Карьерно-образовательная траектория бакалавров прикладной информатики в региональном вузе: аспекты проектирования и реализации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье анализируется сложный комплекс проблем подготовки кадров для цифровой экономики. Авторы отмечают, что механического увеличения бюджетных мест в системе высшего и среднего профессионального образования недостаточно, чтобы обеспечить ИТ-сегмент рынка труда в России, что связано как с вопросами качества подготовки специалистов, так и с карьерными ожиданиями выпускников. Приводится авторское определение карьерно-образовательной траектории студента. В качестве одного из возможных решений предлагается интегративно-микромодульный подход, ключевым элементом которого выступает сотрудничество студента, вуза и потенциальных работодателей в проектировании и реализации эффективной карьерно-образовательной траектории каждого студента. Авторами отмечаются существенные различия в целях, ресурсах и стратегиях федеральных, национальных и региональных вузов, при этом фокусируется основное внимание на последних. На примере подготовки бакалавров направления 09.03.03 Прикладная информатика углубленно анализируются вопросы работы и подработки студентов в период обучения, влияние данного фактора на карьерно-образовательную траекторию. Рассматриваются примеры реализации микромодулей «ступень карьеры» в рамках дисциплин «Программирование», «Базы данных», «Проектирование информационных систем», «Программная инженерия», «Анализ данных», «Облачные сервисы», «Веб-программирование». Описывается стратегия использования методов психосемантики для распознавания и уточнения образа будущей профессии, профессиональной саморефлексии и, возможно, профессиональных проб.

Полный текст

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Сфера информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современной России активно развивается. К 2021 году число организаций в этой сфере превышало 100 тыс., а численность занятых в них работников – 1,285 млн чел. (среднесписочно) [1, с. 62], генерируя при этом 3,2% от валовой добавленной стоимости РФ. При этом валовые внутренние затраты организации на развитие цифровой экономики в 2021 году достигли 3,7% ВВП [1, с. 33], а структура этих затрат по отраслям [1, с. 38] подтверждает, что потребность в ИТ-специалистах различных профилей в дальнейшем будет только расти. Государственная программа «Кадры для цифровой экономики» предполагает к 2024 году прием не менее 500 тыс. человек по образовательным программам высшего образования в сфере информационных технологий за счет средств федерального бюджета (нарастающим итогом, начиная с 2019 года) [2], на февраль 2023 года принято более 343 тыс. человек. На 2023/2024 учебный год вузам установлено 160361 бюджетное место, из них 112993 – направлены в регионы [3]. Общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по ключевым укрупненным группам направлений подготовки и специальностей в сфере информационных технологий и смежных областей образования, связанных с интенсивным использованием ИКТ, составляла на 2021/2022 учебный год свыше 1,037 млн чел. или 25,6% от общей численности студентов [4, с. 116]. В теории такое количество будущих специалистов должно с избытком удовлетворять потребности рынка труда и обеспечивать значимый уровень конкуренции. Однако поисковые запросы на электронных биржах труда наглядно показывают, что в IT-отрасли предложение превышает спрос при достаточно высоком уровне заработной платы (рис. 1, при 637 вакансиях программиста в регионе представлено менее 50 резюме сотрудников в активном поиске работы).

 

Рисунок 1 – Вакансия «Программист» на сайте hh.ru

 

Данная ситуация складывается под влиянием целого ряда факторов. Во-первых, показатель «Количество принятых на обучение по программам высшего образования в сфере информационных технологий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета», согласно методологии подсчета [5], включает широкий спектр направлений, например, машиностроение (28,4 тыс. бюджетных мест в 2022 году [6]) или теплоэнергетика и теплотехника (38,7 тыс. бюджетных мест в 2022 году [6]), выпускники которых мало влияют на рынок труда ИТ-отрасли. При этом статистические исследования подтверждают структурный дисбаланс между подготовкой ИТ-специалистов в вузах и текущими потребностями рынка труда [2]. Во-вторых, традиционно высокий уровень мобильности приводит к тому, что региональная и международная миграция, в том числе и образовательная [7], «вымывает» специалистов из провинции в столицы и за рубеж: уезжают не только выпускники вузов, но и ориентированные на работу в ИТ-отрасли выпускники школ и колледжей [7]. В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет третий фактор – низкий уровень конверсии студентов 1 курса ИТ-направлений в молодых специалистов отрасли, что и определяет основную проблему данного исследования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основываются авторы; выделение не разрешенных ранее частей общей проблемы.

Вопросы трудоустройства выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования (СПО) достаточно широко освещаются в педагогических и социологических исследованиях. Так, в работе А.С. Савенковой [8] проводится сравнительный анализ рынка труда молодежи России, Китая и Германии и приводится ряд социальных показателей, значимых для работодателя при трудоустройстве молодого специалиста. В числе таких показателей лидирует опыт работы по специальности, рекомендации и личные связи, личные качества и навыки кандидата, репутация образовательной организации (73,8%, 47,5%, 39,7%, 28,4% опрошенных из РФ отметили соответственно) [8, с. 528]. Развернутый анализ проблемы трудоустройства выпускников СПО в IT-отрасли приведен в работе И.А. Волошиной, Л.В. Козловой [9]. На основании массового выборочного исследования (1500 респондентов) авторы оценивают долю выпускников СПО, выбравших работу по профилю подготовки в 30–50%. При этом основными причинами отказа от поиска работы в IT респонденты – молодые специалисты называют недостаточный уровень опыта, знаний и умений, непривлекательность резюме для работодателя, низкий уровень заработной платы, отказы работодателей после собеседования [9, с. 129]. Отметим также, что, по мнению работодателей, только 15–20% выпускников СПО готовы к немедленному трудоустройству и эффективной работе в сфере ИТ, а средний срок дополнительной подготовки на рабочем месте составляет от 6 до 12 месяцев [9, с. 123]. Соответственно, ожидания и требования работодателей ставят в приоритет рабочую дисциплину и обучаемость, опыт работы и мотивированность в профессии. Наличие необходимых знаний и умений, умеренные зарплатные ожидания имеют существенно меньшую значимость [9, с. 124, рис. 1]. Сложившаяся ситуация не уникальна для СПО, проблемы трансформации профессионального образования имеют системный характер. Так, анализируя тенденции развития ведущих вузов мира и России на фоне цифровой трансформации экономики, авторы статьи «Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира» [10] обозначают:

  • – переход от подготовки кадров к экосистемной интеграции;
  • – вместо стандартизированных образовательных программ – персонализированное обучение;
  • – от высшего и элементов дополнительного образования – к незавершаемому образованию в экосистемной образовательной среде;
  • – от сообщества преподавателей и студентов – к центру интеграции различных стейкхолдеров [10, с. 42–43].

При этом авторы справедливо отмечают, что «национальные системы высшего образования и каждый вуз будут характеризоваться своими уникальными траекториями» [10, с. 44].

Тем не менее на уровне региональных вузов решение задач профориентации и трудоустройства выпускников зачастую носит традиционно-формальный характер. Так, в статье «Концептуальные основы реализации профориентационной работы вузов в регионе» [11] автор выделяет довузовский, вузовский и послевузовский этапы профориентационной работы; причем вузовский этап предполагает организацию работы с портфолио, маркетинговый анализ потребителей образовательных услуг, привлечение работодателей к участию в учебном процессе и внедрение дисциплины по обучению технологиям трудоустройства [11, с. 12]. Е.И. Чарушина, обсуждая организацию профориентационной работы в высшей школе, сводит ее до кластеризации совокупности абитуриентов, составления плана профориентационных мероприятий, информационного сопровождения профориентационной деятельности и декларации о необходимости применения деятельностного подхода в ней [12, с. 195]. Е.К. Хеннер [13] подчеркивает ключевую роль довузовского этапа профессионального самоопределения и видит школьный курс информатики в качестве системообразующего начала данного процесса, что во многом представляется крайне спорным подходом. Вместе с тем, как справедливо отмечается в статье «Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности» [14], «в процессе обучения и постепенного вхождения в специальность существенная часть студентов нуждается в изменениях сделанного при поступлении выбора направления подготовки или вуза» [14, с. 138]. Выход из этой ситуации авторами видится в создании уникальной российской модели высшего образования, созданной в контексте постболонской реальности, что, к сожалению, не реализуемо в рамках отдельного вуза и/или региона.

Следует отметить, что среди многочисленных педагогических исследований встречаются посвященные частным подходам и приемам управления профориентацией студентов: анализу цифрового следа [15] и образовательного профиля [16], взаимосвязи осознанности профессионального выбора и мотивации к обучению [17], использованию учебных хакатонов как инструмента профессиональных проб [18], роли индустриальных партнеров в контексте карьерного развития молодежи [19], анализу взаимосвязи репутации вуза и доверия студентов и выбора послевузовской образовательной траектории [20], исследованию карьерной траектории студентов при их включении в социально-трудовые отношения [21], аспектам реализации образовательно-карьерной траектории как инструмента формирования конкурентоспособности [22], факторам формирования карьерных траекторий выпускников вузов [23]. Некоторые элементы управления карьерным траекториями находят свое отражение в широкомасштабных экспериментах по отслеживанию и управлению карьерной траекторией государственных служащих [24].

Формирование цели статьи (постановка задания)

Целью нашего исследования выступает теоретическое обоснование комплексного (интегративно-микромодульного) подхода к проектированию карьерно-образовательной траектории бакалавров прикладной информатики в региональном вузе и рассмотрение отдельных аспектов его практической реализации (на примере отдельных дисциплин).

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

Проведенный контент-анализ социологических и педагогических исследований позволяет нам сформулировать несколько положений, которые станут основой дальнейшего исследования.

  1. Цифровая трансформация экономики и социума невозможна без соответствующих изменений в системе профессионального образования, которые можно условно обозначить либо как переход к Университету 3.0–4.0, либо через понятие уровня зрелости цифровой образовательной среды вуза. Существенным препятствием к данному переходу выступает инерционность образовательной системы в России, во многом обусловленная подходом «образование как услуга», преобладающим в 90-х годах прошлого века и начале двухтысячных.
  2. Одним из показателей эффективности такого перехода может выступать коэффициент целевой конверсии, рассчитываемый как отношение выпускников вуза, трудоустроенных по направлению подготовки в течение 12 месяцев после окончания, к числу студентов, зачисленных в данном выпуске на первый курс.
  3. Коэффициент конверсии может варьироваться в среднем от 10% до 90–100% и иметь ярко выраженную отраслевую, региональную и вузовскую специфику. К числу глобальных факторов, приводящих к его значимому снижению, можно отнести:
– низкий уровень зарплат и/или несоответствие зарплатных ожиданий выпускников реальному состоянию рынка труда;
– структурный дисбаланс между профилями выпускников и вакансиями;
– преобладание в отрасли закрытых каналов трудоустройства;
– местная специфика (географическая, экологическая, экономическая), обусловливающая постоянный отток кадров из региона;
– резкое изменение рынка труда под влиянием внешних факторов геополитического плана.

На уровне региона и вуза, помимо перечисленных, наибольшее влияние оказывает и ряд других особенностей:

– недостаток у вуза мощных универсальных и заинтересованных индустриальных партнеров;
– уровень подготовки абитуриентов;
– проблемы мотивации студентов к обучению, в том числе и за счет материальных сложностей;
– уровень подготовки студентов по данному направлению;
– система профориентации и трудоустройства студентов в вузе;
– система практик (учебных и производственных), профессиональных проб и получения профессионального опыта.

Приведенный перечень специфических особенностей не претендует на полноту, поскольку, например, наличие моногорода, целевых программ (сельский врач, земский учитель и других) могут нивелировать или усугубить большинство указанных факторов.

  1. В системах профориентации и трудоустройства преобладает традиционный, формальный подход.
  2. Образовательная траектория выстраивается вне контекста будущей карьеры.
  3. Профессиональные пробы реализуются в ходе отдельных мероприятий (конкурсы, хакатоны), не носящих системного характера и не всегда соответствующих уровню подготовки студентов.
  4. Отсутствие комплексного подхода к проблемам мотивации, доверия студентов, карьерному планированию в контексте непрерывного образования.

Для экспериментального подтверждения актуальности проблемы конверсии абитуриента в молодого специалиста нами в 2022/2023 году был проведен опрос 86 студентов с помощью Яндекс-Формы, основные результаты которого представлены на рис. 2–5.

 

Рисунок 2 – Результаты ответов на вопрос: «Профессионалом в какой области вы готовитесь стать?»

 

Рисунок 3 – Результаты ответов на вопрос: «Совмещаете ли вы работу с учебой?»

 

Рисунок 4 – Результаты ответов на вопрос: «Связана ли ваша работа (подработка) с вашей будущей специальностью?»

 

Рисунок 5 – Результаты ответов на вопрос: «Планируете ли вы менять работу после окончания вуза?»

 

Анализ работ, в которых даются определения образовательной траектории, карьерной траектории [21], образовательно-карьерной траектории [22], привел нас к необходимости рассмотреть понятие карьерно-образовательной траектории.

По нашему мнению, карьерно-образовательная траектория – сложный социально-педагогический конструкт, представляющий собой непрерывную вариативную последовательность образовательных, профессиональных и личностных шагов, приводящих к планируемому/проектируемому результату, – успешной профессиональной самореализации. При этом в качестве шагов (элементов) карьерно-образовательной траектории на макроуровне мы предлагаем рассматривать профессиональное или дополнительное образование в целом, а на микроуровне отдельные дисциплины, модули, обучающие курсы, элементы неформального образования; нацеленные на формирование soft skills мероприятия; поддержание хорошей физической формы; учебные практики и подработки; виртуальные тренажеры и даже компьютерные игры.

В структуру карьерно-образовательной траектории необходимо включить две составляющие: фиксированная реализованная часть (отображаемая в образовательной среде в виде цифрового следа) и вариативная проектируемая часть, которая может корректироваться студентом в сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса.

Успешное построение карьерно-образовательной траектории студента-выпускника направления подготовки «Прикладная информатика» возможно при выполнении следующих организационно-педагогических условий:

  • – непрерывность и целостность процесса управления карьерно-образовательными траекториями на базе стандартного цикла менеджмента (проектирование – реализация – контроль – анализ);
  • – организация постоянного мониторинга на основе концепции цифрового следа;
  • – доступность консультирования со стороны преподавателей, служб трудоустройства вуза, работодателей, представителей индустриальных партнеров по вопросам профессионального выбора;
  • – комплексно-адаптивный подход к проведению профориентационных мероприятий с учетом возможностей, потребностей и интересов студентов.

Фрагмент схемы подбора профориентационных мероприятий для студентов представлен в табл. 1.

 

Таблица 1 – Подбор типов профориентационных мероприятий

Категория вуза

Категория мероприятия в зависимости от уровня подготовки и мотивации студентов

Сильные студенты

Средние студенты

Слабые студенты

Федеральный, ведущий отраслевой

Стажировки у индустриальных партнеров-лидеров. Хакатоны. Стартапы. Участие в НИР вуза

Стажировки в типовых организациях

Практики в соответствии с учебным планом

Национальный

Стажировки. Хакатоны. Участие в НИР вуза

Цифровые кафедры. Лаборатории

Практики, профессиональные пробы (подработки). Ролевые и деловые игры

Региональный

Учебные хакатоны. Конкурсы. Гранты

Участие в НИР вуза. Работа или подработка. Встречи/беседы с работодателями. Ролевые и деловые игры

Встречи/беседы с работодателями. Ролевые и деловые игры

 

Построение карьерно-образовательной траектории студента-выпускника направления подготовки «Прикладная информатика» должно осуществляться с учетом положений системного, деятельностного и личностного подхода на основе следующих основных принципов:

  1. Управляющее консультирование, предусматривающее самостоятельное определение студентом цели (конечного пункта) карьерно-образовательной траектории на основе индивидуальной системы ценностей, жизненных целей и приоритетов.
  2. Организационное, психологическое и педагогическое сопровождение личностных и профессиональных элементов карьерной траектории (помощь в составлении резюме, подготовке к собеседованию, сертификации, рекомендация ресурсов и возможностей для развития soft skills).
  3. Выстраивание на базе учебного плана в разделе «Дисциплины по выбору» как минимум двух базовых карьерно-образовательных траекторий, соответствующих конкретным, востребованным в регионе вакансиям на рынке труда начального (без или с малым опытом работы) уровня. Например, для профиля «Корпоративные информационные системы» в качестве таковых можно выбрать «специалист сопровождения 1С / 1С программист» и «веб-программист (фронт)».
  4. Интеграция карьерно-образовательных элементов в дисциплины профессионального цикла в виде отдельных микромодулей. Примеры таких модулей и их взаимосвязь с вакансиями на рынке труда представлена в табл. 2.
  5. Разработка интерактивных занятий (в первую очередь деловых игр) на основе трудовых функций, актуальных в ИТ-отрасли. Например, в рамках дисциплины «Программная инженерия» можно использовать деловую игру с распределением ролей: заказчик, аналитик (сбор и анализ требований), разработчик, тестировщик, менеджер проекта.
  6. Обязательное включение элементов цифрового образования (формального – массовые открытые онлайн-курсы и информального – видео, подкасты, статьи, pet project) в дисциплины профессионального цикла.
  7. Использование методов психосемантики [25] для оценки реалистичности образа будущей профессии у студентов, коррекции этого образа и психолого-педагогического сопровождения профессионального выбора.

 

Таблица 2 – Взаимосвязь дисциплин, вакансий и микромодулей

Дисциплины

Вакансии

Микромодули

Программирование.  Объектно-ориентированное программирование

Тестировщик. Техническая поддержка. Разработчик

«Особенности промышленной разработки программного обеспечения (ПО)» (групповой проект). Включает знакомство с GitHub, инструментами автоматизированного тестирования, продвинутыми возможностями среды разработки, особенностями настройки операционного окружения для тестирования ПО

Базы данных. Проектирование информационных систем

Администратор БД/СУБД

«Администрирование баз данных (БД)» (по вариантам: MS SQL, MySQL, PostgreSQL, MongoDB) (кейс: обосновать выбор локального или облачного размещения БД или кластера БД для выданного варианта организации)

Операционные системы

Системный администратор

«Профилактика» – разработка плана-графика обслуживания локальной сети и парка персональных компьютеров (ПК) для заданных параметров организации

Цифровые технологии обучения взрослых

Технический писатель, тьютор

«Обучение персонала» – кейс по разработке инструкций для администратора, конечного пользователя и программы для обучения пользователей информационных систем (ИС) (в качестве ИС можно использовать программные продукты, разработанные студентом в процессе курсового и дипломного проектирования)

Облачные технологии

Инженер по облачным сервисам

Прохождение тренингов (бесплатных) на платформе «Яндекс-Практикум»

Веб-программирование

Веб-верстальщик

«Заработать на фрилансе?» – деловая игра. Поиск и выполнение (условное) задания, представленного на платформе фриланса типа Kwork с оценкой временных и сопутствующих финансовых затрат

Математика для анализа данных. Анализ данных. Нейронные сети

Специалист по анализу данных

«Анализируй это!» – деловая игра по поиску факторов, влияющих на конкретный показатель на основе дашбордов Росстата. В качестве показателя можно использовать данные межрегиональной торговли по конкретным продуктам.

 

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

Таким образом, нами в статье дано определение карьерно-образовательной траектории, выявлены её структурные компоненты, приведено обоснование комплексного (интегративно-микромодульного) подхода к ее проектированию для бакалавров прикладной информатики в региональном вузе и продемонстрирована возможность реализации данного подхода в условиях фиксированного учебного плана и ограниченных материальных ресурсов. В перспективе предусмотрена работа над увеличением числа базовых карьерно-образовательных траекторий, а также анализа потенциала цифровой экономики в контексте получения студентами дополнительного опыта профессиональной деятельности.

×

Об авторах

Татьяна Валерьяновна Добудько

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: tdobudko@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, г. Самара

Сергей Иванович Макаров

Самарский государственный экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: matmaksi@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры прикладной информатики

Россия, г. Самара

Ольга Исааковна Пугач

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: olpugach@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сб. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 332 с.
  2. Кадры для цифровой экономики [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866.
  3. По поручению Президента приоритет при распределении бюджетных мест отдаётся региональным вузам, а упор делается на специальности для обеспечения скорейшего импортозамещения [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. http://government.ru/news/45348.
  4. Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы образования: 2023: статистический сб. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 432 с.
  5. Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: приказ Минцифры РФ от 28.02.2022 № 143 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/404500686.
  6. Высшее образование [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed.
  7. Курбатова М.В., Донова И.В., Кранзеева Е.А., Леухова М.Г. Образовательная миграция в регионах ресурсного типа // Мир России. Социология. Этнология. 2022. Т. 31, № 1. С. 91–112. doi: 10.17323/1811-038x-2022-31-1-91-112.
  8. Савенкова А.С. Представления о рынке труда молодежи России, Китая и Германии: сопоставительный анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21, № 3. С. 520–535. doi: 10.22363/2313-2272-2021-21-3-520-535.
  9. Волошина И.А., Козлова Л.В. Трудоустройство выпускников СПО в области информационных технологий и информационной безопасности: карьерные предпочтения и практики поиска работы // Социально-трудовые исследования. 2020. № 4 (41). С. 120–134.
  10. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н., Смирнова Е.А., Никонова О.Д. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 27–47. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47.
  11. Никулина Ю.Н. Концептуальные основы реализации профориентационной работы вузов в регионе // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2016. № 3 (24). С. 6–14.
  12. Чарушина Е.И. Организация профориентационной работы в высшей школе: аспекты, проблемы, решения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 6 (81). С. 190–195. doi: 10.23859/1994-0637-2017-6-81-27.
  13. Хеннер Е.К. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на ИТ-профессии // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 8. С. 37–60. doi: 10.17853/1994-5639-2021-8-37-60.
  14. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 4. С. 137–155. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-137-155.
  15. Лапчик Д.М., Федорова Г.А., Гайдамак Е.С. Цифровой след в образовательной среде как регулятор профориентации студентов на педагогическую профессию // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 14, № 9. С. 1388–1398. doi: 10.17516/1997-1370-0827.
  16. Кушнир М.Э., Рабинович П.Д., Заведенский К.Е., Царьков И.С. Образовательный профиль студента как инструмент персональной образовательной логистики // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 12. С. 48–58. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-48-58.
  17. Мальцев Д.В., Лазукова Е.А., Репецкий Д.С. Осознанный выбор профессии как доминантный мотив обучения в университете // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 10–28. doi: 10.32744/pse.2022.6.1.
  18. Гречушкина Н.В., Арефьева Е.А. Хакатон: определение, практика и перспективы применения в высшей школе // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 4. С. 83–105. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-83-105.
  19. Мирошников С.А., Нотова С.В., Никулина Ю.Н. Кадровое сотрудничество вуза и индустриальных партнёров в контексте карьерного развития молодежи // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 8–9. С. 99–115. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-99-115.
  20. Кузнецов И.С. Доверие студентов и их образовательная траектория после окончания вуза // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 1. С. 110–129. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-110-129.
  21. Синева Н.Л., Яшкова Е.В., Плесовских Г.А., Шипулло М.С. Исследование карьерной траектории студентов при их включении в социально-трудовые отношения // Перспективы науки и образования. 2017. № 6 (30). С. 29–33.
  22. Абдрахманова А.А. Реализация индивидуальной образовательно-карьерной траектории как инструмент формирования конкурентоспособности будущих специалистов // Теория и практика общественного развития. 2019. № 12 (142). С. 59–63. doi: 10.24158/tipor.2019.12.10.
  23. Темнова Л.В., Лизунова О.А. Факторы формирования карьерных траекторий выпускников вузов // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 89–97.
  24. О проведении эксперимента по использованию электронных документов в кадровой работе отдельных федеральных органов исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 18.03.2023 № 413 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/406581933.
  25. Серкин В.П. Психосемантика: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2023. 318 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Вакансия «Программист» на сайте hh.ru

Скачать (279KB)
3. Рисунок 2 – Результаты ответов на вопрос: «Профессионалом в какой области вы готовитесь стать?»

Скачать (104KB)
4. Рисунок 3 – Результаты ответов на вопрос: «Совмещаете ли вы работу с учебой?»

Скачать (186KB)
5. Рисунок 4 – Результаты ответов на вопрос: «Связана ли ваша работа (подработка) с вашей будущей специальностью?»

Скачать (105KB)
6. Рисунок 5 – Результаты ответов на вопрос: «Планируете ли вы менять работу после окончания вуза?»

Скачать (155KB)

© Добудько Т.В., Макаров С.И., Пугач О.И., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.