Профилированное физкультурное образование: методологическая основа
- Авторы: Коровин С.С.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 10, № 1 (2021)
- Страницы: 326-330
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/70352
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021101308
- ID: 70352
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность представленного материала обусловлена необходимостью разрешения противоречия между социальной потребностью в создании и воспроизводстве «человеческого капитала» и недостаточным методологическим обоснованием ценностного потенциала профессиональной физической культуры и профилированного физкультурного образования в воспитании сущностных культурологических характеристик личности профессионала как субъекта «человеческого капитала». Обосновано, что предмет исследования – характеристика компонентов профилированного физкультурного образования, а цель – методологическое обоснование профилированного физкультурного образования в воспитании культурологических характеристик личности профессионала. Показано, что методологическую основу составили личностно-ориентированный и культурологический подходы к организации образовательных процессов. Обосновано, что в воспроизводстве «человеческого капитала» одно из ведущих мест отводится ценностям профессиональной физической культуры, с направленным использованием которых достигается оптимальное соотношение в коррекции телесно-душевно-духовных кондиций человека, его профессионально важных двигательных и личностных потребностей и способностей. Утверждается положение о том, что их качество-количество отражает сформированность профессиональной физической культуры личности, проявления базовой культуры субъекта и в целом характеризует качество «человеческого капитала». Показано, что одним из основополагающих видов профессиональной физической культуры является профилированное физкультурное образование как специально организованный и специфический педагогический процесс развития, обучения и воспитания профессионально значимых ценностных ориентаций, двигательных и личностных потребностей и способностей личности профессионала. Обосновано, что структура профилированного физкультурного образования представлена следующими компонентами: профилированные физкультурное обучение, воспитание и развитие, реализация которых обеспечивают должную комплексность и всесторонность в становлении сущностных культурологических характеристик личности профессионала как субъекта «человеческого капитала». Автор утверждает, что основными задачами профилированного физкультурного обучения являются формирование опыта социально корректного поведения; обучение профессионально важным (прикладным) двигательным умениям и навыкам; освоение системы профессионально ориентированных физкультурно-спортивных знаний и умений физкультурного самосовершенствования. Профилированное физкультурное воспитание имеет задачи доведения до должного состояния системы профессионально важных двигательных качеств; становления (воспроизводства и поддержания) профессионально важных личностных свойств и качеств; формирования системы потребностей и мотивов в профессионально ориентированном физкультурно-спортивном самосовершенствования. Профилированное физкультурное развитие обеспечивает решение задач оптимизации основных профессионально важных адаптационных возможностей; коррекции физического развития и профессионально важных функциональных возможностей; развития профессионально важных психических процессов и их видов.
Полный текст
Культура и ее ценности на всех этапах развития общества была, есть и, очевидно, будет, во-первых, главным показателем (результатом) развития общества и, во-вторых, основным фактором воспроизводства «человеческого капитала» как совокупности воплощенных в человеке ценных для общества и личности знаний, умений, навыков и мотивов; его «сверхприродных» качеств и способностей производить новый продукт (читай «ценности») в процессе различных видов деятельности [1, с. 11].
Такое понимание «человеческого капитала» обусловлено сложившимися определениями понятий «культура» и «ценность». Так, в частности, культура есть надбиологические программы деятельности человека, которые являются условием создания качества социальной жизни [2, с. 524–526]. Категорию «ценность» рассматривают как «обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм» [3]. Это подвигает к пониманию того, что «человеческий капитал», его сущностные культурологические и ценностные характеристики есть накопленный результат различных образовательных практик в течение этапов жизни и деятельности человека; характеризуют образовательные ресурс самого человека и общества.
Таким образом, культура есть все то, что творит и создает человек и, скорее всего, все то, что создает, характеризует и «творит» (воспроизводит) самого человека, личность.
Можно утверждать, что воспроизводство «человеческого капитала» есть прерогатива системы образования, объединяющая (в идеале) все виды деятельности; образование при этом процесс – «передатчик» ценностей культуры в индивида с целью формирования личности, главная цель формирования которой – готовность к успешной социализации; развитие состояния социализированности, удовлетворяющее саму личность и общество [4, с. 62–63].
Весьма большой и значимой группой ценностей, процесс присвоения которых и «творит» личность в специально организованных процессах образования, являются и ценности культуры физической, которую следует определить, во-первых, как один из видов культуры общества и, во-вторых, как специфическую деятельность, в ходе которой удовлетворяются личностные и двигательные потребности и происходит воспитание личностно актуальных способностей. Именно с их направленным использованием достигается существенная «предпосылочная» основа полной (более полной) «комплектации» личности с учетом биосоциальной природы человека, с обеспечением возможности одновременного и комплексного воздействия на «тело» и «дух»; формирование физической культуры личности [5].
Физическую культуру личности следует (на наш взгляд) понимать как специфический вид базовой культуры человека; интегрированное личностное качество сформированности ценностных ориентаций в сфере физической и общесоциальной культуры, системы способностей и потребностей человека. При этом именно это интегрированное качество является одним из факторов обеспечения качества становления и формирования социализированности и качества собственно физкультурной деятельности [5].
Означенное предназначение и физической и социальной культуры дает основания для реализации культурологического подхода к осуществлению образовательной практики и коррекции содержания профилированной физкультурной деятельности в отношении личности, что не противоречит и высказываниям С.И. Гессена об однонаправленности цели педагогической деятельности и культуры [6, с. 23].
В этой связи культура понимается не только как надбиологические программы человеческой деятельности по созданию ценностей культуры [2, с. 524–526], но и, главным образом (на наш взгляд), как фактор становления и развития самого человека.
Ценности физической культуры должны проникать во все сферы индивидуальной и социальной практики, решая основную цель – формирование физической культуры личности (ФКЛ); именно это личностное интегративное качество, «достояние» человека, является фактором обеспечения оптимального состояния телесно – душевно – духовных кондиций человека; фактором успешной социализации человека на всех этапах онтогенеза и особенно в существенный по продолжительности период жизни и деятельности человека – профессионального образования и дальнейшей профессиональной деятельности.
В контексте последнего можно утверждать, что именно этот период жизни и деятельности человека (а он, в свою очередь, представлен несколькими возрастными этапами) наиболее «ответственен» за результаты по воспроизводству ценностей культуры вообще; полноценного создания и поддержания личностной физической культуры, позволяющей оптимально участвовать в социальной практике во всех сферах ее проявления и особенно профессиональной (что для специфики рассмотрения и познания роли и места физической культуры на «сейчас» в создании «человеческого капитала» в системе профессионального образования представляется наиболее важным).
Однако многообразие видов профессиональной образовательной и профессиональной деятельности обучающихся системы профессионального образования и взрослого трудоспособного населения, специфическая многогранность каждой из них априори и в строгой логике требуют применения столь же специфических – профилированных (под вид профессиональной деятельности) по характеру и содержанию ценностного обеспечения культуры физической, реализация которых позволит обеспечить следующие основные результаты, «вносящие» вклад в общую картину «человеческого капитала»:
– воспроизводство личности профессионала как субъекта базовой культуры за счет освоенности специфического опыта – ценностей сферы физической культуры как вида общей культуры общества;
– обеспечение сформированности сущностных характеристик профессиональной физической культуры человека в связи с его готовностью к качественному осуществлению социально и личностно-значимых видов деятельности на основе сформированных профессионально значимых качеств.
При этом важным также представляется и то, что все положительные результаты от такого педагогического вмешательства – предпосылка становления (формирования) социализированности человека, что есть, в сущности, основная цель образования вообще и образования в сфере физической культуры, в частности.
В этой связи роль и значение физической культуры на более поздних этапах жизнедеятельности человека существенно возрастают, что требует разработки методологических и методических оснований направленного использования специально подобранных – профилированного, ценностного содержания физкультурной деятельности в практике сколь профессионального образования, столь и уже реализуемой профессиональной деятельности.
Таким образом, видится основное противоречие между востребованностью в личности профессионала (как субъекта «человеческого капитала») и недостаточной представленностью методологических основ направленного использования профилированных ценностей физической культуры в повседневной и профессиональной жизни и деятельности.
И здесь видится два методологических направления использования профилированных ценностей физической культуры в преодоления означенного противоречия:
– образование должно отражать характерные признаки непрерывного образования человека в сфере физической культуры на всех этапах онтогенеза и особенно на этапах образования и профессиональной деятельности;
– в период профессиональной деятельности взрослого трудоспособного населения страны образование в сфере физической культуры должно носить, безусловно, профилированный характер.
Проблема использования ценностей физической культуры для практики подготовки человека к профессиональному образованию и профессиональной деятельности не нова; получила определенное обоснование в разделах в теории и методике физической культуры отношении обозначенной проблематики: «Профессионально-прикладная физическая подготовка», «Физическая культура в системе рациональной организации труда» [7]; «Профессионально-прикладная физическая подготовка», «Физическое воспитание взрослых (включая «Физическое воспитание студенческой молодежи»), «Физическое воспитание в период трудовой деятельности», «Физическая культура в жизни людей пожилого и старшего возраста» [8]; «Особенности физического воспитания взрослых» [9]; «Профессионально-прикладная физическая подготовка», «Физическая культура в основной период трудовой деятельности» [10]; «Физическое воспитание взрослого населения» [11]; «Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности» [12]; «Физическое воспитание с профессиональной направленностью» [13].
Система знаний содержит также сведения о применении физической культуры в практике среднего профессионального образования [14–16] и высшего профессионального образования [17; 18].
Тем не менее разрешение означенного противоречия и проблемы воспроизводства «человеческого капитала», воспитания человека культуры, личности профессионала и его профессиональной физической культуры (как основных результатов) может быть осуществлено в ходе реализации основных концептуальных положений профессиональной физической культуры (ПФК) [19–21], сущность которых – оптимизация процессов применения ценностного потенциала ПФК. Понимают ПФК, во-первых, как вид физической культуры; во-вторых, она есть специфическая деятельность по воспитанию специальных (профессионально значимых) потребностей и профессионально значимых способностей для обеспечения подготовленности к профессионально окрашенным видам деятельности.
Сущность основных задач ПФК заключается в следующем:
– создание и воспроизводство ценностного потенциала самой профессиональной физической культуры;
– воспитание сущностных характеристик профессиональной физической культуры личности (ПФКЛ) профессионала;
– создание нормативно-правовых, психолого-педагогических и методических оснований и условий для воспитания ПФКЛ и личности профессионала, его направленности на освоение, преобразование и распространение ценностей общесоциальной культуры и ПФК; создания направленности личности на преимущества профессионального становления и социализации как основы воспроизводства «человеческого капитала».
Таким образом, в рамках профессиональной физической культуры должна удовлетворяться социальные потребности в воспроизводстве «человеческого капитала»; подготовленности человека к созданию и воспроизводству ценностей культуры (материальных, духовных, художественных); решении задач общего, профессионального образования и периода профессиональной деятельности – воспитание профессиональной физической культуры субъекта.
Кроме того, актуальность ПФК обусловлена следующими факторами:
– неразработанность теории и методики использования интенционных и мобилизационных ценностей профессиональной физической культуры в режиме профессионального образования, повседневной и производственной деятельности по месту работы, жительства и отдыха;
– окружающая среда и факторы производства, требующие коррекции и профилактики негативных последствий профессиональной деятельности, которые проявляются в регрессивном физическом и функциональном состоянии человека (по сути – реабилитационное направление ПФК);
– снижение общего уровня здоровья обучающихся и взрослого трудоспособного населения, где требуется целенаправленное вмешательство ценностями ПФК;
– требование производства к «профессиональной мобильности» субъектов профессиональной деятельности, когда требуется оптимальная для производства расстановка кадров, возможно, и не учитывающая подготовленность каждого работника к требованиям именно этого вида деятельности.
В рамках концепции ПФК обосновано, что одним из наиболее действенных ее видов является профилированное физкультурное образования (ПФО), которое есть специально организованный и специфический педагогический по использованию ценностного содержания ПФК для направленных обучающих, воспитательных и развивающих воздействий в отношении личности, ее базовой и профессиональной физической культуры. Объект ПФО – организованные формы направленного использования ПФК и ее ценностей для воспитания личности. Предмет ПФО – личность профессионала и его профессиональная физическая культура. Цель ПФО – восполнение – воспроизводство культурологических характеристик личности профессионала.
В качестве общих и основных задач ПФО, характерных для всех этапов образования и профессиональной деятельности, являются следующие:
– сформировать системные знания профессионально-физкультурного характера в отношении направленного использования ценностей профессиональной физической культуры для личностного и профессионального совершенствования и самосовершенствования;
– обеспечить самодостаточный уровень сформированности системы профессионально важных двигательных способностей (оптимальное состояние профессионально важных двигательных качеств, прикладных двигательных действий (до степени умения и навыка);
– способствовать становлению и воспитанию профессионального самоопределения;
– обеспечить становление и развитие психофизиологической, собственно профессиональной и социально-психической адаптации.
Профилированное физкультурное образование как системно организованный вид профессиональной физической культуры также можно представить следующими компонентами:
– профилированное физкультурное обучение;
– профилированное физкультурное воспитание;
– профилированное физкультурное развитие.
Эти компоненты ПФО «задают» системную организацию целостного и комплексного решения достаточно масштабных задач изначально воспитания ПФКЛ профессионала, воспроизводства его базовой культуры и далее – восполнения «человеческого капитала».
Понимание сущности и известной конкретности ПФО обеспечивается представлением основных задач каждого из компонентов.
Профилированное физкультурное обучение направлено на решение следующих задач: обучение и доведение до степени совершенства системы профессионально важных (прикладных) двигательных действий; освоение системы профессионально ориентированных физкультурно-спортивных знаний и умений физкультурного самосовершенствования; формирование опыта социально корректного поведения в ходе физкультурно-спортивной деятельности.
Профилированное физкультурное воспитание призвано решать задачи доведения до профессионально и личностно актуального состояния системы профессионально важных двигательных качеств; становления, коррекции и поддержания на должном уровне важных для качества профессиональной деятельности личностных качеств; формирования системы потребностей и мотивов в профессиональном физкультурно-спортивном самосовершенствования.
Профилированное физкультурное развитие обеспечивает решение задач: оптимизации основных жизнеобеспечивающих и профессионально важных адаптационных возможностей; коррекции характеристик развития и профессионально важных функциональных возможностей; развития профессионально важных психических процессов.
Системное рассмотрение и представления профилированного физкультурного образования позволяет заключить следующее:
– реализация содержания компонентов ПФО обеспечивает необходимую комплексность и всесторонность в становлении сущностных культурологических характеристик личности профессионала, воспроизводства в целом «человеческого капитала»;
– ПФО рассматривается в качестве одного из компонентов целостной системы образования обучающихся на этапе среднего общего и профессионального образования, обеспечивая соответственно оптимизацию процесса воспитания профессионального самоопределения и качества подготовленности к практике профессиональной деятельности;
– на основных этапах образования (различного уровня) и собственно профессиональной деятельности профилированное физкультурное образование рассматривается в качестве компонента непрерывного образования с соответствующими его признаками;
– представленные компоненты ПФО являются основой для определения соответствующих его методических направлений, служащих основанием для разработки содержательного обеспечения профилированной физкультурной деятельности в отношении воспитания профессионально важных культурологических характеристик личности профессионала в соответствии со спецификой образовательной и профессиональной деятельности.
Об авторах
Сергей Семенович Коровин
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kss5656@yandex.ru
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания
Россия, ОренбургСписок литературы
- Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / под общ. ред. Ю.В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. 433 с.
- Степин В.С. Культура // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. ред. и сост. А.А. Грицанов: М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор. С. 524–526.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Изд-во «Южный Урал», 1996. 188 с.
- Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М-Я / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. С. 62–63.
- Коровин С.С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры: курс лекций по теории и методике физической культуры. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. 132 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. 394 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
- Теория и методика физического воспитания / под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. В 2 т. Т. 2. М.: Физкультура и спорт, 1976. 304 с.
- Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.
- Основы теории и методики физической культуры / под общ. ред. А.А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 1986. 352 с.
- Теория и методика физического воспитания / под ред. Т.Ю. Круцевич. В 2 т. Т. 2. Киев: Олимпийская литература, 2003. 391 с.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2014. 480 с.
- Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
- Кабачков В.А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.: ВНИИФКС, 1996. 63 с.
- Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1982. 176 с.
- Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: Высшая школа, 1991. 222 с.
- Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М.: Высшая школа, 1985. 138 с.
- Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. М.: Высшая школа, 1978. 144 с.
- Коровин С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.: ВНИИФКС, 1997. 49 с.
- Коровин С.С., Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура и формирование личности: монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. 259 с.
- Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи. М.: Советский спорт, 2010. 296 с.
Дополнительные файлы
