Pedagogical Studio as a way to develop the technological competence of prospective foreign language teachers

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Modern research in the field of professional pedagogical education, as well as training of prospective teachers of a foreign language reveals a necessity to implement theoretical knowledge, skills and abilities in the process of professional training of prospective teachers of a foreign language. The research results also show urgent need for deeper and more versatile development of acquired skills, including technological skills in various systems. The authors of the paper have chosen a pedagogical studio as one of the ways to develop technological skills of prospective foreign language teachers, mastering the higher education program in accordance with the Federal State Educational Standard 3++ and majoring in 44.03.01 Pedagogical education (bachelor’s degree level). During the implementation of the curriculum of the bachelor’s professional training program, a necessity to use pedagogical studios as a way to develop the technological competence of prospective foreign language teachers was defined. Career guidance, as one of the components of the pedagogical studio, provides an opportunity for a more detailed immersion into professional activities of a prospective teacher, reveals all the nuances of working in the school education system which also provides an opportunity to communicate with professionals and to exchange experience. Career guidance activity involves calendar and thematic planning aimed at the development of technological skills, and therefore, technological competence.

Full Text

Одной из важнейших особенностей современной образовательной системы является быстро развивающийся и динамичный характер. Изменчивые условия современной образовательной среды способствуют появлению новых видов и форм обучения. Требования профессионального стандарта педагога среди профессиональных функций выделяет такие, как разработка и применение современных педагогических технологий, внедрение и реализация интерактивных методов обучения и воспитания. Подобные изменения не могут не найти своего отражения и в нормативно-правовой базе образовательных систем высшего образования, новейшего в образовательной сфере стандарта высшего образования, ФГОС 3++ [1]. В связи с появлением новых форм и методов образовательного процесса появляется необходимость трансформировать имеющиеся профессиональные знания, умения, навыки, качества и свойства личности преподавателей иностранного языка для своевременного совершенствования подходов к содержанию образования, изменения стратегий и тактик использования форм, методов, а также технологий обучения и воспитания [1]. Из данных аспектов социального запроса частично формируется компетентность будущего учителя иностранного языка. Профессиональная компетентность, которая чаще всего формируется в процессе получения практических профессиональных знаний и овладения практическими навыками и умениями в существующей системе формирования, нуждается в дополнении путем создания педагогических студий, ориентированных на развитие технологической компетенции, которая, в свою очередь, повышает уровень сформированности технологических навыков, что является неотъемлемой частью профессиональной деятельности будущих учителей иностранного языка. В статье авторы приводят пример календарно-тематического планирования в рамках проведения профориентационной деятельности по формированию технологической компетентности [2].

Ученые-исследователи О.М. Атласова, Л.А. Башарина, Ю.В. Варданян, Г.И. Захарова выделяют следующие обязательные условия системы развития и повышения профессиональной компетентности: учет специфики учебного заведения, в котором будет осуществляться профессиональная деятельность; специфика работы с обучающимися; наличие системы внутренней устойчивой мотивации к профессиональному развитию; организация индивидуальной работы с будущими учителями, основанная на диагностике и методической помощи для организации коллективных и групповых форм методической работы; систематическая динамика развития профессиональной компетентности [3, с. 20–25].

Разработка инновационных методов модернизации форм методической работы заключается в поиске и модернизации новых типов деятельности на основе существующих, с помощью современных технологий. Применение интерактивных форм и методов является большим преимуществом во внедрении в учебную деятельность, так как позволяет беспрепятственно делиться как новейшими достижениями психолого-педагогической науки, так и актуальным опытом в различных педагогических исследованиях и в практическом применении их на практике. Помимо педагогической студии, следует также отметить следующие формы методические работы: педагогические ситуации, психолого-педагогические практикумы, консультации, школы методического усовершенствования, мастер-классы, педагогические выставки, конкурсы педагогического мастерства, школы актуального педагогического опыта и т.д. [4, с. 80–141].

В целевом сегменте внедрения новых форм можно выделить развитие профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка. Профессиональная компетентность может рассматриваться с различных точек зрения. Во-первых, компетентность рассматривается как наличие опыта и навыков, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области [5, с. 3–25].

Во-вторых, профессиональный стандарт педагога понимает под профессиональной компетентностью многофакторное явление со сформированной системой теоретических знаний, рассмотрение практических способов их применения в конкретной педагогической ситуации, ценностных ориентаций, речь, стиль общения, отношение к себе и к своей деятельности, и к смежным областям знания, как интерактивные показатели культуры педагога [1].

В данной статье под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных характеристик для успешной педагогической деятельности. Педагог является профессионально компетентностным при условии осуществления педагогической деятельности, педагогического общения на высоком уровне при стабильно показываемых высоких результатах в развитии и воспитании [6, с. 59–65].

В отечественной педагогической практике рассматриваются различные подходы к определению характеристик понятия «профессиональная компетентность».

Педагоги-исследователи Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.П. Симонов, Н.Ф. Талызина, представители функционально-деятельностного подхода к характеристике понятия «профессиональная компетентность», выделяют готовность к осуществлению педагогической деятельности с теоретической и практической стороны [7, с. 400–450].

Представители аксиологического подхода К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Гершунский, Н.С. Розов рассматривают компетентность с позиции образовательной ценности: введение будущего учителя в мир профессиональных и общечеловеческих ценностей для профессиональной реализации [8, с. 70–130].

Все вышеперечисленные подходы имеют тенденцию к объединению в личностно-деятельностный подход. Представители данного подхода И.А. Колесникова, М.И. Митина, Н.А. Морева, Г.Н. Прозументова, Г.С. Сухобская, Ю.И. Турчанинова утверждают, что профессиональная деятельность и личность педагога неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Данная связь обусловливается спецификой педагогической деятельности, выраженной во взаимодействии с людьми и оказании воздействия на людей [9, с. 120–180].

Цель исследования: анализ педагогической студии как одной из форм формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка в системе высшего образования.

При проведении исследования использовались методы получения, обработки и интерпретации информации: анализ, синтез, а также обобщение личного педагогического опыта.

Результаты и обсуждение

Современные исследования в сфере образования рассматривают применение и создание педагогических студий как новую для педагогов форму работы. Подобные студии в основном рассматриваются в сфере общего образования для совершенствования профессиональных компетенций. В исследованиях также подчеркивается эффективность внедрения данной формы работы не только в сфере общего образования, но и в направлении повышения квалификации и профессионального развития будущих учителей [10, с. 283–286].

Понятие «педагогическая студия» понимается авторами статьи как инновационная форма организации практического обучения будущих учителей иностранного языка путем интерактивного взаимодействия, созданная для решения поставленных профессиональных задач.

Для понимания различий между понятиями «педагогическая студия» и «педагогическая мастерская» стоит сделать сравнительный анализ данных терминов в существующих отечественных и западных педагогических литературных источниках. Отличие педагогической мастерской состоит во многом в более неофициальной форме представления информации и коммуникации участников. При рассмотрении этих понятий с позиции индивидуализированного процесса подготовки бакалавров педагогического направления пришли к выводу, что педагогическая мастерская в большей степени ориентируется на индивидуальную разработку, что позволяет будущему бакалавру самоопределиться с профессиональными предпочтениями в выборе содержания, способов и форм педагогической деятельности.

Педагогическая студия, с другой стороны, позволяет обучающимся провести наблюдение характера, потенциала, способа познания как будущих профессиональных задач, так и индивидуальных. Студия рассматривается как инструмент для преобразования изученного теоретического материала профессиональной направленности и его практической реализации с учетом современных реалий и представлений [11; 12].

Таким образом, в системе высшего учебного заведения более обширным и применимым является внедрение педагогических студий для практического опыта применения полученных знаний.

При анализе научной литературы мы выделили следующие особенности студийной формы работы:

  1. учебно-познавательная деятельность переходит из режима получения информации в позицию интерактивного совместного пользования;
  2. прочная взаимосвязь между профессиональным мышлением, профессиональным общением и профессиональным мастерством;
  3. ротация профессионально личностных ролей и позиций;
  4. альтернирование индивидуальной и групповой видов работ;
  5. приоритет организованного интерактивного общения;
  6. постоянная рефлексивная работа как приобретенного, так и недавно полученного профессионального опыта;
  7. учет индивидуальных особенностей каждого участника профессиональной деятельности, организованной в рамках педагогической студии.

Понятие технологической компетентности неразрывно связано с определением понятия «технологический навык». Авторы статьи понимают технологический навык как действие, сформированное путем отработки, характеризующееся компетентной степенью освоения соответствующих знаний. Данные знания формируются путем целенаправленного и избирательного применения в ходе решения профессиональных задач с применением новых приемов и способов их решения без затруднений при реализации [13; 14].

Следовательно, технологическая компетентность рассматривается как владение необходимыми технологическими навыками для эффективной и продуктивной деятельности для решения профессиональных задач.

Обзор научных трудов, посвященных развитию студийной формы обучения будущих учителей, в том числе и иностранного языка, подтверждает практическую целесообразность внедрения педагогических студий в процесс профессиональной подготовки, которые способствуют развитию аспектов технологических навыков:

  1. технических, ориентированных на цифровые действия в сфере профессиональной деятельности;
  2. методологических, ориентированных на решение учебных задач в профессиональной деятельности, в обучении иностранным языкам;
  3. личностных, ориентированных на коммуникацию, взаимодействие между учителем и учеником;
  4. мотивационно-рефлексивных, ориентированных на сокращение трудозатрат и мотивацию к овладению новыми знаниями, умениями и навыками [15–17].

Педагогический потенциал реализации педагогической студии в условиях высшего профессионального образования был рассмотрен в трудах многих исследователей, таких как Т.Н. Гущина, М.Г. Тусеева, Н.Е. Щуркова. В исследованиях М.Г. Тусеевой отмечается повышение культурного и профессионального уровня обучаемых, улучшение взаимодействия между ними в процессе реализации современных образовательных технологий [11].

Цель внедрения педагогической студии в процесс подготовки будущих учителей иностранного языка с позиции развития технологических навыков – формирование и развитие тех аспектов, которые составляют содержание технологических навыков.

Задачи педагогической студии в рамках развития технологических навыков:

  1. развитие мотивационного компонента, способствующего принятию цели работы студии в качестве личностно значимой;
  2. разбор и проигрывание частичных этапов занятий иностранного языка и процесса реализации документооборота;
  3. проведение анализа и саморефлексии с позиции получения знаний и сформированности технологических навыков.

Практическая подготовка будущих учителей иностранного языка по программе высшего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 3++ по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование имеет реализацию на практике в соответствии с учебным планом (Блок 2), которая включает в себя наличие практик, формирующим подготовку в соответствии с модулями теоретического обучения. Из этого мы делаем вывод, что каждый профессионально ориентированный модуль теоретических дисциплин (Блок 1) должен иметь конгруэнтную поддержку практического модуля (Блок 2), что дает возможность реализовать требования практической подготовки обучающихся, сделав соотношение теории и практики, функционирующих отдельно, с одной стороны, дополняющими друг друга и дающими эффективную профессиональную подготовку учителя иностранного языка, с другой стороны. В качестве примера данного подхода частично был рассмотрен план направления 44.03.01 Педагогическое образование (направленность (профиль) «Иностранные языки). Анализ психолого-педагогического модуля и модуля воспитательной деятельности выявил наличие учебных ознакомительных практик, включающих психологическую и педагогическую, а также производственные педагогические, включающие вожатские (летние), воспитательную деятельность по предмету. Учебно-практический модуль «Профессиональные компетентности предметной области "Иностранные языки"» закрепляется учебными практиками. Центральное место в подготовке бакалавров педагогического образования занимает модуль «Методика обучения иностранным языкам», теоретическое содержание которого отрабатывается на производственных педагогических практиках (ранняя преподавательская, преподавательская, воспитательная деятельность по предмету). Таким образом, учебный план поддерживается связью между теоретическим обучением и практикой применения полученных в ходе теоретического обучения знаний, умений и навыков, адаптируя их к решению профессиональных задач, рассматривая с точки зрения более целенаправленного и углубленного практического опыта [18–21]. Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что наилучший период, в который следует применить форму организации практического обучения «педагогическая студия» – со второго курса по первую половину заключительного курса, когда обучающийся уже получил первичный блок теоретических знаний и имел возможность рассмотреть различные педагогические идеи и направления, с одной стороны, но пока не имел возможности их применения в практической профессиональной деятельности – с другой. Наиболее эффективно применение «педагогической студии» будет в период активных практик, когда профессиональная деятельность будет наиболее активная, следовательно и разносторонняя, и технологическая поддержка будущего учителя иностранного языка будет максимальна необходима. Заключительный этап «педагогической студии» приходится на осенний семестр выпускного курса для подведения итогов практически полученных знаний, умений и навыков с последующей возможностью использования полученных результатов в выпускной квалификационной работе обучающихся.

Наличие прямой корреляции между модулями дисциплин и практиками не может дать гарантию получения необходимого результата в виде практических умений и навыков в профессиональной сфере. Следующий шаг в обеспечении практической подготовки – это участие студентов в педагогической студии, которая имеет различные аспекты практической и теоретической подготовки. Профориентирование, как один из компонентов педагогической студии, дает возможность более детального погружения в профессиональную деятельность будущего педагога, раскрывает все нюансы работы в системе школьного образования, а также дает возможность общения с профессионалами, обменом опытом.

Для профориентационной работы, проводимой с обучающимися бакалавриата педагогического направления в системе высшего образования, выделяются следующие основные направления:

  1. профессиональное информирование, заключающееся в ознакомительных действиях обучающихся и предоставлением им исчерпывающей информации обо всех аспектах профессии, специальности и требованиях, которые могут быть предъявлены специалисту-педагогу;
  2. возможность и способы профессионального роста и самосовершенствования в момент реализации профессиональной деятельности;
  3. профессиональная диагностика, выражающаяся в исследовании индивидуально-психологических особенностей, направленных на выявление и определение способностей, намерений, склонностей, интересов, направленностей личности;
  4. консультирование в профессиональной сфере, оказание посильной помощи в частичном выборе как профессии, так и специальности для того, чтобы дать обучающемуся возможность принятия осознанного решения, касающегося дальнейшего профессионального пути, опираясь на их личные интересы, намерения, склонности и способности;
  5. организация профессиональных практикумов, вовлекающих обучающихся бакалавриата в практическую деятельность с помощью проведения мастер-классов для возможности получения первоначальных профессиональных навыков [22–24].

Пример календарно-тематического планирования педагогической студии, нацеленной на развитие профориентационной деятельности, целью которой авторы считают развитие технологических навыков, представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 – Календарно-тематическое планирование мероприятий педагогической студии

Мероприятие

Ориентация на:

Мастер-класс от учителей школ: техническое сопровождение учебного процесса (3–6 семестр)

развитие технического аспекта технологических навыков учителя иностранного языка; снятие возможных трудностей в использовании технических инструментов в профессиональной деятельности

Мастер-класс: административная работа и условия ее реализации в профессиональной деятельности (3–6 семестр)

введение в профессиональную отчетность и правила ее заполнения и ведения

Круглый стол: 1) рефлексивные итоги пассивной практики в ОУ; 2) рефлексивные итоги активной практики в ОУ (3–6 семестр)

развитие мотивационно-рефлексивного аспекта технологических навыков, развитие умения анализировать профессиональную деятельность

Дискуссионный клуб: современный учитель: инструменты профессиональной деятельности (3–6 семестр)

развитие навыков работы в веб-пространстве; развитие навыков работы в дистанционном и электронном формате

«День английского языка» как открытое практическое занятие по иностранному языку (3–6 семестр)

развитие технологических навыков в условиях реальной профессиональной деятельности

Программа подготовки студентов к работе в летнем лингвистическом школьном лагере (3–6 семестр)

развитие профессиональных коммуникативных навыков в условии дополнительного образования

 

Выводы

Проведенный анализ педагогической студии как способа развития технологической компетентности в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка позволяет сделать такие выводы:

  1. педагогическая студия, как один из способов реализации учебного процесса подготовки обучающихся бакалавриата педагогического образования, предполагает показ педагогом-мастером моделей действия, выполнение студентами которого самостоятельно позволяет повысить технологическую компетентность и создание общего творения при соблюдении свободы в выборе содержания, способов, техник, форм и средств практической деятельности, ориентирующаяся на совместный успех, а также партнерскую рефлексию и саморефлексию;
  2. студийная форма развития технологической компетентности регулирует в свободной форме количество участников и позволяет каждому из них познать собственные возможности, соотнести собственные знания изученной педагогической теории в процессе её профессионального преобразования с учётом современных реалий, а также формировать собственные педагогические принципы, позиции и мышление;
  3. анализ научных источников и практического опыта показал, что педагогическая студия является эффективным педагогическим средством для развития технологической компетентности будущих учителей иностранного языка.
×

About the authors

Kristina Aleksandrovna Fokina

Samara National Research University

Email: korobkovak0709@gmail.com

postgraduate student of Foreign Languages and Professional Communication Department

Russian Federation, Samara

Ekaterina Sergeevna Lapshova

Samara National Research University

Email: lapshova2002@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Foreign Languages and Professional Communication Department

Russian Federation, Samara

Viktoria Vyacheslavovna Levchenko

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: levchenko_v2004@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Foreign Languages and Professional Communication Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.12.2015 № 1426 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/542619633.
  2. Вопросы адаптации и профессионального развития молодых педагогов: сб. науч.-практ. мат-лов / под ред. Е. Кроер. М.: Перо, 2016. 260 с.
  3. Башарина Л.А., Гришина И.В. Организационные технологии управления школой: метод. пособие. СПб.: Каро, 2003. 133 с.
  4. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1989. 141 с.
  5. Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий // Социологическое обозрение, 2009. Т. 8, № 1. С. 10–51.
  6. Введенский В.Н. Педагогическая профессия как социальный институт // Педагогика. 2006. № 2. С. 59–65.
  7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник. 8-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 566 с.
  8. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития. М.: Педагогическое общество России, 2001. 459 с.
  9. Прозументова Г.Н., Калачикова О.Н., Долгова Л.М. и др. Классический университет – инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования): монография. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008. 262 с.
  10. Боцманова Н.В. Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования // Теория и практика образования в современном мире: мат-лы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 20–23 декабря 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 283–286.
  11. Тусеева М.Г. Педагогическая студия как форма повышения квалификации учителя в системе методической работы общеобразовательного учреждения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2009. 228 с.
  12. Руднева Т.И. Педагогика профессионализма: учеб. пособие. Самара: Универс-групп, 2008. 214 с.
  13. Ерахтина Т.А., Суколенов И.В. Формирование и развитие компетентности специалиста в системе непрерывного профессионального образования: монография. Курган: Кург. гос. ун-т, 2005. 191 с.
  14. Варданян Ю.В. Изучение психологии как источник развития субъекта профессионально-педагогической компетентности // Педагогическое образование и наука. 2008. № 10. С. 10–14.
  15. Шалашова М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов // Педагогика. 2008. № 7. С. 54–58.
  16. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2005. 269 с.
  17. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск: Харвест, 1999. 384 с.
  18. Подласый И.П. Педагогика: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 576 с.
  19. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. 2-е изд. Биробиджан: Биробиджан. гос. пед. ин-т, 2015. 272 с.
  20. Виндилович А.В. Инновационные методы обучения в высшем образовании // Молодой ученый. 2022. № 1 (396). С. 235–237.
  21. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 158 с.
  22. Шкатулла В.И. Образовательное право России: учебник. 2-е изд., испр. М.: Юстицинформ, 2016. 772 с.
  23. Чудина Е.Е. Профессионально-личностное саморазвитие педагога в системе непрерывного образования // Педагогический комплекс как региональная система непрерывного педагогического образования: тез. докл. науч.-практ. конф. (21–22 ноября 2001 г.). Волгоград: Перемена, 2001. С. 182–184.
  24. Дорофеев А.А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 30–34.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Fokina K.A., Lapshova E.S., Levchenko V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies