Современные форматы методической подготовки студентов-биологов
- Авторы: Митина Е.Г.1, Крыштоп В.А.1
-
Учреждения:
- Мурманский арктический государственный университет
- Выпуск: Том 8, № 3 (2019)
- Страницы: 295-300
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/34393
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201983311
- ID: 34393
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена изучению отношения студентов, как будущих педагогов, к процессу методической подготовки в вузе. Авторами дана характеристика некоторых примеров «форматирования» методической подготовки студентов-биологов, таких как «форма обучения», «образовательный формат», «формат обучения» и другие. Авторы представили результаты анализа проведенного опроса студентов о предпочтениях в выборе того или иного формата; определены принципы включения новых форматов в процесс обучения в высшем учебном заведении. В статье показано, что на современном этапе наиболее востребованы студентами форматы методической подготовки, основанные на непосредственном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, в то время как форматы обучения в интернет-пространстве являются менее привлекательными для респондентов. Авторами статьи, на основании изучения мнения студентов, установлено, что содействие развитию других субъектов учебного процесса и постоянное повышение их квалификации наиболее важны для успешного «форматирования» методической подготовки педагога-биолога. Представленные авторами в данной публикации принципы включения новых форматов в процесс обучения ориентируют его на расширение границ образовательных систем в соответствии с современными тенденциями развития образования, отмеченными в новых образовательных стандартах.
Ключевые слова
Полный текст
Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется рядом тенденций, в том числе переходом к личностно-ориентированной парадигме, индивидуализации обучения, открытости образовательных систем. Сегодня развитию этих тенденций постепенно и целенаправленно подчиняются отбор содержания образования, организационные формы и методы обучения. В связи с этим особую актуальность приобретает осмысление новых форм обучения, которые все более активно проникают в современное образование [1].
С философской точки зрения форма – внешнее отражение содержания, в образовании – способ реализации педагогического процесса, осуществляемого образовательными учреждениями в системе формального образования, который имеет организованный и иерархически структурированный контекст и четко определенные временные границы [2]. Системы форм организации обучения подробно описаны в педагогической литературе, однако в настоящее время вместе с устоявшимися понятиями «форма организации обучения» и «форма обучения» все чаще употребляется термины «образовательный формат», «формат обучения». Слово «формат» имеет в словарях различное толкование и чаще всего применяется для описания структурных характеристик того или иного явления, процесса или объекта: например, формат листа, формат записи информации, формат общения, формат мероприятия, формат встречи и т.д. [3]. Сегодня проводится всемирное обсуждение будущих форматов образования – Global Education Future в условиях становления сетецентрического общества. При этом жесткие временные рамки и иерархическая организация обучения, структурированное содержание не отвечают потребностям такого общества. В связи с этим «форматирование» образования сегодня становится необходимым, и форматы как способы организации коммуникации, сотрудничества и обратной связи в аудитории становятся все более востребованными. Понятия «образовательный формат», «формат обучения» пока еще недостаточно охарактеризованы в педагогической литературе, в то время как уже накоплен значительный материал о форматах, которые применяются в условиях открытости и развития новых типов образовательных систем.
Анализ публикаций последних лет по данной теме в системе РИНЦ показал, что сегодня идет активное описание разнообразных форматов, применяемых в современной образовательной практике, в том числе в подготовке педагогов. Приведем некоторые примеры: образовательный коворкинг, культурно-образовательные практики, формат дистанционного экзамена, компетентностный формат образовательных стандартов, компетентностный формат обучения, формат образовательного события, выставка как образовательный формат, хакатон – формат проектной деятельности, сетевой формат, формат летних школ, формат образовательной ситуации, детский технопарк как образовательный формат, коммуникативный формат обучения и т.д. При этом часто к описанию того или иного формата применяется слово «новый», а такое многообразие описываемых форматов говорит о вариативности содержания и видов деятельности внутри того или иного формата, открытости и логики их границ, незаданности результатов, что соответствует современному пониманию нелинейности образовательных систем [4; 5]. Особое значение развития новых форматов обучения приобретает цифровизация образовании, которая сегодня становится педагогической действительностью, и ее потенциал необходимо и возможно использовать для формирования навыков и компетенций человека будущего. Уже сегодня предлагаются и активно наполняются ресурсами открытые образовательные платформы, онлайн-курсы, виртуальная и дополненная реальность, обучающие игры, которые должны, вне всяких сомнений, найти свое место в методической подготовке студентов. Вместе с этим существуют ряд рисков цифровизации методической подготовки, в том числе потеря субъектности, которая крайне важна для приобретения методического опыта в процессе общения с преподавателем.
В настоящее время наблюдается острейшее противоречие между постоянно возрастающими требованиями к выпускнику педагогического вуза и условиями его подготовки. В первую очередь это касается психолого-педагогической подготовки будущих учителей, а также организации и проведения педагогической практики [6]. Среди проблем подготовки – устаревшие методы и технологии, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие деятельностного подхода в подготовке студентов [7]. Однако среди основных организационно-педагогических условий формирования и развития профессиональной компетентности студентов выделяют организационно-управленческие и учебно-методические, среди которых – не только реализация основных теорий и концепций педагогического образования, но и овладение опытом осуществления будущей профессиональной деятельности на практике [8, с. 28]. Профессиональная педагогическая подготовка студентов, в том числе и методическая, в этих условиях приобретает новый ориентир: от подготовки студентов к «обучению школьников предмету к обучению предметом». Биология как учебный предмет в этом смысле обладает широкими возможностями и является активно развивающимся учебным предметом.
Изучению процесса методической подготовки студентов посвящены исследования Н.Д. Андреевой, И.Ю. Азизовой, П.В. Скулова и других [9–14]. К функциям методической подготовки относятся: формирование типичных видов профессионально-методической деятельности и обобщенных способов их осуществления, а также развитие способностей выбирать и применять инвариантные решения по технологии выполнения преподавательских действий. Реализация этих функций возлагается на целостный процесс методической подготовки учителей-предметников [15, с. 106]. В этих условиях перед преподавателями методических дисциплин в вузе ставится «двоякая задача»: с одной стороны – эффективно использовать возможности различных форматов методической подготовки студентов. С другой – сориентировать будущих педагогов-биологов в возможностях форматов современного биологического образования и их применимости в различных образовательных средах.
Все эти обстоятельства востребуют потенциал новых форматов методической подготовки, расширения границ организационных форм обучения студентов, гибкости и вариативности содержания [16–20]. Приведем некоторые примеры краткого описания таких форматов и их применения в практике методической подготовки студентов-биологов.
Совместная работа в пространстве, которое имеет все необходимые условия и современное оборудование, предназначенное для образовательной и научно-исследовательской деятельности. В качестве таких пространств могут выступать открытые учебные площадки: ботанические сады, океанариумы, музеи и пр. Открытые учебные площадки предоставляют широкие возможности для совместной работы специалистов, педагогов и студентов: выполнение учебных проектов и исследовательских работ, самостоятельное освоение студентами модулей методической и т.д. [3]. Структура такого формата методической подготовки включает запрос сторон, создание условий для взаимодействия, технологию совместных действий в процессе решения поставленных задач и продукт. Необходимость привлечения таких форматов в процесс обучения студентов обусловлена требованиями ФГОС ВО всех уровней направления подготовки «Педагогическое образование» в части не только методической, но и культурно-просветительской деятельности, участие и организация в которой так же требуют определенных методических знаний и умений от педагога [3].
«Мастерская наставников» как современный формат обучения студентов предполагает разработку проектов под руководством приглашенных специалистов. В качестве таких проектов в условиях методической подготовки студентов-биологов могут выступать разработка кейс-заданий для системы дополнительного биологического образования, – например, для сети детских технопарков «Кванториум» [3].
Проектная сессия – интенсивный тип обсуждения, который позволяет продвинуть проект вперёд. Например, создание коллективной монографии «Биологическое образование в современном мире». Студенты, работая в группе, создают совместный «продукт», включающий все необходимые компоненты коллективной монографии: введение, разделы, описывающие биологическое образование в разных странах и их сравнительную характеристику по заданным признакам и заключение. Создание такой монографии требует интенсивного обсуждения хода работы над проектом, и проектная сессия позволяет продвигать студентов по пути его создания.
Эти примеры далеко не исчерпывают список современных форматов, применимых в методической подготовке студентов. Однако условно среди них мы можем выделить форматы, связанные с информатизацией и технологизацией современного образования. Например, исследовательская работа «Формирование общепрофессиональных компетенций бакалавров биологии в условиях цифровой лаборатории ПАСКО» позволила включить магистранта в процесс профессиональной подготовки студентов и создать предпосылки для формирования методических умений: целеполагания отбора содержания овладения методами контроля и оценки знаний применения интерактивных средств обучения. Овладев умениями работы с цифровым оборудованием, студент выступил в качестве наставника для студентов младших курсов бакалавриата. Проект под названием «Исследователь Арктики» на дистанционной образовательной платформе «Stepic» может стать форматом обучения школьников студентов и педагогов с помощью дистанционных технологий и учебной площадкой методической подготовки в виртуальном пространстве.
Другой современный формат – интернет-серфинг (веб-серфинг) представляет собой самостоятельный информационный поиск в сети на заданную тему из разных источников: специализированных сайтов, электронных библиотек, форумов, открытых лекций и пр. В условиях данного формата создаются условия для развития у студентов навыков поиска и обработки информации об изучаемом объекте, предмете, процессе или явлении [3]. Применение данного формата актуально для изучения современного состояния биологического образования в мире, ознакомления с новыми результатами исследований методической науки. В качестве примера задания для проведения интернет-серфинга можно привести составление тематического портфолио на тему «Проблема отбора содержания биологического образования в условиях модернизации». В рамках выполнения портфолио студенты собирают и различными способами обрабатывают собранную информацию: составляют опорный конспект и аннотируют статей, формулируют тезисы научных публикаций, проводят опрос общественного мнения, берут интервью у эксперта [3].
Таким образом, все эти форматы методической подготовки можно считать определенными способами коммуникации в сообществах «студент – преподаватель» «студент – студент» «студент – учитель».
Для выявления предпочтений студентов в выборе современных форматов методической подготовки был проведен опрос среди 25 студентов-магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профили «Биологическое образование» «Биолого-химическое образование» Мурманского арктического государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Предпочтения студентов-биологов в выборе современных форматов методической подготовки (уровень магистратуры)
Форматы методической подготовки | Кол-во | Доля, % |
Совместная (проектная) работа со специалистами | 18 | 72 |
Интернет-серфинг | 9 | 36 |
Формат WIKI | 6 | 24 |
Индивидуальная работа с педагогом-наставником | 15 | 60 |
Вебинар | 2 | 8 |
Видеолекция | 3 | 12 |
Аудиторный тренинг (методический практикум) | 11 | 44 |
Дистанционные обучающие модули с тестированием и самопроверкой | 7 | 28 |
Проектная сессия | 5 | 20 |
Анализ результатов опроса студентов показал, что наиболее востребованы те форматы методической подготовки, в рамках которых происходит непосредственное взаимодействие субъектов образовательного процесса (проектная работа, индивидуальная работа, аудиторный тренинг). Менее привлекательны для них форматы в интернет-пространстве, при этом, по мнению будущих педагогов-биологов, интернет-серфинг и дистанционное обучение из предлагаемых форматов наиболее приемлемы для методической подготовки. Результаты опроса представлены в табл. 2.
Таблица 2 – Предпочтения студентов гуманитарного направления подготовки в выборе современных форматов обучения (уровень бакалавриата)
Форматы методической подготовки | Кол-во | Доля, % |
Совместная (проектная) работа со специалистами | 17 | 68 |
Интернет-серфинг | 8 | 32 |
Формат WIKI | 7 | 28 |
Индивидуальная работа с педагогом-наставником | 12 | 48 |
Вебинар | 5 | 20 |
Видеолекция | 5 | 20 |
Аудиторный тренинг (методический практикум) | 10 | 40 |
Дистанционные обучающие модули с тестированием и самопроверкой | 10 | 40 |
Проектная сессия | 7 | 28 |
Бакалавры гуманитарного профиля направления подготовки «Педагогическое образование» оказались солидарны в выборе предпочтений форматов обучении с магистрантами: (проектная работа, индивидуальная работа, аудиторный тренинг и добавилось дистанционное обучение). Так же для них менее привлекательны такие форматы, как: интернет-серфинг и вики, но при этомони более предпочтительны, чем видеолекции и вебинар).
В ходе следующего опроса магистранты обозначили свое видение качеств, необходимых педагогу высшей школы для успешного включения форматов в методическую подготовку будущего учителя-предметника. Результаты опроса представлены в табл. 3.
Таблица 3 – Качества преподавателя, необходимые для необходимые для успешной реализации современных форматов методической подготовки (уровень магистратуры)
Качества преподавателя | Кол-во | Доля, % |
Готов содействовать развитию других | 21 | 84 |
Много читает по специальности | 18 | 72 |
Регулярно публикует результаты своей работы | 6 | 24 |
Пользуется авторитетом у коллег | 2 | 8 |
Регулярно обучается нововведениям | 21 | 84 |
Руководством назначен экспертом | 1 | 4 |
По результатам анализа ответов этой группы студентов можно утверждать, что содействие развитию других и постоянное повышение квалификации (обучение нововведениям) наиболее важны, по мнению студентов, для успешного применения преподавателем вышеуказанных форматов в процессе методической подготовки педагога-биолога. Менее значима публикационная активность преподавателя, авторитет среди коллег и назначения руководства.
По мнению студентов-бакалавров, самые важные качества преподавателя также содействие развитию других, обучение, чтение специальной литературы. По сравнению с магистрантами больше доверяют руководству. Результаты опроса представлены в табл. 4.
Таблица 4 – Качества преподавателя, необходимые для успешной реализации современных форматов методической подготовки (уровень бакалавриата)
Качества преподавателя | Кол-во | Доля, % |
Готов содействовать развитию других | 20 | 80 |
Много читает по специальности | 15 | 60 |
Регулярно публикует результаты своей работы | 3 | 12 |
Пользуется авторитетом у коллег | 3 | 12 |
Регулярно обучается нововведениям | 20 | 80 |
Руководством назначен экспертом | 6 | 24 |
Результаты анкетирования студентов позволяют обозначить запрос «педагога будущего» на целый спектр компетенций преподавателя методических дисциплин в вузе: предметных, управленческих, коммуникативных, познавательных и информационных. Проблема подготовки такого педагога приобретает сегодня особую остроту и требует своего решения.
Таким образом, в настоящее время в условиях информатизации, стандартизации и технологизации современного образования происходит становление новых образовательных форматов обучения. Включение таких форматов в процесс методической подготовки студентов обогатит его новыми возможностями, позволит актуализировать тенденции развития образования в обучении будущих педагогов-биологов [3].
Об авторах
Елена Гарисоновна Митина
Мурманский арктический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: elena_mitina08@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры естественных наук
Россия, МурманскВиктория Анатольевна Крыштоп
Мурманский арктический государственный университет
Email: kryshtop13@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественных наук
Россия, МурманскСписок литературы
- Примерные основные образовательные программы по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Биологическое образование», уровень высшего образования – бакалавриат и 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Биологическое образование», уровень высшего образования – магистратура. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. 127 с.
- Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
- Митина Е.Г. Современные форматы обучения в методической подготовке студентов-биологов // Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: теория, методика, практика: сборник статей междунар. науч.-практ. конф. (14–17 ноября 2017 г.). Вып. 15 (2), Санкт-Петербург / под ред. проф. Н.Д. Андреевой. СПб.: Свое издательство, 2017. С. 180–182.
- Капцов А.В., Колесникова Е.А. Становление субъективности студентов в вузе в аспекте компетентностного подхода // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2018. № 1 (23). С. 16–33.
- Селезнева М.В. Исследование субъективности преподавателя вуза с позиций эффективности его образовательной деятельности // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: мат-лы науч.-практ. конф. / под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательство «Перо», 2018. С. 240–244.
- Пасечник В.В. Проблемы подготовки учителей биологии в условиях модернизации отечественного образования // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посв. 130-летию со дня рожд. А.С. Макаренко. 15–16 марта 2018 г., Москва, МГОУ / под ред. Е.И. Артамоновой. В 2 ч. Ч. 2. М.: МАНПО, 2018. С. 260–264.
- Концепция поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3875.
- Недюрмагомедов Г.Г., Вагабова Н.Я., Исаева П.И. Формирование профессиональной компетенции у будущего учителя биологии // XXVIII Ершовские чтения: сб. науч. ст. / отв. ред. С.А. Еланцева. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018. С. 26–28.
- Андреева Н.Д. Когнитивный компонент исследовательской деятельности студентов-биологов // Вестник ПГУ. 2018. № 3. С. 41–48.
- Азизова И.Ю. Система методической подготовки студентов-биологов в условиях гуманитаризации и технологизации высшего педагогического образования: монография. СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015. 149 с.
- Скулов П.В. Повышение эффективности профессионально-методической подготовки учителя на основе принципа динамического баланса (на примере подготовки учителя физики): дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2011. 327 с.
- Антонова Н.А. Методическая подготовка студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» средствами экспериментальных задач // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. О.Р. Шефер. Вып. XIV. Челябинск: Край Ра, 2018. С. 223–229.
- Беленок И.Л. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе (на примере подготовки учителя физики): дис. … д-ра пед. наук. Новосибирск, 2000. 345 с.
- Карташова Н.С. Отбор содержания методической подготовки бакалавров естественнонаучного образования (профиль подготовки «Экология») // Университет XXI века: научное измерение: мат-лы науч. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2011. С. 157–158.
- Махмудова Н., Кобилов В. Содержание научно-педагогических понятий «Методическая подготовка» и «Профессионально-методическая подготовка» учителя в научных исследованиях // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2012. № 3 (31). С. 104–114.
- Магомедов Р.М. О необходимости введения курса «Инновационные организационные формы обучения» в методическую подготовку учителя информатики // Информатика и образование. 2016. № 5 (274). С. 57–59.
- Раисова А.М. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий эффективного управления методической подготовкой будущего учителя в условиях университета // Наука и общество: проблемы современных исследований: ХI междунар. науч.-практ. конф.: сб. статей в 2 ч. Ч. 1 / под ред. д-ра филол. наук, профессора А.Э. Еремеева. Омск: Изд-во ОмГА, 2017. С. 97–101.
- Семенов А.А., Соловьева В.В., Яицкий А.С. Полифункциональная подготовка будущих учителей в контексте федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 307–312.
- Разаханова В.П., Борзова З.В. Применение интерактивных технологий в методической подготовке студентов-биологов в педагогическом вузе // Наука и образование: состояние, проблемы, перспективы развития: мат-лы науч. сессии профес.-преподават. состава Дагестан. гос. пед. ун-та, посв. 100-летию создания первого в Дагестане пед. ин-та. Махачкала: ДГПУ, 2018. С. 580–583.
- Ахромушкина И.М., Валуева Т.Н. Из опыта использования интерактивных технологий в методической подготовке бакалавров направления подготовки «Химия» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 34. С. 26–30.
Дополнительные файлы
