Советская историография периода «позднего сталинизма»: о культурно-просветительной работе в Красной армии в годы Великой Отечественной войны (22.06.1941–09.05.1945)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одной из существенной причин достижения победы советского народа в Великой Отечественной войне (22.06.1941–09.05.1945) стало то, что в Вооруженных силах Советского государства проводилась, причем перманентно, целенаправленно, активно, инициативно и творчески, партийно-политическая работа. Ее неотчуждаемой частью являлась культурно-просветительная работа, обладавшая небольшой долей самостоятельности. Исторические феномены, указанные выше, постоянно находились в сфере научных интересов советских ученых-историков. Между тем в постсоветской историографии они не стали проходить в научно-исследовательской практике в качестве значимых. В современной российской историографии начала XXI века такой перекос постепенно устраняется. Автор этого небольшого историографического исследования, выполненного в формате краткой научной статьи, выносит на суд научно-исторической общественности анализ советских историографических источников, выпущенных в свет в период «позднего сталинизма» (1945 – примерно первая половина 1950-х годов), то есть в то время, когда культ личности И.В. Сталина достиг своей высшей точки. Автор, раскрывая предмет своего исследования, всемерно учел историографическую ситуацию, сложившуюся в советской исторической науке в период «позднего сталинизма», – в частности, развитие историографии в системе координат сталинской теоретико-методологической парадигмы (причем еще более жесткой, нежели во второй половине 1930-х годов); незначительное количество историографических и исторических источников, что выпустили в свет в хронологических рамках, указанных выше, а также отсутствие собственно историографической разработки нашей проблемы. Статья выполнена с позиций современных теоретико-методологических подходов.

Полный текст

Работа историографа во многом напоминает работу землекопа.

Отжитая, жизнь лежит перед историком как сложный ряд слоев, скрывающихся один за другим.

Историография начинает свое изучение с верхнего и постепенно углубляется внутрь.

В.О. Ключевский [1]

 

Введение

Не стоит доказывать доказанное: в современной отечественной историографии начала XXI века проблематика истории Великой Отечественной войны (22.06.1941–09.05.1945) органически вписывается в экстенсионал, характерными чертами которого являются широта, глубина и многоаспектность. Между тем здесь обострилась до предела следующая историографическая ситуация: предметное поле истории Великой Отечественной войны стало полем жесткой, а временами и жестокой борьбы с ее фальсификациями, порожденными теми, кто позиционирует себя в качестве исследователей так называемой либеральной исторической школы. Их циничным нападкам, сопряженным с методологией, формами и методами информационно-психологической войны, подвергается, в том числе, и система партийно-политической работы в Вооруженных силах Советского государства [2, с. 160–170]. В тех Вооруженных силах, которые противостояли и в конечном итоге сокрушили нацистскую Германию и ее сателлитов. В такой современной историографической ситуации следует, как представляется автору настоящей статьи, наращивать усилия и темпы в дальнейшем собственно историографическом осмыслении многоаспектной исторической проблематики истории Великой Отечественной войны. Поэтому мы и вынесли на суд научно-исторической общественности тему, хотя и локальную, но все-таки собственно историографического характера. Речь здесь идет о кратком анализе истории изучения проблемы культурно-просветительной работы в Рабоче-крестьянской Красной армии (далее – РККА) в период Великой Отечественной войны в хронологических рамках 1945 г. – примерно первая половина 1950-х годов. Эти рамки охватывают период «позднего сталинизма», когда культ личности И.В. Сталина достиг высшей точки: провозглашен курс на коммунистическое строительство; резко укрепилась командно-административная система [3]; произошло жесткое идеологическое закрепощение общественного сознания и развертывание на данном фоне суровой борьбы с инакомыслием [4]. При этом необходимо подчеркнуть, что развитие советской исторической науки стало протекать в системе координат сталинской теоретико-методологической парадигмы, еще более жесткой, нежели во второй половине 1930-х годов [5].

Предмет исследования – взгляды советских историков на проблему культурно-просветительной работы в РККА в годы Великой Отечественной войны, оформленные в некотором количестве историографических источников, выпущенных в свет в период «позднего сталинизма» (1945 – примерно первая половина 1950-х годов). При этом подразумеваются:

  • под историографическими источниками – традиционные исторические источники, вовлеченные в процесс историографического анализа, результаты которого нашли отражение в различного рода научной, научно-популярной, публицистической литературе (монографии, книги, брошюры, статьи и пр.) [6, с. 501–509];
  • под традиционными историческими источниками – комплекс документов и материалов (нормативно-правовые акты, делопроизводственная документация, эго-документы, научно-справочные издания и пр.), отражающих какой-либо период истории [6, с. 501–509];
  • под культурно-просветительной работой – система мероприятий, проводимых командирами, политорганами, партийными и комсомольскими организациями по коммунистическому воспитанию и политическому просвещению личного состава, удовлетворению духовных запросов и организации досуга военнослужащих, рабочих и служащих Советской армии и Военно-морского флота (далее СА и ВМФ). Она являлась составной частью партийно-политической работы в Вооруженных силах Советского государства (правда, с определенной долей самостоятельности) [7];
  • под партийно-политической работой – идеологическая и организаторская деятельность военных советов, командиров, политорганов, партийных организаций СА и ВМФ. Она являлась составной частью руководства Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) вооруженными силами. Партийно-политическая работа рассматривалась в качестве теории и практики воспитания военнослужащих, организовывалась и проводилась как система мероприятий по реализации политики КПСС в СА и ВМФ [8, с. 683–684].

Основная часть

Наш историографический анализ следует предварить такими замечаниями принципиального характера:

  1. Невозможно добиться высокого качества раскрытия предмета исследования данной статьи, если предварительно не разобраться в степени научной разработанности рассматриваемой проблемы. Ведь она имеет, хотя и небольшую, но все-таки имеет, историю истории изучения, которая формировалась преимущественно в советской исторической науке. Так, отдельные фрагменты и сюжеты, правда, не очень объемные, размещены в фундаментальных обобщающих трудах по проблематике партийно-политической работы в Вооруженных силах Советского государства [9–11]. Причем наибольший объем информации напечатан в историческом очерке «Культурно-просветительная работа в Вооруженных Силах СССР, 1918–1973 гг.» [12]. Наличествуют также фрагменты и сюжеты, имеющие отношение к историографии истории изучения рассматриваемой в настоящей статье темы, и в специальной историографической монографии В.В. Рыбникова [13], и в специальной историографической статье Е.Т. Курганского [14, с. 65–70]. При этом необходимо подчеркнуть следующее обстоятельство исключительно принципиального характера: на научные работы, о которых идет речь выше, оказала непосредственное влияние специфика феномена советской историографии, сердцевиной которого являлись идеологизация и политизация, степень которых доходила даже до потери здравого смысла [15; 16, с. 146–168; 17, с. 38–41]. В постсоветской историографии, когда произошла некая смена приоритетов, исследование проблем партийно-политической работы в РККА в годы Великой Отечественной войны ушло на периферию научно-исторической жизни. Тема нашего исследования не получила достаточно полного собственно историографического осмысления (не говоря уж о переосмыслении). Но в современной (начало XXI в.) российской историографии наметилась тенденция к оживлению усилий ученых в историографическом осмыслении и переосмыслении рассматриваемой нами темы. Так, Л.Н. Мазур установила особенности отражения военной тематики в отечественной историографии сталинской эпохи (1930-е – первая половина 1950-х годов) [18, с. 123–133]. Но история истории изучения проблемы культурно-просветительной работы в период Великой Отечественной анализируется пока что в комплексе с другими проблемами [19; 20, с. 200–211]. В то же время нельзя не отметить, что в отечественной исторической науке начала XXI века происходит собственно историографическое осмысление и переосмысление проблемы культурно-просветительной работы в период Великой Отечественной войны на основе новых теоретико-методологических подходов, которые утвердились в современной исторической науке [21; 22, с. 184–195; 23, с. 13–38; 24, с. 3–28].

Таким образом, историография истории изучения рассматриваемой темы не получила достаточно глубокой историографической разработки. Но при этом следует сделать такое дополнение: современная российская историография Великой Отечественной войны носит незавершенный характер. Она развивается динамично.

  1. В условиях позднего сталинизма в развитии советской исторической науки имела место тенденция к расширению научной работы по изучению истории минувшей Великой Отечественной войны [25–28]. Большой вклад внесли здесь, начиная с 1946 г., Управление по изучению опыта войны, а с 1949 г. – Военно-историческое управление, а с 1953 г. – Военный отдел Военно-научного управления Генерального штаба Советской Армии, Главного штаба ВМФ и Главного штаба ВВС, военно-исторические отделения и группы ряда управлений Министерства обороны СССР, Институт истории АН СССР. Интенсивно исследовалась история Великой Отечественной войны в вузах страны [29]. И как итог – за первое послевоенное десятилетие в СССР опубликовали по истории Великой Отечественной войны около 1200 книг, брошюр, журнальных статей [30, с. 403]. Небезынтересные подсчеты провела (в контексте изложенного выше) современный ученый Л.Н. Мазур: всего в 1946–1950 гг. при общем сокращении числа публикаций почти в два раза удельный вес исторических и военно-исторических изданий вырос и составил 40,5%. В первой половине 1950-х гг. растет число публикаций военных историков, посвященных обобщению опыта военных действий, истории родов войск, отдельных дивизий. В 1951–1955 гг. 47,1% составили военно-исторические и исторические издания [18, с. 128]. Между тем эти работы выполнялись на источниковой базе, в которой слабо была представлена ее архивная составляющая. Ведь доступ к архивным документам затруднили до крайних пределов, что вполне вписывалась в логику «позднего сталинизма». Конечно, издали и документальные сборники. Но в ряде из них допускалось дублирование, так как многие документы и материалы публиковались в военной периодике 1941–1945 гг. [31–34]. В источниковую базу разработки нашей темы вошли и эго-документы [35]. Однако следует признать, что они составили в ней незначительный массив. Ведь в первое послевоенное десятилетие вышло в свет немногим более 100 мемуарных произведений [36, с. 343], в то время как в годы Великой Отечественной войны выпустили в свет 85 мемуаров [36, с. 339]. Простые арифметические подсчеты демонстрируют, что в среднем мемуаров в первое послевоенное десятилетие издавалось за год меньше, чем за четыре года Великой Отечественной войны. Объяснение такой ситуации дал в своей монографии современный исследователь В.Я. Ефремов: участникам войны нужно было переосмыслить события недавних дней. «Временная же дистанция для этого – недостаточная. А экстремальных условий войны – больше нет…» [29, с. 270–271]. Автор этой статьи солидаризируется с подобным мнением ученого. Думается, что это объяснение В.Я. Ефремова ставит под сомнение положение, выдвинутое советским историком В.С. Голубцовым, о том, что «вскоре после войны началась в более значительных размерах публикация воспоминаний участников войны» [37, с. 18].
  2. Жесткая сталинская теоретико-методологическая парадигма доводилась до ученых-историков посредством редакционных публикаций в специальных научных журналах [38, с. 3–9]. Так, в редакционной статье «О задачах историков в борьбе с проявлениями буржуазной идеологии», опубликованной в 1949 г. в журнале «Вопросы истории», содержатся политические, а не научные установки по «разоблачению буржуазной идеологии» [39, с. 3–13]. Историки, соответственно, стали опасаться анализировать в качестве историографических источников иностранные публикации о Великой Отечественной войне (правда, их и так в Советском Союзе издавали крайне мало). Зато исследователей обязали опираться на «Краткую биографию И.В. Сталина» [40]. Также являлась обязательной сверка историков с речами, приказами И.В. Сталина за период Великой Отечественной войны. Они издавались массовыми тиражами в виде брошюр под названием «Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза» Всего опубликовали несколько таких изданий. Каждое из них отличалось объемом и начиналось с обращения И.В. Сталина к советскому народу, которое прозвучало по радио 3 июля 1941 г. [41]. В брошюру были включены также поздравительные приказы и интервью с зарубежными корреспондентами. Ее объем от издания к изданию менялся: пятое издание содержало тексты приказов и речей И. Сталина за все годы войны [42]. Все это сковывало творческую инициативу ученых-историков. Так, в сборнике материалов по истории Великая Отечественной войны, который И.И. Минц разработал в помощь слушателям политшкол, основное внимание уделено популяризации высказывании И.В. Сталина о войне – посредством преимущественно больших по объему цитат [43].

Между тем несмотря на столь сложную и противоречивую историографическую ситуацию – непосредственное порождение «позднего сталинизма», – проблема культурно-просветительной работы в годы Великой Отечественной войны получила некоторую научную разработку. Правда, оговоримся сразу: до собственно историографического ее осмысления дело не дошло, что, собственно говоря, и не должно удивлять. Ведь историография, как известно, наука дистанционная. Но в первое послевоенное десятилетие еще не было накоплено достаточное количество исторических исследований, которые можно было бы подвергнуть собственно историографическому осмыслению.

Проблемой культурно-просветительной работы в Красной армии в годы Великой Отечественной войны занялась группа Главного политического управления. Перед ней поставили цель – обобщение опыта идейно-политического воспитания личного состава Советских Вооруженных сил в годы Великой Отечественной войны. Внесли здесь свой вклад преподаватели и Военно-политической академии имени В.И. Ленина, и Военно-педагогического института имени М.И. Калинина. Не остались в стороне и преподаватели из гражданских вузов нашей страны. Подобный организационный алгоритм обеспечил разработку именно научных трудов, в которых нашли то или иное отражение и ряд аспектов проблемы культурно-просветительной работы в Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Например, Н. Игнатьев в своей монографии, предметом исследования которой стала история партийно-политического аппарата армии, уделил внимание и тому, как перестраивалась организационная структура, которая в годы Великой Отечественной войны отвечала в рамках системы партийно-политической работы за ее культурно-просветительную составляющую. Ясно, что этот научный труд явно перенасыщен цитатами И.В. Сталина. Но по-другому тогда и быть не могло [44]. Примерно по такому же алгоритму выполнил научную работу С.В. Доншин, в которой он осветил назначение политических органов и особенности партийного строительства в Вооруженных Силах Союза СССР. Причем этот исследователь, по сравнению с монографией Н. Игнатьева, осветил в меньшем объеме роль политических органов в организации культурно-просветительной работы в годы Великой Отечественной войны [45].

В небольшой статье В.Г. Кочененко (опубликована на украинском языке. – С.Т.), посвященной анализу мероприятий компартии, направленных на усиление партийно-политической работы среди воинов Красной армии в первый период Великой Отечественной войны в июне 1941 – ноябре 1942 гг., имеется фрагмент о культурно-просветительной работе. Его историк сопряг с агитационной работой, в которую активно включились и солдатские клубы [46, с. 32–41]. С. Рогинский, освещая проблему функционирования периодической печати в годы Великой Отечественной войны, уделил здесь внимание тому, как некоторые аспекты культурно-просветительной работы освещались в военной периодике. Однако конкретных форм и методов культурно-просветительной работы историк не раскрыл [41, с. 23–34].

Представляется важной такая констатация: в период позднего сталинизма издали монографию Г. Уткина, предметом исследования которой стала политическая работы в конкретной операции Великой Отечественной войны – форсирование Днепра. Автор монографии, положив в ее основу большой фактографический материал, который он извлек, в подавляющем своем большинстве, из открытых источников, проанализировал деятельность политических органов в качестве организаторов политического обеспечения форсирования Днепра. Приоритетными для ученого стали такие аспекты, как подбор и расстановка кадров политсостава, партийного и комсомольского актива, их эшелонирования по боевым порядкам войск. Раскрыты формы и методы обеспечения неукоснительного соблюдения норм воинской дисциплины в боевой обстановке. Много уделено внимания агитационно-пропагандистской работе. Именно здесь и раскрываются отдельные аспекты и культурно-просветительной работы, причем с кратким освещением ее некоторых форм и методов – в частности, роли клубов в организации досуга военнослужащих в период коротких оперативных пауз. Между тем эта монография посвящена исследованию локальной проблемы. Значит, ученый не смог выйти на высокий уровень научных обобщений, в особенности по проблеме культурно-просветительной работы [48].

В постановочном плане тема культурно-просветительной работы в РККА в годы Великой Отечественной войны нашла отражение в работах, выполненных в историко-партийном ключе, в которых обосновывается выдающаяся роль правившей в СССР компартии в разгроме нацистской Германии и ее сателлитов. Учитывая, что такие труды выполнены в историко-партийном ключе, становится ясным, почему в них цитат И.В. Сталина и цитат из партийных документов еще больше, чем в других исследованиях. Наша же тема упоминается тогда, когда речь идет о партийно-политической работе, да и то до предела обобщенно [49; 50]. Это же самое можно сказать и об учебном издании А.П. Логинова [51].

Историографический анализ позволяет заключить, что тема культурно-просветительной работы в годы Великой Отечественной войны получила научную разработку в работах, посвященных выявлению роли и места культурно-просветительных учреждений, в удовлетворении культурных нужд и запросив красноармейцев на всех фронтах. Здесь можно выделить следующие виды публикаций:

1) работы, изданные по отдельности, в которых анализируется деятельность театров в годы Великой Отечественной войны [52];

2) работы, изданные по отдельности, в которых анализируется состояние искусства в годы Великой Отечественной войны [53; 54];

3) сборники статей, в которых освещаются некоторые аспекты истории советских театров в период Великой Отечественной войны [55–58].

Для историографического анализа проблемы, попавшей в сферу научных интересов автора настоящей статьи, во всех трех группах публикаций представляют интерес фрагменты и сюжеты (причем, они относительно объемные) о работе артистов в составе фронтовых бригад. Контент-анализ фрагментов, указанных выше, проведенный нами (за единицу подсчета брался один абзац публикации), показал, что более чем в 74% текста подчеркивается значимость выступлений артистов перед бойцами на фронтах в период оперативных пауз, а также и в госпиталях, для подъема боевого настроя воинов Красной армии. Разумеется, здесь налицо вся «цитатная атрибутика» периода позднего сталинизма.

Выводы

Исследование показало следующее:

  • – во-первых, оценивая достижения советской историографии по рассматриваемой проблеме в период «позднего сталинизма», можно утверждать следующее: наметилось некоторое оживление к ее научному исследованию (если сравнивать с периодом 22.06.1941–09.05.1945 гг.). Но это не переросло в большое количественное приращение соответствующих историографических источников. А те из них, что все-таки выпустили в свет, несли на себе неизгладимую печать негативных методологических реалий «позднего сталинизма», сердцевиной которых являлись идеологизация и политизация, которые доходили порою до потери здравого смысла;
  • – во-вторых, тема культурно-просветительной работы в Красной армии в годы Великой Отечественной войны не рассматривалась отдельно по-целевому. Ее включали в качестве одного из аспектов преимущественно в комплекс проблематики партийно-политической работы. Причем в текстах таких работ, как правило, отсутствовали взвешенные научно-практические рекомендации, что, видимо, обусловливалось наличием локальной проблематики исследования;
  • – в-третьих, историографические источники, имеющие как прямое, так и косвенное отношение в нашей теме, были выполнены на источниковой базе, архивная составляющая которой находилась в подавляющем меньшинстве. А ведь именно архивные документы и материалы, особенно делопроизводственного характера, играют роль, выражаясь фигурально, своеобразного «арбитра достоверности». Ведь из несекретных публикаций, размещенных преимущественно в официальной периодике, не представлялось возможным получить достоверную и полную информацию, так как периодическая печать находилась под жестким цензурным прессом;
  • – в-четвертых, собственно историографическое осмысление проблемы культурно-просветительной работы в качестве неотъемлемой и составной части партийно-политической работы в Красной армии отсутствует.
×

Об авторах

Сергей Александрович Трибунский

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: ser.6791@yandex.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры российской истории

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Ключевский В.О. Записная книжка // Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Т. IX. Материалы разных лет. М.: Мысль, 1990. С. 375–406.
  2. Ипполитов Г.М., Репинецкий А.И., Репинецкая Ю.С. Отпор покушению на подвиг народа. Против фальсификаций истории Великой Отечественной войны. М.: Директ-медиа, 2020. 446 с.
  3. Сизов С.Г. Интеллигенция и власть в советском обществе в 1946–1964 гг. (на материалах Западной Сибири). В 2-х ч. Ч. 1. «Поздний сталинизм» (1946 – март 1953 гг.). Омск: Изд-во СибАДИ, 2001. 224 с.
  4. О журналах «Звезда» и «Ленинград»: Из постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. О репертуаре драматических театров и мерах его улучшения: Постановление ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. О кинофильме «Большая жизнь»: Постановление ЦК ВКП(б) от 4 сентября 1946 г. Об опере «Великая дружба» В. Мурадели: Постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. М.: Госполитиздат, 1950. 32 с.
  5. Тихонов В.В. Идеологические кампании «позднего сталинизма» и советская историческая наука (середина 1940-х – 1953 г.). М.; СПб.: Нестор-История, 2016. 424 с.
  6. Ипполитов Г.М. Классификация источников в проблемно-тематических историографических исследованиях и некоторые методологические подходы к их анализу // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 3 (2). С. 501–509.
  7. Словарь военных терминов / сост. А.М. Плехов. М.: Воениздат, 1988. 335 с.
  8. Партийно-политическая работа в Вооруженных силах СССР // Военный энциклопедический словарь. М.: Эксмо, 2007. С. 683–684.
  9. Идеологическая работа в Вооруженных Силах СССР: историко-теоретический очерк / под ред. А.А. Епишева. М.: Воениздат, 1983. 344 с.
  10. Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах СССР (1918–1973 гг.): исторический очерк / под ред. А.А. Епишева. М.: Воениздат, 1974. 366 с.
  11. Политорганы Советских Вооруженных Сил: Историко-теоретический очерк / под ред. Г.В. Средина. М.: Воениздат, 1984. 400 с.
  12. Культурно-просветительная работа в Вооруженных Силах СССР, 1918–1973 гг.: исторический очерк. М.: Воениздат, 1974. 346 с.
  13. Рыбников В.В. Деятельность КПСС по интернациональному воспитанию советских воинов: историографическое исследование. М.: ВПА, 1986. 197 с.
  14. Курганский Е.Т. Освещение в литературе партийно-политической работы в армии при освобождении Левобережной Украины от немецко-фашистских захватчиков // Вопросы общественных наук. Вып. 34. Киев, 1978. С. 65–70.
  15. История и сталинизм: сб. ст. / сост. А.Н. Мерцалов. М.: Политиздат, 1991. 448 с.
  16. Афанасьев Ю. Феномен советской историографии // Отечественная история. 1996. № 5. С. 146–168.
  17. Ипполитов Г.М. Еще раз о феномене советской историографии // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 11–12. С. 38–42.
  18. Мазур Л.Н. Война и историческая наука: особенности отражения военной тематики в Отечественной историографии сталинской эпохи (1930-е – первая половина 1950-х годов) // Вестник Пермского университета. История. 2022. Вып. 1 (56). С. 122–133. doi: 10.17072/2219-3111-2022-1-122-133.
  19. Храмкова Е.Л. Культура России периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: историографические очерки. Самара: Науч.-техн. центр, 2001. 317 с.
  20. Куманев Г.А., Сератзединов Б.У. К вопросу об отечественной историографии изучения агитационно-пропагандистской работы в период битвы за Сталинград // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23, № 2. С. 199–211. doi: 10.15688/jvolsu4.2018.2.18.
  21. Историческая наука сегодня: Теории, методы, перспективы / под ред. Л.П. Репиной. 2-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2012. 608 с.
  22. Ипполитов Г.М. Историографический факт и историографический источник как категории исторической науки: непростая диалектика // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 1. С. 184–195.
  23. Ипполитов Г.М., Филатов Т.В. Объект, предмет, субъект исторического исследования в зеркале методологии исторической науки. Статья первая. Объект и предмет исторического исследования как методологическая проблема // Клио. 2022. № 1 (181). С. 13–27. doi: 10.51676/2070-9773_2022_01_13.
  24. Ипполитов Г.М., Филатов Т.В. Формационно-цивилизационный подход к познанию истории: симбиоз или приемлемый исследовательский алгоритм? Дискуссионные рассуждения (статья первая) // Клио. 2019. № 4 (148). С. 13–27.
  25. Захаров В.А. Очерк начального периода Великой Отечественной войны. М.: Тип. ВПА, 1949. 40 с.
  26. Анисимов И.Ф., Кузьмин Г.Ф. Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945. М.: Воениздат, 1952. 192 с.
  27. Воробьев Ф.Д., Кравцов В.М. Победы Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне: 1941–1945: Краткий очерк. М.: Воениздат, 1953. 432 с.
  28. Голиков С.З. Выдающиеся победы Советской Армии в Великой Отечественной войне. 2-е изд., испр. и доп. М.: Госполитиздат, 1954. 311 с.
  29. Ефремов В.Я. Деятельность властных структур по укреплению морального духа Вооруженных сил Советского государства. Историографическое исследование. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2007. 380 с.
  30. История Великой Отечественной войны: В 6 т. Т. 6. Итоги Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1965. 652 с.
  31. Важнейшие законы и постановления Советского государства за время Великой Отечественной войны. М.: Воен. изд-во нар. Комиссариата обороны СССР, 1946. 116 с.
  32. Пропаганда и агитация в решениях и документах ВКП(б): 1900–1946 гг. М.: Госполитиздат, тип. «Красный пролетарий», 1947. 590 с.
  33. О партийной и советской печати: сб. документов. М.: Правда, 1954. 692 с.
  34. Битва за Тулу: сб. мат-лов и документов. 2-е изд., испр. Тула: Обл. кн. изд-во, 1951. 288 с.
  35. Дорохин Н. По дорогам войны. Артисты МХАТ на фронте. М.: Искусство, 1950. 115 с.
  36. Очерки советской военной историографии. М.: Воениздат, 1974. 413 с.
  37. Голубцов В.С. Мемуары как источник по истории советского общества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. 114 с.
  38. К разработке истории Великой Отечественной войны Советского Союза // Вопросы истории. 1955. № 5. С. 3–9.
  39. О задачах историков в борьбе с проявлениями буржуазной идеологии // Вопросы истории. 1949. № 2. С. 3–13.
  40. Иосиф Виссарионович Сталин: краткая биография. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ОГИЗ, 1947–1948. 244 с.
  41. Сталин И.В. Выступление по радио 3 июля 1941 г. // Правда. 1941. 4 июля.
  42. Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. Изд. 5-е. М.: Госполитиздат, 1947. 160 с.
  43. Минц И.И. Великая Отечественная война Советского Союза: в помощь слушателям политшкол: сб. мат-лов. Челябинск: Челябгиз, 1947. 71 с.
  44. Игнатьев Н. История партполитаппарата Вооруженных сил СССР. М., 1947. 112 с.
  45. Доншин С.В. Назначение политических органов и особенности партийного строительства в Вооруженных Силах Союза СССР. М., 1948. 98 с.
  46. Кочененко В.Г. До питання про заходи КПРС в посиленнi партiйно-полiтичноï работи серед воïнiв Радяньскоï Армии в першиï перiод Великоï Вiтчизняноï вiйни (червень 1941 – листопад 1942 рр.) // Наук. зап. Чернiвецкий держ. ун-та. 1954. Т. 35. С. 22–31.
  47. Рогинский С. Периодическая печать в годы Великой Отечественной войны // Исторический журнал. 1945. № 5. С. 23–34.
  48. Уткин Г. Политическое обеспечение форсирования Днепра. Воронежский фронт. М., 1953. 128 с.
  49. Кукин Д.М. Партия большевиков – вдохновитель и организатор победы в Великой Отечественной войне Советского Союза. М.: Тип. ВПА, 1947. 48 с.
  50. Чашников И.П. Коммунистическая партия Советского Союза – вдохновитель и организатор победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.). М.: Знание, 1955. 32 с.
  51. Логинов А.П. Партия большевиков в период Великой Отечественной войны Советского Союза (июнь 1941–1945 гг.): Лекции по 14-й теме курса истории ВКП(б). М., 1951. 158 с.
  52. Карская Т.Л. Театр и война. Л.; М., 1948. 103 с.
  53. Прозоровский Л.М. Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны. М.–Л.: Искусство, 1949. 236 с.
  54. Данилевич А. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. М.–Л.: Музгиз, 1948. 174 с.
  55. Большаков И. Советское искусство в годы Великой Отечественной войны. М.: Госкиниздат, 1950. 233 с.
  56. Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны: сб. ст. / под ред. Т.Я. Карской. М.–Л.: Искусство, 1948. 552 с.
  57. Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны: сб. ст. М.–Л.: 20-я тип. Союзполиграфпрома, 1949. 170 с.
  58. Театральный альманах: сб. ст. и мат-лов. Т. 1, ч. 3. М.: ВТО, 1946. 273 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Трибунский С.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.