Формирование ценностного отношения студентов к здоровью на занятиях физической культурой

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье ставится проблема воспитания студенческой молодежи, ориентированной на сохранение и укрепление здоровья. Раскрывается специфика ценности как отношения и как значения и выявляется взаимосвязь понятий «ценность» и «отношение». Обосновывается, что здоровье, приобретая значение для студента, тем самым наделяется им личностным смыслом, приобретая статус ценности. Выявляются особенности ценностного отношения к здоровью как структурного образования, компоненты которого обладают конкретным содержанием. Определяется структура ценностного отношения студентов к здоровью, включающая когнитивный, мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты. Раскрывается содержание компонентов ценностного отношения студентов к здоровью: знание о здоровье человека, о здоровом образе жизни (когнитивный компонент); ценности «здоровье», «здоровый образ жизни», «ответственность», «самостоятельность», приобретающие форму мотивов деятельности студента по сохранению и укреплению собственного здоровья (мотивационно-ценностный компонент); действия и поступки, направленные на сохранение и укрепление здоровья, – физическая активность, правильное питание и др. (поведенческий компонент). Раскрываются возможности занятий физической культурой в вузе в формировании у студентов ценностного отношения к здоровью. Обосновывается выбор методов, позволяющих эффективно формировать когнитивный компонент ценностного отношения студентов к здоровью (методы как рассказ, объяснение, разъяснение), мотивационно-ценностный компонент (этический диалог, дискуссия, пример, ситуация ценностного выбора), поведенческий компонент (упражнение и приучение). Приводятся примеры использования объяснения, этического диалога, ситуаций ценностного выбора на занятиях физической культурой в вузе с целью формирования ценностного отношения студентов к здоровью.

Полный текст

Становление личности, осознающей важность сохранения и укрепления здоровья, характеризуется ее отношением к здоровью, поэтому воспитание личности студента, для которого значимо собственное здоровье и здоровье окружающих, предполагает формирование у него ценностного отношения к здоровью. Необходимость формирования именно ценностного отношения объясняется положением о том, что для успешного осуществления образовательного процесса значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях – ценностях.

Проанализировав научные источники, раскрывающие различные аспекты понятия «ценность», мы установили, что при разнообразных интерпретациях данного понятия многие ученые осмысливают понятие «ценность» во взаимосвязи с понятием «отношение». В частности, В.А. Блюмкин отождествляет отношение с ценностью, подчеркивая, что ценность есть «отношение (общественное отношение)» [1, с. 5]. М.С. Каган, подчеркивая специфику ценности как отношения, утверждает: ценность являет собой «специфическое отношение, поскольку она связывает объект не с другим объектом, а с субъектом» [2, с. 67]. П.С. Гуревич акцентирует внимание на личностном аспекте ценности как отношения: «личностно окрашенное отношение к миру» [3, с. 43]. О.М. Бакурадзе и В.Н. Сагатовский рассматривают ценность непосредственно как ценностное отношение: «выражение ценностного отношения человека к действительности» [4, с. 18], «ценностное отношение человека к миру» [5, с. 16].

В то же время ценность рассматривается учеными и как значение.

Понимание ценности как значения подчеркивает объективность ценности, то есть ее независимость от человека. Существование ценности вне зависимости от личности обосновано О.Г. Дробницким в работе «Мир оживших предметов» [6, с. 328]. Эта идея ученого получила свое развитие в работе М.С. Кагана «Философская теория ценности» [2]. М.С. Каган подчеркивает, что «ценность есть значение объекта для субъекта – благо, добро, красота и т.п., а оценка есть эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения субъектом – переживание блага, приговор совести, суждение вкуса и т.п.» [2, с. 68]. Тем самым можно утверждать, что возникающие в объектно-субъектных отношениях личности ценности являются объектами, в качестве которых могут выступать обучающиеся, если мы говорим о педагогической деятельности. Подчеркнем, что обучающийся (будь то школьник или студент) является не только объектом, но и активным субъектом педагогической деятельности. Однако, выступая объектом педагогического воздействия, он приобретает значение для педагога и тем самым становится для него ценностью. Отношение к обучающемуся как к ценности определяет содержание образовательного процесса как процесса гуманистического.

Применительно к проблеме формирования ценностного отношения студентов к здоровью можно утверждать, что здоровье в качестве объекта укрепления, развития предстает как объект воздействия, который приобретает значение для студента. Понятие «значение» тесно связано с понятием «смысл», которое определяется учеными как «отношение мотива деятельности к цели деятельности» (А.Н. Леонтьев [7, с. 299]), как «реальное жизненное отношение к тому, на что направлено его (человека. – С.С.) действие» (А.Г. Асмолов [8, с. 303]). Здоровье, приобретая значение для студента, тем самым наделяется им личностным смыслом. И только осмысленное как нечто значимое, важное, здоровье обретает форму мотива действий студентов по его сохранению и укреплению.

В научном дискурсе здоровье предстает как ценность и как цель. В частности С.В. Гальперин рассматривает здоровье в рамках предлагаемой им системы основополагающих ценностей ЗОВ: «здоровье, ориентация в окружающей среде, взаимопонимание» [9, с. 75].

Проблема здоровья анализируется в науке в рамках функционально-физиологического, социально-биологического и социально-психологического направлений. В контексте проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у студентов, на наш взгляд, особое значение имеет трактовка здоровья, предлагаемая в рамках социально-психологического направления: «благо и ценность человеческой жизни, совокупность физических и духовных качеств человека, выступающих условием удовлетворения потребностей человека, осуществления трудовой деятельности, реализации личностных возможностей» [10, с. 9].

Формирование у студентов ценностного отношения к здоровью будет эффективным в том случае, если будет определено содержание такого отношения.

Отношение как личностное образование имеет структуру, компоненты которой обладают конкретным содержанием. Этот факт подчеркивается многими учеными. Так, например, М. Рокич выделяет в ценностном отношении когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты [11]. Когнитивный компонент, согласно ученому, наполняется информацией о том состоянии, которого человек хочет достичь и средствах достижения данного состояния; аффективный компонент связан с конкретными эмоциями, возникающими у человека во взаимодействии с окружающим миром; поведенческий компонент связан с определенными действиями, направляемыми ценностями.

Анализ научной литературы, посвященной непосредственно проблеме ценностного отношения личности к здоровью, показал, что ученые, придерживаясь положения о том, что ценностное отношение есть структурное образование, выделяют структурные компоненты ценностного отношения к здоровью и обосновывают их содержание.

В частности, И.В. Бачинин с соавторами рассматривают ценностное отношение к здоровью «как сложное интегративное качество личности, включающее перцептивно-аффективный, когнитивный, деятельностно-практический и поведенческий компоненты» [12, с. 109]. При этом ученый подчеркивает необходимость выделения внутреннего и внешнего аспектов ценностного отношения как осмысления личностью ценности «здоровье» и деятельности, определяемой данной ценностью, соответственно.

И.Б. Котова и Е.Н. Сухомлинова, анализируя состояние ценностного отношения к здоровью старшеклассников, определяют такое отношение как «единство когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов» [13, с. 38].

О.Ю. Масалова, работая над проблемой ценностного отношения к здоровью студентов вузов, видит в ценностном отношении к здоровью «осмысленную работу самого студента по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, превращению здорового образа жизни в фундаментальную составляющую образа Я» [14, с. 48]. Исследователь раскрывает структуру такого отношения, образуемую мотивационно-ценностным, операциональным, эмоционально-волевым и практико-деятельностным компонентами.

В содержание мотивационно-ценностного компонента О.Ю. Масалова включает ценности и мотивы, побуждающие личность к организации жизни и деятельности, ориентированной на сохранение и укрепление здоровья. Иными словами, эти ценности и мотивы направляют студента на осуществление здорового образа жизни. И хотя О.Ю. Масалова не выделяет когнитивный компонент ценностного отношения к здоровью, она подчеркивает важность знания в формировании этого отношения у студентов. Именно в рамках деятельности по формированию мотивационно-ценностного компонента, по утверждению ученого, становится возможным ценностное осмысление студентами знания о здоровье, о здоровом образе жизни и его значении для поддержания и развития здоровья. Важной представляется идея О.Ю. Масаловой о том, что формирование мотивационно-ценностного компонента ценностного отношения студентов к здоровью предполагает развитие у них интереса к собственному здоровью, как условию эффективной жизни и деятельности. Интерес становится основой потребности, воплощающейся в мотив. Развитие интереса возможно в процессе раскрытия перед студентами взаимосвязи здоровья со значимыми целями жизни, с успехом в профессиональной деятельности. Операциональный компонент О.Ю. Масалова связывает с умениями и навыками личности по сохранению, укреплению и развитию здоровья. Так как этому способствует здоровый образ жизни, то можно утверждать, что речь идет об умениях и навыках ведения здорового образа жизни. В содержание эмоционально-волевого компонента входит «степень ценности здоровья в иерархии, чувство ответственности за него, а также показывает эмоциональную оценку своего образа жизни» [14, с. 52]. Ученый полагает, что даже осознание значимости здоровья, его ценности для себя лично, не всегда подталкивает человека к деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Для здорового образа жизни необходимы определенные волевые усилия. И, кроме того, такой образ жизни должен приносить положительные эмоции. Практико-деятельностный компонент, по мнению О.Ю. Масаловой, показывает степень вовлеченности студента в здоровый образ жизни, то есть присутствует ли у него распорядок дня, наличествуют ли у него положительные пищевые привычки, соблюдает ли он режим двигательной активности и др.

Мы полагаем предлагаемую О.Ю. Масаловой структуру ценностного отношения студента к здоровью излишне развернутой, так как умения и навыки, образующие содержание операционального компонента, могут быть включены в содержание практико-деятельностного компонента, на том основании, что умения и навыки реализуются в конкретной деятельности.

Еще более развернутая структура ценностного отношения личности к здоровью представлена в работе Э.А. Малолетко, в которой выделяются «потребностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий, оценочно-рефлексивный компоненты» [15, с. 66]. Потребностный компонент предполагает наличие потребности человека в сохранении здоровья в биологическом смысле. Когнитивный компонент Э.А. Малолетко ассоциирует с познанием таких явлений как здоровье, здоровый образа жизни и др. Иными словами, речь идет о знании. Это может быть биологическое, физиологическое, психологическое и медицинское и иное знание, отражающее различные аспекты здоровья. Эмоциональный компонент связан с проявлением эмоций. Речь идет о том, какие эмоции вызывает у человека все то, что так или иначе связано со здоровьем, с его поддержанием и развитием. Однако содержание эмоционального компонента образуют не все эмоции, а только эмоции положительные – радости, удовольствия и т.д. Поведенческий компонент Э.А. Малолетко связывает с поведением, в котором он реализует образ жизни, отвечающий сохранению и укреплению здоровья – культивирование полезных и искоренение вредных привычек, рациональное питание, физическая активность и др. Содержание оценочно-рефлексивного компонента раскрывается «в способности осмысливать, анализировать и давать оценку своему отношению к здоровью» [15, с. 68].

Ценностное отношение к здоровью как структурное образование, включающее эмоциональный, когнитивный и мотивационно-поведенческий компоненты, определяет Л.В. Куликов. При этом ученый утверждает, что «отношение человека к своему здоровью представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния организма» [16, с. 175]. С позиции Л.В. Куликова, содержание когнитивного компонента образуют знания о позитивных и негативных факторах, оказывающих влияние на здоровье человека (как правильно питаться, как преодолевать вредные привычки, например). Эмоциональный компонент автор связывает с умением управлять своими эмоциями в различных ситуациях, связанных со здоровьем (например, во время болезни). Содержание мотивационного компонента образует потребность человека быть здоровым, побуждающая его к деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Итак, анализ предлагаемых учеными структур ценностного отношения личности к здоровью, показал, что, несмотря на разнообразие предлагаемых компонентов, они сводятся к трем аспектам – это знания, ценности, принимающие форму мотива деятельности и поведения и, собственно, само поведение человека. Тем самым мы определяем структуру ценностного отношения студентов к здоровью, включающую три компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий.

Содержание когнитивного компонента представлено знаниями. Прежде всего это знания о здоровье и способах его сохранения и укрепления, о здоровом образе жизни. Если обратиться к здоровью, то это знания о соматическом, физическом, психическом и нравственном здоровье человека.

Знание о здоровом образе жизни предполагает информацию о его компонентах и о способах его осуществления. Например, Г.Ф. Понкратенко и А.С. Ершовым выделяются такие компоненты здорового образа жизни, как: «рациональное питание; оптимальная для организма двигательная активность; соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов); предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек; повышение психоэмоциональной устойчивости; "содержательная жизнь" (смысл жизни)» [17, с. 110].

Содержание мотивационно-ценностного компонента определяется ценностями, принимающими форму мотивов деятельности студента по сохранению, укреплению и развитию здоровья («здоровье», «здоровый образ жизни», «ответственность», «самостоятельность»).

С позиции понимания здоровья как ценности интересным представляется выделение В.К. Волковым трех составляющих здоровья: способность адаптироваться, свобода реагирования, сущность человека. Ученый раскрывает значение здоровья как сущностного свойства личности и доказывает, что здоровье, «позволяет человеку сохранять высокую жизнеспособность и свободу в изменяющихся условиях среды, то есть быть свободным: здоровье – это способность жить свободно» [18, с. 45].

Необходимо отметить, что ценность «здоровье» является ценностью объективной. Однако, к сожалению, распространенной является ситуация, когда, человек отлично зная, что полезно для его здоровья, а что нет, выбирает то, что неполезно. Иными словами, относится безответственно к своему здоровью. А зачастую не только к своему, но и к здоровью окружающих (например, курение в присутствии других людей, особенно детей и т.д.). Именно поэтому ценность здоровья имеет и нравственный смысл.

Здоровый образ жизни как ценность определяется объективным и субъективным компонентами. Д.А. Кольцов дает следующую характеристику данным компонентам: «…объективный компонент – совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья; статусная роль в обществе, профессия, род занятий, продолжительность жизни и т.п. Субъективный компонент <…> – отношение субъекта к своему здоровью, выражающееся в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации в поведении по отношению к здоровью» [19, с. 29].

Важное значение в контексте мотивационно-ценностного компонента имеют также ценности «ответственность» и «самостоятельность».

Ю.М. Хрусталев связывает ответственность с выполнением человеком своего нравственного долга и правовых норм, со способностью совершать правильный моральный выбор [20, с. 52]. Приобщение студента к ценности «ответственность» позволит развить у него способность принимать на себя определенные обязательства как относительно собственного здоровья, так и относительно здоровья других людей. Ответственное отношение к здоровью побуждает к деятельности по его сохранению и укреплению.

Значение ценности «самостоятельность», трактуемой как «независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других» (Л.В. Жарова [21, с. 22]), в контексте проблемы формирования ценностного отношения студентов к здоровью заключается в том, что полноценная забота о собственном здоровье возможна только при деятельном участии самого человека.

Поведенческий компонент включает конкретные действия и поступки, способы деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья: целенаправленная и регулярная и физическая активность (регулярное посещение занятий физической культурой в вузе, посещение спортивных секций, ежедневная утренняя зарядка и др.), правильное питание (употребление полезных продуктов, сокращение или отказ от фаст-фуда и др.), систематическое закаливание (прогулки, водные процедуры и др.), соблюдение правил личной гигиены (поддержание тела в чистоте и др.), соблюдения режима дня (оптимальное сочетание сна, труда и отдыха), исключение вредных привычек (курение, алкоголь и др.).

Анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования ценностного отношения личности к здоровью, показал, что особыми возможностями в таком формировании имеет личностно-ориентированный подход в образовании.

В частности, положение о том, что формирование ценностного отношения обучающегося к здоровью возможно в условиях личностно ориентированного педагогического процесса, обосновывают А.А. Пашин и В.А. Кабачков [22, с. 47].

Исследователи подчеркивают, что именно в рамках такого процесса возможно создание основных факторов, способствующих эффективному формированию ценностного отношения обучающихся к здоровью. Это такие факторы, как 1) ценностно-ориентационное пространство, образуемое с помощью интегрирования разнообразных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в образовательном учреждении; 2) ценностно-ориентационная деятельность, дающая обучающемуся максимально возможную свободу выбора средств здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей деятельности; 3) рефлексия, позволяющая осуществлять самопознание в контексте деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

Дополняя идеи ученых о необходимости использования личностно ориентированного образовательного процесса в формировании ценностного отношения студентов к здоровью, отметим, что такое образование, как обращенное к личности обучающегося, являющейся его базовой ценностью, адресуясь к индивидуальному жизненному опыту здоровьеориентированного взаимодействия студента с окружающей действительностью во всех ее проявлениях, создает условия для становления личности студента, ориентированного на здоровьесбережение и здоровьеукрепление.

Содержание процесса формирования ценностного отношения студентов к здоровью определяется знаниями, ценностями, способами деятельности, образующими содержание соответствующих компонентов.

Формирование когнитивного компонента предполагает вооружение студентов знаниями о том, что представляют собой здоровье, здоровый образ жизни, способы его осуществления. При этом используются такие методы, как рассказ, объяснение, разъяснение.

Формирование мотивационно-ценностного компонента требует приобщения студентов к ценностям «здоровье», «здоровый образ жизни», «ответственность», «самостоятельности», что возможно с помощью методов этического диалога, дискуссии, примера, ситуации ценностного выбора.

Формирование поведенческого компонента направлено на овладение студентами способами осуществления здорового образа жизни, в котором реализуется ценностное отношение личности к здоровью. Здесь используются такие методы, как упражнение и приучение.

Приведем примеры того, каким образом возможно формирования ценностного отношения студентов к здоровью на занятиях физической культурой.

Занятия по физической культуры включают не только практическую часть, но и теоретическую (меньшую по времени). Теоретическая часть занятия позволяет под руководством преподавателя осуществляеть систематизацию представлений студентов о здоровье и о здоровом образе жизни, о философских, нравственных, этических и иных аспектах здоровья. Именно в рамках теоретической части занятия студенты овладевают знанием, образующим содержание когнитивного компонента ценностного отношения к здоровью, а также осмысливать ценности, определяющие содержание мотивационно-ценностного компонента.

Преподаватель сообщает студентам информацию, позволяющую вооружить их знаниями о том, каким образом соотносятся возрастные особенности человека и его физическое развитие, о значении нервной системы в управлении движениями и регуляции систем организма, о личной гигиене в процессе занятий физическим упражнениями, о предупреждении травматизма и т.д. Информация эта априори носит междисциплинарный характер, включая знания из анатомии, физиологии, биологии, психологии, медицины.

Важную роль при этом отводится методам рассказа, объяснения и разъяснения. Так при обосновании необходимости здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека используется метод объяснения. Например, после обращения внимания студентов на различные научные трактовки понятия «здоровья», преподаватель предлагает следующие высказывания: «В здоровом теле здоровый дух» и «Здоровое тело есть продукт здорового разума» (Б. Шоу) и задает вопрос: «Какой из этих девизов может быть взят за основу при организации собственной деятельности по сохранению и укреплению здоровья?» Далее разъясняется важность для человека всех компонентов здоровья в их единстве. Разъяснение основывается на прямом обращении к знаниям студентов, к их личностному опыту.

В целях приобщения студентов к ценностям, образующим содержание мотивационно-ценностного отношения студентов к здоровью, преподаватель процессе использования метода этического диалога подводит студентов к осознанию того, что форму мотивов деятельности приобретают ценности, образующие ценностную сферу сознания личности. При использовании данного метода, а также методов дискуссии, примера и ситуации ценностного выбора происходит наделение студентами информации о здоровье и о здоровом образе жизни смыслом, в результате чего здоровье, здоровый образ жизни приобретают для студентов значение ценности.

Использование ситуации ценностного выбора позволяет предъявлять студентам образ-образец физически, психологически и нравственно здоровой личности, создавать условия, в которых осуществляется реализация студентами ценностей «здоровье», «здоровый образ жизни», «ответственность», «самостоятельность», как основ обретения ими свободы в плане осуществления деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

В качестве примера ситуации ценностного выбора приведем такую.

В твоей учебной группе выделяется один студент: он интересный собеседник, очень харизматичный, веселый. Но круг общения у него достаточно тесный и попасть в него сложно, а ты бы этого очень хотел. И вот он неожиданно приглашает тебя к себе в гости на вечеринку. Ты очень рад. Но на вечеринке хозяин предлагает сигарету с травкой. Ты не хочешь, но понимаешь, что если отказаться, то общаться с тобой не будут. Как ты поступишь? Возможные варианты: возьму сигарету, так как не хочу быть изгнанным из компании; придумаю отговорку, например, скажу, что у меня сильная аллергия; просто скажу, что не хочу. Если тебя не устраивают предложенные варианты, опишите свой способ решения задачи. В процессе обсуждения данной ситуации идет поиск студентами факторов, разрушающих здоровье, и формируется негативное отношение к ним, создаются условия для реализации студентами ценности «здоровье».

Использование такого метода как ситуация ценностного выбора позволяет студентам осуществлять рефлексию своих действий и поступков по критерию их влияния на здоровье.

При формировании мотивационно-ценностного компонента ценностного отношения студентов к здоровью необходимо опиратся на положение о том, что только те ценности становятся личностными, индивидуальными для студента, которые присваиваются, «…становясь полноценными составляющими его сознания, входят в его структуру не только на уровне объективных значений, но и субъективных смыслов и чувственных образов. Именно такие ценности, становясь внутренним достоянием личности, ложатся в основу ее убеждений и имеют "выходы" в поведение личности, осуществляя его регуляцию» [23, с. 77].

Именно ценности принимают форму мотивов действий и поступков, образующих содержание поведенческого компонента ценностного отношения студентов к здоровью. Данный компонент формируется прежде всего с помощью таких методов, как упражнение и приучение. Например, при выполнении студентами различных упражнений на занятиях физической культурой необходимо обращать их внимание на роли того или иного упражнения в сохранении и укреплении здоровья.

Можно применять не только собственно физические упражнения, но и, к примеру, упражнение «Ассоциации». В процессе его выполнения студенты пытаются поставить себя на место современника, известного своими заслугами в той или иной сфере жизни, и характеризуют этого человека с позиции его отношения к своему здоровью. Подобные упражнения проводятся в рамках теоретической части занятия.

Что касается метода приучения, то он использовался, например, в процессе выработки у студентов полезных привычек. В частности, привычка правильного питания может формироваться через ведения дневника питания, который периодически обсуждается на занятиях.

Предъявляемые в связи с этим требования должны осознанно восприниматься студентами и стать внутренними нормами поведения, что во многом зависит от личности преподавателя, от его способности к созданию на занятиях физической культурой в вузе атмосферы сознательной дисциплины и взаимной ответственности.

×

Об авторах

Вячеслав Теодорович Волов

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: volovvt@mail.ru

доктор технических наук, доктор педагогических наук, доктор экономических наук, доктор социологических наук, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой естественных наук

Россия, г. Самара

Сергей Александрович Серпер

Самарский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sergeyserper@gmail.com

кандидат экономических наук, заведующий кафедрой физического воспитания и здоровья

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.
  2. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  3. Гуревич П.С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация. М.: МПСИ, 2007. 120 с.
  4. Бакурадзе О.М. Природа морального суждения. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1982. 84 с.
  5. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). В 3 ч. Ч. 1. Введение: философия и жизнь. СПб.: СПбГУ, 1997. 224 с.
  6. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967. 351 с.
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 584 с.
  8. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.
  9. Гальперин С.В. Мое мировидение. Курс лекций. М.: Издательство Российского открытого университета, 1992. 208 с.
  10. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Бурцева Е.В. Теоретические и методические основы формирования положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. 147 с.
  11. Рокич М. Верования, отношения, ценности. М.: Р. Валент, 2001. 240 с.
  12. Бачинин И.В., Бородина Е.Н., Погорелов С.Т. Формирование ценностного отношения к здоровью у обучающихся в процессе духовно-нравственного воспитания // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 105–114.
  13. Котова И.Б., Сухомлинова Е.Н. Опыт формирования ценностного отношения к здоровью у старших школьников // Гуманизация образования. 2012. № 2. С. 36–42.
  14. Масалова О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью. М.: КноРус, 2016. 184 с.
  15. Малолетко Э.А. Компоненты и критерии ценностного отношения подростка к здоровью // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2008. № 29 (129). С. 66–72.
  16. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
  17. Понкратенко Г.Ф., Ершов А.С. Проблема формирования здорового образа жизни школьников // Амурский научный вестник. 2015. № 4. С. 108–114.
  18. Волков В.К. Современные и традиционные оздоровительные системы // Теория и практика физической культуры. 1996. № 12. С. 45–47.
  19. Кольцов Д.А. Здоровый образ жизни как ценность современного человека // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2014. № 4 (45). С. 27–31.
  20. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 446 с.
  21. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 1993. 205 с.
  22. Пашин А.А., Кабачков В.А. Эффективность технологии формирования ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании подростков // Вестник спортивной науки. 2011. № 5. С. 47–50.
  23. Шмойлова Н.А. Формирование ценностного отношения к здоровью: психолого-педагогический аспект // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2020. Т. 20, № 3. С. 76–88.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Волов В.Т., Серпер С.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах