Композитор-инженер: к вопросу о новых подходах к подготовке композиторских кадров

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обучение искусству композиции как технологии сочинения музыки вплоть до начала XX столетия имело характер, предполагающий работу со звуком на основе исторически сложившихся правил, методов и приемов, овладение которыми требовало фундамента непосредственно музыкального образования. Серьезные изменения, которые претерпевало музыкальное искусство, начиная с рубежа XIX–XX веков, повлекли поиск иных форм организации звукового материала, идущих в ногу с научно-техническим прогрессом и позволивших создавать музыкальное сочинение, основываясь на методах инженерного моделирования. Рассматривая траекторию, по которой двигалось музыкальное искусство XX столетия и первой четверти XXI века, авторы настоящей работы ставят целью получить ответ на вопрос о характере композиторского образования на современном этапе. Предлагаемый к изучению этого феномена линейный подход дает возможность проследить все этапы пути развития новейшего искусства: от использования простых числовых расчетов до применения нейронных сетей в процессе сочинения музыки. Набирающий обороты способ композиции, отдающий на откуп компьютерным технологиям то, что ранее делалось человеком, остро ставит вопрос подготовки композиторских кадров: давать им профессиональное образование в традиционном русле или направлять обучение по пути музыкальной инженерии. Выводом исследования стала мысль, что ответ на данный вопрос даст само будущее состояние музыкального искусства, а способ сочинения музыки, несмотря на набирающую обороты тенденцию ее компьютерного моделирования, не превратится в лишенный творческого подхода механизм генерации тонов по заданному алгоритму, результат которого будет лишен той искры вдохновения художника, что придает набору звуков эстетически переживаемое содержание.

Об авторах

Надежда Велеровна Шириева

Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова

Email: taha1978@mail.ru

кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой хорового дирижирования

Елена Александровна Дыганова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: dirigerdea@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по воспитательной и социальной работе Института филологии и межкультурной коммуникации

Лариса Юрьевна Калинина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kalinina@sgspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела научных исследований и грантов

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шириева Н.В., Дыганова Е.А., Калинина Л.Ю., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.