Негативные черты в портрете современного обучающегося
- Авторы: Ершова О.В.1
-
Учреждения:
- Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
- Выпуск: Том 11, № 4 (2022)
- Страницы: 259-264
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/321483
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022114305
- ID: 321483
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данная статья является второй из цикла «Портреты субъектов образовательного процесса» и посвящена второму статусному субъекту образовательного процесса – современному обучающемуся. Несмотря на то, что школьники и студенты представлены в качестве единой группы обучающихся, их портреты анализируются поступательно, чтобы, с одной стороны, выявить черты, характерные для конкретного возрастного периода, с другой – проследить произошедшие в них изменения во времени. Особенностью подбора материала для исследования был акцент на отрицательных сторонах портрета, выявленных теоретиками и практиками. Общий портрет обучающегося обнаружил следующие черты: прагматизм, желание самостоятельности, высокий жизненный темп, инфантилизм, клиповое мышление, желание получать блага без усилий, готовность оказывать давление на окружающих и др. Согласно авторской концепции, рассмотрение портрета обучающегося формально строится аналогично портрету педагога, представленному в первой статье цикла, и также имеет идентичную трёхчастную структуру, но с наполнением, релевантным предмету исследования. Ключевые особенности освещены в трёх плоскостях: профессиональная определяется мнением педагогов и работодателей; личная связана с семьёй и родственными связями; общественная – со школой, друзьями, средствами массовой информации (СМИ), социальными сетями.
Полный текст
Введение
В современном образовательном процессе фигурируют два статусных субъекта – обучающий и обучающийся. Под воздействием факторов различного порядка, как субъективных, так и объективных, главенствующая позиция каждого из них периодически колеблется от одного к другому. Энергичность реформирования в образовательной сфере и ее непредсказуемость трансформирует портреты указанных субъектов, что порождает острую необходимость в фиксации последних. В связи с этим автором была предпринята попытка в ранее опубликованной статье составить портрет педагога в реальном времени [1], а в настоящей работе продолжить исследование в этой области и рассмотреть портрет современного обучающегося, сделав акцент на его отрицательных сторонах.
Обзор литературы
Обучающиеся – «широкая социально-демографическая группа, которая в определённой степени несёт в себе потенциал для построения инновационного профиля страны» [2, с. 123], тот «золотой запас» государства, которому принадлежит будущее. Именно поэтому молодое поколение находится под постоянным наблюдением и в фокусе внимания учёных во всех странах.
Имеют место лонгитюдные исследования, которые дают возможность проследить и оценить изменения, произошедшие с субъектами за истекший период. Изучая психофизическое состояние современных обучающихся разного возраста, исследователи единогласно констатируют, что дети, подростки и молодые люди стали другими под воздействием перемен, обусловленных «неустойчивой социальной, экономической, идеологической обстановкой, дискредитацией многих нравственных ориентиров» [3, с. 13].
Методология и методика исследования
В связи с динамичностью объекта исследования необходимость в проведении постоянного мониторинга изменений в портрете обучающегося не вызывает сомнений. Согласно авторской концепции, рассмотрение портретов педагога и обучающегося должно иметь идентичную трёхчастную структуру, а именно рассматривать явления в трёх плоскостях: профессиональной, личной и общественной. В статье про педагогов в первой плоскости была проанализирована информация из государственных официальных источников и организаций (Министерство образования и науки РФ, Правительство РФ и др.); во второй учтено мнение самих педагогов, выраженное ими в блогах, на веб-страницах и личных сайтах; в третьей систематизированы результаты социальных опросов Фонда общественного мнения, Всероссийского центра исследований общественного мнения и др.
Портрет обучающегося организован аналогично, но плоскости имеют другое наполнение: профессиональная определяется мнением педагогов и работодателей; личная связана с семьёй и родственными связями; общественная – со школой, друзьями, СМИ, соцсетями. Следует отметить и факт взаимопроникновения плоскостей друг в друга из-за отсутствия у них чётких границ.
Существенным отличием между статьями является подход к субъектам внутри портрета. Несмотря на то, что студент и школьник относятся к одной группе – обучающиеся, в данной статье они рассматриваются отдельно, в то время как учитель, преподаватель, профессор и др. входили в собирательный портрет педагога. Разделение обучающихся произведено с целью, во-первых, детализировать характерные особенности в их портретах, связанные с возрастной категорией, во-вторых, проследить трансформацию этих особенностей во времени.
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно диалектике Г.В.Ф. Гегеля, развитие человека и постижение им внешнего мира имеет прогрессирующую и непрерывно расширяющуюся спиралевидную форму, что полностью отражается в механизмах трансформации старого в новое в процессе формирования портрета обучающего и появление в нём новых черт по этапам взросления: (детский сад –) школа – вуз.
Естественные физиологические процессы, сопровождающие рост человека, в большей мере приходятся на школьные годы. Обучение в школе самый темпорально затратный период. В нём наблюдаются три переходных этапа. Первый этап, начальная школа, связан с переходом ребёнка из дошкольного учреждения в начальную школу и кардинальным изменением образа жизни. Второй, средняя школа, определяется в большей мере не внешними факторами, например, сменой моновзаимодействия с первым учителем на поливзаимодействие с педагогами-предметниками, а внутренними проявлениями – активными психофизиологическими процессами, проходящими в подростковом организме в пубертатный период, когда активно формируются соматические и психологические характеристики индивидуума. Третий этап, старшая школа, характеризуется стремлением к самоутверждению личности подростка, самоопределением и самодиагностикой своих сил для будущей «взрослой» жизни.
Современные школьники – любознательные, непосредственные, нетерпеливые, эмоциональные дети, особенно в младшем школьном возрасте [4], которые любят шалить и с любопытством изучать окружающий мир, обладают креативным нестандартным мышлением, свойственным ребенку, но с поправкой на жизнь в цифровом веке.
Профессиональная плоскость в портрете обучающихся-школьников определяется мнением учителей. Так, педагоги, работающие в школе, выражают озабоченность и обеспокоенность дисгармоничностью развития современных обучающихся, в социально-психологическом портрете которых превалируют такие характеристики, как гиперактивность, неумение концентрировать внимание, неусидчивость, рассеянность и агрессивность поведения.
За годы, проведённые в школе, ребёнок должен овладеть рядом базовых навыков, которые составляют фундамент общего интеллектуального уровня человека. Так, например, уроки изучения родного языка включают обучение чтению, письму, говорению, слушанию. К сожалению, в основном работа над этими традиционными видами речевой деятельности осуществляется только на занятиях, после школы обращение к ним минимально. Например, отказ от чтения сказывается на отсутствии у школьников воображения, инициативы в выборе собственной позиции или выработке своего мнения; в ущерб целостному восприятию картина мира формируется фрагментарно; не включаются эмоции, чтобы сопереживать, жалеть, следовательно, не создаётся правильный эмоциональный фон, который должен закладываться в детстве и закрепляться в подростковом возрасте. Отказ от письма от руки, замена мелкой моторики при письме рукой на клавиатурную печать проявляется в снижении мозговой активности; в рассогласовании тактильно-когнитивных связей. Исследования, проведённые группой американских учёных, выявили, что 80% из 33 тысяч опрошенных школьников по всей стране пишут от руки только на уроках. Отказ от традиционной вербальной коммуникации, модификация «живого общения» в сообщения на коммуникаторах в социальных сетях приводит к косноязычию в реальной жизни, неспособности сформулировать и высказать мысль, что негативно отражается на социализации.
Исследователи рисуют портрет современного подростка как «преимущественно дезадаптивную личность со стремлением к доминированию и эмоциональным дискомфортом» [5, с. 20], обращают внимание на новый тип сознания современных школьников [6] в ситуации «разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей» [7]. Современное поколение по всему миру называют «цифровым». Его представители ориентированы на социализацию в виртуальной среде и не делают различия между виртуальной жизнью в сети Интернет и реальной [8], «… не воспринимают свою идентичность в цифровом и реальном пространстве как нечто обособленное … их идентичность представлена сразу в нескольких пространствах» [9, с. 11].
Современные школьники нацелены на развлечение и получение результата с минимальными мыслительными затратами, чему они учатся, играя в компьютерные игры. В данном случае к «компьютерным играм» относятся также телефонные приложения, игровые приставки и др. На рынке можно найти игры с различным функционалом. Существует отдельный вид «обучающих» игр, которые позволяют ребенку уже в дошкольном возрасте освоить алфавит, состав слова, математический счёт, а позднее научиться решать логические задачи, узнавать естественнонаучные и исторические факты в интересной для него форме. Дети привыкают к доступности, зрелищности и красочности происходящего на экране. С одной стороны, ещё в XVIII веке Екатерина II отмечала необходимость заинтересовать обучающих любыми способами и говорила о том, что обучение должно строиться на принципах изобразительной наглядности.
С другой стороны, опасность заключается в том, что в средней и старшей школе вектор мыслительной деятельности постепенно меняет своё направление от наглядно-образного к конкретно-образному и далее к абстрактному мышлению. В связи с этим количество игровых моментов на занятиях должно уменьшаться, в то время как обучающиеся ориентированы на полную гейминизацию. Специалисты во всём мире говорят о появлении нового типа мышления – клипового, характеризующегося поверхностным восприятием, невозможностью длительной концентрации внимания, что порождает необходимость максимального использования на уроке игр и интерактивных методов, чтобы концентрировать внимание школьников на образовательном процессе.
Отмечается также чрезмерное увлечение техническими новинками, которое приводит к негативным последствиям для физического здоровья школьника. Тенденция к доминированию «сидячего» образа жизни перед компьютером над активным подвижным времяпрепровождением, соответствующим возрастным потребностям организма, не способствует формированию мышечного корсета, необходимого ребенку для здоровья и правильного физического развития, следовательно, снижается тонус мышц, приводя к мышечной гипотрофии.
Помимо этого, несоразмерное использование возможностей сети Интернет катализирует проблемы когнитивного характера. Мозг современных школьников испытывает постоянную информационную перегруженность разного рода контентом, как учебным, так и развлекательным, полученным из телевизионных программ и общения в социальных сетях. Как следствие, у них наблюдается ухудшение свойств памяти и хроническая усталость. «Около 15% подростков имеют различные уровни психологических проблем, более 50% подростков говорят, что имеют эмоциональные проблемы: чувство одиночества, тревоги, депрессии и др., которые сопровождаются физическими проблемами, такими как расстройство желудка и бессонница» [10, с. 47].
Личная плоскость в портрете современного школьника заполнена субъективными семейными и родственными отношениями, определяющими его мнение о себе. Для ребёнка семья является центром, в котором закладываются ценностные ориентиры и основные личностные качества, поэтому перекос в сторону недостаточного внимания со стороны родителей или излишней опеки приводит к неврозам, формированию негативной самооценки и чувства одиночества или детоцентризму, способствующему инфантилизации, капризности, избалованности, безответственности и несамостоятельности. Любая искажённая модель родительского поведения провоцирует погружение ребёнка в Сеть. К сожалению, в последнее время размывается грань между семьёй и другим социальным окружением. Семья перестаёт быть непререкаемым авторитетом, ребёнок имеет возможность проверить семейные ценности на прочность при помощи соцсетей и онлайн-общения.
Рассмотрение взаимодействия обучающегося с внешним миром лежит в общественной плоскости. Социализация школьников зачастую ограничивается школой, дополнительными кружками и секциями. Друзья после занятий встречаются не во дворе, а на интернет-просторах. Рост технического прогресса спровоцировал сдвиг приоритетов современного школьника от подвижного времяпрепровождения на улице к компьютерным играм, где виртуальная реальность подменяет собой реальную. Производители стремятся поставить режим жизни ребёнка в зависимость от происходящего в игре, создавая массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры (ММОРПГ, от англ. Massively multiplayer online role-playing game, MMORPG), где образуются отряды, кланы, семьи, группировки и общение идёт на фоне происходящего в игре и непременным условием продвижения по уровням является постоянное присутствие. Между тем желание самореализоваться посредством персонажа в компьютерной игре приводит к инфантилизации. Возможность быть не самим собой, коммуницировать от лица персонажа компьютерных игр, вести себя, не думая о последствиях, и в случае возникновения конфликтной ситуации не пытаться её разрешить, а проигнорировать, «выключив игру», провоцируют нежелание детей искать компромиссы, мириться с соперниками, быть готовыми к самостоятельному принятию решений.
Современная виртуальная и дополненная реальность привела к трансформации личностной плоскости обучающегося. Учителя могут и не подозревать, что имеют дело не с детьми или учениками здесь и сейчас, а с орками или эльфами, чьё сознание не перестаёт решать игровые задачи.
Онлайн-жизнь школьника подстёгивается самой системой образования: электронный дневник, групповые беседы, дистанционное образование и гибридные классы и др. Родительский контроль перемещений и интересов школьников осуществляется посредством мобильного телефона, электронной почты, шпионской компьютерной программы и социальных сетей.
Сильное влияние на формирование портрета оказывают средства массовой информации. Ориентация на «красивый» образ жизни, «успешных» людей («картинку») с постоянными развлечениями очень рано вводит в лексикон ребёнка термины/понятия «конкуренция», «успешность», что повышает уровень агрессии, прагматизма и расчётливости. СМИ, стараясь «омолодить» потенциальную аудиторию, стремятся с раннего детства вовлечь детей во взрослую жизнь.
Активное внедрение метода проектов, участие в командных конкурсах, ориентированное на формирование навыков совместной деятельности и становление коллектива, создаёт платформу для живого общения. Однако современный школьник, имеющий ярко выраженную индивидуальность, обученный коллаборации для решения общих задач в случае принятия совместных целей, как правило, ищет личную выгоду в общественных проектах.
Портрет современного студента складывается в период 4,5–5 лет (бакалавриат – специалитет) и сопоставим по градации этапов с формированием портрета современного школьника, но развивающимся на следующем витке спирали и в более сжатые сроки. Студент первого курса решает проблемы адаптации к новому социальному статусу и окружению, как и первоклассник. Второй и третий курс, как и средняя школа, представляют площадку для поведенческих проб и ошибок, примерки и формирования образа-имиджа. Старшие курсы (как и классы) – время подготовки к смене статуса и перехода на следующую ступень взросления. За школьные годы молодые люди уже миновали пик основных физиологических процессов и в основном подвержены изменениям в интеллектуальном плане. Их основная задача – «найти себя, собрать свою собственную индивидуальность из мозаики самого себя» [11]. Ниже представлена таблица, иллюстрирующая этапы формирования портретов современных школьников и студентов (табл. 1).
Таблица 1 – Сравнительная характеристика этапов формирования портретов современных школьников и студентов
Параметры | Школьник (школа) | Студент (курс) | ||
Изменение образа жизни | Начальная школа | Статусный переход (сад–школа) | 1–2 курс | Статусный переход (школа–вуз) |
Активные процессы | Средняя школа | Изменение моновзаимодействия с первым учителем на поливзаимодействие с педагогами-предметниками | 3 курс | Изменение взаимодействия с окружающими людьми, появлению статусности (в семье, на работе и др.) |
Самоопределение и самодиагностика | Старшая школа | Активное физическое и гормональное взросление | 4–5 курс | Активное интеллектуальное взросление |
Как и у школьника начальных классов, любовь к первому учителю сменяется уважением к учителям-предметникам и признанию авторитета учителя, успешно готовящего к сдаче государственных экзаменов, так и у студента в процессе собственного взросления меняется отношение и требования к преподавателям [12]. Если на младших курсах обучающимися ценятся личные качества, для старшекурсников интересен уровень компетентности преподавателя, его узкоспециальные профессиональные знания.
Так же, как ребёнок за годы, проведённые в школе, должен овладеть рядом базовых навыков, которые составляют фундамент общего интеллектуального уровня человека, от студента ждут общего уровня готовности работать в сфере своей специализации. Современный студент позиционирует себя как взрослого человека в связи с тем, что под воздействием СМИ рано вводится в круг проблем и интересов профессиональной сферы. Именно по этой причине портрет студента в профессиональной плоскости характеризуется работодателями, помимо педагогов. Причём показателен тот факт, что взгляды работодателей и преподавателей во многом совпадают. Они отмечают, что современные студенты активны, напористы, амбициозны, демонстрируют «устойчивую тенденцию на индивидуализм» [13, с. 58; 14, с. 26; 15, с. 66], не признают авторитетов, поэтому понятия «знания», «опыт», «профессионализм» для них обесцениваются, у них присутствует ориентация на успешность, которая измеряется в количестве денежных средств, превалирует стремление не начать профессиональную карьеру по специальности, а найти способ получения денег. По мнению работодателей, современные молодые люди (как студенты, так и выпускники) обладают деформированной профессиональной мотивацией, отличаются завышенным уровнем притязаний и самооценки, не обладая в должной мере работоспособностью, ответственностью и усердием, – им важен интенсивный прагматичный карьерный рост и высокая заработная плата.
Современный студент позиционирует себя готовым к вступлению во взрослую жизнь, при этом обнаруживая явную моральную незрелость, социальное и культурное обособление, неумение коммуницировать с представителями работодателя, что является следствием чрезмерного погружения в онлайн-среду. В целом «вектор направленности на себя составляет активно формируемое стремление студентов к личностному первенству и престижу» [16, с. 124], что приводит к завышению самооценки, в то время как результаты разносторонних многочисленных тестов демонстрируют неуклонное понижение уровня их культурной компетентности [17].
В студенческой среде, как и в школьной, отмечается высокая степень погружённости обучающихся в информационно-коммуникационные потоки, зачастую нерациональное использование различных технических устройств, что не способствует улучшению качества учебного процесса, полноценному освоению и закреплению знаний. Страсть к техническим новинкам несколько трансформируется. Они уже воспринимаются современными студентами не как статусные вещи, а как жизненная необходимость. Как пользователи, они больше обращают внимание на функционал устройства, чем на его бренд или внешний вид (по наблюдениям автора, современные студенты реже меняют или отдают в починку мобильный телефон, если у него, например, повреждён экран), несмотря на то, что молодёжь является основной мишенью производителей по стимулированию потребительского спроса. Подобный подход указывает на рациональность и прагматизм.
В личной плоскости социально-психологический портрет студента формируется под воздействием не столько родителей, сколько друзей, товарищей, одногруппников, с которыми они проводят большую часть своего времени. В современной студенческой среде поощряется амбициозность (не просто участвовать, а именно выигрывать), креативность (изворотливость) – выработанная привычкой находить время в условиях перегруженности домашними заданиями на интернет-активность, агрессивная требовательность к окружающим: представителям государственных структур, преподавателям, родителям, поощряемая институтом ювенальной юстиции, внедряющим в сознание студентов, что ученик всегда прав.
Пользователи сетей в студенческой среде больше нацелены на общение, чем на игру, в отличие от школьников. Из общественной плоскости в личную перемещается отношение к компьютерным играм и социальным сетям. Они приобретают не социальную, а личную направленность. Схожесть между портретами современного школьника и студента сохраняется особенно на младших курсах – в желании зрелищности и развлекательности на занятии. Особую настороженность вызывает нежелание «загружать память»: учить что-либо наизусть, запоминать фактический материал становится излишним, потому что всё, по их мнению, в любой момент можно найти в интернете.
Современные студенты энергичны, готовы к переменам, быстро и легко ориентируются в различных ситуациях, тем не менее им нужна помощь в самоопределении. С целью оказания подобной помощи и создания единой студенческой среды, в которой происходит «формирование инновационно-амбивалентной личности» [18], организуются специализированные интернет-порталы и сайты. На «Сайте для студентов и просто для молодёжи» предлагается такой социально-психологический портрет современного студента: это молодой человек возраста от 16–18 до 21–23 лет, разносторонне развитый, всегда в поисках приключений, старательный и амбициозный, использующий технические новинки, даже если это идёт во вред качеству получаемых знаний. У подобных сайтов двойная функция: с одной стороны, они оказывают студентам необходимую помощь советами, информацией, полезными ссылками, с другой – направляют развитие студентов в нужное им русло.
Заключение
Итак, портрет современного школьника формируется поступательно. Он представляет собой контаминацию черт, характерных для представителей современной формации школьников (гиперактивность, агрессивность, инфантильность, несамостоятельность, рационализм и др.) и присущих детям и подросткам согласно их возрастным особенностям (любопытство, пытливость, непосредственность, креативность и др.).
Студент в большей мере, нежели школьник, по своим социально-психологическим, содержательно-мотивационным и возрастным особенностям является продуктом глобализации, «симбиоза разных типов культур, разных типов социального поведения» [19, с. 106]. Это человек разносторонне развитый, с ярко выраженной способностью адаптироваться в обществе, он активен, напорист, амбициозен, готов следовать за техническим прогрессом в ущерб знаниям, настроен на активное взаимодействие с другими педагогическими субъектами, при первой возможности вливается в профессиональную деятельность, которая сразу же попадет в зону его субъективных преференций, и занимает в ней приоритетную позицию.
Автор в целом обнаруживает ряд особенностей в характеристике молодого поколения, таких как прагматизм, желание самостоятельности, инициативность, высокий жизненный темп, активное и грамотное пользование компьютерной техникой, а также инфантилизм, клиповое мышление, желание получать блага без усилий, готовность оказывать давление на окружающих и др., которые являются общими в портрете как школьника, так и студента. Это позволило объединить их характеристики в единый портрет обучающегося, главной чертой которого является динамичность. Любое внешнее изменение очень быстро находит в нём отражение, так как обучающиеся – молодые люди, в чьей природе заложено стремление ко всему новому.
Ожидаемым и предсказуемым является схожесть в портрете школьника и студента, так как их объединяет основная деятельность в эти периоды – обучение, но настораживает тот факт, что не происходит качественного скачка, который должен совершаться к моменту получения диплома: социально-психологический портрет выпускника вуза фактически дублирует портрет старшеклассника. Имея завышенный уровень самооценки как в профессиональной, так и в общекультурной сфере, студенты не видят необходимости работать над собой, развиваться духовно и нравственно.
Об авторах
Ольга Владимировна Ершова
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Автор, ответственный за переписку.
Email: o.v.ershova@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, МоскваСписок литературы
- Ершова О.В. Портрет педагога в реальном времени // Педагогика. 2019. № 1. С. 97–105.
- Новожилова Т.Н. Формирование ценностных ориентаций студентов вуза культуры в контексте их профессиональной подготовки // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 1 (40). С. 122–132.
- Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. Вып. 3 (28). С. 12–28.
- Трошин М.Ю. Портрет современного младшего школьника // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сб. ст. VI всерос. науч.-практ. конф., Пенза, 13–14 февраля 2020 года. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. С. 197–201.
- Копырина Л.И. Социально-психологический портрет современного подростка // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5–1. С. 19–22.
- Буданцова А.А. Современный ребенок: новый тип сознания // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 23–24.
- Боякова Е.В. Особенности развития современного ребенка // Педагогика искусства. 2011. № 1. С. 248–255.
- Коптева Н.В. Невоплощенность в интернете как новая форма технологического самоотчуждения (на примере студентов гуманитарных вузов) // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31, вып. 2. С. 160–169.
- Палфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры. М.: Эксмо, 2011. 368 с.
- Kazakova O.M., Zhao X. Mental health problems of contemporary youth // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). С. 45–49.
- Бариева А.А. Студент XXI века: реалии современной российской действительности // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 6 (47). С. 4–8.
- Вражнова М.Н., Демидова Е.А., Фурсова П.В., Хлопкова О.В. Социальный портрет инженерного профиля и его ожидания от процесса обучения в вузе (на примере МАДИ) // Управление устойчивым развитием. 2021. № 5 (36). С. 81–88.
- Ильинский И.М., Луков В.А. Московские студенты: трансформации ценностных ориентаций // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20, № 1. С. 50–63.
- Коротина О.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2016. № 8–9. С. 22–29.
- Тарасевич И.В. Ценностные ориентации современного студенчества // Образование и наука. 2012. № 2. С. 60–67.
- Мусатова О.А., Футин В.Н. Профессиональная направленность личности как фактор психологической готовности к вхождению в трудовую деятельность // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 2 (58). С. 122–130.
- Пономарев А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 9 (72). С. 206–210.
- Студент XXI века: социальный портрет на фоне общественных трансформаций: монография / под общ. ред. В.И. Астаховой. Харьков: Изд-во НУА, 2010. 404 с.
- Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Студенческая молодежь в большом городе: поведение в экстремальной ситуации // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 105–110.
Дополнительные файлы
