Исследование волевых качеств учащихся как одного из аспектов личностных достижений в физкультурно-спортивной деятельности
- Авторы: Сафоненко С.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 7, № 1 (2018)
- Страницы: 286-293
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/25388
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201871312
- ID: 25388
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлено исследование волевых качеств учащихся как одного из аспектов личностных достижений в физкультурно-спортивной деятельности; педагогических условий, обеспечивающих формирование различных волевых качеств, таких как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость, дисциплинированность, самообладание и выдержка, самостоятельность. Выявлены факторы, способствующие формированию волевого воспитания, воспитанию волевых качеств в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью. В работе представлена разработанная и внедренная в процесс физического воспитания в условиях экспериментальной базы экспериментальная методика, направленная на формирование волевых качеств как одного из аспектов личностных достижений в физкультурно-спортивной деятельности. В основу данной экспериментальной методики формирования волевых качеств учащихся в физкультурно-спортивной деятельности легли различные педагогические приемы, обеспечивающие необходимость систематичного и постепенного преодоления объективных и субъективных трудностей во время выполнения предложенных заданий, при условии соблюдения определенных требований: возрастание сложности препятствий; согласованность величины трудности с возможностями занимающегося по ее преодолению; выполнение заданий в условиях преодоления состояния утомления; использование соревновательного метода обучения; усложнение внешних условий деятельности; формирование сознательной активности занимающихся в направлении развития собственных волевых качеств. Создание специально организованных педагогических условий позволило сформировать у учащихся необходимые волевые качества как один из аспектов личностных достижений в физкультурно-спортивной деятельности, повысить мотивацию к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, потребность в самореализации в физкультурно-спортивной деятельности, приобрести положительный опыт личностных достижений в физкультурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова
Полный текст
В современных условиях развития правового государства и демократического общества в России школа становится важнейшим фактором гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных установок личности. На фоне общих процессов гуманизации и гуманитаризации, смены ценностных парадигм образования приоритетное развитие получают личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подходы, отражающие субъект-субъектные аспекты педагогического взаимодействия. Выраженная потребность общества в адаптивной личности, обладающей потенциалом самореализации и самоактуализации, обусловливает необходимость создания образовательной среды, в которой каждый учащийся хотел бы, умел и любил учиться, совершенствуя себя. Особое внимание к индивидуальности человека, ориентация на его самосовершенствование – отличительная черта гуманистической парадигмы образования.
Образовательные учреждения, обладая значительным педагогическим потенциалом для формирования стремления учащихся к личностным достижениям, должны предоставлять учащимся право свободного выбора деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы, создавать благоприятные условия, предоставляющие возможности любому ребенку «ощутить ни с чем не сравнимую радость первенства» [1, с. 4]. Результатом образовательной деятельности должна выступать успешность детей. При этом значимым критерием оценки результативности учебно-воспитательного процесса в образовательной системе должна рассматриваться динамика личностных достижений учащихся, одним из аспектов которых является волевое воспитание: формирование волевых качеств, необходимых для достижения результатов в учебной, а также в физкультурно-спортивной деятельности (ФСД).
В современном обществе давно назрела потребность в воспитании личности, способной к самореализации, самоактуализации, что становится возможным благодаря созданию особой образовательной среды, в которой необходимо организовать определенные условия для формирования индивидуальности обучающегося, создать потенциальные возможности для его самосовершенствования, развития волевых качеств. Создание таких условий обеспечивает и определяет актуальность нашего исследования. Реализация этой идеи в образовании предполагает ориентацию школы на личность каждого учащегося, на обеспечение его личностного роста и личностных достижений [2, с. 106].
Решение данной проблемы возможно при формировании стремления учащихся к личностным достижениям, что предполагает организацию специальных педагогических условий и преобразование роли педагога-инструктора в педагогическом процессе. Данное обстоятельство имеет большое значение при организации физкультурно-спортивной деятельности современных школьников в процессе занятий физической культурой и спортом. Анализ практики работы педагогов-тренеров позволил установить односторонность понимания ими сущности волевых качеств личности и путей их воспитания. Эти качества в большинстве случаев связываются лишь со спортивными личностными достижениями. По мнению Г.Д. Горбунова (2006) [3], К.П. Жарова (2006) [4] мало внимания уделяется гуманизации взаимоотношений, формам взаимодействия детей, способствующим формированию навыков коллективного сотрудничества и совместного преодоления трудностей, наконец, переживанию радости от успешно проделанной работы.
Такое сужение сферы проявления волевых качеств, недооценка воспитательных возможностей физкультурно-спортивной деятельности ограничивают эффективность целостного воспитательного процесса. Как утверждает Ю.И. Зотов [5], упущения в школьном и особенно в семейном воспитании порождают у некоторой части детей, преимущественно в подростковом возрасте, отрицательные черты характера, слабое волевое развитие. В то же время необходимые предпосылки для формирования волевых качеств у подростков имеются, так как ими уже накоплен достаточный опыт морального поведения, пробуждается нравственная потребность в жизненном самоопределении и самовоспитании.
Фактом является то, что интерес к занятиям физическими упражнениями проявляют многие подростки. Эмоциональное воздействие занятий при грамотной постановке учебно-тренировочной и воспитательной работы может оказать положительное влияние на формирование здоровой психики у учащихся, на эффективность развития у них волевых качеств, а следовательно, формирования стремления к личностным достижениям.
По мнению многих ученых, воспитание волевых качеств возможно лишь в процессе деятельности, когда эти качества необходимо проявить. Поэтому выполнение тех или иных заданий воспитательного характера на занятиях ФСД должно быть мотивированным. Действия занимающегося в условиях, где он проявляет волевые качества, могут быть наиболее полно реализованы только тогда, когда созданы обстоятельства положительной деятельности, основанной на стремлении к достижению цели. Ю.И. Зотов утверждает, что увлеченность положительной деятельностью является необходимым элементом для процесса развития волевых качеств, особенно в начальный период воспитательной работы с подростками [5, с. 11]. Здесь мотивация играет роль побуждения к действию. Она определяет базовую основу процесса сознательного преодоления трудностей.
Необходимо отметить, что эмоциональное удовлетворение, испытываемое подростками на занятиях ФСД, интерес к двигательной деятельности, а также целый ряд социальных мотивов являются основанием для формирования у них положительного отношения к данному виду деятельности.
Важным элементом формирования позитивного отношения занимающихся подросткового возраста к осуществлению воспитательного процесса на занятиях ФСД следует считать ликвидацию пробелов в волевом развитии. Тут особое значение имеет индивидуальный подход в обучении. Любой подросток, ощущая собственные недостатки при выполнении тех или иных физических упражнений, учитывая уровень физической и психологической нагрузки, может отказаться от продолжения занятий. Этот факт особенно ярко прослеживается в ситуациях, когда занимающийся работает в коллективе. Здесь социальный мотив – сохранение своего достоинства перед сверстниками – может подавить положительную мотивацию на достижение спортивного результата. Это, как правило, отрицательно сказывается на процессе развития волевых качеств. Тут могут развиваться негативные черты личности: конфликтность, грубость, неуверенность в своих силах, пассивность, отсутствие настойчивости, скрытность.
Мотивация к занятиям физическими упражнениями, ликвидация пробелов в волевом развитии являются компонентами подготовительного периода в организации развития волевых качеств подростка.
Практическое решение задач повышения уровня волевой подготовки учащихся определяет следующий этап развития волевых качеств. Здесь, в ходе воспитательного процесса, на первый план выходят проблемы организации методических, особых педагогических условий волевого развития на занятиях ФСД и контрольно-корректировочных мероприятий в формировании у подростков навыков самовоспитания [6]. Речь идет прежде всего о воспитании таких качеств, как:
1) сознательное отношение к учебе и занятиям ФСД;
2) ответственность за результаты деятельности;
3) способность регулировать свое поведение, считаться с общественными правилами и нормами занятий ФСД.
Управление процессом развития волевых качеств подростков на занятиях ФСД согласуется с необходимостью характеристики тех качеств личности, которые наиболее востребованы физкультурно-спортивной деятельностью и могут проявляться за счет особенностей выполнения двигательной работы, действий, направленных на достижение спортивного результата.
Общие результаты исследований К.П. Жарова [4], Ю.И. Зотова [5], К.Н. Корнилова [7], А.А. Лапаяна [7], В.М. Мельникова [8] и др. показывают, что одним из важнейших волевых качеств, проявляющихся и развивающихся за счет выполнения физкультурно-спортивной деятельности, является целеустремленность. Она характеризуется как способность длительного и планомерного выполнения принятых решений и доведения начатых дел до конца. Целеустремленный человек всегда подчиняет свою деятельность главной цели. В спорте эта цель связана с достижением результата. Целеустремленный спортсмен отличается волевым упорством, неуклонным стремлением к выполнению намеченных задач. Одним из показателей целеустремленности является способность ставить реальные цели, а при их достижении намечать новые, еще более сложные и трудные.
По данным Р.З. Шайхтдинова [9], подавляющее большинство спортсменов и тренеров считают, что без целеустремленности невозможно достичь высоких спортивных результатов. Его исследования показывают, что целеустремленность является основополагающим волевым качеством, от развития которого зависит проявление в полной мере других качеств воли. Целеустремленность определяет уверенность спортсмена в своих действиях, что, как утверждают психологи спорта, значительно повышает эффективность рабочих движений [9, с. 13].
Не менее важным волевым качеством является самостоятельность. В.В. Медведев [10] определяет это качество как способность спортсмена подчинять поведение собственным взглядам или убеждением. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, противоречащим его принципам. Однако это не значит, что спортсмен отвергает чужое мнение. Он готов всегда рассмотреть советы и указания тренера или партнера, оценить их и, если они разумные и актуальные, принять их. Отвержение же всякого чужого мнения по причинам, что оно неприемлемо для спортсмена в достижении намеченных целей, является показателем отрицательного качества личности – негативизма [11, с. 102]. Негативист не обладает самостоятельностью воли. Стремясь во что бы то ни стало действовать наперекор, он зачастую поступает вопреки собственным взглядам и убеждениям.
Как показывают исследования Ю.И. Зотова, К.П. Жарова и др., самостоятельный спортсмен легче переносит любые неудачи, с большим усердием преодолевает трудности в деятельности.
Решительность – это еще одно важное качество в физкультурно-спортивной деятельности, которое характеризуется как способность своевременно принимать устойчивые решения, без задержки переходить к их осуществлению [12, с. 420]. К понятию решительности относится и представление об обратном действии: быстро задержать или вообще прекратить выполнение принятого решения, если этого требуют данные обстоятельства. Особенно ярко это волевое качество проявляется в ситуациях, связанных с риском. Нерешительный человек не уверен в правильности своего решения, постоянно пересматривает, отменяет его.
Причинами такого поведения в физкультурно-спортивной деятельности могут быть различные обстоятельства: боязнь возникновения неожиданных препятствий, потеря веры в свои силы, переживание прошлых неудач, перенесенных травм и т.п. [11; 12]. Иногда нерешительность – это следствие недостаточной опытности занимающегося.
Настойчивость тоже является ведущим волевым качеством занимающегося. Она способна заставить человека доводить начатое дело до конца, преодолевая препятствия и трудности на пути к цели [13, с. 34]. При неудачах настойчивый человек не падает духом. Наоборот, он проникается еще более твердой решительностью добиваться намеченного. Он ищет для этого новые пути и средства. Как указывает В.М. Мельников, от настойчивости следует отличать отрицательные качества воли – упрямство [8, с. 112]. Это качество лишь прикрывает слабоволие, так как упрямый человек не в силах побороть себя, отказаться от действий, ошибочность которых понимает сам.
Настойчивость позволяет спортсмену мобилизовать свои силы в ответственные периоды своей деятельности.
Выдержка (самообладание) – это способность постоянно контролировать свое поведение, воздерживаться от действий, которые осознаются человеком как ненужные или вредные в данных условиях деятельности. Это возможность человека сохранять хладнокровие даже в трудных обстоятельствах [12, с. 421].
Выдержанный человек вынослив и терпелив. Он способен, в случае необходимости стойко переносить лишения и боль. Существует противоположное качество – импульсивность. Такой спортсмен склонен действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков и их последствий.
Выдержка нужна спортсмену для успешного управления своими эмоциями в ситуациях временных ошибок, преодоления трудностей в соревновательных условиях [13; 14].
Смелость – это готовность к опасности, к преодолению невзгод, страданий и лишений [12, с. 420]. А.В. Родионов [12] подчеркивает, что это волевое качество определяется готовностью спортсмена выполнять опасные действия. Противоположное качество – трусость. Страх за себя и свое благополучие руководит действиями трусливого человека. Он способен даже изменить своему долгу [15]. Физкультурно-спортивная деятельность полна ситуаций, где смелость может не только проявляться, но и иметь решающее значение для достижения успеха.
Человек, желающий добиться высоких результатов в физкультурно-спортивной деятельности, должен обладать и таким волевым качеством личности, как дисциплинированность. Это качество определяется психологами спорта как сознательное подчинение своего поведения общественным правилам и нормам [16; 17].
Дисциплина проявляется в том, что спортсмен без принуждения признает для себя обязательным выполнять нормы, которые от него требуют окружающие люди и законы спорта. Известно, что соблюдение общественных правил, выполнение распоряжений, значимых для достижения поставленных целей, развивают волю человека, учат его преодолевать препятствия и трудности. Спортсмен становится способным действовать не только «потому, что хочется», но и ради того, что «надо».
Проявление воли зависит от мотива деятельности и от того, насколько он совпадает с жизненными интересами человека. Вместе с тем во внешнем выражении волевые качества не могут проявляться помимо мышечных движений. Этим обусловлено единство физического и волевого воспитания, в процессе обучения движениям, воспитания физических способностей и особенно в процессе спортивного совершенствования обязательно приводятся в действие, проявляются и развиваются волевые свойства личности [18]. Не случайно современное определение воли согласуется с тем, что это сознательная саморегуляция человеком своей деятельности, обеспечивающая преодоление препятствие и трудностей на пути к цели [3].
В литературе по проблемам воспитания волевых качеств в физкультурно-спортивной деятельности основные задачи обеспечения этого процесса состоят в том, чтобы:
– формировать мотивационные, интеллектуальные и нравственные основы волевых проявлений;
– разносторонне развивать волевые качества, необходимые в деятельности, формировать на этой основе черты характера, которые позитивно раскрывают возможности человека в жизнедеятельности [19].
Специфическим фактором воспитания волевых качеств является преодоление трудностей, которые связаны с мобилизацией сил. В физкультурно-спортивной деятельности выделяют ряд необходимых условий для реализации воспитательного процесса в этом направлении. К ним относят:
а) систематическое преодоление трудностей;
б) возрастание сложностей препятствий;
в) возрастание не исключает возможностей их преодоления [20, с. 54].
Введение заданий и установок на развитие волевых качеств связано с рядом требований:
1) осуществление процесса развития воли возможно только тогда, когда достигается устойчивая адаптация к относительно стандартным комплексам физических упражнений;
2) возможность определения специальной установки на проявление волевых качеств согласуется с приспособлением организма человека к определенному уровню физической и психологической нагрузки;
3) важно, чтобы разученные упражнения были уже привычными для занимающегося и не требовали сами по себе значительных волевых усилий [16, с. 47].
Для этого в современной системе физического воспитания и спорта рекомендуется использовать ряд специальных приемов:
– введение заданий по превышению привычных параметров усилий (преодоление утомления);
– введение соревновательных начал с установкой на обязательное достижение заданного результата;
– стимулирование волевых проявлений путем усложнений внешних условий деятельности [20, с. 50].
В.В. Кузин [20], А.Т. Паршиков [20], М.Я. Виленский [20] указывают, что эффективность воспитания волевых качеств в конечном счете определяется тем, насколько этот процесс перерастает сознательную активность занимающегося, направленную на выработку своих волевых качеств.
Таким образом:
- Выполнение физических упражнений связано с развитием волевых качеств человека.
- Важнейшим условием развития воли на занятиях ФСД является постановка задач на воспитание волевых качеств, учитывая нравственное воздействие и активное содействие самого занимающегося в развитии его воли.
- Процесс воспитания волевых качеств определяется этапностью задач деятельности: 1) формирование позитивного отношения занимающихся подросткового возраста к осуществлению собственного волевого развития; 2) ликвидация пробелов в развитии волевых качеств; 3) повышение уровня волевой подготовки.
- К наиболее значимым в физкультурно-спортивной деятельности волевым качествам следует отнести: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка (самообладание), смелость, дисциплинированность.
- Реализация воспитания воли у занимающихся на занятиях ФСД должна опираться на ряд требований:
а) систематичность преодоления трудностей;
б) возрастание сложности препятствий;
в) согласованность величины трудности с возможностями занимающегося по ее преодолению;
г) выполнение заданий в условиях преодоления состояния утомления;
д) использование соревновательного метода обучения;
е) усложнение внешних условий деятельности;
ж) формирование сознательной активности занимающихся в направлении развития собственных волевых качеств.
Исходя из анализа научно-исследовательской литературы, нами была сформулирована проблема исследования, которая определяется поиском ответа на вопрос: какие необходимы методические и педагогические условия для повышения эффективности развития волевых качеств как одного из аспектов личностных достижений у подростков в ФСД.
В процессе развития волевых качеств в экспериментальной группе нами были введены задания, обеспечивающие необходимость систематичного и постепенного преодоления объективных и субъективных трудностей.
Определение волевых качеств личности по методике И.П. Волкова [21] определяет конкретные особенностей волевых проявлений: самообладание, настойчивость, решительность, умение мобилизовать резервы. В предложенной экспериментальной методике осуществлялось развитие отдельных волевых качеств:
– целеустремленность – упражнения по формированию умения определять цели, ставить задачи и их ранжировать, определять этапы работы при выполнении заданий;
– самостоятельность и инициативность – задания, требующие умения действовать нестандартно, самостоятельно находить решение, видеть различные варианты достижения цели, критично относиться к советам, избегать копирования действий. Включали организацию проблемных ситуаций, усложнение условий выполнения заданий, организацию соревновательных ситуаций;
– решительность и смелость – упражнения, направленные на обучение способам поиска целесообразных действий в различных усложненных условиях, развитие уверенности в принятии решения;
– настойчивость и упорство – условия моделирования проигрыша, выполнение заданий соревновательным методом с более сильным соперником, требующие проявления способности активно преодолевать трудности, сопротивляться снижению активности при неудачах, ошибках, неожиданных трудностях;
– выдержка и самообладание – обучение методам психической саморегуляции (самоприказы, самоубеждения).
Основу волевого воспитания подростков экспериментальной группы составляли такие методические приемы, как:
1) преодоление трудностей;
2) возрастание сложности препятствий;
3) преодоление состояния негативных состояний (утомления);
4) соревновательный метод обучения.
Главным методом волевого воспитания является систематические упражнения.
Следовательно, можно считать, что введение в учебно-воспитательный процесс специальных методов, направленных на волевое развитие подростков, является эффективным.
Этот факт подтверждается изменениями показателей самооценки волевых качеств испытуемых в период эксперимента.
Как показывают результаты исследования самооценки уровня развития волевых качеств в период эксперимента у занимающихся контрольной и экспериментальной группы, внедрение методики, направленной на воспитание волевых качеств на занятиях фитнесом, является эффективным.
Прирост показателей всех волевых качеств в экспериментальной группе явился достоверным на уровне не ниже р < 0,05 (табл. 1), в то время как в контрольной группе наблюдалась другая динамика – прирост уровня волевых качеств оказался незначительным и недостоверным, а в ряде случаев имел отрицательную динамику (табл. 2).
Объективные сведения об уровне развития отдельных волевых качеств, полученные путем внедрения психофункциональных тестов, показали в контрольной группе следующие средние результаты:
1) степ-тест – индекс 107,1 балла;
2) 6-минутный бег – 1100 метров.
По шкале оценки индекса степ-теста указанное значение определяется удовлетворительным уровнем функциональных возможностей. Результат 6-минутного бега характеризуется также удовлетворительной оценкой. Согласно полученным данным, в начале эксперимента занимающиеся контрольной группы обладали средним уровнем развития настойчивости.
Занимающиеся экспериментальной группы по исходным данным имели:
1) степ-тест – индекс 108,2 балла;
2) 6-минутный бег – 1080 метров.
Оценка индекса степ-теста – удовлетворительная. Результат бега – низкий, близко к удовлетворительному. Можно считать, что занимающиеся экспериментальной группы в начале исследования показали средний уровень развития настойчивости. Однако, если сравнивать значения испытаний с показателями контрольной группы, то очевидным является факт более низкого уровня проявления настойчивости.
За период эксперимента наблюдались следующие изменения показателей настойчивости:
1) контрольная группа:
– степ-тест – увеличение индекса в среднем на 4 балла (р > 0,05);
– 6-минутный бег – снижение результата в среднем на 10 метров (р > 0,05).
Следовательно, в контрольной группе наблюдалось незначительное снижение уровня проявления настойчивости при выполнении физических упражнений. Очевидно снижение результативности в беге (не у всех занимающихся, т.к. р > 0,05).
2) экспериментальная группа:
– степ-тест – увеличение индекса в среднем на 10,2 балла (р < 0,05);
– 6-минутный бег – увеличение результата в среднем на 140 метров (р < 0,05).
Таблица 1 – Результаты исследования самооценки волевых умений в экспериментальной группе в период эксперимента, в баллах
Волевые качества | Волевые умения | Оценка признаков волевых умений | ||||
До | После | Разница | t-критерий Стьюдента | p < | ||
Целеустремленность | 1. Ставить ясные цели и задачи | 2,2 | 4,8 | 2,6 | 2,057 | 0,05 |
2. Планомерно осуществлять деятельность | 3,3 | 5,7 | 2,4 | 2,054 | 0,05 | |
3. Подчинять себя достижению поставленной цели | 1,6 | 4,6 | 3,0 | 2,067 | 0,05 | |
Настойчивость и упорство | 4. Длительно добиваться намеченной цели | 3,4 | 6,0 | 2,6 | 2,048 | 0,05 |
5. Преодолевать тягостные состояния | 4,0 | 6,0 | 2,0 | 2,043 | 0,05 | |
6. Продолжать деятельность несмотря на неудачи | 1,1 | 5,6 | 4,5 | 2,058 | 0,05 | |
Решительность и смелость | 7. Своевременно принимать ответственные решения | 2,6 | 4,8 | 2,2 | 2,069 | 0,05 |
8. Подавлять чувство страха | 4,4 | 5,9 | 1,5 | 2,056 | 0,05 | |
9. Безотказно выполнять принятые решения | 3,6 | 6,0 | 2,4 | 2,065 | 0,05 | |
Выдержка и самообладание | 10. Сохранять ясность мысли | 2,2 | 5,3 | 3,1 | 2,069 | 0,05 |
11. Владеть своими чувствами | 4,4 | 5,8 | 1,4 | 2,042 | 0,05 | |
12. Управлять своими действиями | 3,2 | 5,8 | 2,6 | 2,054 | 0,05 | |
Самостоятельность и инициативность | 13. Проявлять независимость в решениях и действиях | 3,8 | 6,0 | 2,2 | 2,047 | 0,05 |
14. Проявлять личное творчество и новаторство | 3,8 | 5,6 | 1,8 | 2,045 | 0,05 | |
15. Проявлять находчивость и сообразительность | 4,2 | 6,0 | 1,8 | 2,044 | 0,05 |
Таблица 2 – Результаты исследования самооценки волевых умений в контрольной группе в период эксперимента, в баллах
Волевые качества | Волевые умения | Оценка признаков волевых умений | ||||
До | После | Разница | t-критерий Стьюдента | p < | ||
Целеустремленность | 1. Ставить ясные цели и задачи | 2,2 | 2,9 | 0,7 | 2,047 | 0,05 |
2. Планомерно осуществлять деятельность | 3,1 | 3,7 | 0,6 | 2,041 | – | |
3. Подчинять себя достижению поставленной цели | 2,6 | 2,4 | –0,2 | 2,020 | – | |
Настойчивость и упорство | 4. Длительно добиваться намеченной цели | 3,1 | 3,6 | 0,5 | 2,025 | – |
5. Преодолевать тягостные состояния | 4,3 | 3,8 | –0,5 | 2,013 | – | |
6. Продолжать деятельность, несмотря на неудачи | 2,2 | 2,8 | 0,6 | 2,038 | – | |
Решительность и смелость | 7. Своевременно принимать ответственные решения | 2,0 | 3,6 | 1,6 | 2,049 | 0,05 |
8. Подавлять чувство страха | 3,4 | 3,8 | 0,4 | 2,036 | – | |
9. Безотказно выполнять принятые решения | 1,8 | 1,9 | 0,1 | 2,039 | – | |
Выдержка и самообладание | 10. Сохранять ясность мысли | 1,6 | 1,6 | 0 | 2,010 | – |
11. Владеть своими чувствами | 3,2 | 3,0 | –0,2 | 2,012 | – | |
12. Управлять своими действиями | 2,8 | 2,7 | –0,1 | 2,007 | – | |
Самостоятельность и инициативность | 13. Проявлять независимость в решениях и действиях | 2,3 | 2,5 | 0,2 | 2,017 | – |
14. Проявлять личное творчество и новаторство | 4,3 | 4,4 | 0,1 | 1,045 | – | |
15. Проявлять находчивость и сообразительность | 4,2 | 4,9 | 0,7 | 2,037 | – |
По данным экспериментальной группы, уровень проявления настойчивости при выполнении физических упражнений повысился с достаточным уровнем достоверности (р < 0,05) по всем изучаемым показателям.
Оценка смелости проводилась с помощью испытания занимающихся при выполнении координационного упражнения на буме высотой 1,5 метра. При этом уровень проявления смелости у испытуемых контрольной группы был равен 2,8 балла, а экспериментальной группы – 2,4 балла.
По шкале оценок смелости при выполнении упражнения в обоих случаях отмечен низкий уровень проявления изучаемого качества. Более низкий уровень был показан учащимися экспериментальной группы.
Сравнивая исходные и итоговые данные оценки смелости занимающихся контрольной группы, следует отметить, что уровень прироста показателей составил в среднем 0,2 (р > 0,05) балла при отсутствии достоверности значений.
Изменение показателей у испытуемых экспериментальной группы отмечались достоверным приростом в среднем на 1,7 (р < 0,05) балла.
Следовательно, уровень проявления смелости при выполнении физического упражнения на буме занимающимися контрольной группы за годичный период повысился с низкого до ниже среднего по шкале оценок. Уровень же показателей экспериментальной группы в конце эксперимента определялся как средний.
Таким образом, следует отметить, что экспериментальная методика, использованная в подготовке занимающихся экспериментальной группы, за период исследования дала значимый прирост в развитии смелости. Стоит отметить, что действия большинства подростков при выполнении сложного гимнастического упражнения на буме высотой 1,5 метра отличались решительностью, целеустремленностью. Учащиеся экспериментальной группы при подготовке к выполнению упражнения на оценку показывали настойчивость и целеустремленность.
Опираясь на анализ исходных и итоговых данных, а также обобщая полученные сведения, можно констатировать следующие результаты экспериментальной проверки эффективности экспериментальной методики:
1) целенаправленное воспитание волевых качеств у занимающихся 13–14-летнего возраста оказывает положительное влияние на развитие у подростков позитивного отношения к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, и волевой подготовки к жизнедеятельности;
2) включение методических приемов развития волевых качеств у подростков в учебно-воспитательном процессе характеризуется приростом показателей уровня волевой подготовленности занимающихся среднего звена;
3) экспериментальная методика определяет развитие настойчивости волевого качества. По показателям функциональных возможностей в среднем на 10,2 (р < 0,05) балла, по данным изучения выносливости в среднем на 140 (р < 0,05) метров;
4) введение методики волевого воспитания характеризуется повышением уровня развития смелости в среднем на 1,7 (р < 0,05) балла за годичный период подготовки подростков.
В ходе экспериментальной проверки предлагаемой методики волевого воспитания подростков на занятиях ФСД нами был выделен ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать при практическом использовании средств волевого развития в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся:
– строгое соблюдение этапов подготовки:
– построение воспитательного процесса должно опираться на принципы:
– необходимо единство средств волевого развития и спорта через интеграцию методов обучения: упражнение, приучение, преодоление препятствий, самостоятельная работа занимающихся.
– на формирование позитивного отношения подростка к собственному волевому развитию значительное активизирующее влияние оказывает способ демонстрации достижений, а также авторитетного примера.
– эффективность воспитательного воздействия повышается, если в учебно-воспитательном процессе на занятиях ФСД широко используются методы проблемного обучения, а занимающиеся свободно могут проявлять инициативу, творчество в решении тренировочных задач.
Комплексный анализ экспериментальных данных позволяет нам прийти к выводу, что у учащихся экспериментальной группы произошли позитивные изменения уровня волевых качеств как одного из аспектов личностных достижений, в сравнении с контрольной группой, что позволяет говорить об успешности внедрения экспериментальной методики по формированию волевых качеств в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью.
Таким образом, полученные в ходе педагогического эксперимента данные указывают на эффективность разработанной нами экспериментальной методики и подтверждают выдвинутую нами гипотезу исследования.
Об авторах
Светлана Владимировна Сафоненко
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sve21547052@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин
Россия, СамараСписок литературы
- Сафоненко С.В. Формирование стремления учащихся к личностным достижениям в физкультурно-спортивной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 196 с.
- Сафоненко С.В. Исследование процесса формирования стремления к личностным достижениям учащихся в физкультурно-спортивной деятельности // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 106-109.
- Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: Советский спорт, 2006. 296 с.
- Жаров К.П. Волевая подготовка спортсмена. М.: ФиС, 2006. 151 с.
- Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. М., 2004. 102 с.
- Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М.: Изд. центр «Академия», 2012. 288 с.
- Корнилов К.Н., Лапаян А.А. Волевые усилия и значение трудностей в формировании воли. М.: ФиС, 1994. 157 с.
- Мельников В.М. Психология. М.: ФиС, 2007. 367 с.
- Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. М.: ФиС, 2007. 112 с.
- Медведев В.В. Волевая подготовка как составная часть психологической подготовки спортсмена. М., 2008. 296 с.
- Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 2010. 199 с.
- Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. М.: Академический проект, 2004. 576 с.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 2007. 288 с.
- Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. М., 2004. 234 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд. УРАО, 2007. 176 с.
- Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: ФиС, 2012. 129 с.
- Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. М.: Просвещение, 2010. 256 с.
- Эмоционально-волевая подготовка спортсменов / под ред. А.Т. Филатова. К.: Здоровье, 2002. 295 с.
- Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. М.: ФиС, 2008. 206 с.
- Физическая культура / Под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. М.: Спорт АкадемПресс, 2003. 174 с.
- Практикум по спортивной психологии / под ред. И.П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
Дополнительные файлы
