О некоторых аспектах интеллектуального наследия Ефрема Сирина
- Авторы: Абдулманова И.В.1, Таранова П.С.2
-
Учреждения:
- Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет
- Выпуск: Том 13, № 4 (2024)
- Страницы: 58-61
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/677027
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024134202
- ID: 677027
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей интеллектуального наследия сирийского богослова IV в. Ефрема Сирина. В работе исследуется его профессиональный путь, а также основные направления интеллектуальной мысли – тринитарное богословие, христология, аскетическая практика, экзегетика. Отдельное внимание уделено богословским трудам Ефрема Сирина, составляющим ключевой пласт его творческого наследия (в частности, «Гимны» и «Комментарии на Бытие»), а также особенностям его поэтического гения. Работа строится на последних исследованиях жизни и профессионального пути этого сирийского богослова, в которых представлена глубина и полновесность его идей относительно христианской тематики, имеющих актуальность, в том числе, и для современного религиозного мышления. Подходя к интерпретации работ Ефрема Сирина, авторы отмечают, что в настоящее время отсутствуют исследования, которые бы рассматривали его в ракурсе позднеантичного интеллектуала, чье наследие оказало существенное влияние на развитие научной традиции восточно-христианского мира. В статье отмечается, что глубина научного потенциала Ефрема Сирина была отмечена современниками и потомками этого мыслителя, а уникальный способ изложения материала отличал его от большинства интеллектуалов позднеантичного периода.
Ключевые слова
Полный текст
Ефрема Сирина современники и потомки часто называют «сирийским пророком» или «пустынным соловьем», что во многом обусловлено глубиной его духовного и творческого наследия, а также выдающимися ораторскими способностями, которые, с одной стороны, были нередким явлением для позднеантичных интеллектуалов, а с другой, подобный талант крайне ограниченно проявлял себя в христианской среде. Являясь одной из ключевых фигур в истории интеллектуальной мысли поздней античности, Ефрем Сирин оказал значительное влияние на развитие Восточно-христианской церкви и её наследия. В условиях современного мира, где межкультурный и межрелигиозный диалог приобретает все большее значение, изучение профессионального наследия Ефрема Сирина становится особенно актуальным. Это наследие не только обогащает наше понимание раннего христианства, но и предлагает ценные уроки для современной духовной практики.
В последние десятилетия наблюдается значительный рост интереса к изучению творческого наследия Ефрема Сирина. Исследователи изучают его богословские труды, такие как «Комментарии на Бытие» и «Гимны», анализируя их богословское содержание и экзегетические методы, которые автор использовал в своей работе [1, с. 167; 2, с. 7; 3, с. 76]. При этом в современной российской, да и западной науке, почти нет теоретических исследований, которые бы рассматривали Ефрема Сирина не как крупного богослова, а в качестве выдающегося интеллектуала своего времени. Большая часть работ все же обращена вглубь его богословского наследия, что совершенствует теологическую, но не историческую область знания. На наш взгляд, обращение к интеллектуальному наследию Ефрема Сирина позволит восполнить пробелы в изучении христианского интеллектуализма в период поздней античности.
К жизнеописанию Ефрема Сирина обращались как греческие, так и латинские авторы. Упоминания о нем мы находим в работах Созомена [4], блаженного Иеронима Стридонского [5], епископа Палладия Еленопольского [6], блаженного Феодорита Кирского [7]. Так, известно, что Ефрем Сирин родился около 306 года в городе Нисибис в Месопотамии. О семье известно немного. Житие сообщает, что родители Ефрема были христианами (прим. – дословно «благочестивыми людьми»). В автобиографии он сообщает, что его родственники «исповедовали Христа перед судом» (прим. – были мучениками), однако сирийское жизнеописание Ефрема Сирина указывает, что его отец был языческим жрецом [8, p. 8]. Учитывая то обстоятельство, что и сам Ефрем отмечал, что в юности вел недостаточно благоразумный образ жизни и даже сомневался в Божьем промысле, эта версия выглядит вполне убедительной.
На путь христианства Ефрем Сирин встал после ситуации с ложным обвинением в краже овец, в результате которого он был вынужден провести 70 дней в заключении. После получения оправдательного приговора он удалился в горы и стал отшельником. Существует, однако, предположение, что Ефрем Сирин относился к сирийской общине «сынов Завета» (bnayqyāmā), которая представляла собой городской тип монашества [9, p. 191; 10, p. 11]. Поскольку в целом в Северной Месопотамии к IV в. отшельнический тип монашества еще не утвердился, эта версия выглядит вполне убедительной, как и то, что Ефрем вполне мог контактировать с людьми и распространять свои взгляды на мирскую общину.
Погружение в интеллектуальную жизнь началось для Ефрема Сирина со знакомства с епископом Иаковом Нисибийским. Благодаря стараниям епископа в Нисибисе было создано училище, в которое был приглашен для преподавания Ефрем. В 363 году он был вынужден переехать в Эдессу, поскольку Нисибис был захвачен персами, а его учитель к тому времени скончался. В этом городе он основал собственное училище, которое в народе называли «школой персов» (то есть беженцев из Персии). Основным предметом изучения в школе было Священное Писание (толкование которого занимался лично Ефрем Сирин), а также поэзия и церковное пение. Неизвестно, знал ли Ефрем Сирин греческий язык и общался ли с греческими интеллектуалами своего времени. Однако следует отметить, что его выдающиеся интеллектуальные способности привлекали в школу учеников со всей округи, а в интеллектуальном общении с ним находились многие видные современники (существует мнение, что Ефрем Сирин восхитил даже Василия Великого, с которым познакомился при посещении Кесарии Каппадокийской, однако официальных подтверждений этой встречи не существует, за исключением произвольного отождествления «анонимного сирийца», которого упоминал Василий Великий) [11] (Basil. Magn. Hom. in. Hex. 2. 6). Но тот факт, что Василий Великий знал о Ефреме Сирине и восхищался его эрудицией, подтверждает и Созомен (Sozom. Hist. eccl. 3, 16). Феодорит отмечал его уникальные поэтические способности. Так, он сообщает, что Ефрем вступил в полемику с последователями Бар-Дайсана (прим. – придворный поэт и ученый II в., живший в Эдессе и разделявший взгляды гностиков) и, заимствовав у них гармонию напева, доставлял слушателям усладу и пользу (Theodoret. Cyr. Hist. Eccl. 4, 29).
Вероятно, именно в своем интеллектуальном наследии он и видел настоящее призвание, поскольку, когда ему предложили епископский сан, он притворился юродивым и бегал по городу, пока не был избран новый епископ. Также существуют разные точки зрения о том, кем и когда был рукоположен Ефрем Сирин в сан диакона и происходило ли это событие вообще. Есть версия (маловероятная) о том, что его рукоположил сам Василий Великий, но в большей степени очевидно, что он стал диаконов в Нисибисе (об этом сообщают Созомен и Палладий Еленопольский) (Sozom. Hist. eccl. 3, 16; Pallad. Laus. 85). Призвание Ефрема Сирина в качестве выдающегося мыслителя своего времени стало возможным после того, как в Эдессе отшельнику Иулиану попался комментарий на Бытие, сделанный Ефремом. Эта работа так впечатлила Иулиана, что он рассказал о ней по всему городу. Рукопись была оценена по достоинству и к Ефрему стали обращаться за духовными консультациями. Церковный историк Созомен отмечал его ученость, утверждая, что Ефрем хорошо знал сирийский язык, был знатоком философии и «обладал легкостью и блеском слова» (Sozom. Hist. eccl. 3, 16). Очевидно, талант Ефрема Сирина был настолько впечатляющим для Созомена, что он назвал его человеком, который «обилием и мудростью мыслей превзошел знаменитых греческих писателей» (Sozom. Hist. eccl. 3, 16). Умер Ефрем Сирин около 372/373 года, предварительно оставив завещание, в подлинности которого есть сомнения. В нем он свидетельствовал о верности учению Христа и отмечал свои подвижнические труды [12, p. 18].
Сам Ефрем называл себя «человеком неученым и малосмысленным», однако анализ его трудов явно говорит об обратном. Патриарх Фотий упоминал, что он был автором более тысячи трудов и все они были настолько содержательно актуальны для своего времени, что почти сразу переводились с сирийского на греческий язык [13] (Photius. Bibl. 196). Блаженный Иероним упоминал, что работы Ефрема Сирина читались в церквях после Священного Писания, что ранее делалось только в отношении трудов Климента Римского (Hier. De vir. illustr. 115). В России переводом трудов Ефрема Сирина занимались представители Московской духовной академии еще в дореволюционный период (переведено 265 работ; прим. – предположительно перевод осуществлялся по сирийской и армянской версиям), однако полного критического издания трудов Ефрема Сирина пока так и не вышло.
Особое внимание в списке его работ занимают толкования на Священное Писание, в которых нашло отражение хорошее знание Ефремом иврита, а также географии и этнографии Палестины. Ряд авторов отмечают, что Ефрем Сирин в большей степени был не мыслителем, а оратором и поэтом [14, p. 90; 15, p. 56]. Однако в целом необходимо отметить, что почти все работы указывают на то, что их автор был хорошо знаком и с эллинской мудростью, к которой (что естественно для большей части представителей христианского интеллектуализма) вынес отрицательное отношение. По сути, именно это строго конфессиональное богословие без элементов спекулятизма и стало визитной карточкой интеллектуального наследия Ефрема Сирина, отличая его от других великих учителей церкви. Следует отметить, что он почти никогда не углублялся в содержание еретических доктрин, не пытался глубоко спорить со своими оппонентами, а лишь указывал на то, что их содержание расходится с церковной доктриной.
Одной из ключевых тем в его богословии является тринитарное учение. Ефрем Сирин подчеркивал единство и различие лиц Святой Троицы, используя образы, которые указывают на их взаимосвязь и взаимозависимость [16, p. 11; 17, p. 111]. Например, в своем труде «О Троице» он сравнивал отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом с отношениями между солнцем, светом и теплом [18, p. 124]. Это сравнение иллюстрирует, как три лица Троицы едины в своей сущности, но различны в своих проявлениях.
Его христологические взгляды также заслуживают особого внимания. В своих трудах Ефрем подчеркивал как божественную, так и человеческую природу Христа, что было особенно важно в контексте ранних христологических споров. Он использовал образы, такие как «Бог-человек» и «Свет во тьме», чтобы выразить единство двух природ в личности Христа [19, p. 25; 20, p. 57].
Аскетические наставления Ефрема Сирина предлагают ценные уроки для современной духовной практики. В «Слове о добродетелях и пороках» он подчеркивал важность смирения, молитвы и аскезы как средств достижения духовного совершенства, указывая, что путь духовного совершенствования – это постоянный процесс самоанализа и борьбы с греховными наклонностями. Основой добродетели, по его мнению, является смирение. Например, в своих наставлениях он часто упоминал необходимость «смирения сердца», что означает осознание своей греховности и полную зависимость от Божьей милости [21, p. 153]. Этот принцип находит отражение в его практических советах, таких как регулярная молитва, пост и милосердие. Он также акцентирует внимание на важности братской любви и взаимопомощи среди верующих, что является отражением его понимания христианской общины как тела Христова.
Ефрем Сирин также уделял большое внимание практике молитвы. Он рассматривал молитву как диалог с Богом, который требует не только слов, но и внутреннего расположения сердца. В своих трудах он описывал различные формы молитвы, включая личную и общинную, и подчеркивал их взаимодополняемость [22, p. 7].
Отдельного внимания заслуживает использование им оригинальных экзегетических методов, включавших аллегорическое и символическое толкование библейских текстов. Например, в своих комментариях на книгу Бытия он интерпретирует библейские события как символы духовных истин, что позволяет новообращенным глубже понять богословские идеи, заложенные в Священном Писании. Этот подход отличается от более буквальных интерпретаций, распространенных в западной экзегетике. Его экзегетические труды часто включают элементы, которые можно назвать «духовной герменевтикой». Он стремился не только объяснить текст, но и показать его духовное значение для верующих. Этот подход делает его комментарии актуальными и для современных читателей, которые ищут в Библии не только исторические факты, но и духовные истины.
В отличие от других христианских интеллектуалов своего времени, Ефрем был также мастером богословской поэзии. В своих работах он часто использовал поэтические образы и символы, что делает их уникальными в контексте раннехристианской литературы, значительно обогащая содержательный материал. Так, в «Гимнах» он описывает Бога как источник жизни и света, используя образы, которые вдохновляют и утешают верующих [21, p. 104]. Этот подход не только делал его труды доступными для широкой аудитории, но и позволил глубже проникнуть в суть богословских концепций. Ефрем Сирин являлся прирожденным христианским оратором. В его речах отсутствовала нарочито искусственная конструкция, а содержание текстов можно охарактеризовать как настоящую гимнологию со значительным количеством аллегорий и слов. В своих проповедях и стихах он умело использовал цитаты из Священного Писания. К основным темам, к которым наиболее часто обращается Ефрем Сирин в данном жанре, следует отнести: скорбь по несоответствию жизни христианскому идеалу; судьбы грешников и страшный суд; практика покаяния (и в целом борьба со своими страстями). В работах Ефрема Сирина отмечается отсутствие крайнего ригоризма, каждая проповедь – это песнь радости, а не скорби и уныния. По своей структуре часть поучений написана в форме гномических наставлений, часть – в форме дооригеновской гомилии (диалог учителя с учениками), часть – в форме оригеновской гомилии (последовательность толкования отрывка Священного Писания с вкраплениями нравоучений). Кроме того, есть поучения, представляющие собой обширные тематизованные слова (λόγοι) (обстоятельное объяснение предмета с учетом ораторских техник) [23, p. 78]. Эта последняя группа посланий самая многочисленная. К ней принадлежат семь слов о втором пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.
Если более обстоятельно говорить о поэтическом наследии Ефрема Сирина, то следует отметить, что оно подразделяется на распеваемые гимны (строфические «мадраши») и поэтические гомилии (нестрофические «мемры», которые не подлежали распеву). До наших дней дошло около 400 гимнов, которые принадлежат авторству Ефрема. К началу V в. они были объединены в тематические сборники, в которых для каждого гимна указывался рефрен (onita) и название мелодии-модели (qala), на которую нужно распевать стихи [23, p. 79]. Выдающийся вклад Ефрема в развитие этого жанра, прежде всего, заключается в том, что он использовал около 50 стихотворных размеров. Его поэтический гений проявился и в том, что, в отличие от эллинистической традиции написания стихов, в которой мысль была зафиксирована в строго логических дефинициях, Ефрем пользовался символическим языком и часто использовал сравнения. Это было необходимо, чтобы облачить в реальность то, что сложно поддается логическому объяснению и описанию (то есть придать логическую форму религиозному мировоззрению).
В заключение следует отметить, что изучение наследия Ефрема Сирина открывает новые горизонты для понимания раннего христианства и его влияния на последующее развитие христианской мысли. Его труды представляют собой богатый источник для изучения богословских, аскетических и экзегетических идей, а также являют собой ценный источник исследования интеллектуальной традиции поздней античности.
Об авторах
Ирина Валерьевна Абдулманова
Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина
Email: zajcevil@mail.ru
доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
РоссияПолина Сергеевна Таранова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: polya.taranowa2516@yandex.ru
студент института межкультурной коммуникации и международных отношений
РоссияСписок литературы
- Алфеев Г.В. Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2020. Т. 21, № 4–2. С. 167–180.
- Жолобов О.Ф. Поучения Ефрема Сирина в интертекстуальных и композиционных отзвуках оригинальной древнерусской письменности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2007. № 3 (9). С. 7–13.
- Заболотный Е.А. Sol Invictus и римский император: к вопросу о прообразах Христа в экзегезе Ефрема Сирина // Византийский временник. 2017. Т. 101. С. 76–94.
- Созомен. Церковная история. М.: Типография Фишера, 1855. 636 с.
- Творения блаж. Иеронима Стридонского. Кн. IV, ч. II. Киев: Типографія И.И. Чоколова, 1894. 433 с.
- Преп. Палладий Еленопольский. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов. М.: Сибирская благозвонница, 2014. 493 с.
- Theodoret. Historia Ecclesiastica. Leipzig: Aeterna Press, 1954. 253 p.
- Wickes J.Th. St. Ephrem the Syrian. The hymns on faith. The fathers of the church: a new translation. Vol. 130. Washington: The Catholic University of America Press, 2015. 448 p.
- Nedungatt G. The covenanters of the early Syriac-speaking church // Orientalia Chriatiana Periodica. 1973. Vol. 39. P. 191–215.
- Escolan P. Monachisme et Eglise. Le monachisme syrien du IVe au VIIe siècle: un monachisme charismatique. Paris, 1999. 410 p.
- Василий Великий Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1. Изд. 4-е. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Лавра, 1900. 345 с.
- Amar J.P. The Syriac «Vita» tradition of Ephrem the Syrian. Lovanii: Peeters Publishers, 2011. 307 p.
- Photii Patriarchi. Myriobiblion / ed. by J.H. Freese. L.–N.Y., 1920. 120 p.
- Beck E. Ephräms des Syrers Psychologie und Erkenntnislehre. Louvain: Secrétariat du Corpus SCO, 1980. 419 p.
- Botha P.J. Christology and Apologetics in Ephrem the Syrian. University of University of Pretoria, 1989. 180 p.
- Griffith S.H. Faith Adoring the Mystery: Reading the Bible with St. Ephrem the Syrian. Marquette University Press, 1997. 62 p.
- Griffith S.H. The Bible in Arabic: The Scriptures of the «People of the Book» in the Language of Islam. Princeton University Press, 2013. 263 p.
- Mansour Bou T. La pensée symbolique de Saint Ephrem le Syrien. Bibliothèque de l'Université Saint-Esprit, 1988. 566 p.
- den Biesen K. Simple and Bold: Ephrem's Art of Symbolic Thought. Gorgias Press, 2014. 464 p.
- Murray R. Symbols of Church and Kingdom: A Study in Early Syriac Tradition. A&C Black, 2006. 395 p.
- Ephrem le Syrien Hymnes sur la Nativité. Éditions du Cerf, 2001. 344 p.
- The Armenian Commentary on Genesis Attributed to Ephrem the Syrian / ed. by E.G. Mathews. Peeters Publishers, 1998. 288 p.
- Possekel U. Evidence of Greek Philosophical Concepts in the Writings of Ephrem the Syrian. Lovanii: Peeters Publishers, 1999. 265 р.
Дополнительные файлы
