Training organization on vocational educational programs with the use of a network form by departmental educational organizations of the penitentiary system

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper analyzes organizational aspects of higher, further and vocational training implementation using a network form of interaction. The authors have revealed conditions for professional training of employees who were first hired based on the results of questionnaires of employees working at educational organizations of the Federal Penitentiary Service, as well as interviews of employees working at professional and service training departments of the territorial bodies of the penitentiary service system. The analysis of the identified problems showed that at the current stage of network interaction there are two groups of problems: the first group (organizational problems) is the inclusion in the resources of the participating organization of the personnel potential of those responsible for training employees of penitentiary service institutions; the second group (methodical) is the effective use of methods and technologies for organizing synchronous and asynchronous training of young employees who are in the field of prospective professional activity. In the process of summarizing ways to solve the identified problems, the authors have formulated optimal techniques for conducting professional training of employees recruited into the penitentiary system using an online form of educational process; common approaches to organizing work on the use of various forms of students’ educational activities, current norms for calculating teachers’ work during lectures and seminars, during current, intermediate and final control, and when they develop educational materials.

Full Text

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Процесс реализации образовательных программ высшего образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения требует поиска наиболее совершенных технологий, форм и методов организации обучения, отвечающих современным запросам развития общественных отношений.

Вынужденная самоизоляция в острый период пандемии и необходимость в связи с этим использования элементов дистанционных технологий, сетевого взаимодействия показали готовность образовательных организаций к реализации образовательного процесса в новых условиях.

Возможность реализации образовательных программ в сетевой форме установлена частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании») [1].

Согласно ФЗ «Об образовании», сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность реализации образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Новый взгляд на организацию образовательной деятельности образовательных организаций ФСИН России с использованием сетевой формы реализации образовательных программ с участием учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации был сформирован согласно требованиям эпидемиологической обстановки в апреле 2020 г., так как процесс профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительной систему Российской Федерации на должности рядового состава, младшего начальствующего состава, среднего и старшего начальствующего состава не мог реализовываться в очном формате.

В 2020–2021 годах обучение граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему (УИС), осуществляется в сетевой форме на базе учреждений территориальных органов ФСИН России согласно договорам о сетевом взаимодействии между образовательными организациями и территориальными органами ФСИН России.

За время реализации образовательными организациями программ профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в УИС, был накоплен практический опыт их организации в территориальных органах ФСИН России (учреждениях), выявлены основные проблемы в реализации программ.

Для анализа выявленных проблем по реализации образовательных программ в сетевой форме и выработки оптимальных решений в работе представлены аналитические материалы результатов анкетирования образовательных учреждений и интервьюирования сотрудников территориальных органов ФСИН России по вопросам организации обучения с использованием сетевой формы и представлены предложения по оптимизации образовательного процесса в сетевой форме.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение не разрешенных ранее частей общей проблемы

Рассмотрение теоретической литературы и анализ практического опыта по организации образовательной деятельности образовательных организаций ФСИН России с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на современном этапе позволяет констатировать, что на уровне федерального законодательства имеются два нормативных правовых положения, которые определяют порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерную форму договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

В исследовании сотрудников Казанского юридического института МВД России определяется понятие сетевой формы реализации образовательных программ через организацию процесса обучения, при которой используется ресурсные возможности различных организаций, как осуществляющих образовательную деятельность, так и предоставляющих ресурсы для осуществления образовательной деятельности [2].

В работе З.А. Лалаевой и Т.В. Малининой обобщаются изменения в образовательном законодательстве в части применения сетевой формы реализации образовательных программ [3]. Так, авторами исследования подчеркивается, что, согласно нормам статьи 13 ФЗ «Об образовании», применение сетевой формы возможно для реализации всех видов образовательных программ: основных и дополнительных, общеобразовательных и профессиональных, а применение норм статьи 15 рассматриваемого закона позволяет осуществлять реализацию дополнительных профессиональных программ с использованием сетевой формы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных и с использованием ресурсов иных организаций (промышленные предприятия, бизнес-структуры, организации культуры, науки, медицины, физкультуры, спорта и другие организации).

Изучение видов и возможностей сетевой формы организации образовательного процесса представлен в работе О.Н. Борисовой [4]. В исследовании рассмотрены модели сетевой формы обучения (модель горизонтальной сети, модель вертикальной сети, кустовая сеть и смешанная сеть).

Однако перечень локальных нормативных актов, регулирующих реализацию образовательных программ со стороны базовой организации и организации-участника, не представлен в теоретической литературе и в законодательстве, что позволяет каждой базовой организации и организации-участнику разрабатывать свой перечень локальных нормативных актов для организации образовательного процесса в сетевой форме.

Формирование целей статьи (постановка задания)

Для формирования единого подхода в понимании процесса разработки локальных нормативных документов, регулирующих организацию обучения образовательным программам в сетевой форме для образовательных организаций уголовно-исполнительной системы с применением материально-технических и кадровых ресурсов территориальных органов ФСИН России, целесообразно обосновать сущность и особенности условий реализации сетевой образовательной программы сторонами образовательных отношений, обобщить лучшие практики по организации обучения в сетевой форме с использованием ресурсов территориальных органов ФСИН России [5].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

В соответствии с Письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 г. № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ») сеть Федеральных университетов начала работу по проектированию и разработке сетевых образовательных программ и их реализации [6; 7].

В декабре 2017 года Казанским федеральным университетом было разработано и утверждено Ученым советом Положение о сетевой форме организации образовательных программ в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (КФУ) для нормативно-правового обеспечения сетевой формы реализации образовательных программ всех видов и уровней в КФУ. Разработка рассматриваемого Положения в КФУ положило начало реализации сетевого взаимодействия в образовательной деятельности всех федеральных университетов.

Согласно материалам Положения, были введены следующие понятия, которые используются в локальных нормативных актах образовательных организаций: сетевая образовательная программа (СОП), организация-партнер, совместная образовательная программа, академическая мобильность, индивидуальный учебный план, направляющая организация, принимающая организация, перезачет.

Положение предусматривает возможность КФУ реализовывать СОП совместно с другими образовательными организациями, а также с предприятиями, научными организациями, медицинскими организациями, организациями культуры, физкультурно-спортивными и иными организациями, обладающими ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и/или проведения учебной и производственной практики и/или осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Рассматриваемое Положение о сетевой форме реализации образовательных программ в КФУ предполагает следующие варианты [8]:

– образовательные программы, реализуемые организациями-партнерами, различаются, но совпадают в объеме и содержании некоторых компонентов. Обучающийся, зачисленный на образовательную программу в одну из организаций-партнеров, осваивает определенные компоненты образовательной программы в другой организации-партнере. По окончании освоения СОП выпускник получает документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении той образовательной организацией, в которую он был зачислен при поступлении. Освоение части образовательной программы в иной образовательной организации подтверждается справкой об обучении;

– в двух или более организациях-партнерах реализуются образовательные программы с унифицированным учебным планом. Обучающиеся каждой из организаций-партнеров осваивают часть компонентов образовательной программы в своей организации, а другую часть – в другой организации-партнере. Данный вариант называется совместной образовательной программой.

Для организации сетевого взаимодействия с организациями партнерами в КФУ назначается руководитель СОП, утвержденный в качестве ответственного за организацию сетевого взаимодействия в рамках данной СОП решением Ученого Совета КФУ. На руководителя СОП от КФУ возлагается обязанности: формирования единого списка обучающихся, планирующих выезд в организацию-партнер; согласование списка с руководителем основного структурного подразделения КФУ; согласование с организацией-партнером сроков пребывания обучающихся КФУ и получение подтверждения от организации-партнера на прием обучающихся КФУ, представленных в списке, с указанием срока пребывания; формирование пакета документов отчетности по итогам освоения обучающимися КФУ в организации-партнере.

Освоение обучающимися КФУ части образовательной программы в организации-партнере осуществляется за счет академической мобильности обучающихся и преподавателей, а также возможности реализации части образовательной программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и сочетания этих форм.

В рассматриваемом положении (п. 11) регулируются вопросы освоения обучающимися КФУ части образовательной программы в организации-партнере, которое обеспечивает организационно-правовой порядок: направления обучающегося в организацию-участник; освоение части образовательной программы в принимающей организации-партнере по индивидуальному учебному плану; сроки пребывания в организации-партнере, дисциплинах (модулях) и практиках, подлежащих освоению в организации-партнере, документах, оформление которых необходимо для освоения части СОП в организации-партнере; порядок уведомления, обучающегося руководителем СОП в направляющей организации; заявительный порядок от обучающегося КФУ на направление освоения части СОТ или соответствующий выбор учебных дисциплин в организации-партнере; сроки приема заявлений от обучающихся КФУ, планирующих выезд в организацию-партнер, формирование и утверждение индивидуальных планов обучающихся.

Анализируя образовательную деятельность Казанского Федерального университета как образовательной организации по сетевой образовательной программе, необходимо выделить несколько аспектов используемого примерного Договора о сетевой форме реализации образовательной программы, которые дополняют Типовой Договор, представленный в Приказе № 882/391 [8; 9]:

  1. Договор содержит обязательное требование по общей характеристике образовательной программы:

– Продолжительность Программы – ___ лет (___ семестров).

– Срок освоения компонентов Программы в Базовой организации.

– Срок освоения компонентов Программы в Организации-участнике.

– Назначение ответственных за реализацию Программы со стороны Базовой организации и со стороны организации-участника.

  1. В Договоре выделяются условия признания периодов обучения и результатов обучения в организации-партнере.
  2. В обязанности Базовой организации включаются: осуществление необходимой административной поддержки обучающимся направляющей организации (организация проживания, помощь в заключении договоров медицинского и иного страхования); обеспечение участников СОП доступом к библиотечным фондам принимающей организации, доступом к средствам коммуникации (Интернет, электронная почта), возможность пользования спортивными и культурными объектами принимающей организации на условиях, установленных в принимающей организации; назначение из числа профессорско-преподавательского состава академического консультанта, ответственного за реализацию СОП [10]; создание обучающимся необходимых условий для освоения своей части СОП [11].

Изучая опыт осуществления деятельности сети федеральных университетов по обеспечению сетевого взаимодействия, можно сделать вывод о том, что сетевые образовательные программы высшего образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения реализуются на основании следующих локальных нормативных документов:

– Положения о разработке и реализации сетевых образовательных программ в сети федеральных университетов;

– Порядка организации образовательного процесса по сетевым образовательным программам в сети федеральных университетов;

– Порядка организации образовательного процесса по сетевым образовательным программам магистратуры в федеральных университетах;

– Положения о совете сетевой образовательной программы в сети федеральных университетов.

Некоторые федеральные университеты разработали и применяют отдельные локальные нормативные акты для реализации образовательных программ с использованием сетевой формы:

– Положение об образовательной программе высшего образования, реализуемой в сетевой форме (КФУ, САФУ, СКФУ, ЮФУ);

– Регламент организации академической мобильности обучающихся по программам высшего образования (САФУ).

Таким образом, сетью федеральных университетов, подписавших Соглашение о взаимодействии при организации обучения по сетевым образовательным программам, осуществляется сетевое взаимодействие по созданию и реализации гибких, модульных, синхронизируемых образовательных программ, интегрируя все виды собственных ресурсов, а также ресурсов других образовательных организаций, предприятий-партнеров из сферы науки, производства и бизнеса.

Наиболее востребована для образовательных организаций сети федеральных университетов реализация образовательных программ с применением сетевой формы по направлениям магистратуры.

Изучая информационные материалы о деятельности образовательных организаций по вопросам реализации образовательных программ с применением сетевой формы можно также заметить, что кроме сети федеральных университетов, активно реализовываются образовательные программы в сетевой форме Национальными исследовательскими университетами, организациями высшего образования (университетами, институтами и академиями), учреждениями среднего профессионального образования (колледжами, лицеями), средними общеобразовательными учреждениями (школами, лицеями, гимназиями), которые развивают сетевые образовательные программы в системе дополнительного образования.

Так, в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королева, кроме успешно реализующихся сетевых образовательных программ высшего образования с иностранными образовательными учреждениями Германии, Норвегии, Финляндии, Франции, Китая (начиная с 2017 года), в апреле 2021 года было утверждено Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования (ДПО), в котором регулируются вопросы утверждения базовой организацией и организацией-участником сетевых образовательных программ ДПО, условий зачисления и перевода обучающихся, реализации части сетевой образовательной программы, перезачета результатов промежуточной аттестации, проводимых в организациях-участниках, вопросы выдачи документов об обучении и проведении итоговой аттестации, организационные вопросы финансового обеспечения и возможных последствий для слушателей, не завершивших обучение.

Самарский государственный технический университет (СамГТУ) осуществляет реализацию дополнительных профессиональных программ в сетевой форме как базовая организация с организациями-участниками, представляющими ведущие предприятия теплоэнергетики, нефтехимии, строительные организации, а также выступает организацией-участником в реализации сетевых образовательных программ для общеобразовательных учреждений Самары и Самарской области по физико-математическим, информационно-техническим, социально-психологическим направлениям организации внеурочной деятельности школьников. Так, на базе СамГТУ как ресурсной организации-партнере осуществляется обучение курсу внеурочной деятельности «Робототехника» обучающихся Самарского спортивного лицея.

Новый импульс в развитии сетевого взаимодействия образовательных организаций и организаций-участников при реализации образовательных программ дала ситуация с предупреждением распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

Образовательные организации разработали или внесли изменения в Положения об организации обучения по программам высшего образования, дополнительного образования и профессионального обучения с применением сетевой формы. Многие образовательные организации разработали Положения об организации образовательной деятельности по образовательным программам при сочетании различных форм обучения.

Ведомственные образовательные учреждения ФСИН России с 2020 года стали реализовывать образовательные программы с применением сетевой формы, что стало востребованным в связи с возможностью использования ресурсного обеспечения учреждений уголовно-исполнительной системы после заключения сетевого договора с соответствующими территориальными органами ФСИН России.

Анализ эмпирических материалов

Для изучения практического опыта, выявления проблем и разработки предложений по оптимальному варианту организации сетевого обучения с использованием ресурсов органов и учреждений УИС кафедрой управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС Самарского юридического института ФСИН России в 2021 году было проведено анкетирование руководителей, начальников курсов и преподавателей факультетов дополнительного профессионального образования и профессионального обучения (факультет ДПО и ПО) 21 образовательной организации ФСИН России и интервьюирование сотрудников отделов профессиональной и служебной подготовки 28 территориальных органов (далее – ТО) ФСИН России по вопросам организации сетевого взаимодействия и актуализации образовательного процесса с возможностью использования материально-технических и кадровых ресурсов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в реализации образовательных программ.

Из материалов полученных анкет следует, что 90,5% образовательных организаций ФСИН России реализуют в сетевой форме следующие образовательные программы: основная программа профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации на должности рядового состава и младшего начальствующего состава; основная программа профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации на должности среднего и старшего начальствующего состава (далее – Программы) [12].

Санкт-Петербургский университет ФСИН России с 2021 года реализует также основную программу профессионального обучения сотрудников подразделения «Л».

Представим опыт реализации программ профессионального обучения образовательными организациями ФСИН России (Образовательная организация) в рамках взаимодействия с территориальным органом ФСИН России (ресурсная Организация-участник) в форме сетевого договора (в дальнейшем стороны образовательных отношений).

Первые сетевые договоры (май–июнь 2020 года) были разработаны образовательными организациями ФСИН России и учреждениями ТО шаблонно с подробным указанием обязанностей сторон образовательных отношений.

После вступления в силу положений Приказа № 882/391, содержащих Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерную форму сетевого договора, образовательные организации совместно с ТО разработали новые формы сетевых договоров, содержащих общие требования к составлению данного вида нормативного документа [13].

Получив ведомственную информации о контрольных цифрах слушателей, рекомендованных к обучению по образовательным программам (далее Программы), образовательная организация издает приказ о зачислении слушателей на заявленные Программы. Данным приказом также назначаются сотрудники (кураторы) от образовательной организации для взаимодействия с каждым учреждением УИС, в котором организуется обучение с использованием сетевой формы.

Обучающиеся по Программам зачисляются в качестве слушателей в образовательную организацию ФСИН России, в период реализации Программы находятся на объектах территориальных органов ФСИН России.

Территориальные органы издают приказ для подведомственных учреждений, в которых организуется сетевое обучение, о создании условий для реализации Программы, закрепляют ответственных наставников из числа сотрудников наиболее опытных в своих учреждениях по различным направлениям деятельности, консультирующим слушателей в соответствии с тематическим планом основной образовательной программы и закрепляют также должностное лицо, осуществляющее обратную связь с образовательной организацией ФСИН России. Данный приказ выступает руководством для администрации учреждений, в которых организовано сетевое обучение по Программам, для включения в число служебных обязанностей сотрудника учреждения также обязанности сопровождения слушателей по образовательной Программе. Следует отметить, что в настоящее время обязанность сотрудника по сопровождению образовательной программы является дополнительной служебной обязанностью.

По материалам анкетирования было выявлено, что организация сетевого обучения по Программам реализовывается в учреждениях ТО в двух основных моделях:

Первая модель – слушатели Программ обучаются на базе 8–9 учреждений ТО, выделенных по кустовому (территориальному) принципу при расположении учреждений в непосредственной близости друг от друга, которые имеют наиболее развитую материальную базу (учебные классы, спортзал, спортплощадка, стрелковый тир, стрельбище и др.), оснащенные оборудованием для проведения видеоконференцсвязи;

Вторая модель – слушатели находятся по месту постоянной служебной деятельности, то есть каждый слушатель по месту службы обеспечивается условиями для прохождения образовательной программы в своем учреждении.

Для качественной реализации части образовательной программы со стороны Организации-участника образовательных отношений выбираются наиболее опытные сотрудники, компетентные в направлениях деятельности, изучение которых предполагается программой профессионального обучения.

Начало обучения по Программе обеспечивается со стороны образовательной организации проведением организационной видеоконференции со слушателями и ответственными сотрудниками учреждения, на которой рассматриваются: порядок и требования изучения каждой дисциплины Программы, типовое расписание реализации образовательной программы, в которой указываются сотрудники образовательной организации, осуществляющие проведение теоретических и практических занятий со слушателями, формы проведения учебных занятий, формы текущего контроля и способы передачи материалов текущего контроля в образовательную организацию, формы и порядок проведения промежуточной аттестации слушателей, порядок и сроки проведения итоговой аттестации, способы выдачи слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию по Программе, свидетельств о профессии рабочего, должности служащего [14].

Анализ материалов анкетирования преподавателей образовательных организаций и сотрудников отделов профессиональной и служебной подготовки показал, что образовательными организациями используются следующие формы проведения учебных занятий по реализации Программы с сотрудниками, находящимися по месту служебной деятельности:

– проведение лекционных занятий по дисциплинам «Правовые и организационные основы деятельности учреждений и органов УИС», «Основы профессиональной деятельности сотрудников» и «Огневая подготовка» и проведение семинарских и практических занятий по дисциплинам «Правовые и организационные основы деятельности учреждений и органов УИС» и «Основы профессиональной деятельности сотрудников» осуществляется посредством видеоконференцсвязи (ВКС) (Zoom, Microsoft Teams) преподавателями образовательной организации;

– слушатели самостоятельно изучают теоретические материалы учебной дисциплины с использованием электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС на платформе Moodle) образовательной организации, представленной в форме дистанционного курса, консультации проводят ответственные сотрудники учреждений ТО;

– слушатели самостоятельно изучают теоретические материалы учебной дисциплины, размещенные на специализированном аппаратно-программном устройстве FTP-сервер в ТО, консультации проводят ответственные сотрудники учреждений ТО;

– проведение занятий по дисциплине «Физическая подготовка» синхронизирована посредством ВКС учреждения ТО и образовательной организации, когда преподаватель, ведущий данную дисциплину, демонстрирует на практических занятиях выполнение упражнений по физической подготовке и наблюдают, как выполняют данные приемы слушатели в учреждении, комментируя правильность по ходу выполнения упражнений слушателями. Вместе с тем данная форма проведения практических занятий имеет трудности в реализации из-за технического обеспечения проведения занятий;

– изучение практических вопросов дисциплин «Огневая подготовка» и «Физическая подготовка» осуществляется слушателями в учреждениях под руководством наставников из числа ответственных сотрудников;

– изучение отдельных тем дисциплины «Основы профессиональной деятельности сотрудников», содержащих материалы и информацию ограниченного распространения, происходит в помещении ТО или учреждения в присутствии работника, имеющего соответствующую форму допуска, оборудованных для работы с документами. Общие положения изучаемых нормативно-правовых актов с грифом ДСП конспектируются слушателями в специальные тетради, зарегистрированные в секретариате в установленном порядке. После занятий спецтетради хранятся в запираемом сейфе у сотрудника, ответственного за организацию обучения, и выдаются обучающимся только на время проведения занятий в специально выделенном помещении.

По результатам, полученным в ходе опроса преподавателей, в качестве основных форм и способов представления результатов текущего контроля были выделены следующие:

– выполнение тестовых заданий по дисциплинам;

– представление письменных ответов на практические задания;

– выполнение заданий по огневой подготовке и представление фотоматериалов мишеней по огневой подготовке, представление видеоотчета процесса стрельбы по мишеням;

– выполнение заданий по физической подготовке и представление видеоматериалов по всем видам физической подготовки.

Передача данных текущих результатов обучения для проверки в образовательные организации осуществляется следующими способами:

1) Слушатели на местах выполняют задания по учебным темам и передают их ответственному должностному лицу от учреждения для передачи в территориальный орган, далее сотрудник ТО передает в базовую организацию полученные материалы по каналам ведомственной связи посредством специализированного аппаратно-программного устройства – FTP-сервера. Для каждого ТО со стороны базовой организации выделяется логин и пароль.

На каждый заезд слушателей в учреждения ТО на FTP сервере создается сетка, состоящая из наименований ТО и входящих в него учреждений, в которых проводится обучение в данный заезд. Выполненные задания наставники от учреждений размещают в папке своего ТО.

2) Слушатели на местах выполняют задания по учебным темам и передают их ответственному должностному лицу от учреждения для передачи в территориальный орган. Один раз в неделю ответы на тестовые задания и выполненные практические задания передаются нарочным сотрудником или посредством сети Интернет для текущего контроля в образовательную организацию.

3) Текущий контроль по теоретическим вопросам и практическим заданиям дисциплин «Правовые и организационные основы деятельности учреждений и органов УИС» и «Основы профессиональной деятельности сотрудников» осуществляется базовой организацией с применением дистанционных образовательных технологий: выполнение тестовых заданий и прикрепление ответов на практические задания осуществляется в ЭИОС базовой организации.

Учет работы педагогических работников при проведении учебных занятий в сетевой форме осуществляется согласно положению о нормировании труда сотрудников в образовательных организациях.

В материалах анкет представлены возможные варианты планирования педагогическим работникам учебной нагрузки по сетевой форме реализации образовательных программ: проведение одного занятия в форме ВКС (онлайн) планируется преподавателю из расчета 2 акад. ч. за занятие; проведение лекций, семинарских и практических занятий в офлайн формате по предварительно подготовленной видеозаписи лекции, семинарского или практического занятия – 2 акад. ч. за одно занятие; выполнение функций по проверке «Письменных работ» по текущему контролю 0,2 акад. ч. за каждую работу; проверка письменных работ обучающихся по промежуточному контролю 2–4 акад. ч. на одну учебную группу; проверка письменных работ обучающихся квалификационного экзамена 8 акад. ч. на одну учебную группу.

При анализе ответов сотрудников администрации факультетов ДПО и ПО на вопрос о том, как часто надо вносить изменения в контрольно-измерительные материалы (КИМы), были получены следующие ответы: КИМы по темам дисциплин Программы разрабатываются образовательными организациями самостоятельно, в разработке могут принимать участие сотрудники Организации-участника; для текущего контроля КИМы меняются 1 раз в год или по мере внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие профессиональную деятельность сотрудников органов и учреждений УИС; внесение изменений в КИМы для проведения промежуточной аттестации регулируется Положением о промежуточной аттестации в образовательных организациях, они разрабатываются и утверждаются с периодичностью проведения промежуточной аттестации; КИМы для проведения итоговой аттестации разрабатываются не менее чем за две недели до начала квалификационного экзамена и согласовываются с сотрудниками Организации-участника; в перечне вопросов и практических заданий вносятся изменения в части 30% из комплекта материалов КИМ.

Согласно сетевому договору в обязанность образовательной организации входит выдача слушателям, успешно освоившим образовательные программы, свидетельств о профессии рабочего, должности служащего. В ответах респондентов были представлены следующие способы получения слушателями указанных свидетельств:

  1. Если локальным актом образовательной организации свидетельство об обучении по профессии рабочего, должности служащего является бланком строгой отчетности, то передача свидетельств осуществляется заказным письмом почты России с уведомлением на адрес слушателя или организация вручения свидетельств группе слушателей организуется на базе ТО сотрудником образовательной организации для лиц, проходивших обучение в одном учреждении с распределением по времени вручения.
  2. В случае если согласно локальному акту образовательной организации свидетельство об обучении по профессии рабочего, должности служащего не является бланком строгой отчетности, то документы об образовании выдаются сотрудникам отдела кадров территориального органа (учреждения), отвечающим за профессиональное обучение или высылаются на домашний адрес на основании рапорта слушателя на имя начальника образовательной организации.

Ситуация с предупреждением коронавирусной инфекции COVID-19 требует от сторон образовательных отношений при реализации образовательных программ рассматривать вопросы по применению требований карантинов или запретов на выезд к стрельбищам для проведения практических занятий по совершенствованию навыков огневой подготовки. Такие случаи требует разработки и подписания дополнительных соглашений в действующие сетевые договоры. Дополнительные соглашения должны предусмотреть приостановление или увеличение нормативного срока реализации образовательных программ или переноса части реализации Программы дисциплины «Огневая подготовка» в другие учреждения ТО, которые находятся не на карантине. В ТО при этом должны быть изданы соответствующие приказы по приостановлении или переносе занятий в другое учреждение ТО.

Проведя анализ литературы по теме исследования, нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации сетевого обучения при реализации образовательных программ и материалов анкетирования образовательных организаций, подведомственных ФСИН России и интервьюирования сотрудников групп служебной и профессиональной подготовки отделов кадров территориальных органов ФСИН России можно сформулировать основные проблемы по организации образовательной деятельности образовательных организаций ФСИН России с использованием сетевой формы реализации образовательных программ с участием учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Организационные проблемы использования кадровых и материально-технических ресурсов Организации-участника:

1) выделенные для организации сетевого обучения учреждения ТО несут дополнительную нагрузку по выполнению условий сетевого договора между ОО и ТО в части привлечения сотрудников учреждений для консультирования слушателей по вопросам обучения по основной образовательной программе;

2) для наставников работа с обучающимися в учреждениях (органах) УИС является дополнительной служебной обязанностью, которую они не всегда могут своевременно выполнить с учетом стоящих перед ними основных служебных задач;

3) организация обучения слушателей по темам, содержащим материалы и информацию ограниченного распространения, не всегда совпадает по времени расписание занятий из-за занятости сотрудника подразделения по защите государственной тайны;

4) при организации ВКС учебных занятий с преподавателями ОО в учреждениях ТО отмечается неустойчивое Интернет-соединение;

5) расчет педагогической нагрузки ППС при проверке большого объема материалов текущего контроля в виде видеоотчетов по выполнению практических заданий по дисциплине «Физическая и подготовка»;

6) хранение большого объема видеоотчетов на FTP-сервере образовательной организации (видеоотчеты по выполнению практических занятий по огневой и физической подготовке).

Методические проблемы реализации образовательных программ в сетевой форме в образовательных организациях [15]: эффективное использование методов, способов и технологий для организации синхронного и асинхронного обучения преподавателями образовательных организаций молодых сотрудников, находящихся на местах будущей профессиональной деятельности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

Анализируя опыт, сложившийся в образовательных организациях и территориальных органах в процессе реализации образовательной программы профессионального обучения в сетевой форме, авторами аналитического обзора предлагаются следующие пути оптимизации образовательного процесса:

  1. Трансформация имеющейся типовой программы профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации, под сетевую форму реализации, предусмотрев оптимальное для такой формы соотношение аудиторных и внеаудиторных часов, включая часы для самостоятельной работы обучающихся по Программе; минимальный перечень необходимых ресурсов для реализации Программы; описание условий реализации Программы; разработку и утверждение программы профессионального обучения в образовательной организации, реализующийся в сетевой форме.
  2. Обеспечение соотношения содержания договора о сетевой форме реализации Программы содержанию типовой программы профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации, и разработанным на ее основе программам образовательной организации.
  3. Обеспечение необходимого локального нормативного регулирования на уровне образовательной организации и ТО с учетом сетевой формы в таких локальных нормативных актах, как [16]: режим занятий обучающихся, форм, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; правила учета и формы предоставления сведений о посещаемости занятий обучающимися по образовательным программам согласно сетевому договору между образовательной организацией и организацией-партнером; порядок итоговой аттестации обучающихся по разработанным образовательным программам в рамках сетевого взаимодействия [17]; так в части разработки и внесения изменений в КИМы предложить сроки изменения КИМ для текущего контроля и промежуточной аттестации в соответствии с положениями о текущем контроле и промежуточной аттестации (например, утверждать КИМы для текущего контроля сроком на 1 год, КИМы по промежуточной аттестации утверждать перед каждым набором слушателей).

КИМы для проведения итоговой аттестации должны разрабатываться образовательными организациями и согласовываются с сотрудниками Организации-участника не менее чем за две недели до начала квалификационного экзамена. Внесение изменений в содержание оценочных средств должно осуществляться по мере внесения изменений в нормативные законодательные акты, регулирующие профессиональную деятельность сотрудников УИС или разработки новых дополнительных профессиональных программ, программам профессионального обучения, повышения квалификации. Целесообразно предусмотреть внесение изменений в 30% материалов КИМов по итоговой аттестации.

В территориальных органах предусматривается издание приказов, обеспечивающих использование ресурсов в рамках заключенного сетевого договора.

  1. Разработка учебно-методических материалов для организации обучения по программам профессионального обучения в сетевой форме, включающих в формы обучения технологии совместного взаимодействия и работы над материалами обучающихся и преподавателей образовательной организации с использованием элементов дистанционных технологий может осуществляться образовательными организациями самостоятельно.
  2. Внесение изменений в локальные нормативные акты образовательной организации, определяющие правила нормирования и учета труда педагогических работников, рекомендуются следующие [14]:

1) Аудиторные занятия [18]: чтение лекций в формате онлайн – 2 акад. ч. за каждое занятие; проведение лекций в офлайн-формате по предварительно подготовленной видеозаписи лекции, выложенной для пользования слушателем в ЭИОС, на FTP-сервер – 2 акад. ч. за каждое занятие; проведение семинарских и практических занятий в режиме онлайн – 2 акад. ч. за каждое занятие.

2) Контроль: проведение промежуточной аттестации (зачет) – 2 акад. ч. на проведение письменного зачета в группе, до 1/3 часа на проверку каждой письменной работы, до ¼ на проверку теста; до 1/3 акад. ч. предоставляется на каждого обучающегося при проведении устного зачета; проверка письменных работ обучающихся по текущему контролю – 0,2 акад. ч. за каждую работу; проверка письменных работ обучающихся по промежуточному контролю – 1/3 акад. ч. за каждую работу; проверка письменных работ обучающихся квалификационного экзамена отдельно не тарифицируется, время затраченное на данный вид работы входит в время проведения квалификационного экзамена.

3) Консультации: проведение индивидуальных консультаций при изучении отдельных тем дисциплин – 1/3 акад. ч. на каждого слушателя дисциплины (не более 4–5 акад. ч. на дисциплину).

Рассматриваемые предложения по нормированию труда педагогических работников должна производиться с учетом требований п. 6.4 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 [19].

  1. Организацию квалификационного экзамена целесообразно предусмотреть в очной форме на базе образовательной организации или с применением дистанционных образовательных технологий на базе ТО.

Применительно к организации итоговой аттестации в случаях, когда итоговая аттестация проводится на базе учреждения ТО, то рекомендуется для каждого территориального органа выбрать одно учреждение для организации и проведения квалификационного экзамена. При выборе учреждения ТО, в котором организовывается квалификационный экзамен, следует руководствоваться наличием в нем материально-технических ресурсов (учебно-тренировочного полигона), позволяющим выполнить практические задания, предусмотренные программой квалификационного экзамена с видеофиксацией процедуры и результатов выполнения заданий для дальнейшей передачи в образовательные организации для оценивания.

По результатам проведения квалификационного экзамена членами аттестационной комиссии заполняются оценочные листы и путем согласования выставляются отметки в ведомость итоговой аттестации.

Всем слушателям, успешно прошедшим квалификационные испытания, выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

Организация процедуры выдачи свидетельств может проводиться сотрудником образовательной организации в территориальном органе ФСИН России для группы слушателей, проходивших обучение в одном учреждении с распределением по времени вручения.

В зависимости от вида бланка документа об окончании Программы, передача свидетельств об образовании слушателям, успешно освоившим образовательные программы, могут осуществляться следующими способами:

1) образовательные организации пересылают слушателю на домашний адрес свидетельство об окончании обучения заказным письмом с отметкой почты о вручении;

2) сотрудник образовательной организации вручает группе слушателей свидетельства об окончании обучения в ТО;

3) документы об образовании выдаются образовательными организациями сотрудникам отделов кадров ТО (учреждений), отвечающих за профессиональное обучение.

Дальнейшее исследование возможностей реализации сетевого обучения при использовании в образовательном процессе материально-технических и кадровых ресурсов территориальных органов ФСИН России может быть реализовано в направлении индивидуализации обучения посредством дистанционных образовательных технологий для слушателей программам профессионального обучения и теоретическим обоснованием использования методов, способов и приемов электронного обучения в психолого-педагогической теории.

×

About the authors

Nataliya Ivanovna Ulendeeva

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Email: nulendeeva@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Penitentiary Service Management and Information Technology Department

Russian Federation, Samara

Igor Vadimovich Popov

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Author for correspondence.
Email: bargonavt@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Penitentiary Service Management and Information Technology Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019 № 232-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
  2. Лалаева З.А., Малинина Т.В. Сетевая форма: организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам согласно новому порядку правового регулирования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2020. № 2 (50). С. 1–8.
  3. Зиннуров Ф.К., Марданов Д.Р., Чанышев Р.И., Хуснутдинов Р.Н. Сетевые формы реализации образовательных программ в образовательных организациях МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 4. С. 286–291. doi: 10.24411/2073-3305-2020-10259.
  4. Борисова О.Н. Анализ применения сетевой формы образования в России // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов: сб. мат-лов VIII ежегодной междунар. науч.-практ. конф., Москва, 9 апреля 2020 года. М.: Научный консультант, 2020. С. 83–89.
  5. Панков Д.А. Концепция международного сетевого взаимодействия учреждений высшего образования Союзного государства, осуществляющих подготовку экономических кадров // Бухгалтерский учет и анализ. 2017. № 11 (251). С. 32–51.
  6. О методических рекомендациях: письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 [Электронный ресурс] // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71075428.
  7. Чичерина Н.В., Бугаенко О.Д. Модели основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 24–36.
  8. Романовский Г.Б. Всё об образовании: сборник нормативных правовых актов: информационное издание. М.: Проспект, 2016. 544 с.
  9. Бабич А.В., Васильев И.А., Дивеева Н.И., Шевелева Н.А. Сетевая форма обучения – современный способ обеспечения академической мобильности студентов // Петербургский юрист. 2016. № 4. С. 186–195.
  10. Старожук Е.А., Ватолкина Н.Ш. Нормативные аспекты реализации совместных образовательных программ // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 6 (112). С. 81–91.
  11. Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ: приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391.
  12. Андрианов А.С. Развитие личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе первоначальной подготовки в вузах МВД РФ: автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2020. 24 с.
  13. Карапузиков А.А. Подготовка курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2020. 25 с.
  14. Дополнительное профессиональное образование: о законодательном и методическом обеспечении: сб. метод. мат-лов / авт.-сост.: Т.В. Рябко, Л.В. Шмелькова. Ярославль: Изд-во Академии Пастухова, 2015. 260 с.
  15. Освоение основных общеобразовательных программ по индивидуальному плану, в том числе в сетевой форме: метод. рекомендации. Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. 48 с.
  16. Скоробогатов А.В., Борисова Н.Р. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. 288 с.
  17. Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей: сб. метод. указаний и норматив. мат-лов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». М., 2017. 608 с.
  18. Инструкция по нормированию, планированию и учету рабочего времени профессорско-преподавательского состава ГБОУ ДПО ЧИППКРО // Библиотека журнала Методист. 2015. № 1. С. 43–48.
  19. О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями и дополнениями): приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Ulendeeva N.I., Popov I.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies