Pedagogical conditions for civil identity formation

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Features of civil identity formation in the educational process depend on the pedagogical conditions. Scientific interest in defining the specifics of approaches and methods can be traced both at the school level and at the secondary special and university level. The researchers paid special attention to such subjects as history and social studies. At the present stage of the development of pedagogy and teaching methods of the designated subjects, the formulation of new research problems will help to highlight in more detail the meaning and role of existing approaches to civil identity formation and substantiate new approaches that correspond to modern state and pedagogical tasks. The posing of new topics and questions within the framework of this vast topic will help to approach the process of civil identity formation more substantively and purposefully for both students and teachers at the level of general secondary education and at the level of higher and further education. The trends and patterns discovered in the course of the study will help to create both a new model and a new concept of Russian civil identity formation in the educational process. In addition, the analysis of approaches and models to civil identity formation will help to determine the relationship of scientific developments with the practice of manipulating history, historical memory, images of the past. An integrated approach to the study of the pedagogical conditions for civil identity formation will help to create new concepts and approaches to teaching history.

Full Text

Тема формирования гражданской идентичности является актуальным и интересным направлением целого ряда современных гуманитарных наук. Прежде всего, формирование такой важной базовой моральной и идейной надстройки тесно увязано с педагогическими науками [1, с. 34–53]. Кроме того, сам термин напрямую увязан с общественными науками, юриспруденцией и политологией, психологией [2, с. 177; 3, с. 203]. Наконец, в рамках данного исследования и, шире, в общемировой практике развитие гражданской идентичности невозможно без широкого привлечения исторических сюжетов [4]. Таким образом, можно сделать выводы о междисциплинарности этого направления исследований.

Прежде чем говорить о педагогических условиях формирования такой сложной конструкции, как гражданская идентичность, имеет смысл в целом взглянуть на то, как понимается это явление в современных общественных науках. Подходы к формированию гражданской идентичности в образовательном процессе нуждаются как в качественно новом теоретическом обобщении, так и в практической корректировке. Современные задачи, сформулированные не только в федеральных образовательных стандартах, историко-культурном стандарте, но и в целом ряде государственных программ и стратегий, требуют актуального теоретико-методологического сопровождения новой концепции формирования гражданской идентичности. При изучении теоретического материала неизбежно возник вопрос об учете зарубежного опыта и его сравнения с российским опытом формирования гражданской идентичности. В современном мире невозможно создания изолированных представлений ни об истории, ни о праве, ни о том, что такое гражданская идентичность [5, с. 140].

На данном этапе нашего исследования главным был вопрос о роли истории в системе школьного образования при формировании гражданской идентичности. Из которого в процессе изучения как теоретического материала, так и практической деятельности был выделен важный подвопрос: о роли истории Второй мировой войны в школе при формировании гражданской идентичности. Именно на примере такой многогранной темы можно оптимальным образом провести комплексный анализ педагогических условий формирования гражданской идентичности в образовательном процессе, что поможет определить связь научных разработок с практикой манипулирования историей, исторической памятью, образами прошлого.

Данный раздел посвящён педагогическим условиям формирования гражданской идентичности на материале Второй мировой войны. Мы рассмотрим этот процесс не только в рамках школьной программы, но попытаемся рассмотреть развитие идей гражданской идентичности в рамках вузовского курса истории. Воспитательный потенциал истории Великой Отечественной войны традиционно приковывают внимание исследователей-педагогов. Он тесно переплетается с научным интересом к истории происхождения войны, военному планированию сторон, ходу и характеру операций. И сегодня продолжаются ожесточённые исторические дискуссии, обсуждение моделей, средств и методов наиболее эффективного применения истории войны на уроках по предметам «История» и «Обществознание». Анализ процесса формирования российской гражданской идентичности в связи с историей Великой Отечественной войны позволит не только выявить основные направления, течения и подходы в научном сообществе по этому вопросу, но и проследить их влияние на современные педагогические тенденции. Кроме того, анализ подходов и моделей к формированию гражданской идентичности поможет определить связь научных разработок с практикой манипулирования историей, исторической памятью, образами прошлого. Это напрямую связано с необходимостью обеспечения национальных интересов России на международной арене, что предполагает формулирование практических решений на глобальные вызовы современности, одним из которых является информационная война. Важность изучения манипулятивных технологий зафиксирована в таких документах, как «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (2009), «Доктрина информационной безопасности» (2016).

Формирование у молодых людей российской гражданской идентичности – одна из приоритетных целей российского образования и системы работы с молодежью. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины… Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России… гражданской идентичности россиян…» [6].

Исходя из данных параметров, прописанных в одном из основополагающих документов по развитию политики формирования гражданской идентичности, мы можем прийти к выводам, что на современном этапе исторического развития Российской Федерации под гражданской идентичностью понимается чувство глубокой сопричастности своей стране, её государству, уважение к законам и истории, а также готовность к работе по улучшению условий жизни.

Исторический материал, по мнению многих исследователей, является одним из краеугольных камней в развитии подобных идей и представлений [7, с. 25]. Поскольку эмоционально вовлечённое исследование истории своей страны позволяет наилучшим образом сформировать предпосылки для развития чувств патриотизма, гражданственности и, шире, гражданской идентичности.

Эти выводы уже неплохо подкреплены современными исследованиями в области школьной работы по воспитанию патриотизма и тесно связанной с ним гражданской идентичности. Так, Л.С. Пастухова в своей концептуально важной статье о современном состоянии работы по развитию гражданской идентичности в школе приводит различные примеры удачных школьных проектов в этой области: например, автор одной из приведённых в статье практик, О.Г. Пятунина, разработала методику патриотического воспитания и формирования гражданской идентичности на объединении методических усилий урочной и внеурочной деятельности. Причем наиболее эффективный вид подобной внеурочной работы – поисковое движение – один из главных отечественных инструментов гражданского воспитания. Память о войне – важнейшая составная часть нашей национальной культуры, средство единения нашей нации. В этой части всякое новое творчество в этой области имеет большую социально-образовательную ценность [1, с. 48].

Выводы данной педагогической практики представляются интересными в контексте нашего исследования. Материал Второй мировой войны и конкретно Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., по нашему мнению, является наиболее удобным и подходящим для развития представлений о гражданской идентичности. Это связано с актуальностью этого события для современной молодёжи (многие ветераны ещё живы, война активно вписана в популярную культуру, литературу, кинематограф), его важностью, ведь не секрет, что итоги Великой Отечественной войны прямо предопределили сам факт существования советского государства, прямым правопреемником которого является современная Российская Федерация [8, с. 13]. Кроме того, именно это историческое событие наполнено примерами гражданского мужества, которые могут и должны использоваться как воспитательные образцы поведения граждан страны.

По мнению авторов, создание игровых, экспедиционных, поисковых ситуаций было бы наиболее успешным способом актуализации исторического материала Второй мировой и Великой Отечественной войн. Это связано с тем, что подобные подходы позволили бы обеспечить сначала интеллектуальную, а вслед за ней и эмоциональную вовлечённость в процесс усвоения знаний о войне, что стало бы отличным фундаментом для проектирования представлений о гражданской идентичности.

Уже существующие методические разработки в этой области во многом позволяют сделать выводы об актуальности данных утверждений, поскольку сухое изложение фактов мало что даёт для эмоционального восприятия конкретных идей. Уровень развития современных технологий позволяет значительно разгрузить учителя без потери качества в процессе передачи знаний и воспитания. Огромное количество современных документальных и игровых фильмов о Второй мировой и Великой Отечественной войне, богатое советское наследие в области культурного восприятия событий войны, мультимедийные презентации, инфографики, диаграммы и многое другое позволяют сформировать развитые представления учащихся о событиях войны, вызвать подобающих эмоциональный отклик, что успешно может быть основой в дальнейшем воспитательном процессе без концептуального вреда образовательному процессу [9, с. 11–15].

Вместе с тем существующие практики отрыва воспитания от образования на уровне среднего и средне-специального образования, по мнению авторов, являются неудачными, поскольку перегруженность воспитательной повестки приводит к тому, что педагогом приходится «на ходу» перекраивать учебный план, подстраиваться под график различных мероприятий и т.п. На наш взгляд, более выгодным и органичным является активное внедрение воспитательных моментов в сам образовательный процесс.

Такая практика позволит сохранить целостность учебного плана и при этом вести воспитательную работу. Представляется разумным разнообразить и саму образовательную деятельность, исходя из современных реалий воспитательной работы и задач по формированию гражданской идентичности. Например, интересным вариантом познавательной активности на уроке или паре было бы использование настольных игр по теме Второй мировой войны. Современный рынок настольных игр отличается разнообразием тематики и игровых механик, поэтому вполне реальным было бы использовать такие игры как дополнительное средство обучения или поощрение для учащихся и студентов при выполнении основного задания по теме, также такой формат может быть идеальным дополнением к тематическому классному часу [10, с. 126]. По мнению авторов, приоритет следует отдавать отечественным настольным играм по теме Великой Отечественной войны, хотя отдельные образцы зарубежной продукции в этой области также достойны внимания, при тщательном отборе, произведённом учителем или преподавателем.

Не менее интересны с учётом современных тенденций и некоторые компьютерные игры. Конечно, использовать их в учебном процессе напрямую некорректно, однако отдельные образцы вполне могут упоминаться учителями и преподавателями как примеры успешного отображения отдельных исторических моментов или реалий времени. В качестве положительного примера подобных игр можно привести многопользовательские компьютерные игры «World of Tanks», «World of Warships» и «War Thunder», в которых игроки участвуют в боях друг с другом на танках, кораблях и самолётах времён Второй мировой войны. В процессе развития игроки много узнают об истории используемой ими техники, её тактико-технических характеристиках, а главное – истории применения этой техники во время войны. Отдельным достойным упоминания моментом является то, что почти все данные игры являются разработкой белорусской студии «Wargaming». Таким образом, мы видим, что на постсоветском пространстве уже имеются творческие профессиональные коллективы, способные создавать игровые продукты мирового качества. При поддержке и определённом контроле государства вполне реально создать игровой продукт, который мог бы не только привлекать и развлекать игроков, но и обучать и воспитывать их, формируя в том числе и гражданскую идентичность на материале Второй мировой войны [11, с. 110].

В то же время, активно обращаясь к современным технологиям, педагогическое сообщество не должно забывать и о традиционных подходах к подаче материала и ведению воспитательной работы. Прежде всего, наилучшей поддержкой в этой работе будет обеспечение кабинетов всеми необходимыми пособиями (картами, иллюстрациями, фотографиями исторических деятелей, копиями документов и т.д.). Таким образом, улучшив материально-техническое оснащение, удастся значительно облегчить педагогу работу по раскрытию темы и легко интегрировать в неё воспитательные моменты.

При таком подходе удастся аккумулировать всё лучшее из традиционных и современных методов образовательной и воспитательной работы.

Анализ педагогических условия и подходов к формированию гражданской идентичности позволил сделать следующие выводы.

Во-первых, федеральные стандарты, стратегии, доктрины и государственные программы Российской Федерации требуют делать основной акцент при формировании гражданской идентичности на принципы сохранения культурного наследия, исторической памяти, уважения к прошлому России. Работы А.Г. Асмолова, Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой и других учёных ориентируют образовательные процессы на контуры будущей национальной идеи, которые уже обозначены в ряде программных документов последних лет [12, с. 99]. Однако на практике не всегда учитываются современные возможности, особенно в плане развития сетевого образовательного контента. Следовательно, новые концепции формирования гражданской идентичности должны учитывать подобный педагогический фактор.

Во-вторых, необходима разработка новой методики формирования российской гражданской идентичности в образовательном процессе в средней школе, включающей в себя ценностно-ориентированный компонент, когнитивный компонент, гражданско-аксиологический компонент. В рамках новой методики будет разработана структурно-функциональная модель формирования российской гражданской идентичности. Будут определены педагогические условия реализации модели, обосновано научно-методическое обеспечение формирования гражданской идентичности, включая методические рекомендации для учителей, программы новых курсов, диагностический инструментарий, программы дополнительного образования для учителей истории и обществознания.

В-третьих, формирование гражданской идентичности должно учитывать и негативное воздействие современных манипулятивных технологий. А тема «История Второй мировой войны» может предметно и с различных сторон показать принципы работы данных технологий. С учётом постепенного перехода современных школ на линейную систему обучения вместо концентрической представляется, что есть возможность не только существенно разнообразить и увеличить часы на изучение темы Второй мировой войны, но и органично связать послевоенную историю и новейшую историю России с военным периодом, что является обоснованным и вытекает из логики исторического процесса на территории бывшего СССР и современной Российской Федерации [13].

Кроме того, материал Второй мировой войны, а также отдельные главы о предвоенном периоде вполне могут использоваться для формирования гражданской идентичности через историко-сравнительный метод. Таким образом, учителю удастся не только расширить кругозор учащихся элементами всеобщей истории, но и выполнить воспитательные задачи, которые ставятся перед современным педагогом. В качестве примеров здесь актуально использовать информацию об экономическом кризисе 1929 г. и его влиянии на европейские страны и США; в частности, полезным здесь будет отметить, что данный кризис в наименьшей степени задел Советский Союз, который к тому времени уже вовсю выстраивал независимую экономическую систему, ориентированную на самостоятельность. Учителю стоит заострить внимание на уровне бедности и тех социальных потрясениях, которые сопровождали кризис. Также крайне важным в контексте следующих тем, уже напрямую связанных с войной, будет остановиться на том, что кризис был в числе факторов, повлиявших на внешнюю политику целого ряда европейских стран и США, либо игнорировавших формирование агрессивного блока, либо буквально потворствовавших ему [14, с. 4; 15, с. 19].

Из данного материала учащиеся, при должной корректировке со стороны учителя, смогут через конкретные сравнения увидеть достоинства Советского Союза, в то время отличавшегося политической и экономической стабильностью, а также лучше понять слабую, неуверенную и отчасти лицемерную позицию стран Запада по отношению к росту угрозы со стороны агрессивного блока.

По мнению авторов, изучение темы Великой Отечественной войны необходимо всё-таки в контексте Второй мировой войны в целом, а потому до перехода к темам о нападении Германии на СССР имеет смысл рассказать о действиях на других фронтах. С одной стороны, это позволит увеличить знания о периоде учащихся, которые, не секрет, всё чаще последние годы не видят принципиальной разницы между Великой Отечественной и Второй мировой войнами и даже путают их даты [16, с. 185]. В то же время, кроме передачи учащимся необходимых знаний через историко-сравнительный метод, педагог может на этом материале отлично сформировать гражданскую идентичность школьников, в частности, делая акценты на различии восприятия войны на Западе, где она была (особенно вначале) «войной интересов» в геополитике и экономике, и в СССР, где с первых дней война стала народно-освободительной. Имеет смысл сделать акценты на восприятии войны солдатами стран Запада (концепт «тяжёлой работы», распространённый в странах Запада, особенно США) [17, с. 10] и ветеранами Красной армии (концепт патриотического долга на благо Родины).

Работа подготовлена в рамках проекта № 073-00065-21-01 от 14.07.2021 государственного задания Министерства просвещения РФ.

×

About the authors

Sergey Olegovich Buranok

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: witch-king-1@mail.ru

doctor of historical sciences, associate professor, professor of World History, Law and Methods of Teaching Department

Russian Federation, Samara

Yaroslav Aleksandrovich Levin

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: yaroslavlevin1992@mail.ru

candidate of historical sciences, senior researcher of Research Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Пастухова Л.С. Педагогические практики формирования гражданской идентичности молодежи // Ценности и смыслы. 2018. № 4 (56). С. 34–53.
  2. Безгина Н.В. Гражданская идентичность как компонент в социальном становлении человека // Известия Тульского университета. 2014. № 2. С. 177–186.
  3. Исаева Н.В. Правовая идентичность (теоретико-правовое исследование). М.: Юрлитинформ, 2013. 416 с.
  4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. [Электронный ресурс] // Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования. https://sinncom.ru/content/reforma/index5.
  5. Водолажская Т.В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5–6 (43–44). С. 140–141.
  6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
  7. Формирование гражданской идентичности молодежи: педагогические и управленческие практики: сб. мат-лов. М.: Изд-во ООО «Мастер-принт», 2019. 164 с.
  8. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре ФГОС // Педагогика. 2008. № 9. С. 13–20.
  9. Луховицкий В.В., Русакова Е.Л., Силинг Ю.М., Захаркин М.С. Воспитание патриотизма через личное отношение к истории: метод. рекомендации для классных руководителей. М.: Чистые пруды, 2008. 32 с.
  10. Харинин А.И., Харинина Л.В. Настольная военно-историческая игра как форма исторической реконструкции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25, № 1. С. 126–140.
  11. Дёмин К.А., Пушкарёва И.Н., Тагильцева Ю.Р. Компьютерные игры военного жанра как элемент пропаганды в информационной войне России и США // Политическая лингвистика. 2016. № 5 (59). С. 110–116.
  12. Голикова С.Н. Особенности гражданской идентичности педагогов // Омский научный вестник. 2011. № 1 (95). С. 97–99.
  13. Кузнецова Л.А. Педагогические условия для сохранения исторической памяти как фактор формирования гражданской и военной идентичностей кадет // Universum: психология и образование. 2019. № 12 (66). С. 18–20.
  14. Окорочкова Т.С. Мировой экономический кризис 1929 года: исторический опыт и уроки // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2008. № 5. С. 3–7.
  15. Кульков Е.Н. Мировой экономический кризис (1929–1933 гг.) и установление в Германии нацистского господства // Вестник МГИМО. 2009. № 3–4. С. 18–42.
  16. Максимова Л.А. Историческое образование в России: проблемы и перспективы (по итогам заседания ФУМО по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «Исторические науки и археология») // Человек. Культура. Образование. 2020. № 2 (36). С. 185–190.
  17. Новашина М.С. Концепция воспитания чувства патриотизма у студентов США // Культура: теория и практика. 2017. № 4 (19). С. 9–20.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Buranok S.O., Levin Y.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies