Profiled physical education: methodological basis

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the presented material is due to the need to resolve the contradiction between the social need for «human capital» reproduction and creation and the insufficient methodological substantiation of the value potential of professional physical culture and profiled physical education in the upbringing of the essential cultural characteristics of the professional’s personality as a subject of «human capital». The subject of the research is the characteristics of profiled physical education components, while the goal is the methodological substantiation of profiled physical education in the upbringing of culturological characteristics of the professional’s personality. It is shown that the methodological basis was formed by the personality-oriented and cultural approaches to the organization of educational processes. It has been substantiated that in the reproduction of «human capital» one of the leading places is given to the values of professional physical culture with the targeted use of which an optimal ratio is achieved in correcting the bodily-mental-spiritual conditions of a person, his professionally important motor and personal needs and abilities. The author approves the statement that their quality-quantity reflects the development of the individual’s professional physical culture, the manifestation of the basic culture of the subject and, in general, characterizes the quality of «human capital». It is shown that one of the fundamental types of professional physical culture is profiled physical culture education as a specially organized and specific pedagogical process of development, training and education of professionally significant value orientations, motor and personal needs and abilities of the professional’s personality. It is substantiated that the structure of profiled physical education is represented by the following components: profiled physical education, upbringing and development, the implementation of which ensures the proper complexity and comprehensiveness in the development of the essential culturological characteristics of the professional’s personality as a subject of «human capital». The author claims that the main tasks of profiled physical education are the development of socially correct behavior experience; teaching professionally important (applied) motor skills and abilities; mastering the system of professionally oriented physical culture and sports knowledge and skills of physical culture self-improvement. Profiled physical education has the task of bringing the system of professionally important motor qualities to the proper state; reproduction and maintenance of professionally important personal properties and qualities; formation of a system of needs and motives in professionally oriented physical culture and sports self-improvement. Profiled physical culture development provides a solution to the problems of optimizing the main professionally important adaptive capabilities; correction of physical development and professionally important functional capabilities; development of professionally important mental processes and their types.

Full Text

Культура и ее ценности на всех этапах развития общества была, есть и, очевидно, будет, во-первых, главным показателем (результатом) развития общества и, во-вторых, основным фактором воспроизводства «человеческого капитала» как совокупности воплощенных в человеке ценных для общества и личности знаний, умений, навыков и мотивов; его «сверхприродных» качеств и способностей производить новый продукт (читай «ценности») в процессе различных видов деятельности [1, с. 11].

Такое понимание «человеческого капитала» обусловлено сложившимися определениями понятий «культура» и «ценность». Так, в частности, культура есть надбиологические программы деятельности человека, которые являются условием создания качества социальной жизни [2, с. 524–526]. Категорию «ценность» рассматривают как «обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм» [3]. Это подвигает к пониманию того, что «человеческий капитал», его сущностные культурологические и ценностные характеристики есть накопленный результат различных образовательных практик в течение этапов жизни и деятельности человека; характеризуют образовательные ресурс самого человека и общества.

Таким образом, культура есть все то, что творит и создает человек и, скорее всего, все то, что создает, характеризует и «творит» (воспроизводит) самого человека, личность.

Можно утверждать, что воспроизводство «человеческого капитала» есть прерогатива системы образования, объединяющая (в идеале) все виды деятельности; образование при этом процесс – «передатчик» ценностей культуры в индивида с целью формирования личности, главная цель формирования которой – готовность к успешной социализации; развитие состояния социализированности, удовлетворяющее саму личность и общество [4, с. 62–63].

Весьма большой и значимой группой ценностей, процесс присвоения которых и «творит» личность в специально организованных процессах образования, являются и ценности культуры физической, которую следует определить, во-первых, как один из видов культуры общества и, во-вторых, как специфическую деятельность, в ходе которой удовлетворяются личностные и двигательные потребности и происходит воспитание личностно актуальных способностей. Именно с их направленным использованием достигается существенная «предпосылочная» основа полной (более полной) «комплектации» личности с учетом биосоциальной природы человека, с обеспечением возможности одновременного и комплексного воздействия на «тело» и «дух»; формирование физической культуры личности [5].

Физическую культуру личности следует (на наш взгляд) понимать как специфический вид базовой культуры человека; интегрированное личностное качество сформированности ценностных ориентаций в сфере физической и общесоциальной культуры, системы способностей и потребностей человека. При этом именно это интегрированное качество является одним из факторов обеспечения качества становления и формирования социализированности и качества собственно физкультурной деятельности [5].

Означенное предназначение и физической и социальной культуры дает основания для реализации культурологического подхода к осуществлению образовательной практики и коррекции содержания профилированной физкультурной деятельности в отношении личности, что не противоречит и высказываниям С.И. Гессена об однонаправленности цели педагогической деятельности и культуры [6, с. 23].

В этой связи культура понимается не только как надбиологические программы человеческой деятельности по созданию ценностей культуры [2, с. 524–526], но и, главным образом (на наш взгляд), как фактор становления и развития самого человека.

Ценности физической культуры должны проникать во все сферы индивидуальной и социальной практики, решая основную цель – формирование физической культуры личности (ФКЛ); именно это личностное интегративное качество, «достояние» человека, является фактором обеспечения оптимального состояния телесно – душевно – духовных кондиций человека; фактором успешной социализации человека на всех этапах онтогенеза и особенно в существенный по продолжительности период жизни и деятельности человека – профессионального образования и дальнейшей профессиональной деятельности.

В контексте последнего можно утверждать, что именно этот период жизни и деятельности человека (а он, в свою очередь, представлен несколькими возрастными этапами) наиболее «ответственен» за результаты по воспроизводству ценностей культуры вообще; полноценного создания и поддержания личностной физической культуры, позволяющей оптимально участвовать в социальной практике во всех сферах ее проявления и особенно профессиональной (что для специфики рассмотрения и познания роли и места физической культуры на «сейчас» в создании «человеческого капитала» в системе профессионального образования представляется наиболее важным).

Однако многообразие видов профессиональной образовательной и профессиональной деятельности обучающихся системы профессионального образования и взрослого трудоспособного населения, специфическая многогранность каждой из них априори и в строгой логике требуют применения столь же специфических – профилированных (под вид профессиональной деятельности) по характеру и содержанию ценностного обеспечения культуры физической, реализация которых позволит обеспечить следующие основные результаты, «вносящие» вклад в общую картину «человеческого капитала»:

– воспроизводство личности профессионала как субъекта базовой культуры за счет освоенности специфического опыта – ценностей сферы физической культуры как вида общей культуры общества;

– обеспечение сформированности сущностных характеристик профессиональной физической культуры человека в связи с его готовностью к качественному осуществлению социально и личностно-значимых видов деятельности на основе сформированных профессионально значимых качеств.

При этом важным также представляется и то, что все положительные результаты от такого педагогического вмешательства – предпосылка становления (формирования) социализированности человека, что есть, в сущности, основная цель образования вообще и образования в сфере физической культуры, в частности.

В этой связи роль и значение физической культуры на более поздних этапах жизнедеятельности человека существенно возрастают, что требует разработки методологических и методических оснований направленного использования специально подобранных – профилированного, ценностного содержания физкультурной деятельности в практике сколь профессионального образования, столь и уже реализуемой профессиональной деятельности.

Таким образом, видится основное противоречие между востребованностью в личности профессионала (как субъекта «человеческого капитала») и недостаточной представленностью методологических основ направленного использования профилированных ценностей физической культуры в повседневной и профессиональной жизни и деятельности.

И здесь видится два методологических направления использования профилированных ценностей физической культуры в преодоления означенного противоречия:

– образование должно отражать характерные признаки непрерывного образования человека в сфере физической культуры на всех этапах онтогенеза и особенно на этапах образования и профессиональной деятельности;

– в период профессиональной деятельности взрослого трудоспособного населения страны образование в сфере физической культуры должно носить, безусловно, профилированный характер.

Проблема использования ценностей физической культуры для практики подготовки человека к профессиональному образованию и профессиональной деятельности не нова; получила определенное обоснование в разделах в теории и методике физической культуры отношении обозначенной проблематики: «Профессионально-прикладная физическая подготовка», «Физическая культура в системе рациональной организации труда» [7]; «Профессионально-прикладная физическая подготовка», «Физическое воспитание взрослых (включая «Физическое воспитание студенческой молодежи»), «Физическое воспитание в период трудовой деятельности», «Физическая культура в жизни людей пожилого и старшего возраста» [8]; «Особенности физического воспитания взрослых» [9]; «Профессионально-прикладная физическая подготовка», «Физическая культура в основной период трудовой деятельности» [10]; «Физическое воспитание взрослого населения» [11]; «Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности» [12]; «Физическое воспитание с профессиональной направленностью» [13].

Система знаний содержит также сведения о применении физической культуры в практике среднего профессионального образования [14–16] и высшего профессионального образования [17; 18].

Тем не менее разрешение означенного противоречия и проблемы воспроизводства «человеческого капитала», воспитания человека культуры, личности профессионала и его профессиональной физической культуры (как основных результатов) может быть осуществлено в ходе реализации основных концептуальных положений профессиональной физической культуры (ПФК) [19–21], сущность которых – оптимизация процессов применения ценностного потенциала ПФК. Понимают ПФК, во-первых, как вид физической культуры; во-вторых, она есть специфическая деятельность по воспитанию специальных (профессионально значимых) потребностей и профессионально значимых способностей для обеспечения подготовленности к профессионально окрашенным видам деятельности.

Сущность основных задач ПФК заключается в следующем:

– создание и воспроизводство ценностного потенциала самой профессиональной физической культуры;

– воспитание сущностных характеристик профессиональной физической культуры личности (ПФКЛ) профессионала;

– создание нормативно-правовых, психолого-педагогических и методических оснований и условий для воспитания ПФКЛ и личности профессионала, его направленности на освоение, преобразование и распространение ценностей общесоциальной культуры и ПФК; создания направленности личности на преимущества профессионального становления и социализации как основы воспроизводства «человеческого капитала».

Таким образом, в рамках профессиональной физической культуры должна удовлетворяться социальные потребности в воспроизводстве «человеческого капитала»; подготовленности человека к созданию и воспроизводству ценностей культуры (материальных, духовных, художественных); решении задач общего, профессионального образования и периода профессиональной деятельности – воспитание профессиональной физической культуры субъекта.

Кроме того, актуальность ПФК обусловлена следующими факторами:

– неразработанность теории и методики использования интенционных и мобилизационных ценностей профессиональной физической культуры в режиме профессионального образования, повседневной и производственной деятельности по месту работы, жительства и отдыха;

– окружающая среда и факторы производства, требующие коррекции и профилактики негативных последствий профессиональной деятельности, которые проявляются в регрессивном физическом и функциональном состоянии человека (по сути – реабилитационное направление ПФК);

– снижение общего уровня здоровья обучающихся и взрослого трудоспособного населения, где требуется целенаправленное вмешательство ценностями ПФК;

– требование производства к «профессиональной мобильности» субъектов профессиональной деятельности, когда требуется оптимальная для производства расстановка кадров, возможно, и не учитывающая подготовленность каждого работника к требованиям именно этого вида деятельности.

В рамках концепции ПФК обосновано, что одним из наиболее действенных ее видов является профилированное физкультурное образования (ПФО), которое есть специально организованный и специфический педагогический по использованию ценностного содержания ПФК для направленных обучающих, воспитательных и развивающих воздействий в отношении личности, ее базовой и профессиональной физической культуры. Объект ПФО – организованные формы направленного использования ПФК и ее ценностей для воспитания личности. Предмет ПФО – личность профессионала и его профессиональная физическая культура. Цель ПФО – восполнение – воспроизводство культурологических характеристик личности профессионала.

В качестве общих и основных задач ПФО, характерных для всех этапов образования и профессиональной деятельности, являются следующие:

– сформировать системные знания профессионально-физкультурного характера в отношении направленного использования ценностей профессиональной физической культуры для личностного и профессионального совершенствования и самосовершенствования;

– обеспечить самодостаточный уровень сформированности системы профессионально важных двигательных способностей (оптимальное состояние профессионально важных двигательных качеств, прикладных двигательных действий (до степени умения и навыка);

– способствовать становлению и воспитанию профессионального самоопределения;

– обеспечить становление и развитие психофизиологической, собственно профессиональной и социально-психической адаптации.

Профилированное физкультурное образование как системно организованный вид профессиональной физической культуры также можно представить следующими компонентами:

– профилированное физкультурное обучение;

– профилированное физкультурное воспитание;

– профилированное физкультурное развитие.

Эти компоненты ПФО «задают» системную организацию целостного и комплексного решения достаточно масштабных задач изначально воспитания ПФКЛ профессионала, воспроизводства его базовой культуры и далее – восполнения «человеческого капитала».

Понимание сущности и известной конкретности ПФО обеспечивается представлением основных задач каждого из компонентов.

Профилированное физкультурное обучение направлено на решение следующих задач: обучение и доведение до степени совершенства системы профессионально важных (прикладных) двигательных действий; освоение системы профессионально ориентированных физкультурно-спортивных знаний и умений физкультурного самосовершенствования; формирование опыта социально корректного поведения в ходе физкультурно-спортивной деятельности.

Профилированное физкультурное воспитание призвано решать задачи доведения до профессионально и личностно актуального состояния системы профессионально важных двигательных качеств; становления, коррекции и поддержания на должном уровне важных для качества профессиональной деятельности личностных качеств; формирования системы потребностей и мотивов в профессиональном физкультурно-спортивном самосовершенствования.

Профилированное физкультурное развитие обеспечивает решение задач: оптимизации основных жизнеобеспечивающих и профессионально важных адаптационных возможностей; коррекции характеристик развития и профессионально важных функциональных возможностей; развития профессионально важных психических процессов.

Системное рассмотрение и представления профилированного физкультурного образования позволяет заключить следующее:

– реализация содержания компонентов ПФО обеспечивает необходимую комплексность и всесторонность в становлении сущностных культурологических характеристик личности профессионала, воспроизводства в целом «человеческого капитала»;

– ПФО рассматривается в качестве одного из компонентов целостной системы образования обучающихся на этапе среднего общего и профессионального образования, обеспечивая соответственно оптимизацию процесса воспитания профессионального самоопределения и качества подготовленности к практике профессиональной деятельности;

– на основных этапах образования (различного уровня) и собственно профессиональной деятельности профилированное физкультурное образование рассматривается в качестве компонента непрерывного образования с соответствующими его признаками;

– представленные компоненты ПФО являются основой для определения соответствующих его методических направлений, служащих основанием для разработки содержательного обеспечения профилированной физкультурной деятельности в отношении воспитания профессионально важных культурологических характеристик личности профессионала в соответствии со спецификой образовательной и профессиональной деятельности.

×

About the authors

Sergei Semenovich Korovin

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: kss5656@yandex.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of Theory and Methodology of Sports Disciplines, Adaptive Physical Culture and Medical and Biological Foundations of Physical Education Department

Russian Federation, Orenburg

References

  1. Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / под общ. ред. Ю.В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. 433 с.
  2. Степин В.С. Культура // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. ред. и сост. А.А. Грицанов: М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор. С. 524–526.
  3. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Изд-во «Южный Урал», 1996. 188 с.
  4. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М-Я / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. С. 62–63.
  5. Коровин С.С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры: курс лекций по теории и методике физической культуры. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. 132 с.
  6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. 394 с.
  7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
  8. Теория и методика физического воспитания / под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. В 2 т. Т. 2. М.: Физкультура и спорт, 1976. 304 с.
  9. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.
  10. Основы теории и методики физической культуры / под общ. ред. А.А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 1986. 352 с.
  11. Теория и методика физического воспитания / под ред. Т.Ю. Круцевич. В 2 т. Т. 2. Киев: Олимпийская литература, 2003. 391 с.
  12. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2014. 480 с.
  13. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
  14. Кабачков В.А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.: ВНИИФКС, 1996. 63 с.
  15. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1982. 176 с.
  16. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: Высшая школа, 1991. 222 с.
  17. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М.: Высшая школа, 1985. 138 с.
  18. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. М.: Высшая школа, 1978. 144 с.
  19. Коровин С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.: ВНИИФКС, 1997. 49 с.
  20. Коровин С.С., Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура и формирование личности: монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. 259 с.
  21. Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи. М.: Советский спорт, 2010. 296 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Korovin S.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies