Критерии выделения жилищ каркасно-столбового типа в отечественной археологии
- Авторы: Половников Л.В.1
-
Учреждения:
- Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 10, № 1 (2021)
- Страницы: 226-229
- Раздел: Исторические науки и археология
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/70375
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021101207
- ID: 70375
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Работа посвящена изучению различных типов каркасно-столбовых конструкций на основании археологических и этнографических данных. Проведен анализ конструктивных особенностей жилищ различных эпох и археологических культур. Также проведены этнографические параллели. Основное внимание было уделено изучению несущих элементов построек – столбов, которые были вкопаны по периметру и на которые опирались стропила кровли. Это позволило выделить критерии, по которым отечественные исследователи причисляли хозяйственные и жилые сооружения к каркасно-столбовому типу. Данное исследование показало, что первоначально археологи относили постройки к столбовому типу. На протяжении нескольких десятилетий эта тенденция сохранялась. Но с началом XXI в. современные исследователи все чаще приписывают подобные конструкции к каркасно-столбовому типу. Иногда между двумя типами построек ставится знак равенства, что может привести к путанице в научной среде. Предлагаются два варианта выделения типов построек: на основании собственных четких критериев либо использование уже устоявшихся понятий в архитектуре и строительной практике. Автор склонен считать, что средневековые постройки Пермского Предуралья ломоватовской и родановской археологических культур следует относить к каркасным конструкциям.
Полный текст
Архитектурные особенности средневековых жилищ на территории Пермского Предуралья на данный момент остаются малоизученными. Дело в том, что в местной почве, в т.н. «сухом» культурном слое, древесина практически не сохраняется и главный источник – постройка – оказывается недоступным. Таким образом, информация о домостроительстве в средние века сохраняется лишь в виде отдельных следов жизнедеятельности человека в прошлом (котлованы, ямки, канавки и т.д.) [1, с. 44], которые тщательно фиксируются на стратиграфии и планиграфии. Эти остатки позволяют исследователям приблизиться к пониманию особенностей материальной и хозяйственной культуры прошлого при правильной интерпретации.
Археологи в последние десятилетия неоднократно обращались к исследованиям конструктивных особенностей средневековых жилищ, Пермского Предуралья. Все они, в том числе и автор данной публикации, в большинстве случаев склонны считать, что жилища ломоватовской и родановской археологических культур имеют каркасно-столбовую конструкцию [2, с. 105; 3, с. 63–76; 19, 4, с. 31–35]. Судя по описательным характеристикам, жилые постройки представляли собой наземные конструкции, основой которых были либо вбитые, либо вкопанные столбы. Столбы могли располагаться парно, и между ними закладывались бревна. Либо они устанавливались вдоль периметра поодиночке, в этом случае горизонтальные бревна или плахи, образующие стены, укладывалась в пазы этих столбов. На столбы опирались и стропила кровли.
Но никто из исследователей не уделял в своих работах должного внимания тому, что именно по конструктивным особенностям представляет собой каркасно-столбовая конструкция.
К сожалению, общего определения «каркасно-столбовой конструкции» в современной археологической и этнографической литературе не существует. Если обратиться к этнографическому словарю, то выделяется только каркасная конструкция, где основу составляют столбы вдоль стен, на которые опирается кровля [5, с. 39]. Определение каркасной конструкции также находим и в строительной литературе: «каркасное здание – это здание, в котором основой несущего остова является каркас, состоящий из системы фундаментов, колонн, ригелей, плит перекрытий и элементов жесткости – связей, диафрагм или ядер жесткости» [6, с. 26].
Археологи, выделяя подобный вид сооружений, объединяют характерные черты для подобных построек соседних территорий или же их этнографических аналогов. В результате в археологической литературе нередко возникает путаница при выделении типов построек. Основной целью данной публикации является выделение конструктивных особенностей, характерных для жилищ каркасно-столбовой конструкции на основании археологического и этнографического материала.
В черняховской культуре (II–IV вв.) на поселении Будешты встречаются жилища с деревянным каркасом из столбов по периметру. Между этими столбами горизонтально переплетали ветви деревьев, обмазывали глиной с соломой и затем обжигали [7, с. 10–13]. Жилища могли быть наземными или углубленными [8, с. 89]. Информация о конструкции кровли отсутствует. Ареал распространения черняховской культуры находится на территории таких современных государственных образований, как Румыния, Молдова и часть юго-западной Украины. Следует отметить, что жилища с подобной конструкцией существовали до второй половины XIX в. в степных районах Румынии. Позже вместо обожженной глины, служившей материалом для стен, стали применять обожженный кирпич или битую землю, но основу конструкции по-прежнему составляли врытые столбы [9, с. 41]. Подобные конструктивные особенности прослеживаются и в Молдове, где лишь к XX в. перестали применять деревянные конструкции в стенах [10, с. 126]. На рассматриваемой территории долгое время продолжали бытовать также жилища полуземляночной конструкции (бурдей). «Бурдеи строили в степи на займищах: в выкопанной яме ставили четыре стенки с плота, вокруг них нагребали землю, сверху монтировали кровлю и всё вместе обмазывали глиной с кизяком и накрывали кураём» [11, с. 405].
Следует отметить, что дома с подобной несущей конструкцией известны и у германских племен: «…стены домов были столбовыми и плетневыми, обмазанными глиной. Рано возникли фахверховые (каркасные) конструкции, распространившиеся из Верхней Германии» [12, с. 33], – сообщает Я.Г. Риер. М.А. Тиханова предположила, что германские жилища, это предшественники жилищ черняховской культуры, т.к. подобный вид постройки не мог возникнуть спонтанно. Она не раз высказывалась о том, что на северо-западе Германии подобные постройки существовали и ранее [8].
Формирование германского этноса в период VI–I вв. до н.э., по версиям лингвистов и археологов, традиционно связывают с областями, прилегающих к нижней Эльбе, Ютландии и югу Скандинавии [13, с. 325]. Тут также были обнаружены длинные дома с подобной конструкцией. На побережье Северного моря на территории Нидерландов обнаружены два германских жилища, датируемых 300 г. до н.э. Их стены сделаны из деревянных балок и обмазаны глиной. В Германии на памятнике I в. до н.э. до IV–V вв. н.э. также выявлено жилище с подобной конструкцией стен [13]. Германские племена проникали в глубь континента, достигая таким образом границ Римской империи. До нас дошли письменные свидетельства Тацита, где описано жилье германцев. По конструктивным особенностям оно не изменилось за много лет [14]. Археологические данные это подтверждают: «…типичным жильем была столбовая фахверковая постройка со стенами, обмазанными глиной, и крышей, покрытой тростником или соломой. Подобные жилища исследованы и в других местах, и, хотя большинство их относится к позднему времени (III–IV вв. н.э.), можно полагать, что такими же были жилища германцев и в последние века до нашей эры» [13]. Таким образом, тезис М.А. Тихановой о преемственности домостроительных традиций германцев населением черняховской культуры кажется не беспочвенным.
Со временем германские дома сокращались в размерах, так как отпала необходимость держать скот под одной крышей с людьми, и большие семьи распадались на малые. Но техника возведения домов не сильно поменялась. Датские, ютландские, нижненемецкие жилища «в XIX–XX вв. делаются, главным образом, клеточной и каркасной техникой, при которой основным строительным материалом служат лиственные деревья, глина, солома, камень. Клеточные и каркасные постройки прослеживаются археологически с древнейших времен и распространены по всей Дании. Срубная техника из-за недостатка хвойного леса отсутствует. Были распространены два вида крыши – на стропилах и на столбах. Но крыша на стропилах является преобладающей формой» [15, с. 340–341].
Каркасно-столбовую конструкцию как основу жилой постройки уверенно выделяют и в домостроительной традиции славян. В.Д. Березуцкий и П.М. Золотарев описывают её следующим образом: «часть жилищ имела столбы, поставленные между стеной вырытой ямы и стеной жилища. Этой стеной являлась облицовка плахами, которые крепились чаще всего в пазы, вырезанные в столбах» [16]. Но данная характеристика является слишком обобщенной.
В.Н. Ковалевский на основании анализа 309 жилищ из 47 памятников, большинство из которых углублены в грунт (полуземлянки, землянки), выделил два вида построек: «в частности, по расположению столбовых ямок (вплотную, или на некотором расстоянии от стен), можно сделать вывод, что облицовочные плахи закладывались в пазы столбов (в первом случае), или помещались между столбами и стенами (во втором)». Использование второго вида является нечастым явлением, так как это обусловлено большими площадями жилищ от 10 до 30 м². Подобная площадь является редкостью для жилищ VIII – первой половины XI вв. [17, с. 63–71]. К XII веку каркасно-столбовой тип конструкции жилищ уступает место срубной технике возведения построек. Жилища в XII–XIII вв. все срубные и наземные [18, с. 129].
Подобные жилища, углубленные в грунт, продолжали бытовать в Днепро-Донском междуречье вплоть до начала XX в.: «Вот основные строительные приемы, применяемые при сооружении боршевских землянок: углубление в землю на 1 м (или немного более); стены в виде сруба или (значительно чаще) в виде горизонтальной облицовки из досок или жердей по вертикально стоящим столбам; использование вертикальных столбов для опоры крыши; плетневые стены наземной части жилищ» [19].
Западносибирские археологи в последние два десятилетия при описании конструктивных свойств жилищ активно используют такое понятие, как «каркасно-столбовой тип». Стоит подробнее рассмотреть данные сооружения и их конструктивные особенности.
С.В. Берлина в своей кандидатской диссертации приводит информацию о жилищах саргатской культуры (V в. до н.э. – V в. н.э.). Исследователем выделено шесть типов построек, четыре из которых явно имеют каркасно-столбовой конструкцию.
Первый тип включает наземные сооружения округлой формы с ямками на жилищном пространстве. Наклонные балки являлись основой стены и кровли [20, с. 42]. С.В. Берлина на основании этнографических данных предположила, что данная постройка – это чум [20].
Второй тип незначительно отличается от первого малыми размерами, округлой, иногда трапециевидной формой. Следы конструкций по периметру не фиксируются, возможно, они не были углублены в грунт. По мнению исследователей, это была легкая сезонная постройка, по своим характеристикам также напоминающая чум [20].
Третий тип – углубленные постройки в виде квадрата или прямоугольника, по периметру и внутри котлована которых фиксируются ямки от столбов и соединяющие их канавки. Стены, очевидно, были построены в технике заплот. Горизонтальные бревна или плахи укладывались в пазы вертикальных стоек либо фиксировались в парные бревна, вбитые в грунт.
Четвертый тип жилищ отличается наличием котлованов подпрямоугольных форм и близких им, углубленных на различную глубину, с ямками, расположенными по краю котлована, без канавок. Моделью жилищ данного типа были постройки прямоугольной формы, основу составлял каркас из вертикальных столбов и уложенной на них рамы. Расстояние между бревнами каркаса, как на стене, так и на кровле, забиралось мелкими жердями, которые поверх утеплялись берестой, травой, дополнительно обкладывалось кусками дерна. Жилища данного типа напоминали постройку усеченной пирамидообразной формы. Подобный тип построек широко представлен в этнографии у таких народов, как нганасаны, якуты, эвены, селькупы, ханты, кеты, юкагиры, ительмены, нивхи [20]. Отметим, что С.В. Берлина в одной из своих публикаций ссылается на исследования К.В. Сальникова, описавшего каркасно-столбовую конструкцию одного из жилищ с городища Чудаки [21, с. 62]. Но сам К.В. Сальников при описании жилищ № 7, 9 описывает их как «углубленные в грунт столбовые сооружения» [22, с. 89].
А.А. Бадмаев в одной из своих публикаций рассматривает процесс эволюции жилищ бурят (тормо гэр), используя как этнографические, так и археологические данные. При описании жилищ (тормо гэр) бурят байкальского региона он использует понятие каркасно-столбовая конструкция. Но стоит заметить, что первоначально он описывает постройки как «каркасные», а затем называет их «каркасно-столбовыми». Прототипом тормо гэр была слегка углубленное в землю конусовидное сооружение, имевшее четыре опорных столба, в верхней части соединенных поперечными перекладинами, на которые укладывали доски так, что вверху получалось дымовое отверстие [23, с. 242].
С.П. Нестеров в описании жилища на одном из памятников племен мохэ также склонен считать, что оно построено в каркасно-столбовой технике: «…жилище 3 поселения Осиновое Озеро было каркасно-столбовой конструкции, заглубленной в котлован глубиной 1,5–1,8 м. Стены котлована имели деревянную облицовку. Основу составляла рама из четырех бревен более чем 7-метровой длины и диаметром 22–30 см. В углы рамы упирались четыре угловых стропила, которые вверху соединялись между собой и образовывали четырехугольное дымовое отверстие. Опорные столбы под стропила поставлены не были. Наклонные скаты кровли перекрывались досками, засыпались землей или обкладывались дерном. Выход располагался в южном скате кровли на удобном для обитателей уровне от поверхности. Вниз спускались по лестнице. В целом такое жилище внешне выглядело как пирамида, покрытая травяной растительностью» [24, с. 74].
В.А. Борзунов, рассмотрев эволюцию жилищ жителей западносибирской тайги в конце эпохи бронзы – раннем железном веке (XII в. до н.э. – III в. н.э.), пришел к выводу, что в этот период продолжали сооружаться наземные постройки каркасно-столбовой конструкции с наземной частью в виде усеченной пирамиды, с наклонными стенами из жердей и тонких бревен. Первоначально стены домов были наклонными, затем они крепятся вертикальными стойками. В процессе эволюции жилищ данные виды стен продолжают сохраняться. Несущую функцию выполняют вкопанные одиночные или парные столбы [25, с. 169–178].
Рассмотрев археологические данные разных эпох, территорий и археологических культур можно сделать вывод, что отечественные исследователи при описании конструктивных особенностей жилых построек применяют два термина – каркасный и каркасно-столбовой тип конструкции. Следует отметить, что в XX в. археологи применяли только понятие каркасный вид, но с началом XXI в. границы между двумя определениями стираются. Главным критерием выделения каркасно-столбового типа конструкции является наличие несущих элементов стен и кровли в виде столбов. Это могли быть врытые или вбитые столбы, как одиночные, так и парные, которые были опорой кровли и служили каркасом стен. Проблему выделения типов жилищ четко характеризует цитата С.В. Берлиной: «…однако задача выделения типов жилищ затруднена тем, что до сих пор в отечественной науке остается дискуссионным вопрос об основаниях типологии жилищ и принципах их классификации, нет той единой системы, по которой можно было бы описать жилища народов, проживающих в разных климатических зонах и ведущих разнообразное хозяйство. Обычно исследователи самостоятельно вырабатывают основания, наборы признаков для описания построек» [20]. Таким образом, задача археолога, который исследует архитектуру древности, максимально четко выделить признаки и критерии для описания характеристик жилищ или использовать строительные и архитектурные понятия и определения. Автор данной публикации склонен ко второму варианту, т.к. в археологической литературе возникает путаница, что, в свою очередь, может привести к искажению представлений материальной культуры прошлого. Жилища ломоватовской и родановской археологических культур следует считать каркасными, так как все имеющиеся признаки соответствуют этому строительному определению.
Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Пермского края, соглашение № С26/1192 от 19.12.2019, гранта РФФИ, проект № 20–49–590002 р_а_Пермский край «Комплексные исследования постнеолитических и энеолитических культур на территории Среднего Предуралья».
Об авторах
Леонид Вячеславович Половников
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lv_polovnikoff@mail.ru
аспирант кафедры отечественной и всеобщей истории, археологии
Россия, ПермьСписок литературы
- Берлина С.В. К вопросу о типах жилищ населения раннего железного века западносибирской лесостепи (по материалам саргатской культуры) // Российская археология. 2009. № 2. С. 44–56.
- Крыласова Н.Б. Археология повседневности: материальная культура средневекового Предуралья. Пермь: ПГПУ, 2007. 352 с.
- Крыласова Н.Б. Особенности средневекового домостроительства на территории Пермского края // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. 2016. № 3. С. 63–76.
- Половников Л.В. Конструктивные особенности жилищ ломоватовской культуры // Вестник НАСА. 2018. № 1 (14). С. 31–35.
- Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 3. Материальная культура / под общ. ред. Ю.В. Бромлей, Г. Штробах. М.: Наука, 1989. 223 с.
- Стецкий С.В., Ларионова К.О., Никонова Е.В. Основы архитектуры и строительных конструкций: крат. курс лекций. М.: Моск. гос. строит. ун-т, 2014. 135 с.
- Рикман Э.А. Памятник эпохи великого переселения народов: по раскопкам поселения и могильника черняховской культуры у села Будешты. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1967. 137 с.
- Тиханова М.А. Еще раз к вопросу о происхождении черняховской культуры // Краткие сообщения Института археологии. 1970. Вып. 121. С. 89–94.
- Салманович М.Я. Типы румынского народного жилища // Типы сельского жилища в странах зарубежной Европы. М., 1968. С. 36–54.
- Моисеенко З. Архитектура сельских жилых домов Молдавии. Кишинев: Издательство «Картя Молдовеняскэ», 1973. 204 с.
- Панашенко В.В. Бурдей // Енциклопедія історії України: Т. 1: А-В / редкол.: В.А. Смолій (голова). Киев: Наукова думка, 2003. 688 с.
- Риер Я.Г. Археология средневековой европейской деревни: общие черты и региональные особенности: курс лекций. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2008. 112 с.
- Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. М.: Наука, 1974. 408 с.
- Тацит П.К. О происхождении германцев и местоположении Германии. М.: Директ-Медиа, 2009. 74 с.
- Морозова М.Н. Крестьянское жилище скандинавских стран // Типы сельского жилища в странах зарубежной Европы. М., 1968. С. 323–345.
- Березуцкий В.Д., Золотарев П.М. Археологические древности земли воронежской. М.: Братишка, 2007. 447 с.
- Ковалевский В.Н. Славянские жилища VIII – первой половины XI вв. в Днепро-Донском лесостепном междуречье: дис. … канд. ист. наук. Воронеж, 2002. 271 с.
- Раппопорт П.А. Древнерусское жилище // Свод археологических источников. Вып. E1–32. Л.: Наука, 1975. 179 с.
- Когитин В.В., Рыблова М.А. Эволюция традиционного жилища донских казаков // Проблемы истории казачества: сб. науч. тр. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1995. С. 197–213.
- Берлина С.В. Жилая и оборонительная архитектура населения западносибирской лесостепи в раннем железном веке (по материалам саргатской культуры): дис. … канд. ист. наук. Тюмень, 2010. 402 с.
- Берлина С.В. Жилища гороховской культуры Зауралья // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2019. № 3 (46). С. 62–74.
- Сальников К.В. Археологические исследования в Курганской и Челябинской областях // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1951. Вып. XXXVII. С. 88–96.
- Бадмаев А.А. О происхождении традиционных типов жилищ бурят // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология. 2014. Т. 13, вып. 5: Археология и этнография. С. 240–247.
- Нестеров С.П. Конструкция большого мохэского жилища из Западного Приамурья // Гуманитарные науки в Сибири. 2015. Т. 22, № 2. С. 69–74.
- Борзунов В.А. Варианты реконструкции стационарных жилищ конца бронзового – начала железного века западносибирской тайги // Поволжская археология. 2018. № 3 (25). С. 169–178.
Дополнительные файлы
