеспечивает его значительный адаптационный потенциал и повсеместное распространение. В данной статье рассматривается вариабельность рисунка центральной части переднеспинки насекомого-фитофага под влиянием средообразующих факторов, таких как географическое положение популяции, сорт кормового растения, группы инсектицидов. Различия условий в агробиоценозах определяют направленность микроэволюционных преобразований колорадского жука и приводят к дезинтеграции внутрипопуляционной структуры вида. Оценку фенотипического полиморфизма в популяциях колорадского жука Курской области осуществляли по долевому соотношению девяти основных морф центральной части переднеспинки, среднему числу вариаций μ, доле редких форм h, показателю сходства популяций r и критерию идентичности I. Изучение вариабельности рисунка пронотума колорадского жука в различных районах Курской области показало, что в популяциях встречаются 7–9 рассматриваемых феноформ с различной частотой. Выявлено преобладание фена 9 в популяциях жука Рыльского, Октябрьского, Льговского районов, фена 3 – в популяциях Пристенского и Мантуровского районов области. Наиболее высокий уровень фенотипического полиморфизма пронотума наблюдается в льговской популяции колорадского жука, наименьший – в мантуровской. Сравнительный анализ фенотипической структуры исследуемых популяций колорадского жука показал, что пространственно разобщенные популяции насекомого Рыльского и Пристенского районов характеризуются наибольшим сходством в вариабельности рисунка центральной части переднеспинки. Полученные результаты позволят совершенствовать системы защиты растений от колорадского жука и контролировать его численность.

Полный текст

Курская область относится к регионам, благоприятным для развития колорадского жука, и характеризуется сплошным распространением, высокой и стабильной численностью насекомого и завершением процессов адаптации к местным природно-климатическим условиям [1]. Данный факт позволяет отнести колорадского жука на территории Курской области к опасным сельскохозяйственным вредителям и диктует необходимость разработки различных мер борьбы с ним. Значительный адаптационный потенциал колорадского жука объясняется высокой степенью полиморфизма популяций. Изменчивость гидротермических условий среды, возделывание различных сортов картофеля, применение инсектицидов создает разнообразие экологических условий в агробиоценозах, что способствует адаптивным микроэволюционным преобразованиям. Эффективным способом контроля и регуляции численности насекомого-вредителя является определение направлений адаптаций к факторам среды. Индикаторным показателем адаптациогенеза может служить изменение фенотипической структуры популяции колорадского жука. Для изучения внутривидового полиморфизма в популяциях колорадского жука используют вариации рисунка темени, центральной части переднеспинки и надкрылий, имеющие разное адаптивное значение [2; 3; 4].

Динамика популяционной структуры колорадского жука под влиянием различных факторов изучалась различными авторами. Так, показаны изменения в фенотипической структуре насекомого-вредителя за определенный период времени [5; 6]. В ряде популяций фитофага Башкортостана за период 1994–2002 гг. отмечено изменение уровня фенетического разнообразия, при этом в два раза возросла частота вариаций фена пронотума 3, 6 и 9 и резко сократились частоты вариаций 1 и 7, что, возможно, связано с «селективным действием» инсектицидов [3; 7]. В настоящее время различными авторами зарегистрированы резистентные популяции ко всем классам используемых инсектицидов, причем средний срок формирования популяцией вредителя резистентности к тому или иному препарату составляет 3–5 лет [8]. Отмечена однонаправленность возрастания уровня резистентности к инсектицидам и увеличения частот некоторых вариаций фенов в локальных популяциях колорадского жука [9; 10]. Высоким уровнем резистентности к ядохимикатам, в частности к пиретроидным препаратам, отличаются особи колорадского жука, относящиеся к феноформам 3, 6 и 9 переднеспинки [11; 12; 13]. Пиретроидные инсектициды избирательно действуют на генотипы фитофагов и вызывают селективный отбор форм вредителей с соответствующими адаптациями, т.е. являются индукторами микроэволюционных процессов формирования резистентных популяций и рас вредителей, причем наиболее ускорены и облегчены эти процессы у полиморфных видов, представителем которых является колорадский жук. В популяциях колорадского жука Белгородской области, подвергающихся многолетнему регулярному воздействию пиретроидных инсектицидов, наблюдается активное развитие групповой резистентности к ядохимикатам данного класса, а также индукция перекрестной резистентности к микробиологическим препаратам на основе бета-эндотоксина. Регрессионный анализ выявил тесную взаимосвязь частоты встречаемости формы 3 в ростовской, харьковской и белгородской популяциях жука с показателями их резистентности к пиретроидам (r=0,91) [14]. Появление резистентных популяциях колорадского жука к разным классам инсектицидов отмечается и на территориях Брянской, Воронежской областей [15]. Вариабельность фенотипической структуры популяций колорадского жука по рисунку переднеспинки в одной и той же географической популяции зависит от сорта возделываемого растения [16]. Так, на растениях сорта «Рябинушка» доминируют фены пронотума 1, 2, 4; сорта «Луговской» – фены 1, 3, 6, 9, сорта «Чародей» – фены 3, 6–9 [11], сорта «Ласунок» – фены 2, 3, 9 [17]. Соотношение феноформ в популяциях фитофага определяется также и гидротермическими факторами среды. Так, в зависимости от требований насекомых к условиям тепла и влажности были выделены следующие внутрипопуляционные экологические группы: холодостойкие (феноформы 1, 3, 4, 6), теплолюбивые (феноформы 7, 8, 9), засухоустойчивые (феноформы 1, 3, 4), влаголюбивые (феноформы 7, 8, 9) и толерантные (феноформы 2, 5, 6) [11].

Микроэволюционные преобразования в популяциях колорадского жука, способствующие развитию резистентности к инсектицидам и адаптаций к устойчивым сортам, приводит к дезинтеграции внутрипопуляционной структуры. В связи с этим изучение фенотипической структуры популяций колорадского жука в различных районах Курской области позволит выявить преобладающие феноформы пронотума и определить наиболее эффективные инсектициды или сорта растений.

Целью представленной работы явилось изучение пространственной изменчивости рисунка центральной части переднеспинки в популяциях колорадского жука Курской области.

Для проведения фенотипического анализа популяции колорадского жука нами были проанализированы выборки насекомых, собранные с посадок картофеля на личных приусадебных участках в июне 2016 г. в Рыльском, Льговском, Октябрьском, Пристенском, Мантуровском районах, расположенных в разных частях области. Рыльский и Льговский районы находятся в западной части, Октябрьский – в центральной, Пристенский – в южной, Мантуровский – в юго-восточной, при этом непосредственно граничат между собой Льговский и Рыльский районы, Мантуровский и Пристенский районы (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Географическое положение исследуемых популяций колорадского жука: Р – Рыльский район, Л – Льговский район, О – Октябрьский район, П – Пристенский район, М – Мантуровский район

 

Сбор имаго проводился вручную с посадок картофеля по диагональной линии участка через каждые 10–15 метров, по 1–2 экземпляра имаго с куста, что позволяет получить максимально разнообразную выборку материала [18]. Собранные жуки фиксировались в 70%-растворе этилового спирта. Объем выборки в каждой популяции составил 100 штук.

Сравнительный анализ фенотипической структуры популяций колорадского жука осуществляли долевому соотношению 9 основных форм рисунка центральной части переднеспинки имаго (рис. 2) [4].

 

Рисунок 2 – Основные формы рисунка пронотума и их отличительные признаки [4]

 

Для оценки фенотипического разнообразия и сходства популяций использовали показатели, предложенные Л.А. Животовским: среднее число вариаций μ, долю редких фенов h, долю общих форм r с их выборочными ошибками [19, с. 113, 145–146]. Статистическую значимость различий при попарном сравнении выборок оценивали по критерию идентичности I, который распределяется примерно как χ² с m–1 степенями свободы и проверяет нулевую гипотезу о принадлежности обеих выборок к одной генеральной совокупности [20]. Уровень значимости принимали равный 0,05.

Долевое соотношение вариаций признаков надкрылий в исследуемых популяциях представлено в таблице 1.

 

Таблица 1Доля основных вариаций рисунка пронотума колорадского жука в популяциях Курской области

Район

Доля основных форм рисунка пронотума

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Рыльский

0,07

0,01

0,19

0,04

0

0,14

0,13

0,06

0,36

Льговский

0,06

0,19

0,13

0,19

0,03

0,06

0,03

0,03

0,28

Октябрьский

0,10

0

0,16

0,07

0,11

0

0,09

0,05

0,42

Пристенский

0,05

0,08

0,33

0

0

0,14

0,09

0,01

0,30

Мантуровский

0,16

0

0,41

0,03

0

0,04

0,01

0,04

0,31

 

Анализ частоты встречаемости дискретных состояний центральной части переднеспинки колорадского жука свидетельствует, что в популяции Льговского района имеются все рассматриваемые феноформы пронотума имаго, но с неодинаковой частотой, в популяции Рыльского района выявлено 8 форм рисунка центральной части переднеспинки, а в популяциях Пристенского, Октябрьского и Мантуровского районов – 7 феноформ. В исследуемых популяциях насекомого-фитофага, за исключением льговской, доминирующими формами являются 3 и 9. В льговской популяции преобладающей формой рисунка центральной части переднеспинки жука является только форма 9. Наибольшая представленность форм 3 и 9 в изучаемых популяциях колорадского жука может быть связана с их устойчивостью к ядохимикатам. Не было обнаружено формы 5 в популяциях насекомого Рыльского, Пристенского, Мантуровского районов, формы 2 – в популяциях Октябрьского и Мантуровского районов, формы 4 – в популяции Пристенского района Курской области.

Фенотипическое разнообразие рисунка центральной части переднеспинки оценивали по показателю среднего числа вариаций μ, который отражает устойчивое существование популяции в изменяющихся условиях (табл. 2). Доля редких форм h характеризует структуру этого разнообразия, т.е. соотношение частот наиболее редких и наиболее частых фенотипов.

 

Таблица 2Среднее число вариаций рисунка центральной части переднеспинки в различных популяциях колорадского жука Курской области и доля редких форм

Район

Среднее число вариаций, μ

Доля редких форм, h

Рыльский

6,60 ± 0,40

0,27 ± 0,04

Льговский

7,62 ± 0,32

0,15 ± 0,04

Октябрьский

6,15 ± 0,42

0,31 ± 0,05

Пристенский

5,71 ± 0,44

0,37 ± 0,05

Мантуровский

5,15 ± 0,44

0,43 ± 0,05

 

Как видно из табл. 2, наибольшим разнообразием рисунка центральной части переднеспинки характеризуются жуки в популяции Льговского района (μ=7,62), что отражает устойчивое существование популяции. Незначительное внутрипопуляционное разнообразие рисунка пронотума колорадского жука отмечено в популяциях Пристенского (μ=5,71) и Мантуровского (μ=5,15) районов. При этом для популяции насекомого Мантуровского района наблюдается наибольшее значение доли редких форм (h=0,43), что свидетельствует о несбалансированной структуре разнообразия.

Для сравнения фенетической изменчивости рисунка центральной части переднеспинки в различных популяциях Курской области использовали показатель сходства популяций r (табл. 3).

 

Таблица 3Показатель сходства популяций колорадского жука Курской области по рисунку центральной части переднеспинки и критерий идентичности

Район

Р

Л

О

П

М

Р

 

0,86±0,04

0,85±0,03

0,94±0,02

0,92±0,03

Л

53

 

0,83±0,03

0,83±0,03

0,51±0,06

О

34

43

 

0,76±0,03

0,87±0,03

П

20

46

56

 

0,88±0,03

М

31

174

37

37

 

Примечание. Р – Рыльский, Л – Льговский, О – Октябрьский, П – Пристенский, М – Мантуровский районы; выше диагонали указаны показатели сходства r, ниже – значения критерия идентичности I

 

Сравнительный анализ исследуемых группировок по показателю сходства популяций r показал, что наибольшее сходство в вариабельности рисунка центральной части переднеспинки наблюдается в популяциях Рыльского и Пристенского районов (r=0,94) и в популяциях Рыльского и Мантуровского районов (r=0,92), при этом соседние популяции Мантуровского и Пристенского районов характеризуются меньшей долей общих форм рисунка пронотума. Возможно, данный факт связан с преобладающим воздействием выращиваемых сортов и используемых инсектицидов на фенотипическую структуру популяции колорадского жука по сравнению с географическим фактором. Фактические значения критерия идентичности для всех пар выборок превышают стандартные (χ²=15,51) (табл. 3), что свидетельствует принадлежности исследуемых популяций к различным генеральным совокупностям.

Выводы.

Локальные популяции колорадского жука Курской области, соответствующие административным районам, характеризуются значительным внутрипопуляционным разнообразием вариаций рисунка центральной части переднеспинки. Преобладание фенов 3 и 9 в популяциях насекомого может быть связано с устойчивостью данных форм к инсектицидам. Различия фенотипической структуры исследуемых популяций колорадского жука могут быть обусловлены разнообразием выращиваемых сортов картофеля и используемых инсектицидов.

×

Об авторах

Людмила Александровна Бабкина

Курский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: l-babkina@yandex.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и экологии

Россия, Курск

Ирина Павловна Балабина

Курский государственный университет

Email: balabinaegf@yandex.ru

кандидат биологических наук, декан естественно-географического факультета, доцент кафедры общей биологии и экологии

Россия, Курск

Наталья Ивановна Тригуб

Курский государственный университет

Email: bioeco-2014@yandex.ru

кандидат биологических наук, заведующий кафедрой общей биологии и экологии

Россия, Курск

Сергей Юрьевич Миронов

Курский государственный университет

Email: sergey_nilmoos@mail.ru

кандидат биологических наук, старший научный сотрудник НИЛ экомониторинга

Россия, Курск

Кристина Витальевна Мерзлякова

Курский государственный университет

Email: merzlyakova-kristina@list.ru

студент естественно-географического факультета

Россия, Курск

Список литературы

  1. Вилкова Н.А., Сухорученко Г.И., Фасулати С.Р. Стратегия защиты сельскохозяйственных растений от адвентивных видов насекомых-фитофагов на примере колорадского жука // Вестник защиты растений. 2005. № 3. С. 3–15.
  2. Кохманюк В.С. Изменчивость фенетической структуры популяции колорадского жука (Leptinotarsa decemlineata Say) в пределах ареала // Фенетика популяций: мат-лы II Всесоюз. совещ. Москва, 1982 г. М.: Наука, 1982. С. 233–243.
  3. Удалов М.Б. Структура популяции колорадского жука Leptinotarsa decemlineata Say на Южном Урале: автореф. дис. … канд. биол. наук. Уфа, 2006. 24 с.
  4. Фасулати С.Р. Полиморфизм и популяционная структура колорадского жука (Leptinotarsa decemlineata) в Европейской части СССР // Экология. 1985. № 6. С. 50–56.
  5. Зелеев Р.М. Оценка полиморфизма рисунка переднеспинки и надкрылий колорадского жука, Leptinotarsa decemlineata, в окрестностях Казани // Зоологический журнал. 2002. Т. 81. № 3. С. 316–322.
  6. Овчинникова Н.А., Климец Е.П., Маркелов Г.В. Динамика генетической структуры популяции колорадского жука на территории Липецкой области // Генетика. 1984. Т. 20. № 1. С. 160–162.
  7. Удалов М.Б., Беньковская Г.В. Изменения уровня полиморфизма в популяциях колорадского жука на Южном Урале // Экологическая генетика. 2010. № VIII (3). С. 61–66.
  8. Сухорученко Г.И. Резистентность вредных организмов к пестицидам – проблемы защиты растений второй половины XX столетия в странах СНГ // Вестник защиты растений. 2001. № 1. С. 18–37.
  9. Леонтьева Т.Л., Сыртланова Л.А., Беньковская Г.В. Развитие устойчивости к инсектицидам у колорадского жука на территории республики Башкортостан // Вестник БГАУ. 2016. № 2. С. 11–14.
  10. Рославцева С.А. Мониторинг резистентности колорадского жука к инсектицидам // Агрохимия. 2005. № 2. С. 61–66.
  11. Калинина К.В. Биоэкологическое обоснование защиты картофеля от колорадского жука Leptinotarsa decemlineata Say. в условиях южной части северо-западного региона России: дис. … канд. биол. наук. Великие Луки, 2007. 132 с.
  12. Фасулати С.Р. Формирование внутривидовой структуры у насекомых в условиях агроэкосистем на примерах колорадского жука Leptinotarsa decemlineata Say, 1824 (Coleoptera, Chrysomelidae) и вредной черепашки Eurygaster integriceps puton, 1881 (Heteroptera, Scutelleridae) // Науковий вісник Ужгородського університету. Сер. Біологія. 2010. Вип. 29. С. 13–27.
  13. Удалов М.Б., Беньковская Г.В. Популяционная генетика колорадского жука: от генотипа до фенотипа // Вавиловский журнал генетики и селекции. 2011. Т. 15. № 1. С. 156–171.
  14. Сухорученко Г.И., Васильева Т.И., Иванова Г.П. Bt-трансгенный сорт картофеля как средство борьбы с резистентными к пиретроидам популяциями колорадского жука // Вестник защиты растений. 2005. № 3. С. 59–68.
  15. Олейников А.В., Яковлева И.Н., Рославцева С.А. Устойчивость к инсектицидам, фенетическая структура и активность ферментов в популяциях колорадского жука Leptinotarsa decemlineata Say из Брянской области // Агрохимия. 2006. № 3. С. 46–51.
  16. Вилкова Н.А., Фасулати С.Р. Изменчивость и адаптивная микроэволюция насекомых фитофагов в агробиоценозах в связи с иммуногенетическими свойствами кормовых растений // Труды Русского энтомологического общества. Т. 72. СПб., 2001. С. 107–128.
  17. Азявчикова Т.В., Оськина О.В. Фенотипическая структура и резистентность к инсектицидам популяций колорадского жука Гомельского района // Молодой учёный. 2016. № 19 (123). С. 123–126.
  18. Амирханов Д.В. Биолого-токсикологическое обоснование совершенствования химической защиты картофеля от колорадского жука на Южном Урале: автореф. дис. … д-ра биол. наук. СПб., 1995. 48 с.
  19. Животовский Л.А. Популяционная биометрия. М.: Наука, 1991. 271 с.
  20. Животовский Л.А. Показатели сходства популяций по полиморфным признакам // Общая биология. 1979. Т. 40. № 4. С. 587–602.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Географическое положение исследуемых популяций колорадского жука: Р – Рыльский район, Л – Льговский район, О – Октябрьский район, П – Пристенский район, М – Мантуровский район

Скачать (12KB)
3. Рисунок 2 – Основные формы рисунка пронотума и их отличительные признаки [4]

Скачать (32KB)

© Бабкина Л.А., Балабина И.П., Тригуб Н.И., Миронов С.Ю., Мерзлякова К.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах