Negative traits in the modern learner portrait

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This paper is the second one in the series «Portraits of subjects of the educational process» and is devoted to the second status subject of the educational process – the modern student. Despite the fact that schoolchildren and students are presented as a single group of students, their portraits are analyzed progressively in order, on the one hand, to identify features characteristic of a particular age period, and on the other one, to trace the changes that have occurred in them over time. A feature of material selection for the study was the emphasis on the negative aspects of the portrait, identified by theorists and practitioners. The general portrait of the student revealed the following features: pragmatism, desire for independence, high pace of life, infantilism, clip thinking, desire to receive benefits without effort, willingness to put pressure on others, etc. According to the author’s concept, consideration of the student’s portrait is formally constructed similarly to the teacher’s portrait presented in the first paper of the series, and also has an identical three-part structure, but with content relevant to the research subject. Key features are covered in three dimensions: professional is determined by the opinion of teachers and employers; personal is connected with family and family ties; public – with school, friends, mass media (media), social networks.

Full Text

Введение

В современном образовательном процессе фигурируют два статусных субъекта – обучающий и обучающийся. Под воздействием факторов различного порядка, как субъективных, так и объективных, главенствующая позиция каждого из них периодически колеблется от одного к другому. Энергичность реформирования в образовательной сфере и ее непредсказуемость трансформирует портреты указанных субъектов, что порождает острую необходимость в фиксации последних. В связи с этим автором была предпринята попытка в ранее опубликованной статье составить портрет педагога в реальном времени [1], а в настоящей работе продолжить исследование в этой области и рассмотреть портрет современного обучающегося, сделав акцент на его отрицательных сторонах.

Обзор литературы

Обучающиеся – «широкая социально-демографическая группа, которая в определённой степени несёт в себе потенциал для построения инновационного профиля страны» [2, с. 123], тот «золотой запас» государства, которому принадлежит будущее. Именно поэтому молодое поколение находится под постоянным наблюдением и в фокусе внимания учёных во всех странах.

Имеют место лонгитюдные исследования, которые дают возможность проследить и оценить изменения, произошедшие с субъектами за истекший период. Изучая психофизическое состояние современных обучающихся разного возраста, исследователи единогласно констатируют, что дети, подростки и молодые люди стали другими под воздействием перемен, обусловленных «неустойчивой социальной, экономической, идеологической обстановкой, дискредитацией многих нравственных ориентиров» [3, с. 13].

Методология и методика исследования

В связи с динамичностью объекта исследования необходимость в проведении постоянного мониторинга изменений в портрете обучающегося не вызывает сомнений. Согласно авторской концепции, рассмотрение портретов педагога и обучающегося должно иметь идентичную трёхчастную структуру, а именно рассматривать явления в трёх плоскостях: профессиональной, личной и общественной. В статье про педагогов в первой плоскости была проанализирована информация из государственных официальных источников и организаций (Министерство образования и науки РФ, Правительство РФ и др.); во второй учтено мнение самих педагогов, выраженное ими в блогах, на веб-страницах и личных сайтах; в третьей систематизированы результаты социальных опросов Фонда общественного мнения, Всероссийского центра исследований общественного мнения и др.

Портрет обучающегося организован аналогично, но плоскости имеют другое наполнение: профессиональная определяется мнением педагогов и работодателей; личная связана с семьёй и родственными связями; общественная – со школой, друзьями, СМИ, соцсетями. Следует отметить и факт взаимопроникновения плоскостей друг в друга из-за отсутствия у них чётких границ.

Существенным отличием между статьями является подход к субъектам внутри портрета. Несмотря на то, что студент и школьник относятся к одной группе – обучающиеся, в данной статье они рассматриваются отдельно, в то время как учитель, преподаватель, профессор и др. входили в собирательный портрет педагога. Разделение обучающихся произведено с целью, во-первых, детализировать характерные особенности в их портретах, связанные с возрастной категорией, во-вторых, проследить трансформацию этих особенностей во времени.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно диалектике Г.В.Ф. Гегеля, развитие человека и постижение им внешнего мира имеет прогрессирующую и непрерывно расширяющуюся спиралевидную форму, что полностью отражается в механизмах трансформации старого в новое в процессе формирования портрета обучающего и появление в нём новых черт по этапам взросления: (детский сад –) школа – вуз.

Естественные физиологические процессы, сопровождающие рост человека, в большей мере приходятся на школьные годы. Обучение в школе самый темпорально затратный период. В нём наблюдаются три переходных этапа. Первый этап, начальная школа, связан с переходом ребёнка из дошкольного учреждения в начальную школу и кардинальным изменением образа жизни. Второй, средняя школа, определяется в большей мере не внешними факторами, например, сменой моновзаимодействия с первым учителем на поливзаимодействие с педагогами-предметниками, а внутренними проявлениями – активными психофизиологическими процессами, проходящими в подростковом организме в пубертатный период, когда активно формируются соматические и психологические характеристики индивидуума. Третий этап, старшая школа, характеризуется стремлением к самоутверждению личности подростка, самоопределением и самодиагностикой своих сил для будущей «взрослой» жизни.

Современные школьники – любознательные, непосредственные, нетерпеливые, эмоциональные дети, особенно в младшем школьном возрасте [4], которые любят шалить и с любопытством изучать окружающий мир, обладают креативным нестандартным мышлением, свойственным ребенку, но с поправкой на жизнь в цифровом веке.

Профессиональная плоскость в портрете обучающихся-школьников определяется мнением учителей. Так, педагоги, работающие в школе, выражают озабоченность и обеспокоенность дисгармоничностью развития современных обучающихся, в социально-психологическом портрете которых превалируют такие характеристики, как гиперактивность, неумение концентрировать внимание, неусидчивость, рассеянность и агрессивность поведения.

За годы, проведённые в школе, ребёнок должен овладеть рядом базовых навыков, которые составляют фундамент общего интеллектуального уровня человека. Так, например, уроки изучения родного языка включают обучение чтению, письму, говорению, слушанию. К сожалению, в основном работа над этими традиционными видами речевой деятельности осуществляется только на занятиях, после школы обращение к ним минимально. Например, отказ от чтения сказывается на отсутствии у школьников воображения, инициативы в выборе собственной позиции или выработке своего мнения; в ущерб целостному восприятию картина мира формируется фрагментарно; не включаются эмоции, чтобы сопереживать, жалеть, следовательно, не создаётся правильный эмоциональный фон, который должен закладываться в детстве и закрепляться в подростковом возрасте. Отказ от письма от руки, замена мелкой моторики при письме рукой на клавиатурную печать проявляется в снижении мозговой активности; в рассогласовании тактильно-когнитивных связей. Исследования, проведённые группой американских учёных, выявили, что 80% из 33 тысяч опрошенных школьников по всей стране пишут от руки только на уроках. Отказ от традиционной вербальной коммуникации, модификация «живого общения» в сообщения на коммуникаторах в социальных сетях приводит к косноязычию в реальной жизни, неспособности сформулировать и высказать мысль, что негативно отражается на социализации.

Исследователи рисуют портрет современного подростка как «преимущественно дезадаптивную личность со стремлением к доминированию и эмоциональным дискомфортом» [5, с. 20], обращают внимание на новый тип сознания современных школьников [6] в ситуации «разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей» [7]. Современное поколение по всему миру называют «цифровым». Его представители ориентированы на социализацию в виртуальной среде и не делают различия между виртуальной жизнью в сети Интернет и реальной [8], «… не воспринимают свою идентичность в цифровом и реальном пространстве как нечто обособленное … их идентичность представлена сразу в нескольких пространствах» [9, с. 11].

Современные школьники нацелены на развлечение и получение результата с минимальными мыслительными затратами, чему они учатся, играя в компьютерные игры. В данном случае к «компьютерным играм» относятся также телефонные приложения, игровые приставки и др. На рынке можно найти игры с различным функционалом. Существует отдельный вид «обучающих» игр, которые позволяют ребенку уже в дошкольном возрасте освоить алфавит, состав слова, математический счёт, а позднее научиться решать логические задачи, узнавать естественнонаучные и исторические факты в интересной для него форме. Дети привыкают к доступности, зрелищности и красочности происходящего на экране. С одной стороны, ещё в XVIII веке Екатерина II отмечала необходимость заинтересовать обучающих любыми способами и говорила о том, что обучение должно строиться на принципах изобразительной наглядности.

С другой стороны, опасность заключается в том, что в средней и старшей школе вектор мыслительной деятельности постепенно меняет своё направление от наглядно-образного к конкретно-образному и далее к абстрактному мышлению. В связи с этим количество игровых моментов на занятиях должно уменьшаться, в то время как обучающиеся ориентированы на полную гейминизацию. Специалисты во всём мире говорят о появлении нового типа мышления – клипового, характеризующегося поверхностным восприятием, невозможностью длительной концентрации внимания, что порождает необходимость максимального использования на уроке игр и интерактивных методов, чтобы концентрировать внимание школьников на образовательном процессе.

Отмечается также чрезмерное увлечение техническими новинками, которое приводит к негативным последствиям для физического здоровья школьника. Тенденция к доминированию «сидячего» образа жизни перед компьютером над активным подвижным времяпрепровождением, соответствующим возрастным потребностям организма, не способствует формированию мышечного корсета, необходимого ребенку для здоровья и правильного физического развития, следовательно, снижается тонус мышц, приводя к мышечной гипотрофии.

Помимо этого, несоразмерное использование возможностей сети Интернет катализирует проблемы когнитивного характера. Мозг современных школьников испытывает постоянную информационную перегруженность разного рода контентом, как учебным, так и развлекательным, полученным из телевизионных программ и общения в социальных сетях. Как следствие, у них наблюдается ухудшение свойств памяти и хроническая усталость. «Около 15% подростков имеют различные уровни психологических проблем, более 50% подростков говорят, что имеют эмоциональные проблемы: чувство одиночества, тревоги, депрессии и др., которые сопровождаются физическими проблемами, такими как расстройство желудка и бессонница» [10, с. 47].

Личная плоскость в портрете современного школьника заполнена субъективными семейными и родственными отношениями, определяющими его мнение о себе. Для ребёнка семья является центром, в котором закладываются ценностные ориентиры и основные личностные качества, поэтому перекос в сторону недостаточного внимания со стороны родителей или излишней опеки приводит к неврозам, формированию негативной самооценки и чувства одиночества или детоцентризму, способствующему инфантилизации, капризности, избалованности, безответственности и несамостоятельности. Любая искажённая модель родительского поведения провоцирует погружение ребёнка в Сеть. К сожалению, в последнее время размывается грань между семьёй и другим социальным окружением. Семья перестаёт быть непререкаемым авторитетом, ребёнок имеет возможность проверить семейные ценности на прочность при помощи соцсетей и онлайн-общения.

Рассмотрение взаимодействия обучающегося с внешним миром лежит в общественной плоскости. Социализация школьников зачастую ограничивается школой, дополнительными кружками и секциями. Друзья после занятий встречаются не во дворе, а на интернет-просторах. Рост технического прогресса спровоцировал сдвиг приоритетов современного школьника от подвижного времяпрепровождения на улице к компьютерным играм, где виртуальная реальность подменяет собой реальную. Производители стремятся поставить режим жизни ребёнка в зависимость от происходящего в игре, создавая массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры (ММОРПГ, от англ. Massively multiplayer online role-playing game, MMORPG), где образуются отряды, кланы, семьи, группировки и общение идёт на фоне происходящего в игре и непременным условием продвижения по уровням является постоянное присутствие. Между тем желание самореализоваться посредством персонажа в компьютерной игре приводит к инфантилизации. Возможность быть не самим собой, коммуницировать от лица персонажа компьютерных игр, вести себя, не думая о последствиях, и в случае возникновения конфликтной ситуации не пытаться её разрешить, а проигнорировать, «выключив игру», провоцируют нежелание детей искать компромиссы, мириться с соперниками, быть готовыми к самостоятельному принятию решений.

Современная виртуальная и дополненная реальность привела к трансформации личностной плоскости обучающегося. Учителя могут и не подозревать, что имеют дело не с детьми или учениками здесь и сейчас, а с орками или эльфами, чьё сознание не перестаёт решать игровые задачи.

Онлайн-жизнь школьника подстёгивается самой системой образования: электронный дневник, групповые беседы, дистанционное образование и гибридные классы и др. Родительский контроль перемещений и интересов школьников осуществляется посредством мобильного телефона, электронной почты, шпионской компьютерной программы и социальных сетей.

Сильное влияние на формирование портрета оказывают средства массовой информации. Ориентация на «красивый» образ жизни, «успешных» людей («картинку») с постоянными развлечениями очень рано вводит в лексикон ребёнка термины/понятия «конкуренция», «успешность», что повышает уровень агрессии, прагматизма и расчётливости. СМИ, стараясь «омолодить» потенциальную аудиторию, стремятся с раннего детства вовлечь детей во взрослую жизнь.

Активное внедрение метода проектов, участие в командных конкурсах, ориентированное на формирование навыков совместной деятельности и становление коллектива, создаёт платформу для живого общения. Однако современный школьник, имеющий ярко выраженную индивидуальность, обученный коллаборации для решения общих задач в случае принятия совместных целей, как правило, ищет личную выгоду в общественных проектах.

Портрет современного студента складывается в период 4,5–5 лет (бакалавриат – специалитет) и сопоставим по градации этапов с формированием портрета современного школьника, но развивающимся на следующем витке спирали и в более сжатые сроки. Студент первого курса решает проблемы адаптации к новому социальному статусу и окружению, как и первоклассник. Второй и третий курс, как и средняя школа, представляют площадку для поведенческих проб и ошибок, примерки и формирования образа-имиджа. Старшие курсы (как и классы) – время подготовки к смене статуса и перехода на следующую ступень взросления. За школьные годы молодые люди уже миновали пик основных физиологических процессов и в основном подвержены изменениям в интеллектуальном плане. Их основная задача – «найти себя, собрать свою собственную индивидуальность из мозаики самого себя» [11]. Ниже представлена таблица, иллюстрирующая этапы формирования портретов современных школьников и студентов (табл. 1).

 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика этапов формирования портретов современных школьников и студентов

Параметры

Школьник (школа)

Студент (курс)

Изменение образа жизни

Начальная школа

Статусный переход (сад–школа)

1–2 курс

Статусный переход (школа–вуз)

Активные процессы

Средняя школа

Изменение моновзаимодействия с первым учителем на поливзаимодействие с педагогами-предметниками

3 курс

Изменение взаимодействия с окружающими людьми, появлению статусности (в семье, на работе и др.)

Самоопределение и самодиагностика

Старшая школа

Активное физическое и гормональное взросление

4–5 курс

Активное интеллектуальное взросление

 

Как и у школьника начальных классов, любовь к первому учителю сменяется уважением к учителям-предметникам и признанию авторитета учителя, успешно готовящего к сдаче государственных экзаменов, так и у студента в процессе собственного взросления меняется отношение и требования к преподавателям [12]. Если на младших курсах обучающимися ценятся личные качества, для старшекурсников интересен уровень компетентности преподавателя, его узкоспециальные профессиональные знания.

Так же, как ребёнок за годы, проведённые в школе, должен овладеть рядом базовых навыков, которые составляют фундамент общего интеллектуального уровня человека, от студента ждут общего уровня готовности работать в сфере своей специализации. Современный студент позиционирует себя как взрослого человека в связи с тем, что под воздействием СМИ рано вводится в круг проблем и интересов профессиональной сферы. Именно по этой причине портрет студента в профессиональной плоскости характеризуется работодателями, помимо педагогов. Причём показателен тот факт, что взгляды работодателей и преподавателей во многом совпадают. Они отмечают, что современные студенты активны, напористы, амбициозны, демонстрируют «устойчивую тенденцию на индивидуализм» [13, с. 58; 14, с. 26; 15, с. 66], не признают авторитетов, поэтому понятия «знания», «опыт», «профессионализм» для них обесцениваются, у них присутствует ориентация на успешность, которая измеряется в количестве денежных средств, превалирует стремление не начать профессиональную карьеру по специальности, а найти способ получения денег. По мнению работодателей, современные молодые люди (как студенты, так и выпускники) обладают деформированной профессиональной мотивацией, отличаются завышенным уровнем притязаний и самооценки, не обладая в должной мере работоспособностью, ответственностью и усердием, – им важен интенсивный прагматичный карьерный рост и высокая заработная плата.

Современный студент позиционирует себя готовым к вступлению во взрослую жизнь, при этом обнаруживая явную моральную незрелость, социальное и культурное обособление, неумение коммуницировать с представителями работодателя, что является следствием чрезмерного погружения в онлайн-среду. В целом «вектор направленности на себя составляет активно формируемое стремление студентов к личностному первенству и престижу» [16, с. 124], что приводит к завышению самооценки, в то время как результаты разносторонних многочисленных тестов демонстрируют неуклонное понижение уровня их культурной компетентности [17].

В студенческой среде, как и в школьной, отмечается высокая степень погружённости обучающихся в информационно-коммуникационные потоки, зачастую нерациональное использование различных технических устройств, что не способствует улучшению качества учебного процесса, полноценному освоению и закреплению знаний. Страсть к техническим новинкам несколько трансформируется. Они уже воспринимаются современными студентами не как статусные вещи, а как жизненная необходимость. Как пользователи, они больше обращают внимание на функционал устройства, чем на его бренд или внешний вид (по наблюдениям автора, современные студенты реже меняют или отдают в починку мобильный телефон, если у него, например, повреждён экран), несмотря на то, что молодёжь является основной мишенью производителей по стимулированию потребительского спроса. Подобный подход указывает на рациональность и прагматизм.

В личной плоскости социально-психологический портрет студента формируется под воздействием не столько родителей, сколько друзей, товарищей, одногруппников, с которыми они проводят большую часть своего времени. В современной студенческой среде поощряется амбициозность (не просто участвовать, а именно выигрывать), креативность (изворотливость) – выработанная привычкой находить время в условиях перегруженности домашними заданиями на интернет-активность, агрессивная требовательность к окружающим: представителям государственных структур, преподавателям, родителям, поощряемая институтом ювенальной юстиции, внедряющим в сознание студентов, что ученик всегда прав.

Пользователи сетей в студенческой среде больше нацелены на общение, чем на игру, в отличие от школьников. Из общественной плоскости в личную перемещается отношение к компьютерным играм и социальным сетям. Они приобретают не социальную, а личную направленность. Схожесть между портретами современного школьника и студента сохраняется особенно на младших курсах – в желании зрелищности и развлекательности на занятии. Особую настороженность вызывает нежелание «загружать память»: учить что-либо наизусть, запоминать фактический материал становится излишним, потому что всё, по их мнению, в любой момент можно найти в интернете.

Современные студенты энергичны, готовы к переменам, быстро и легко ориентируются в различных ситуациях, тем не менее им нужна помощь в самоопределении. С целью оказания подобной помощи и создания единой студенческой среды, в которой происходит «формирование инновационно-амбивалентной личности» [18], организуются специализированные интернет-порталы и сайты. На «Сайте для студентов и просто для молодёжи» предлагается такой социально-психологический портрет современного студента: это молодой человек возраста от 16–18 до 21–23 лет, разносторонне развитый, всегда в поисках приключений, старательный и амбициозный, использующий технические новинки, даже если это идёт во вред качеству получаемых знаний. У подобных сайтов двойная функция: с одной стороны, они оказывают студентам необходимую помощь советами, информацией, полезными ссылками, с другой – направляют развитие студентов в нужное им русло.

Заключение

Итак, портрет современного школьника формируется поступательно. Он представляет собой контаминацию черт, характерных для представителей современной формации школьников (гиперактивность, агрессивность, инфантильность, несамостоятельность, рационализм и др.) и присущих детям и подросткам согласно их возрастным особенностям (любопытство, пытливость, непосредственность, креативность и др.).

Студент в большей мере, нежели школьник, по своим социально-психологическим, содержательно-мотивационным и возрастным особенностям является продуктом глобализации, «симбиоза разных типов культур, разных типов социального поведения» [19, с. 106]. Это человек разносторонне развитый, с ярко выраженной способностью адаптироваться в обществе, он активен, напорист, амбициозен, готов следовать за техническим прогрессом в ущерб знаниям, настроен на активное взаимодействие с другими педагогическими субъектами, при первой возможности вливается в профессиональную деятельность, которая сразу же попадет в зону его субъективных преференций, и занимает в ней приоритетную позицию.

Автор в целом обнаруживает ряд особенностей в характеристике молодого поколения, таких как прагматизм, желание самостоятельности, инициативность, высокий жизненный темп, активное и грамотное пользование компьютерной техникой, а также инфантилизм, клиповое мышление, желание получать блага без усилий, готовность оказывать давление на окружающих и др., которые являются общими в портрете как школьника, так и студента. Это позволило объединить их характеристики в единый портрет обучающегося, главной чертой которого является динамичность. Любое внешнее изменение очень быстро находит в нём отражение, так как обучающиеся – молодые люди, в чьей природе заложено стремление ко всему новому.

Ожидаемым и предсказуемым является схожесть в портрете школьника и студента, так как их объединяет основная деятельность в эти периоды – обучение, но настораживает тот факт, что не происходит качественного скачка, который должен совершаться к моменту получения диплома: социально-психологический портрет выпускника вуза фактически дублирует портрет старшеклассника. Имея завышенный уровень самооценки как в профессиональной, так и в общекультурной сфере, студенты не видят необходимости работать над собой, развиваться духовно и нравственно.

×

About the authors

Olga Vladimirovna Ershova

Plekhanov Russian University of Economics

Author for correspondence.
Email: o.v.ershova@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Foreign Languages Department

Russian Federation, Moscow

References

  1. Ершова О.В. Портрет педагога в реальном времени // Педагогика. 2019. № 1. С. 97–105.
  2. Новожилова Т.Н. Формирование ценностных ориентаций студентов вуза культуры в контексте их профессиональной подготовки // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 1 (40). С. 122–132.
  3. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. Вып. 3 (28). С. 12–28.
  4. Трошин М.Ю. Портрет современного младшего школьника // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сб. ст. VI всерос. науч.-практ. конф., Пенза, 13–14 февраля 2020 года. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. С. 197–201.
  5. Копырина Л.И. Социально-психологический портрет современного подростка // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5–1. С. 19–22.
  6. Буданцова А.А. Современный ребенок: новый тип сознания // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 23–24.
  7. Боякова Е.В. Особенности развития современного ребенка // Педагогика искусства. 2011. № 1. С. 248–255.
  8. Коптева Н.В. Невоплощенность в интернете как новая форма технологического самоотчуждения (на примере студентов гуманитарных вузов) // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31, вып. 2. С. 160–169.
  9. Палфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры. М.: Эксмо, 2011. 368 с.
  10. Kazakova O.M., Zhao X. Mental health problems of contemporary youth // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). С. 45–49.
  11. Бариева А.А. Студент XXI века: реалии современной российской действительности // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 6 (47). С. 4–8.
  12. Вражнова М.Н., Демидова Е.А., Фурсова П.В., Хлопкова О.В. Социальный портрет инженерного профиля и его ожидания от процесса обучения в вузе (на примере МАДИ) // Управление устойчивым развитием. 2021. № 5 (36). С. 81–88.
  13. Ильинский И.М., Луков В.А. Московские студенты: трансформации ценностных ориентаций // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20, № 1. С. 50–63.
  14. Коротина О.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2016. № 8–9. С. 22–29.
  15. Тарасевич И.В. Ценностные ориентации современного студенчества // Образование и наука. 2012. № 2. С. 60–67.
  16. Мусатова О.А., Футин В.Н. Профессиональная направленность личности как фактор психологической готовности к вхождению в трудовую деятельность // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 2 (58). С. 122–130.
  17. Пономарев А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 9 (72). С. 206–210.
  18. Студент XXI века: социальный портрет на фоне общественных трансформаций: монография / под общ. ред. В.И. Астаховой. Харьков: Изд-во НУА, 2010. 404 с.
  19. Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Студенческая молодежь в большом городе: поведение в экстремальной ситуации // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 105–110.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Ershova O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies